Руководство | Hyundai Matrix (2008+). СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ, КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ САЛОНА

Hyundai Matrix (2008+). СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ, КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ САЛОНА

ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ

Система отопления, кондиционирования и вентиляции представляет собой единый комплекс, обеспечивающий максимально комфортные условия в салоне автомобиля независимо от погодных условий и режима движения. Система включает в себя отопи­тель (повышает температуру воздуха при лю­бых режимах работы системы), кондиционер (снижает температуру и влажность воздуха), воздухонагнетатель (вентилятор) и воздухо­воды с фильтром (обеспечивают воздухооб­мен в салоне, очищают воздух от пыли), а так­же блок управления (управляет всеми эле­ментами системы для получения заданных параметров комфорта).


ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ

На автомобиле установлен отопитель сало­на жидкостного типа.


Радиатор отопителя объединен с системой охлаждения двигателя двумя шлангами, про­ходящими в моторном отсеке.



Радиатор помещен в пластмассовый кожух климатического блока, установленный под центральной частью панели приборов. Основные узлы отопителя (рис. 12.1):

- теплообменник (радиатор) 6 отопителя, предназначенный для нагревания поступаю­щего в салон воздуха теплом охлаждающей двигатель жидкости;


Рис. 12.1. Принципиальная схема движения воздушных потоков в системе отопления, кондиционирования и вентиляции: 1 - дефлекторы обдува ветрового стекла; 2 - за­слонки распределения воздушных потоков к дефлекторам ветрового стекла и дефлекторам панели приборов; 3 - дефлекторы панели приборов; 4 - воздуховоды обогрева зоны ног водителя и пассажиров; 5 - заслонка распределения воздушных потоков к дефлекторам панели приборов и воздуховодам обогрева зоны ног водителя и пассажиров; 6 - ра­диатор отопителя; 7 - салонный воздушный фильтр; 8 - заслонка системы рециркуляции воздуха; 9 - короб воздухопритока; 10 - воздухозаборник в салоне автомобиля; И - крыльчатка вентилятора; 12 - электродвигатель вентилятора; 13 - испаритель кондиционера; 14 - дренажное отверстие для слива конденсата; 15 - заслонка регулятора тем­пературы; 16 - корпус блока системы отопления и кондиционирования


- вентилятор (воздухонагнетатель) 11. Эле­ктродвигатель 12 вентилятора с возбуждени­ем от постоянных магнитов, обеспечивающий регулируемую подачу наружного воздуха к за­слонкам отопителя и кондиционера. Для по­лучения различных значений частоты враще­ния вентилятора в цепи питания электродви­гателя установлен блок дополнительных резисторов;

- заслонка 15 регулятора температуры воздуха, поступающего из отопителя в са­лон. От изменения ее положения зависит количество воздуха, проходящего через теплообменник отопителя, и наружного воздуха, проходящего в обход теплооб­менника;

- заслонки 2 распределения воздуха, по­ступающего из отопителя по воздуховодам в салон или для обдува ветрового стекла.

Hyundai Matrix (2008+). ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ

На автомобилях Hyundai Matrix установлена система кондиционирования компрессорно­го типа. Узлы отопителя и теплообменник ис­парителя кондиционера скомпонованы в од­ном блоке. Органы управления системой кон­диционирования воздуха расположены на панели, общей с органами управления отопителем.

Принципиальная схема движения хладаген­та в системе кондиционирования воздуха приведена на рис. 12.2.


Компрессор (рис. 12.3) установлен на блоке цилиндров двигателя и приводится во вращение поликлиновым ремнем.

Компрессор обеспечивает циркуляцию хладагента в системе. Вал компрессора уста­новлен в алюминиевой передней крышке корпуса на подшипниках и уплотнен со сто­роны шкива привода сальником.



Рис. 12.2. Принципиальная схема движения хладагента в системе кондиционирования воздуха: 1 - комбиниро­ванный датчик давления; 2 - участок трубопровода высокого давления; 3 - ресивер-осушитель; 4 - сервисный кла­пан линии высокого давления; 5 - конденсор {радиатор кондиционера); б - вентилятор конденсора и радиатора си­стемы охлаждения; 7 - компрессор кондиционера; 8 - участок трубопровода низкого давления; 9 - сервисный кла­пан линии низкого давления; 10 - вентилятор отопителя; 11 - испаритель; 12 - терморегулирующий клапан


Рис. 12.3. Компрессор кондиционера: 1 - крышка блока клапанов; 2 - фланец крепления трубопровода низкого давления; 3 - колодка электрического разъема катушки электромагнита; 4 - передняя крышка корпуса; 5 - шкив при­вода; 6 - прижимной диск; 7 - демпфер прижимного диска; 8 - пробка наливного отверстия; 9 - корпус насосной ча­сти; 10 - проушина крепления; 11 - фланец крепления трубопровода высокого давления



Шкив привода компрессора установлен на двухрядном шариковом подшипнике и при работающем двигателе постоянно вращает­ся. Крутящий момент передается от шкива к валу компрессора через ведомый диск.

ПРИМЕЧАНИЯ

Если система исправна, во время включения кондиционера раздается щелчок - это при­жимной диск муфты под действием электро­магнита входит в зацепление со шкивом при­вода, и начинает вращаться ротор компрес­сора.

Но в процессе эксплуатации кондиционера могут возникнуть следующие неисправности компрессора.

1. Если при выключенном кондиционере муфта во время вращения издает посторон­ние звуки, греется или появляется запах га­ри, то, вероятно, начал разрушаться ее под­шипник. В этом случае необходимо заме­нить подшипник (см. «Замена подшипника шкива привода», с. 316). В некоторых запу­щенных случаях может потребоваться заме­на муфты компрессора в сборе или состав­ляющих ее частей.

2. Если после включения кондиционера щелчка не слышно, то возможны следующие неполадки:

- произошла утечка хладагента, и система уп­равления блокирует включение компрессора;

- вышел из строя датчик давления в системе;

- неисправности в электрических цепях сис­темы управления;

- сгорела обмотка катушки электромагнита муфты;

- блок управления двигателем по какой-ли- бо причине (высокая температура охлажда­ющей жидкости двигателя, высокие обороты двигателя) заблокировал включение ком­прессора.

3. Если муфта вращается легко и свободно, но при включении кондиционера отчетливо слышны посторонние шумы или даже глох­нет двигатель, то, скорее всего, заклинило компрессор. Внутренняя насосная часть компрессора ремонту не подлежит. В этом случае компрессор придется заменить.

4. И последний, самый неприятный вариант. Щелчок раздается, муфта легко вращает вал компрессора, а охлаждение воздуха в сало­не не происходит. В этом случае компрессор работает вхолостую, ничего не перекачивая. Определить эту неисправность может только опытный специалист при наличии специаль­ного контрольно-диагностического оборудо­вания.

Наиболее точно определить причину неис­правности можно после полной диагностики в специализированном сервисном центре по ремонту автомобильных кондиционеров.


Рис. 12.4. Конденсор кондиционера: 1 - ресивер; 2,4 - бачки конденсора; 3 - соты; 5 - фланцы крепления трубо проводов; 6, 7 - кронштейны крепления



Конденсор (радиатор кондиционера)

многопоточного типа расположен перед ради­атором системы охлаждения двигателя. Он прикреплен с помощью кронштейнов к ра­диатору системы охлаждения. Соты конденсо­ра изготовлены из плоских тонкостенных алю­миниевых трубок с внутренними продольными перегородками для жесткости и наружным оребрением для улучшения теплообмена. Бач­ки алюминиевые, с фланцами для подсоедине­ния трубопроводов и ресивера. По высоте бач­ки разделены на секции, поэтому, проходя че­рез конденсор, поток хладагента несколько раз меняет направление. В конденсоре проис­ходит конденсация паров сжатого компрессо­ром хладагента и отвод выделяющегося при этом тепла в окружающий воздух.

При включении кондиционера блок управ­ления двигателем включает цепь питания эле­ктрического вентилятора радиатора охлажде­ния двигателя, что улучшает теплообмен в конденсоре и снижает давление в системе кондиционера.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

He реже одного раза в год, лучше перед нача­лом летней эксплуатации, промывайте ореб- рение А сот конденсора от налипшей грязи, пыли и противогололедных реагентов Б. Это улучшит теплообмен, снизит давление в системе и увеличит срок службы элементов системы.

Не применяйте для мойки конденсора мою­щие установки со струей воды под высоким давлением. Это может привести к поврежде­нию В тонкостенных пластин оребрения. Даже при регулярной мойке необходимость замены конденсора возникает гораздо чаще, чем хотелось бы. Дело в том, что он первым принимает на себя поток противогололедных реагентов, грязи и камешков с дороги. А стен­ки трубок у него тоненькие... В большинстве случаев конденсор повреждается коррозией на третий-четвертый год эксплуатации.

Если в результате коррозии нарушится гер­метичность конденсора, то ремонтировать его себе дороже. Даже если мастеру аргоно­вой сварки удастся залатать дыру, то вскоре возможно появление течи в другом месте. Кстати, давление в системе в жаркие дни мо­жет доходить до 25-28 бар.

Кроме того, следует учитывать сложную структуру трубки конденсора: вдоль она раз­делена перегородками на каналы, поэтому велика вероятность, что после сварки часть каналов будет перекрыта. Соответственно упадет рассеиваемая мощность и ухудшится работа кондиционера, особенно в пробках и в жаркую погоду.

После каждого эксперимента с латанием конденсора нужно будет оплатить снятие-ус­тановку, сварку конденсора и заправку сис­темы хладагентом. Так что лучше сразу уста­новить новый конденсор. Вместо дорогого оригинального вполне можно купить более дешевый конденсор от авторизованных про­изводителей запасных частей.


Испаритель расположен в блоке системы отопления и кондиционирования салона. Ис­паритель изготовлен из алюминиевых трубок с наружным оребрением для улучшения теп­лообмена. Проходя по трубкам испарителя, кипящий хладагент активно поглощает тепло из воздуха, обдувающего наружную оребрен- ную поверхность трубок. Воздух охлаждается и вентилятором подается в салон автомобиля.

ПРИМЕЧАНИЕ

Подпись: Конденсат через дренажную трубку, подсоединенную к корпусу блока системы отопления...


При охлаждении проходящего через испари­тель воздуха содержащиеся в нем водяные пары конденсируются.

...и выведенную наружу в нижней части пра­вой стороны моторного щита, сливается под днище автомобиля. При высокой влажности окружающего воздуха под автомобилем мо­жет образоваться лужа воды, что является косвенным признаком исправности системы кондиционирования.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ________________

В процессе эксплуатации автомобиля на влажной от конденсата наружной поверх­ности испарителя оседают частицы дорож­ной пыли и грязи.

Этот слой становится прекрасной средой для жизни и бурного размножения гнилост­ных бактерий и грибковых культур. Со време­нем в автомобиле появляется неприятный
запах. Особенно сильно он ощущается в мо­мент выключения кондиционера и во влаж­ную погоду.

Для того чтобы максимально снизить риск возникновения этой проблемы, при покуп­ке нового автомобиля необходимо провес­ти профилактическую обработку испари­теля специальными химическими препа­ратами, регулярно заменять салонный фильтр и прочищать дренажную трубку. Если, несмотря на принятые меры, запах все же появился, обратитесь в специали­зированный сервис по ремонту автомо­бильных кондиционеров для дезинфекции или промывки испарителя. При очень сильном загрязнении испаритель придет­ся заменить.

На боковой поверхности испарителя рас­положен фланец для крепления терморегули­рующего клапана.

Терморегулирующий клапан блочного типа расположен в корпусе испарителя. Клапан при креплен к трубопроводам и ис­парителю с помощью фланцевых соеди­нений. Пройдя через дросселирующее от­верстие в корпусе клапана, жидкий хлада­гент резко снижает свое давление и начинает кипеть. В корпусе клапана уста­новлен регулирующий элемент, изменяю­щий проходное сечение дросселирующего отверстия в зависимости от давления и температуры хладагента. Регулировочный элемент настраивается на заводе-изгото­вителе и в процессе эксплуатации регули­ровке не подлежит.

Ресивер-осушитель установлен на кон­денсоре с левой стороны и составляет с ним неразборный блок. Внутри корпуса находит­ся фильтрующий элемент (картридж), запол­ненный гранулами осушителя (силикагеля). Проходящий через ресивер сжиженный хла­дагент очищается от возможных примесей, грязи и влаги. В нижней части Б корпуса расположено отверстие для замены фильт­рующего элемента.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

В случае ремонта или замены элементов системы кондиционирования, если она на­ходилась в открытом состоянии (были сня­ты какие-либо узлы, разрушены трубопро­воды и т.п.), картридж ресивера-осушите- ля подлежит замене. Иначе после заправки системы хладагент не будет осушаться и внутри системы могут образоваться кис­лоты, которые разрушат изнутри детали кондиционера.

Трубопроводы соединяют все элементы си­стемы кондиционирования в единый герметич­ный контур. Трубопроводы и фланцы их крепле­ния изготовлены из алюминиевых сплавов.


Оберегайте металлические участки трубо­проводов от вмятин и перегибов. Любое суже­ние проходного сечения трубопровода приво­дит к снижению производительности системы.

Для соединения взаимоподвижныхэлемен­тов системы трубопроводы на некоторых уча­стках снабжены гибкими вставками (рис. 12.5) из синтетических материалов.

В местах соединений отдельных элементов системы установлены уплотнительные кольца

Рис. 12.5. Конструкция шланга гибкой вставки:

1 - наружная защитная оболочка; 2 - тканевый корд си­лового каркаса; 3 - пластиковый герметизирующий слой; 4 - внутренний маслостойкий слой



круглого сечения из неопрена. Во время ре­монта системы при разъединении участков трубопроводов уплотнительные кольца под­лежат обязательной замене. Резьбовые со­единения трубопроводов затягивайте реко­мендуемым моментом. Слабая или излишне сильная затяжка приводит к деформации уп­лотняемых поверхностей и утечке хладагента.


Сервисные клапаны для подсоединения диагностического и заправочного оборудова­ния расположены на трубопроводах.

Так расположены на трубопроводах сервис­ные клапаны линий высокого...

...и низкого давления.

Клапаны закрыты резьбовыми колпачками для предохранения их от попадания грязи.

В клапанах установлены золотники, сход­ные по конструкции с золотниками шин колес, но отличающиеся от них размерами.

Для выворачивания и вворачивания золот­ников используется специальный ключ.


Датчик давления установлен в моторном отсеке с правой стороны конденсора на уча­стке трубопровода линии высокого давления.

По сигналам датчика электронный блок уп­равления двигателем отключает компрессор кондиционера при разгерметизации системы или аварийном повышении давления в ней с целью защиты компрессора от перегрузок.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ


Проверять наличие хладагента в системе пу­тем нажатия на золотники сервисных клапа­нов запрещено, так как после такой провер­ки золотник клапана может полностью не за­крыться и произойдет утечка хладагента из системы!

Панель блока управления системой вен­тиляции, кондиционирования и отопления ав­томобиля установлена на консоли панели приборов.

Подробно органы управления отопителем, кондиционером и вентиляцией описаны

з разд. 1 «Устройство автомобиля», см. «Отопление (кондиционирование) и вентиля-

Датчик температуры воздуха в салоне

расположен в лицевой панели блока управле­ния. Для исключения неверных показаний значений температуры из-за влияния нагре­тых элементов панели датчик снабжен систе­мой принудительного обдува. Система обес­печивает равномерный проток воздуха из пе­редней части салона автомобиля через корпус датчика. Для нормального движения воздуха предохраняйте входное отверстие корпуса датчика от попадания каких-либо твердых частиц или жидкости. Особенно это касается случаев химической чистки салона. Во время уборки салона пылесосом категори­чески запрещается подносить всасывающий наконечник трубы пылесоса к входному от­верстию датчика. При затрудненном протоке воздуха через корпус датчика нормальное функционирование системы автоматического управления климатом нарушается.

Датчик наружной температуры, хотя и расположен в передней части автомобиля за облицовкой радиатора в защищенном от солнечного излучения и вентилируемом мес­те, подвержен воздействию таких факторов, как теплый воздух от двигателя и излучение от на­гретого асфальта. Поэтому его показания ино­гда могут быть несколько завышенными, осо­бенно после долгого простаивания в пробках. Показания внешней температуры можно счи­тать правильными при движении со скоростью не менее 40 км/ч в течение не менее 10 мин.

Для повышения эффективности работы си­стемы управления климатом и более ком­фортного распределения воздушных потоков в салоне установлен датчик солнечной освещенности. В зависимости от степени нагрева салона лучами солнца по сигналам датчика потоки воздуха направляются в об­ласть лиц или ног водителя и переднего пас­сажира. Датчик расположен на панели прибо­ров возле стекла ветрового окна.

Хладагент. Система заправлена хладаген­том HFC134a (R134a). В хладагент добавлено специальное масло для смазки компрессора. Категорически запрещено использовать в си­стеме хладагенты и масла других типов.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
7 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности