Замена деталей шатунно-поршневой группы двигателя ЯМЗ-236
Замена деталей шатунно-поршневой группы двигателя ЯМЗ-236 - часть 1
Для снятия поршней и гильз с двигателя необходимо:
установить автомобиль на осмотровую канавку и слить масло и охлаждающую жидкость из двигателя;
снять головки цилиндров и поддон картера двигателя;
отогнуть замковые шайбы и отвернуть болты крепления крышек нижних головок шатунов, убедиться в наличии меток спаренности на стыке со стороны длинного болта. При отсутствии меток, или если метки плохо просматриваются, их следует нанести вновь. Замена крышек или перестановка их с одного шатуна на другой не допускается;
снять поршень в сборе с шатуном через цилиндр, а затем гильзы из блока цилиндров при помощи приспособления (рис. 17).
Для разборки комплекта поршень—шатун необходимо: снять кольца с поршня при помощи приспособления, ограничивающего расширение кольца обоймой с внутренним диаметром
142,5 мм (рис. 18);
вынуть стопорные кольца поршневого пальца с помощью круглогубцев;
вынуть поршневой палец, предварительно выдержав поршень в сборе с шатуном в масляной ванне в течение 10 мин при температуре масла 80°С.
Рис. 17. Приспособление для извлечения гильзы из блока цилиндров:
1 — диск; 2 — гильза; 3 — блок цилиндров; 4 — винт; 5 — шпилька; 6 — втулка; 7 — рукоятка гайки
Рис. 18. Приспособление для снятия и установки поршневых колец:
1 — поршневое кольцо; 2 — губки приспособления; 3 — рукоятка
Замена поршней и гильз. При своевременной замене поршневых колец поршень и гильза могут работать до 300 тыс. км.
Поршень подлежит замене, если на его боковой поверхности имеются задиры, выгорание на днище поршня, трещины в днище поршня или на перемычках канавок поршневых колец, а также если диаметр юбки поршня, замеренный в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца на расстоянии 153 мм от днища поршня, менее 129,6 мм.
Торцовые зазоры между новыми поршневыми кольцами и канавками поршня не должны превышать следующих величин (рис. 19), мм;
Для верхнего компрессионного кольца (размер а). . . 0,35
» второго и третьего компрессионных колец (размер б) . . 0,30
» маслосъемных колец (размер в). . . . . . 0,25
Для замера торцовых зазоров поршни в сборе с новыми кольцами вставить в калиброванный цилиндр с внутренним диаметром 130,00— 130,01 мм.
Гильзу следует заменять, если имеются трещины и обломы, задиры внутренней поверхности, вмятины и забоины на опорном буртике, а также если внутренний диаметр гильзы превышает 130,3 мм, овальность превышает 0,08 мм, а конусность — 0,10 мм. Диаметры следует замерять в двух перпендикулярных плоскостях (28 мм, от верхнего бурта).
Замена шатуна. Шатун в сборе с крышкой не ремонтируют, а заменяют: при наличии трещин или обломков на шатуне и крышке; если диаметр отверстия под вкладыш превышает 93+0,04 ММ' если овальность и конусность более 0,012 мм, а также при повреждении резьбы под шатунный болт.
При ослаблении посадки втулки в верхней головке шатуна или износе отверстия под поршневой палец свыше 50,08 мм втулку выпрессовать и заменить новой. Новая втулка должна быть запрессована заподлицо с торцовыми поверхностями верхней головки шатуна и обработана в комплекте с шатуном под размер 50 мм.
Овальность и конусность отверстия допускаются не более 0,004 мм. Непа-раллельность осей отверстий нижней и верхней головок шатуна должна быть не более 0,03 мм на длине 100 мм.
Замена поршневого пальца. Поршневой палец заменяют при наличии грубых рисок, задиров, наволакивания металла, а также если наружный диаметр менее 49,93 мм, а овальность и конусность превышают 0,015 мм.
Замена поршневых колец. Компрессионные кольца следует менять, если: канавки на наружной цилиндрической поверхности полностью или частично стерты; отсутствует хотя бы частично слой хромового покрытия верхнего кольца; зазор в стыке замка, установленного в гильзу или приспособление с внутренним диаметром 130+0,010 мм, превышает 1,2 мм.
Маслосъемные кольца заменяют, если: стерта острая кромка; имеются задиры на внешней цилиндрической поверхности; зазор в стыке замка при установке кольца в приспособление с внутренним диаметром 130,00—130,01 мм превышает 1,2 мм.
Профилактическая замена первых компрессионных колец рекомендуется после 80—100 тыс. км пробега.
Рис. 19. Схема проверки торцовых зазоров между кольцами и канавками поршня
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст