Оглавление — Техническое обслуживание и ремонт автомобилей Камаз, 2-е издание (В.Н. Барун, Р.А. Азаматов)

Оглавление - Техническое обслуживание и ремонт автомобилей Камаз, 2-е издание (В.Н. Барун, Р.А. Азаматов)



ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие . . . . 3

Особенности технического обслуживания и ремонта автомобилей КамАЗ 4

Силовой агрегат . . . . 8

Двигатель . . . . . 8

Техническое описание. . . ..8

Техническое обслуживание . 37

Ремонт. . . . . ..50

Подвеска силового агрегата . 83

Техническое описание . . . 83

Техническое обслуживание . 85

Система пуска двигателя. . ..87

Системы облегчения пуска колодного

двигателя. . . . . 87

Система пуска и электрофакельное устройство . . . . . ..87

Предпусковой подогреватель . . 93

Сцепление. . . . . 99

Техническое описание. . . 99

Техническое обслуживание . 103

Ремонт. . . . . ..104

До робка передач. . . ..107

Техническое описание. . . 107

Техническое обслуживание . 119

Ремонт. . . . ..120

Карданная передача ... 135

Техническое описание. . . 135

Техническое обслуживание . 135

Ремонт. . . . . ..136

Ведущие мосты . . . ..138

Техническое'описание. . . 138

Техническое обслуживание ... 141

Ремонт. . . . . 141

Шасси. . . . . 157

Рама и тягово-сцепное устройство 157

Техническое описание. . . 157

Техническое обслуживание . 159

Ремонт. . . . . ..159

Седельно-сцепное устройство ... 160

Техническое описание. . . 160

Техническое обслуживание 160

Ремонт. . . . . ..161

Подвеска. . . . . 161

Техническое описание. . . 161

Техническое обслуживание ... 165

Ремонт. . . . . ..165

Передняя ось. Колеса. Шины ... 167

Техническое описание. . . 167

Техническое обслуживание . . 172

Ремонт. . . . . ..175
Кабина. . . . . 178

Техническое описание. . . 178

Техническое обслуживание . 187

Ремонт. . . . . 191

Платформа автомобиля-тягача 198

Техническое описание. . . 198

Техническое обслуживание . 199

Ремонт. . . . . ..199

Платформа автомобиля-самосвала 200

Техническое описание. . . 200

Техническое обслуживание . 203

Ремонт. . . . . ..204

Системы управления автомобилем 205

Рулевое управление . . . 205

Техническое описание. . . 205

Техническое обслуживание . 215

Ремонт. . . . . ..217

Тормозная система. . . ..230

Техническое описание. . . 230

Техническое обслуживание . 258

Ремонт. . . . . ..266

Механизм подъема платформы 274

Техническое описание. . . 274

Техническое обслуживание ... 281

Ремонт . . . . . 284

Электрооборудование . . 285

Г енератор. . . . . 292

Техническое описание. . . 292

Техническое обслуживание 294

Ремонт. . . . . ..295

Стартер. . . . . 299

Техническое описание. . . 299

Техническое обслуживание . . . 299

Ремонт. . . ... . . 303

Аккумуляторная батарея . . . 308

Техническое описание. . . 308

Техническое обслуживание . . . 308

Ремонт. . . . . ..309

Система освещения. . . 311

Технические описание. ...311

Техническое обслуживание . 312

Контрольно-измерительные приборы 314

Техническое описание. . . 314

Техническое обслуживание . 315

Система звуковой сигнализации . . 317

Коммутационная аппаратура ... 319

Техническое описание. . . 319
Техническое обслуживание . 32!

Электропровода, предохранители . . 322

Приложения. . . . 324

Приложение /. Краткая техническая характеристика автомобилей КамАЗ 324

Приложение 2. Перечень операций технического обслуживания автомобилей . . . . . . 328

Приложение 3. Расположение точек смазывания и периодичность смазывания автомобиля КамАЗ. . ..331

Приложение 4. Непериодическая смазка автомобилей. . . . 336
Приложение 5. Эксплуатационные свойства топливно-смазочных материалов и специальных жидкостей, используемых в автомобилях КамАЗ . . ..338

Приложение 6. Данные для контроля и регулирования механизмов, систем и сборочных единиц автомобилей КамАЗ 339

Приложение 7. Моменты затяжки основных резьбовых соединений при

ремонте ... . . . 340

Приложение 8. Подшипники качения 342

Приложение 9. Манжеты армированные . . . . . ..348
Производственное издание

Барун Владимир Наумович. Азаматов Рамиль Абреевич, Машков Евгений Александрович и др.

АВТОМОБИЛИ КамАЗ Техническое обслуживание и ремонт
Переплет художника Ю. Н. Егорова Технический редактор Т. А. Захарова Корректор-вычнтчнк С. М. Лобова Кооректор Т. А. Ионова ИБ № 3841
Сдано в набор 25.08.86. Подписано и печать 29. IC.87. Т-00476.

Формат 70XI00*/ie- Бум. офсетная № 2. Гарнитура литературная. Офсетная печать.

Уел. печ. л. 28,6. Уел. кп.-огт. 57,2. Уч.-изд. л. 33,47. Тираж ISO ООО экз. (!! й завод 75 001—150 ООО) Заказ 2039. Цена 2 руб. Изд. № 1—3—1/14 № 4325.

Сфдена «Знак Почета» издательство «ТРАНСПОРТ», 103064, Москва, Басманный туп.. 6а
Московская типография № 4 Союзполиграфпрома при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии н книжной торговли 129041. Москва, Б. Переяславская. 46.

ББК 39.33-08 А 22

УДК 629.114.4:629.113.004.5* КамАЗ
Авторы: В. Н. Барун, Р. А. Азаматов, Е. А. Машков, В. Я. Кузнецов, Э. Р. Геннинг, В. Г. Зубов. В. Г. Изотов, В. В. Васин, А. А. Лебедев, Ю. Т. Поляков. В. А. Булдаков, И. В. Гринченко. Р. М. Ахтареев, В. А. Трынов
Рецензенты: А. В. Мартынов, Г. М. Беляев Зав. редакцией И. В. Рябчиков Редактор Н. Н. Согомонян
Автомобили КамАЗ: Техническое обслуживание и ремонт/В. Н. Ба-А22 рун, Р. А. Азаматов, Е. А. Машков и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Транспорт, 1988.— 352 с., ил., табл.

Книга содержит подробные сведения по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей КамАЗ на базе готовых запчастей. Описано устройство этих автомобилей в объеме, необходимом для изучения технического обслуживания и ремонта.

Первое издание книги вышло в 1984 г.

Для инженерно-технических работников автотранспортных предприятий. Может быть полезна автослесарям и водителям.

3603030000-234

А - 185-87 ББК 39.33-08

049(01)-88

© Издательство «Транспорт», 1984 @ Издательство «Транспорт», 1987. с изменениями

Предисловие



Большегрузные автомобили

КамАЗ, предназначенные для перевозки различных грузов в основном на большие расстояния, отличаются высокой экономичностью и эксплуатационной надежностью, комфортабельностью рабочего места водителя.

Эти преимущества, выдвигающие грузовики КамАЗ в первые ряды современных автомобилей в своем классе, определяются целым рядом конструктивных достоинств и высоким уровнем технологии изготовления и контроля на всех этапах производства.

Массовое производство автомобилей семейства КамАЗ и их поступление в народное хозяйство началось в 1976 г. В ходе их производства отлаживались технологические процессы, совершенствовалась конструкция автомобилей, повышалось их качество и надежность, накапливался и пристально изучался опыт эксплуатации и ремонта автомобилей.

Камское объединение выпускает грузовые автомобили различного назначения, типа и грузоподъемности. На основе базовых автомобилей создаются и почти ежегодно поступают в эксплуатацию новые модели и модификации.

Семейство грузовых автомобилей КамАЗ включает в себя машины с колесными формулами 6X4, 4X2 и 6X6 и с различными мощностными, размерными и весовыми пара- метрами. Каждый тип автомобилей имеет свою окраску: бортовые автомобили-тягачи — голубую, седельные тягачи — красную, самосвалы — оранжевую, хотя по специальному заказу может быть и другой цвет.

В настоящей книге рассмотрены автомобили КамАЗ-5820, -53212,

-5410, -54112, -5511, -55102, краткая техническая характеристика которых приведена в приложении.

Задача этой книги — дать сведения. необходимые для качественного технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта подвижного состава, помочь в обучении ремонтного персонала на автотранспортных предприятиях.

Книга состоит из самостоятельных разделов, посвященных отдельным агрегатам и системам автомобиля. Разделы включают в себя краткое описание конструктивных особенностей рассматриваемого агрегата или системы и принципа их работы — это облегчает изучение технического обслуживания и ремонта. В описании агрегатов и механизмов, претерпевших конструктивные изменения, дан краткий анализ этих изменений.

В книге описаны оборудование и инструмент, применяемые при ремонте, а также приведены чертежи приспособлений, которые можно изготовить непосредственно на автотранспортных предприятиях.

Авторы




ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ Экономический эффект, получаемый от эксплуатации автомобиля, при всем многообразии показателей определяется главным образом рентабельностью грузоперевозок с учетом максимального использования технических возможностей транспортного средства и эксплуатационных затрат, включая затраты на поддержание автомобиля в технически исправном состоянии. Это особенно важно учитывать при массовой эксплуатации большегрузных автопоездов на базе тягачей КамАЗ, поскольку чем выше производительность парка автомобилей, тем значительнее убытки, связанные с их простоем. Поэтому особое внимание уделяется техническому перевооружению предприятий, эксплуатирующих автомобили, концентрации автомобилей КамАЗ в автохозяйствах, организации Камским объединением сети предприятий фирменного обслуживания, а также ремонту автомобилей на специализированных заводах Минавтопрома и других заводах союзных и республиканских министерств и ведомств. Эта программа трудоемка и для полной реализации требует значительных затрат средств и времени. Пока реализуются первоочередные задачи этой программы, связанные с подготовкой квалифицированных специалистов-эксплуа-тационников, развитием сети сервиса и ремонтной базы на основе действующих предприятий.

Поддержание автомобиля в технически исправном состоянии в течение всего предусмотренного срока службы возможно лишь при условии соблюдения правил эксплуатации и выполнения планово-предупреди
тельных мероприятий, предусмотренных заводской инструкцией и нормативными документами автотранспортных организаций и Госавтоин-сиекции. Выполнение этих правил и мероприятий ложится на АТП и хозяйства, непосредственно эксплуатирующие автомобили.

Техническое обслуживание включает в себя контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные, электротехнические и монтажно-демонтажные работы, связанные с проверкой и регулировкой отдельных узлов и агрегатов на специальных стендах и оборудовании. Если при ТО возникает сомнение в работоспособности тех или иных узлов или деталей, их работоспособность необходимо проверить на диагностическом оборудовании.

Целесообразно заменять без разборки узел или агрегат с дефектной деталью на заведомо исправный. В зависимости от сложности ремонта и технических условий на ремонт неисправный узел или агрегат ремонтируют в условиях АТП или же через автоцентр КамАЗа направляют для централизованного ремонта.

Нередко приходится проводить внеплановое ТО автомобиля из-за отказа в работе отдельных его систем или для предупреждения возможных неисправностей, а кроме того, в ряде случаев приходится ремонтировать автомобиль в дорожных условиях. Необходимость такого обслуживания и ремонта определяется ст. 25 Правил дорожного движения, ограничивающей и запрещающей эксплуатацию технически неисправных автомобилей и прицепного состава, а также отклонениями

технических характеристик конкретного автомобиля от технических норм, установленных заводом-изготовителем. Для отдельных агрегатов и систем нормы указаны в основных разделах, а также прилож. 1 и 6.

Внеплановые ТО и ремонт в обязательном порядке немедленно проводят в следующих случаях:

1. Обнаружены неисправности, перечисленные в ст. 25 «Техническое состояние и оборудование транспортных средств» Правил дорожного движения.

2. Обнаружен подсос неочищенного воздуха во впускном тракте питания двигателя воздухом.

3. Обнаружены стуки кривошипно-шатунного механизма двигателя.

4. Включаются сигнальные лампы аварийного состояния систем автомобиля.

5. Обнаружены подтеки смазки и утечки технических жидкостей.

Все перечисленные неисправности определяют при ежедневном ТО. Не дожидаясь очередного ТО, необходимо выявить и устранить неисправность в случаях, когда: двигатель не развивает номинальной мощности и снижает топливно-экономические показатели; появляются посторонние шумы в головках цилиндров двигателя, в смонтированных на двигателе агрегатах или в агрегатах трансмиссии; обнаружен повышенный нагрев ступиц или тормозных барабанов; замечен интенсивный и неравномерный износ протекторов шин; нарушена плавность хода автомобиля; увеличилось усилие на органах управления автомобиля.

Эти неисправности водитель обнаруживает в процессе эксплуатации автомобиля по признакам, указанным в таблицах возможных неисправностей, приведенных в основных разделах книги, а также имеющихся в заводской инструкции но эксплуатации.

Чаще всего некоторые операции внепланового ТО водители проводят без должного соблюдения технических требований, поэтому обслуживание

и ремонт «по необходимости» не только не исключают проведение регламентного ТО в полном объеме, но и в значительной мере определяют объем контрольно-диагностических работ по узлам, имевшим отказы до очередного ТО.

В перечне операций ТО (см. при-лож. 2) предусмотрены крепежные работы, выполнение которых обязательно. Момент затяжки резьбовых соединений (см. прилож. 7) необходимо контролировать динамометрическим ключом.

Учитывая конструктивные особенности автомобилей КамАЗ (двигателя, агрегатов трансмиссии, гидроусилителя и др.), особое внимание надо уделять смазочным работам (см. прилож. 3). Следует помнить, что использование заменителей рекомендуемых масел существенно снижает ресурс автомобиля и допускается лишь как временная мера.

При сезонной смене масла или при переходе с заменителя на рекомендуемый сорт масла необходимо промыть смазываемую систему (агрегат) согласно требованиям заводской инструкции или рекомендациям, изложенным в настоящей книге.

Кроме точек, подлежащих смазке, с определенной периодичностью, имеются места, требующие смазки по необходимости и при ремонте (см. прилож. 4).

Перед демонтажем узлов, а также перед разборкой каждого узла необходимо подготовить инструмент и определить потребность в специальном инструменте и съемниках из комплекта И-801, предназначенного для ТО и ремонта автомобилей КамАЗ.

Все ремонтные работы и операции ТО проводят с соблюдением правил техники безопасности. Несоблюдение технических условий и технологии сборочно-разборочных (ремонтных) работ, использование неисправного слесарного инструмента, отворачивание и выпрессовывание деталей с помощью молотка и зубила могут привести к появлению дополнительных дефектов.

Все автомобили и специальный прицепной состав, предназначенный для работы с автомобилями-тягачами КамАЗ, имеют высокую степень унификации узлов, агрегатов и систем, что позволяет сократить номенклатуру запасных частей для ремонта всех моделей автомобилей. Тем не менее при подборе запасных частей для ремонта необходимо обращать внимание на допустимость их применения в данной модели.

Снабжение АТП* запасными частями осуществляется централизованно через автоцентры КамАЗа. Постановка автомобиля на учет в автоцентре обязательна не только с точки зрения своевременного и правильного расчета потребности в запасных частях, но и потому, что ремонт и регулировка наиболее сложных агрегатов и систем должны проводиться под контролем специалистов КамАЗа в централизованных ремонтных мастерских или на специализированных заводах.

В условиях АТП проводят текущий ремонт (ТР), связанный в основном с частичной или полной разборкой узлов и заменой неисправных деталей новыми из числа предусмотренных торговой номенклатурой.

Капитальный ремонт полнокомплектного автомобиля КамАЗ, как правило, не проводится. Основные агрегаты и узлы автомобиля (табл.1) за срок службы подвергаются капитальному ремонту, который проводится на специализированных заводах.

Капитальный ремонт должен обеспечить не менее 80% ресурсов нового агрегата, который для основных агрегатов автомобиля КамАЗ равен 300 тыс. км пробега для первой категории условий эксплуатации, поэтому расчетный пробег автомобиля до списания составляет 500—540 тыс. км.

* Здссь и далее под АТП подразумеваются предприятия и подразделения автомобильного транспорта как общего пользования, так и ведомственные.
** РТМ 37.104.003—84.

С 2 октября 1984 г. введены новые режимы ТО**. Суть нововведений заключается в рациональном распределении операций разового и периодического ТО для обеспечения необходимой надежности узлов и агрегатов, повышения качества обслуживания и уменьшения общей трудоемкости ремонтных работ за счет профилактических мероприятий.

Общеизвестно, что в начальный период эксплуатации происходят интенсивная приработка сопряженных деталей, взаимоустановка элементов конструкции и выявление скрытых дефектов. Поэтому в новом перечне введены разовые виды ТО (ТО-1000 и ТО-4000), которые выполняются независимо от категорий условий эксплуатации в интервалах пробега 500—1000 и 3000—4000 км соответственно.

Перечень операций этих видов обслуживания содержит в основном проверочные, крепежные, регулировочные и смазочные работы. Относительное увеличение общей трудоемкости обслуживания в начальный период эксплуатации полностью оправдывает себя благодаря снижению объемов работ ремонта в основной период эксплуатации при периодическом обслуживании.

Периодичность видов ТО в основной период эксплуатации зависит от условий эксплуатации (табл. 2).

Периодическое ТО включает в себя ежедневное обслуживание, ТО-1, ТО-2 и сезонное обслуживание (СТО). Все виды ТО являются профилактическими мероприятиями, проводимыми принудительно в плановом порядке через определенный пробег независимо от технического состояния автомобиля. Как уже говорилось, в ряде случаев (при обнаружении неисправности, отказах в работе системы или агрегата) или в профилактических целях (после преодоления брода, длительной работы в условиях повышенной запыленности и т. д.) проводят внеплановые ТО систем или агрегатов.

При ремонте с заменой неисправных деталей необходимо использовать только запасные части, предназначенные для автомобилей КамАЗ. Нормализованные детали (крепежные, резинотехнические, подшипники и т. д.) можно использовать из комплектов запасных частей других

моделей только при условии, если их характеристики или номера соответствуют табличным данным, приведенным в основных разделах книги и прилож. 8 и 9.



Таблица 1

Таблица 2

Кате­

гория

усло­

вий

эксплу­

атации

Характеристика условий эксплуатации

Периодичность ТО, км пробега

ТО-1

ТО-2

СТО*1

I

Автомобильные дороги с асфальтобетонным, цементобетон­ным и приравненным к ннм покрытием за пределами при­городной зоны

Автомобильные дороги с асфальтобетонным, цементобе­тонным и приравненным к ним покрытием в пригородной зоне Улицы небольших городов с населением до 100 тыс. жителей

4000

12 000

24 000

2

Автомобильные дороги с асфальтобетонным и приравнен­ным к нему покрытием в горной местности Улицы больших городов

Автомобильные дороги со щебеночным или гравийным покрытием

Грунтовые профилированные и лесовозные дороги

3200

9600

19 200

3

Автомобильные дороги со щебеночным или гравийным по­крытием в горной местности

Непрофилированные дороги и стерня

Карьеры, котлованы и временные подъездные пути

2400

7200

14 400

*' Периодичность СТО дана с целью планирования. СТО выполняется весной и осенью.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
7 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности