Ниссан Ноут. АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ
Ниссан Ноут. АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ
Современный автомобиль насыщен различными потребителями электроэнергии, электронными устройствами, начиная с аудиосистемы и заканчивая контроллерами электронных систем управления двигателем, коробкой передач, антиблокировочной системой тормозов, подушками безопасности и т.д. В сырое межсезонье, а особенно зимой, вся автомобильная электрика и электроника, и в первую очередь автомобильная аккумуляторная батарея, держат экзамен на выносливость
Как показывает практика, если начались проблемы с пуском двигателя в холодное время 'ода и для их решения постоянно приходится подзаряжать аккумуляторную батарею при условии, что генератор исправен и натяжение ремня генератора соответствует норме, а срок эксплуатации аккумуляторной батареи превышает 3 года, вполне разумно встает вопрос
о покупке новой аккумуляторной батареи.
Современные аккумуляторные батареи бывают, как правило, двух видов:
необслуживаемые в течение всего срока службы;
Выбирать для своего автомобиля, учитывая рекомендации завода-изготовителя, целесообразно необслуживаемую аккумуляторную батарею из широкого спектра автомобильных аккумуляторов различных производителей, представленных на рынке автомобильных запчастей.
Необходимо помнить, что при низкой температуре из-за увеличения вязкости моторного масла и ухудшения условий воспламенения топлива мощность, потребляемая стартером при пуске двигателя, возрастает в два-три раза. Время пуска холодного двигателя в сравнении с прогретым в некоторых случаях увеличивается в 10-20 раз, Таким образом, зимой при низкой температуре воздуха предъявляются повышенные требования к стартерным характеристикам аккумуляторной батареи, т.е к ее способности в течение короткого времени (10 с по ГОСТу) выдать требуемый ток, необходимый для работы стартера с номинальными оборотами его якоря в холодное время года (-18 "С по ГОСТу).
В табл. 10.4 представлена зависимость емкости аккумуляторной батареи от температуры электролита, Емкость аккумуляторной батареи показана в процентах от той емкости, которую аккумуляторная батарея способна выдать при 25 °С.
ЗАВИСИМОСТЬ ЕМКОСТИ Таблица 10.4 АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ ОТ ТЕМПЕРАТУРЫ ЭЛЕКТРОЛИТА
Температура электролита, °С | Емкость аккумуляторной батареи, % |
-10 | 80 |
-20 | 66 |
-30 | 50 |
-40 | 32 |
Завод-изготовитель устанавливает на автомобиль свинцово-кислотную аккумуляторную батарею номинальным напряжением 12 В, емкостью 50 А-ч
ПРИМЕЧАНИЕ
Принцип работы свинцово-кислотных аккумуляторов основан на электрохимических реакциях свинца и диоксида свинца в сернокислотной среде. Во время разряда происходит восстановление диоксида свинца на катоде и окисление свинца на аноде. При заряде протекают обратные реакции, к которым в конце заряда добавляется реакция электролиза воды, сопровождающаяся выделением кислорода на положительном электроде и водорода - на отрицательном.
Элемент свинцово-кислотного аккумулятора состоит из положительных и отрицательных электродов, сепараторов (разделительных
решеток) и электролита. Положительные электроды представляют собой свинцовую решетку, в которой активным веществом является перекись свинца (РЬОг). Отрицательные электроды также представляют собой свинцовую решетку с губчатым свинцом в качестве активного вещества На практике в свинец решеток добавляют
1 -2% сурьмы для повышения его литейных качеств. В настоящее время в качестве легирующего компонента используются соли кальция в обеих пластинах или только в положительных (гибридная технология). Электроды погружены в электролит, состоящий из водного раствора серной кислоты (H2SO4). Наибольшая проводимость этого раствора при комнатной температуре (что означает наименьшее внутреннее сопротивление и наименьшие внутренние потери) достигается при его плотности 1,26 г/см3. Однако на практике в районах с холодным климатом применяются и более высокие концентрации серной шслоты - до 1,29-1,31 г/см3
ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ, ИХ ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ
Причина неисправности | Способ устранения |
Разряд батареи при эксплуатации автомобиля | |
Проскальзывание ремня привода генератора | Отрегулируйте натяжение ремня или замените ремень |
Неисправен генератор | Проверьте генератор |
Повреждение изоляции в системе электрооборудования | Найдите место утечки тока и устраните повреждение |
Подключение владельцем автомобиля новых потребителей сверх допустимых пределов | Отключите новые потребители электроэнергии |
Чрезмерное загрязнение поверхности батареи | Очистите поверхность батареи |
Уровень электролита ниже верхней кромки пластин | Восстановите нормальный уровень электролита |
Короткое замыкание между пластинами | Замените батарею |
Батарея не прогрета вследствие низкой температуры окружающей среды (при -20 *С и ниже) | Прогрейте батарею в теплом помещении до температуры 10-30 °С и зарядите |
Электролит на поверхности батареи | |
Повышенный уровень электролита, приводящий к выплескиванию | Установите нормальный уровень электролита |
Просачивание электролита через трещины в корпусе | Замените батарею |
Кипение электролита вследствие очень высокого напряжения генератора | Замените регулятор напряжения генератора |
Кипение электролита и перегрев батареи из-за сульфатации пластин | Замените батарею |
Рис. 10.4. Устройство аккумуляторной батареи: 1 - моноблок (корпус); 2 - перегородки элементов; 3 - поплавок индикатора плотности; 4 - клемма «минус»; 5 - общая крышка; б - индикатор плотности электролита; 7 - клемма «плюс»; 8 - элемент аккумуляторной батареи
Это делается потому, что при разряде свинцово-кислотного аккумулятора плотность электролита падает и температура его замерзания становится выше, разряженный аккумулятор может не выдержать холода.
В новых конструкциях аккумуляторных батарей свинцовые пластины (решетки) заменяют вспененным карбоном, покрытым тонкой свинцовой пленкой, а жидкий электролит желируют силикагелем до пастообразного состояния. Используя меньшее количество свинца и распределив его по большой площади, батарею делают не только более компактной и легкой, но и значительно более эффективной: помимо большего КПД, заряжается она значительно быстрее аккумуляторов предыдущих поколений.
Элементы батареи расположены в полипропиленовом моноблоке (корпусе) 1 (рис. 10.4) и закрыты общей крышкой 5, неразделимо соединенной с моноблоком Два вентиляционных отверстия по бокам батареи в верхней части обеспечивают выход наружу небольшого количества газа, образующегося в ней.
В крышку батареи может быть вмонтирован индикатор 6 плотности электролита, показания которого учитывают температуру батареи Возможны три варианта показаний индикатора:
- зеленая точка - батарея заряжена; -темный индикатор без зеленой точки - батарея частично разряжена, пуск двигателя затруднен или невозможен;
• прозрачный или светло-желтый индикатор - чрезмерное понижение уровня электролита вследствие длительного перезаряда аккумуляторной батареи или ее естественного износа
ПРИМЕЧАНИЕ_____________________________
Вместо штатной необслуживаемой батареи можно установить любую аналогичную по емкости и монтажным размерам батарею других производителей. В этом случае используйте и обслуживайте батарею в соответствии с приложенной к ней инструкцией.
Ниссан Ноут. СНЯТИЕ И УСТАНОВКА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
Вам потребуются: ключи или торцовые головки «на 10», «на 13».
1 Выключите зажигание (если оно было включено)
2. Откройте капот и установите его на упор |
3. Ослабьте затяжку гайки стяжного болта наконечника провода...
4 ...и отсоедините его от клеммы «минус» аккумуляторной батареи,
5. Преодолевая сопротивление фиксаторов защитной крышки провода клеммы «+»аккуму- ляторной батареи...
6. ...откиньте крышку. |
7. Ослабьте затяжку гайки стяжного болта наконечника провода..,
ПАРАМЕТРЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ СТЕПЕНИ ЗАРЯЖЕННОСТИ Таблица 10.5
АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
Напряжение на выводах, В | 12,65 | 12.45 | 12,24 | 12,06 | 11,80 |
Плотность электролита, г/см | 1,27 | 1,23 | 1,20 | 1,17 | 1,12 |
Степень заряженности, % | 100 | 75 | 50 | 25 | 0 |
8. ...и отсоедините наконечник от клеммы «плюс» аккумуляторной батареи.
9. Выверните болт крепления прижимной пластины...
10. ...и снимите пластину |
11 Извлеките аккумуляторную батарею из моторного отсека.
12. Установите аккумуляторную батарею в порядке, обратном снятию.
Присоедините провода в порядке, обратном снятию, соблюдая полярность. После присоединения проводов к клеммам нанесите на наконечники проводов и открытые поверхности клемм тонкий слой смазки Литол-24 или аналогичной (наиболее предпочтительны медесодержащие токопроводящие смазки).
Ниссан Ноут. УХОД ЗА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕЕЙ
Не реже одного раза в две недели удаляйте сухой ветошью пыль и грязь с поверхности моноблока и крышки батареи. Если на крышке случайно оказался электролит, удалите его чистой ветошью, смоченной 10%-ным раствором нашатырного спирта или соды. Затем насухо протрите поверхность крышки.
Для предотвращения окисления клемм батареи и наконечников проводов регулярно очищайте их и смазывайте техническим вазелином Следите за плотностью соединения наконечников проводов и клемм
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Вместо технического вазелина для защиты от окисления клемм и наконечников можно применять имеющиеся в продаже медесодержащие смазки.
Периодически проверяйте надежность крепления батареи на автомобиле и при необходимости подтягивайте его во избежание появления трещин на моноблоке
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Для уменьшения вибраций, передающихся на моноблок батареи, установите батарею на коврик из кислотостойкой резины.
Провода должны быть присоединены к клеммам батареи со слабиной, так как натяжение проводов может привести к расшатыванию выводов в крышке и течи электролита.
ПРОВЕРКА СТЕПЕНИ ЗАРЯЖЕННОСТИ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
Если в процессе эксплуатации появились затруднения с пуском двигателя, проверьте степень заряженности аккумуляторной батареи по плотности электролита или напряжению на ее клеммах в ненагруженном состоянии (табл. 10.5). Для проверки плотности электролита пользуйтесь ареометром или имеющимся в продаже поплавковым индикатором плотности электролита. Напряжение на клеммах батареи можно измерить любым вольтметром постоянного тока с пределом измерения 20 В (подобный вольтметр входит в состав всех имеющихся в продаже автотестеров).
Если степень заряженности батареи 75% или ниже, необходимо снять батарею с автомобиля и зарядить с помощью зарядного устройства
ЗАРЯДКА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
Снятую с автомобиля аккумуляторную батарею аккуратно очистите, особенно ее верхнюю часть, проверьте уровень электролита и доведите его до нормы (если на автомобиле
ПЛОТНОСТЬ ЭЛЕКТРОЛИТА ПРИ 25 'С, г/см* Таблица 10.6
Климатический район (среднемесячная температура воздуха в январе, °С) | Время года |
Очень холодный (от -50 до -30) | Зима |
Лето | |
Холодный (от -30 до -15) | Круглый год |
Умеренный (от —15 до -8) | Тоже |
Теплый влажный (от 0 до +4) | » |
Жаркий сухой (от +4 до +15) | » |
Полностью | Батарея р азряжена | |
заряженная батарея | на 25% | на 50% |
1,30 1,28 | 1,26 1,24 | 1,22 1,20 |
1,28 | 1,24 | 1,20 |
1,28 | 1,24 | 1,20 |
1,23 | 1,19 | 1,05 |
1,23 | 1,19 | 1,15 |
установлена обслуживаемая аккумуляторная батарея).
Если произошел разряд аккумуляторной батареи за короткий промежуток времени (например, по причине оставленных включенными фар или ламп освещения салона автомобиля, не использовавшегося какое- то время), необходимо произвести медленную зарядку батареи (малым током) в течение 10 часов.
Если аккумуляторная батарея постепенно разрядилась по причине высокой электрической нагрузки в процессе использования автомобиля, подзарядите ее током 20-30 А в течение двух часов.
Обслуживаемую батарею заряжают током, составляющим 10% номинального значения емкости батареи, при вывернутых пробках. Обслуживаемую батарею емкостью 55 А ч заряжают током 5,5 А. Зарядку проводят до начала обильного газовыделения и достижения постоянства напряжения и плотности электролита в течение 3 ч Плотность электролита заряженной батареи при 25 °С должна соответствовать данным табл. 10.5 для каждого климатического района.
При зарядке батареи периодически проверяйте температуру электролита и не допускайте ее повышения более +40 *С. Когда температура достигнет +40 °С, следует уменьшить наполовину зарядный ток или прервать зарядку и охладить батарею до +27 °С.
Зарядку прекращают, когда начинается обильное выделение газа во всех элементах батареи, а напряжение и плотность электролита в течение последних трех замеров (проводят через 1 ч после отключения батареи) будут оставаться постоянными.
Если в конце зарядки плотность электролита (определенная с учетом температурной поправки) отличается от указанного в табл. 10.6 значения, откорректируйте ее. При повышенной плотности отберите часть электролита и долейте дистиллированную воду. Если плотность электролита ниже нормы, то отберите его из элемента и долейте электролит повышенной плотности (1,4 г/см3).
После корректировки плотности электролита продолжайте зарядку батареи еще 30 мин для перемешивания электролита. Затем отключите батарею и через 30 мин замерьте уровень электролита во всех элементах. Если уровень электролита окажется ниже нормы, долейте электролит, плотность которого соответствует данному климатическому району (см. табл. 10.6) Если уровень электролита выше нормы, отберите излишний электролит резиновой грушей.
Nissan Note. ХРАНЕНИЕ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
Свинцово-кислотную аккумуляторную батарею необходимо хранить только в заряженном состоянии. При температуре ниже -20 °С зарядка аккумулятора должна проводиться один раз в год в течение 48 ч постоянным напряжением 2,275 В на одну банку аккумуляторной батареи, а при комнатной температуре - один раз в 8 месяцев в течение 6-12 ч постоянным напряжением 2,35 В на одну банку Хранение батареи при температуре выше 30 °С не рекомендуется
Слой грязи и накипи на поверхности батареи становится проводником для тока от одного контакта к другому и приводит к саморазряду батареи, после чего начинается преждевременная сульфатация пластин. Вот почему поверхность крышки аккумуляторной батареи необходимо поддерживать в чистоте (мыть перед хранением) Хранение свинцовокислотных аккумуляторных батарей в разряженном состоянии приводит к быстрой потере их работоспособности
При длительном хранении батареи и разряде ее большими токами (в стартерном режиме) или при уменьшении емкости нужно проводить контрольно-тренировочные («лечебные») циклы, то есть разряд-заряд номинальным током.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст