Dacia Duster. Мультиметр
Dacia Duster. Мультиметр
Для поиска неисправностей электрооборудования применяется мультиметр (или, как его еще называют, тестер) — комбинированный электроизмерительный прибор, объединяющий в себе вольтметр для измерения силы тока, омметр для измерения электрического сопротивления и амперметр для определения силы тока. Переключение режимов прибора производится простым поворотом ручки переключателя. Такие устройства бывают нескольких типов: аналоговые, со стрелочным индикатором; цифровые, с жидкокристаллическим дисплеем; универсальные — имеющие как стрелочный индикатор, так и жидкокристаллический дисплей. При ремонте автомобиля удобнее использовать цифровой прибор. Он компактный и показывает точные значения при любом положении в пространстве.
Мультиметр: 1 — переключатель режимов работы мультиметра; 2 — гнезда для подсоединения выводов полупроводниковых приборов во время их проверки; 3 — щупы; 4 —жидкокристаллический дисплей; 5 — гнездо для подсоединения провода со щупом к мультиметру при измерении силы тока; 6 — положительный вывод; 7 — отрицательный вывод
Некоторые модели оснащены дополнительными функциями, которые полезны при ремонте электронной аппаратуры, но для ремонта автомобиля они, как правило, не востребованы. Иногда мультиметры, комплектуются термопарой и имеют режим измерения температуры. Это полезная функция, она расширяет возможности прибора по проверке системы охлаждения двигателя.
Для проверки обесточенных цепей мультиметр переводят в режим омметра. При измерении очень низкого сопротивления (в пределах нескольких Ом), необходимо вводить поправку — из полученного значения вычесть внутреннее сопротивление мультиметра, электрическое сопротивление его проводов и щупов (обычно в пределах 0,06-0,08 Ом). Чтобы точно определить эту поправку, следует переключить прибор в режим измерения низких величин сопротивлений (до 200 Ом) и замкнуть концы его щупов.
Для проверки электрических цепей автомобиля под напряжением мультиметр переключают в режим вольтметра с пределом измерения до 20 В постоянного тока. В режиме с более высоким верхним диапазоном напряжения будет ниже точность измерений.
Некоторые мультиметры (более дорогие модели) автоматически переключаются в диапазон с оптимальным диапазоном измерений.
Предупреждение!_
Измерять мультиметром напряжение в высоковольтной цепи системы зажигания нельзя во избежание выхода прибора из строя.____
Мультиметр позволяет измерить ток, потребляемый электрооборудованием автомобиля (обычно до 10 А, реже до 20 А). Как правило, для выполнения измерения потребуется не только переключить мультиметр в режим амперметра, но и пересо-единить один из щупов к соответствующему выводу прибора.
Предупреждение!_
Измерять мультиметром силу тока в цепи стартера нельзя во избежание выхода прибора из строя. Потребляемый стартером ток очень велик (300-400 А).
Для автолюбителя очень полезная функция — «режим прозвонки цепей». Она позволяет определять замкнутые цепи по звуковому сигналу — зуммеру.
Многие измерения, которые могут потребоваться автолюбителю при ремонте автомобиля, можно выполнить аналоговым прибором со стрелочным индикатором. У него несколько шкал, каждая соответствует измеряемому параметру. Иногда для измерения одного параметра выполняют несколько шкал с разным диапазоном величин.
Аналоговый мультиметр: 1 — диск регулятора «О»; 2 — стрелочный индикатор прибора; 3 — регулировочный винт; 4 — переключатель режимов прибора; 5 — щупы прибора; 6 — положительный вывод; 7 — отрицательный вывод
При некоторой сложности снятия точных показаний, у стрелочных приборов есть и преимущества в сравнении с цифровыми. Главное, они сохраняют свою работоспособность без элементов питания, хотя не в полном объеме — омметр без питания не работает. Стрелочные приборы не боятся мороза, при котором застывают жидкие кристаллы.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст