Митсубиси аутлендер XL. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ
Митсубиси аутлендер XL. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Бензиновые двигатели, устанавливаемые на автомобили Mitsubishi Outlander XL, оборудованы электронной системой распределенного впрыска топлива. Эта система обеспечивает выполнение современных норм по токсичности выбросов и испарениям вредных веществ при сохранении высоких ходовых качеств и низкого расхода топлива.
Управляющим устройством в системе является электронный блок управления (ЭБУ). На основе информации, полученной отдатчиков, ЭБУ рассчитывает параметры регулирования впрыска топлива и управления углом опережения зажигания. Кроме того, в соответствии с заложенным алгоритмом ЭБУ управляет работой электромагнитной муфты включения компрессора кондиционера, выполняет функцию самодиагностики элементов системы и оповещает водителя о возникших неисправностях.
При выходе из строя отдельных датчиков и исполнительных механизмов ЭБУ включает аварийные режимы, обеспечивающие работоспособность двигателя.
Количество топлива, подаваемого форсунками, определяется продолжительностью электрического сигнала от ЭБУ. Электронный блок отслеживает данные о состоянии двигателя, рассчитывает потребность в топливе и определяет необходимую длительность подачи топлива форсунками (длительность сигнала). Для увеличения количества подаваемого топлива длительность сигнала увеличивается, а для уменьшения подачи топлива - уменьшается.
Система управления двигателем, наряду с электронным блоком управления, включает в себя датчики, исполнительные устройства, разъемы и предохранители
.
|
Электронный блок управления (ЭБУ, контроллер) двигателем расположен в левой части (по направлению движения автомобиля) моторного отсека и представляет собой управляющий центр электронной системы управления двигателя.
ЭБУ связан электрическими проводами со всеми датчиками системы. Получая от них информацию, блок выполняет расчеты в соответствии с параметрами и алгоритмом управления, хранящимися в памяти программируемого постоянного запоминающего устройства (ППЗУ) и управляет исполнительными устройствами системы. Вариант программы, записанный в память ППЗУ обозначен номером, присвоенным данной модификации ЭБУ
Блок управления обнаруживает неисправность, идентифицирует и запоминает ее код, даже если отказ неустойчив и исчезает (например, из-за плохого контакта). Сигнализатор неисправности системы управления двигателем в комбинации приборов гаснет через 10 с после восстановления работоспособности отказавшего узла.
После ремонта хранящийся в памяти блока управления код неисправности необходимо стереть. Для этого отключите питание блока на 10 с (выньте предохранитель цепи питания электронного блока управления или отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи).
Блок питает постоянным током напряжением 5 и 12 В различные датчики и выключатели сиаемы управления. Поскольку электрическое сопротивление цепей питания высокое, контрольная лампа, подключенная к выводам системы, не загорается. Для определения напряжения питания на выводах ЭБУ следует применять вольтметр, внутреннее сопротивление которого не менее 10 МОм.
ЭБУ не пригоден для ремонта, в случае отказа его необходимо заменить.
|
Датчик положения коленчатого вала индуктивного типа предназначен для синхронизации работы электронного блока управления с ВМТ поршней 1-го и 4-го цилиндров и угловым положением коленчатого вала.
Датчик установлен напротив задающего диска, установленного на коленчатом валу При вращении коленчатого вала зубья задающего диска изменяют магнитное поле датчика, наводя импульсы напряжения переменного тока. Блок управления по сигналам датчика определяет частоту вращения коленчатого вала и выдает импульсы на форсунки.
Неисправность этого датчика вызывает полный отказ системы управления двигателем: при отсутствии его сигнала двигатель пустить невозможно.
|
Датчик положения распределительного вала (датчик фазы) определяет ВМТ такта сжатия поршня 1-го цилиндра.
Датчик индуктивного типа установлен на правой головке блока цилиндров, напротив ротора синхронизации распределительного вала.
Сигнал датчика используется контроллером для организации распределенного впрыска топлива в соответствии с порядком работы цилиндров. При возникновении неисправности цепи или самого датчика контроллер заносит в свою память ее код и включает сигнализатор.
|
Датчик температуры охлаждающей жидкости установлен в корпусе распределителя охлаждающей жидкости. Чувствительным элементом датчика является термистор, электрическое сопротивление которого изменяется обратно пропорционально температуре. При низкой температуре охлаждающей жидкости (-20 °С) сопротивление термистора составляет около 14-17 кОм, при повышении температуры до +80 °С - уменьшается до 0,26-0,36 кОм.
Электронный блок питает цепь датчика температуры постоянным «опорным» напряжением. Напряжение сигнала датчика максимально на холодном двигателе и снижается по мере его прогрева. По значению напряжения электронный блок определяет температуру двигателя и учитывает ее при расчете регулировочных параметров впрыска и зажигания. При отказе датчика или нарушениях в цепи его подключения ЭБУ устанавливает код неисправности и запоминает его.
|
Датчик массового расхода воздуха установлен в отводящем патрубке воздушного фильтра. Принцип работы датчика массового расхода воздуха основан на поддержании постоянной температуры резисторов (чем выше скорость потока воздуха, тем больший ток необходим для поддержания температуры резистора). В зависимости от информации, полученной от датчика, ЭБУ регулирует количество впрыскиваемого топлива и угол опережения зажигания.
Датчик температуры всасываемого воздуха встроенный r датчик массового расхода воздуха, представляет собой датчик термисторного типа, измеряющий температуру воздуха на впуске двигателя. При низкой
температуре всасываемого воздуха (-20 °С) сопротивление термистора составляет около 13-17 кОм, при повышении температуры до +20 °С - уменьшается до 2,3-3,0 кОм В зависимости от информации о температуре всасываемого воздуха, полученной отдатчика, ЭБУ регулирует количество впрыскиваемого топлива.
|
Датчик абсолютного давления во впускном коллекторе выполнен в виде переменного резистора, чувствительного к изменению давления. Он фиксирует изменение давления во впускном коллекторе в зависимости от изменения нагрузки и оборотов двигателя и преобразует его в напряжение выходного сигнала. В зависимости от информации, полученной от датчика, ЭБУ регулирует количество впрыскиваемого топлива и угол опережения зажигания.
|
Датчик положения дроссельной заслонки выполнен за одно целое с крышкой дроссельного узла.
Датчик представляет собой потенциометр, на один конец которого подается «плюс» напряжения питания (5 В), а другой его конец соединен с «массой».
С третьего вывода потенциометра (от ползунка) идет выходной сигнал к электронному блоку управления.
Когда дроссельная заслонка поворачивается (от воздействия на педаль управления), изменяется напряжение на выходе датчика. При закрытой дроссельной заслонке оно составляет около 0,5 В. Когда заслонка открывается, напряжение на выходе датчика растет, при полностью открытой заслонке оно должно быть около 4,5 В.
Отслеживая выходное напряжение датчика, ЭБУ корректирует подачу топлива в зависимости от угла открытия дроссельной заслонки (т.е. по желанию водителя).
Датчик положения дроссельной заслонки не требует регулировки, так как блок управления воспринимает холостой ход (т.е. полное закрытие дроссельной заслонки) как нулевую отметку
Датчики концентрации кислорода (лямбда-зонды) ввернуты в резьбовые отверстия основных нейтрализаторов отработавших газов. На автомобили с бензиновым двигателем 6В31 устанавливают четыре датчика концентрации кислорода:
- два управляющих датчика, предназначенные для управления составом топливовоздушной смеси (на входе в нейтрализаторы);
- два диагностических датчика, предназначенные для оценки эффективности работы нейтрализаторов (на выходе из нейтрализаторов).
На автомобили с бензиновым двигателем 4В12 устанавливают два датчика концентрации кислорода: управляющий и диагностический.
В металлической колбе каждого датчика расположен гальванический элемент, омываемый потоком отработавших газов. В зависимости от содержания кислорода в отработавших газах в результате сгорания топливовоздушной смеси изменяется напряжение сигнала датчика.
Датчики различаются по параметрам и маркировкой. Если хотя бы один из датчиков концентрации кислорода неисправен, токсичность отработавших газов может резко повыситься, а расход топлива - увеличиться.
Информация от каждого датчика поступает в блок управления в виде сигналов низкого (от 0,1 В) и высокого (до 0,9 В) уровня. При сигнале низкого уровня блок управления получает информацию о высоком содержании кислорода. Сигнал высокого уровня свидетельствует о низком содержании кислорода в отработавших газах.
Постоянно отслеживая напряжение сигнала датчиков, блок управления корректирует количество впрыскиваемого форсунками топлива. При низком уровне сигнала датчика на входе в нейтрализатор (бедная топливовоздушная смесь) количество подаваемого топлива увеличивается, при высоком уровне сигнала (богатая смесь) - уменьшается. Если разница между уровнями сигналов датчиков на входе и выходе нейтрализатора меньше значений, допустимых при данном режиме работы, блок управления идентифицирует неисправность нейтрализатора.
Датчики детонации прикреплены к верхней части блока цилиндров в зоне между рядами цилиндров и улавливают аномальные вибрации (детонационные удары) в двигателе.
Чувствительным элементом датчиков детонации является пьезокристаллическая пластинка. При детонации на выходе датчика генерируются импульсы напряжения, которые увеличиваются с возрастанием интенсивности
детонационных ударов. ЭБУ по сигналу датчика регулирует опережение зажигания для устранения детонационных вспышек топлива.
Датчик скорости автомобиля установлен на коробке передач и является датчиком индуктивного типа. Датчик скорости вырабатывает серию импульсов, а ЭБУ определяет скорость автомобиля по частоте подачи импульсов.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Прежде чем снимать любые узлы системы управления впрыском топлива, отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
Не пускайте двигатель, если наконечники проводов на аккумуляторной батарее плохо затянуты.
Никогда не отсоединяйте аккумуляторную батарею от бортовой сети автомобиля при работающем двигателе.
При зарядке аккумуляторной батареи отсоединяйте ее от бортовой сети автомобиля.
Не подвергайте ЭБУ при температуре выше 65 °С в рабочем состоянии и выше 80 °С - в нерабочем (например, в сушильной камере). Надо снимать ЭБУ с автомобиля, если эта температура будет превышена.
Не отсоединяйте от ЭБУ и не присоединяйте к нему провода при включенном зажигании. Перед проведением электросварочных работ на автомобиле отсоединяйте провода от аккумуляторной батареи и колодки жгута проводов от ЭБУ.
Все измерения напряжения выполняйте цифровым вольтметром, внутреннее сопротивление которого не менее 10 МОм. Электронные узлы, применяемые в системе впрыска топлива, рассчитаны на очень малое напряжение, поэтому легко могут быть повреждены электростатическим разрядом. Для того чтобы не допустить повреждения ЭБУ, не прикасайтесь руками к его выводам.
Для диагностики системы управления двигателем во всех случаях требуется специальный сканер, поэтому при возникновении неисправностей системы обращайтесь на специализированный сервис.
ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, ИХ ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ
| Причина неисправности | Способ устранения |
Стартер вращает коленчатый вал с нормальной скоростью, но двигатель долго не пускается. После пуска двигатель сразу же останавливается | |
Неисправна система зажигания | Проверьте напряжение во вторичной цепи; состояние свечей зажигания (нагар, влажность электродов, трещины или сколы изолятора, состояние электродов и зазор); катушки зажигания, проводов высокого напряжения и защитных колпачков; надежность электрического контакта в разъемах катушки зажигания; надежность контактов ЭБУ с «массой» |
Неисправна система впрыска топлива | См. «Система питания», с. 127 |
Двигатель не развивает номинальной мощности. Автомобиль вяло разгоняется при частичном нажатии на педаль акселератора | |
Неисправна система зажигания | Проконтролируйте напряжение во вторичной цепи специальным тестером. Проверьте работу системы регулирования угла опережения зажигания стробоскопом |
Отсутствует надежный контакт ЭБУ с «массой» | Проверьте состояние, чистоту и плотность соединений клемм «массовых» проводов ЭБУ |
Низкое напряжение в бортовой сети - неисправен генератор | Проверьте напряжение на выводе «В+» генератора, которое должно быть не менее 13 В |
Детонационные стуки в двигателе при ускорении автомобиля | |
Несоответствие калильного числа установленных на двигатель свечей зажигания | Замените свечи на рекомендуемые для данной модели двигателя |
Повреждение проводов высокого напряжения | Проверьте омметром сопротивление проводов высокого напряжения. Оно не должно превышать 30 кОм. Омметр подключается к наконечникам проверяемого провода |
Неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости или его электрической цепи | Проверьте и при необходимости замените датчик. Проверьте контактные соединения в проводке цепи датчика |
Отсутствие быстрой реакции двигателя на изменение положения дроссельной заслонки, особенно при трогании автомобиля с места и в начале разгона | |
Неисправен датчик положения дроссельной заслонки | Замените датчик |
Причина неисправности | Способ устранения |
Низкое напряжение в бортовой сети - неисправен генератор | Проверьте вольтметром напряжение на клемме «В+» генератора при работающем двигателе, которое должно быть более 13 В |
Неисправен датчик массового расхода воздуха | Замените датчик |
Неисправны провода высокого напряжения | Проверьте сопротивление провода омметром, подключив его к наконечникам проверяемого провода. Сопротивление должно быть не более 30 кОм |
Загрязнены свечи зажигания | Очистите свечи пескоструйным аппаратом или замените |
Загрязнение приборов зажигания | Удалите влагу и грязь с проводов высокого напряжения и катушки зажигания |
Ненадежный контакт приборов зажигания с «массой» | Проверьте контактные соединения проводов системы зажигания с «массой». Очистите и затяните крепление наконечников проводов |
Двигатель работает с перебоями. Рывки автомобиля при увеличении нагрузки двигателя. Неровный шум при выпуске отработавших газов | |
Неисправность свечей зажигания | Пустите двигатель. После установки частоты холостого хода снимите провод высокого напряжения с одной свечи зажигания, используя пассатижи с изолированными рукоятками. Провода отсоединяйте от свечей поочередно и на короткое время, чтобы не повредить каталитический нейтрализатор. Если отсоединение провода от свечи не вызывает резкого уменьшения частоты вращения двигателя, то свеча неисправна и ее нужно заменить |
Неисправность проводов высокого напряжения | Измерьте омметром сопротивление проводов между наконечниками, которое должно быть не более 30 кОм |
Неровная работа двигателя на холостом ходу, сопровождающаяся повышенной вибрацией и остановками | |
Бедная топливовоздушная смесь из-за увеличения напряжения сигнала датчика концентрации кислорода вследствие образования отложений на колбе датчика | При наличии белого порошкообразного налета на датчике замените его |
Заедание дроссельной заслонки в открытом положении | Устраните заедание дроссельной заслонки |
Неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости или его электрической цепи | Проверьте и при необходимости замените датчик. Проверьте контактные соединения в проводке цепи датчика |
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст