ОГЛАВЛЕНИЕ. Автомобили Камаз. Техническое обслуживание и ремонт (В.Н. Барун, 2-е издание)

ОГЛАВЛЕНИЕ. Автомобили Камаз. Техническое обслуживание и ремонт (В.Н. Барун, 2-е издание)

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие . . . . 3

Особенности технического обслуживания и ремонта автомобилей КамАЗ . 4

Силовой агрегат. . . . 8

Двигатель . . . . 8

Техническое описание. . . ..8

Техническое обслуживание . 37

Ремонт. . . . . ..50

Подвеска силового агрегата . 83

Техническое описание . . . 83

Техническое обслуживание . 85

Система пуска двигателя. . ..87

Системы облегчения пуска холодного

двигателя. . . . . 87

Система пуска и электрофакельное устройство . . . . ...87

Предпусковой подогреватель 93

Сцепление. . . . . 99

Техническое описание . .. 99

Техническое обслуживание . 103

Ремонт. . . . . ..104

Коробка передач. . . ..107

Техническое описание. . . 107

Техническое обслуживание . 119

Ремонт. . . . ..120

Карданная передача 135

Техническое описание. . . 135

Техническое обслуживание 135

Ремонт. . . . . ..136

Ведущие мосты . . . ..138

Техническое описание. . ..138

Техническое обслуживание 141

Ремонт. . . . . 141

Шасси. . . . . 157

Рама и тягово-сцепное устройство 157

Техническое описание. . . 157

Техническое обслуживание . 159

Ремонт. . . . . ..159

Седельни-сцепное устройство ... 160

Техническое описание. . . 160

Техническое обслуживание 160

Ремонт. . . . . ..161

Подвеска. . . . . 161

Техническое описание. . . 161

Техническое обслуживание ... 165

Ремонт. . . . . ..165

Передняя ось. Колеса. Шины . 167

Техническое описание. . . 167

Техническое обслуживание 172

Ремонт. . . . . ..175



Кабина. . . . . 178

Техническое описание. . . 178

Техническое обслуживание 187

Ремонт. . . . . 191

Платформа автомобиля-тягача 198

Техническое описание. . . 198

Техническое обслуживание . 199

Ремонт. . . . . ..199

Платформа автомобиля-самосвала . 200

Техническое описание. . . 200

Техническое обслуживание . 203

Ремонт. . . . . ..204

Системы управления автомобилем 205

Рулевое управление . . . 205

Техническое описание. . . 205

Техническое обслуживание . 215

Ремонт. . . . . ..217

Тормозная система. . 230

Техническое описание. . . 230

Техническое обслуживание 258

Ремонт. . . . . ..2G6

Механизм подъема платформы 274

Техническое описание. . . 274

Техническое обслуживание . 281

Ремонт . . . . . 284

Электрооборудование 285

Генератор. . . . . 292

Техническое описание. . . 292

Техническое обслуживание 294

Ремонт. . . . . ..295

Стартер. . . . . 299

Техническое описание. . ..299

Техническое обслуживание . . 299

Ремонт. . . .303

Аккумуляторная батарея ... 308

Техническое описание . . ... 308

Техническое обслуживание . . . 308

Ремонт. . . . . ..309

Система освещения. . . 311

Технические описание. . . 311

Техническое обслуживание . 312

Контрольно-измерительные приборы 314

Техническое описание. . . 314

Техническое обслуживание . 315

Система звуковой сигнализации . . 317

Коммутационная аппаратура ... 319

Техническое описание. . . 319

Техническое обслуживание . Электропровода, предохранители

Приложения. .

Приложение 1. Краткая техническая характеристика автомобилей КамАЗ Приложение 2. Перечень операций технического обслуживания автомобилей . . .

Приложение 3. Расположение точек смазывания и периодичность смазывания автомобиля КамАЗ. .

Приложение 4. Непериодическая смазка автомобилей . .
Приложение 5. Эксплуатационные свойства топливно-смазочных материалов и специальных жидкостей, используемых в автомобилях КамАЗ

Приложение 6. Данные для контроля и регулирования механизмов, систем и сборочных единиц автомобилей КамАЗ

Приложение 7. Моменты затяжки основных резьбовых соединений при ремонте ... . ..

Приложение 8. Подшипники качения

Приложение 9. Манжеты армированные . . ...



Авторы: В. Н. Барун, Р. А. Азаматов, Е. А. Машков, В. Я. Кузнецов, Э. Р. Геннинг, В. Г. Зубов. В. Г. Изотов, В. В. Васин, А. А. Лебедев, Ю. Т. Поляков. В. А. Булдаков, И. В. Гринченко. Р. М. Ахтареев, В. А. Трынов
Рецензенты: А. В. Мартынов, Г. М. Беляев Зав. редакцией И. В. Рябчиков Редактор Н. Н. Согомонян
Автомобили КамАЗ: Техническое обслуживание и ремонт/В. Н. Ба-А22 рун, Р. А. Азаматов, Е. А. Машков и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Транспорт, 1988.— 352 с., ил., табл.

Книга содержит подробные сведения по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей КамАЗ на базе готовых запчастей. Описано устройство этих автомобилей в объеме, необходимом для изучения технического обслуживания и ремонта.

Первое издание книги вышло в 1984 г.

Для инженерно-технических работников автотранспортных предприятий. Может быть полезна автослесарям и водителям.



ПРЕДИСЛОВИЕ

Большегрузные автомобили

КамАЗ, предназначенные для перевозки различных грузов в основном на большие расстояния, отличаются высокой экономичностью и эксплуатационной надежностью, комфортабельностью рабочего места водителя.

Эти преимущества, выдвигающие грузовики КамАЗ в первые ряды современных автомобилей в своем классе, определяются целым рядом конструктивных достоинств и высоким уровнем технологии изготовления и контроля на всех этапах производства.

Массовое производство автомобилей семейства КамАЗ и их поступление в народное хозяйство началось в 1976 г. В ходе их производства отлаживались технологические процессы, совершенствовалась конструкция автомобилей, повышалось их качество и надежность, накапливался и пристально изучался опыт эксплуатации и ремонта автомобилей.

Камское объединение выпускает грузовые автомобили различного назначения, типа и грузоподъемности. На основе базовых автомобилей создаются и почти ежегодно поступают в эксплуатацию новые модели и модификации.

Семейство грузовых автомобилей КамАЗ включает в себя машины с колесными формулами 6X4, 4X2 и 6X6 и с различными мощностными, размерными и весовыми параметрами. Каждый тип автомобилей имеет свою окраску: бортовые автомобили-тягачи — голубую, седельные тягачи — красную, самосвалы — оранжевую, хотя по специальному заказу может быть и другой цвет.

В настоящей книге рассмотрены автомобили КамАЗ-5320, -53212,

-5410, -54112, -5511, -55102, краткая техническая характеристика которых приведена в приложении.

Задача этой книги — дать сведения. необходимые для качественного технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта подвижного состава, помочь в обучении ремонтного персонала на автотранспортных предприятиях.

Книга состоит из самостоятельных разделов, посвященных отдельным агрегатам и системам автомобиля. Разделы включают в себя краткое описание конструктивных особенностей рассматриваемого агрегата или системы и принципа их работы — это облегчает изучение технического обслуживания и ремонта. В описании агрегатов и механизмов, претерпевших конструктивные изменения, дан краткий анализ этих изменений.

В книге описаны оборудование и инструмент, применяемые при ремонте, а также приведены чертежи приспособлений, которые можно изготовить непосредственно на автотранспортных предприятиях.

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ



Экономический эффект, получаемый от эксплуатации автомобиля, при всем многообразии показателей определяется главным образом рентабельностью грузоперевозок с учетом максимального использования технических возможностей транспортного средства и эксплуатационных затрат, включая затраты на поддержание автомобиля в технически исправном состоянии. Это особенно важно учитывать при массовой эксплуатации большегрузных автопоездов на базе тягачей КамАЗ, поскольку чем выше производительность парка автомобилей, тем значительнее убытки, связанные с их простоем. Поэтому особое внимание уделяется техническому перевооружению предприятий, эксплуатирующих автомобили, концентрации автомобилей КамАЗ в автохозяйствах, организации Камским объединением сети предприятий фирменного обслуживания, а также ремонту автомобилей на специализированных заводах Минавтопрома и других заводах союзных и республиканских министерств и ведомств. Эта программа трудоемка и для полной реализации требует значительных затрат средств и времени. Пока реализуются первоочередные задачи этой программы, связанные с подготовкой квалифицированных специалистов-эксплуатационников, развитием сети сервиса и ремонтной базы на основе действующих предприятий.

Поддержание автомобиля в технически исправном состоянии в течение всего предусмотренного срока службы возможно лишь при условии соблюдения правил эксплуатации и выполнения планово-предупредительных мероприятий, предусмотренных заводской инструкцией и нормативными документами автотранспортных организаций и Госавтоин-сПекции. Выполнение этих правил и мероприятий ложится на АТГ1 и хозяйства, непосредственно эксплуатирующие автомобили.

Техническое обслуживание включает в себя контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные, электротехнические и монтажно-демонтажные работы, связанные с проверкой и регулировкой отдельных узлов и агрегатов на специальных стендах и оборудовании. Если при ТО возникает сомнение в работоспособности тех или иных узлов или деталей, их работоспособность необходимо проверить на диагностическом оборудовании.

Целесообразно заменять без разборки узел или агрегат с дефектной деталью на заведомо исправный. В зависимости от сложности ремонта и технических условий на ремонт неисправный узел или агрегат ремонтируют в условиях АТП или же через автоцентр КамАЗа направляют для централизованного ремонта.

Нередко приходится проводить внеплановое ТО автомобиля из-за отказа в работе отдельных его систем или для предупреждения возможных неисправностей, а кроме того, в ряде случаев приходится ремонтировать автомобиль в дорожных условиях. Необходимость такого обслуживания и ремонта определяется ст. 25 Правил дорожного движения, ограничивающей и запрещающей эксплуатацию технически неисправных автомобилей и прицепного состава, а также отклонениями



технических характеристик конкретного автомобиля от технических норм, установленных заводом-изго-товителем. Для отдельных агрегатов и систем нормы указаны в основных разделах, а также прилож. 1 и 6.

Внеплановые ТО и ремонт в обязательном порядке немедленно проводят в следующих случаях:

1. Обнаружены неисправности, перечисленные в ст. 25 «Техническое состояние и оборудование транспортных средств» Правил дорожного движения.

2. Обнаружен подсос неочищенного воздуха во впускном тракте питания двигателя воздухом.

3. Обнаружены стуки кривошипно-шатунного механизма двигателя.

4. Включаются сигнальные лампы аварийного состояния систем автомобиля.

5. Обнаружены подтеки смазки и утечки технических жидкостей.

Все перечисленные неисправности определяют при ежедневном ТО. Не дожидаясь очередного ТО, необходимо выявить и устранить неисправность в случаях, когда: двигатель не развивает номинальной мощности и снижает топливно-экономические показатели; появляются посторонние шумы в головках цилиндров двигателя, в смонтированных на двигателе агрегатах или в агрегатах трансмиссии; обнаружен повышенный нагрев ступиц или тормозных барабанов; замечен интенсивный и неравномерный износ протекторов шин; нарушена плавность хода автомобиля; увеличилось усилие на органах управления автомобиля.

Эти неисправности водитель обнаруживает в процессе эксплуатации автомобиля по признакам, указанным в таблицах возможных неисправностей, приведенных в основных разделах книги, а также имеющихся в заводской инструкции но эксплуатации.

Чаще всего некоторые операции внепланового ТО водители проводят без должного соблюдения технических требований, поэтому обслуживание и ремонт «по необходимости» не только не исключают проведение регламентного ТО в полном объеме, но и в значительной мере определяют объем контрольно-диагностических работ по узлам, имевшим отказы до очередного ТО.

В перечне операций ТО (см. прилож. 2) предусмотрены крепежные работы, выполнение которых обязательно. Момент затяжки резьбовых соединений (см. прилож. 7) необходимо контролировать динамометрическим ключом.

Учитывая конструктивные особенности автомобилей КамАЗ (двигателя, агрегатов трансмиссии, гидроусилителя и др.), особое внимание надо уделять смазочным работам (см. прилож. 3). Следует помнить, что использование заменителей рекомендуемых масел существенно снижает ресурс автомобиля и допускается лишь как временная мера.

При сезонной смене масла или при переходе с заменителя на рекомендуемый сорт масла необходимо промыть смазываемую систему (агрегат) согласно требованиям заводской инструкции или рекомендациям, изложенным в настоящей книге.

Кроме точек, подлежащих смазке, с определенной периодичностью, имеются места, требующие смазки по необходимости и при ремонте (см. прилож. 4).

Перед демонтажем узлов, а также перед разборкой каждого узла необходимо подготовить инструмент и определить потребность в специальном инструменте и съемниках из комплекта И-801, предназначенного для ТО и ремонта автомобилей КамАЗ.

Все ремонтные работы и операции ТО проводят с соблюдением правил техники безопасности. Несоблюдение технических условий и технологии сборочно-разборочных (ремонтных) работ, использование неисправного слесарного инструмента, отворачивание и выпрессовывание деталей с помощью молотка и зубила могут привести к появлению дополнительных дефектов.

Все автомобили и специальный прицепной состав, предназначенный для работы с автомобилями-тягачами КамАЗ, имеют высокую степень унификации узлов, агрегатов и систем, что позволяет сократить номенклатуру запасных частей для ремонта всех моделей автомобилей. Тем не менее при подборе запасных частей для ремонта необходимо обращать внимание на допустимость их применения в данной модели.

Снабжение АТП* запасными частями осуществляется централизованно через автоцентры КамАЗа. Постановка автомобиля на учет в автоцентре обязательна не только с точки зрения своевременного и правильного расчета потребности в запасных частях, но и потому, что ремонт и регулировка наиболее сложных агрегатов и систем должны проводиться под контролем специалистов КамАЗа в централизованных ремонтных мастерских или на специализированных заводах.

* Здесь и далее под АТП подразумеваются предприятия и подразделения автомобильного транспорта как общего пользования, так и ведомственные.

В условиях АТП проводят текущий ремонт (ТР), связанный в основном с частичной или полной разборкой узлов и заменой неисправных деталей новыми из числа предусмотренных торговой номенклатурой.

Капитальный ремонт полнокомплектного автомобиля КамАЗ, как правило, не проводится. Основные агрегаты и узлы автомобиля (табл.1) за срок службы подвергаются капитальному ремонту, который проводится на специализированных заводах.

Капитальный ремонт должен обеспечить не менее 80% ресурсов нового агрегата, который для основных агрегатов автомобиля КамАЗ равен 300 тыс. км пробега для первой категории условий эксплуатации, поэтому расчетный пробег автомобиля до списания составляет 500—540 тыс. км.



С 2 октября 1984 г. введены новые режимы ТО**. Суть нововведений заключается в рациональном распределении операций разового и периодического ТО для обеспечения необходимой надежности узлов и агрегатов, повышения качества обслуживания и уменьшения общей трудоемкости ремонтных работ за счет профилактических мероприятий.

** РТМ 37.104.003—84.

Общеизвестно, что в начальный период эксплуатации происходят интенсивная приработка сопряженных деталей, взаимоустановка элементов конструкции и выявление скрытых дефектов. Поэтому в новом перечне введены разовые виды ТО (ТО-1000 и ТО-4000), которые выполняются независимо от категорий условий эксплуатации в интервалах пробега 500—1000 и 3000—4000 км соответственно.

Перечень операций этих видов обслуживания содержит в основном проверочные, крепежные, регулировочные и смазочные работы. Относительное увеличение общей трудоемкости обслуживания в начальный период эксплуатации полностью оправдывает себя благодаря снижению объемов работ ремонта в основной период эксплуатации при периодическом обслуживании.

Периодичность видов ТО в основной период эксплуатации зависит от условий эксплуатации (табл. 2).

Периодическое ТО включает в себя ежедневное обслуживание, ТО-1, ТО-2 и сезонное обслуживание (СТО). Все виды ТО являются профилактическими мероприятиями, проводимыми принудительно в плановом порядке через определенный пробег независимо от технического состояния автомобиля. Как уже говорилось, в ряде случаев (при обнаружении неисправности, отказах в работе системы или агрегата) или в профилактических целях (после преодоления брода, длительной работы в условиях повышенной запыленности и т. д.) проводят внеплановые ТО систем или агрегатов.

Таблица 1

При ремонте с заменой неисправных деталей необходимо использовать только запасные части, предназначенные для автомобилей КамАЗ. Нормализованные детали (крепежные, резинотехнические, подшипники и т. д.) можно использовать из комплектов запасных частей других

моделей только при условии, если их характеристики или номера соответствуют табличным данным, приведенным в основных разделах книги и прилож. 8 и 9.



Таблица 2

Кате­

гория

усло­

вий

эксплу­

атации

Характеристика условий эксплуатации

Периодичность ТО, км пробега

ТО-1

ТО-2

СТО*1

1

Автомобильные дороги с асфальтобетонным, цементобетон­ным и приравненным к ним покрытием за пределами при­городной зоны

Автомобильные дороги с асфальтобетонным, цементобе­тонным и приравненным к ним покрытием в пригородной зоне Улицы небольших городов с населением до 100 тыс. жителей

4000

12 000

24 000

2

Автомобильные дороги с асфальтобетонным и приравнен­ным к нему покрытием в горной местности Улицы больших городов

Автомобильные дороги со щебеночным или гравийным покрытием

Грунтовые профилированные и лесовозные дороги

3200

9600

19 200

3

Автомобильные дороги со щебеночным или гравийным по­крытием в горной местности

Непрофилированные дороги и стерня

Карьеры, котлованы и временные подъездные пути

2400

7200

14 400

*' Периодичность СТО дана с целью планирования. СТО выполняется весной и осенью.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
6 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности