Дэу Нексия (до 2008 года). Двигатель A15MF

Дэу Нексия (до 2008 года). Двигатель A15MF


Бензиновый, четырехтактный, четы­рехцилиндровый, рядный, с попе­речным расположением, шестнадца­тиклапанный, с двумя распредели­тельными валами. Один распредели­тельный вал управляет работой впу­скных клапанов, другой - выпускных. Привод клапанов от кулачков рас­пределительных валов осуществля­ется гидравлическими компенсато­рами тепловых зазоров (гидротолка­телями). Порядок работы цилинд­ров: 1-3-4-2, (отсчет - от шкива ко­ленчатого вала).

Двигатель с коробкой передач и сце­плением образуют силовой агрегат, закрепленный в моторном отсеке на трех эластичных резинометалличе­ских опорах. Передняя левая и зад­няя опоры через кронштейны крепят­ся к коробке передач, а передняя правая - к блоку цилиндров. Справа на двигателе (по ходу автомобиля) расположены: приводы распредели­тельных валов и насоса охлаждаю­щей жидкости (приводятся зубчатым ремнем), генератора и гидроусили­теля руля (приводятся поликлино- вым ремнем), кондиционера (приво­дится клиновым ремнем). Слева рас­положены модуль зажигания и кла­пан рециркуляции отработавших га­зов. Спереди - выпускной коллек­тор, указатель уровня масла, масля­ный фильтр (слева внизу), термостат. Сзади - корпус дроссельной заслон­ки, впускной коллектор, топливная рампа с форсунками, датчики поло­жения коленчатого вала и давления масла (внизу), генератор (сверху справа) и стартер (внизу слева). Сверху, в колодцах под пластиковой крышкой, расположены свечи зажи­гания.

Блок цилиндров отлит из чугуна и представляет собой единую конст­рукцию, в состав которой входят ци­линдры, рубашка охлаждения, кана­лы главной масляной магистрали. В нижней части блока цилиндров рас­положены пять опор коренных под­шипников со съемными крышками, которые крепятся к блоку специаль­ными болтами. Отверстия под под­шипники в блоке цилиндров обраба­тываются в сборе с крышками, поэто­му крышки не взаимозаменяемы и для отличия промаркированы. Поршни - кованые, из алюминиево­го сплава. Юбка поршня в продоль­ном сечении - коническая, в попе­речном - овальная. Для уменьшения давления поршня на стенку цилинд­ра во время рабочего хода ось от­верстия под поршневой палец сме­щена относительно диаметральной плоскости поршня на 1,65 мм. Поэто­му при установке поршня необходи­мо ориентироваться по стрелке, вы­битой на днище (она должна быть направлена в сторону шкива приво­да генератора). Днище поршня - плоское, с четырьмя углублениями под клапаны. На поршнях установле­но по два компрессионных (препят­ствуют прорыву газов в картер дви­гателя и отводят значительную часть тепла от поршня к цилиндру) и по одному маслосъемному кольцу. Поршневой палец - стальной, трубча­того сечения.

Вкладыши коренных и шатунных под­шипников коленчатого вала - сталь­ные, с антифрикционной рабочей по­верхностью из сплава алюминия и олова.

Коленчатый вал - пятиопорный, из­готовлен из высокопрочного чугуна. Он имеет пять коренных и четыре шатунных шейки и снабжен восемью противовесами, отлитыми заодно с валом. Для подачи масла от корен­ных шеек к шатунным в коленчатом вале просверлены каналы. Осевое перемещение коленчатого вала огра­ничено вкладышами с упорными буртиками третьего коренного под­шипника. На переднем конце колен­чатого вала установлен зубчатый шкив привода распределительных валов. На зубчатом венце шкива привода генератора два зуба отсут­ствуют. Это необходимо для работы датчика положения коленчатого ва­ла. К заднему концу коленчатого ва­ла шестью болтами крепится отли­тый из чугуна маховик с напрессо­ванным стальным зубчатым венцом, служащим для пуска двигателя стар­тером.

Шатуны - стальные, двутаврового се­чения, обрабатываются совместно с крышками.

Головка цилиндров (общая для всех четырех цилиндров) из алюминиево­го сплава. Между блоком и головкой устанавливается безусадочная метал­лоармированная прокладка. Ее повтор­ное использование не допускается. В верхней части головки цилиндров расположены опоры распределитель­ных валов - по пять с каждой стороны головки.

Седла и направляющие втулки клапа­нов запрессованы в головку блока ци­линдров. Сверху на втулку клапана надет маслоотражательный колпачок, изготовленный из маслостойкой рези­ны и представляющий собой манжет­ное уплотнение.

Клапаны - стальные, расположены V-образно в два ряда. Площадь та­релки впускного клапана больше, чем выпускного. Клапаны приводятся в действие от кулачков распредели­тельных валов через гидротолкатели. Гидротолкатель выбирает зазор меж­ду кулачком и корпусом толкателя при работе двигателя, что уменьшает шум газораспределительного механизма, а также исключает его обслуживание.


Для работы гидротолкателей необхо­дима постоянная подача масла под давлением. Для этого в головке ци­линдров имеется канал с обратным шариковым клапаном (он предотвра­щает слив масла из каналов после ос­тановки двигателя). Гидротолкатели очень чувствительны к качеству масла и его чистоте. При наличии в масле механических примесей возможен быстрый выход из строя плунжерной пары гидротолкателя, что сопровож­дается повышенным шумом в газо­распределительном механизме и ин­тенсивным износом кулачков распре­делительного вала. Неисправный гид­ротолкатель ремонту не подлежит, его следует заменить. Клапан закрывается под действием одной пружины. Ниж­ним концом она опирается на шайбу, а верхним - на тарелку, удерживае­мую двумя сухарями. Сложенные су­хари снаружи имеют форму усеченно­го конуса, а на их внутренней поверх­ности выполнены буртики, входящие в проточки на стержне клапана. Распределительные валы - литые, чугунные, пятиопорные, у каждого по восемь кулачков (пара соседних кулачков открывает одновременно два клапана в цилиндре). Привод распределительных валов осуществ­ляется зубчатым ремнем от коленча­того вала. Под шкивом впускного распределительного вала находится натяжной ролик, а под выпускным - опорный. На приводных шестернях имеются установочные метки. При правильном взаимном угловом по­ложении распределительных валов и коленчатого вала метка на шкиве коленчатого вала совпадает с меткой на задней крышке привода зубчатого ремня, а метки на шкивах распреде­лительных валов находятся друг на­против друга.

Система смазки - принудительная. Масляный насос - с шестернями внутреннего зацепления. Полнопо­точный масляный фильтр снабжен перепускным и противодренажным клапанами. Насос через маслопри- емник забирает масло из поддона картера и через фильтр подает его в главную масляную магистраль, от которой отходят масляные каналы коренных и шатунных подшипников коленчатого вала. От главной масля­ной магистрали (по вертикальному каналу в блоке цилиндров) масло подводится в головку блока цилинд­ров, к подшипникам и кулачкам рас­пределительных валов, а также гид­ротолкателям клапанов. Излишнее масло через вертикальные дренаж­ные отверстия сливается в поддон картера. Разбрызгиванием масло по­дается на стенки цилиндров, к порш­невым кольцам и пальцам, на днище поршней. Остальные узлы смазыва­ются самотеком.

Система вентиляции картера - при­нудительная, закрытая, с отбором га­зов через маслоотделитель, располо­женный в крышке головки блока ци­линдров.

Возможные неисправности двигателя их причины и способы устранения

Причина неисправности

Способ устранения

Двигатель не пускается

Нет давления топлива в рампе:

засорены топливопроводы

Промойте и продуйте топливный бак и топливопроводы

неисправен топливный насос

Замените насос

засорен топливный фильтр

Замените фильтр

неисправен регулятор давления топлива

Проверьте регулятор, неисправный замените

Неисправна система зажигания

См. Система управления двигателем

Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу

Недостаточное давление в топливной рампе

См. неисправность «Двигатель не пускается»

Неисправен регулятор холостого хода

Замените регулятор холостого хода

Подсос воздуха через шланг вентиляции картера двигателя и шланг, соединяющий впускную трубу с вакуумным усилителем тормозов

Подтяните хомуты крепления, поврежденные шланги замените

Неисправна система зажигания

См. Система управления двигателем

Двигатель не развивает полной мощности и недостаточно приемист

Неполное открытие дроссельной заслонки

Отрегулируйте привод дроссельной заслонки

Неисправен датчик положения дроссельной заслонки

Замените датчик

Недостаточное давление в топливной рампе

См. неисправность «Двигатель не пускается»

Загрязнен воздушный фильтр

Замените фильтрующий элемент

Неисправна система зажигания

См. Система управления двигателем

Недостаточная компрессия - ниже 1 МПа (10 кгс/см2):

пробита прокладка головки блока цилиндров

Замените прокладку

прогорание поршней, поломка или залегание поршневых колец

Очистите кольца и канавки поршней от нагара, поврежденные кольца и поршень замените

плохое прилегание клапанов к седлам

Замените поврежденные клапаны, отшлифуйте седла

чрезмерный износ цилиндров и поршневых колец

Замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры

Недостаточное давление масла в прогретом двигателе

Использование масла несоответствующей марки

Замените масло рекомендованным

Разжижение или вспенивание масла из-за проникновения в масляный картер топлива или охлаждающей жидкости

Устраните причины проникновения топлива или охлаждающей жидкости. Замените масло

Загрязнение рабочей полости или износ деталей масляного насоса

Промойте или отремонтируйте масляный насос

Засорение масляного фильтра

Замените масляный фильтр

Ослабление крепления или засорение маслоприемника

Закрепите маслоприемник, промойте его фильтр

Увеличенный зазор между вкладышами коренных и шатунных подшипников и шейками коленчатого вала

Прошлифуйте шейки и замените вкладыши

Трещины, поры в стенках масляных каналов блока цилиндров или засорение масляных магистралей

Отремонтируйте блок цилиндров. При невозможности устранения дефекта замените блок

Неплотная установка заглушек масляных каналов или их отсутствие

Восстановите герметичность заглушек, установите отсутствующие заглушки

Стук коренных подшипников коленчатого вала

Обычно стук глухого тона, металлический. Обнаруживается при резком открытии дроссельной заслонки на холостом ходу. Частота его увеличивается с повышением частоты вращения коленчатого вала. Чрезмерный осевой зазор коленчатого вала вызывает стук более резкий с неравномерными промежутками, особенно заметными при плавном повышении и снижении частоты вращения коленчатого вала

Недостаточное давление масла

См. неисправность «Недостаточное давление масла в прогретом двигателе»

Ослаблены болты крепления маховика

Затяните болты рекомендуемым моментом

Увеличенный зазор между шейками и вкладышами коренных подшипников

Прошлифуйте шейки и замените вкладыши

Увеличенный зазор между упорными фланцами вкладышей среднего коренного подшипника и коленчатым валом

Замените вкладыши среднего коренного подшипника новыми, проверьте зазор

Стук шатунных подшипников

Обычно стук шатунных подшипников резче стука коренных. Он прослушивается на холостом ходу двигателя при резком открытии дроссельных заслонок. Место стука легко определить, отключая по очереди свечи зажигания

Недостаточное давление масла

См. неисправность «Недостаточное давление масла в прогретом двигателе»

Чрезмерный зазор между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами

Замените вкладыши и прошлифуйте шейки

Стук поршней

Стук обычно не звонкий, приглушенный; вызывается «биением» поршня в цилиндре. Лучше всего он прослушивается при малой частоте вращения коленчатого вала и под нагрузкой

Увеличенный зазор между поршнями и цилиндрами

Замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры

Чрезмерный зазор между поршневыми кольцами и канавками на поршне

Замените кольца или поршни с кольцами

Неправильно установлен поршень (смещение отверстия под поршневой палец направлено к левой стороне двигателя)

Установите правильно поршень

Повышенный шум газораспределительного механизма

Пониженное давление масла в системе смазки

См. неисправность «Недостаточное давление масла в прогретом двигателе»

Поломка клапанной пружины

Замените пружину

Чрезмерный зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой, вызванный их износом

Установите клапан следующего ремонтного размера, соответственно развернув отверстие его направляющей втулки

Износ кулачков распределительного вала

Замените распределительный вал

Ослабление крепления деталей, приводимых в движение распределительным валом

Проверьте и при необходимости подтяните крепления

Стук на холодном двигателе, слышный в течение двух-трех минут после пуска и усиливающийся при повышении частоты вращения коленчатого вала

Увеличенный зазор между поршнями и цилиндрами

Стук поршней, исчезающий после прогрева двигателя, не является признаком неисправности. При постоянном стуке замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры

Кратковременные стуки сразу после пуска двигателя

Использование масла несоответствующей марки (с пониженной вязкостью)

Замените масло рекомендованным

Увеличенный осевой зазор коленчатого вала

Замените вкладыши среднего коренного подшипника

Увеличенный зазор в переднем коренном подшипнике

Замените вкладыши переднего коренного подшипника

Стуки в прогретом двигателе на режиме холостого хода

Ослабление натяжения или износ ремня привода вспомогательных агрегатов

Отрегулируйте натяжение ремня или замените его

Шум деталей газораспределительного механизма

См. неисправность «Повышенный шум газораспределительного механизма»

Использование масла несоответствующей марки

Замените масло рекомендованным

Увеличенные зазоры между поршневыми пальцами и отверстиями в бобышках поршней

Замените поршни и пальцы

Увеличенные зазоры между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами

Замените вкладыши и прошлифуйте шейки

Непараллельны оси верхней и нижней головок шатуна

Замените шатун

Неправильно установлен поршень (смещение отверстия под поршневой палец направлено к левой стороне двигателя)

Установите правильно поршень

Сильные стуки в прогретом двигателе при повышении частоты вращения коленчатого вала

Поломка демпфера крутильных колебаний или ступицы шкива

Замените поврежденные детали

Чрезмерно натянут ремень привода вспомогательных агрегатов или появление на нем трещин и разрывов

Отрегулируйте натяжение ремня, замените поврежденный ремень

Ослаблено крепление маховика

Затяните болты крепления маховика требуемым моментом

Чрезмерное увеличение зазоров между вкладышами шатунных и коренных подшипников коленчатого вала

Перешлифуйте шейки под ремонтный размер и замените вкладыши

Повышенная вибрация двигателя

Дисбаланс коленчатого вала

Снимите и отбалансируйте коленчатый вал

Неодинаковые значения компрессии в цилиндрах

См. Проверка компрессии в цилиндрах

Подушки подвески силового агрегата сильно изношены или затвердели

Замените подушки

Ослаблено крепление демпфера крутильных колебаний или шкивов

Подтяните крепления

Детонационные стуки двигателя при работе под нагрузкой

Использование бензина с пониженным октановым числом

Залейте бензин с соответствующим октановым числом

Неисправен электронный блок управления двигателем

Замените блок

Повышенный расход масла

Подтекание масла через уплотнения двигателя

Подтяните крепления или замените прокладки и сальники

Засорена система вентиляции картера

Промойте детали системы вентиляции картера

Износ поршневых колец или цилиндров двигателя

Расточите цилиндры, замените поршни и кольца

Поломка поршневых колец

Замените кольца

Закоксовывание маслосъемных колец или пазов в канавках поршней из-за применения нерекомендованного масла

Очистите кольца и пазы от нагара, замените моторное масло рекомендуемым

Износ или повреждение маслосъемных колпачков клапанов

Замените маслосъемные колпачки

Повышенный износ стержней клапанов или направляющих втулок

Замените клапаны, отремонтируйте головку блока цилиндров

Перегрев двигателя

Недостаточное количество жидкости в системе охлаждения

Долейте охлаждающую жидкость в систему охлаждения

Сильно загрязнена наружная поверхность радиатора

Очистите наружную поверхность радиатора струей воды

Неисправен термостат

Замените термостат

Неисправен электровентилятор системы охлаждения

Проверьте электродвигатель вентилятора, датчик его включения и реле, неисправные узлы замените

Неисправен клапан пробки расширительного бачка (постоянно открыт, из-за чего система находится под атмосферным давлением)

Замените пробку расширительного бачка

Использование бензина с пониженным октановым числом

Залейте бензин с соответствующим октановым числом

Быстрое падение уровня жидкости в расширительном бачке

Поврежден радиатор

Отремонтируйте радиатор или замените

Повреждение шлангов или прокладок в соединениях трубопроводов, ослабление хомутов

Замените поврежденные шланги или прокладки, подтяните хомуты шлангов

Утечка жидкости через сальник водяного насоса

Отремонтируйте водяной насос

Повреждена прокладка головки блока цилиндров

Замените прокладку

Утечка жидкости через микротрещины в блоке или головке блока цилиндров

Проверьте герметичность блока и головки блока цилиндров, при обнаружении трещин замените поврежденные детали

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
1 посетитель считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности