Фиат альбеа (2005+). СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ, ОТОПЛЕНИЯ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ

Фиат альбеа (2005+). СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ, ОТОПЛЕНИЯ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ


ОСОБЕННОСТИ

УСТРОЙСТВА

Система отопления, кондициони­рования и вентиляции, которой ос­нащен автомобиль, обеспечивает комфортные условия в салоне при любой погоде.

Для того чтобы система могла на­гревать или охлаждать воздух, дви­гатель автомобиля должен работать.

Система вентиляции салона ав­томобиля Fiat Albea приточно-вы­тяжного типа.

Решетка воздухозаборника рас­положена в коробе перед ветровым стеклом. Приток воздуха осуществ­ляется через воздухозаборник за счет напора встречного потока и принудительно при включении электрического вентилятора 6 (см. рис. 12.2) системы отопления, кон­диционирования и вентиляции.

Вы можете отрегулировать на­правление потоков воздуха, по­ступающих в салон из централь-


ных и боковых вентиляционных решеток. Направьте воздух в же­лаемом направлении, перемещая рычаги дефлекторов сопел вле­во-вправо или вверх-вниз. Цент­ральные и боковые сопла можно открывать и закрывать с помощью регуляторов, расположенных ря­дом с ними.

Вытяжная вентиляция кузова осуществляется через дефлекто­ры с клапанами, установленными под накладкой заднего бампера справа по направлению движения автомобиля.


Рис. 12.1. Блок системы отопления (кондиционирования) и вентиляции: 1 - воздуховод левого вентиляционного сопла; 2 - центральный верхний воздуховод; 3 - воздуховод сопел обдува ветрового стекла; 4 - корпус климатическо­го блока; 5 - воздуховод правого вентиляционного сопла; б - колодки разъемов климатического блока; 7 - тяга при­вода заслонки регулировки температуры; 8 - тяга привода заслонки рециркуляции воздуха; 9 - короб подачи воздуха к задним пассажирским местам; 10 - тяга привода заслонок распределения воздушных потоков; 11 - механизм приво­да заслонок распределения воздушных потоков



На автомобиле Fiat Albea управле­ние системой отопления и вентиля­ции салона выполнено автономно от системы кондиционирования воздуха при выполнении функции обогрева и вентиляции салона, уда­ления инея и конденсированной влаги с ветрового стекла, а также обдува стекол дверей. В то же время основные элементы отопителя работают и при включении кондици­онера. Узлы отопителя и теплооб­менник испарителя кондиционе­ра выполнены в одном блоке (рис. 12.1). Схема движения воздуха в блоке отопления и кондициониро­вания воздуха показана на рис. 12.2. Основные узлы отопителя:

- теплообменник (радиатор) 3 (см. рис. 12.2) отопителя, предназ­наченный для нагрева поступаю­щего в салон воздуха теплом ох­лаждающей двигатель жидкости;

- вентилятор (нагнетатель) 6 с электрическим приводом, обес­печивающий регулируемую пода­чу наружного воздуха к заслонкам отопителя и кондиционера;



Рис. 12.2. Схема движения воздуха в блоке отопления и кондиционирования воздуха: 1 - заслонка отопите­ля/обдува стекол; 2 - верхняя заслонка распределения воздуха; 3 - теплообменник отопителя; 4 - заслонка регуля­тора температуры воздуха; 5 - теплообменник испарителя кондиционера; б - электродвигатель вентилятора (элект­ропривод нагнетателя); 7 - входная заслонка; 8 - нижняя заслонка распределения воздуха; 9 - воздуховод конди­ционера; 10 - сопла обдува ветрового стекла; 11 - сопло обдува боковых стекол; А - положение заслонки для пода­чи воздуха из салона; В - положение заслонки для подачи наружного воздуха


Рис. 12.3. Панель управления отоплением и кондици­онированием воздуха: 1 - рукоятка регулятора темпе­ратуры воздуха; 2 - кнопка выключателя кондиционера; 3 - переключатель режимов работы вентилятора; 4 - вы­ключатель режима рециркуляции воздуха; 5 - переклю­чатель распределения потоков воздуха


На рис. 12.3 показана панель уп­равления отоплением и кондицио­нированием воздуха в салоне, ус­тановленная на консоли панели приборов.

Назначение и работа органов уп­равления кондиционером описаны в разд. 1 «Устройство автомобиля», см. «Отопление (кондиционирова­ние) и вентиляция салона», с. 23.

Переключатель 3 (см. рис. 12.3) режимов вентилятора, работающий независимо от положения регулято­ров распределения воздуха и тем­пературы, управляет скоростью вентилятора, изменяя напряжение в цепи питания электродвигателя.

Переключатель 5 распределения потоков воздуха и регулятор 1 тем­пературы управляют заслонками отопителя и связаны с заслонками тягами 7 и 10 (см. рис. 12.1).

Рециркуляцией воздуха управ­ляют с помощью выключателя 4 (см. рис. 12.3), связанного с за­слонкой тягой 8 (см. рис. 12.1).

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Следует помнить, что длительное ис­пользование системы рециркуляции приводит к накоплению в салоне авто­мобиля продуктов дыхания и диском­фортному состоянию пассажиров. По­этому рекомендуется включать режим рециркуляции только в случае необхо­димости, например при движении по местности с задымленной или за­грязненной атмосферой. Как только необходимость изоляции салона авто­мобиля от атмосферы отпадет, выклю­чите режим рециркуляции воздуха.

Не следует применять режим рецирку­ляции в холодную погоду во избежание конденсации влаги и образования льда на стеклах окон.

Системой кондиционирования воздуха управляют расположен­ным на панели выключателем 2 (см. рис. 12.3).


ПРИМЕЧАНИЕ

Кондиционер не включается, если пе­реключатель режимов работы вентиля­тора установлен в положение «О» (вен­тилятор выключен). Это предусмотрено конструкцией и не является признаком неисправности.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Система кондиционирования заправле­на хладагентом под высоким давлени­ем. Попадание жидкого хладагента на кожные покровы человека вызывает сильное обморожение. Поэтому все ра­боты, связанные с обслуживанием, ре­монтом или демонтажем элементов си­стемы кондиционирования, проводите по возможности в специализированных сервисных центрах, располагающих профессиональным технологическим оборудованием. При проведении работ своими силами принимайте меры пре­досторожности. Работайте в защитных очках.

Принципиальная схема движе­ния хладагента в системе конди­ционирования воздуха приведена на рис. 12.4.

В систему кондиционирования воздуха входят следующие эле­менты.


1. Компрессор 7 (см. рис. 12.4) с ременным приводом от шкива коленчатого вала двигателя. В шкив компрессора встроено фрикционное электромагнитное сцепление, отключающее вал компрессора от шкива или соеди­няющее их при работе кондициг нера по сигналу электрони блока управления двигателем. .


Рис. 12.4. Принципиальная схема движения хладагента в системе кондиционирования воздуха: 1 - комбиниро­ванный датчик давления; 2 - трубопровод линии высокого давления; 3 - ресивер (осушитель); 4 - сервисный клапан линии высокого давления; 5 - конденсор (радиатор кондиционера); 6 - вентилятор конденсора и радиатора системы охлаждения; 7 - компрессор кондиционера; 8 - трубопровод линии низкого давления; 9 - сервисный клапан линии низкого давления; 10 - вентилятор отопителя; 11 - испаритель; 12 - терморегулирующий вентиль


ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Если система исправна, во время включения кондиционера раздается щелчок - это муфта под действием электромагнита входит в зацепление со шкивом привода, и начинает вра­щаться ротор компрессора.

Но в процессе эксплуатации кондицио­нера могут возникнуть следующие не­исправности компрессора.

1. Если при выключенном кондиционе­ре муфта во время вращения издает посторонние звуки, греется или появ­ляется запах гари, то, вероятно, начал разрушаться ее подшипник.

В этом случае:

- если муфта приводится отдельным ремнем, ремень надо снять (предвари­тельно заглушив двигатель). После этого можно спокойно добраться до сервисного центра и заменить под­шипник. В некоторых запущенных слу­чаях может потребоваться замена муф­ты компрессора или составляющих ее частей, но это не самое страшное;


- если муфта приводится от общего рем­ня привода вспомогательных агрегатов, то, возможно, предусмотрена другая схема разводки ремня (в обход муфты компрессора). В случае удачного обход­ного маневра можно ехать на замену подшипника. Если обойти муфту ком­прессора не удается, то все равно надо каким-то образом добраться до сервис­ного центра и заменить подшипник.

2. Если после включения кондиционера щелчка не слышно, то возможны следу­ющие неполадки:

- произошла утечка хладагента, и элек­трическая схема управления блокирует включение компрессора;

- вышел из строя датчик давления в си­стеме;

- нарушена электросхема управления;

- сгорела катушка электромагнитной муфты;

- блок управления двигателем по ка- кой-либо причине заблокировал вклю­чение компрессора.

3. Если муфта вращается легко и сво­бодно, но при включении кондиционера


отчетливо слышны посторонние шумы или даже глохнет двигатель, то, скорее всего, заклинило компрессор. Внутрен­няя насосная часть компрессора ремон­ту не подлежит. В этом случае компрес­сор придется заменить.

4. И последний, самый коварный вари­ант. Щелчок раздается, муфта легко вра­щает вал компрессора, а прохлады в са­лоне нет. В этом случае только кажется, что компрессор работает, а в действи­тельности он ничего не перекачивает. Ус­тановить истину может только опытный специалист при наличии контрольно-ди­агностического оборудования.

Во всех этих случаях точно определить причину неисправности можно после полной диагностики в специализиро­ванном сервисном центре по ремонту автомобильных кондиционеров.

2. Конденсор (радиатор конди­ционера) 5, расположенный перед радиатором системы охлаждения двигателя и имеющий змеевик с развитым оребрением, для быст­рой конденсации паров сжатого компрессором хладагента и отво­да выделяющегося при этом тепла.

3. Вентилятор 6, общий с систе­мой охлаждения двигателя, распо­ложен позади блока радиаторов. При включении кондиционера блок управления двигателем изменяет алгоритм работы вентилятора с целью улучшения теплообмена в конденсоре и снижения давления в системе кондиционера.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Не реже одного раза в год, лучше перед началом летней эксплуатации, промы­вайте оребрение сот конденсора от на­липшей грязи, пыли и противогололед­ных реагентов. Это улучшит теплообмен, снизит давление в системе и увеличит срок службы элементов системы.

Не применяйте для мойки конденсора моющие установки со струей воды под высоким давлением. Это может приве­сти к повреждению тонкостенных плас­тин оребрения.

до 25-30 атм.

Кроме того, следует учитывать слож­ную структуру трубки конденсора: вдоль она разделена перегородками на каналы, поэтому велика вероят­ность, что после сварки часть каналов будет перекрыта. Соответственно упа­дет рассеиваемая мощность и ухудшит­ся работа кондиционера, особенно в пробках и в жаркую погоду.

После каждого эксперимента с латани­ем конденсора нужно будет оплатить сварку, монтаж-демонтаж конденсора и заправку системы хладагентом. Так что лучше сразу установить новый. Вместо дорогого оригинального вполне можно купить более дешевый конден­сор от авторизованных производителей запасных частей.


4. Терморегулирующий вентиль

12 блочного типа расположен в кор­пусе испарителя. Клапан прикреп­лен к трубопроводам с помощью фланцевых соединений. Пройдя че­рез дросселирующее отверстие в корпусе клапана, жидкий хладагент резко снижает свое давление и на­чинает кипеть. В корпусе клапана установлен регулирующий элемент, изменяющий проходное сечение дросселирующего отверстия в зави­симости от давления и температуры хладагента. Регулирующий элемент настраивается на заводе-изготови­теле и в процессе эксплуатации регулировке не подлежит.


5. Теплообменник испарите­ля 11. Жидкий хладагент теплооб­менника конденсора через дрос­сельный патрубок поступает в теплообменник испарителя, рас­положенный в блоке отопителя. В теплообменнике жидкость пере­ходит в газообразное состояние, поглощая тепло. Влага, содержа­щаяся в воздухе, поступающем к теплообменнику, конденсирует­ся на его поверхности, стекает с испарителя и удаляется из блока отопителя. Из теплообменника испарителя газообразный хлад­агент с примесью капель холо­дильного масла по трубопроводу поступает в компрессор конди­ционера.


6. Датчик электронного термо­стата закреплен на поверхности испарителя. Термостат контроли­рует температуру выходящего из испарителя воздуха. При сниже­нии температуры ниже точки об­мерзания термостат подает в блок управления двигателем сигнал для выключения компрессора конди­ционера. В результате происходит оттаивание испарителя.

ПРИМЕЧАНИЕ

При охлаждении проходящего через испаритель воздуха содержащиеся в нем водяные пары конденсируются. Через дренажную трубку, расположен­ную в нижней части моторного щита, конденсат сливается под днище авто­мобиля. При высокой влажности окру­жающего воздуха под автомобилем может образоваться лужа воды, что является косвенным признаком исправности системы кондициониро­вания.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ

В процессе эксплуатации автомобиля на влажной от конденсата наружной по­верхности испарителя оседают части­цы дорожной грязи и пыли.

Этот слой становится прекрасной средой для жизни и бурного размножения гнило­стных бактерий и грибковых культур. Со временем в автомобиле появляется неприятный запах. Особенно сильно он ощущается в момент включения кон­диционера и во влажную погоду.

Для того чтобы максимально снизить риск возникновения этой проблемы, при покупке нового автомобиля необ­ходимо провести профилактическую обработку испарителя специальными химическими препаратами, регулярно заменять салонный фильтр и прочи­щать дренажную трубку. Если запах все же появился, несмотря на принятые меры, обратитесь в специализирован­ный сервис по ремонту автомобильных кондиционеров для промывки испари­теля. При очень сильном загрязнении испаритель придется заменить.


7. Ресивер 3. В нижней части кор­пуса ресивера находится емкость с поглотителем паров воды из па­ров хладагента, которые, освобож­даясь от влаги через специальное отверстие в заборной трубке, сме­шиваются с холодильным маслом. В верхней части корпуса ресивера расположены отверстия для присо­единения фланцев трубопроводов.



8. Датчик давления комбини­рованного типа принудительно от­ключает компрессор кондиционе­ра при падении давления (разгер­метизации системы) (<1,7 кгс/см?) и при аварийном увеличении дав­ления в системе (>27 кгс/см?) с целью защиты компрессора от перегрузок.

9. Трубопроводы 2 и 8 соединя­ют все элементы системы кондици­онирования в единый герметичный контур. Трубопроводы изготовлены из алюминиевых сплавов. Для со­единения взаимоподвижных эле­ментов системы трубопроводы на некоторых участках снабжены гибкими вставками из синтетичес­ких материалов.

В местах соединений отдельных элементов системы установлены уплотнительные кольца круглого сечения, выпоненные из неопре­на. Во время ремонта системы при разъединении участков трубопроводов уплотнительные кольца подлежат обязательной замене.

ПРИМЕЧАНИЯ

Уплотнительные кольца и поверхности разъемов должны быть в идеальном со­стоянии. Заусенец, частица грязи или следы коррозии на уплотняющей по­верхности могут привести к утечке хла­дагента.

Перед установкой смазывайте уплотни­тельные кольца чистым маслом для компрессора кондиционера.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Проверять наличие хладагента в систе­ме путем нажатия на золотники сервис­ных клапанов запрещено, так как после такой проверки золотник клапана мо­жет не закрыться полностью, в резуль­тате чего произойдет утечка хладагента из системы во время эксплуатации!

Все работы по ремонту системы конди­ционирования следует выполнять только при полностью разряженной системе.

Рекомендуется разряжать и заряжать систему хладагентом в специализиро­ванных сервисных центрах по обслужи­ванию систем кондиционирования.

При разъединении трубопроводов сра­зу же закрывайте их отверстия любым доступным способом во избежание по­падания грязи и влаги.

Резьбовые соединения трубопро­водов затягивайте рекомендуемым моментом. Слабая или излишне силь­ная затяжка приведет к утечке хлада­гента.

Система заправлена хладаген­том R134a. Категорически запре­щено использовать в системе хла­дагенты других типов. В хладагент добавлено специальное масло PAG для смазки компрессора.

ПРИМЕЧАНИЕ

В процессе эксплуатации автомобильно­го кондиционера периодически возника­ют ситуации, когда требуется обслужива­ние системы кондиционирования или ее ремонт. Для этого используется со­временное диагностическое и ремонтное оборудование. Самая распространенная ситуация - это разгерметизация систе­мы и выход из нее хладагента.

Для обнаружения мест утечки исполь­зуются высокочувствительные галоге- новые течеискатели со звуковой инди­кацией.

В некоторых сложных случаях применя­ется метод ультрафиолетовой диагнос­тики герметичности системы автокон­диционера.

Он состоит в том, что в систему в микро­дозах вводится специальный краситель, благодаря чему места утечки хладагента становятся видны в свете ультрафиолето­вых лучей.

После ремонта автокондиционера необ­ходимо провести вакуумирование и за­правку системы соответствующим хла­дагентом (R134a). Объем заправки ав­токондиционера для каждой модели ав­томобиля индивидуален.

Для проведения высококачественной заправки автомобильного кондиционе­ра необходимы:

- прецизионные манометрические блоки;

- мощный вакуумный насос;


В связи со специфическими особенностями ремонта системы кондиционирования в данном разделе описаны только работы по снятию и установке отдельных элементов и блока управления системы. Работы, связанные с заправкой системы хладаген­том, следует проводить в специ­ализированных сервисных цен­трах.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
3 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности