Инструкция | Opel Meriva. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ (Z16XEP) 1,6 Л

Opel Meriva. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ (Z16XEP) 1,6 Л

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Система охлаждения двигателя жидкостная (с принудительной циркуляцией охлаждающей

жидкости), герметичная, с расширительным бачком.

Систему заполняют жидкостью на основе этиленгликоля (антифризом), не замерза­ющей при температуре окружающей среды до -28 'С.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Не рекомендуется заполнять систему охлаж­дения водой, так как в состав антифриза вхо­дят антикоррозионные и антивспенивающие присадки, а также присадки, препятствую­щие отложению накипи.

Охлаждающая жидкость токсична! Избегай­те вдыхания ее паров и попадания на кожу. Своевременно устраняйте нарушение герме­тичности системы охлаждения, чтобы избе­жать попадания паров охлаждающей жидкос­ти в салон автомобиля при его эксплуатации. Ваше здоровье дороже, чем новый патрубок системы охлаждения или тюбик герметика!

Система охлаждения двигателя показана на рис. 6.20. Кроме показанных на рисунке элементов, в систему входят выполненная в отливке рубашка охлаждения двигателя, ок­ружающая стенки цилиндров в блоке, камеры сгорания и газовые каналы в головке блока, а также водяной насос, труба малого круга циркуляции охлаждающей жидкости и радиа­тор отопителя салона.

Система охлаждения обеспечивает поддер­жание нормального теплового режима двига­теля. Циркуляцию жидкости в системе создает водяной насос. Из насоса жидкость подается в рубашку охлаждения двигателя, омывает ци­линдры и камеры сгорания и затем поступает к термостату 11 (рис. 6.20). В зависимости от положения клапана термостата жидкость на­правляется из корпуса термостата через ра­диатор 4 (при высокой температуре) или ми­нуя радиатор (при низкой температуре) по тру­бе малого круга циркуляции к водяному насосу. Кроме того, в систему охлаждения двигателя включены радиатор отопителя сало­на и шланги 6 и 7 подогрева дроссельного уз­ла системы питания. Радиатор системы охлаж­дения обдувается встречным потоком воздуха и электровентилятором 12, автоматически включающимся при повышении температуры.

Нормальный тепловой режим работы дви­гателя поддерживается автоматически термо­статом в диапазоне 90-105 °С.

Радиатор с горизонтальном потоком жид­кости, с трубчато-ленточной алюминиевой сердцевиной и пластмассовыми бачками. В нижней части правого бачка находится сливной кран. В бачках выполнены подводя­щий и отводящий патрубки.



Рис. 6.20. Элементы системы охлаждения двигателя Z 16 ХЕР: 1 - расширительный бачок; 2 - пароотводящий шланг расширительного бачка; 3 - жидкостный шланг расши­рительного бачка; 4 - радиатор системы охлаждения; 5 - отводящий шланг радиатора; 6 - подводящий шланг обогрева дроссельного узла; 7 - отводящий шланг обогрева дрос­сельного узла; 8 - подводящий шланг радиатора отопителя; 9 - отводящий шланг радиатора отопителя; 10 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 11 - термостат; 12 - эле­ктровентилятор; 13 - подводящий шланг радиатора



Расширительный бачок служит для ком­пенсации изменяющегося объема охлаждаю­щей жидкости в зависимости от ее температу­ры. Бачок изготовлен из полупрозрачной пластмассы. На его стенку нанесены метка «KALT/COLD» для контроля уровня охлаждаю­щей жидкости, сверху расположена наливная горловина, герметично закрытая пластмассо­вой пробкой с двумя клапанами (впускным и выпускным) внутри ее, собранными в еди­ном блоке. Выпускной клапан открывается

при давлении 140-150 кПа (1,4-1,5 кгс/см2), обеспечивая повышение температуры начала закипания охлаждающей жидкости и преду­преждая интенсивное парообразование. При охлаждении объем жидкости уменьшает­ся и в системе создается разрежение. Впуск­ной клапан в пробке открывается при разре­жении около 3 кПа (0,03 кгс/см2) и пропускает воздух в расширительный бачок.

ПРИМЕЧАНИЕ

Исправность клапанов пробки очень важна для нормальной работы системы охлажде­ния, но часто при возникновении проблем (закипание охлаждающей жидкости и т.д.) Автолюбители обращают внимание только на работу термостата, забывая проверить кла­паны. Негерметичность выпускного клапана приводит к снижению температуры закипа­ния охлаждающей жидкости, а его заклини­вание в закрытом состоянии - к аварийному повышению давления в системе, что может вызвать повреждение радиатора и шлангов.


Водяной насос центробежного типа обес­печивает принудительную циркуляцию жидкос­ти в системе охлаждения, установлен в перед­ней части двигателя в корпусе общем с корпу­сом масляного насоса и приводится во вращение поликлиновым ремнем привода вспомогательных агрегатов. В насосе установ­лены закрытые подшипники, не нуждающиеся в пополнении смазки. Насос ремонту не под­лежит, при отказе (течь жидкости или повреж­дение подшипников) его заменяют в сборе.

Термостат 11 (см. рис. 6.20) с твердым тер­мочувствительным наполнителем поддержи­вает нормальную рабочую температуру охлаж­дающей жидкости и сокращает время прогре­ва двигателя. Он установлен в алюминиевом корпусе на модуле термостата. При темпера­туре охлаждающей жидкости до 80 °С термо­стат полностью закрыт и жидкость циркулирует по малому контуру, минуя радиатор, что уско­ряет прогрев двигателя. При температуре 80 'С термостат начинает открываться, а при 95 'С отрывается полностью, обеспечивая циркуляцию жидкости через радиатор. Для уп­равления температурой охлаждающей жидко­сти в термостат встроен терморезистивный элемент, на который в случае необходимости подается напряжение по сигналам блока уп­равления двигателем. Это позволяет регули­ровать температуру охлаждающей жидкости в зависимости от нагрузки на двигатель. В ди­апазоне полной нагрузки температура охлаж­дающей жидкости уменьшается до 90 °С, что уменьшает склонность двигателя к детонации. При частичных нагрузках температура охлаж­дающей жидкости увеличивается до 105 °С, что позволяет улучшить термодинамические показатели и уменьшить потери на трение.


Модуль термостата, в корпусе которого расположен датчик температуры охлаждаю­щей жидкости, установлен на заднем торце головки блока цилиндров. К модулю присое­динена труба малого круга циркуляции охлаж­дающей жидкости и шланги 8 и 9 (см. рис. 6.20) радиатора отопителя.

Элекггровентилятор 12 (см. рис. 6.20) си­стемы охлаждения (с пластмассовой семило­пастной крыльчаткой) обеспечивает продувку радиатора воздухом на небольших скоростях движения автомобиля в основном в городских условиях или на горных дорогах, когда встреч­ный поток воздуха недостаточен для охлажде­ния радиатора.

Для повышения эффективности работы вентилятор установлен в кожухе и прикреплен к нему в трех точках. Кожух, в свою очередь, прикреплен к радиатору в четырех точках.

Управляет электровентилятором блок управ­ления двигателем, получающий информацию о температуре охлаждающей жидкости отдатчи­ков температуры охлаждающей жидкости, рас­положенных в модуле термостата и в радиаторе.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ, ИХ ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ

Причина неисправности

Способ устранения

Двигатель перегревается

Пониженный уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке

Долейте охлаждающую жидкость

Неисправен термостат (клапан завис в закрытом положении)

Замените термостат

Неисправен водяной насос

Проверьте насос и в случае неисправности замените

Сердцевина радиатора засорена грязью и насекомыми

Промойте снаружи сердцевину радиатора

Трубки радиатора, шланги и рубашка охлаждения двигателя засорены накипью и илистыми отложениями

Промойте систему охлаждения и заполните свежей охлаждающей жидкостью

Электровентилятор не включается из-за обрыва электрических цепей датчиков, выхода из строя датчиков, реле или электродвигателя вентилятора

Проверьте и восстановите электрические цепи. При необходимости замените датчики, реле или электровентилятор в сборе

Повреждение клапана в пробке наливной горловины (постоянно открыт, из-за чего система находится под атмосферным давлением)

Замените пробку наливной горловины

Двигатель перегревается, из отопителя поступает холодный воздух

Чрезмерное снижение уровня охлаждающей жидкости из-за утечки или повреждения прокладки головки блока цилиндров, вызывающее образование паровых пробок в водяной рубашке двигателя

Устраните утечку охлаждающей жидкости. Замените поврежденную прокладку головки блока цилиндров

Двигатель долго не прогревается до рабочей температуры,
тепловой режим во время движения нестабилен

Неисправен термостат (клапан завис в открытом положении)

Замените термостат

Постоянное снижение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке

Негерметичен радиатор

Замените радиатор

Негерметичен расширительный бачок

Замените расширительный бачок

Утечки охлаждающей жидкости через негерметичные соединения патрубков и шлангов

Подтяните хомуты крепления шлангов

Повреждено уплотнение водяного насоса

Замените водяной насос

Поврь/адено уплотнительное кольцо корпуса водяного насоса

Замените уплотнительное кольцо

Недостаточно затянуты болты крепления головки блока цилиндров (во время длительной стоянки на холодном двигателе появляется течь охлаждающей жидкости в стыке головки блока с блоком цилиндров, кроме того, возможна появление следов охлаждающей жидкости в моторном масле)

Затяните болты крепления головки блока цилиндров необходимым моментом (см. «Замена прокладки головки блока цилиндров»). Замените поврежденную прокладку, восстановите герметичность заглушек

Негерметичен радиатор отопителя

Замените радиатор отопителя

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
8 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности