Nissan Primera P12. ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
Nissan Primera P12. ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
Автомобиль Nissan Primera оборудован двумя независимыми тормозными системами: рабочей (рис. 9.1) и стояночной. Первая, оснащенная гидравлическим приводом, обеспечивает торможение при движении автомобиля, вторая затормаживает автомобиль на стоянке. Рабочая система двухконтурная, с диагональным соединением тормозных механизмов передних и задних колес. Первый (красный) контур гидропривода обеспечивает работу правого переднего и левого заднего тормозных механизмов, второй (синий) - левого переднего и правого заднего.
При отказе одного из контуров рабочей тормозной системы используется второй контур, обеспечивающий остановку автомобиля с достаточной эффективностью.
В гидравлический привод включены главный тормозной цилиндр 17, вакуумный усилитель 16, гидроэлектрический блок б антибло- кировочной системы тормозов, тормозные механизмы передних и задних колес вместе с рабочими цилиндрами, трубопроводы.
Привод стояночной тормозной системы тросовый на тормозные механизмы задних колес.
Тормозные механизмы передних колес дисковые, с автоматической регулировкой зазора между колодками 4 (рис. 9.2) и диском 7, с плавающей скобой. Подвижная скоба образована суппортом 5 с однопоршневым рабочим цилиндром. Направляющая колодок б прикреплена болтами к поворотному кулаку. Подвижная скоба прикреплена болтами к направляющим пальцам 3 и 8, установленным в отверстия направляющей колодок. Направляющие пальцы смазаны консистентной смазкой и защищены резиновыми чехлами. В полости колесного цилиндра установлен поршень с уплотнительным кольцом. За счет упругости этого кольца поддерживается оптимальный зазор между колодками и вентилируемым диском, поверхность которого защищена щитом тормоза. При торможении поршень под действием давления жидкости прижимает внутреннюю колодку к диску, силой реакции суппорт перемещается на пальцах и наружная колодка тоже
прижимается к диску, при этом сила прижатия колодок оказывается одинаковой. При растормаживании поршень за счет упругости уплотнительного кольца отводится от колодки, между колодками и диском образуется небольшой зазор.
Главный тормозной цилиндр б (рис. 9.3) типа «тандем» гидравлического привода тормозов состоит из двух отдельных камер, соединенных с независимыми гидравлическими контурами. Первая камера связана с правым передним и левым задним тормозными механизмами, вторая - с левым передним и правым задним.
На главный цилиндр через резиновые соединительные втулки установлен бачок 2, внутренняя полость которого разделена перегородками на два отсека. Каждый отсек питает одну из камер главного тормозного цилиндра.
При нажатии на педаль тормоза поршни главного тормозного цилиндра начинают перемещаться, рабочими кромками манжет перекрывают компенсационные отверстия, камеры и бачок разобщаются и начинается вытеснение тормозной жидкости.
Рис. 9.1. Схема рабочей тормозной системы: 1, 22 - тормозные диски передних колес; 2, 11, 12, 21 - суппорты; 3, 20 - гибкие шланги тормозных механизмов передних колес; 4 - трубопровод тормозного механизма левого переднего колеса; 5 - трубопровод второго контура от главного тормозного цилиндра к гидроэлектрическому блоку антиблокировочной системы тормозов (ABS); 6 - гидроэлектрический блок ABS; 7 - трубопровод тормозного механизма левого заднего колеса; 8 - трубопровод тормозного механизма правого заднего колеса; 9, 14 - гибкие шланги тормозных механизмов задних колес; 10, 13 - тормозные диски задних колес; 15 - педаль тормоза; 16 - вакуумный усилитель; 17 - главный тормозной цилиндр; 18 - трубопровод первого контура от главного тормозного цилиндра к гидроэлектрическому блоку ABS; 19 - трубопровод тормозного механизма правого переднего колеса |
Рис. 9.2. Тормозной механизм переднего колеса: 1 - клапан выпуска воздуха; 2 - тормозной шланг; 3 - верхний направляющий палец суппорта; 4 - тормозные колодки; 5 - суппорт; б - направляющая тормозных колодок; 7 - тормозной диск; 8 - нижний направляющий палец суппорта |
Детали переднего тормозного механизма, снятые с автомобиля: 1 - суппорт; 2 - верхний направляющий палец суппорта; 3 - внутренняя тормозная колодка; 4, 9 - защитные чехлы направляющих пальцев; 5 - направляющая тормозных колодок; 6, 8 - фиксирующие пружины; 7 - наружная тормозная колодка; 10 - нижний направляющий палец суппорта
Вакуумный усилитель, установленный между механизмом педали и главным тормозным цилиндром, при торможении за счет разрежения во впускном коллекторе двигателя через шток и поршень первой камеры главного цилиндра создает дополнительное усилие, пропорциональное усилию от педали.
В вакуумном шланге установлен обратный клапан. Он удерживает в усилителе разрежение при его падении во впускном коллекторе и препятствует попаданию топливовоздушной смеси в вакуумный усилитель.
Тормозные механизмы задних колес дисковые, с автоматической регулировкой зазора. Тормозные колодки 9 (рис. 9.4) приводятся в действие одним гидравлическим рабочим цилиндром. Оптимальный зазор между барабаном и колодками поддерживается по тому же принципу, что и у тормозных механизмов передних колес.
Стояночный тормозной механизм, приводимый в действие механически, состоит из рычага, переднего троса с регулировочным устройством, двух задних тросов и механизмов на задних колесах. На разжимной рычаг 6 (см. рис. 9.4) механизма привода стояночного тормоза, установленного на суппорте дискового тормозного механизма заднего колеса, воздействует задний трос привода. Механизм перемещает суппорт 2, а тот, в свою очередь, воздействует на тормозные колодки 9.
Рычаг привода стояночного тормоза, закрепленный между передними сиденьями на тоннеле пола, соединен с уравнителем тросом, резьбовой хвостовик которого служит для регулировки натяжения тросов. Передние наконечники задних тросов соединены с уравнителем.
Стояночному тормозу не требуется особый уход. При текущем ремонте проверьте степень износа его деталей, убедитесь в исправности зубьев сектора и собачки. Чрезмерно изношенные детали замените.
При обнаружении обрыва оболочек или проволок тросов нужно заменить их новыми.
Кроме того, автомобиль оснащен электронными системами повышения активной безопасности: антиблокировочной системой (ABS), системой распределения тормозных усилий (EBD) и системой экстренного торможения Nissan Brake Assist. Автомобиль
Рис. 9.3. Главный тормозной цилиндр с бачком: 1 - пробка бачка; 2 - бачок главного тормозного цилиндра; 3 - отверстие под штуцер второго контура; 4 - отверстие под штуцер первого контура; 5 - разъем датчика уровня тормозной жидкости; 6 - главный тормозной цилиндр
Рис. 9.4. Детали заднего рабочего тормозного механизма: 1 - тормозной диск; 2 - суппорт; 3 - направляющая тормозных колодок; 4 - верхний направляющий палец суппорта; 5 - клапан выпуска воздуха; 6 - разжимной рычаг стояночного тормоза; 7 - тормозной шланг; 8 - нижний направляющий палец суппорта; 9 - тормозные колодки
также может быть оснащен противобуксо- вочной системой (TCS) и системой повышения курсовой устойчивости (ESP), которые подробно описаны в разд. 13 «Системы безопасности», с. 318.
Гидравлическая система тормозов объединена в единое целое металлическими трубками и шлангами. Система заполнена
специальной тормозной жидкостью класса не ниже DOT-3, которую необходимо периодически заменять. Порядок замены тормозной жидкости и проверка тормозной системы описаны в разд. 4 «Техническое обслуживание» (см. «Замена тормозной жидкости в гидроприводе тормозов», с. 82.
Некоторые водители, стремясь поменьше изнашивать тросы стояночного тормоза, стараются реже им пользоваться. Такая «экономия» приводит к обратному результату: трос, редко перемещаясь в оболочке, постепенно теряет подвижность, его заклинивает, в результате трос обрывается. Поэтому пользуйтесь стояночным тормозом во всех случаях, когда это необходимо. Слишком малый рабочий ход педали тормоза свидетельствует о неправильной начальной установке педали тормоза, нарушении регулировки вакуумного усилителя тормозов или заедании рабочего цилиндра, обусловливает повышенный расход топлива и ускоренный износ тормозных колодок. Слишком большой рабочий ход — признак сверхнормативных зазоров в механизме педали или нарушения герметичности гидропривода тормозной системы. Если рабочий ход уменьшается при неоднократном нажатии на педаль, т.е. она становится «жестче», - в системе воздух. Если полный ход педали начинает увеличиваться, система негерметична.
Если при торможении педаль тормоза всегда начинает вибрировать, вероятнее всего, покороблены тормозные диски. К сожалению, в такой ситуации их надо только менять, причем сразу оба. Периодически появляющаяся и исчезающая вибрация педали при резком торможении сопровождает работу антиблокировочной системы тормозов и не является признаком неисправности.
Если при торможении машину начинает тянуть в сторону, проверьте рабочие цилиндры — возможно, потребуется их замена.
Если в передней подвеске появился стук, пропадающий при торможении, проверьте затяжку болтов крепления суппорта.
После замены тормозных колодок до начала движения обязательно несколько раз нажмите на педаль тормоза — поршни в рабочих цилиндрах должны встать на место.
Детали заднего тормозного механизма, снятые с автомобиля: 1 - фиксирующая скоба; 2 - наружная тормозная колодка; 3 - направляющая тормозных колодок; 4 - внутренняя тормозная колодка; 5 - суппорт; 6, 9 - защитные чехлы направляющих пальцев; 7,10 - направляющие пальцы; 8, 11 - колпачки
Nissan Primera P12. ПРОКАЧКА ГИДРОПРИВОДА ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ
Гидропривод тормозов прокачивают для удаления воздуха, попавшего туда при заполнении жидкостью после ее замены или после ремонта узлов гидропривода, связанного с его разгерметизацией.
Признаки наличия воздуха в гидроприводе:
- увеличение хода педали, ее «мягкость» при однократном нажатии на педаль;
- постепенное уменьшение хода педали с одновременным увеличением ее «жесткости» при повторных нажатиях на педаль.
Перед прокачкой гидропривода необходимо обнаружить и устранить причину разгерметизации.
Если прокачка гидропривода связана с ремонтом какого-либо одного контура и заведомо известна исправность другого контура, то допустима прокачка только ремонтируемого контура.
Действия при прокачке гидропривода такие же, как и при замене тормозной жидкости, описаны в разд. 4 «Техническое обслуживание» (см. «Замена тормозной жидкости в гидроприводе тормозов», с. 82). Различие состоит лишь в том, что критерием завершения прокачки рабочего цилиндра является прекращение выхода пузырьков воздуха из шланга, а не появление свежей тормозной жидкости.
________________ Примечание
В случае, если после прокачки гидропривода сохраняются признаки наличия в нем воздуха, необходимо удалить воздух из гидроэлектрического модуля ABS. Для этого обратитесь на СТО, располагающую необходимым оборудованием.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст