Инструкция | Chevrolet Niva (2009+). Диагностика неисправностей
Диагностика неисправностей Chevrolet Niva (2009+)
Условные обозначения
Неисправности двигателя и его систем Нива Шевроле
Перечень возможных неисправностей | Диагностика | Методы устранения 1 |
КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ НЕ ПРОВОРАЧИВАЕТСЯ СТАРТЕРОМ | ||
Аккумуляторная батарея разряжена | Напряжение на выводах аккумуляторной батареи при выключенных потребителях ниже 12 В. При включении стартера из- под капота может раздаваться треск | Зарядите батарею; если она не заряжается - замените |
Снижение емкости аккумуляторной батареи | Напряжение на выводах аккумуляторной батареи при выключенных потребителях больше 12 В, но при включении стартера падает ниже 6-8 В. При этом из-под капота может раздаваться треск | Зарядите батарею малым током (не более 1 А); если емкость все же недостаточна - замените |
Окисление выводов аккумуляторной батареи и клемм проводов, неплотная их посадка | При включении стартера напряжение в бортовой сети падает намного больше, чем на выводах аккумуляторной батареи. При этом из-под капота может раздаваться треск | Подтяните клеммы, зачистите контактные поверхности, смажьте их техническим вазелином |
Заклинивание двигателя или навесных агрегатов | Проверьте, вращаются ли коленчатый вал двигателя, шкивы генератора, насоса охлаждающей жидкости и насоса гидроусилителя рулевого управления | Отремонтируйте двигатель, генератор, замените насос охлаждающей жидкости, насос гидроусилителя рулевого управления |
Повреждены шестерня привода стартера или зубья венца маховика | Осмотр после снятия стартера | Отремонтируйте или замените стартер, замените маховик |
Неисправна цепь управления тяговым реле стартера: повреждены провода, окислены или ослабли их наконечники, не замыкаются контакты «30» и «50» выключателя зажигания | При поворачивании ключа зажигания в положение «стартер» тяговое реле не срабатывает (нет щелчка под капотом). Проверьте, подается ли при этом +12 В на управляющий контакт тягового реле | Зачистите, обожмите наконечники проводов, замените неисправный выключатель зажигания или его контактную группу |
1 Перечень возможных неисправностей | Диагностика | Методы устранения 1 |
Неисправно тяговое реле стартера: замыкание или обрыв во втягивающей обмотке, заедание якоря реле (перекос якоря, загрязнение поверхностей, коррозия и т.п.) | При поворачивании ключа в положение «стартер» тяговое реле не срабатывает (нет щелчка под капотом), но +12 В подается на управляющий контакт тягового реле. Снимите реле, проверьте его работу | Неисправное тяговое реле замените |
Окислены контакты тягового реле или проводов, плохой контакт «массы» | При включении стартера слышен щелчок под капотом, но якорь стартера не вращается. Проверьте омметром сопротивление цепи «аккумуляторная батарея — стартер», в том числе и провод «массы». Если цепи исправны, снимите стартер и проверьте работу его реле | Подтяните наконечники проводов, обожмите клеммы. Неисправное реле замените |
Обрыв или замыкание в удерживающей обмотке тягового реле стартера | При включении стартера из-под капота раздается треск. Напряжение на аккумуляторной батарее в пределах нормы. Реле проверяется омметром или по его чрезмерному нагреву | Замените тяговое реле стартера |
Обгорание коллектора стартера, зависание щеток или их сильный износ | Якорь стартера не вращается или вращается медленно. Предварительно убедитесь в исправности тягового реле, для чего можно подать питание к контактному болту стартера, минуя реле. Осторожно, избегайте искрения вблизи аккумуляторной батареи! На снятом стартере проверьте усилие прижима щеток к коллектору, их остаточную высоту, износ коллектора | Обгоревший коллектор зачистите мелкозернистой стеклянной шкуркой, промойте неэтилированным бензином. Обеспечьте свободное перемещение щеток в гнездах. При сильном износе коллектора замените стартер |
Обрыв или замыкание в обмотке якоря стартера | Якорь стартера не вращается или вращается медленно. Предварительно убедитесь в исправности тягового реле, для чего можно подать питание к контактному болту стартера, минуя реле. Осторожно, избегайте искрения вблизи аккумуляторной батареи! Исправность обмотки проверяется омметром или по потемнению изоляции | Замените стартер |
Пробуксовка муфты свободного хода | При включении стартера якорь вращается, маховик неподвижен | Замените муфту или стартер |
Зубчатый венец проворачивается на маховике | При включении стартера зубчатый венец вращается, маховик и коленчатый вал — неподвижны. Слышны визг, вой со стороны картера сцепления | Замените маховик |
Перечень возможных неисправностей | Диагностика | Методы устранения |
СИЛЬНЫЙ ШУМ ПРИ РАБОТЕ СТАРТЕРА | ||
Стартер закреплен на двигателе с перекосом, ослабло его крепление или сломана крышка со стороны привода | Осмотр стартера | Подтяните резьбовые соединения указанным моментом, при поломке крышки замените стартер |
Чрезмерный износ втулок подшипников или шеек вала якоря | Осмотр после разборки | Замените стартер |
Зубчатый венец проворачивается на маховике | При включении стартера зубчатый венец вращается, маховик и коленчатый вал — неподвижны. Слышны визг, вой со стороны картера сцепления | Замените маховик |
Изношены зубья шестерни привода стартера или — чаще — венца маховика | Осмотр после снятия стартера | Замените шестерню привода или маховик |
Шестерня не выходит из зацепления с маховиком: заедание рычага привода, ослабление или поломка пружины муфты свободного хода или тягового реле стартера, заедание муфты на шлицах вала якоря или сердечника тягового реле, неисправность выключателя зажигания (не размыкаются контакты «30» и «50») | Проверьте, снимается ли напряжение с управляющего контакта реле стартера при отпускании ключа зажигания, возвращается ли ключ в положение «зажигание». Размыкание контактов выключателя зажигания можно проверить омметром. Если напряжение на тяговом реле стартера исчезает при выключении зажигания, снимите и разберите стартер для проверки | Замените тяговое реле стартера или стартер в сборе; контактную группу выключателя зажигания или выключатель в сборе |
КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ ПРОВОРАЧИВАЕТСЯ СТАРТЕРОМ, НО ДВИГАТЕЛЬ НЕ ПУСКАЕТСЯ | ||
В баке нет топлива | По указателю и контрольной лампе уровня топлива | Долейте топливо |
Аккумуляторная батарея разряжена | Коленчатый вал проворачивается стартером очень медленно. Напряжение на выводах аккумуляторной батареи при выключенных потребителях ниже 12 В | Зарядите батарею; если она не заряжается - замените |
Снижение емкости аккумуляторной батареи | Коленчатый вал проворачивается очень медленно. Напряжение на выводах аккумуляторной батареи при выключенных потребителях больше 12 В, но при включении стартера падает до 6-8 В | Зарядите батарею малым током (не более 1 А); если емкость все же недостаточна - замените |
Окисление клемм проводов на выводах аккумуляторной батареи, неплотная их посадка | Коленчатый вал проворачивается стартером очень медленно. При включении стартера напряжение в бортовой сети падает намного больше, чем на выводах аккумуляторной батареи | Подтяните клеммы, зачистите контактные поверхности, смажьте их техническим вазелином |
Перечень возможных неисправностей | Диагностика | Методы устранения |
Повышенное сопротивление вращению коленчатого вала двигателя: задиры на валах, вкладышах подшипников, деталях цилиндропоршневой группы; деформация валов; застыло моторное масло; заклинен генератор, насос охлаждающей жидкости или насос гидроусилителя рулевого управления | Коленчатый вал проворачивается стартером очень медленно. Если стоит холодная погода, а накануне двигатель работал устойчиво и без посторонних шумов, скорее всего, причина повышенного сопротивления вращению — застывшее масло. В этом случае можно попробовать запустить двигатель с помощью второй аккумуляторной батареи. После запуска не допускайте работы двигателя на высоких оборотах и следите за контрольной лампой давления масла: при ее загорании на работающем двигателе немедленно остановите его на 1-2 минуты, чтобы загустевшее масло успело стечь в поддон Если при запуске или работе двигателя слышны посторонние шумы, проверьте свободное вращение шкивов насоса охлаждающей жидкости, генератора и насоса гидроусилителя рулевого управления. При посторонних шумах в зоне блока или головки блока цилиндров разберите двигатель | Используйте моторное масло в соответствии с климатическими условиями При заклинивании насоса охлаждающей жидкости замените крышку насоса с крыльчаткой, при заклинивании генератора — подшипник или генератор в сборе В случае задиров на валах, вкладышах, подшипников, деталях цилиндропоршневой группы, деформации валов, замените дефектные детали, выясните и устраните причину их выхода из строя |
Ненадежное соединение электрических цепей систем управления и питания двигателя | Проверьте соединение электрических разъемов жгутов проводов, надежность контактов в колодках наконечников проводов | Устраните неисправность соединений разъемов |
Неисправность в системе зажигания | Снимите с любой свечи зажигания наконечник высоковольтного провода и вставьте в него заведомо исправную свечу зажигания. Удерживая свечу за шестигранник корпуса пассатижами с изолированными рукоятками, обеспечьте надежный контакт бокового электрода свечи с «массой» двигателя и прокручивайте стартером коленчатый вал двигателя (не прикасайтесь к высоковольтным цепям). Между электродами свечи должна регулярно проскакивать искра. Если искра отсутствует, причиной этого могут быть неисправности приборов и цепей низкого напряжения (контроллер) или высокого напряжения (катушка зажигания, высоковольтные провода) | Проверьте цепи и приборы системы зажигания. Замените неисправный прибор и провода. Обеспечьте контакт в электрических цепях |
Высоковольтные провода подсоединены к катушке зажигания в неправильном порядке; отсоединился провод | Осмотр | Подсоедините провода в соответствии с порядком работы цилиндров |
Зазоры между электродами свечей не соответствуют норме | Зазор 1,0-1,1 мм проверяется круглым щупом | Подгибанием бокового электрода установите нужный зазор или замените свечи |
Перечень возможных неисправностей | Диагностика | Методы устранения |
Дефектные свечи | Неисправную свечу, как правило, можно определить по цвету нагара на изоляторе. Отсутствие внешних повреждений и ис- крообразование между электродами на вывернутой свече не позволяют сделать вывод о ее работоспособности | Замените дефектные свечи |
Нарушены фазы газораспределения | Проверьте совпадение меток на коленчатом и распределительном валах | Установите правильное взаимное расположение валов (по меткам) |
Неисправен контроллер, его цепи или датчик положения коленчатого вала (реже — датчик температуры охлаждающей жидкости) | Проверьте, поступает ли +12 В на контроллер, цепь датчика положения коленчатого вала, отсутствие повреждения самого датчика и зазор между ним и зубчатым венцом шкива привода вспомогательных агрегатов (1±0,2 мм). При обрыве в датчике температуры или его цепи непрерывно работает электровентилятор системы охлаждения | Замените неисправные контроллер, датчики, провода |
Неисправен регулятор холостого хода или его электроцепи | Может гореть лампа “О . При пуске двигателя слегка нажмите педаль «газа», приоткрыв дроссельную заслонку. Если двигатель запускается, но глохнет при отпускании педали — неисправен регулятор | Замените неисправный регулятор |
Перегорел предохранитель или неисправно реле системы управления | Проверьте предохранители и реле системы управления | Устраните причину перегорания предохранителя. Предохранитель или неисправное реле — замените |
Пуск двигателя блокирует иммобилай- зер противоугонной системы | Индикатор в блоке контрольных ламп мигает в течение 15 с и затем гаснет, а система выдает звуковые сигналы | Следует обратиться к дилеру для устранения неисправности |
Перегорел предохранитель электробензонасоса, неисправны: цепь питания насоса, его реле или сам насос | При включении зажигания не слышен звук работы электробензонасоса. Проверьте предохранитель. Омметром проверьте цепь питания электробензонасоса. Напрямую подайте питание на выводы электробензонасоса | Замените сгоревший предохранитель, зачистите контакты, обожмите наконечники проводов, замените неисправное реле, насос |
Засорен топливный фильтр, замерзла вода в системе питания, пережаты шланги, деформированы топливные магистрали | При проворачивании коленчатого вала стартером из выхлопной трубы не пахнет бензином. Наличие бензина в топливной рампе (под давлением) можно проверить нажав на золотник штуцера в торце рампы | Замените топливный фильтр. Зимой поместите автомобиль в теплый гараж, продуйте (шинным насосом) топливопроводы. Замените дефектные шланги и трубки |
Электробензонасос не создает необходимого давления в системе | Проверьте давление на выходе электробензонасоса (не менее 3,6 бар (360 кПа)), убедитесь в чистоте сетчатого фильтра бензоприемника | Очистите сетку бензоприемника. Электробензонасос, не обеспечивающий нужного давления в системе, замените |
Перечень возможных неисправностей | Диагностика | Методы устранения |
Неисправны форсунки или цепи их электропитания | Загорается лампа 'О. Проверьте омметром обмотки форсунок и электрические цепи (отсутствие обрыва и короткого замыкания) | Замените неисправные форсунки, обеспечьте контакт в электрических цепях |
Подсос постороннего воздуха во впускной трубопровод | Осмотрите стыки, проверьте посадку шлангов, штуцеров, затяжку хомутов. На время пуска отключите вакуумный усилитель тормозов, заглушив штуцер подвода разрежения | Замените порванные прокладки, детали с деформированными фланцами, неисправный вакуумный усилитель |
ДВИГАТЕЛЬ РАБОТАЕТ НЕУСТОЙЧИВО ИЛИ ГЛОХНЕТ НА ХОЛОСТОМ ХОДУ | ||
Ненадежное соединение электрических цепей систем управления и питания двигателя | Проверьте соединение электрических разъемов жгутов проводов, надежность контактов в колодках наконечников проводов | Устраните неисправность соединений разъемов |
Зазор между электродами свечей не соответствует норме | Зазор 1,0-1,1 мм проверяется круглым щупом | Подгибанием бокового электрода установите нужный зазор или замените свечи |
Много нагара на электродах свечей зажигания; попадание частиц нагара в зазор между электродами | Осмотр | Очистите свечи сжатым воздухом или механическим способом (не повредите изолятор!), убедитесь в их работоспособности <Ф> (отсутствие внешних повреждений и искрообразование между электродами на вывернутой свече не позволяют сделать вывод о ее работоспособности). Выявите и устраните причину повышенного нагарообразования в камере сгорания, при необходимости замените свечи |
Неисправны свечи зажигания: утечка тока по трещинам в изоляторе или по нагару на тепловом конусе, плохой контакт центрального электрода | Свечи проверяются на специальном стенде. Отсутствие внешних повреждений и искрообразование между электродами на вывернутой свече не позволяют сделать вывод о ее работоспособности | Замените свечи |
Повреждение изоляции высоковольтных приборов и цепей | Омметром проверьте на обрыв или «пробой» (замыкание на «массу») обмотки катушки зажигания, высоковольтные провода | Замените поврежденные катушку зажигания, высоковольтные провода |
Нарушены фазы газораспределения | Проверьте совпадение меток на коленчатом и распределительном валах | Установите правильное взаимное расположение валов (по меткам) |
Перечень возможных неисправностей | Диагностика | Методы устранения |
Низкая компрессия в цилиндрах двигателя (менее 10 кгс/см2 (1 МПа)): износ или повреждение клапанов, их направляющих втулок и седел, гидроопор рычагов клапанов, залегание или поломка поршневых колец | Прогрейте двигатель до рабочей температуры и выверните свечи зажигания. Отсоедините колодку жгута проводов от катушки зажигания. Выньте предохранитель топливного насоса. Полностью нажмите педаль «газа» и, поочередно вставляя в свечные отверстия компрессометр, прокручивайте коленчатый вал стартером (работу удобнее выполнять с помощником). Повторите измерения, залив в цилиндры через свечные отверстия 1015 см3 моторного масла. В тех цилиндрах, где компрессия возросла более чем на 2 кгс/см2 (0,2МПа), возможно, сильно изношены, поломаны или залегли кольца. Если компрессия осталась ниже 10 кгс/см2 (1 МПа), возможен износ или повреждение клапанов или их седел, гидроопор рычагов клапанов | Замените неисправные гидроопоры рычагов клапанов. Ремонт двигателя |
Неисправен контроллер, его цепи, датчик положения дроссельной заслонки, форсунки (перегорели обмотки или сильно загрязнены распылители) | При неисправностях электроцепей, датчика, форсунок и контроллера загорается лампа “О. Проверьте, поступает ли +12 В на контроллер, работу форсунок, электрические цепи и датчики | Замените неисправные контроллер, датчики, провода, форсунки. Загрязненные форсунки можно промыть на специальном стенде |
Неисправен регулятор холостого хода или его цепи | Замените регулятор заведомо исправным | Неисправный регулятор замените |
Подсос постороннего воздуха во впускной трубопровод | Осмотрите стыки, проверьте посадку шлангов, штуцеров, затяжку хомутов. На время пуска отключите вакуумный усилитель тормозов, заглушив штуцер подвода разрежения | Порванные прокладки, детали с деформированными фланцами, неисправный вакуумный усилитель замените |
Неисправен регулятор давления топлива | Проверьте манометром давление в топливной рампе (3,6-4,0 бар (360-400 кПа)) | Замените неисправный регулятор |
Неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости или его цепи | Загорается лампа “О. Омметром проверьте сопротивление датчика и его цепей | Замените неисправный датчик и провода. Обеспечьте контакт цепей датчика |
Заедание дроссельной заслонки или ее привода. В этих условиях контроллер не регулирует работу двигателя на холостом ходу | Проверьте напряжение сигнала датчика положения дроссельной заслонки | Отрегулируйте привод, положение дроссельной заслонки. Замените дроссельный узел |
Неисправен управляющий датчик концентрации кислорода или его цепи | Проверьте исправность датчика <@> | Восстановите поврежденные электроцепи. Неисправный датчик замените |
Износ кулачков распределительного вала | Осмотр после частичной разборки двигателя | Замените распределительный вал |
Негерметичность системы выпуска (участок до управляющего датчика концентрации кислорода) | Осмотр при средних оборотах двигателя | Замените дефектную прокладку выпускного коллектора, подтяните уплотнения |
Перечень возможных неисправностей | Диагностика | Методы устранения |
Неисправен датчик скорости автомобиля | После остановки автомобиля двигатель работает неравномерно, но вскоре обороты холостого хода стабилизируются | Замените датчик скорости автомобиля |
ДВИГАТЕЛЬ НЕ РАЗВИВАЕТ ПОЛНОЙ МОЩНОСТИ И НЕ ОБЛАДАЕТ ДОСТАТОЧНОЙ ПРИЕМИСТОСТЬЮ. РЫВКИ И ПРОВАЛЫ ПРИ ДВИЖЕНИИ АВТОМОБИЛЯ | ||
Засорен фильтрующий элемент воздушного фильтра | Проверьте состояние фильтрующего элемента воздушного фильтра | Продуйте или замените фильтрующий элемент воздушного фильтра |
Повышенное сопротивление движению газов в выпускном тракте | Осмотрите систему выпуска на наличие помятых и поврежденных трубопроводов | Замените поврежденные элементы системы выпуска отработавших газов |
Подсос постороннего воздуха во впускной трубопровод | Осмотрите стыки, проверьте посадку шлангов, штуцеров, затяжку хомутов. На короткое время отключите вакуумный усилитель тормозов, заглушив штуцер подвода разрежения (осторожно: усилие на педали тормоза значительно возрастет!) | Замените: прокладки, детали с деформированными фланцами, неисправный вакуумный усилитель |
Неполное открытие дроссельной заслонки | Определяется визуально на остановленном двигателе | Отрегулируйте привод дроссельной заслонки |
Нарушены фазы газораспределения | Проверьте совпадение меток на коленчатом и распределительном валах | Установите правильное взаимное расположение валов (по меткам) |
Низкая компрессия в цилиндрах двигателя (менее 10 кгс/см2 (1 МПа)): износ или повреждение клапанов, их направляющих втулок и седел, гидроопор рычагов клапанов, залегание или поломка поршневых колец | Прогрейте двигатель до рабочей температуры и выверните свечи зажигания. Отсоедините колодку жгута проводов от катушки зажигания. Выньте предохранитель электробензонасоса. Полностью нажмите на педаль «газа» и, поочередно вставляя в свечные отверстия компрессо- метр, прокручивайте коленчатый вал стартером (работу удобнее выполнять с помощником). Повторите измерения, залив в цилиндры через свечные отверстия 1015 см3 моторного масла. В тех цилиндрах, где компрессия возросла более чем на 2 кгс/ см2 (0,2 МПа), возможно сильно изношены, поломаны или залегли кольца. Если компрессия осталась ниже 10 кгс/см2 (1 МПа), возможен износ или повреждение клапанов или их седел, гидроопор рычагов клапанов | Замените неисправные гидроопоры рычагов клапанов. Ремонт двигателя на <®> |
Зазор между электродами свечей не соответствует норме | Зазор 1,0-1,1 мм проверяется круглым щупом | Подгибанием бокового электрода установите нужный зазор или замените свечи |
Перечень возможных неисправностей | Диагностика | Методы устранения |
Сильный нагар на электродах свечей зажигания; попадание частиц нагара в зазор между электродами | Осмотр | Очистите свечи сжатым воздухом или механическим способом (не повредите изолятор!), убедитесь в их работоспособности (отсутствие внешних повреждений и искрообразование между электродами на вывернутой свече не позволяет сделать вывод о ее работоспособности). Выявите и устраните причину повышенного нагарообразования в камере сгорания, при необходимости замените свечи |
Повреждение изоляции высоковольтных приборов и цепей | Омметром проверьте на обрыв или «пробой» (замыкание на «массу») обмотки катушки зажигания, высоковольтные провода | Замените поврежденные: катушку зажигания, высоковольтные провода |
В баке мало топлива | По указателю и контрольной лампе уровня топлива | Долейте топливо |
Засорен топливный фильтр, замерзла вода в системе питания, пережаты шланги, деформированы топливные магистрали | Проверьте давление в топливной рампе | Замените топливный фильтр. Зимой поместите автомобиль в теплый гараж, продуйте (шинным насосом) топливопроводы. Замените дефектные шланги и трубки |
Электробензонасос не создает необходимого давления в системе | Проверьте давление на выходе электробензонасоса (не менее 3,6 бар (360 кПа)), убедитесь в чистоте сетчатого фильтра бензоприемника | Очистите сетку бензоприемника. Электробензонасос, не обеспечивающий нужного давления в системе, замените |
Плохой контакт в цепи питания электробензонасоса (в т.ч. провода «массы») или неисправно его реле. | Проверяется омметром | Зачистите контакты, обожмите клеммы, замените неисправное реле, провода |
Неисправны форсунки или их цепи | Горит лампа “О . Проверьте омметром обмотки форсунок и их цепи (отсутствие обрыва и короткого замыкания) | Замените неисправные форсунки, обеспечьте контакт в электрических цепях |
Неисправен датчик положения коленчатого вала или его цепи | Горит лампа “О. Проверьте датчик омметром или замените его заведомо исправным. Очистите от металлической пыли стержень датчика, проверьте зазор между ним и зубчатым венцом шкива привода вспомогательных агрегатов (1±0,2 мм) | Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправный датчик |
Неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости системы управления двигателем или его цепи | Горит лампа “О. Проверьте омметром сопротивление датчика при различной температуре и сравните полученные значения с контрольными | Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправный датчик |
Заедание дроссельной заслонки или ее привода. В этих условиях контроллер не регулирует работу двигателя на холостом ходу | Проверьте напряжение сигнала датчика при разных положениях заслонки и сравните полученные значения с контрольными | Отрегулируйте привод, положение дроссельной заслонки. Замените дроссельный узел |
Неисправен управляющий датчик концентрации кислорода, неисправны электроцепи | Горит лампа “О. Оценить работу датчика можно на <8> | Восстановите поврежденные электроцепи. Неисправный датчик замените |
Неисправен контроллер или его цепи | Может гореть лампа “О. Для проверки контроллера замените его заведомо исправным | Замените неисправный контроллер |
Перечень возможных неисправностей | Диагностика | Методы устранения |
Неисправен регулятор давления топлива | Проверьте манометром давление в топливной рампе (3,6-4,0 бар (360-400 кПа)) | Замените неисправный регулятор |
Сильный износ кулачков распределительного вала | Осмотр после частичной разборки двигателя | Замените изношенный распределительный вал |
Осадка или поломка клапанных пружин | Осмотр, измерение длины пружин в свободном состоянии и под нагрузкой | Замените слабые или сломанные пружины |
Неисправны датчики положения дроссельной заслонки, массового расхода воздуха или их цепи | При обрыве в датчиках или их цепях горит лампа. При обрыве в датчике положения дроссельной заслонки обороты двигателя на холостом ходу не опускаются ниже 1200 мин-1, при обрыве в датчике массового расхода воздуха — ниже 2000 мин-1, однако на ездовых качествах автомобиля это почти не отражается. При выходе из строя обоих датчиков, несмотря на высокие обороты холостого хода, автомобиль лишь с трудом способен передвигаться своим ходом | Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправный датчик (датчики) |
ХЛОПКИ ВО ВПУСКНОЙ ТРУБЕ | ||
Гидроопоры рычагов впускных клапанов неработоспособны | Осмотр распределительного вала — нерабочая поверхность кулачков (противоположная выступу) не должна иметь выраженных следов износа | Замените гидроопоры рычагов |
Велико давление масла (заклинен редукционный клапан масляного насоса), из-за чего гидроопоры рычагов не позволяют клапанам закрыться под действием пружин | Давление можно измерить, подключив манометр к масляной магистрали гидравлического натяжителя цепи привода ГРМ. При любых оборотах двигателя давление не должно быть выше 5 кгс/см2 | Отремонтируйте масляный насос |
Впускные клапаны заедают во втулках: смолистые отложения на поверхности стержня клапана или втулки, осадка или поломка клапанных пружин | Осмотрите стержни клапанов, пружины, измерьте их длину в свободном состоянии и под нагрузкой | Замените слабые или сломанные пружины, очистите стержни клапанов ацетоном или растворителем для нитроэмалей, при необходимости замените клапаны, разверните втулки специальной разверткой |
Нарушены фазы газораспределения | Проверьте совпадение меток на коленчатом и распределительном валах | Установите правильное взаимное расположение валов (по меткам) |
ВЫСТРЕЛЫ В ГЛУШИТЕЛЕ | ||
Гидроопоры рычагов выпускных клапанов неработоспособны | Осмотр распределительного вала — нерабочая поверхность кулачков (противоположная выступу) не должна иметь выраженных следов износа | Замените гидроопоры рычагов |
Велико давление масла (заклинен редукционный клапан масляного насоса), из-за чего гидроопоры рычагов не позволяют клапанам закрыться под действием пружин | Давление можно измерить, подключив манометр к масляной магистрали гидравлического натяжителя цепи привода ГРМ. При любых оборотах двигателя давление не должно быть выше 5 кгс/см2 | Отремонтируйте масляный насос |
Клапаны заедают во втулках: смолистые отложения на поверхности стержня клапана или втулки, осадка или поломка клапанных пружин | Осмотрите стержни клапанов, пружины, измерьте их длину в свободном состоянии и под нагрузкой | Замените слабые или сломанные пружины, очистите стержни клапанов ацетоном или растворителем для нитроэмалей, при необходимости замените клапаны, разверните втулки специальной разверткой |
Перечень возможных неисправностей | Диагностика | Методы устранения |
Нарушены фазы газораспределения | Проверьте совпадение меток на коленчатом и распределительном валах | Установите правильное взаимное расположение валов (по меткам) |
Неисправны свечи зажигания: утечка тока по трещинам в изоляторе или по нагару на тепловом конусе, плохой контакт центрального электрода | Свечи проверяются на специальном стенде <«5>. Отсутствие внешних повреждений и искрообразование между электродами на вывернутой свече не позволяют сделать вывод о ее работоспособности | Замените свечи |
Повреждение изоляции высоковольтных приборов и цепей — перебои в искрооб- разовании | Омметром проверьте на обрыв или «пробой» (замыкание на «массу») обмотки катушки зажигания, высоковольтные провода | Замените: неисправную катушку зажигания, поврежденные высоковольтные провода. В тяжелых условиях эксплуатации желательно заменять провода раз в 3-5 лет |
ПОВЫШЕННЫЙ РАСХОД ТОПЛИВА | ||
Засорен фильтрующий элемент воздушного фильтра | Проверьте состояние фильтрующего элемента воздушного фильтра | Продуйте или замените фильтрующий элемент воздушного фильтра |
Негерметичность системы питания | Запах бензина, потеки | Подтяните резьбовые соединения, замените уплотнительные кольца и поврежденные узлы |
Повышенное сопротивление движению автомобиля | Выбег прогретого автомобиля (после пробега не менее 20 км) со скорости 50 км/ч должен быть не менее 500 м | Проверьте и отрегулируйте давление в шинах, углы установки передних колес, работу тормозной системы |
Неисправны свечи зажигания: утечка тока по трещинам в изоляторе или по нагару на тепловом конусе, плохой контакт центрального электрода | Свечи проверяются на специальном стенде <8>. Отсутствие внешних повреждений и искрообразование между электродами на вывернутой свече не позволяют сделать вывод о ее работоспособности | Замените свечи |
Неисправность привода дроссельной заслонки | Проверьте ход педали «газа», зазор в приводе (свободный ход педали), убедитесь в отсутствии заедания троса и педали | Замените неисправные детали, трос смажьте моторным маслом |
Неисправен регулятор холостого хода или его цепи | Загорается лампа [Q. Замените регулятор заведомо исправным | Замените неисправный регулятор |
Не полностью закрывается дроссельная заслонка | На просвет видна щель между дроссельной заслонкой и стенками корпуса | Замените дроссельный узел |
Неисправен датчик фаз или его цепи | Горит лампа “О. Проверьте исправность датчика <Ф> | Восстановите контакты в электрических цепях, неисправный датчик замените |
Негерметичность форсунок | Проверьте форсунки | Замените неисправные форсунки |
Неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости системы управления двигателем или его цепи | Горит лампа “О. Проверьте омметром сопротивление датчика при различной температуре и сравните полученные значения с контрольными | Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправный датчик |
Неисправен один или оба датчика концентрации кислорода, неисправны их электроцепи | Горит лампа “О. Оценить работу датчика можно на | Восстановите поврежденные электроцепи. Замените неисправный датчик |
Неисправен контроллер или его цепи | Для проверки замените контроллер заведомо исправным | Замените неисправный контроллер |
Перечень возможных неисправностей | Диагностика | Методы устранения |
Низкая компрессия в цилиндрах двигателя (менее 10 кгс/см2 (1 МПа): износ или повреждение клапанов, их направляющих втулок и седел, гидроопор рычагов клапанов, залегание или поломка поршневых колец | Прогрейте двигатель до рабочей температуры и выверните свечи зажигания. Отсоедините колодку жгута проводов от катушки зажигания. Выньте предохранитель электробензонасоса. Полностью нажмите педаль «газа» и, поочередно вставляя в свечные отверстия компрессометр, прокручивайте коленчатый вал стартером (работу удобнее выполнять с помощником). Повторите измерения, залив в цилиндры через свечные отверстия 1015 см3 моторного масла. В тех цилиндрах, где компрессия возросла более чем на 2 кгс/ см2 (0,2 МПа), возможно, сильно изношены, поломаны или залегли кольца. Если компрессия осталась ниже 10 кгс/см2 (1 МПа), возможен износ или повреждение клапанов или их седел, гидроопор рычагов клапанов | Замените неисправные гидроопоры рычагов клапанов. Ремонт двигателя <$> |
Неисправны датчики положения дроссельной заслонки, массового расхода воздуха или их цепи | При обрыве в датчиках или их цепях горит лампа “О. При обрыве в датчике положения дроссельной заслонки обороты двигателя на холостом ходу не опускаются ниже 1200 мин -1, при обрыве в датчике массового расхода воздуха — ниже 2000 мин -1, однако на ездовых качествах автомобиля это почти не отражается. При выходе из строя обоих датчиков, несмотря на высокие обороты холостого хода, автомобиль лишь с трудом способен передвигаться своим ходом | Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправный датчик (датчики) |
ПОВЫШЕННЫЙ РАСХОД МАСЛА (БОЛЕЕ 500 Г НА 1000 КМ ПРОБЕГА) | ||
Течь масла через: сальники коленчатого вала; прокладки поддона картера, головки блока цилиндров, крышки привода распределительного вала; датчик аварийного давления масла; кронштейн масляного фильтра. Течь магистрали гидронатяжителя цели | Вымойте двигатель, Вымойте двигатель, затем после короткого пробега осмотрите места возможной утечки | Подтяните элементы крепления головки блока цилиндров, крышки привода распределительного вала, поддона картера, замените. Подтяните штуцеры магистрали гидронатяжителя, замените поврежденную трубку |
Износ, потеря упругости маслоотражательных колпачков (сальников клапанов). Износ стержней клапанов, направляющих втулок | Осмотр деталей | Замените изношенные детали |
Износ, поломка или закоксовывание (потеря подвижности) поршневых колец. Износ поршней, цилиндров | Осмотр деталей после разборки двигателя | Замените кольца; очистите канавки в поршнях, замените изношенные поршни. Расточите и отхонингуйте цилиндры <@> |
Засорена система вентиляции картера | Осмотр | Прочистите систему вентиляции |
ДЕТОНАЦИЯ (МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ СТУКИ ВЫСОКОГО ТОНА, ВОЗНИКАЮЩИЕ, КАК ПРАВИЛО, ПРИ РАБОТЕ ДВИГАТЕЛЯ ПОД НАГРУЗКОЙ, ОСОБЕННО НА НИЗКИХ ОБОРОТАХ — РАЗГОН «ВНАТЯГ» И Т.П. — И ИСЧЕЗАЮЩИЕ ПРИ СНИЖЕНИИ НАГРУЗКИ) | ||
Недопустимо низкое октановое число бензина | — | Заправляйте автомобиль топливом, рекомендованным заводом-изготовителем |
Перечень возможных неисправностей | Диагностика | Методы устранения |
Перегрев двигателя | По указателю температуры | Устраните причину перегрева |
Много нагара в камере сгорания, на днищах поршней, тарелках клапанов | Осмотр после снятия головки блока цилиндров | Устраните причину нагарообразования. Применяйте масла рекомендованной вязкости и, по возможности, с низкой зольностью |
Используются свечи с несоответствующим калильным числом | — | Используйте свечи, рекомендованные заводом-изготовителем |
НЕДОСТАТОЧНОЕ ДАВЛЕНИЕ МАСЛА (ГОРИТ КОНТРОЛЬНАЯ ЛАМПА АВАРИЙНОГО ДАВЛЕНИЯ МАСЛА) | ||
Мало масла в двигателе | По измерительному щупу уровня масла | Долейте масло |
Применение масла несоответствующей вязкости | — | Замените масло |
Засорение сетки маслоприемника | Осмотр | Очистите сетку |
Неисправен масляный фильтр | Замените фильтр заведомо исправным | Замените неисправный фильтр |
Перекос, засорение редукционного клапана масляного насоса или ослабление пружины клапана | Осмотр | Очистите клапан. Замените неисправные клапан и/или пружину |
Износ шестерен масляного насоса | Определяется промером деталей после снятия масляного насоса | Замените изношенные шестерни |
Чрезмерный зазор между вкладышами подшипников и шейками коленчатого вала | Определяется измерением деталей после разборки двигателя | Замените изношенные вкладыши. При необходимости замените или отремонтируйте <@> коленчатый вал |
Неисправен датчик контрольной лампы аварийного давления масла | Проверка с помощью манометра и омметра (при давлении ниже 0,2 бар (20 кПа) контакт датчика должен замыкаться на «массу», а выше 0,6 бар (60 кПа) — размыкаться) | Замените неисправный датчик |
ДВИГАТЕЛЬ ПЕРЕГРЕВАЕТСЯ (СТРЕЛКА УКАЗАТЕЛЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ НАХОДИТСЯ В КРАСНОЙ ЗОНЕ ШКАЛЫ) | ||
Неисправен датчик или указатель температуры | Проверьте указатель и датчик автотестером | Неисправные датчик, указатель — замените |
Неисправен термостат | Проверьте работоспособность термостата | Замените неисправный термостат |
Недостаточное количество охлаждающей жидкости | Уровень жидкости ниже метки «MIN» на расширительном бачке | Устраните утечки. Долейте охлаждающую жидкость |
Слабо натянут или оборван ремень привода вспомогательных агрегатов | Может гореть лампа заряда аккумуляторной батареи | Подтяните или замените ремень |
Много накипи в системе охлаждения | — | Промойте систему охлаждения средством для удаления накипи. Не используйте жесткую воду в системе охлаждения. Концентрированный антифриз разводите только дистиллированной водой |
Перечень возможных неисправностей | Диагностика | Методы устранения |
Загрязнены ячейки радиатора | Осмотр | Промойте радиатор струей воды под давлением |
Неисправен насос охлаждающей жидкости | Снимите крышку насоса и осмотрите узел | Замените крышку или насос в сборе |
Не включаются электровентилятор(ы) системы охлаждения | Если не включается один вентилятор — неисправны его реле, электродвигатель или цепь питания. Исправность электродвигателя можно проверить, подав +12 В непосредственно на его контакты. Если электродвигатель работает, проверьте, подается ли +12 В на управляющий контакт реле электровентилятора и на контакт контроллера. Если да, то неисправны реле, электрические цепи, иначе — предохранитель, реле, контроллер или датчик температуры | Восстановите контакт в электрических цепях. Неисправные предохранитель, реле, электродвигатель, блок управления, датчик температуры — замените |
Недопустимо низкое октановое число бензина | — | Заправляйте автомобиль топливом, рекомендованным заводом-изготовителем |
Много нагара в камере сгорания, на днищах поршней, тарелках клапанов | Осмотр после снятия головки блока цилиндров двигателя | Устраните причину нагарообразования. Применяйте масла рекомендованной вязкости и, по возможности, с низкой зольностью |
Прорыв отработавших газов в систему охлаждения через поврежденную прокладку головки блока цилиндров | В расширительном бачке ощущается запах отработавших газов и всплывают пузырьки | Замените прокладку головки блока цилиндров. Проверьте неплоскостность головки блока цилиндров |
ПОСТОЯННО РАБОТАЕТ ЭЛЕКТРОВЕНТИЛЯТОР СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ (ДАЖЕ НА ХОЛОДНОМ ДВИГАТЕЛЕ) | ||
Обрыв в датчике температуры охлаждающей жидкости системы управления или его цепях | Горит лампа “О. Датчик и цепи проверяются омметром | Неисправный датчик замените |
Не размыкаются контакты реле включения электровентилятора | Проверка тестером | Неисправное реле замените |
Неисправен контроллер или его цепи | Проверьте контроллер или замените заведомо исправным | Замените неисправный контроллер |
ДВИГАТЕЛЬ ДОЛГО ПРОГРЕВАЕТСЯ ДО РАБОЧЕЙ ТЕМПЕРАТУРЫ | ||
Неисправен термостат | Проверьте работоспособность термостата | Замените неисправный термостат |
Низкая температура воздуха (ниже -15 °С) | Утеплите двигатель: установите щитки перед радиатором, но не перекрывайте более половины его площади | |
ПАДЕНИЕ УРОВНЯ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ В РАСШИРИТЕЛЬНОМ БАЧКЕ | ||
Повреждение радиатора, шлангов, ослабление их посадки на патрубках | Осмотр. Герметичность радиаторов (двигателя и отопителя) проверяется в ванне с горячей водой сжатым воздухом под давлением 1 кгс/см2 | Замените поврежденные детали. Подтяните хомуты на шлангах |
Утечка жидкости через сальник насоса охлаждающей жидкости | Осмотр | Замените крышку насоса |
Перечень возможных неисправностей | Диагностика | Методы устранения |
Повреждена прокладка головки блока цилиндров. Дефект блока или головки блока цилиндров | На измерительном щупе уровня масла эмульсия с белесым оттенком. Возможно появление обильного белого дыма из глушителя и масляных пятен на поверхности жидкости (в расширительном бачке). Потеки охлаждающей жидкости на наружной поверхности двигателя | Поврежденные детали замените. Не используйте воду в системе охлаждения, заливайте охлаждающую жидкость, соответствующую климатическим условиям |
ПОСТОРОННИЕ ШУМЫ И СТУКИ В ДВИГАТЕЛЕ | ||
Гидроопоры рычагов клапанов неработоспособны: зазоры между кулачками и рычагами слишком велики | Стук клапанов прослушивается в зоне крышки головки блока цилиндров. Окончательно судить о неисправности гидроопоры можно только после ее проверки | Продуйте каналы подвода масла к гидроопорам, при необходимости замените опоры рычагов |
Осадка или поломка клапанных пружин | Осмотрите пружины, измерьте их длину в свободном состоянии и под нагрузкой | Замените слабые или сломанные пружины |
Вытянулась цепь газораспределительного механизма. Неисправен натяжитель цепи | Осмотр | Замените цепь, натяжитель |
Стук коленчатого и распределительного валов, шатунных и коренных подшипников, поршней, поршневых пальцев, люфт или заедание в подшипниках генератора, насосов охлаждающей жидкости и гидроусилителя рулевого управления | Проверка | Ремонт деталей <@> или замена |
Потеряла упругость или разрушилась опора силового агрегата | Осмотр | Замените опору |
Низкое давление в масляной магистрали | Проверьте давление в системе смазки | Устраните неисправности в системе смазки |
СИЛЬНАЯ ВИБРАЦИЯ ДВИГАТЕЛЯ | ||
Неравномерность компрессии по цилиндрам более 2 кгс/см2: износ или повреждение клапанов, седел, гидроопор рычагов клапанов; износ, залегание или поломка поршневых колец | Компрессометром измеряем компрессию в цилиндрах двигателя, прогретого до рабочей температуры, проворачивая стартером коленчатый вал при полностью нажатой педали «газа» | Замените кольца, поршни. Отремонтируйте цилиндры <8>. Притрите клапаны к седлам, при необходимом™ замените клапаны, их на- правляющиевтулки, проточите седла <ф>. При необходимости замените гидроопоры. |
Повреждение изоляции высоковольтных приборов и цепей — перебои в искрооб- разовании | Омметром провертьте на обрыв или «пробой» обмотки катушки зажигания и высоковольтные провода | Замените неисправную катушку зажигания, поврежденные высоковольтные провода. В тяжелых условиях эксплуатации (соль на дорогах, морозы, чередующиеся с оттепелями) желательно заменять провода раз в 3-5 лет |
Высоковольтные провода подсоединены к катушке зажигания в неправильном порядке; отсоединился провод | Осмотр | Подсоедините провода в соответствии с порядком работы цилиндров |
Перечень возможных неисправностей | Диагностика | Методы устранения |
Дефектные свечи | Неисправную свечу, как правило, можно определить по цвету нагара на изоляторе. Отсутствие внешних повреждений и ис- крообразование между электродами на вывернутой свече не позволяют сделать вывод о ее работоспособности | Замените дефектные свечи |
Зазор между электродами свечей не соответствует норме | Зазор 1,0-1,1 мм проверяется круглым щупом | Подгибанием бокового электрода установите нужный зазор или замените свечи |
Сильный нагар на электродах свечей зажигания; попадание частиц нагара в зазор между электродами | Осмотр. По нагару можно, как правило, определить работоспособность свечи и состояние двигателя | Очистите свечи сжатым воздухом или механическим способом (не повредите изолятор!). Выявите и устраните причину повышенного нагарообразования в камере сгорания, при необходимости замените свечи |
Обрыв или замыкание в обмотках форсунок или их цепях | Проверьте омметром обмотки форсунок и их цепи | Замените неисправные форсунки, обеспечьте контакт в электрических цепях |
Негерметичны форсунки (перелив) или загрязнены их распылители | Проверьте герметичность и форму факела распыла форсунок | Загрязненные форсунки можно промыть на специальном стенде <^. Негерметичные и сильно загрязненные форсунки замените |
Неисправен регулятор холостого хода или его электроцепи | Может гореть лампа “О. Замените регулятор заведомо исправным | Неисправный регулятор замените |
Ослабло крепление опор силового агрегата | Осмотр | Подтяните крепления |
Потеряли упругость или разрушились опоры силового агрегата | Осмотр | Замените опоры |
ПОВЫШЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В ОТРАБОТАВШИХ ГАЗАХ | ||
Негерметичны форсунки (перелив) или загрязнены их распылители | Проверьте герметичность и форму факела распыла форсунок | Загрязненные форсунки можно промыть на специальном стенде <^. Негерметичные и сильно загрязненные форсунки замените |
Повреждение изоляции высоковольтных приборов и цепей — перебои в искрооб- разовании | Для проверки высоковольтных проводов и катушки зажигания замените их заведомо исправным | Замените неисправную катушку зажигания, поврежденные высоковольтные провода. В тяжелых условиях эксплуатации (соль на дорогах, морозы, чередующиеся с оттепелями) желательно заменять провода раз в 3-5 лет |
Дефектные свечи зажигания: утечка тока по трещинам в изоляторе или по нагару на тепловом конусе, плохой контакт центрального электрода | Неисправную свечу, как правило, можно определить по цвету нагара на изоляторе. Отсутствие внешних повреждений и ис- крообразование между электродами на вывернутой свече не позволяют сделать вывод о ее работоспособности | Замените дефектные свечи |
Неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости системы управления двигателем или его цепи | Проверьте омметром сопротивление датчика при различной температуре. При обрыве в цепи или датчике горит лампа “О и непрерывно работает электровентилятор системы охлаждения | Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправный датчик |
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст