Насос-форсунки двигателя ЯАЗ-204А лесовоза МАЗ-501

Насос-форсунки двигателя ЯАЗ-204А лесовоза МАЗ-501



Насос-форсунка объединяет в одном агрегате насос высокого давления и форсунку для распыливания топлива. Использование насос-форсунок позволило ликвидировать трубопроводы высокого давления, увеличить давление впрыска топлив# и тем самым улучшить его распыливание, упростить обслуживание топливной аппаратуры.

На двигателе установлено четыре насос-форсунки Ленинградского карбюраторного завода (модель Ленкарз 60-АР-20). С целью некоторого увеличения мощности двигателя возможна установка насос-форсунок модели Ленкарз 80-АР-21.

Насос-форсунки установлены в головке блока цилиндров в медных стаканах, омываемых водой. Оси насос-форсунки и цилиндра совпадают. Конец распылителя насос-форсунки выступает внутрь камеры сгорания. Все детали насос-форсунки (фиг. 47) расположены в стальном корпусе. В нижней части корпуса имеется установочный штифт для закрепления насос-форсунки на головке блока цилиндров. Корпус имеет сквозное отверстие для прохода плунжера и толкателя. В верхней части корпуса имеются два цилиндрических углубления для фильтров насос-форсунки. Эти углубления сообщаются горизонтальными каналами с вертикальными каналами в стенке нижней части корпуса. В корпусе имеется отверстие для рейки насос-форсунки. Для сообщения полости под толкателем с атмосферой в верхней части корпуса имеется отверстие.

На нижнюю часть корпуса навернута стяжная гайка, соединяющая с корпусом ряд деталей насос-форсунки. Для уплотнения между стяжной гайкой и корпусом имеется прокладка из маслостойкой резины. Нижняя часть стяжной гайки оканчивается конусом, которым насос-фосунка прижимается к медному стакану. Стяжная гайка соединяет с корпусом распылитель, контрольный и пластинчатый клапаны с их седлами и втулку плунжера; внутри гайки помещен также кольцевой отражатель.

Плунжер и втулка составляют тщательно подобранную плунжерную пару: зазор между ними составляет 0,00075—0,00150 мм.

Фиг. 47. Насос-форсунка:
I — толкатель; 2 — штуцер топливоподводяще магистрали; 3 и 16 — фильтры; 4 — рейка; 5 — плунжер форсунки; 6 — втулка плунжера; 7 — распылитель; 8 — упор контрольного клапана; 9— пружина контрольного клапана; 10 — контрольный клапан;
II — седло контрольного клапана; 12 — пластинчатый клапан;
13 — седло пластинчатого клапана; 14 — отражатель; 15 —- стяжная гайка; 17 — штуцер топливоотводящей магистрали; 18 — пружина; 19 — втулка толкателя.

При выходе из строя плунжера или втулки заменять надо плунжерную пару целиком.

В нижней части плунжера имеется проточка с винтовой верхней и нижней кромками, служащими для изменения количества впрыскиваемого в цилиндр топлива. Верхняя кромка служит для управления моментом начала подачи топлива, нижняя кромка—для управления концом подачи топлива. Пространство между винтовыми кромками плунжера сообщается с надплунжерным пространством вертикальными и горизонтальными отверстиями.

Верхняя часть плунжера утолщена и имеет лыску, что позволяет приводить во вращение плунжер от шестерни рейки и в то же время не препятствует продольному перемещению плунжера в отверстии шестерни. Верхний конец плунжера имеет выточку и головку, головка упирается в буртик втулки толкателя.

Втулка плунжера имеет сбоку два воронкообразных отверстия для прохода топлива. В верхней части втулки запрессован штифт, предотвращающий проворачивание втулки в корпусе. Два верхних отверстия во втулке служат для отвода топлива, просачивающегося между плунжером и втулкой.

Толкатель состоит из втулки и штока. Втулка толкателя имеет на боковой поверхности продольный паз, в который входит стопорный штифт, и отверстие под штифт, соединяющий втулку со штоком. Стопорный штифт обеспечивает соединение толкателя с корпусом. Верхний конец втулки имеет фланец, на который опирается пружина.

Шток толкателя цилиндрический, с небольшой головкой на верхнем конце, имеет отверстие под штифт, соединяющий его с втулкой.

Плунжер удерживается в крайнем верхнем положении пружиной.

Распылитель стальной, шлифованный, имеет центральный канал, с которым соединены шесть распыливающих отверстий, равномерно расположенных по окружности; диаметр отверстий 0,15 мм. В углублении распылителя помещается контрольный клапан, пружина и упор контрольного клапана. Пружина клапана одним концом упирается в контрольный клапан, а другим — в упор клапана, который ограничивает ход клапана и служит направляющей для пружины.

Седло контрольного клапана выполнено отдельно от распылителя. Для плотного прилегания седла клапана к распылителю сопрягаемые поверхности точно обрабатывают (шлифуют и притирают) :

Контрольный клапан обеспечивает четкое начало и конец впрыска, устраняет подтекание топлива и предотвращает проникновение газов из камеры сгорания внутрь насос-форсунки.

На верхнем торце седла контрольного клапана имеется выточка, в которой помещается пластинчатый клапан. Пластинчатый клапан имеет форму диска с тремя вырезами толщиной 0,8 мм. Седло пластинчатого клапана расположено сверху седла контрольного клапана и плотно прижато к торцу втулки плунжера. Сопрягаемые поверхности седел клапанов и торца втулки шлифованы и притерты.

Пластинчатый клапан предотвращает обратное движение топлива из распылителя в подплунжерное пространство при перемещении плунжера вверх, а также препятствует проникновению газов из камеры сгорания внутрь насос-форсунки при нарушении герметичности контрольного клапана.

Топливо, проходящее через насос-форсунку, фильтруется двумя конусообразными металлическими фильтрами. Фильтры изготовлены из сваренных между собой латунных шариков диаметром 0,30—
0,42 мм, припаянных к опорному кольцу. В корпусе фильтр удерживается пружиной, упирающейся в штуцер.

Между корпусом и штуцером установлена уплотняющая медная шайба.

Кольцевой отражатель свободно установлен между стяжной гайкой и втулкой плунжера и служит для предотвращения износа стяжной гайки струями топлива, выходящими под большим давлением из отверстий втулки плунжера. Отражатель изготовлен из стали большой твердости.

Уменьшение износа отражателя обеспечивается проворачиванием его под действием струи топлива.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
1 посетитель считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности