Оглавление — Техническое обслуживание и ремонт автомобилей Камаз, 2-е издание (В.Н. Барун, Р.А. Азаматов)
Оглавление - Техническое обслуживание и ремонт автомобилей Камаз, 2-е издание (В.Н. Барун, Р.А. Азаматов)
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие . . . . 3
Особенности технического обслуживания и ремонта автомобилей КамАЗ 4
Силовой агрегат . . . . 8
Двигатель . . . . . 8
Техническое описание. . . ..8
Техническое обслуживание . 37
Ремонт. . . . . ..50
Подвеска силового агрегата . 83
Техническое описание . . . 83
Техническое обслуживание . 85
Система пуска двигателя. . ..87
Системы облегчения пуска колодного
двигателя. . . . . 87
Система пуска и электрофакельное устройство . . . . . ..87
Предпусковой подогреватель . . 93
Сцепление. . . . . 99
Техническое описание. . . 99
Техническое обслуживание . 103
Ремонт. . . . . ..104
До робка передач. . . ..107
Техническое описание. . . 107
Техническое обслуживание . 119
Ремонт. . . . ..120
Карданная передача ... 135
Техническое описание. . . 135
Техническое обслуживание . 135
Ремонт. . . . . ..136
Ведущие мосты . . . ..138
Техническое'описание. . . 138
Техническое обслуживание ... 141
Ремонт. . . . . 141
Шасси. . . . . 157
Рама и тягово-сцепное устройство 157
Техническое описание. . . 157
Техническое обслуживание . 159
Ремонт. . . . . ..159
Седельно-сцепное устройство ... 160
Техническое описание. . . 160
Техническое обслуживание 160
Ремонт. . . . . ..161
Подвеска. . . . . 161
Техническое описание. . . 161
Техническое обслуживание ... 165
Ремонт. . . . . ..165
Передняя ось. Колеса. Шины ... 167
Техническое описание. . . 167
Техническое обслуживание . . 172
Ремонт. . . . . ..175
Кабина. . . . . 178
Техническое описание. . . 178
Техническое обслуживание . 187
Ремонт. . . . . 191
Платформа автомобиля-тягача 198
Техническое описание. . . 198
Техническое обслуживание . 199
Ремонт. . . . . ..199
Платформа автомобиля-самосвала 200
Техническое описание. . . 200
Техническое обслуживание . 203
Ремонт. . . . . ..204
Системы управления автомобилем 205
Рулевое управление . . . 205
Техническое описание. . . 205
Техническое обслуживание . 215
Ремонт. . . . . ..217
Тормозная система. . . ..230
Техническое описание. . . 230
Техническое обслуживание . 258
Ремонт. . . . . ..266
Механизм подъема платформы 274
Техническое описание. . . 274
Техническое обслуживание ... 281
Ремонт . . . . . 284
Электрооборудование . . 285
Г енератор. . . . . 292
Техническое описание. . . 292
Техническое обслуживание 294
Ремонт. . . . . ..295
Стартер. . . . . 299
Техническое описание. . . 299
Техническое обслуживание . . . 299
Ремонт. . . ... . . 303
Аккумуляторная батарея . . . 308
Техническое описание. . . 308
Техническое обслуживание . . . 308
Ремонт. . . . . ..309
Система освещения. . . 311
Технические описание. ...311
Техническое обслуживание . 312
Контрольно-измерительные приборы 314
Техническое описание. . . 314
Техническое обслуживание . 315
Система звуковой сигнализации . . 317
Коммутационная аппаратура ... 319
Техническое описание. . . 319 Техническое обслуживание . 32!
Электропровода, предохранители . . 322
Приложения. . . . 324
Приложение /. Краткая техническая характеристика автомобилей КамАЗ 324
Приложение 2. Перечень операций технического обслуживания автомобилей . . . . . . 328
Приложение 3. Расположение точек смазывания и периодичность смазывания автомобиля КамАЗ. . ..331
Приложение 4. Непериодическая смазка автомобилей. . . . 336
Приложение 5. Эксплуатационные свойства топливно-смазочных материалов и специальных жидкостей, используемых в автомобилях КамАЗ . . ..338
Приложение 6. Данные для контроля и регулирования механизмов, систем и сборочных единиц автомобилей КамАЗ 339
Приложение 7. Моменты затяжки основных резьбовых соединений при
ремонте ... . . . 340
Приложение 8. Подшипники качения 342
Приложение 9. Манжеты армированные . . . . . ..348
Производственное издание
Барун Владимир Наумович. Азаматов Рамиль Абреевич, Машков Евгений Александрович и др.
АВТОМОБИЛИ КамАЗ Техническое обслуживание и ремонт
Переплет художника Ю. Н. Егорова Технический редактор Т. А. Захарова Корректор-вычнтчнк С. М. Лобова Кооректор Т. А. Ионова ИБ № 3841
Сдано в набор 25.08.86. Подписано и печать 29. IC.87. Т-00476.
Формат 70XI00*/ie- Бум. офсетная № 2. Гарнитура литературная. Офсетная печать.
Уел. печ. л. 28,6. Уел. кп.-огт. 57,2. Уч.-изд. л. 33,47. Тираж ISO ООО экз. (!! й завод 75 001—150 ООО) Заказ 2039. Цена 2 руб. Изд. № 1—3—1/14 № 4325.
Сфдена «Знак Почета» издательство «ТРАНСПОРТ», 103064, Москва, Басманный туп.. 6а
Московская типография № 4 Союзполиграфпрома при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии н книжной торговли 129041. Москва, Б. Переяславская. 46.
ББК 39.33-08 А 22
УДК 629.114.4:629.113.004.5* КамАЗ
Авторы: В. Н. Барун, Р. А. Азаматов, Е. А. Машков, В. Я. Кузнецов, Э. Р. Геннинг, В. Г. Зубов. В. Г. Изотов, В. В. Васин, А. А. Лебедев, Ю. Т. Поляков. В. А. Булдаков, И. В. Гринченко. Р. М. Ахтареев, В. А. Трынов
Рецензенты: А. В. Мартынов, Г. М. Беляев Зав. редакцией И. В. Рябчиков Редактор Н. Н. Согомонян
Автомобили КамАЗ: Техническое обслуживание и ремонт/В. Н. Ба-А22 рун, Р. А. Азаматов, Е. А. Машков и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Транспорт, 1988.— 352 с., ил., табл.
Книга содержит подробные сведения по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей КамАЗ на базе готовых запчастей. Описано устройство этих автомобилей в объеме, необходимом для изучения технического обслуживания и ремонта.
Первое издание книги вышло в 1984 г.
Для инженерно-технических работников автотранспортных предприятий. Может быть полезна автослесарям и водителям.
3603030000-234
А - 185-87 ББК 39.33-08
049(01)-88
© Издательство «Транспорт», 1984 @ Издательство «Транспорт», 1987. с изменениями
Большегрузные автомобили
КамАЗ, предназначенные для перевозки различных грузов в основном на большие расстояния, отличаются высокой экономичностью и эксплуатационной надежностью, комфортабельностью рабочего места водителя.
Эти преимущества, выдвигающие грузовики КамАЗ в первые ряды современных автомобилей в своем классе, определяются целым рядом конструктивных достоинств и высоким уровнем технологии изготовления и контроля на всех этапах производства.
Массовое производство автомобилей семейства КамАЗ и их поступление в народное хозяйство началось в 1976 г. В ходе их производства отлаживались технологические процессы, совершенствовалась конструкция автомобилей, повышалось их качество и надежность, накапливался и пристально изучался опыт эксплуатации и ремонта автомобилей.
Камское объединение выпускает грузовые автомобили различного назначения, типа и грузоподъемности. На основе базовых автомобилей создаются и почти ежегодно поступают в эксплуатацию новые модели и модификации.
Семейство грузовых автомобилей КамАЗ включает в себя машины с колесными формулами 6X4, 4X2 и 6X6 и с различными мощностными, размерными и весовыми пара- метрами. Каждый тип автомобилей имеет свою окраску: бортовые автомобили-тягачи — голубую, седельные тягачи — красную, самосвалы — оранжевую, хотя по специальному заказу может быть и другой цвет.
В настоящей книге рассмотрены автомобили КамАЗ-5820, -53212,
-5410, -54112, -5511, -55102, краткая техническая характеристика которых приведена в приложении.
Задача этой книги — дать сведения. необходимые для качественного технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта подвижного состава, помочь в обучении ремонтного персонала на автотранспортных предприятиях.
Книга состоит из самостоятельных разделов, посвященных отдельным агрегатам и системам автомобиля. Разделы включают в себя краткое описание конструктивных особенностей рассматриваемого агрегата или системы и принципа их работы — это облегчает изучение технического обслуживания и ремонта. В описании агрегатов и механизмов, претерпевших конструктивные изменения, дан краткий анализ этих изменений.
В книге описаны оборудование и инструмент, применяемые при ремонте, а также приведены чертежи приспособлений, которые можно изготовить непосредственно на автотранспортных предприятиях.
Авторы
ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ Экономический эффект, получаемый от эксплуатации автомобиля, при всем многообразии показателей определяется главным образом рентабельностью грузоперевозок с учетом максимального использования технических возможностей транспортного средства и эксплуатационных затрат, включая затраты на поддержание автомобиля в технически исправном состоянии. Это особенно важно учитывать при массовой эксплуатации большегрузных автопоездов на базе тягачей КамАЗ, поскольку чем выше производительность парка автомобилей, тем значительнее убытки, связанные с их простоем. Поэтому особое внимание уделяется техническому перевооружению предприятий, эксплуатирующих автомобили, концентрации автомобилей КамАЗ в автохозяйствах, организации Камским объединением сети предприятий фирменного обслуживания, а также ремонту автомобилей на специализированных заводах Минавтопрома и других заводах союзных и республиканских министерств и ведомств. Эта программа трудоемка и для полной реализации требует значительных затрат средств и времени. Пока реализуются первоочередные задачи этой программы, связанные с подготовкой квалифицированных специалистов-эксплуа-тационников, развитием сети сервиса и ремонтной базы на основе действующих предприятий.
Поддержание автомобиля в технически исправном состоянии в течение всего предусмотренного срока службы возможно лишь при условии соблюдения правил эксплуатации и выполнения планово-предупредительных мероприятий, предусмотренных заводской инструкцией и нормативными документами автотранспортных организаций и Госавтоин-сиекции. Выполнение этих правил и мероприятий ложится на АТП и хозяйства, непосредственно эксплуатирующие автомобили.
Техническое обслуживание включает в себя контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные, электротехнические и монтажно-демонтажные работы, связанные с проверкой и регулировкой отдельных узлов и агрегатов на специальных стендах и оборудовании. Если при ТО возникает сомнение в работоспособности тех или иных узлов или деталей, их работоспособность необходимо проверить на диагностическом оборудовании.
Целесообразно заменять без разборки узел или агрегат с дефектной деталью на заведомо исправный. В зависимости от сложности ремонта и технических условий на ремонт неисправный узел или агрегат ремонтируют в условиях АТП или же через автоцентр КамАЗа направляют для централизованного ремонта.
Нередко приходится проводить внеплановое ТО автомобиля из-за отказа в работе отдельных его систем или для предупреждения возможных неисправностей, а кроме того, в ряде случаев приходится ремонтировать автомобиль в дорожных условиях. Необходимость такого обслуживания и ремонта определяется ст. 25 Правил дорожного движения, ограничивающей и запрещающей эксплуатацию технически неисправных автомобилей и прицепного состава, а также отклонениями
технических характеристик конкретного автомобиля от технических норм, установленных заводом-изготовителем. Для отдельных агрегатов и систем нормы указаны в основных разделах, а также прилож. 1 и 6.
Внеплановые ТО и ремонт в обязательном порядке немедленно проводят в следующих случаях:
1. Обнаружены неисправности, перечисленные в ст. 25 «Техническое состояние и оборудование транспортных средств» Правил дорожного движения.
2. Обнаружен подсос неочищенного воздуха во впускном тракте питания двигателя воздухом.
3. Обнаружены стуки кривошипно-шатунного механизма двигателя.
4. Включаются сигнальные лампы аварийного состояния систем автомобиля.
5. Обнаружены подтеки смазки и утечки технических жидкостей.
Все перечисленные неисправности определяют при ежедневном ТО. Не дожидаясь очередного ТО, необходимо выявить и устранить неисправность в случаях, когда: двигатель не развивает номинальной мощности и снижает топливно-экономические показатели; появляются посторонние шумы в головках цилиндров двигателя, в смонтированных на двигателе агрегатах или в агрегатах трансмиссии; обнаружен повышенный нагрев ступиц или тормозных барабанов; замечен интенсивный и неравномерный износ протекторов шин; нарушена плавность хода автомобиля; увеличилось усилие на органах управления автомобиля.
Эти неисправности водитель обнаруживает в процессе эксплуатации автомобиля по признакам, указанным в таблицах возможных неисправностей, приведенных в основных разделах книги, а также имеющихся в заводской инструкции но эксплуатации.
Чаще всего некоторые операции внепланового ТО водители проводят без должного соблюдения технических требований, поэтому обслуживание
и ремонт «по необходимости» не только не исключают проведение регламентного ТО в полном объеме, но и в значительной мере определяют объем контрольно-диагностических работ по узлам, имевшим отказы до очередного ТО.
В перечне операций ТО (см. при-лож. 2) предусмотрены крепежные работы, выполнение которых обязательно. Момент затяжки резьбовых соединений (см. прилож. 7) необходимо контролировать динамометрическим ключом.
Учитывая конструктивные особенности автомобилей КамАЗ (двигателя, агрегатов трансмиссии, гидроусилителя и др.), особое внимание надо уделять смазочным работам (см. прилож. 3). Следует помнить, что использование заменителей рекомендуемых масел существенно снижает ресурс автомобиля и допускается лишь как временная мера.
При сезонной смене масла или при переходе с заменителя на рекомендуемый сорт масла необходимо промыть смазываемую систему (агрегат) согласно требованиям заводской инструкции или рекомендациям, изложенным в настоящей книге.
Кроме точек, подлежащих смазке, с определенной периодичностью, имеются места, требующие смазки по необходимости и при ремонте (см. прилож. 4).
Перед демонтажем узлов, а также перед разборкой каждого узла необходимо подготовить инструмент и определить потребность в специальном инструменте и съемниках из комплекта И-801, предназначенного для ТО и ремонта автомобилей КамАЗ.
Все ремонтные работы и операции ТО проводят с соблюдением правил техники безопасности. Несоблюдение технических условий и технологии сборочно-разборочных (ремонтных) работ, использование неисправного слесарного инструмента, отворачивание и выпрессовывание деталей с помощью молотка и зубила могут привести к появлению дополнительных дефектов.
Все автомобили и специальный прицепной состав, предназначенный для работы с автомобилями-тягачами КамАЗ, имеют высокую степень унификации узлов, агрегатов и систем, что позволяет сократить номенклатуру запасных частей для ремонта всех моделей автомобилей. Тем не менее при подборе запасных частей для ремонта необходимо обращать внимание на допустимость их применения в данной модели.
Снабжение АТП* запасными частями осуществляется централизованно через автоцентры КамАЗа. Постановка автомобиля на учет в автоцентре обязательна не только с точки зрения своевременного и правильного расчета потребности в запасных частях, но и потому, что ремонт и регулировка наиболее сложных агрегатов и систем должны проводиться под контролем специалистов КамАЗа в централизованных ремонтных мастерских или на специализированных заводах.
В условиях АТП проводят текущий ремонт (ТР), связанный в основном с частичной или полной разборкой узлов и заменой неисправных деталей новыми из числа предусмотренных торговой номенклатурой.
Капитальный ремонт полнокомплектного автомобиля КамАЗ, как правило, не проводится. Основные агрегаты и узлы автомобиля (табл.1) за срок службы подвергаются капитальному ремонту, который проводится на специализированных заводах.
Капитальный ремонт должен обеспечить не менее 80% ресурсов нового агрегата, который для основных агрегатов автомобиля КамАЗ равен 300 тыс. км пробега для первой категории условий эксплуатации, поэтому расчетный пробег автомобиля до списания составляет 500—540 тыс. км.
* Здссь и далее под АТП подразумеваются предприятия и подразделения автомобильного транспорта как общего пользования, так и ведомственные.
** РТМ 37.104.003—84.
Общеизвестно, что в начальный период эксплуатации происходят интенсивная приработка сопряженных деталей, взаимоустановка элементов конструкции и выявление скрытых дефектов. Поэтому в новом перечне введены разовые виды ТО (ТО-1000 и ТО-4000), которые выполняются независимо от категорий условий эксплуатации в интервалах пробега 500—1000 и 3000—4000 км соответственно.
Перечень операций этих видов обслуживания содержит в основном проверочные, крепежные, регулировочные и смазочные работы. Относительное увеличение общей трудоемкости обслуживания в начальный период эксплуатации полностью оправдывает себя благодаря снижению объемов работ ремонта в основной период эксплуатации при периодическом обслуживании.
Периодичность видов ТО в основной период эксплуатации зависит от условий эксплуатации (табл. 2).
Периодическое ТО включает в себя ежедневное обслуживание, ТО-1, ТО-2 и сезонное обслуживание (СТО). Все виды ТО являются профилактическими мероприятиями, проводимыми принудительно в плановом порядке через определенный пробег независимо от технического состояния автомобиля. Как уже говорилось, в ряде случаев (при обнаружении неисправности, отказах в работе системы или агрегата) или в профилактических целях (после преодоления брода, длительной работы в условиях повышенной запыленности и т. д.) проводят внеплановые ТО систем или агрегатов.
При ремонте с заменой неисправных деталей необходимо использовать только запасные части, предназначенные для автомобилей КамАЗ. Нормализованные детали (крепежные, резинотехнические, подшипники и т. д.) можно использовать из комплектов запасных частей других
моделей только при условии, если их характеристики или номера соответствуют табличным данным, приведенным в основных разделах книги и прилож. 8 и 9.
Таблица 1
Таблица 2
Кате гория усло вий эксплу атации | Характеристика условий эксплуатации | Периодичность ТО, км пробега | ||
ТО-1 | ТО-2 | СТО*1 | ||
I | Автомобильные дороги с асфальтобетонным, цементобетонным и приравненным к ннм покрытием за пределами пригородной зоны Автомобильные дороги с асфальтобетонным, цементобетонным и приравненным к ним покрытием в пригородной зоне Улицы небольших городов с населением до 100 тыс. жителей | 4000 | 12 000 | 24 000 |
2 | Автомобильные дороги с асфальтобетонным и приравненным к нему покрытием в горной местности Улицы больших городов Автомобильные дороги со щебеночным или гравийным покрытием Грунтовые профилированные и лесовозные дороги | 3200 | 9600 | 19 200 |
3 | Автомобильные дороги со щебеночным или гравийным покрытием в горной местности Непрофилированные дороги и стерня Карьеры, котлованы и временные подъездные пути | 2400 | 7200 | 14 400 |
*' Периодичность СТО дана с целью планирования. СТО выполняется весной и осенью.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст