Инструкция | Opel Meriva. ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА

Opel Meriva. ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА


Рис. 10.1. Тормозной механизм переднего колеса: 1 - тормозной шланг; 2 - клапан выпуска воздуха; 3 - направ­ляющий палец суппорта (закрыт защитным колпачком); 4 - суппорт тормозного механизма; 5 - направляющая коло­док; 6 - тормозной диск; 7 - тормозные колодки (наружная колодка не видна, так как закрыта суппортом)



ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА

Автомобиль Opel Meriva оборудован двумя независимыми тормозными системами: ра­бочей и стояночной. Первая, оснащенная ги­дравлическим приводом, обеспечивает тор­можение при движении автомобиля, вторая затормаживает автомобиль на стоянке. Рабо­чая система двухконтурная, с диагональным соединением тормозных механизмов перед­них и задних колес. Один контур гидроприво­да обеспечивает работу правого переднего и левого заднего тормозных механизмов, дру­гой - левого переднего и правого заднего.

При отказе одного из контуров рабочей тормозной системы используется второй кон­тур, обеспечивающий остановку автомобиля с достаточной эффективностью.

В гидравлический привод включен вакуум­ный усилитель. Все автомобили оснащены антиблокировочной системой тормозов (ABS) с подсистемой курсовой устойчивости (ESP).

Стояночная тормозная система с тросовым приводом на тормозные механизмы задних колес.


Тормозной механизм переднего коле­са дисковый, с автоматической регулировкой зазора между колодками 7 (рис. 10.1) и дис­ком 6, с плавающей скобой. Подвижная ско­ба образуется суппортом 4 с однопоршне­вым рабочим цилиндром. Направляющая 5 колодок прикреплена болтами к поворотному кулаку. Подвижная скоба прикреплена болта­ми к направляющим пальцам 3, установлен­ным в отверстия направляющей колодок. На­правляющие пальцы смазаны консистентной смазкой и защищены пластмассовыми кол­пачками и резиновыми чехлами. В полости рабочего цилиндра установлен поршень с уплотнительным кольцом. За счет упругости этого кольца поддерживается оптимальный зазор между колодками и вентилируемым диском. При торможении поршень под воз­действием давления жидкости прижимает внутреннюю колодку к диску, в результате си­лы реакции суппорт перемещается на паль­цах и наружная колодка тоже прижимается к диску, при этом сила прижатия колодок ока­зывается одинаковой. При растормаживании поршень за счет упругости уплотнительного кольца отводится от колодки, между колодка­ми и диском образуется небольшой зазор.

Главный тормозной цилиндр типа «тан­дем» гидравлического привода тормозов со­стоит из двух отдельных камер, соединенных с независимыми гидравлическими контурами. Первая камера связана с правым передним и левым задним тормозными механизмами, вторая с левым передним и правым задним.

Над главным цилиндром на кронштейне че­рез гофрированные пластиковые соедини­тельные шланги установлен бачок, внутренняя полость которого разделена перегородками на три отсека. Каждый отсек питает одну из камер главного тормозного цилиндра и глав­ный цилиндр привода выключения сцепления (только в комплектации с механической ко­робкой передач).

При нажатии на педаль тормоза поршни главного тормозного цилиндра начинают пе­ремещаться, рабочими кромками манжет пе­рекрывают компенсационные отверстия, ка­меры и бачок разобщаются и начинается вы­теснение тормозной жидкости.

В нижней половине корпуса бачка установ­лен датчик уровня тормозной жидкости. При падении уровня жидкости ниже допусти­мого в комбинации приборов загорается сиг­нальная лампа неисправного состояния тор­мозной системы. Соединение главного тор­мозного цилиндра с вакуумным усилителем тормозов уплотнено резиновым кольцом.

Вакуумный усилитель (рис. 10.2), уста­новленный между механизмом педали и глав­ным тормозным цилиндром, при торможении за счет разрежения во впускной трубе двига­теля через шток и поршень первой камеры главного цилиндра создает дополнительное усилие, пропорциональное усилию от педали.


В шланге, соединяющем вакуумный усили­тель с впускной трубой...

...установлен обратный клапан. Он удержи­вает в усилителе разрежение при его падении во впускном коллекторе.

Рис. 10.2. Вакуумный усилитель


Рис. 10.З

Тормозной механизм заднего колеса:

1 - тормозной диск; 2 - щит тормозного механизма; 3 - тормозной шланг; 4 - клапан выпуска воздуха; 5 - механизм привода стояночного тормоза; б - трос привода стояночного тормоза; 7 - направляющие паль­цы суппорта; 8 - тормозные колодки; 9 - направляющая колодок; 10 - суппорт тормозного механизма


Opel Meriva. Тормозной механизм заднего колеса

дисковый, с автоматической регулировкой зазо­ра, по конструкции практически аналогичен тор­мозным механизмам передних колес. Тормоз­ные колодки 8 (рис. 10.3) приводятся в действие одним гидравлическим рабочим цилиндром. Оптимальный зазор между диском и колодками поддерживается по тому же принципу, что и у тормозных механизмов передних колес. От­личие тормозного механизма заднего колеса от переднего механизма заключается в невентилируемом тормозном диске и в дополнитель­ном механизме привода стояночного тормоза.

Стояночный тормозной механизм, при­водимый в действие механически, состоит из рычага, переднего троса с регулировочным устройством, двух задних тросов 6 и механиз­мов 5 на задних колесах. На разжимной рычаг механизма привода стояночного тормоза, ус­тановленного на суппорте 10 дискового тор­мозного механизма заднего колеса, воздей­ствует задний трос 6 привода. Механизм пе­ремещает суппорт, а тот, в свою очередь, воздействует на тормозные колодки.

Рычаг привода стояночного тормоза, за­тепленный между передними сиденьями на тоннеле пола...


...соединен с уравнителем А фосом В, резь­бовой хвостовик которого служит дли регули­ровки натяжения тросов. Передние наконечни­ки Б задних тросов соединены с уравнителем.

Стояночному тормозу не требуется особый уход. При текущем ремонте проверьте сте­пень износа его деталей, убедитесь в исправ­ности зубьев сектора и собачки. Чрезмерно изношенные детали замените.

При обнаружении обрыва оболочек или проволок тросов нужно заменить их новыми.

Антиблокировочная система тормозов (ABS) состоит из датчиков частоты вращения колес, выключателя на педали тормоза, гид­роэлектронного модуля управления и кон­трольной лампы в комбинации приборов. Ан­тиблокировочная система оборудована также системой самодиагностики, выявляющей не­исправности компонентов системы.

ABS служит для регулирования давления в тормозных механизмах всех колес при тор­можении в сложных дорожных условиях с це­лью предотвращения блокировки колес.

Для диагностики и ремонта антиблокировоч- ной системы тормозов требуются специальное оборудование и оснастка. Поэтому в случае вы­хода ее из строя обращайтесь на специализи­рованную станцию технического обслуживания.

Гидравлическая система тормозов объ­единена в единое целое металлическими трубками и шлангами. Система заполнена специальной тормозной жидкостью класса не ниже DOT-4, которую необходимо периоди­чески заменять. Порядок замены тормозной жидкости см. «Замена тормозной жидкости в гидроприводах тормозов и выключения сцепления», с. 255.

Проверка тормозной системы см. «Провер­ка технического состояния тормозной систе­мы на автомобиле», с. 253.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Рабочий ход педали тормоза при неработа­ющем двигателе должен быть примерно 60-65 мм. Слишком малый рабочий ход свидетельствует о нарушении регулировки вакуумного усилителя тормозов или заеда­нии рабочего цилиндра, обусловливает по­вышенный расход топлива и ускоренный из­нос тормозных колодок. Слишком большой рабочий ход - признак сверхнормативных зазоров в механизме педали или нарушения


герметичности гидропривода тормозной си­стемы. Если рабочий ход уменьшается при неоднократном нажатии на педаль, т.е. она становится «жестче», в системе воздух. Ес­ли полный ход педали начинает увеличи­ваться, система негерметична.

Некоторые водители, стремясь поменьше изнашивать тросы стояночного тормоза, стараются реже им пользоваться. Такая «экономия» приводит к обратному результа­ту: трос, редко перемещаясь в оболочке, по­степенно теряет подвижность, его заклини­вает, в результате трос обрывается. Поэтому пользуйтесь стояночным тормозом во всех случаях, когда это необходимо.

Если при торможении педаль тормоза всегда начинает вибрировать, вероятнее всего, по­короблены тормозные диски. К сожалению, в такой ситуации их надо только менять, при­чем сразу оба. Периодически появляющаяся и исчезающая вибрация педали при резком торможении сопровождает работу антибло- кировочной системы тормозов и не является признаком неисправности.

Если при торможении машину начинает тя­нуть в сторону, проверьте рабочие цилинд­ры: возможно, потребуется их замена.

Если в передней подвеске появился стук, пропадающий при торможении, проверьте затяжку болтов крепления суппорта.

После замены тормозных колодок до начала движения обязательно несколько раз на­жмите на педаль тормоза - поршни в рабо­чих цилиндрах должны встать на место.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ, ИХ ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ

Причина неисправности

Способ устранения

Увеличенный рабочий ход педали тормоза

Утечка тормозной жидкости из рабочих тормозных цилиндров

Замените вышедшие из строя рабочие тормозные цилиндры, промойте и просушите колодки, диски и барабаны

Воздух в тормозной системе

Удалите воздух, прокачав систему

Повреждены резиновые уплотнительные кольца в главном тормозном цилиндре

Замените цилиндр в сборе

Повреждены резиновые шланги гидропривода тормозов

Замените шланги и прокачайте систему

Повышенное биение тормозного диска (более 0,04 мм)

Прошлифуйте или замените диск, если толщина тормозных дисков передних колес менее 24,4 мм, а задних менее 8,4 мм

Недостаточная эффективность торможения

Замасливание накладок колодок тормозных механизмов

Промойте и просушите колодки

Заклинивание поршней в рабочих цилиндрах

Устраните причины заклинивания, поврежденные детали замените

Полный износ накладок тормозных колодок

Замените тормозные колодки

Перегрев тормозных механизмов

Немедленно остановитесь и дайте остыть тормозным механизмам

Применение низкокачественных колодок

Применяйте оригинальные колодки или продукцию фирм, специализирующихся на выпуске деталей тормозных систем

Нарушение герметичности одного из контуров (сопровождается провалом педали тормоза)

Замените поврежденные детали, прокачайте систему

Нарушение регулировки начального положения педали тормоза (расстояние от площадки педали до пола меньше нормы)

Отрегулируйте положение педали тормоза

Уменьшено выступание штока вакуумного усилителя тормозов

Обратитесь на сервис для регулировки усилителя

Нарушения в работе антиблокировочной системы тормозов

Обратитесь на сервис для проверки антиблокировочной системы тормозов

Неполное растормаживание всех колес

Отсутствует свободный ход педали тормоза

Отрегулируйте положение педали тормоза

Увеличено выступание штока вакуумного усилителя тормозов

Обратитесь на сервис для регулировки усилителя

Разбухание резиновых уплотнителей главного цилиндра вследствие попадания в жидкость бензина, минеральных масел и т.п.

Промойте и прокачайте всю систему гидропривода, замените резиновые детали

Заклинивание поршней главного цилиндра

Проверьте и при необходимости замените главный цилиндр

Притормаживание одного колеса при отпущенной педали

Излом или ослабление стяжной пружины колодок стояночного тормоза

Замените пружину

Заедание поршня в рабочем цилиндре вследствие загрязнения или коррозии корпуса

Замените рабочий цилиндр и прокачайте систему гидропривода тормозов

Разбухание уплотнительных колец рабочего цилиндра из-за попадания в жидкость посторонних примесей

Замените рабочий цилиндр и прокачайте гидропривод тормозов

Нарушение положения суппорта относительно тормозного диска при ослаблении болтов крепления

Затяните болты крепления, при необходимости замените поврежденные детали

Неправильная регулировка стояночной тормозной системы

Отрегулируйте стояночную тормозную систему

Нарушения в работе антиблокировочной системы тормозов

Обратитесь на сервис для проверки антиблокировочной системы тормозов

Занос или увод автомобиля в сторону при торможении

Заклинивание поршня рабочего цилиндра

Проверьте и устраните заедание поршня в цилиндре

Закупоривание какой-либо трубки вследствие вмятины или засорения

Замените или прочистите трубку

Загрязнение или замасливание дисков, барабанов и накладок тормозных колодок

Очистите детали тормозных механизмов

Нарушены углы установки колес

Отрегулируйте углы установки колес

Разное давление в шинах

Установите необходимое давление в шинах

Не работает один из контуров тормозной системы (сопровождается снижением эффективности торможения)

Замените поврежденные детали и прокачайте систему. Если это не приведетк желаемому результату, обратитесь на сервис для проверки антиблокировочной системы тормозов

Увеличенное усилие на педали тормоза при торможении

Неисправен вакуумный усилитель

Замените усилитель

Поврежден шланг, соединяющий вакуумный усилитель и впускную трубу двигателя, или ослаблено его крепление

Замените шланг

Разбухание резиновых уплотнителей цилиндров из-за попадания в жидкость бензина, минеральных масел и т.п.

Замените цилиндры, промойте и прокачайте систему

Замасливание фрикционных накладок

Зачистите накладки металлической щеткой с применением теплой воды с моющим средством. Устраните причины попадания жидкости или смазки на тормозные колодки

Износ накладок или инородные включения в них

Замените колодки

Чрезмерное биение или неравномерный износ (ощущается по вибрации педали тормоза) тормозного диска

Прошлифуйте или замените диск, если толщина тормозных дисков передних колес менее 24,4 мм, а задних -менее 8.4 мм.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
6 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности