Nissan Juke (2010+). ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ ДВИГАТЕЛЯ MR16DDT

Nissan Juke (2010+). ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ ДВИГАТЕЛЯ MR16DDT

На часть автомобилей устанавливают бензиновый 16-клапанный (DOHC) рядный двигатель рабочим объемом 1,6 л (190 л.с.) модели MR16DDT. Двигатель оснащен сис­темой непосредственного впрыска топлива и турбокомпрессором с охладителем над­дувочного воздуха.

Распределительные валы приводится от коленчатого вала цепью 3 (рис. 5.18). Кла­паны приводятся непосредственно от рас­пределительных валов через гидротол­катели, автоматически компенсирующие изменение длины стержней клапанов при нагреве.

Система изменения фаз газораспре­деления двигателя. Эта система позволя­ет установить оптимальные фазы газорас­пределения для каждого момента работы двигателя, что, в свою очередь, позволяет достигнуть повышенной мощности, лучшей топливной экономичности и меньшей ток­сичности отработавших газов.

Механизмы изменения фаз газораспре­деления (см. рис. 5.3) установлены на впу­скном и выпускном распределительных ва­лах. Принцип работы системы изменения фаз газораспределения аналогичен прин­ципу работы этой системы на двигателе HR16DE (см. «Особенности конструкции», с. 67).

Головка блока цилиндров 7 (рис. 5.19) изготовлена из алюминиевого сплава по поперечной схеме продувки цилиндров (впускные и выпускные каналы располо­жены на противоположных сторонах голо­вки). В головку запрессованы седла и на­правляющие втулки клапанов. Впускные и выпускные клапаны имеют по одной пружине, зафиксированной через тарелку двумя сухарями.

Распределительные валы установлены в постелях подшипников, выполненных в теле головки, и закреплены корпусом подшипников 1. Между головкой и блоком


цилиндров установлена прокладка, пред­ставляющая собой отформованную из тон­колистового металла пластину.

Коленчатый вал полноопорный, враща­ется в коренных подшипниках, имеющих тонкостенные стальные вкладыши с анти­фрикционным слоем. Осевое перемеще­ние коленчатого вала ограничено двумя по­лукольцами, установленными в проточки постели среднего коренного подшипника. Кованый стальной коленчатый вал облада­ет повышенной жесткостью, что позволяет снизить шумность двигателя.

Маховик (ведущий диск) установлен на заднем конце коленчатого вала и за­креплен болтами.

Поршни изготовлены из алюминиевых отливок. В дне поршня со стороны ка­меры сгорания выполнено углубление с направляющим ребром, благодаря ко­торому возникает сильное завихрение всасываемого воздуха и, как следствие, очень хорошее смесеобразование. Спе­циальная схема охлаждения обеспечива­ет точное охлаждение поршня в фазе вы­пуска. Трение в поршневой группе сниже­но за счет графитового покрытия юбки поршня.


Рис. 5.18. Газораспределительный механизм двигателя MR16DDT (1,6 л; 190 л.с.): 1 - башмак натяжителя цепи; 2 - натяжитель цепи; 3 - цепь привода газораспределительного механизма; 4 - цепь привода масляного насоса; 5 - звездочка коленчатого вала; 6 - шпонка; 7 - звездочка масляного насоса; 8 - крышка цепи привода газораспре­делительного механизма; 9,10,12,19, 23 - уплотнительные кольца; 11 - верхняя крышка цепи привода газораспре­делительного механизма; 13 - электромагнитный клапан системы регулирования фаз газораспределения распреде­лительного вала выпускных клапанов; 14 - электромагнитный клапан системы регулирования фаз газораспределения распределительного вала впускных клапанов; 15 - болт крепления шкива коленчатого вала; 16 - шкив коленчатого вала; 17 - сальник коленчатого вала; 18 - натяжитель цепи привода масляного насоса; 20 - успокоитель цепи приво­да газораспределительного механизма; 21 - звездочка распределительного вала впускных клапанов; 22 - звездочка распределительного вала выпускных клапанов

Рис. 5.19. Головка блока цилиндров двигателя MR16DDT: 1 - корпус подшипников распределительных валов; 2 - распределительный вал выпускных клапанов; 3 - звездочка распределительного вала выпускных клапанов; 4 - болт крепления звездочки распределительного вала выпускных клапанов; 5 - звездочка распределительного ва­ла впускных клапанов; б - болт крепления звездочки распределительного вала впускных клапанов; 7 - головка бло­ка цилиндров; 8 - датчик положения распределительного вала выпускных клапанов; 9,11 - уплотнительные кольца; 10 - датчик положения распределительного вала впускных клапанов; 12,13 - задающие кольца датчиков положения; 14 - распределительный вал впускных клапанов; 15 - гидротолкатели клапанов


Рис. 5.20. Топливный насос высокого давления двигателя MR16DDT: 1 - защитный кожух топливного насоса вы­сокого давления; 2 - топливный насос высокого давления; 3 - уплотнительное кольцо; 4 - толкатель; 5, 9 - подаю­щие топливопроводы; б - подача топлива под низким давлением; 7 - защитный кожух колодки жгута проводов топ­ливного насоса высокого давления; 8 - кронштейн; 10 - подача топлива под высоким давлением


Поршневые пальцы установлены в бо­бышках поршней с зазором и закреплены в верхних головках шатунов стопорными кольцами. Своими нижними головками шатуны соединены с шатунными шейками коленчатого вала через тонкостенные вкладыши, по конструкции аналогичные коренным.

Шатуны стальные, кованые, со стерж­нем двутаврового сечения. Шатун и его крышка изготовляются из единой заго­товки и обрабатываются за одно целое, после чего крышка откалывается от шату­на по специальной технологии. В резуль­тате обеспечивается наиболее точное прилегание крышки к ее шатуну. При этом установка крышки на другой шатун недо­пустима.

Система смазки комбинированного типа. Смазка в двигатель поступает от масляного насоса с приводом через цепь и звездочку от звездочки коленчато­го вала. Насос забирает масло из поддона картера через сетчатый маслоприемник и прогоняет его через сменный полнопо­точный масляный фильтр, установленный снаружи двигателя. Далее масло по кана­лам поступает в блок цилиндров, откуда распределяется к опорным (коренным) подшипникам коленчатого вала и распре­делительному валу в головку блока, к эле­ментам системы изменения фаз газорас­пределения, топливному насосу высокого давления и турбокомпрессору. Масло к шатунным шейкам поступает по сверле­ниям в коленчатом валу, а к подшипникам распределительного вала и гидротолка­телям подается под давлением. Кулачки и клапаны смазываются разбрызгивани­ем, как и все остальные трущиеся детали двигателя. Для охлаждения масла в сис­тему смазки встроен масляно-жидкост- ный теплообменник.

Система охлаждения двигателей гер­метичная, с расширительным бачком, со­стоит из рубашки охлаждения, выполнен­ной в литье и окружающей цилиндры в бло­ке, камеры сгорания и газовые каналы в головке блока цилиндров. Принудитель­ную циркуляцию охлаждающей жидкости обеспечивает центробежный водяной на­сос с приводом от шкива коленчатого вала ремнем привода вспомогательных агрега­тов. Для поддержания нормальной рабо­чей температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения установлен термо­стат, перекрывающий большой круг систе­мы при непрогретом двигателе и низкой температуре охлаждающей жидкости.

Система питания двигателя состоит из электрического топливного насоса, ус­тановленного в топливном баке, топливно­го насоса высокого давления, расположен­ного на головке блока цилиндров, дрос­сельного узла, фильтра тонкой очистки топлива, регулятора давления топлива


в модуле топливного насоса, форсунок и топливопроводов, а также включает в се­бя воздушный фильтр и турбокомпрессор.

Рис. 5.21. Турбокомпрессор двигателя MR16DDT: 1 - термоэкран турбокомпрессора; 2 - шланг привода регулято­ра давления наддува; 3,8,10 - хомуты; 4 - выходной патрубок турбокомпрессора; 5,12,13 - прокладки; б - турбо­компрессор; 7 - масляный шланг; 9,11 - возвратные масляные трубопроводы; 14 - уплотнительное кольцо; 15 - вы­пускной коллектор; 16,19 - болты-штуцера; 17,18 - уплотнительные шайбы; 20 - напорный масляный трубопровод

Рис. 5.22. Элементы системы турбонаддува двигателя MR16DDT: 1, 5,17 - шланги; 2 - кронштейн выходного пат­рубка турбокомпрессора; 3 - выходной патрубок турбокомпрессора; 4,6,8,10,15 - хомуты; 7 - клапан рециркуляции; 9 - воздухоподводящий рукав; И - к турбокомпрессору; 12 - уплотнительное кольцо; 13 - к вакуумному усилителю тормозов; 14 - уплотнительная прокладка; 16 - турбокомпрессор; 18, 22 - резиновые втулки; 19, 26 - кронштейны; 20 - входной патрубок дроссельного узла; 21 - к воздухоподводящему рукаву воздушного фильтра; 23 - выходной па­трубок охладителя; 24 - втулка; 25 - охладитель наддувочного воздуха



Топливо подается подкачивающим насо­сом, установленным в топливном баке, к топливному насосу высокого давления 2 (рис. 5.20) и под высоким давлением нагне­тается в топливную рампу. Затем оно впры­скивается непосредственно в цилиндры че­рез форсунки. Топливный насос высокого давления приводится от специального ку­лачка распределительного вала выпускных клапанов.

Система выпуска предназначена для отвода отработавших газов из цилиндров двигателя, снижения уровня шума при ра­боте и уменьшения выбросов вредных ве­ществ в окружающую среду.

Отличительной особенностью двигателя MR16DDT является наличие турбокомпрес­сора (рис. 5.21), использующего энергию отработавших газов для наддува воздуха в цилиндры двигателя. Турбокомпрессор ус­тановлен между выпускным коллектором 15 и приемной трубой.

Принцип работы турбокомпрессора за­ключается в том, что отработавшие газы из цилиндров под давлением поступают че­рез выпускной коллектор 15 в камеры тур­бокомпрессора 6. Расширяясь, газы вра­щают колесо центробежного турбоком­прессора. Через воздушный фильтр центробежный турбокомпрессор всасыва­ет воздух, сжимает его и подает под давле­нием в цилиндры.

Подшипник турбокомпрессора смазы­вается маслом, поступающим по трубо­проводу от центробежного масляного фильтра. Из турбокомпрессора масло по возвратному трубопроводу сливается в картер двигателя. Колесо турбины отли­то из жаропрочного никелевого сплава и приварено к валу ротора. Колесо ком­прессора отлито из алюминиевого сплава и закреплено на валу ротора с помощью специальной гайки.

В турбокомпрессоре предусмотрены контактные газомасляные уплотнения с пружинными кольцами. Со стороны тур­бины уплотнительные кольца установлены в канавке втулки, напрессованной на вал ротора, со стороны компрессора - в ка­навке втулки компрессора. Для повыше­ния эффективности масляного уплотнения со стороны компрессора зона уплотни­тельного кольца отделена от зоны актив­ного выброса масла из подшипника мас­лоотражателем, образующим дополни­тельный лабиринт. Изменение заводской регулировки тяги в ходе эксплуатации не разрешается.

В систему встроен охладитель 8 (рис. 5.22) наддувочного воздуха, выполненный из алю­миниевого сплава, пластинчато-ленточного типа.

Система зажигания двигателя микро­процессорная, состоит из катушек зажига­ния и свечей зажигания. Катушками зажи­гания управляет электронный блок систе­мы управления двигателем. Система зажигания при эксплуатации не требует об­служивания и регулировки.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
9 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности