Ниссан Ноут. АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ

Ниссан Ноут. АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Современный автомобиль насыщен раз­личными потребителями электроэнергии, электронными устройствами, начиная с ау­диосистемы и заканчивая контроллерами электронных систем управления двигателем, коробкой передач, антиблокировочной сис­темой тормозов, подушками безопасности и т.д. В сырое межсезонье, а особенно зи­мой, вся автомобильная электрика и элек­троника, и в первую очередь автомобильная аккумуляторная батарея, держат экзамен на выносливость

Как показывает практика, если начались проблемы с пуском двигателя в холодное вре­мя 'ода и для их решения постоянно приходит­ся подзаряжать аккумуляторную батарею при условии, что генератор исправен и натяжение ремня генератора соответствует норме, а срок эксплуатации аккумуляторной батареи превы­шает 3 года, вполне разумно встает вопрос

о покупке новой аккумуляторной батареи.

Современные аккумуляторные батареи бы­вают, как правило, двух видов:

необслуживаемые в течение всего сро­ка службы;

Выбирать для своего автомобиля, учитывая рекомендации завода-изготовителя, целесо­образно необслуживаемую аккумуляторную батарею из широкого спектра автомобильных аккумуляторов различных производителей, представленных на рынке автомобильных запчастей.

Необходимо помнить, что при низкой тем­пературе из-за увеличения вязкости моторно­го масла и ухудшения условий воспламенения топлива мощность, потребляемая стартером при пуске двигателя, возрастает в два-три ра­за. Время пуска холодного двигателя в срав­нении с прогретым в некоторых случаях уве­личивается в 10-20 раз, Таким образом, зимой при низкой температуре воздуха предъявляются повышенные требования к стартерным характеристикам аккумулятор­ной батареи, т.е к ее способности в течение короткого времени (10 с по ГОСТу) выдать требуемый ток, необходимый для работы стартера с номинальными оборотами его яко­ря в холодное время года (-18 "С по ГОСТу).

В табл. 10.4 представлена зависимость ем­кости аккумуляторной батареи от температу­ры электролита, Емкость аккумуляторной ба­тареи показана в процентах от той емкости, которую аккумуляторная батарея способна выдать при 25 °С.


ЗАВИСИМОСТЬ ЕМКОСТИ Таблица 10.4 АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ ОТ ТЕМПЕРАТУРЫ ЭЛЕКТРОЛИТА


Температура электролита, °С

Емкость аккумуля­торной батареи, %

-10

80

-20

66

-30

50

-40

32


Завод-изготовитель устанавливает на авто­мобиль свинцово-кислотную аккумуляторную батарею номинальным напряжением 12 В, емкостью 50 А-ч

ПРИМЕЧАНИЕ

Принцип работы свинцово-кислотных акку­муляторов основан на электрохимических реакциях свинца и диоксида свинца в серно­кислотной среде. Во время разряда проис­ходит восстановление диоксида свинца на катоде и окисление свинца на аноде. При за­ряде протекают обратные реакции, к кото­рым в конце заряда добавляется реакция электролиза воды, сопровождающаяся вы­делением кислорода на положительном эле­ктроде и водорода - на отрицательном.

Элемент свинцово-кислотного аккумулятора состоит из положительных и отрицательных электродов, сепараторов (разделительных

решеток) и электролита. Положительные элект­роды представляют собой свинцовую решетку, в которой активным веществом является пере­кись свинца (РЬОг). Отрицательные электроды также представляют собой свинцовую решетку с губчатым свинцом в качестве активного веще­ства На практике в свинец решеток добавляют

1 -2% сурьмы для повышения его литейных ка­честв. В настоящее время в качестве легирую­щего компонента используются соли кальция в обеих пластинах или только в положительных (гибридная технология). Электроды погружены в электролит, состоящий из водного раствора серной кислоты (H2SO4). Наибольшая проводи­мость этого раствора при комнатной темпера­туре (что означает наименьшее внутреннее со­противление и наименьшие внутренние поте­ри) достигается при его плотности 1,26 г/см3. Однако на практике в районах с холодным кли­матом применяются и более высокие концент­рации серной шслоты - до 1,29-1,31 г/см3


ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ, ИХ ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ


Причина неисправности

Способ устранения

Разряд батареи при эксплуатации автомобиля

Проскальзывание ремня привода генератора

Отрегулируйте натяжение ремня или замените ремень

Неисправен генератор

Проверьте генератор

Повреждение изоляции в системе электрооборудования

Найдите место утечки тока и устраните повреждение

Подключение владельцем автомобиля новых потребителей сверх допустимых пределов

Отключите новые потребители электроэнергии

Чрезмерное загрязнение поверхности батареи

Очистите поверхность батареи

Уровень электролита ниже верхней кромки пластин

Восстановите нормальный уровень электролита

Короткое замыкание между пластинами

Замените батарею

Батарея не прогрета вследствие низкой температуры окружающей среды (при -20 *С и ниже)

Прогрейте батарею в теплом помещении до температуры 10-30 °С и зарядите

Электролит на поверхности батареи

Повышенный уровень электролита, приводящий к выплескиванию

Установите нормальный уровень электролита

Просачивание электролита через трещины в корпусе

Замените батарею

Кипение электролита вследствие очень высокого напряжения генератора

Замените регулятор напряжения генератора

Кипение электролита и перегрев батареи из-за сульфатации пластин

Замените батарею


Рис. 10.4. Устройство аккумуляторной батареи: 1 - моноблок (корпус); 2 - перегородки элементов; 3 - поплавок индикатора плотности; 4 - клемма «минус»; 5 - общая крышка; б - индикатор плотности электролита; 7 - клемма «плюс»; 8 - элемент аккумуляторной батареи


Это делается потому, что при разряде свинцо­во-кислотного аккумулятора плотность элект­ролита падает и температура его замерзания становится выше, разряженный аккумулятор может не выдержать холода.

В новых конструкциях аккумуляторных бата­рей свинцовые пластины (решетки) заменяют вспененным карбоном, покрытым тонкой свинцовой пленкой, а жидкий электролит желируют силикагелем до пастообразного со­стояния. Используя меньшее количество свинца и распределив его по большой пло­щади, батарею делают не только более ком­пактной и легкой, но и значительно более эф­фективной: помимо большего КПД, заряжает­ся она значительно быстрее аккумуляторов предыдущих поколений.

Элементы батареи расположены в полипро­пиленовом моноблоке (корпусе) 1 (рис. 10.4) и закрыты общей крышкой 5, неразделимо со­единенной с моноблоком Два вентиляцион­ных отверстия по бокам батареи в верхней ча­сти обеспечивают выход наружу небольшого количества газа, образующегося в ней.

В крышку батареи может быть вмонтирован индикатор 6 плотности электролита, показания которого учитывают температуру батареи Воз­можны три варианта показаний индикатора:

- зеленая точка - батарея заряжена; -темный индикатор без зеленой точки - батарея частично разряжена, пуск двигателя затруднен или невозможен;

• прозрачный или светло-желтый индика­тор - чрезмерное понижение уровня электро­лита вследствие длительного перезаряда ак­кумуляторной батареи или ее естественного износа

ПРИМЕЧАНИЕ_____________________________

Вместо штатной необслуживаемой батареи можно установить любую аналогичную по емкости и монтажным размерам батарею других производителей. В этом случае ис­пользуйте и обслуживайте батарею в соот­ветствии с приложенной к ней инструкцией.

Ниссан Ноут. СНЯТИЕ И УСТАНОВКА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ

Вам потребуются: ключи или торцовые головки «на 10», «на 13».

1 Выключите зажигание (если оно было включено)

2. Откройте капот и установите его на упор




3. Ослабьте затяжку гайки стяжного болта наконечника провода...


4 ...и отсоедините его от клеммы «минус» аккумуляторной батареи,



5. Преодолевая сопротивление фиксаторов защитной крышки провода клеммы «+»аккуму- ляторной батареи...

6. ...откиньте крышку.



7. Ослабьте затяжку гайки стяжного болта наконечника провода..,


ПАРАМЕТРЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ СТЕПЕНИ ЗАРЯЖЕННОСТИ Таблица 10.5

АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ


Напряжение на выводах, В

12,65

12.45

12,24

12,06

11,80

Плотность электролита, г/см

1,27

1,23

1,20

1,17

1,12

Степень заряженности, %

100

75

50

25

0



8. ...и отсоедините наконечник от клеммы «плюс» аккумуляторной батареи.


9. Выверните болт крепления прижимной пластины...


10. ...и снимите пластину


11 Извлеките аккумуляторную батарею из моторного отсека.

12. Установите аккумуляторную батарею в порядке, обратном снятию.

Присоедините провода в порядке, обрат­ном снятию, соблюдая полярность. После присоединения проводов к клеммам нанесите на наконечники проводов и открытые поверх­ности клемм тонкий слой смазки Литол-24 или аналогичной (наиболее предпочтительны ме­десодержащие токопроводящие смазки).

Ниссан Ноут. УХОД ЗА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕЕЙ

Не реже одного раза в две недели удаляйте сухой ветошью пыль и грязь с поверхности моноблока и крышки батареи. Если на крышке случайно оказался электролит, удалите его чи­стой ветошью, смоченной 10%-ным раство­ром нашатырного спирта или соды. Затем на­сухо протрите поверхность крышки.

Для предотвращения окисления клемм ба­тареи и наконечников проводов регулярно очищайте их и смазывайте техническим вазе­лином Следите за плотностью соединения наконечников проводов и клемм

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ

Вместо технического вазелина для защиты от окисления клемм и наконечников можно применять имеющиеся в продаже медесо­держащие смазки.

Периодически проверяйте надежность крепления батареи на автомобиле и при не­обходимости подтягивайте его во избежание появления трещин на моноблоке

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ

Для уменьшения вибраций, передающихся на моноблок батареи, установите батарею на коврик из кислотостойкой резины.

Провода должны быть присоединены к клем­мам батареи со слабиной, так как натяжение проводов может привести к расшатыванию вы­водов в крышке и течи электролита.

ПРОВЕРКА СТЕПЕНИ ЗАРЯЖЕННОСТИ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ

Если в процессе эксплуатации появились затруднения с пуском двигателя, проверьте степень заряженности аккумуляторной бата­реи по плотности электролита или напряжению на ее клеммах в ненагруженном состоянии (табл. 10.5). Для проверки плотности электро­лита пользуйтесь ареометром или имеющимся в продаже поплавковым индикатором плотнос­ти электролита. Напряжение на клеммах бата­реи можно измерить любым вольтметром по­стоянного тока с пределом измерения 20 В (подобный вольтметр входит в состав всех имеющихся в продаже автотестеров).

Если степень заряженности батареи 75% или ниже, необходимо снять батарею с автомобиля и зарядить с помощью зарядного устройства

ЗАРЯДКА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ

Снятую с автомобиля аккумуляторную бата­рею аккуратно очистите, особенно ее верх­нюю часть, проверьте уровень электролита и доведите его до нормы (если на автомобиле


ПЛОТНОСТЬ ЭЛЕКТРОЛИТА ПРИ 25 'С, г/см* Таблица 10.6


Климатический район (среднемесячная температура воздуха в январе, °С)

Время

года

Очень холодный (от -50 до -30)

Зима

Лето

Холодный (от -30 до -15)

Круглый год

Умеренный (от —15 до -8)

Тоже

Теплый влажный (от 0 до +4)

»

Жаркий сухой (от +4 до +15)

»

Полностью

Батарея р

азряжена

заряженная батарея

на 25%

на 50%

1,30

1,28

1,26

1,24

1,22

1,20

1,28

1,24

1,20

1,28

1,24

1,20

1,23

1,19

1,05

1,23

1,19

1,15


установлена обслуживаемая аккумуляторная батарея).

Если произошел разряд аккумуляторной батареи за короткий промежуток времени (например, по причине оставленных вклю­ченными фар или ламп освещения салона автомобиля, не использовавшегося какое- то время), необходимо произвести медлен­ную зарядку батареи (малым током) в тече­ние 10 часов.

Если аккумуляторная батарея постепенно разрядилась по причине высокой электричес­кой нагрузки в процессе использования авто­мобиля, подзарядите ее током 20-30 А в те­чение двух часов.

Обслуживаемую батарею заряжают током, составляющим 10% номинального значения емкости батареи, при вывернутых пробках. Обслуживаемую батарею емкостью 55 А ч за­ряжают током 5,5 А. Зарядку проводят до на­чала обильного газовыделения и достижения постоянства напряжения и плотности элект­ролита в течение 3 ч Плотность электролита заряженной батареи при 25 °С должна соот­ветствовать данным табл. 10.5 для каждого климатического района.


При зарядке батареи периодически прове­ряйте температуру электролита и не допус­кайте ее повышения более +40 *С. Когда тем­пература достигнет +40 °С, следует умень­шить наполовину зарядный ток или прервать зарядку и охладить батарею до +27 °С.

Зарядку прекращают, когда начинается обильное выделение газа во всех элементах батареи, а напряжение и плотность электро­лита в течение последних трех замеров (про­водят через 1 ч после отключения батареи) будут оставаться постоянными.

Если в конце зарядки плотность электроли­та (определенная с учетом температурной по­правки) отличается от указанного в табл. 10.6 значения, откорректируйте ее. При повышен­ной плотности отберите часть электролита и долейте дистиллированную воду. Если плот­ность электролита ниже нормы, то отберите его из элемента и долейте электролит повы­шенной плотности (1,4 г/см3).

После корректировки плотности электролита продолжайте зарядку батареи еще 30 мин для перемешивания электролита. Затем отключите батарею и через 30 мин замерьте уровень эле­ктролита во всех элементах. Если уровень электролита окажется ниже нормы, долейте электролит, плотность которого соответствует данному климатическому району (см. табл. 10.6) Если уровень электролита выше нормы, отбе­рите излишний электролит резиновой грушей.

Nissan Note. ХРАНЕНИЕ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ

Свинцово-кислотную аккумуляторную бата­рею необходимо хранить только в заряжен­ном состоянии. При температуре ниже -20 °С зарядка аккумулятора должна проводиться один раз в год в течение 48 ч постоянным на­пряжением 2,275 В на одну банку аккумуля­торной батареи, а при комнатной температу­ре - один раз в 8 месяцев в течение 6-12 ч постоянным напряжением 2,35 В на одну бан­ку Хранение батареи при температуре выше 30 °С не рекомендуется

Слой грязи и накипи на поверхности бата­реи становится проводником для тока от од­ного контакта к другому и приводит к само­разряду батареи, после чего начинается преждевременная сульфатация пластин. Вот почему поверхность крышки аккумуляторной батареи необходимо поддерживать в чистоте (мыть перед хранением) Хранение свинцово­кислотных аккумуляторных батарей в разря­женном состоянии приводит к быстрой поте­ре их работоспособности

При длительном хранении батареи и разря­де ее большими токами (в стартерном режиме) или при уменьшении емкости нужно проводить контрольно-тренировочные («лечебные») цик­лы, то есть разряд-заряд номинальным током.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности