Мазда 3 Аксела. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ 1,6 Л

Мазда 3 Аксела. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ 1,6 Л


Основные данные для контроля, обслуживания и ремонта

Топливо

бензин с октановым числом не ниже 95

Рабочее давление топлива в топливной рампе, кПа

350-410

Сопротивление обмотки топливной форсунки при температуре 20°С, Ом

14

Тип свечей зажигания

Denso SKI6PR-E11

Зазор между электродами свечи зажигания, мм

1,0-1,1

Моменты затяжки резьбовых соединений

Наименование деталей

Момент затяжки. Нм

Болт крепления датчика положения коленчатого вала

8—11

Болт крепления датчика положения распределительного вала

9-11

Датчик температуры охлаждающей жидкости

16-24

Винты крепления датчика массового расхода воздуха

1

Датчик положения дроссельной заслонки

2-3

Датчики концентрации кислорода

29-49

Датчик включения нейтральной передачи

20-30

Болты крепления нижней части корпуса воздушного фильтра

8-11

Болты крепления дроссельного узла

17-25

Винты крепления регулятора холостого хода

5-7

Электропривод системы изменения длины впускного тракта VIS

7-11

Электропривод системы изменения длины впускного тракта VTS

4-6

Болты крепления топливной рампы

17-25

Болты крепления топливного бака

22-30

Болты крепления катушек зажигания

8-11

Свечи зажигания

14-22

Болт крепления клапана продувки адсорбера

17-25

Болты крепления адсорбера

9-13

Болты крепления клапана рециркуляции отработавших газов

19-22

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ

Расположение основных элементов системы управления двигателем: 1 — датчик положения распределительного вала; 2 — воздушный фильтр; 3 - электронный блок управления двигателем; 4 — клапан продувки адсорбера; 5 — электропривод системы изменения длины впускного тракта VIS; 6 — трос привода дроссельной заслонки

Электронная система управления двигателем (ЭСУД) представляет собой комплексную систему, предназначенную для приготовления топливовоздушной смеси в пропорции и количестве, необходимых для различных режимов работы двигателя, подачи этой смеси в цилиндры и ее воспламенения. В состав системы управления двигателем входят электронный блок управления (ЭБУ), информационные датчики (по их сигналам ЭБУ определяет режим работы двигателя) и исполнительные устройства (служат непосредственно для изменения состава и количества топливовоздушной смеси, подаваемой в цилиндры двигателя и момента её воспламенения).

В зависимости от функционального назначения система управления двигателем подразделяется на:

• электронную систему управления:

• систему впуска воздуха;

• систему подачи топлива;

• систему зажигания;

• систему ограничения вредных выбросов.

Для очистки топлива и воздуха, поступающих в цилиндры двигателя, используются топливный и воздушный фильтры. Топливный фильтр выполнен в сборе с топливным модулем и расположен в топливном бакс. В процессе эксплуатации не требует периодической замены.

Датчик положения коленчатого вала установлен у шкива коленчатого вала

По сигналам этого датчика ЭБУ определяет частоту вращения коленчатого вала и его положение. Датчик положения коленчатого вала единственный, при неисправности которого работа двигателя невозможна, при этом на щитке приборов загорается контрольная лампа неисправности системы управления двигателем.

Датчик положения распределительного вала установлен на крышке головки блока цилиндров рядом с маслозаливной горловиной.

По сигналам этого датчика ЭБУ отслеживает положение распределительного вала впускных клапанов для синхро-

низании открытия топливных форсунок в соответствии с рабочими тактами в цилиндрах двигателя. При неисправности датчика положения распределительного вала ЭБУ переходит на резервную (аварийную) программу работы. При этом на щитке приборов загорается контрольная лампа неисправности системы управления двигателем.

Датчик положения дроссельной заслонки установлен на дроссельном узле.

По сигналам датчика ЭБУ определяет положение дроссельной заслонки, косвенно указывающее на нагрузку двигателя. В зависимости от показаний датчика .ЭБУ корректирует состав топливовоздушной смеси в соответствии с положением дроссельной заслонки и определяет момент перехода двигателя в режим холостого хода. При неисправности датчика на щитке приборов загорается контрольная лампа неисправности системы управления двигателем.

Датчик детонации установлен на блоке цилиндров двигателя за впускным коллектором. По сигналам датчика детонации ЭБУ производит корректировку угла опережения зажигания, удерживая его на границе возникновения детонации, что является наиболее оптимальным для работы двигателя. При неисправности датчика детонации ЭБУ переходит на резервную программу работы и на щитке приборов загорается контрольная лампа неисправности системы управления двигателем. При этом возможно появление детонации (отчётливых металлических стуков в двигателе при резком увеличении нагрузки), что крайне вредно для двигателя. Поэтому до места ремонта следует двигаться не спеша, без критических ускорений.

Для замены датчика требуется снимать впускной трубопровод. Поэтому целесообразнее обратиться на специализированную станцию технического обслуживания.

Датчики концентрации кислорода. На автомобиле установлены два датчика концентрации кислорода. Оба датчика установлены на выпускном коллекторе:

один (управляющий) — перед каталитическим нейтрализатором.

второй (диагностический) — после каталитического нейтрализатора.

По сигналам управляющего датчика ЭБУ производит корректировку состава топливовоздушной смеси для оптимальной работы каталитического нейтрализатора, а по сигналам диагностического — отслеживает эффективность его работы. При неисправности датчиков концентрации кислорода ЭБУ переходит на резервную программу работы, на щитке приборов загорается контрольная лампа неисправности системы управления двигателем.

Датчик температуры охлаждающей жидкости расположен рядом с фланцем подводящего шланга радиатора охлаждения с левой стороны двигателя.

Датчик информирует ЭБУ о температуре охлаждающей жидкости, что необходимо для правильной регулировки состава топливовоздушной смеси и момента зажигания, особенно при запуске двигателя. При неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости ЭБУ переходит на резервную программу работы, на щитке приборов загорается контрольная лампа неисправности системы управления двигателем. При этом затруднён запуск двигателя, особенно после длительной стоянки и в холодное время года.

Датчик массового расхода воздуха расположен в нижней части корпуса воздушного фильтра перед воздухоподводящим патрубком.

Датчик информирует ЭБУ о количестве поступающего воздуха. В соответствии с этими показаниями ЭБУ корректирует пропорции топливовоздушной смеси в соответствии с режимом работы двигателя. При неисправности датчика ЭБУ переходит на резервную программу работы и на щитке приборов загорается контрольная лампа неисправности системы управления двигателем.

Датчик давления жидкости в системе гидроусилителя рулевого управления установлен в корпусе насоса гидроусилителя.

Датчик информирует ЭБУ о величине давления жидкости о системе гидроусилителя рулевого управления. Если давление недостаточное (например, при повороте руля на стоящем автомобиле при работающем на холостом ходу двигателе), то ЭБУ увеличивает частоту вращения коленчатого вала двигателя.

Датчик включения нейтральной передачи установлен на механической коробке передач.

Датчик положения педали сцепления установлен на кронштейне педали сцепления автомобилей с механической коробкой передач.

Клапан контроля давления масла установлен на передней крышке двигателя нал направляющим роликом ремня привода вспомогательных агрегатов.

С его помощью ЭБУ регулирует давление масла, поступающее в систему регулирования фаз газораспределения, тем самым подбирая оптимальную установку фаз для текущего режима работы двигателя.

Электронный блок управления двигателем расположен в корпусе воздушного фильтра.

ЭБУ является центром системы управления. Он принимает и обрабатывает сигналы ото всех информационных датчиков



Система впуска воздуха состоит из воздушного фильтра, воздухоподводящего патрубка, дроссельного узла и регулятора холостого хода.

Воздушный фильтр

Предназначен для очистки поступающего в двигатель воздуха.

Воздухоподводящий патрубок расположен между корпусом воздушного фильтра и дроссельным узлом.

Предназначен для подачи воздуха от воздушного фильтра к дроссельному узлу. В воздухоподводящем патрубке установлен датчик массового расхода воздуха.

Дроссельный узел установлен между воздухоподводящим патрубком и впускным трубопроводом.

При помощи дроссельной заслонки (тросом связанной с педалью газа) регулируется количество воздуха для работы двигатели в заданном режиме. По сигналу датчика положения дроссельной заслонки, установленного на дроссельном узле и связанного с осью дроссельной заслонки, ЭБУ рассчитывает соответствующее впускаемому воздуху количество топлива.

Регулятор холостого хода расположен на дроссельном узле.

Регулятор холостого хода представляет собой шаговый электродвигатель, перекрывающий обходной воздушный канал. С его помощью ЭБУ. приоткрывая или прикрывая воздушный канат, регулирует количество воздуха, поступающего в цилиндры двигателя на холостом ходу.

Электропривод системы изменения длины впускного

тракта V1S установлен на впускном трубопроводе рядом с дроссельным узлом.

Он представляет собой шаговый электродвигатель, управляющий заслонкой во впускном коллекторе. Вращение электродвигателя передается заслонке при помощи зубчатой передачи.

Электропривод системы изменения длины впускного

тракта VTS установлен на впускном трубопроводе под электронным блоком управления двигателем.

Представляет собой также шаговый электродвигатель, управляющий заслонкой во впускном трубопроводе. Вращение электродвигателя передаётся заслонке аналогично — при помощи зубчатой передачи.

Система подачи топлива состоит из топливного бака, топливного модуля, топливопроводов, топливной рампы ; с форсунками.

Топливный модуль расположен в топливном баке. Топливный модуль объединяет в себе топливный насос, регулятор давления, фильтр и датчик указателя уровня топлива. Топливный модуль неразборный, поэтому при выходе из строя какого-либо из его элементов заменяется в сборе.

Топливная рампа с форсунками расположена на впускном трубопроводе под корпусом воздушного фильтра

(на фото корпус воздушного фильтра для наглядности снят).

Проходя по рампе, топливо распределяется по форсункам.

Форсунки. Четыре форсунки (по одной на цилиндр) установлены в отверстиях впускного трубопровода.

Форсунка представляет собой игольчатый электромагнитный клапан, в выходном патрубке которого выполнен распылитель.

ЭБУ подключает и отключает первичные обмотки в соответствии с тактами и нагрузкой двигателя. Импульс высокого напряжения подастся на свечу зажигания в конце такта сжатия в цилиндре, момент зажигания и продолжительность действия разряда зависят от нагрузки на двигатель.

Свечи зажигания.

Свечи зажигания предназначены для получения искрового разряда.

На автомобиле установлены иридиевые свечи зажигании, для которых назначен интервал замены 120 тыс. км. В случае применении некачественного топлива или неоригинальных свечей зажигании интервал замены должен быть снижен в 3-4 раза.

В систему ограничении вредных выбросов входят: система улавливания паров топлива (адсорбер, клапан продувки адсорбера, соединительные шланги), система рециркуляции отработавших газов (клапан, соединительная трубка полости головки блока цилиндров за выпускными клапанами с полостью впускного трубопровода), система вентиляции картера (клапан, шланги).

Адсорбер установлен на заднем подрамнике за топливным баком.

Адсорбер соединён трубопроводами с топливным баком и впускным трубопроводом и предназначен для улавливания паров топлива во избежание их выброса в атмосферу.

Клапан продувки адсорбера установлен на дроссельном узле.

При определённых режимах работы двигателя ЭБУ открывает клапан, и пары топлива из адсорбера поступают во впускной трубопровод.

Клапан рециркуляции отработавших газов установлен на головке блока цилиндров над выпускным коллектором. При определённых режимах работы двигателя ЭБУ открывает клапан, и небольшая часть отработавших газов поступает в камеры сгорания.

Клапан системы вентиляции картера распложен на передней стенке блока цилиндров под впускным трубопроводом.

Для проверки и замены клапана требуется снимать впускной трубопровод. С этой целью рациональнее обратиться на специализированную станцию технического обслуживания.

Проверка и замена элементов системы управления двигателем даны в соответствующих разделах.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
2 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности