Митсубиси аутлендер XL. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ

Митсубиси аутлендер XL. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Бензиновые двигатели, устанавливаемые на автомобили Mitsubishi Outlander XL, обору­дованы электронной системой распределен­ного впрыска топлива. Эта система обеспе­чивает выполнение современных норм по токсичности выбросов и испарениям вред­ных веществ при сохранении высоких ходовых качеств и низкого расхода топлива.


Управляющим устройством в системе явля­ется электронный блок управления (ЭБУ). На основе информации, полученной отдатчи­ков, ЭБУ рассчитывает параметры регулиро­вания впрыска топлива и управления углом опережения зажигания. Кроме того, в соот­ветствии с заложенным алгоритмом ЭБУ уп­равляет работой электромагнитной муфты включения компрессора кондиционера, вы­полняет функцию самодиагностики элемен­тов системы и оповещает водителя о возник­ших неисправностях.

При выходе из строя отдельных датчиков и исполнительных механизмов ЭБУ включает аварийные режимы, обеспечивающие рабо­тоспособность двигателя.

Количество топлива, подаваемого фор­сунками, определяется продолжительностью электрического сигнала от ЭБУ. Электрон­ный блок отслеживает данные о состоянии двигателя, рассчитывает потребность в топ­ливе и определяет необходимую длитель­ность подачи топлива форсунками (длитель­ность сигнала). Для увеличения количества подаваемого топлива длительность сигнала увеличивается, а для уменьшения подачи топлива - уменьшается.

Система управления двигателем, наряду с электронным блоком управления, включает в себя датчики, исполнительные устройства, разъемы и предохранители


.


Электронный блок управления (ЭБУ, контроллер) двигателем расположен в ле­вой части (по направлению движения автомо­биля) моторного отсека и представляет со­бой управляющий центр электронной систе­мы управления двигателя.

ЭБУ связан электрическими проводами со всеми датчиками системы. Получая от них информацию, блок выполняет расчеты в соот­ветствии с параметрами и алгоритмом управ­ления, хранящимися в памяти программируе­мого постоянного запоминающего устройст­ва (ППЗУ) и управляет исполнительными устройствами системы. Вариант программы, записанный в память ППЗУ обозначен номе­ром, присвоенным данной модификации ЭБУ

Блок управления обнаруживает неисправ­ность, идентифицирует и запоминает ее код, даже если отказ неустойчив и исчезает (на­пример, из-за плохого контакта). Сигнализа­тор неисправности системы управления дви­гателем в комбинации приборов гаснет через 10 с после восстановления работоспособно­сти отказавшего узла.

После ремонта хранящийся в памяти блока управления код неисправности необходимо стереть. Для этого отключите питание блока на 10 с (выньте предохранитель цепи питания электронного блока управления или отсоеди­ните провод от клеммы «минус» аккумулятор­ной батареи).

Блок питает постоянным током напряжени­ем 5 и 12 В различные датчики и выключатели сиаемы управления. Поскольку электричес­кое сопротивление цепей питания высокое, контрольная лампа, подключенная к выводам системы, не загорается. Для определения на­пряжения питания на выводах ЭБУ следует применять вольтметр, внутреннее сопротив­ление которого не менее 10 МОм.

ЭБУ не пригоден для ремонта, в случае от­каза его необходимо заменить.


Датчик положения коленчатого вала ин­дуктивного типа предназначен для синхрони­зации работы электронного блока управления с ВМТ поршней 1-го и 4-го цилиндров и угло­вым положением коленчатого вала.

Датчик установлен напротив задающего диска, установленного на коленчатом валу При вращении коленчатого вала зубья за­дающего диска изменяют магнитное поле датчика, наводя импульсы напряжения пере­менного тока. Блок управления по сигналам датчика определяет частоту вращения колен­чатого вала и выдает импульсы на форсунки.

Неисправность этого датчика вызывает полный отказ системы управления двигате­лем: при отсутствии его сигнала двигатель пу­стить невозможно.


Датчик положения распределительно­го вала (датчик фазы) определяет ВМТ так­та сжатия поршня 1-го цилиндра.


Датчик индуктивного типа установлен на правой головке блока цилиндров, напро­тив ротора синхронизации распределитель­ного вала.

Сигнал датчика используется контролле­ром для организации распределенного впрыска топлива в соответствии с порядком работы цилиндров. При возникновении неис­правности цепи или самого датчика контрол­лер заносит в свою память ее код и включает сигнализатор.


Датчик температуры охлаждающей жидкости установлен в корпусе распреде­лителя охлаждающей жидкости. Чувствитель­ным элементом датчика является термистор, электрическое сопротивление которого из­меняется обратно пропорционально темпе­ратуре. При низкой температуре охлаждаю­щей жидкости (-20 °С) сопротивление терми­стора составляет около 14-17 кОм, при повышении температуры до +80 °С - умень­шается до 0,26-0,36 кОм.

Электронный блок питает цепь датчика тем­пературы постоянным «опорным» напряжени­ем. Напряжение сигнала датчика максималь­но на холодном двигателе и снижается по ме­ре его прогрева. По значению напряжения электронный блок определяет температуру двигателя и учитывает ее при расчете регули­ровочных параметров впрыска и зажигания. При отказе датчика или нарушениях в цепи его подключения ЭБУ устанавливает код не­исправности и запоминает его.



Датчик массового расхода воздуха ус­тановлен в отводящем патрубке воздушного фильтра. Принцип работы датчика массового расхода воздуха основан на поддержании постоянной температуры резисторов (чем выше скорость потока воздуха, тем больший ток необходим для поддержания температу­ры резистора). В зависимости от информа­ции, полученной от датчика, ЭБУ регулирует количество впрыскиваемого топлива и угол опережения зажигания.

Датчик температуры всасываемого воздуха встроенный r датчик массового расхода воздуха, представляет собой датчик термисторного типа, измеряющий температу­ру воздуха на впуске двигателя. При низкой


температуре всасываемого воздуха (-20 °С) сопротивление термистора составляет около 13-17 кОм, при повышении температуры до +20 °С - уменьшается до 2,3-3,0 кОм В зависимости от информации о темпера­туре всасываемого воздуха, полученной отдатчика, ЭБУ регулирует количество впрыс­киваемого топлива.


Датчик абсолютного давления во впу­скном коллекторе выполнен в виде пере­менного резистора, чувствительного к изме­нению давления. Он фиксирует изменение давления во впускном коллекторе в зависи­мости от изменения нагрузки и оборотов дви­гателя и преобразует его в напряжение вы­ходного сигнала. В зависимости от информа­ции, полученной от датчика, ЭБУ регулирует количество впрыскиваемого топлива и угол опережения зажигания.


Датчик положения дроссельной за­слонки выполнен за одно целое с крышкой дроссельного узла.

Датчик представляет собой потенциометр, на один конец которого подается «плюс» на­пряжения питания (5 В), а другой его конец соединен с «массой».

С третьего вывода потенциометра (от пол­зунка) идет выходной сигнал к электронному блоку управления.

Когда дроссельная заслонка поворачива­ется (от воздействия на педаль управления), изменяется напряжение на выходе датчика. При закрытой дроссельной заслонке оно со­ставляет около 0,5 В. Когда заслонка откры­вается, напряжение на выходе датчика растет, при полностью открытой заслонке оно должно быть около 4,5 В.

Отслеживая выходное напряжение датчика, ЭБУ корректирует подачу топлива в зависи­мости от угла открытия дроссельной заслонки (т.е. по желанию водителя).

Датчик положения дроссельной заслонки не требует регулировки, так как блок управле­ния воспринимает холостой ход (т.е. полное закрытие дроссельной заслонки) как нулевую отметку

Датчики концентрации кислорода (лямбда-зонды) ввернуты в резьбовые от­верстия основных нейтрализаторов отрабо­тавших газов. На автомобили с бензиновым двигателем 6В31 устанавливают четыре дат­чика концентрации кислорода:

- два управляющих датчика, предназначен­ные для управления составом топливовоз­душной смеси (на входе в нейтрализаторы);

- два диагностических датчика, предназна­ченные для оценки эффективности работы ней­трализаторов (на выходе из нейтрализаторов).

На автомобили с бензиновым двигателем 4В12 устанавливают два датчика концентрации кислорода: управляющий и диагностический.


В металлической колбе каждого датчика рас­положен гальванический элемент, омываемый потоком отработавших газов. В зависимости от содержания кислорода в отработавших газах в результате сгорания топливовоздушной сме­си изменяется напряжение сигнала датчика.

Датчики различаются по параметрам и маркировкой. Если хотя бы один из датчиков концентрации кислорода неисправен, токсич­ность отработавших газов может резко повы­ситься, а расход топлива - увеличиться.

Информация от каждого датчика поступает в блок управления в виде сигналов низкого (от 0,1 В) и высокого (до 0,9 В) уровня. При сигнале низкого уровня блок управления по­лучает информацию о высоком содержании кислорода. Сигнал высокого уровня свиде­тельствует о низком содержании кислорода в отработавших газах.

Постоянно отслеживая напряжение сигна­ла датчиков, блок управления корректирует количество впрыскиваемого форсунками топ­лива. При низком уровне сигнала датчика на входе в нейтрализатор (бедная топливо­воздушная смесь) количество подаваемого топлива увеличивается, при высоком уровне сигнала (богатая смесь) - уменьшается. Если разница между уровнями сигналов датчиков на входе и выходе нейтрализатора меньше значений, допустимых при данном режиме работы, блок управления идентифицирует не­исправность нейтрализатора.

Датчики детонации прикреплены к верх­ней части блока цилиндров в зоне между ря­дами цилиндров и улавливают аномальные ви­брации (детонационные удары) в двигателе.

Чувствительным элементом датчиков дето­нации является пьезокристаллическая плас­тинка. При детонации на выходе датчика гене­рируются импульсы напряжения, которые уве­личиваются с возрастанием интенсивности


детонационных ударов. ЭБУ по сигналу датчи­ка регулирует опережение зажигания для уст­ранения детонационных вспышек топлива.

Датчик скорости автомобиля установлен на коробке передач и является датчиком ин­дуктивного типа. Датчик скорости вырабатывает серию им­пульсов, а ЭБУ определяет скорость автомо­биля по частоте подачи импульсов.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Прежде чем снимать любые узлы системы управления впрыском топлива, отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

Не пускайте двигатель, если наконечники проводов на аккумуляторной батарее плохо затянуты.

Никогда не отсоединяйте аккумуляторную батарею от бортовой сети автомобиля при работающем двигателе.

При зарядке аккумуляторной батареи отсое­диняйте ее от бортовой сети автомобиля.

Не подвергайте ЭБУ при температуре выше 65 °С в рабочем состоянии и выше 80 °С - в нерабочем (например, в сушильной каме­ре). Надо снимать ЭБУ с автомобиля, если эта температура будет превышена.

Не отсоединяйте от ЭБУ и не присоединяйте к нему провода при включенном зажигании. Перед проведением электросварочных ра­бот на автомобиле отсоединяйте провода от аккумуляторной батареи и колодки жгута проводов от ЭБУ.

Все измерения напряжения выполняйте ци­фровым вольтметром, внутреннее сопротив­ление которого не менее 10 МОм. Электронные узлы, применяемые в системе впрыска топлива, рассчитаны на очень ма­лое напряжение, поэтому легко могут быть повреждены электростатическим разрядом. Для того чтобы не допустить повреждения ЭБУ, не прикасайтесь руками к его выводам.

Для диагностики системы управления дви­гателем во всех случаях требуется специаль­ный сканер, поэтому при возникновении не­исправностей системы обращайтесь на спе­циализированный сервис.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, ИХ ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ

| Причина неисправности

Способ устранения

Стартер вращает коленчатый вал с нормальной скоростью, но двигатель

долго не пускается. После пуска двигатель сразу же останавливается

Неисправна система зажигания

Проверьте напряжение во вторичной цепи; состояние свечей зажигания (нагар, влаж­ность электродов, трещины или сколы изолятора, состояние электродов и зазор); катушки зажигания, проводов высокого на­пряжения и защитных колпачков; надеж­ность электрического контакта в разъемах катушки зажигания; надежность контактов ЭБУ с «массой»

Неисправна система впрыска топлива

См. «Система питания», с. 127

Двигатель не развивает номинальной мощности. Автомобиль вяло разгоняется при частичном нажатии на педаль акселератора

Неисправна система зажигания

Проконтролируйте напряжение во вто­ричной цепи специальным тестером. Проверьте работу системы регулирова­ния угла опережения зажигания стробо­скопом

Отсутствует надежный контакт ЭБУ

с «массой»

Проверьте состояние, чистоту и плот­ность соединений клемм «массовых» проводов ЭБУ

Низкое напряжение в бортовой сети - неисправен генератор

Проверьте напряжение на выводе «В+» генератора, которое должно быть не ме­нее 13 В

Детонационные стуки в двигателе при ускорении автомобиля

Несоответствие калильного числа уста­новленных на двигатель свечей зажигания

Замените свечи на рекомендуемые для данной модели двигателя

Повреждение проводов высокого напряжения

Проверьте омметром сопротивление проводов высокого напряжения. Оно не должно превышать 30 кОм. Омметр под­ключается к наконечникам проверяемого провода

Неисправность датчика температуры ох­лаждающей жидкости или его электри­ческой цепи

Проверьте и при необходимости замените датчик. Проверьте контактные соединения в проводке цепи датчика

Отсутствие быстрой реакции двигателя на изменение положения дроссельной заслонки, особенно при трогании автомобиля с места

и в начале разгона

Неисправен датчик положения дрос­сельной заслонки

Замените датчик

Причина неисправности

Способ устранения

Низкое напряжение в бортовой сети - неисправен генератор

Проверьте вольтметром напряжение на клемме «В+» генератора при работаю­щем двигателе, которое должно быть более 13 В

Неисправен датчик массового расхода воздуха

Замените датчик

Неисправны провода высокого напряжения

Проверьте сопротивление провода ом­метром, подключив его к наконечникам проверяемого провода. Сопротивление должно быть не более 30 кОм

Загрязнены свечи зажигания

Очистите свечи пескоструйным аппара­том или замените

Загрязнение приборов зажигания

Удалите влагу и грязь с проводов высо­кого напряжения и катушки зажигания

Ненадежный контакт приборов зажига­ния с «массой»

Проверьте контактные соединения про­водов системы зажигания с «массой». Очистите и затяните крепление наконеч­ников проводов

Двигатель работает с перебоями. Рывки автомобиля при увеличении нагрузки двигателя. Неровный шум при выпуске отработавших газов

Неисправность свечей зажигания

Пустите двигатель. После установки частоты холостого хода снимите про­вод высокого напряжения с одной све­чи зажигания, используя пассатижи с изолированными рукоятками. Провода отсоединяйте от свечей поочередно и на короткое время, чтобы не повре­дить каталитический нейтрализатор. Если отсоединение провода от свечи не вызывает резкого уменьшения час­тоты вращения двигателя, то свеча неисправна и ее нужно заменить

Неисправность проводов высокого напряжения

Измерьте омметром сопротивление проводов между наконечниками, кото­рое должно быть не более 30 кОм

Неровная работа двигателя на холостом ходу, сопровождающаяся повышенной вибрацией и остановками

Бедная топливовоздушная смесь из-за увеличения напряжения сигнала датчика концентрации кислорода вследствие об­разования отложений на колбе датчика

При наличии белого порошкообразного налета на датчике замените его

Заедание дроссельной заслонки в от­крытом положении

Устраните заедание дроссельной заслонки

Неисправность датчика температуры ох­лаждающей жидкости или его электри­ческой цепи

Проверьте и при необходимости заме­ните датчик. Проверьте контактные со­единения в проводке цепи датчика



Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
5 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности