Мазда 626 GE, 626 GF. Инструкция — часть 19
Электрооборудование
Во время проверки электрооборудования
владелец автомобиля постоянно имеет дело с
такими понятиями, как напряжение, сила тока,
сопротивление.
Единицей измерения напряжения является
вольт (V), сила тока измеряется в амперах (А),
а сопротивление - в омах (Ом). Когда говорят о
напряжении в автомобиле, в первую очередь
речь идет о постоянном напряжении аккумуля-
торной батареи, равном приблизительно 12 V.
Данная величина зависит от степени зарядки
батареи и наружной температуры. Под влия-
нием этих факторов она может колебаться от
10 до 13 V. Кроме того, напряжение возникает
и в силу работы генератора. Данное напряже-
ние равно приблизительно 14 V при средней
частоте вращения коленчатого вала.
При рассмотрении электрооборудования
автомобиля понятие "сила тока" затрагивается
редко. Например, на обратной стороне предо-
хранителей указывается сила тока, которую
они могут выдержать.
Везде, куда поступает ток, он преодолевает
сопротивление. Прежде всего, сопротивление
зависит от следующих факторов: поперечного
сечения провода, материала, из которого изго-
товлен провод, величины потребления тока.
При слишком большом сопротивлении возни-
кают неполадки в работе отдельных деталей
или целых узлов. Например, на автомобилях с
бензиновым двигателем не должно быть высо-
ким сопротивление проводов высокого напря-
жения, так как в противном случае свечи зажи-
гания не выработают искру, достаточную для
воспламенения рабочей смеси.
Внимание. Перед началом ремонта си-
стемы электрооборудования обязательно
отключать отрицательный (-) провод аккуму-
ляторной батареи. К ремонтным работам дан-
ной системы относится даже простое отсое-
динение электропровода от контакта.
Измерительные приборы
Для измерения показаний электрооборудо-
вания можно использовать имеющийся в про-
даже универсальный измерительный прибор. В
данном приборе объединены вольтметр для
измерения напряжения, амперметр для изме-
рения силы тока, омметр для измерения со-
противления. Имеющиеся в продаже измери-
тельные приборы отличаются друг от друга,
главным образом, диапазоном и точностью из-
мерения.
Для владельцев автомобилей имеется уни-
версальный измерительный прибор, который
специально создан для проведения проверо-
чных работ на транспортном средстве. С его
помощью можно измерить частоту вращения
коленчатого вала, угол замкнутого состояния
контактов прерывателя системы зажигания и
напряжение (до 20 V). Диапазон измерения со-
противления в данном приборе ограничивается
величиной от 1 до 1000 (кОм).
Кроме того, измерительные приборы пре-
дназначены для проверки электрических и эле-
ктронных деталей. Они позволяют произвести
широчайшие измерения: как сопротивления,
равного от нескольких Ом до (МОм), дают то-
чные показания напряжения.
Если нужно удостовериться, присутствует ли
вообще напряжение (V), можно применить кон-
трольную лампу -А-. Контрольная лампа исполь-
зуется для проверки только тех цепей, в состав
которых не входят электронные детали. Эле-
ктронные детали чрезвычайно чувствительны к
высокому току. Поэтому при определенных
обстоятельствах даже подключение контрольной
лампы может привести к их разрушению.
Внимание. При проверке электронных де-
талей (транзисторов, диодов, приборов упра-
вления) необходимо контрольное приспосо-
бление с высоким сопротивлением -В-. Оно
функционирует аналогично контрольной ла-
мпе, при этом не повреждая электронные де-
тали, что позволяет использовать его для
всех проверочных работ.
81
Техника измерения
Измерение напряжения
Наличие напряжения можно проверить с по-
мощью обычной контрольной лампы. Для изме-
рения величины напряжения следует подклю-
чить вольтметр.
В первую очередь необходимо отрегулиро-
вать диапазон измерения вольтметра. Напря-
жение в электроцепях автомобиля, как пра-
вило, не превышает 14 V. Исключением являе-
тся лишь система зажигания: вторичное напря-
жение системы зажигания достигает 30.000 V.
В данном случае необходимо использовать
специальный измерительный прибор или ос-
циллоскоп.
Для измерения напряжения универсальным
прибором, который создан специально для
проведения проверочных работ на автомоби-
лях, необходимо установить выключатель в по-
ложение "Вольтметр". При использовании об-
щего универсального измерительного прибора
в первую очередь следует выбрать тип измеря-
емого напряжения (DCV = постоянное напряже-
ние или ACV = переменное напряжение), а за-
тем - диапазон измерения. Так как на автомо-
биле (кроме системы зажигания) напряжение
не превышает 14 V, следует установить на при-
боре верхнюю границу диапазона измерения
не ниже 15-20 V. Если известна точная вели-
чина напряжения, например, 2 V, то рекоменду-
ется опустить верхнюю границу диапазона из-
мерения, что позволит увеличить точность по-
лучаемых данных. При несоответствии диапа-
зона измерения напряжения в проверяемой
цепи прибор может выйти из строя.
В соответствии с рисунком подключить па-
раллельно потребителю тока провода измери-
тельного прибора. При этом красный кабель
измерительного прибора должен быть подсое-
динен к проводу, идущему от положительного
полюсного вывода аккумуляторной батареи, а
черный - к проводу, подключенному к отрица-
тельному (-) полюсному выводу аккумулято-
рной батареи, либо к массе (например, блоку
цилиндров).
Пример: при плохом запуске двигателя из-
за слишком медленного вращения стартера
целесообразно проверить напряжение акку-
муляторной батареи во время работы стар-
тера. Для этого подсоединить вольтметр в
следующей последовательности: красный
провод прибора - к положительному полю-
сному выводу аккумулятора, черный провод
закоротить "на массу". Помощник должен
включить стартер и удерживать ключ зажига-
ния в этом положении, пока не будут сняты
показания вольтметра. Если напряжение ме-
ньше 10 V (температура аккумуляторной ба-
тареи не ниже +20°С) еще раз проверить ак-
кумуляторную батарею и при необходимости
зарядить ее.
Измерение силы тока
На автомобиле редко приходится измерять
силу тока. Для измерения силы тока потребуе-
тся амперметр.
Установить на приборе диапазон измерения
в соответствии с предполагаемой силой тока.
Если она неизвестна, установить максимально
возможный диапазон. Если в данном случае
прибор не показывает никаких данных, следует
уменьшать диапазон измерения.
При измерении силы тока электрическая цепь
должна быть разомкнута, и лишь затем можно
подключить измерительный прибор. Например,
снять штекерный разъем и подключить к про-
воду, подающему ток, красный провод (+) ам-
перметра. Черный провод (-) подключить к ме-
таллическому контакту штекерного разъема. По-
требитель и штекерный разъем должны быть до-
полнительно соединены проводом с "массой".
Внимание. Ни в коем случае не измерять
обычным амперметром силу тока в проводах,
идущих к стартеру (около 150 А) или к свечам
накаливания автомобилей с дизельным дви-
гателем (до 60 А). Это может привести к по-
ломке прибора. На СТО применяют спец. ам-
перметр, конструкция которого позволяет
проводить данные измерения.
Измерение сопротивления
Перед проверкой напряжения удостовери-
ться, что в амперметр установлена целая бата-
рейка и отсутствует напряжение на детали, к
которой подключается прибор. Обязательно
отключить аккумулятор. В противном случае
8 2
можно повредить омметр или же электриче-
скую систему.
Омметр подключается к двум контактам по-
требителя тока или к двум концам электриче-
ского провода. При этом нет никакой разницы,
какой провод (+/-) прибора присоединяется к
какому контакту прибора. Исключение: измере-
ние сопротивления деталей, содержащих ди-
оды. Для проверки работоспособности диода
он должен быть подключен в направлении про-
пускания к омметру.
Измерения напряжения на автомобиле воз-
можно в двух областях:
1. Контроль интегрированного в электриче-
скую цепь сопротивления или детали.
2. Проверка сопротивления электропровода,
выключателя, спирали. Это позволяет выявить
обрыв провода, в результате чего не функцио-
нирует определенный электроприбор. При из-
мерении омметр подключается к обоим концам
интересующего вас провода. Если сопротивле-
ние равно 0 Ом, то электропровод цел. При
обрыве провода прибор показывает (бесконе-
чность) Ом.
Дополнительная установка
комплектующих изделий
электрооборудования
1 - ленточная петля, 2 - изоляционная лента,
3 - хомут, 4 - защитный шланг, 5 - самоклеяща-
яся пенопластовая лента.
Провод, который добавляется к серийно
установленному комплекту провода в автомо-
биле, необходимо, по мере возможности, раз-
мещать вдоль отдельных жгутов проводов, за-
крепляя его с помощью имеющихся в наличии
резиновых втулок и хомутов.
При необходимости зафиксировать новый
провод с помощью изолирующей ленты, что
позволит избежать шумов и трения во время
езды. Особо обратить внимание на то, чтобы
сохранялось расстояние не менее 10 мм между
тормозными трубопроводами и закрепляемым
проводом и не менее 25 мм между тормозным
трубопроводом и проводом, который соединен
с вибрирующими во время движения деталями
или двигателем.
При сверлении отверстий в кузове необхо-
димо удалить заусенцы, загрунтовать и по-
крыть эмалью края отверстия. Тщательно уда-
лить из кузова образовавшуюся стружку.
Во время любых работ с электрооборудова-
нием необходимо выключить зажигание и отсо-
единить провод от отрицательной (-) клеммы
аккумуляторной батареи. Это позволит избе-
жать опасности короткого замыкания или пере-
грузки электрической цепи.
Внимание. При отключении аккумулятора
перестают функционировать накопитель не-
исправностей в работе двигателя и управле-
ние автоматической коробкой передач, анти-
блокировочная система и другое электрообо-
рудование (например, радиоприемник и
часы), а также сбрасываются все накоплен-
ные значения.
Как только будет установлен какой-либо до-
полнительный электрический прибор, обязате-
льно следует проверить, справляется ли с
повышенной нагрузкой генератор переменного
тока. При необходимости установить генератор
большей мощности.
Поиск неисправностей
электрооборудования
Необходимо регулярно проверять систему
электрооборудования автомобиля на наличие
повреждений.
В первую очередь следует проверить пре-
дохранитель, защищающий интересующую вас
электродеталь. Информация о типах предохра-
нителей размещена на крышке коробки для
предохранителей.
Заменить неисправный предохранитель и
после включения соответствующего потреби-
теля тока проверить состояние предохрани-
теля. Если он вновь перегорел, необходимо
выяснить и устранить причину. Как правило,
виной этому является короткое замыкание, т.е.
перемыкание между проводом с "массой" и
фазным проводом.
Во-вторых, если предохранитель цел, но ла-
мпа накаливания или же электродвигатель не
работают, необходимо проверить подачу тока к
потребителю.
Проверка лампы накаливания
• Вынуть лампу накаливания и проверить ее.
Заменить лампу, если перегорела нить нака-
ливания либо стеклянная колба неплотно си-
дит в цоколе.
• Для точного определения состояния лампы
накаливания необходимо соединить с помо-
щью двух проводов лампу и полюсные вы-
воды аккумуляторной батареи. Один провод
подключить к центральному контакту лампы,
а другой - к металлическому цоколю. Если
лампа вновь не горит, ее следует заменить.
83
Примечание. Проверить состояние конта-
ктов лампы и контактов в патроне. При необ-
ходимости удалить ржавчину, отрегулировать
положение контактов.
• Исправную лампу накаливания установить на
место и включить. Если лампа не горит, сле-
дует проверить контрольной лампой подачу
тока. Для этого нужно соединить один провод
контрольной лампы с "массой" а другой - с
подводящим ток проводом. Если загорится
контрольная лампа, но при этом не будет го-
реть лампа накаливания, это означает, что
где-то провод оборван. Чтобы удостовериться
в этом, необходимо соединить дополнитель-
ным проводом "массу" и патрон лампы. Сей-
час должна загореться лампа накаливания.
• Если отсутствует напряжение на проводе,
подводящем ток, вследствие его не горит
контрольная лампа, причиной, скорее всего,
является неисправный выключатель. Прове-
рить выключатель на работоспособность.
Проверка электродвигателей
Электродвигатели на автомобиле выпо-
лняют различные функции. Например, они при-
водят в действие стеклоподъемники, сдвигае-
мый люк крыши и систему замков с централь-
ным управлением. Включение электродвигате-
лей осуществляется с помощью выключателей.
• Проверить, при необходимости заменить,
предохранитель соответствующего электро-
двигателя.
Примечание. Электродвигатели стеклопо-
дъемников и сдвигаемый люк крыши сна-
бжены автоматами защиты, которые при пе-
регрузке отключаются, а через некоторое
время вновь включаются. Перед очередным
включением устранить причину перегрузки.
Это могут быть замерзшие стекла либо за-
грязнены стойки стекла.
• Если предохранитель вновь перегорает, при-
чиной является короткое замыкание.
• Для проверки работоспособности электро-
двигателя следует подключить к его конта-
ктам два провода (диаметром 2 мм), предва-
рительно соединенных с полюсными выво-
дами аккумуляторной батареи. Положитель-
ный провод соединить с положительным по-
люсным выводом аккумулятора, а провод с
"массой" - с отрицательным (-) полюсным
выводом. Расположение контактов следует
уточнить в схеме электрооборудования. При
необходимости снять электродвигатель с ав-
томобиля. Напряжение на всех электродви-
гателях автомобиля составляет от 12 до 14
V. Если после выполнения вышеуказанных
мер электродвигатель нормально функцио-
нирует, причина неполадки заключалась в
нарушении подачи тока.
Примечание. Причиной плохой (слишком
медленно либо прерывисто) работы электро-
двигателя могут быть изношенные скользя-
щие электрографитовые контакты.
• Если электродвигатель работает, определить
провод, подводящий к двигателю ток. При
этом соответствующий выключатель должен
быть включен, заранее включить зажигание.
• Проверить контрольной лампой провод, по-
дводящий к электродвигателю ток. Так как на
электродвигатель подается большой ток,
обычная контрольная лампа может перего-
реть. Как правило, контрольная лампа сна-
бжена спец. иглой, которой можно проткнуть
изоляцию кабеля и таким образом измерить
напряжение.
Внимание. Электродвигатель стеклоомы-
вателя имеет особое обозначение контактов
(см. соответствующий раздел).
• Если отсутствует напряжение на электродви-
гателе, нарушена подача тока. Найти и
устранить причину. Электродвигатели, как
правило, снабжены дополнительными реле.
• Если дефект не выявлен, следует проверить
выключатель.
• Если, поврежден провод, рекомендуется за-
менить его новым.
Проверке работоспособности
электрического выключателя
Большинство электрических потребителей
тока приводятся в действие с помощью ручных
выключателей. Кроме того, имеются и автома-
тические выключатели (например, выключатель
с гидроприводом датчика уровня тормозной
жидкости).
Принципиальным предназначением выклю-
чателя является замыкание и размыкание эле-
ктрической цепи. Есть выключатели, которые
размыкают провод, соединяющий прибор с
корпусом, и выключатели, размыкающие про-
вод с "фазой".
Проверка выключателей ламп и
электродвигателей
• Снять соответствующий выключатель.
• Обычные выключатели имеют 2 контакта. В
данном случае на один контакт должен постоя-
нно подаваться ток, а на второй контакт - то-
лько после включения выключателя. Суще-
ствуют выключатели с несколькими конта-
ктами. Для определения, на который подается
ток, следует обратиться к схеме электрообо-
рудования.
• При включенном зажигании определить с по-
мощью контрольной лампы, есть ли напряже-
ние на выключателе. Если лампа загорится,
включить выключатель и проверить наличие
напряжения на выходной клемме.
• При отсутствии напряжения на входной кле-
мме необходимо искать обрыв в подводящих
проводах. Опираясь на сведения схемы эле-
ктрооборудования, проверить провода. При
необходимости установить новый провод.
Проверка выключателей датчиков
На автомобиле установлены выключатели с
гидроприводом датчика падения давления ма-
сла и уровня тормозной жидкости.
• Снять провода с контактов выключателя.
Подсоединить контрольную лампу или ом-
84
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст