Ниже в данном подразделе приведена достаточно простая схема диагностики наиболее часто встречающихся отказов. Причины нарушений и их симптомы сгруппированы по признаку отношения к функционированию какого-либо конкретного агрегата или системы: «Двигатель», «Система охлаждения» и т.д.
Вне зависимости от природы отказа в основу расследования его причины всегда кладутся одинаковые базовые принципы:
Удостоверьтесь в правильности определения симптомов отказа. Сказанное означает уверенность в определении границ района поисков, что особенно важно при помощи в диагностике отказа другому автолюбителю, который не может адекватно изложить симптомы имеющего место нарушения.
Старайтесь не проглядеть очевидные нарушения. Например, если двигатель не запускается, не стесняйтесь проверить наличие топлива в бензобаке (при этом не следует принимать на веру утверждения владельца неисправного автомобиля). В случае отказа электрооборудования в первую очередь следует проверить состояние и надежность крепления клеммных соединений электропроводки, лишь после этого имеет смысл доставать диагностические приборы.
Старайтесь устранить причину отказа, а не его симптом. Замена разряженной батареи новой поможет произвести запуск двигателя, однако имеющая место причина разрядки старой батареи останется неустраненной, что приведет к быстрому выходу из строя и новой. Аналогично, замена забросанных маслом свечей зажигания позволит восстановить на некоторое время исправность функционирования двигателя, однако отказ непременно вскоре повторится (если причина лежала не просто в применении свечей не того типа).
Не принимайте на веру никакие утверждения! Помните, что недавно установленный «новый» компонент также может оказаться неисправным, в особенности, если он долгое время пролежал в багажнике - не следует исключать компонент из списка проверяемых лишь по той причине, что он является новым или недавно установлен. В случае пренебрежения выполнением данной рекомендации не следует удивляться, когда выявленная, наконец, причина отказа окажется лежавшей на поверхности с самого начала.
Диагностика отказов и причин снижения эффективности отдачи двигателя
Двигатель не проворачивается при попытке его запуска
· Неисправен выключатель зажигания. · Окислены полюсные клеммы батареи, либо ослабло крепление на них наконечников проводов. · Разряжена или неисправна батарея. · Нарушена исправность функционирования системы заряда. · Оборвана, или иным образом повреждена электропроводка цепи системы запуска, либо ослабло крепление клемм контактных соединений. · Вышло из строя тяговое реле или выключатель стартера. · Неисправен электромотор стартера. · Обломаны или изношены зубцы приводной шестерни стартера или зубчатого венца маховика. · Приводная шестерня стартера заклинена в зубчатом венце маховика. · Неисправен датчик-выключатель разрешения запуска (модели с АТ) или датчик-выключатель размыкания цепи стартера (модели с РКПП) · АТ не переведена в положение «Р» или «N». · Двигатель заклинен (заклинен коленчатый или распределительный вал, либо произошло залипание какого-либо из поршней на стенке своего цилиндра), - попытайтесь провернуть его вручную за болт шкива коленчатого вала.
Двигатель проворачивается, но не запускается
· Пуст топливный бак. · Разряжена батарея (двигатель проворачивается слишком медленно). · Окислены полюсные клеммы батареи, либо ослабло крепление на них наконечников проводов. · Неисправен стартер. · Нарушена проходимость топливных линий, неисправен бензонасос, либо заблокированы вентиляционные патрубки топливного бака. · Ослабли болты крепления крышки головки цилиндров, либо повреждена ее уплотнительная прокладка. · Прогорели клапаны, либо нарушена плотность прижимания их к седлам. · Поврежден(ы) стержень клапана(ов). · Износилась или сломалась клапанная пружина(ы). · Нарушена регулировка зазоров клапанов. · Изношены или прогорели поршневые кольца. · Упало, либо неравномерно распределено между цилиндрами двигателя компрессионное давление. · В топливо попала влага. · Используется непригодное масло (низкая вязкость) · Неисправен топливный инжектор(ы). · Увлажнены или повреждены компоненты системы зажигания. · Нарушена исправность функционирования системы зажигания. · Изношены или повреждены свечи зажигания, либо нарушена установка межэлектродных зазоров. · Нарушена установка угла опережения зажигания. · Оборвана или иным образом повреждена электропроводка цепи системы зажигания, ослабло крепление клемм контактных соединений, либо неисправна катушка зажигания. · В результате износа компонентов привода ГРМ нарушены установки фаз газораспределения. · Оборван газораспределительный ремень/цепь, либо ослабло усилие его натяжения.
Затруднен запуск холодного двигателя
· Разряжена батарея. · Окислены полюсные клеммы батареи, либо ослабло крепление на них наконечников проводов. · Изношены или повреждены свечи зажигания, либо нарушена установка межэлектродных зазоров. · Неисправна система подачи топлива. · Имеют место утечки топлива через инжектор(ы). · Упало компрессионное давление.
Затруднен запуск горячего двигателя
· Загрязнен фильтрующий элемент воздухоочистителя, либо иным образом нарушена его проходимость. · Неисправна система подачи топлива (топливо не поступает к инжекторам). · Окислены клеммные соединения батареи (особенно масса). · Нарушено качество заземления силового агрегата. · Нарушена исправность функционирования системы подачи топлива или управления двигателем. · Нарушена исправность функционирования системы улавливания топливных испарений (EVAP). · Упало компрессионное давление.
Ввод стартера в зацепление затруднен, либо сопровождается посторонними шумами
· Обломаны или изношены зубья приводной шестерни стартера или зубчатого венца маховика. · Ослабли или выпали болты крепления стартера. · Изношены или повреждены внутренние компоненты стартера.
Двигатель запускается, но сразу глохнет
· Оборвана или иным образом повреждена электропроводка цепи системы зажигания, либо ослабло крепление клемм контактных соединений на модуле зажигания или генераторе. · Имеет место топливное голодание инжектора(ов). · Загрязнен фильтрующий элемент воздухоочистителя. · Имеют место потери разрежения. · Нарушена установка оборотов холостого хода. · Имеют место утечки всасываемого воздуха, либо повреждены вакуумные линии. · Нарушена регулировка зазоров клапанов. · Используется непригодное масло (низкая вязкость). · Упало, либо неравномерно распределено между цилиндрами двигателя компрессионное давление. · Нарушена установка угла опережения зажигания. · Установки фаз газораспределения нарушены в результате износа компонентов привода ГРМ.
За время парковки под двигателем образуются потеки масла
· Имеют место утечки через прокладку поддона картера, либо сливную пробку. · Имеют место утечки через посадочное уплотнение датчика-выключателя давления масла. · Имеют место утечки через прокладку головки цилиндров. · Имеют место утечки через сальники валов двигателя. · Имеют место утечки в масляном насосе.
Нарушена стабильность оборотов холостого хода
· Имеют место потери разрежения. · Неисправен клапан системы рециркуляции отработавших газов (EGR). · Нарушена проходимость клапана системы вентиляции картера (PCV). · Заблокирован фильтрующий элемент воздухоочистителя. · Бензонасос не обеспечивает требуемый расход топлива. · Нарушена герметичность прокладки головки цилиндров. · Изношены элементы привода ГРМ. · Изношены рабочие выступы кулачков распределительного вала(ов). · Нарушена регулировка зазоров клапанов. · Прогорели, либо неплотно прижимаются к своим седлам клапаны. · Нарушена установка угла опережения зажигания. · Нарушена исправность функционирования системы зажигания. · Нарушена исправность функционирования термостатического воздухоочистителя. · Изношены или повреждены свечи зажигания, либо нарушена установка межэлектродных зазоров. · Упало, либо неравномерно распределено между цилиндрами компрессионное давление. · Нарушена проходимость топливных инжектора(ов). · Нарушена установка оборотов холостого хода.
Имеют место пропуски зажигания на холостых оборотах
· Изношены или повреждены свечи зажигания, либо нарушена установка межэлектродных зазоров. · Неисправны ВВ провода свечей зажигания. · Увлажнены или повреждены компоненты системы зажигания. · Имеет место короткое замыкание в цепи зажигания. · Нарушено качество контактных соединений ВВ проводов, либо неисправен модуля зажигания. · Неисправна катушка зажигания. · Неисправны компоненты системы снижения токсичности, либо нарушена проходимость соответствующего тракта. · Имеют место утечки в клапане EGR. · Нарушена проходимость топливного фильтра, либо загрязнено топливо. · Имеют место потери разрежения. · Нарушены установки оборотов или качества смеси холостого хода. · Нарушена установка угла опережения зажигания. · Упало, либо неравномерно распределено между цилиндрами компрессионное давление. · Имеют место потери разрежения во впускном трубопроводе, либо через соединительные вакуумные шланги. · Нарушена проходимость топливных инжекторов.
Пропуски зажигания имеют место при движении на передаче
· Нарушена проходимость топливного фильтра/соединительного тракта системы питания. · Упало давление топлива. · Изношены или повреждены свечи зажигания, либо нарушена установка межэлектродных зазоров. · Нарушена установка угла опережения зажигания. · Нарушена надежность крепления контактных соединений ВВ проводов, либо неисправен модуля зажигания. · Имеет место «пробой» электропроводки ВВ свечных проводов. · Неисправны компоненты систем снижения токсичности отработавших газов. · Упало, либо неравномерно распределено между цилиндрами компрессионное давление. · Неисправна система зажигания, либо ослабли контактные соединения ее электропроводки. · Имеют место потери разрежения. · Неисправен топливный насос, либо упал развиваемый им напор. · Нарушена вентиляция топливного бака.
Чрезмерно высоки обороты холостого хода
· Нарушена плавность хода привода дроссельной заслонки. · Нарушена установка оборотов холостого хода. · Имеют место утечки во впускном воздушном тракте. · Нарушена исправность функционирования системы управления двигателем.
Батарея не «держит» заряд
· Изношен приводной ремень генератора, либо нарушена регулировка усилия его натяжения. · Окислены полюсные клеммы, либо ослабло крепление на них наконечников проводов. · Упал уровень электролита в банках. · Генератор не выдает требуемый ток заряда. · Оборвана или иным образом повреждена электропроводка цепи системы заряда, либо ослабло крепление клемм контактных соединений. · Происходит разрядка батареи вследствие короткого замыкания в бортовой электропроводке. · Имеет место внутренний дефект батареи.
Контрольная лампа заряда продолжает гореть при работающем двигателе
· Имеет место внутренний дефект генератора или регулятора напряжения. · Изношен или оборван приводной ремень генератора, либо нарушена регулировка усилия его натяжения. · Изношены, заклинены или загрязнены щетки генератора. · Ослабли или сломаны щеточные пружины генератора. · Оборвана электропроводка контура заряда, либо ослабло крепление клеммных соединений.
Контрольная лампа заряда не загорается при повороте ключа в положение ON
Стабильность оборотов двигателя нарушается во время акселерации
· Нарушена исправность функционирования системы зажигания. · Нарушена установка угла опережения зажигания. · Изношены или повреждены свечи зажигания, либо нарушена установка межэлектродных зазоров. · Нарушена проходимость топливного фильтра. · Нарушена проходимость топливных инжекторов. · Упало давление топлива в результате нарушения исправности функционирования бензонасоса или проходимости топливных линий. · Нарушена исправность функционирования инжекторов, либо системы управления двигателем. · Ослабло крепление разъема(ов) электропроводки топливных инжекторов. · Имеют место утечки воздуха во впускном тракте. · Нарушена исправность функционирования системы EGR.
Двигатель работает рывками при удерживаемой неподвижно педали акселератора
· Имеют место утечки воздуха во впускном тракте. · Неисправен бензонасос, либо регулятор давления топлива. · Ослабло крепление разъема(ов) электропроводки топливных инжекторов. · Имеют место нарушения функционирования системы управления двигателем.
Двигатель самопроизвольно глохнет
· Нарушена установка оборотов холостого хода. · Нарушена проходимость топливного фильтра, либо в систему питания попала влага. · Увлажнены или повреждены компоненты системы зажигания. · Неисправны компоненты систем снижения токсичности отработавших газов. · Изношены или повреждены свечи зажигания, либо нарушена установка межэлектродных зазоров. · Неисправны ВВ провода свечей зажигания. · Имеют место потери разрежения на корпусе дросселя, впускном трубопроводе или через соединительные шланги. · Нарушена регулировка клапанных зазоров. · Неисправен топливный насос, либо упал развиваемый им напор. · Нарушена вентиляция топливного бака, либо заблокированы бензопроводы. · Нарушена исправность функционирования системы впрыска или управления двигателем.
Упала развиваемая двигателем мощность
· Поврежден шланг системы вентиляции картера. · Поврежден шланг вакуумного тракта. · Повреждена прокладка впускного коллектора. · Нарушена установка угла опережения зажигания. · Повреждены ВВ свечные провода или катушка зажигания. · Изношены или повреждены свечи зажигания, либо нарушена установка межэлектродных зазоров. · Нарушена исправность функционирования системы подачи топлива. · Заблокирован фильтрующий элемент воздухоочистителя. · Заклинены тормоза. · Упал уровень ATF в АТ. · Упало давление масла. · Пробуксовывает сцепление (РКПП). · Нарушена проходимость топливного фильтра, либо в систему питания попала влага. · Нарушена исправность функционирования системы EGR. · Автомобиль заправлен нестандартным топливом. · Упало, либо неравномерно распределено между цилиндрами компрессионное давление · Нарушена проходимость выпускного тракта. · Неисправен топливный насос, либо упал развиваемый им напор. · Имеют место утечки во впускном воздушном тракте. · Нарушена исправность функционирования системы впрыска или управления двигателем. · Двигатель перегрет. · Двигатель не прогрет до нормальной рабочей температуры.
Происходят «выстрелы» в выпускном тракте
· Нарушена исправность функционирования системы EGR. · Нарушена установка угла опережения зажигания. · Нарушена исправность функционирования термостата воздухоочистителя. · Имеют место потери разрежения. · Нарушена регулировка клапанных зазоров. · Повреждены клапанные пружины, либо произошло «залипание» клапанов. · Имеют место утечки во впускном воздушном тракте. · Имеет место неисправность во вторичном (ВВ) контуре системы зажигания (свечные изоляторы, ВВ провода, модуль зажигания). · Нарушена исправность функционирования системы подачи топлива.
Двигатель работает рывками при удерживаемой неподвижно педали акселератора
· Имеют место утечки воздуха во впускном тракте. · Неисправен бензонасос. · Ослабло крепление разъема(ов) электропроводки топливных инжектора. · Имеют место нарушения функционирования системы управления двигателем.
Во время акселерации или при повышении нагрузки на двигатель возникают стуки, вызываемые слишком ранним зажиганием или детонацией
· Автомобиль заправлен топливом не того сорта. · Нарушена установка угла опережения зажигания. · Имеет место чрезмерное нагарообразование в камерах сгорания. · Установлены нестандартные свечи зажигания. · Нарушена исправность функционирования системы подачи топлива. · Повреждены ВВ провода. · Нарушена исправность функционирования клапана EGR. · Имеют место потери разрежения. · Неисправен датчик детонации. · Нарушена регулировка зазоров клапанов. · Изношены или повреждены клапанные пружины. · Имеет место механическая неисправность компонентов привода клапанов (коромысла, оси коромысел и пр.).
Двигатель продолжает работать после выключения зажигания (дизель-эффект)
· Имеют место утечки в инжекторах. · Выставлены чрезмерно высокие обороты холостого хода. · Чрезмерно высока рабочая температура двигателя. · Нарушена установка угла опережения зажигания. · Имеет место чрезмерное нагарообразование на днищах поршней. · Происходит «залипание» клапанов. · Неправильно выставлены клапанные зазоры. · Нарушена исправность функционирования системы EGR.
Имеет место падение давления двигательного масла
· Упал уровень масла, либо заправлено масло не того сорта. · Изношены подшипники двигателя и/или масляный насос. · Имеет место перегрев двигателя. · Заблокирован масляный фильтр. · Нарушена проходимость сетчатого фильтра маслозаборника. · Выставлены чрезмерно низкие обороты холостого хода. · Произошло короткое замыкание в косе бортовой электропроводки. · Неисправен измеритель давления масла.
Чрезмерен расход двигательного масла
· Ослабла сливная пробка поддона картера. · Поврежден шланг системы вентиляции картера. · Неисправен клапан системы вентиляции картера. · Ослабли болты крепления поддона, либо повреждена его уплотнительная прокладка. · Ослабли болты крепления передней крышки, либо повреждена ее уплотнительная прокладка. · Поврежден сальник коленчатого вала. · Ослабли болты крепления крышки головки цилиндров, либо повреждена ее уплотнительная прокладка. · Ослабла посадка масляного фильтра. · Ослабло усилие затягивания датчика-выключателя давления масла. · Имеет место чрезмерный износ поршней или цилиндров. · Изношены или повреждены поршневые кольца. · Изношены или повреждены маслоотражательные колпачки впускных и/или выпускных клапанов. · Изношены стержни клапанов. · Изношены или повреждены направляющие втулки клапанов.
Различного рода шумы, возникающие при работе двигателя
· Громкий глухой стук, чаще возникающий при акселерации, указывает на износ или повреждение коренных подшипников, либо неравномерный износ коленчатого вала. · Аналогичный описанному выше, но несколько более высокочастотный, звук, также чаще возникающий при акселерации, говорит о возможном износе шатунных подшипников. · Перекрывающийся металлический стук, усиливающийся при повышении оборотов двигателя, и ослабевающий по мере прогрева последнего свидетельствует о чрезмерном износе поршней и стенок цилиндров. · Частое щелканье, учащающееся при акселерации, говорит об износе поршневых пальцев или гнезд под их посадку в поршнях (звук возникает при каждом прохождении соответствующим поршнем ВМТ). · Металлическое щелканье, издаваемое водяным насосом, указывает износ подшипников и необходимость замены насосной сборки. · Причиной частого стука или щелканья, учащающихся с повышением оборотов, может являться нарушение регулировки клапанных зазоров, - прослушайте клапанный механизм при помощи стетоскопа/отрезка вакуумного шланга. Если регулировка клапанов не приведет к исправлению ситуации, следует проверить состояние гидравлических толкателей и прочих компонентов клапанного механизма.
В некоторых случаях устранению стука помогает заправка двигателя маслом с более высоким коэффициентом вязкости.
· Причиной возникновения равномерного металлического стука или грохота, издаваемого приводом ГРМ на моделях 3.0 л, может являться износ газораспределительной цепи или нарушение регулировки ее натяжения; проверьте также состояние звездочек.
Диагностика неисправностей системы смазки
Не отключается контрольная лампа давления двигательного масла
· Поврежден датчик давления масла (повреждена диафрагма, имеется протечка масла, сломалась пружина или залипли контакты). · Давление масла упало в результате нарушения проходимости полнопоточного масляного фильтра. · Давление масла упало в результате нарушения проходимости редукционного клапана масляного насоса. · Нарушена проходимость маслотоков. · Нарушена проходимость сетчатого фильтра маслозаборника. · Упал уровень двигательного масла. · Поврежден маслозаборник. · Заклинены роторы масляного насоса.
Контрольная лампа давления масла не срабатывает при включении зажигания
· Перегорела лампа. · Оборвана электропроводка, либо нарушено качество контактных соединений.
Контрольная лампа начинает работать в частопроблесковом режиме
· Нарушено качество контактных соединений в соответствующей цепи. · Упало давление масла. · Повреждена электропроводка.
Диагностика неисправностей систем подачи топлива и выпуска отработавшего газа
Имеют место нарушения подачи топлива к инжекторам
· Имеет место нарушение в электрической цепи топливного насоса. · В топливный насос попала пыль или влага. · Топливный насос забит пылью или водой. · В систему питания попал воздух. · Нарушена проходимость воздушного или вентиляционного тракта. · Нарушена исправность функционирования регулятора давления топлива (например, повреждена диафрагма).
Чрезмерен расход топлива
· Загрязнен фильтрующий элемент воздухоочистителя или иным образом нарушена его проходимость. · Нарушена регулировка зазоров клапанов. · Изношены седла клапанов. · Повреждены стержни клапанов. · Изношены или повреждены клапанные пружины. · Нарушена установка угла опережения зажигания. · Изношены или повреждены свечи зажигания, либо нарушена установка межэлектродных зазоров. · Ослабли болты крепления крышки головки цилиндров, либо повреждена ее уплотнительная прокладка. · Изношены или прожжены поршневые кольца. · Нарушена установка фаз газораспределения. · Используется двигательное масло с чрезмерно низкой вязкостью. · Нарушена установка оборотов холостого хода. · Имеют место утечки в топливном тракте. · Нарушена проходимость топливных инжекторов. · Нарушена исправность функционирования системы впрыска топлива или управления двигателем. · Нарушена исправность функционирования систем снижения токсичности. · Недостаточно давление накачки шин, либо установлены колеса не того типоразмера. · «Прихвачены» тормоза. · Двигатель не прогревается до нормальной рабочей температуры. · Нарушена регулировка троса газа.
Имеют место утечки топлива (в салоне и вблизи автомобиля отчетливо пахнет бензином)
· Повреждены механически или в результате развития коррозии топливный бак, бензопроводы или их штуцерные соединения. · Разошелся сварочный шов топливного бака. · Повреждена дренажная система топливного бака. · Нарушена проходимость вентиляционных линий. · Бак переполнен. · Нарушена проходимость угольного адсорбера системы EVAP. · Имеют место утечки в тракте системы EVAP. · Нарушена исправность функционирования системы подачи топлива. · Повреждены или чрезмерно изношены внутренние компоненты топливных инжекторов.
Датчик запаса топлива выдает неверные показания
· Повреждена сборка датчика запаса топлива.
Шум
· Поврежден топливный насос.
Чрезмерно шумно работает или дымит система выпуска отработавших газов
· Имеют место утечки отработавших газов через стыки выпускного коллектора или секций системы выпуска. · Повреждены механически или в результате развития коррозии глушители или трубы системы выпуска. · В результате повреждения подвесных опор система выпуска контактирует при движении с элементами кузова или подвески.
Диагностика неисправностей системы охлаждения
Двигатель перегревается
· Упал уровень охлаждающей жидкости. · Поврежден ремень привода ГРМ или нарушена регулировка его натяжения · Загрязнен маслом ремень привода вспомогательных агрегатов. · Нарушена проходимость водяного или воздушного трактов радиатора. · Имеют место утечки охлаждающей жидкости из радиатора. · Неисправен водяной насос. · Неисправен термостат. · Заправлена некачественная охлаждающая жидкость. · Имеет место нарушение в цепи вентилятора(ов) системы охлаждения. · Имеет место механическое повреждение крыльчатки вентилятора системы охлаждения. · Нарушена герметичность посадки крышки радиатора. · Нарушена установка угла опережения зажигания. · Имеет место переобеднение воздушно-топливной смеси. · Пробуксовывает сцепление. · «Прихвачены» тормоза. · Несоответствующее норме расстояние между поршнем и стенкой цилиндра. · Тракт системы охлаждения перекрыт воздушной пробкой. · Заправлено трансмиссионное масло не того сорта. · Чрезмерно высоко сопротивление выпускного тракта (высокое противодавление). · Неточны показания измерителя температуры.
Двигатель не прогревается до нормальной рабочей температуры
· Чрезмерно низка температура окружающей среды. · Неисправен термостат. · Имеет место нарушение в цепи вентилятора системы охлаждения. · Неточны показания измерителя температуры.
Имеют место внешние утечки охлаждающей жидкости
· Повреждены механически или разрушены в результате старения материала шланги охладительного тракта, либо ослабли хомуты их крепления. · Изношены или повреждены сальники водяного насоса (охлаждающая жидкость будет сочиться через контрольное отверстие). · Имеют место утечки охлаждающей жидкости из радиатора или расширительного бачка. · Повреждены сливные или выжимные пробки водяной рубашки блока двигателя. · Нарушена герметичность посадки датчика-выключателя температуры охлаждающей жидкости. · Повреждены уплотнительные прокладки блока/головок цилиндров или имеют место трещины в литье. · Поврежден кожух термостата. · Неисправна крышка радиатора. · Произошло вскипание охлаждающей жидкости в результате перегрева.
Имеют место внутренние утечки охлаждающей жидкости
Наличие внутренних утечек подтверждается присутствием охлаждающей жидкости в двигательном масле, вызывающим эмульгирование последнего.
· Пробита прокладка головки цилиндров. · Треснута головка или блок цилиндров. · Ослабли болты крепления головки цилиндров.
Имеют место потери охлаждающей жидкости
· В систему залито чрезмерное количество охлаждающей жидкости. · Охлаждающая жидкость выкипает в результате перегрева. · Имеют место внешние или внутренние утечки охлаждающей жидкости (см. выше). · Неисправна крышка радиатора. · Давление в системе охлаждения повышается за счет компрессии в цилиндрах в результате появления трещин в головке или блоке, либо нарушения целостности какой-либо из уплотнительных прокладок.
· Чрезмерно загрязнена охлаждающая жидкость, - доливайте в систему только дистиллированную дождевую воду. · Чрезмерно разбавлен антифриз. · Недостаточно часто производится замена охлаждающей жидкости и промывка тракта.
Диагностика неисправностей систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха
Системы отопления и вентиляции
Функционирование вентилятора отопителя полностью нарушено
· Перегорел соответствующий предохранитель. · Произошел обрыв электропроводки. · Имеет место обрыв в цепи переключателя управления/резистивной сборки вентилятора. · Неисправен электромотор привода вентилятора.
Нарушена подача в салон подогретого воздуха
· Недостаточен уровень жидкости в системе охлаждения двигателя. · Двигатель не прогревается до нормальной рабочей температуры (см. выше). · Неисправен впускной клапан теплообменника отопителя. Проверьте исправность функционирования тросового/вакуумного привода клапана. Несколько раз переведите переключатель выбора температурного режима в крайние положения, проверяя исправность срабатывания клапана. Прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры и, выбрав максимальный температурный режим отопителя, прощупайте шланги на входе и выходе клапанной сборки. Если шланги имеют разную температуру, замените клапан.
При включении отопителя происходит запотевание ветрового стекла
· Имеют место утечки охлаждающей жидкости из шланга, проложенного вблизи переборки двигательного отсека или под панелью приборов автомобиля, - проверьте надежность затягивания крепежного хомута. · Имеют место утечки охлаждающей жидкости из теплообменника отопителя. Внимательно осмотрите коврики в ножных колодцах водителя и переднего пассажира на наличие на них потоков.
Охлаждающая жидкость имеет характерный сладковатый запах. В случае необходимости произведите соответствующий ремонт, либо замените вышедший из строя теплообменник.
На некоторых моделях для обеспечения доступа к теплообменнику (радиатору) отопителя требуется снять панель приборов.
Нарушена исправность функционирования управления выбором температурного режима
· Неисправен датчик-выключатель давления низконапорного тракта системы кондиционирования. · Имеет место повреждение электропроводки цепи системы кондиционирования, либо вышло из строя соответствующее реле. Проверьте, устраните выявленные неполадки, в случае необходимости замените реле.
При использовании К/В на полу в салоне образуются потеки влаги
· Нарушена проходимость дренажной трубки испарителя системы кондиционирования. Прочистите трубку в месте выхода ее из салона автомобиля. · Нарушена проходимость сливного шланга испарителя. Прочистите шланг в месте выхода его из салона автомобиля.
Активация К/В сопровождается появлением в салоне запаха плесени
· Нарушена проходимость сливного шланга испарителя системы кондиционирования. Прочистите шланг в месте выхода его из салона автомобиля.
Система автоматического кондиционирования воздуха (климат-контроль)
Система не активируется при включении зажигания
· Перегорел предохранитель № 5 или № 17. · Нарушено качество контактных соединений в электропроводке соответствующей цепи (особое внимание следует уделить контуру заземления). · Неисправна сборка управления К/В.
Не действует функция сохранения последнего выбранного режима
· Перегорел предохранитель № 5 или № 17. · Нарушено качество контактных соединений в электропроводке соответствующей цепи (особое внимание следует уделить контуру заземления). · Неисправна сборка управления К/В.
Нарушена исправность вывода данных на экран дисплея
· Перегорел предохранитель № 5 или № 17. · Нарушено качество контактных соединений в электропроводке соответствующей цепи (особое внимание следует уделить контуру заземления). · Неисправна сборка управления К/В.
Нарушена стабильность вращения вентилятора
· Перегорел предохранитель № 5 или № 17. · Нарушено качество контактных соединений в электропроводке соответствующей цепи. · Неисправна сборка управления К/В. · Неисправен электромотор вентилятора. · Неисправно реле электромотора вентилятора. · Неисправен силовой транзистор или соответствующий предохранитель.
Нарушена исправность функцонирования заслонки включения/выключения режима циркуляции
· Нарушено качество контактных соединений в электропроводке соответствующей. · Неисправна сборка управления К/В. · Неисправен электромотор или потенциометр привода переключающей заслонки.
Не действует функция переключения направлений раздачи воздуха
· Нарушено качество контактных соединений в электропроводке соответствующей цепи. · Неисправна сборка управления К/В. · Неисправен электромотор или потенциометр привода селекторных заслонок.
Не действует функция поддержания в салоне заданного температурного режима
· Неисправен электромотор главного или вспомогательного вентилятора. · Неисправно реле электромотора главного или вспомогательного вентилятора.
Диагностика неисправностей сцепления
Нарушена исправность выключения сцепления (при выжатой до пола педали затруднено включение/выключение задней передачи)
· Нарушена регулировка свободного хода педали сцепления. · На ведомый диск сцепления попало масло. · «Просела» диафрагменная пружина. · Имеют место утечки гидравлической жидкости из главного или исполнительного цилиндра сцепления. · В гидравлический тракт привода сцепления попал воздух (имеет место мягкость хода педали). · Повреждена уплотнительная манжета поршня главного или исполнительного цилиндра. · Имеет место недостаток смазки в направляющем подшипнике.
Сцепление пробуксовывает (обороты двигателя повышаются без увеличения скорости движения автомобиля)
· Перегрет ведомый диск сцепления, - припаркуйте автомобиль и дайте диску остыть. · Фрикционные накладки ведомого диска загрязнены маслом, просачивающимся через задний сальник коленчатого вала. · Не приработался новый ведомый диск (для окончательной приработки нового диска необходимо произвести не менее 30 - 40 стартов). · Имеет место деформация сборки корзины сцепления/маховика. · Ослабла диафрагменная пружина. · Произошло «залипание» поршня в главном цилиндре сцепления в результате попадания посторонних частиц. · Заклинен механизм выключения сцепления. · Деформирован нажимной диск или маховик. · Повреждены гидравлические линии привода сцепления.
При включении сцепления возникает вибрация
· Загрязнены маслом, деформированы, прогорели, либо заполированы до блеска фрикционные накладки ведомого диска/рабочая поверхность маховика. · Ослабли заклепки крепления фрикционных накладок. · Изношены опоры подвески силового агрегата, либо ослабло их крепление. · Изношены шлицы первичного вала коробки передач или ступицы ведомого диска. · Имеет место деформация сборки корзины сцепления/маховика. · Имеет место усталостная деформация диафрагменной пружины. · Заклинен направляющий подшипник в цапфе коленчатого вала.
При выжимании или отпускании педали сцепления возникают посторонние шумы
· Нарушены регулировки педали сцепления. · Выжимной подшипник заклинен на валу трансмиссии. · Изношен или поврежден направляющий подшипник. · Треснут ведомый диск сцепления. · Имеет место усталостная деформация торсионных пружин ведомого диска сцепления. · Изношены компоненты сборки корзины сцепления. · Сломана диафрагменная пружина нажимного диска. · Изношены или пересушены осевые втулки педали сцепления. · Неисправна сборка корзины сцепления. · Чрезмерно низки обороты холостого хода двигателя.
Педаль сцепления после отпускания не возвращается в исходное положение
· Нарушена исправность функционирования главного или исполнительного цилиндра сцепления. · Заклинен поршень в главном или исполнительном цилиндре. · Повреждены или заклинены компоненты привода выключения сцепления. · В гидравлический тракт попал воздух.
Для выжимания педали сцепления требуется чрезмерное усилие
· Заклинен поршень в главном или исполнительном цилиндре. · Неисправна сборка корзины сцепления. · Установлен главный или исполнительный цилиндр неправильного типоразмера.
Установленная на нейтральную передачу коробка издает шумы при работающем двигателе
· Изношены подшипники первичного вала (шумы появляются при отпускании педали сцепления и исчезают при ее выжимании). · Изношен подшипник ведущего вала коробки. · Упал уровень трансмиссионного масла. · Изношен выжимной подшипник сцепления (шумы появляются при выжатой педали сцепления и могут снижаться при ее отпускании). · Источником шума могут являться вариации крутящего момента двигателя, - корректировка оборотов холостого хода может привести к исправлению ситуации.
Шумы имеют место на всех передачах
Любая из перечисленных выше причин, и/или:
· Изношен или поврежден вторичный вал коробки передач, либо его подшипники.
Шумы возникают на какой-либо конкретной передаче
· Изношены, сколоты или иным образом повреждены зубья шестерен коробки передач. · Изношены или повреждены синхронизаторы.
Ввиду сложности конструкции АТ среднестатистическому механику-любителю будет затруднительно достаточно точно провести диагностику ее отказов и восстановительный ремонт. В случае возникновения проблем, отличных от перечисленных ниже, владельцу автомобиля следует обратиться за помощью к специалистам автосервиса. Не следует также спешить с демонтажем неисправной трансмиссии, так как многие ее проверки производятся in situ (на штатном месте).
Утечки ATF
· ATF обычно отличается темно-красным цветом, - не следует путать следы ее утечек с таковыми от двигательного масла (последние могут сноситься на картер трансмиссии набегающим потоком воздуха). · Для выявления источника утечки, прежде всего, следует очистить картер трансмиссии и окружающие его поверхности от грязи и смазки. Воспользуйтесь качественным обезжиривателем или выполните паровую чистку агрегата. Совершите на автомобиле короткую поездку с невысокой скоростью движения (чтобы следы имеющей место утечки не сносились далеко от ее источника). Поддомкратьте автомобиль и установите его на подпорки. Осмотрите картер трансмиссии, визуально выявляя источники утечки ATF. Наиболее часто в качестве таковых выступают: · Поддон картера трансмиссии: подтяните крепеж и/или замените уплотнительную прокладку; · Заднее удлинение трансмиссии: подтяните крепеж и/или замените сальник; · Заливная горловина: замените резиновую манжету в месте входа горловины в картер трансмиссии; · Вентиляционная трубка: трансмиссия переполнена и/или в картер попала вода; · Узел подключения спидометра: замените уплотнительное кольцо в месте входа приводного троса в картер трансмиссии.
ATF имеет бурый цвет или пахнет гарью
· Упал уровень ATF в трансмиссии, либо жидкость пригорела и нуждается в замене. · Неисправно сцепление повышающей передачи. · Неисправна тормозная лента передач 2/4. · Неисправно сцепление нижних и задней передач. · Неисправно сцепление задней передачи.
Не происходит автоматического переключения трансмиссии на пониженную передачу при полном выжимании педали газа (режим kickdown)
· Нарушена регулировка троса привода дроссельной заслонки при включении режима kickdown.
Двигатель запускается в положении трансмиссии, отличном от «Р или «N»
· Неисправен датчик-выключатель разрешения запуска, либо нарушена его регулировка. · Неисправен рычаг селектора передач или привод селектора передач.
В положениях рычага селектора «P» или «N» возникает необычный шум
· Нарушена проходимость сетчатого фильтра. · Неисправен масляный насос. · Неисправен приводной диск. · Чрезмерно высок или недостаточен уровень ATF.
Шумы возникают в положении «D» рычага селектора
· Неисправна главная передача. · Неисправна планетарная сборка. · Неисправна тормозная лента нижних и задней передач. · Неисправна редукционная передача. · Чрезмерно высок или недостаточен уровень масла в дифференциале.
Автомобиль движется в положении «N» рычага селектора
Автомобиль не трогается только в положениях «D», «3» и «2» АТ (двигатель глохнет)
· Неисправно сцепление задней передачи.
Автомобиль не трогается только в положениях «D», «3» и «2» АТ (двигатель увеличивает обороты)
· Неисправно сцепление нижних передач.
Двигатель запускается только в положении «R» селектора
· Неисправен клапан управления.
Слабый прием при разгоне с места
· Неисправен клапан управления. · Неисправно сцепление нижних передач. · Неисправно сцепление задней передачи. · Слишком высокий или низкий уровень ATF. · Неисправен масляный насос. · Повреждена передняя прокладка корпуса АТ. · Неисправна блокировочная муфта гидротрансформатора. · Слишком высокий или низкий уровень масла дифференциала.
· Неисправен модуль управления трансмиссией (TCM). · Неисправен передний датчик скорости (VSS). · Неисправен задний датчик скорости (VSS). · Неисправен датчик положения дроссельной заслонки (TPS). · Неисправен датчик температуры ATF. · ATF нуждается в замене. · Неисправно муфта раздаточной коробки. · Неисправен клапан раздаточной коробки.
Трогание автомобиля сопровождается пробуксовкой передних колес
· Неисправен модуль управления трансмиссией (TCM). · Неисправен передний VSS. · Неисправен датчик-выключатель активации режима полного привода (FWD). · Неисправен датчик положения дроссельной заслонки (TPS). · Неисправен датчик температуры ATF. · Неисправен клапан управления. · ATF нуждается в замене. · Неисправна муфта раздаточного механизма. · Неисправен клапан раздаточного механизма. · Нарушена проходимость трубки раздаточного механизма.
Автомобиль не переводится в полноприводной режим (FWD)
· Неисправен модуль управления трансмиссией (TCM). · Неисправен датчик-выключатель активации режима полного привода (FWD). · Неисправна муфта раздаточного механизма. · Неисправен клапан раздаточного механизма.
Трансмиссия «соскакивает» с выбранного положения, переключается с трудом или с шумом, либо не обеспечивает поступательное движение автомобиля вперед или назад
· Существует множество возможных причин перечисленных отказов, однако в сферу компетенции среднестатистического механика-любителя попадает лишь одна из них - нарушение уровня ATF. Проверьте, в случае необходимости произведите корректировку уровня/замену жидкости и фильтра, параллельно проверьте состояние ATF. Во всех остальных случаях автомобиль следует отогнать для диагностики и восстановительного ремонта/замены трансмиссии на станцию техобслуживания.
Диагностика неисправностей карданного вала
Имеют место утечки в передней части карданного вала
· Поврежден или изношен задний сальник трансмиссии. Проверьте также состояние поверхности скользящего хомута.
При включении передачи (в момент появления нагрузки) возникает стук
· Ослабло крепление компонентов задней подвески. · Изношен шпиндель скользящего хомута. · Ослабли болты/гайки карданного вала. · Изношены или повреждены подшипники карданного шарнира(ов). · Изношен центральный подшипник/подушка центральной опоры.
Имеет места металлический скрежет, сообразный скорости движения автомобиля
· Изношены подшипники карданного шарнира(ов).
Имеют место вибрации
В первую очередь проверьте балансировку колес и давление накачки шин. Обычно вибрации возрастают с увеличением движения.
· Установите в салоне автомобиля тахометр и во время движения постарайтесь определить обороты двигателя, при которых вибрация достигает максимальной интенсивности, затем переключите передачу и доведите обороты двигателя до того же значения. · Если вибрация возникает и достигает максимальной интенсивности при одних и тех же оборотах двигателя, независимо от выбранной передачи, ее источником является не карданный вал, так как частота его вращения зависит от выбора передаточного отношения. · Если переключение передачи приводит к исчезновению вибрации или заметному снижению ее интенсивности (при тех же оборотах двигателя), следует перейти к проверкам состояния карданного вала: - Проверьте карданный вал на наличие признаков изгиба и прочих деформаций, в случае необходимости произведите замену; - Тщательно очистите вал, - налипшая грязь может являться причиной нарушения балансировки; - Оцените степень износа подшипников карданных шарниров, в случае необходимости произведите замену сборок; - Проверьте балансировку карданного вала или его соединительного фланца. Удостоверьтесь в присутствии на своих местах балансировочных грузиков, снимите вал и установите его, провернув на 180°, - если вибрации не исчезнут, отдайте вал в балансировку; - Проверьте надежность затягивания крепежных болтов/гаек; - Оцените степень износа центрального подшипника; - Проверьте состояние задних втулок трансмиссии.
Имеет место скребущий звук
· Удостоверьтесь, что пылезащитный кожух скользящего хомута не трется о картер заднего удлинения трансмиссии. Имеет место вой или свист
· Источником подобных звуков может являться центральный подшипник. Диагностика неисправностей заднего моста и главной передачи Имеет место посторонний шум, одинаковый при движении на передаче и накатом
· Естественный дорожный шум. · Чрезмерный люфт дифференциальной передачи. · Чрезмерный люфт гипоидной шестерни. · Ослабла или утеряна гайка ведущей шестерни. · Изношены, либо неправильно накачаны шины. · Изношены или повреждены колесные подшипники, либо ослаб их натяг. · Упал уровень масла в дифференциале. · Неисправен дифференциал. Имеет место стук, возникающий при трогании с места или при переключении передач
· Неисправен дифференциал, либо нарушена его регулировка. Посторонние звуки возникают во время совершения поворотов
· Неисправен дифференциал. · Чрезмерно изношена упорная шайба. · Залипла или повреждена муфта скольжения. Имеют место утечки масла
· Забит или поврежден сапун. · Ослабли, либо утеряны болты оси дифференциала или бокового держателя, либо неправильно установлено уплотнительное кольцо. · Ослабли, либо утеряны болты задней крышки, либо повреждена ее прокладка. · Вышел из строя масляный фильтр, либо ослабла (утеряна) сливная пробка. Имеют место вибрации
· См. подраздел, посвященный диагностике неисправностей карданного вала. Если вал в порядке, поддомкратьте задок автомобиля и установите его на подпорки и вручную оцените состояние колесных подшипников, в случае необходимости произведите замену. Имеют место утечки масла
· Поврежден сальник ведущей шестерни главной передачи. · Повреждены сальники полуосей. · Ослаб крепеж, либо повреждена уплотнительная прокладка крышки дифференциала. · Ослабла сливная или заливная/контрольная пробка дифференциала. · Нарушена проходимость вентиляционного сапуна дифференциала. Диагностика неисправностей раздаточной коробки (при соответствующей комплектации автомобиля) Шестерни выскакивают из зацепления
· Нарушена величина свободного хода рычага управления. · Рычаг управления цепляется за консоль. · Ослаб крепеж опор подвески раздаточной коробки, либо имеет место усталостная деформация материала. · Изношены внутренние компоненты раздаточной коробки, либо нарушены регулировки. Затруднено переключение режимов
· Упал уровень масла. · Изношены внутренние компоненты раздаточной коробки, либо нарушены регулировки. Имеют место посторонние шумы
· Упал уровень масла в раздаточной коробке. · Наличие шумов при выборе любого из режимов говорит о наличии неисправности в компонентах заднего дифференциала или заднего моста. Диагностика неисправностей тормозной системы
Прежде чем прийти к заключению об отказе тормозной системы, проверьте состояние и давление накачки шин, равномерность загрузки автомобиля и углы установки передних колес.
При торможении нарушается курсовая устойчивость автомобиля
· Неправильно накачаны шины. · Нарушена регулировка углов установки передних колес. · На одну ось автомобиля (переднюю или заднюю) установлены колеса разного типоразмера. · Изношены, повреждены или замаслены тормозные колодки/башмаки с одного из бортов автомобиля. · Чрезмерно изношены тормозные колодки или диск с одного из бортов автомобиля. · Ослаб крепеж компонентов передней подвески. · Неисправен один или несколько тормозных механизмов. · Нарушена проходимость тормозных линий. · Ослабли болты крепления суппорта или щита тормозного механизма. · Заклинен поршень суппорта/колесного цилиндра одного из тормозных механизмов, либо затруднено его перемещение. · С разных бортов автомобиля установлены тормозные колодки/башмаки с фрикционными накладками различного типа. · Изношены или повреждены компоненты рулевого привода или подвески. · Нарушена регулировка преднатяга колесных подшипников. Во время торможения возникают посторонние шумы (скрежет или высокочастотный визг)
· Изношены фрикционные накладки тормозных колодок передних колес, - звук издают датчики износа колодок. · Загрязнены или заполированы до блеска тормозные колодки. · На рабочую поверхность тормозной колодки попало масло (слышны щелчки). · Поврежден коррозией тормозной диск/барабан - обычно после длительной стоянки автомобиля. · Между диском и щитом тормозного механизма попал посторонний предмет (например, камень). · Деформирован тормозной щит. Чрезмерно велик ход тормозной педали
· Имеет место локальное нарушение в тормозной системе. · Упал уровень гидравлической жидкости в резервуаре ГТЦ. · В гидравлическую систему попал воздух. · Нарушена исправность функционирования автоматических регуляторов тормозных механизмов. · Неисправен клапан-ограничитель. · Неисправен ГТЦ. · Неисправен вакуумный усилитель тормозов. Имеет место мягкость хода тормозной педали при ее выжимании
· В гидравлическую систему попал воздух. · Повреждены в результате старения материала гибкие тормозные шланги. · Ослаб крепеж ГТЦ. · Неисправен ГТЦ. · Нарушена установка рабочих зазоров тормозных колодок/башмаков. · Нарушена проходимость вентиляционного отверстия крышки резервуара ГТЦ. · Деформированы резиновые тормозные линии. · Размягчены уплотнительные манжеты суппортов. · Тормозная жидкость нуждается в замене. Для остановки автомобиля требуется прикладывание чрезмерно большого усилия к тормозной педали
В дополнение к перечисленным в предыдущем подразделе причинам:
· Неисправен вакуумный усилитель тормозов. · Чрезмерно изношены фрикционные накладки тормозных колодок/башмаков. · Заклинен поршень(и) суппорта/колесного цилиндра. · Загрязнены маслом или смазкой фрикционные накладки тормозных колодок/башмаков. · Повреждены или изношены тормозные диски. · Неисправен ГТЦ или суппорт(ы)/колесный цилиндр(ы). · Недавно установлены и не успели приработаться новые тормозные колодки/башмаки. · Имеет место локальное нарушение в тормозной системе. Педаль ножного тормоза проваливается до пола без сопротивления
· Упал уровень жидкости в резервуаре ГТЦ, либо имеют место утечки через поршни суппортов/колесных цилиндров. · Повреждены тормозные линии, либо ослабли их штуцерные соединения. Во время торможения возникают пульсации педали ножного тормоза
· Изношены или повреждены колесные подшипники, либо нарушена регулировка их преднатяга. · Неправильно установлены компоненты суппорта тормозного механизма, либо между ними попали посторонние предметы. · Имеет место чрезмерное боковое биение тормозного диска/овальность барабана. · Неравномерно изношены тормозные колодки. Имеют место пульсации педали ножного тормоза при ее выжимании во время резкого торможения
· Следствие исправного функционирования ABS. Во время торможения возникает вибрация, передаваемая на тормозную педаль или рулевое колесо
· Имеет место чрезмерное биение тормозного диска/деформация тормозного барабана. · Изношены фрикционные накладки тормозных колодок/башмаков. · Ослабли болты крепления суппорта/тормозного щита. · Изношены компоненты подвески или рулевого привода, либо опоры. Тормоза «прихвачены» (снижена эффективность отдачи двигателя, колеса чрезмерно разогреваются во время движения)
Стояночный тормоз не удерживает автомобиль должным образом
· Нарушена регулировка привода стояночного тормоза. Диагностика неисправностей противооткатного устройства
Если автомобиль не трогается с места (не отпускается тормоз) из-за сломанной возвратной пружины, отдайте регулировочную гайку, отсоедините сцепление и клапан удержания давления (PHV), затем отпустите тормоза, отведя в исходное положение рычаг PHV.
Прежде чем приступить к этой операции, удостоверьтесь, что стояночный тормоз взведен.
Противооткатное устройство не функционирует на подъемах со слабым уклоном.
Педаль сцепления выжимается с чрезмерным сопротивлением
· Неисправен трос привода клапана удержания давления (PHV). · Неисправен рычаг PHV. · Неисправно сцепление. Автомобиль не удерживается неподвижно на подъеме крутизной более 3%
· Чрезмерно опущена передняя часть кузова автомобиля. · Оборван или вытянут трос привода PHV. · Чрезмерна величина свободного хода педали сцепления. · Нарушена герметизация PHV (клапан подлежит замене в сборе). Трогание автомобиля сопровождается толчком
· Слишком сильно выжата педаль ножного тормоза (чем с большей силой выжимается педаль, тем позднее освобождается противооткатное устройство). · При трогании на ровной поверхности автомобиль может сначала дергается назад, - результат активации противооткатного устройства. Автомобиль пробуксовывает при старте
· Изношен диск сцепления. · Вытянут трос клапана удержания давления (PHV). · Деформирован опорный кронштейн тросовой сборки или стойка клапан PHV. Автомобиль не может начать движение при старте
· Растянута или сломана возвратная пружина. · Рычаг клапана удержания давления (PHV) не возвращается в исходное положение. При отпускании педали ножного тормоза возникает необычный звук
· Колодки чрезмерно сильно прижаты к тормозному диску в результате резкого торможения. При выжимании педали сцепления возникает необычный звук
· Недостаточно хорошо смазан крюк возвратной пружины, либо подвижная секция наконечника приводного троса PHV. · Неисправно сцепление. Диагностика неисправностей системы антиблокировки тормозов (ABS) Нарушена курсовая устойчивость при торможении (автомобиль уводит в одну из сторон или разворачивает)
· Неисправен электромагнитный клапан гидравлического модулятора/блока управления ABS. · Неисправен датчик ABS. · Неисправны тормозные механизмы/колодки. · Нарушена правильность подсоединения гидравлических линий/электропроводки. · Нарушена регулировка углов установки передних колес. · На одну ось автомобиля (переднюю или заднюю) установлены колеса разного типоразмера. · Неправильно (неравномерно) накачаны шины. · Неисправен гидромодулятор системы динамической стабилизации (VDC). · Неисправен модуль управления VDC. · Неровная дорога. Чрезмерна длина тормозного пути
· Неисправен электромагнитный клапан гидравлического модулятора/блока управления ABS. · Неисправен датчик ABS. · В тормозную систему попал воздух. · На одну ось автомобиля (переднюю или заднюю) установлены колеса разного типоразмера. · Неправильно (неравномерно) накачаны шины. Происходит преждевременная блокировка колес
· Неисправен электромагнитный клапан гидравлического модулятора/модуля управления ABS. · Неисправен датчик ABS. · Неисправен главный тормозной цилиндр (ГТЦ). · Неисправны тормозные механизмы (например, заклинен поршень). · Нарушена правильность подсоединения гидравлических линий/электропроводки. · Нарушена регулировка стояночного тормоза. · Нарушена регулировка хода педали ножного тормоза. · Нарушена регулировка углов установки колес. · На одну ось автомобиля (переднюю или заднюю) установлены колеса различного типоразмера. Чрезмерно велик ход педали ножного тормоза
· Нарушена соответствующая регулировка. · В тормозную систему попал воздух. · Нарушена правильность подсоединения гидравлических линий/электропроводки. При торможении автомобиль чрезмерно зарывается носом
· Неисправен электромагнитный клапан гидравлического модулятора/модуля управления ABS. · Неисправен датчик ABS. · Изношены или повреждены компоненты подвески, либо ослабло их крепление. · Неисправны тормозные механизмы/колодки. · Нарушена правильность подсоединения гидравлических линий/электропроводки. · Нарушена регулировка углов установки колес. · На одну ось автомобиля (переднюю или заднюю) установлены колеса разного типоразмера. · Неправильно накачаны шины. · Неровная дорога. Вибрации педали ножного тормоза при торможении на скользкой дороге
· Нормальный признак срабатывания ABS (при торможении). · Неровная поверхность дороги. Функционирование гидромодулятора ABS сопровождается посторонними шумами
· Неисправна опорная втулка гидромодулятора. · Неисправен датчик ABS. · Повреждены тормозные линии. При движении по скользкому покрытию возникают шумы в передней части автомобиля
· Неисправна опорная втулка гидромодулятора ABS. · Неисправен датчик ABS. · Неисправен ГТЦ. · Неисправны тормозные механизмы/колодки. · Неисправны гидравлические линии тормозного тракта. · Неисправен вакуумный усилитель тормозов/контрольный клапан. · Изношены или повреждены компоненты подвески, либо ослабло их крепление. При движении по скользкому покрытию возникают шумы в задней части автомобиля
· Неисправен датчик ABS. · Неисправны тормозные механизмы/колодки. · Неисправен стояночный тормоз. · Неисправны гидравлические линии тормозного тракта. · Изношены или повреждены компоненты подвески, либо ослабло их крепление. Диагностика неисправностей системы динамической стабилизации (VDC)/антипробуксовочной системы (TCS) Чрезмерна длина тормозного пути
· Неисправен гидромодулятор системы динамической стабилизации (VDC). · Неисправен модуль управления VDC. · Неисправны тормозные механизмы/колодки. · В тормозную систему попал воздух. · На одну ось автомобиля (переднюю или заднюю) установлены колеса разного типоразмера. · Неправильно накачаны шины. · Неправильно подсоединены тормозные линии/электропроводка. · Неисправен датчик ABS, либо неверно выставлен его рабочий зазор. · Неисправен датчик угла поворота или неправильно выставлено его нейтральное положение. · Неисправен датчик рыскания/поперечных перегрузок. · Неисправен клапан-ограничитель давления. · Неисправен ГТЦ. · Неисправен вакуумный усилитель тормозов. · Неисправны линии гидравлического тракта тормозной системы. Происходит преждевременная блокировка колес
· Неисправен гидромодулятор системы динамической стабилизации (VDC). · Неисправен модуль управления VDC. · Неисправен датчик ABS. · Неисправны тормозные механизмы/колодки. · Нарушена правильность подсоединения гидравлических линий/электропроводки. · Неисправен датчик угла поворота или неправильно выставлено его нейтральное положение. · Неисправен клапан-ограничитель давления. · Неисправны линии гидравлического тракта тормозной системы. Тормоза «прихвачены»
· Неисправен гидромодулятор системы динамической стабилизации (VDC). · Неисправен модуль управления VDC. · Неисправен датчик ABS. · Неисправен ГТЦ. · Вышел из строя стояночный тормоз. · Не отрегулирован ход педали ножного тормоза. · Неисправен датчик угла поворота или неправильно выставлено его нейтральное положение. · Неисправны тормозные механизмы/колодки. · Неисправны линии гидравлического тракта тормозной системы. Чрезмерно велик ход педали ножного тормоза
· Нарушена соответствующая регулировка. · В тормозную систему попал воздух. · Неисправен гидромодулятор системы динамической стабилизации (VDC). · Неисправен клапан-ограничитель давления. · Неисправен ГТЦ. · Неисправны тормозные механизмы/колодки. · Неисправны линии гидравлического тракта тормозной системы. · Неисправен вакуумный усилитель тормозов. При торможении автомобиль чрезмерно зарывается носом
· Неисправен гидромодулятор системы динамической стабилизации (VDC). · Неисправен модуль управления VDC. · Неисправен датчик ABS · Неисправны тормозные механизмы/колодки. · На одну ось автомобиля (переднюю или заднюю) установлены колеса разного типоразмера. · Неправильно накачаны шины. · Нарушена правильность подсоединение гидравлических линий/электропроводки тормозной системы. · Неровная дорога. · Неисправен датчик угла поворота или неправильно выставлено его нейтральное положение. · Неисправен ГТЦ · Неисправны линии гидравлического тракта тормозной системы. · Изношены или повреждены компоненты подвески, либо ослабло их крепление. Чрезмерная вибрация педали ножного тормоза при резком торможении, акселерации или движении по скользкой дороге возникают вибрации
· Изношена опорная втулка гидромодулятора. · Неисправен гидромодулятор. · Неисправен датчик ABS. · Неисправен или неправильно установлен датчик рыскания/поперечных перегрузок. · Неисправны линии гидравлического тракта тормозной системы. · Неисправен датчик угла поворота или неправильно выставлено его нейтральное положение. При резком торможении, ускорении и движении по скользкой дороге возникают шумы в передней части автомобиля
· Неисправен гидромодулятор системы динамической стабилизации (VDC). · Неисправен датчик ABS. · Вышел из строя ГТЦ. · Неисправны тормозные механизмы/колодки. · Неисправны линии гидравлического тракта тормозной системы. · Вышел из строя вакуумный усилитель тормозов. · На одну ось автомобиля (переднюю или заднюю) установлены колеса разного типоразмера. · Неправильно накачаны шины. Шумы возникают в салоне автомобиля
· Неисправен модуль управления системы динамической стабилизации (VDC); · Неисправен датчик угла поворота или неправильно выставлено его нейтральное положение. При резком торможении, ускорении и движении по скользкой дороге возникают шумы в передней части автомобиля
· Неисправен датчик ABS. · Неисправны тормозные механизмы/колодки. · Неисправен стояночный тормоз. · Чрезмерно изношены или повреждены компоненты подвески, либо ослабло их крепление. · Повреждены полуоси. · Повреждены колеса. · Установлены нестандартные шины. Двигатель не разгоняется или глохнет при резком ускорении или во время движения по скользкой дороге
· Неисправен гидромодулятор системы динамической стабилизации (VDC). · Неисправен модуль управления VDC. · Неисправен датчик ABS · Неисправен ГТЦ. · Вышел из строя стояночный тормоз. · Нарушена правильность подсоединение гидравлических линий/электропроводки тормозной системы. · Неисправен датчик угла поворота или неправильно выставлено его нейтральное положение. · Неисправны тормозные механизмы/колодки. · Неисправны линии гидравлического тракта тормозной системы. Система динамической стабилизации активируется при нормальных условиях движения
· Неисправен гидромодулятор системы динамической стабилизации (VDC). · Неисправен модуль управления VDC. · Неисправен датчик ABS. · Неисправен датчик угла поворота или неправильно выставлено его нейтральное положение. · Неисправны тормоза (тормозные колодки). · Неисправны тормозные механизмы/колодки. · Нарушена регулировка углов установки колес. · На одну ось автомобиля (переднюю или заднюю) установлены колеса разного типоразмера. · Неправильно накачаны шины. · Неровная дорога. · Неполадки в системе гидроусиления руля (ГУР). · Нарушена правильность подсоединение гидравлических линий/электропроводки тормозной системы. Световой индикатор отключения VDC не горит при нажатом выключателе «VDC OFF»
Если выключатель «VDC OFF» держать нажатым в течение 10 секунд или более при вращающемся двигателе, индикатор отключения VDC выключится необратимо. Для возврата в рабочее положение необходимо выключить и внувь включить зажигание.
· Неисправен гидромодулятор системы динамической стабилизации (VDC). · Неисправен модуль управления VDC.
Диагностика неисправностей подвески и рулевого управления
Прежде чем приступать к проверкам компонентов подвески и рулевого привода удостоверьтесь, что причиной нарушения не является неправильная накачка шин, установка шин различного типоразмера, нарушение балансировки колес, или «прихватывание» тормозов.
Нарушена курсовая устойчивость автомобиля
· На одну ось установлены колеса различного типоразмера, либо их шины накачаны с различным давлением. · Имеет место дефект шин. · Изношены компоненты подвески или рулевого привода. · Нарушена регулировка углов установки передних колес. · «Прихвачены» тормозные механизмы передних колес. · Нарушена регулировка преднатяга колесных подшипников. · Сломаны или «просели» винтовые пружины (при соответствующей комплектации автомобиля). · Ослабли колесные гайки. · Геометрия подвески или рулевого привода нарушена в результате аварии. Имеет место люфт колес и повышенная вибрация автомобиля
· Нарушена балансировка передних колес (вибрация заметнее всего передается через рулевое колесо). · Нарушена балансировка задних колес (вибрация заметнее всего передается через кузов автомобиля). · Неодинаково накачаны шины. · Нарушена регулировка преднатяга колесных подшипников. · Изношены компоненты стоек подвески. · Ослабли колесные гайки. · Повреждены или деформированы колесные диски. · Повреждены шины. · Изношены компоненты рулевого привода или подвески, либо их шаровые шарниры и/или резинометаллические втулки. · Изношена шаровая опора(ы). Во время совершения поворотов и при торможении происходит «галопирование» и/или раскачивание автомобиля
· Ослабло крепление стабилизатора поперечной устойчивости. · Неисправны амортизаторы. · Сломаны или «просели» винтовые пружины/рессоры подвески. · Изношены компоненты рулевого привода или подвески, либо их шаровые шарниры и/или резинометаллические втулки. · Автомобиль перегружен. Имеет место рысканье или общая курсовая неустойчивость автомобиля
· На одну ось установлены колеса различного типоразмера, либо их шины накачаны с различным давлением. · Нарушена балансировка колес. · Неравномерно накачаны шины. · Ослабли колесные гайки. · Имеет место недостаток смазки ШРУСов и наконечников рулевых тяг. · Изношены амортизаторы. · Ослабло крепление стабилизатора поперечной устойчивости. · Сломаны или «просели» винтовые пружины/рессоры. · Нарушена регулировка углов установки передних колес. · Изношены компоненты рулевого привода или подвески, либо их шаровые шарниры и/или резинометаллические втулки. Чрезмерно туго поворачивается рулевое колесо
· Упал уровень жидкости системы гидроусиления руля. · Неправильно накачаны шины. · Имеет место недостаток смазки шаровых опор и наконечников рулевых тяг. · Нарушена регулировка углов установки передних колес. · Нарушена регулировка рулевого механизма, либо упал уровень смазки. · Нарушена регулировка преднатяга колесных подшипников. · Изношены или повреждены компоненты рулевого механизма. · Вращению рулевого вала мешает переключатель указателей поворотов. · Слишком слабо накачаны шины. · Испортилась смазка. Замените. · Изношены или повреждены шаровые опоры. · Изношены или повреждены компоненты рулевого привода. Чрезмерен люфт рулевого колеса
· Поврежден ремень привода рулевого насоса, либо нарушена регулировка его натяжения. · Упал уровень гидравлической жидкости. · Нарушена проходимость шлангов системы усиления руля. · В гидравлический тракт системы усиления руля попал воздух. · Неисправен рулевой насос. · Неисправен рулевой механизм. Нарушена исправность возврата рулевого колеса в прямолинейное положение
· Нарушена регулировка углов установки передних колес. · Слишком слабо накачаны шины. · Изношены компоненты рулевого механизма. · Нарушена регулировка рулевой колонки. · Изношены или повреждены шаровые опоры. · Изношены или повреждены компоненты рулевого привода. · Произошла утрата смазки компонентов рулевого привода. · Упал уровень смазки в картере рулевого механизма. · Заклинена рулевая колонка. Рулевое колесо вращается в разные стороны с различным сопротивлением
· Имеют место утечки в картере рулевого механизма. · Нарушена проходимость гидравлических линий системы усиления руля. Функционирование рулевого насоса сопровождается повышенным шумовым фоном
· Имеет место недостаток масла в насосе. · Нарушена проходимость шлангов, либо масляного фильтра рулевого насоса. · Ослаб крепеж приводного шкива. · Нарушена регулировка усилия натяжения ремня привода рулевого насоса. · Неисправен рулевой насос. Имеют место посторонние шумы, исходящие из передней части автомобиля
· Неправильно накачаны шины. · Произошла утрата смазки шаровых опор или компонентов рулевого привода. · Ослаб крепеж рулевого механизма, компонентов рулевого привода и подвески. · Изношены опоры амортизаторов. · Повреждены амортизаторы. · Повреждены рессоры. · Ослабли гайки крепления колес. · Изношены или повреждены шлицы задних полуосей. · Чрезмерен осевой люфт заднего моста. Во время торможения снижается управляемость автомобиля
· Изношены ступичные подшипники передних колес. · Сломаны или «просели» винтовые пружины/рессоры подвески. · Имеет место деформация тормозных дисков/барабанов. Автомобиль чрезмерно просел
· Перегруз. · Изношены амортизаторы стоечных сборок. · Сломаны или «просели» винтовые пружины/рессоры подвески. · Нарушена исправность функционирования электропневматической подвески (при соответствующей комплектации). Имеет место скрежет или другие посторонние шумы, издаваемые рулевым механизмом
· Ослаб крепеж сборки реечной передачи. · Имеет место внутреннее повреждение рулевого механизма. Имеет место чрезмерный износ шин
Повышенный износ внутренней или наружной части протектора
· Недостаточно накачаны шины (износ обоих краев). · Нарушена регулировка углов установки передних колес. · Изношены компоненты рулевого привода или подвески, либо их шаровые шарниры и/или резинометаллические втулки. · Не снижается скорость на поворотах. · Имеет место механическое нарушение геометрии подвески в результате аварии.
Чешуйчатый износ (обтрепывание) протектора
· Нарушена установка сходимости. Износ центральной части протектора
· Шины накачаны слишком сильно. Износ внутренних и наружных краев протектора
· Нарушена балансировка шины/колеса. · Чрезмерно боковое биение диска или шины. · Изношены амортизаторы. · Повреждена шина. Диагностика неисправностей темпостата Главный выключатель темпостата не включается
· Проверьте питание. · Проверьте главный выключатель темпостата. Темпостат не устанавливается
· Проверьте переключатель SET/COAST. · Проверьте выключатель стоп-сигнала и парковочных огней · Проверьте выключатель сцепления (РКПП). · Проверьте выключатель зажигания (АТ). · Проверьте датчик скорости автомобиля (VSS). Двигатель не сохраняет установленную скорость ± 3 км/ч
· Проверьте датчик скорости автомобиля. Скорость автомобиля не увели-чивается или не возвращается на установленную после нажатия переключателя RESUME/ACCEL
· Проверьте переключатель RESUME/ACCEL. Скорость автомобиля не уменьшается после нажатия переключателя SET/COAST
· Проверьте переключатель SET/COAST. Темпостат не отключается после нажатия выключателя CANCEL
· Проверьте выключатель CANCEL. Темпостат не отключается после отпускания педали тормоза
· Проверьте выключатель стоп-сигнала и парковочных огней. Темпостат не отключается после отпускания педали сцепления (РКПП)
Фары Нарушена исправность функционирования одной или обеих фар в режиме ближнего или дальнего света
· Нарушено качество контактного соединения на разъеме. Проверьте качество заземления блок-фары и исправность подачи на нее питания от батареи. Если питание подается исправно, а заземление в порядке, замените вышедшую из строя лампу. При нарушении подачи питания/заземления проверьте состояние электропроводки соответствующей цепи (см. схемы электрических соединений). · Неисправен переключатель управления. Яркость свечения одной или обеих фар сильно снижена
· Нарушено качество контактного соединения на разъеме. Проверьте качество заземления блок-фары и исправность подачи на нее питания от батареи. Если напряжение питания на разъеме сильно занижено, проверьте состояние элементов и соединительной электропроводки соответствующей цепи (см. схемы электрических соединений). · Сильно окислен цоколь соответствующей лампы или ее патрон. Тщательно зачистите контактные поверхности, в случае необходимости замените вышедший из строя компонент. Ходовые и габаритные огни
Ходовые и габаритные огни не функционируют
· Нарушено качество контактного соединения на разъеме. Проверьте качество заземления соответствующего осветительного прибора и исправность подачи на него питания от батареи. Если питание подается исправно, а заземление в порядке, проверьте состояние патрона, в случае необходимости замените вышедшую из строя лампу. При нарушении подачи питания/заземления проверьте состояние электропроводки соответствующей цепи (см. схемы электрических соединений). · Неисправен переключатель управления. Произведите замену. Имеют место перемежающиеся отказы ходовых и габаритных огней
· Повреждена нить накала соответствующей лампы. Проверьте, замените вышедшую из строя лампу. · Сильно окислен цоколь соответствующей лампы или ее патрон. Тщательно зачистите контактные поверхности, в случае необходимости замените вышедший из строя компонент. · Повреждена электропроводка или ее контактные клеммы. Проверьте, произведите соответствующие исправления. · Неисправен переключатель управления. Произведите замену. Яркость свечения одного из осветительных приборов сильно снижена
· Нарушено качество контактного соединения на разъеме. Проверьте качество заземления соответствующего осветительного прибора и исправность подачи на него питания от батареи. Если напряжение питания на разъеме сильно занижено, проверьте состояние элементов и соединительной электропроводки соответствующей цепи (см. схемы электрических соединений). · Сильно окислен цоколь соответствующей лампы или ее патрон. Тщательно зачистите контактные поверхности, в случае необходимости замените вышедший из строя компонент. · Неисправен переключатель управления. Произведите замену. Внутренние осветительные приборы
Не функционирует внутреннее освещение салона
· Установлен в неправильное положение переключатель управления. Отыщите переключатель и переведите его в соответствующее положение. · Нарушено качество контактного соединения на разъеме светильника. Проверьте качество заземления и исправность подачи питания от батареи. Если питание отсутствует, проверьте состояние соответствующего предохранителя, в случае необходимости произведите замену. Проверьте состояние элементов и соединительной электропроводки соответствующей цепи (см. схемы электрических соединений). При отсутствии заземления проверьте состояние контактов дверных датчиков-выключателей, удалите следы коррозии, в случае необходимости замените дефектные компоненты. Имеет место перемежающийся отказ внутреннего освещения салона
· Повреждена нить накала соответствующей лампы. Проверьте, замените вышедшую из строя лампу. · Сильно окислен цоколь соответствующей лампы или ее патрон. Тщательно зачистите контактные поверхности, в случае необходимости замените вышедший из строя компонент. · Окислены или повреждены контактные клеммы наружного разъема светильника. Проверьте, зачистите или замените соответствующие компоненты. · Нарушена исправность функционирования дверных датчиков-выключателей. Проверьте, замените вышедшие из строя компоненты. Яркость освещения салона сильно снижена
· Нарушено качество контактного соединения на разъеме. Проверьте качество заземления светильника и исправность подачи на него питания от батареи. Если напряжение питания на разъеме сильно занижено, проверьте состояние элементов и соединительной электропроводки соответствующей цепи (см. схемы электрических соединений). · Сильно окислен цоколь соответствующей лампы или ее патрон. Тщательно зачистите контактные поверхности, в случае необходимости замените вышедший из строя компонент. · Неисправен один из переключателей/датчиков-выключателей управления. Произведите замену. Стоп-сигналы Имеет место отказ одного из стоп-сигналов
· Нарушена исправность подачи напряжения к лампе соответствующего стоп-сигнала. проверьте, если питание подается исправно, оцените качество заземления, в случае необходимости замените лампу. При выявлении признаков обрыва контура питания или массы проверьте состояние элементов и соединительной электропроводки соответствующей цепи (см. схемы электрических соединений). Имеет место отказ обоих стоп-сигналов
· Нарушена регулировка датчика-выключателя стоп-сигналов. Проверьте, произведите соответствующую корректировку. Если подача питания к стоп-сигналам остается нарушенной, несмотря на исправность функционирования датчика-выключателя, проверьте состояние элементов и соединительной электропроводки соответствующей цепи (см. схемы электрических соединений), произведите необходимые исправления. Яркость свечения одного или обоих стоп-сигналов сильно снижена
· Нарушено качество контактного соединения на одном из контактных разъемов соответствующей цепи. Проверьте качество заземления фонарных сборок и исправность подачи на них питания от батареи. Если напряжение питания на разъеме сильно занижено, проверьте состояние элементов и соединительной электропроводки соответствующей цепи (см. схемы электрических соединений). Иногда возникает необходимость в снятии дефектного разъема и зачистке его посадочной поверхности. Контрольные лампы/световые индикаторы
Контрольная лампа(ы) продолжает гореть после запуска двигателя Контрольная лампа заряда
· Неисправен генератор или регулятор напряжения. Проверьте, замените вышедшие из строя компоненты. · Имеет место короткое замыкание в цепи электропроводки соответствующей лампы. Проверьте, произведите необходимые исправления. Контрольная лампа отказов MIL («Проверьте двигатель»)
· Подошло время проведения очередного технического обслуживания двигателя, либо нарушены настроечные параметры последнего. Проведите ТО, проверьте параметры настроек, оцените состояние свечей зажигания и воздушного фильтра, проверьте уровень и состояние двигательного масла. Произведите необходимые регулировки и замены. · Имеет место перемежающееся переобеднение воздушно-топливной смеси в результате подхода к концу запаса топлива в баке. Заправьте автомобиль топливом, произведите переустановку лампы. · Нарушено качество контактных соединений в цепи системы впрыска/управления двигателем. Проверьте состояние электропроводки и контактных разъемов модуля управления и информационных датчиков. · Имеют место потери разрежения во впускном трубопроводе. Проверьте состояние уплотнительной прокладки и вакуумных шлангов.
Замените дефектные компоненты.
· Имеет место повышенный расход моторного масла в результате сильного износа внутренних компонентов двигателя. Произведите восстановительный ремонт силового агрегата. Контрольная лампа ABS
· Окислены контактные соединения колесных датчиков, либо между зубьями сигнальных роторов застряли посторонние частицы. Проверьте, произведите необходимые исправления. · Имеют место утечки в ГТЦ. Осмотрите цилиндр, замените вышедшие из строя манжеты и прокладки. · Нарушена исправность функционирования модуля управления ABS, гидравлического насоса или клапанов-регуляторов. Проверьте состояние компонентов, произведите необходимые исправления/замените дефектные детали. · Имеет место неисправность в электрической цепи колесных датчиков/модуля управления ABS. Внимательно осмотрите электропроводку, устраните выявленные дефекты. Контрольная лампа тормозной системы
· Упал уровень гидравлической жидкости в резервуаре ГТЦ. Проверьте гидравлический тракт тормозной системы на наличие признаков утечек, устраните выявленные неполадки, долейте в резервуар необходимое количество жидкости требуемого сорта. · Чрезмерно изношены фрикционные накладки тормозных колодок/башмаков. Проверьте, произведите замену вышедших из строя компонентов. Внимание: Замена тормозных колодок/башмаков всегда производится в комплекте для обоих колес соответствующей оси! · Имеет место дефект в цепи сигнального датчика контрольной лампы. Проверьте, произведите необходимые исправления, замените вышедшие из строя компоненты. Контрольная лампа давления масла
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст