Nissan Juke (2010+). ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ ДВИГАТЕЛЯ MR16DDT
Nissan Juke (2010+). ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ ДВИГАТЕЛЯ MR16DDT
На часть автомобилей устанавливают бензиновый 16-клапанный (DOHC) рядный двигатель рабочим объемом 1,6 л (190 л.с.) модели MR16DDT. Двигатель оснащен системой непосредственного впрыска топлива и турбокомпрессором с охладителем наддувочного воздуха.
Распределительные валы приводится от коленчатого вала цепью 3 (рис. 5.18). Клапаны приводятся непосредственно от распределительных валов через гидротолкатели, автоматически компенсирующие изменение длины стержней клапанов при нагреве.
Система изменения фаз газораспределения двигателя. Эта система позволяет установить оптимальные фазы газораспределения для каждого момента работы двигателя, что, в свою очередь, позволяет достигнуть повышенной мощности, лучшей топливной экономичности и меньшей токсичности отработавших газов.
Механизмы изменения фаз газораспределения (см. рис. 5.3) установлены на впускном и выпускном распределительных валах. Принцип работы системы изменения фаз газораспределения аналогичен принципу работы этой системы на двигателе HR16DE (см. «Особенности конструкции», с. 67).
Головка блока цилиндров 7 (рис. 5.19) изготовлена из алюминиевого сплава по поперечной схеме продувки цилиндров (впускные и выпускные каналы расположены на противоположных сторонах головки). В головку запрессованы седла и направляющие втулки клапанов. Впускные и выпускные клапаны имеют по одной пружине, зафиксированной через тарелку двумя сухарями.
Распределительные валы установлены в постелях подшипников, выполненных в теле головки, и закреплены корпусом подшипников 1. Между головкой и блоком
цилиндров установлена прокладка, представляющая собой отформованную из тонколистового металла пластину.
Коленчатый вал полноопорный, вращается в коренных подшипниках, имеющих тонкостенные стальные вкладыши с антифрикционным слоем. Осевое перемещение коленчатого вала ограничено двумя полукольцами, установленными в проточки постели среднего коренного подшипника. Кованый стальной коленчатый вал обладает повышенной жесткостью, что позволяет снизить шумность двигателя.
Маховик (ведущий диск) установлен на заднем конце коленчатого вала и закреплен болтами.
Поршни изготовлены из алюминиевых отливок. В дне поршня со стороны камеры сгорания выполнено углубление с направляющим ребром, благодаря которому возникает сильное завихрение всасываемого воздуха и, как следствие, очень хорошее смесеобразование. Специальная схема охлаждения обеспечивает точное охлаждение поршня в фазе выпуска. Трение в поршневой группе снижено за счет графитового покрытия юбки поршня.
Рис. 5.18. Газораспределительный механизм двигателя MR16DDT (1,6 л; 190 л.с.): 1 - башмак натяжителя цепи; 2 - натяжитель цепи; 3 - цепь привода газораспределительного механизма; 4 - цепь привода масляного насоса; 5 - звездочка коленчатого вала; 6 - шпонка; 7 - звездочка масляного насоса; 8 - крышка цепи привода газораспределительного механизма; 9,10,12,19, 23 - уплотнительные кольца; 11 - верхняя крышка цепи привода газораспределительного механизма; 13 - электромагнитный клапан системы регулирования фаз газораспределения распределительного вала выпускных клапанов; 14 - электромагнитный клапан системы регулирования фаз газораспределения распределительного вала впускных клапанов; 15 - болт крепления шкива коленчатого вала; 16 - шкив коленчатого вала; 17 - сальник коленчатого вала; 18 - натяжитель цепи привода масляного насоса; 20 - успокоитель цепи привода газораспределительного механизма; 21 - звездочка распределительного вала впускных клапанов; 22 - звездочка распределительного вала выпускных клапанов
Рис. 5.19. Головка блока цилиндров двигателя MR16DDT: 1 - корпус подшипников распределительных валов; 2 - распределительный вал выпускных клапанов; 3 - звездочка распределительного вала выпускных клапанов; 4 - болт крепления звездочки распределительного вала выпускных клапанов; 5 - звездочка распределительного вала впускных клапанов; б - болт крепления звездочки распределительного вала впускных клапанов; 7 - головка блока цилиндров; 8 - датчик положения распределительного вала выпускных клапанов; 9,11 - уплотнительные кольца; 10 - датчик положения распределительного вала впускных клапанов; 12,13 - задающие кольца датчиков положения; 14 - распределительный вал впускных клапанов; 15 - гидротолкатели клапанов
Рис. 5.20. Топливный насос высокого давления двигателя MR16DDT: 1 - защитный кожух топливного насоса высокого давления; 2 - топливный насос высокого давления; 3 - уплотнительное кольцо; 4 - толкатель; 5, 9 - подающие топливопроводы; б - подача топлива под низким давлением; 7 - защитный кожух колодки жгута проводов топливного насоса высокого давления; 8 - кронштейн; 10 - подача топлива под высоким давлением
Поршневые пальцы установлены в бобышках поршней с зазором и закреплены в верхних головках шатунов стопорными кольцами. Своими нижними головками шатуны соединены с шатунными шейками коленчатого вала через тонкостенные вкладыши, по конструкции аналогичные коренным.
Шатуны стальные, кованые, со стержнем двутаврового сечения. Шатун и его крышка изготовляются из единой заготовки и обрабатываются за одно целое, после чего крышка откалывается от шатуна по специальной технологии. В результате обеспечивается наиболее точное прилегание крышки к ее шатуну. При этом установка крышки на другой шатун недопустима.
Система смазки комбинированного типа. Смазка в двигатель поступает от масляного насоса с приводом через цепь и звездочку от звездочки коленчатого вала. Насос забирает масло из поддона картера через сетчатый маслоприемник и прогоняет его через сменный полнопоточный масляный фильтр, установленный снаружи двигателя. Далее масло по каналам поступает в блок цилиндров, откуда распределяется к опорным (коренным) подшипникам коленчатого вала и распределительному валу в головку блока, к элементам системы изменения фаз газораспределения, топливному насосу высокого давления и турбокомпрессору. Масло к шатунным шейкам поступает по сверлениям в коленчатом валу, а к подшипникам распределительного вала и гидротолкателям подается под давлением. Кулачки и клапаны смазываются разбрызгиванием, как и все остальные трущиеся детали двигателя. Для охлаждения масла в систему смазки встроен масляно-жидкост- ный теплообменник.
Система охлаждения двигателей герметичная, с расширительным бачком, состоит из рубашки охлаждения, выполненной в литье и окружающей цилиндры в блоке, камеры сгорания и газовые каналы в головке блока цилиндров. Принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости обеспечивает центробежный водяной насос с приводом от шкива коленчатого вала ремнем привода вспомогательных агрегатов. Для поддержания нормальной рабочей температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения установлен термостат, перекрывающий большой круг системы при непрогретом двигателе и низкой температуре охлаждающей жидкости.
Система питания двигателя состоит из электрического топливного насоса, установленного в топливном баке, топливного насоса высокого давления, расположенного на головке блока цилиндров, дроссельного узла, фильтра тонкой очистки топлива, регулятора давления топлива
в модуле топливного насоса, форсунок и топливопроводов, а также включает в себя воздушный фильтр и турбокомпрессор.
Рис. 5.21. Турбокомпрессор двигателя MR16DDT: 1 - термоэкран турбокомпрессора; 2 - шланг привода регулятора давления наддува; 3,8,10 - хомуты; 4 - выходной патрубок турбокомпрессора; 5,12,13 - прокладки; б - турбокомпрессор; 7 - масляный шланг; 9,11 - возвратные масляные трубопроводы; 14 - уплотнительное кольцо; 15 - выпускной коллектор; 16,19 - болты-штуцера; 17,18 - уплотнительные шайбы; 20 - напорный масляный трубопровод
Топливо подается подкачивающим насосом, установленным в топливном баке, к топливному насосу высокого давления 2 (рис. 5.20) и под высоким давлением нагнетается в топливную рампу. Затем оно впрыскивается непосредственно в цилиндры через форсунки. Топливный насос высокого давления приводится от специального кулачка распределительного вала выпускных клапанов.
Система выпуска предназначена для отвода отработавших газов из цилиндров двигателя, снижения уровня шума при работе и уменьшения выбросов вредных веществ в окружающую среду.
Отличительной особенностью двигателя MR16DDT является наличие турбокомпрессора (рис. 5.21), использующего энергию отработавших газов для наддува воздуха в цилиндры двигателя. Турбокомпрессор установлен между выпускным коллектором 15 и приемной трубой.
Принцип работы турбокомпрессора заключается в том, что отработавшие газы из цилиндров под давлением поступают через выпускной коллектор 15 в камеры турбокомпрессора 6. Расширяясь, газы вращают колесо центробежного турбокомпрессора. Через воздушный фильтр центробежный турбокомпрессор всасывает воздух, сжимает его и подает под давлением в цилиндры.
Подшипник турбокомпрессора смазывается маслом, поступающим по трубопроводу от центробежного масляного фильтра. Из турбокомпрессора масло по возвратному трубопроводу сливается в картер двигателя. Колесо турбины отлито из жаропрочного никелевого сплава и приварено к валу ротора. Колесо компрессора отлито из алюминиевого сплава и закреплено на валу ротора с помощью специальной гайки.
В турбокомпрессоре предусмотрены контактные газомасляные уплотнения с пружинными кольцами. Со стороны турбины уплотнительные кольца установлены в канавке втулки, напрессованной на вал ротора, со стороны компрессора - в канавке втулки компрессора. Для повышения эффективности масляного уплотнения со стороны компрессора зона уплотнительного кольца отделена от зоны активного выброса масла из подшипника маслоотражателем, образующим дополнительный лабиринт. Изменение заводской регулировки тяги в ходе эксплуатации не разрешается.
В систему встроен охладитель 8 (рис. 5.22) наддувочного воздуха, выполненный из алюминиевого сплава, пластинчато-ленточного типа.
Система зажигания двигателя микропроцессорная, состоит из катушек зажигания и свечей зажигания. Катушками зажигания управляет электронный блок системы управления двигателем. Система зажигания при эксплуатации не требует обслуживания и регулировки.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст