Руководство | Хендай Солярис. Электрооборудование #22696084

Хендай Солярис. Электрооборудование

Описание конструкции

Бортовая сеть - постоянного тока, с номинальным напряжением 12 В. Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме: отрица­тельные выводы источников и потре­бителей электроэнергии соединены с «массой» - кузовом и силовым аг­регатом автомобиля, которые выпол­няют функцию второго провода.

При неработающем двигателе вклю­ченные потребители питаются от ак­кумуляторной батареи, а после пуска двигателя - от генератора.

При работе генератора аккумулятор­ная батарея заряжается.

На автомобиле установлена необслу­живаемая стартерная аккумулятор­ная батарея с обратной полярностью. Генератор - синхронная электри­ческая машина переменного то­ка со встроенным выпрямительным блоком и регулятором напряжения. Шкив генератора приводится во вра­щение поликлиновым ремнем от шкива привода вспомогательных агрегатов.

Статор и крышки генератора стянуты четырьмя болтами. Вал ротора вра­щается в шариковых подшипниках, установленных в крышках генера­тора. Подшипники закрытого типа, смазка, заложенная в них. рассчи-тана на весь срок службы генерато­ра.


Генератор: 1 - шкив; 2 - передняя крышка; 3 - статор; 4 - задняя крышка; 5 - разъем «L»; б - вывод «В+»; 7 - кожух


Задний подшипник напрессован на вал ротора, и установлен в пла­стмассовой втулке задней крышки. Передний подшипник установлен в передней крышке и закрыт при­жимной пластиной, которая крепит­ся четырьмя винтами. На валу ротора посадка подшипника скользящая.

В заднюю крышку генератора встав­лен статор генератора, в котором расположена трехфазная обмотка. Конпьт фазных обмоток соединены с выводами выпрямительного бло­ка. Выводы выпрямительного блока припаяны и обжаты па выводах фаз­ных обмоток.

Выпрямительный блок состоит из шести (трех «положительных» и трех «отрицательных») диодов (вентилей). Положительные диоды запрессованы в алюминиевую пла­стину-держатель, а отрицательные - в заднюю крышку генератора. Между задней крышкой генератора и плас­тиной-держателем установлена плас­тмассовая изолирующая пластина. Пластина-держатель с положитель­ными диодами закреплена на задней крышке генератора специальными шпильками. Статор, задняя крышка


Щеткодержатель с регулятором напря­жения: 1 - вывод «+»; 2 - щетки; 3 - корпус щеткодержателя; 4 - регулятор напряжения; 5 - вывод «массы»; 6 - конденсатор; 7 - разъем «-»

генератора и выпрямительный блок составляют неразборный узел. Обмотка возбуждения расположе­на на роторе генератора, а се вы­воды припаяны к двум медным контактным кольцам на валу рото­ра. Питание к обмотке возбуждения подводится через две щетки, которые установлены в щеткодержателе. Щеткодержатель конструктивно объ­единен с регулятором напряжения и закреплен на задней крышке ге­нератора (под пластмассовым кожу­хом).

Регулятор напряжения поддержи­вает напряжение бортовой сети ав­томобиля в заданных пределах независимо от оборотов двигателя и электрической нагрузки, за счет из­менения силы тока (магнитного по­тока) в обмотке ротора генератора. Регулятор напряжения - неразбор­ный узел, при выходе из строя его за­меняют в сборе со щеткодержателем. «Минус» аккумуляторной бата­реи всегда должен подключаться к «массе» автомобиля, а «плюс» - к выводу генератора. Обратное подключение приведет к пробою диодов выпрямительного блока ге­нератора.

При работе двигателя не следует от­ключать аккумуляторную батарею, так как возникающие при этом скач­ки напряжения могут повредить электронные компоненты схемы. Стартер - четырехщеточный элект­родвигатель постоянного тока с воз­буждением от постоянных магнитов, с роликовой муфтой свободного хода и двухобмоточным тяговым реле.

К стальному корпусу стартера при- креплены постоянные магниты. Корпус и крышки стартера стянуты двумя болтами. Вал якоря вращается в подшипниках скольжения.

На валу якоря установлена муфта свободного хода с приводной шес­терней, которая может перемещаться по шлицам вала. Муфта свободного хода передает крутящий момент толь­ко в одном направлении - от старте­ра к двигателю, разобщая их после запуска двигателя. Это необходимо для защиты стартера от повреждения из-за чрезмерной частоты вращения. Тяговое реле служит для ввода шес­терни привода в зацепление с зубча­тым венцом маховика коленчатого вала двигателя и включения питания электродвигателя стартера. При по­вороте ключа зажигания в положение «START» питание подастся на обе обмотки тягового реле (втягивающую и удерживающую). Якорь реле втяги­вается и перемещает рычаг привода, который передвигает муфту свобод­ного хода с приводной шестерней по шлицам вала якоря, вводя шестер­ню в зацепление с венцом маховика. При этом отключается втягивающая обмотка и замыкаются контакты тя­гового реле, включая электродвига­тель стартера. После возвращения ключа в положение «ON» удержива­ющая обмотка тягового реле обесто­чивается и якорь реле под действием пружины возвращается в исходное положение — контакты реле размы­каются и шестерня привода выходит из зацепления с маховиком. Неисправное тяговое реле заменяют. Неисправность привода стартера вы­является при осмотре после разборки стартера.

Система освещения и сигнализа­ции включает в себя: две блок-фа- ры, противотуманные фары, боковые указатели поворотов, задние фона­ри, фонари освещения номерного знака, дополнительный сигнал тор­можения, плафоны освещения сало­па и багажного отделения, звуковой сигнал, а также выключатели всех этих потребителей.

Блок-фара объединяет две сек­ции. В одной секции установле­на галогенная двухнитевая лампа Н4 головного света фары (ближне­го и дальнего) и лампа габаритного света W5W.



Блок-фара: 1 - патрон лампы указателя поворота; 2 - разъем фары; 3 - исполни­тельный механизм регулятора направления пучков света фар; 4 - болт регулировки пуч­ка света фары в вертикальной плоскости; 5 - лампа головного света; 6 - патрон лам­пы габаритного света; 7 - болт регулировки пучка света фары в горизонтальной плос­кости

Стартер: 1 - передняя крышка; 2 - шестер­ня привода; 3 корпус стартера; 4 - задняя крышка; 5 - контактные болты; 6 - тяговое реле

Расположение ламп в задних фонарях автомобиля с кузовом седан: 1 - указа­теля поворота; 2 - сигнала торможения и габаритного света; 3 - противотуманного света; 4 - света заднего хода

Расположение ламп в задних фонарях автомобиля с кузовом седан: 1 - указа­теля поворота; 2 - сигнала торможения и габаритного света; 3 - противотуманного света; 4 - света заднего хода


В другой секции уста­новлена лампа указателя поворота PY21W (оранжевого цвета). В кор­пусе блок-фары установлен также исполнительный механизм (мотор- редуктор) регулятора направления пучков света.

На автомобиле установлен коррек­тор фар с электромеханическим приводом, позволяющим регулиро­вать направление пучков света в за­висимости от загрузки автомобиля. Корректор фар состоит из регулятора на панели приборов, мотор-редукто­ров и соединительных проводов. Часть автомобилей комплектуется противотуманными фарами, которые устанавливаются в переднем бампе­ре. В противотуманных фарах уста­новлены галогенные однонитевые лампы II27W/2.

Боковые указатели поворота могут быть установлены в передних кры­льях или в наружных зеркалах зад­него вида. В боковых указателях поворота в крыльях применяют­ся лампы WY5W оранжевого цвета, а в зеркалах — светодиоды.

Па седане и хэтчбеке применяются различные задние фонари.

В заднем фонаре седана установлены лампы: двухнитевая сигнала тормо­жения и габаритного света (P21/5W), указателя поворота (PY21W, оран­жевого цвета) и противотуманного света (PR21W, красного цвета) в ле­вом фонаре или света заднего хода (W16W) в правом фонаре.



В заднем фонаре хэтчбека уста­новлены лампы: двухнитевая сиг­нала торможения и габаритного света (P21/5W), указателя пово­рота (PY21W, оранжевого цвега), света заднего хода (W16W) и проти­вотуманного света (P21W).

Звуковой сигнал закреплен на крон­штейне перед радиатором системы охлаждения двигателя или конден­сатора кондиционера, за облицовкой радиатора.

В зависимости от комплектации ав­томобиль может быть оборудован подушкой безопасности водителя, подушкой безопасности передне­го пассажира, боковыми подушками безопасности водителя и передне­го пассажира и боковыми шторками для защиты водителя, переднего и за­дних пассажиров.

Подушка безопасности водителя рас­положена в рулевом колесе, подушка безопасности пассажира - в панели приборов. Боковые подушки безопас­ности водителя и переднего пассажи­ра установлены в спинках передних сидений со стороны дверей. Боковые шторки расположены в обивке кры­ши со стороны дверей. Блок управ­ления подушками безопасности установлен под облицовкой туннеля пола. Этот блок управляет также пред- натяжителями ремней безопаснос­ти водителя и переднего пассажира. Преднатяжители ремней установле­ны на катушках ремней безопасности. Блок упраачения подушками безо­пасности получает сигналы от датчи­ков удара. Два датчика фронтального удара расположены на передних лон­жеронах, датчики бокового удара - на центральных стойках кузова.

Для электрического соединения по­душки безопасности водителя с элек­трооборудованием автомобиля нельзя применять обычный сколь­зящий контакт во избежание цено­образования и непреднамеренного срабатывания подушки. Для этого на автомобиле применено устройс­тво с так называемым спиральным кабелем, работающее по принципу рулетки. В цилиндрическом пласт­массовом корпусе устройства, уста­новленного на корпусе соединителя подрулевых переключателей, спи­рально уложены несколько витков металлопластиковой ленты, которая является электрическим проводни­ком. Один конец ленты кабеля через разъем, расположенный на корпусе устройства, состыкован с колодкой жгута проводов электрооборудова­ния автомобиля. Другой конец кабе­ля выведен на выступающий поводок барабана устройства и соединен че­рез колодку с подушкой безопаснос­ти. Поводок барабана устройства входит в отверстие ступицы рулевого колеса. При вращении колесо за по­водок поворачивает барабан, а с ним и ленту кабеля, которая располагает-


ся в цилиндрическом корпусе либо на большем, либо на меньшем радиу­се. От своего среднего положения ба­рабан с поводком в устройстве может поворачиваться в каждую сторону до упора на несколько большее число оборотов чем рулевое колесо.

Это предотвращает обрыв кабеля при вращении рулевого колеса от ней­трального положения до упора в каж­дую сторону.

Часть автомобилей оборудуются пе­редними сиденьями с электрообог­ревом. Обогрев сидений включается кнопками на блоке управления отоп­лением, вентиляцией и кондициони­рования. Блок управления обогревом сидений закреплен снизу на сидении водителя.

В зависимости от комплектации авто­мобиль оборудуется электростекло­подъемниками либо передних, либо всех дверей. Мотор-редуктор стек­лоподъемника состоит из червячного редуктора и электродвигателя пос­тоянного тока. Электродвигатель - реверсивный. Па выходном валу редуктора установлен барабан с тро­сом. На тросе закреплен ползун, к которому двумя саморезами кре­пится стекло двери.

Автомобили оборудованы систе­мой блокировки замков дверей (центральным замком). Система предназначена для одновременной блокировки всех дверей и крышки багажника (двери багажного отделе­ния) при нажатии на клавишу вы­ключателя, расположенного на двери



Очиститель ветрового стекла: 1 - вал рычага щетки; 2 - короткая тяга; 3 - длинная тяга; 4 - мотор-редуктор; 5 - кривошип; б - кронштейн


водителя, или с пульта дистанцион­ного управления ключа зажигания. На замки всех дверей и крышки ба­гажника (двери багажного отделе­ния) установлены электроприводы, которые присоединяются к рычагам блокировки замков.


Часть автомобилей оборудована на­ружными зеркалами заднего вида с электроприводом и электрообог­ревом. Управляются оба зеркала ре­гулятором, установленным на двери водителя. В корпусе зеркала уста­новлены два электродвигателя, один электродвигатель служит для поворо­та зеркала в вертикальной плоскости, а другой - в горизонтальной. На эле­мент обогрева зеркала напряжение подается через реле от выключателя обогрева заднего стекла.



Очиститель стекла двери багажного от­деления: 1 - мотор-редуктор; 2 - кронш­тейн; 3 - колодка проводов мотор-редуктора

Очиститель ветрового стекла ус­тановлен под облицовкой ветро­вого окна. Очиститель состоит из мотор-редуктора, рычагов и ще­ток. Электродвигатель очистите­ля - трехщеточный, двухскоростной с возбуждением от постоянных маг­нитов. При неисправности мотор-ре­дуктора его заменяют.

Автомобили с кузовом хэтчбек оборудованы очистителем стекла двери багажного отделения. Мотор- редуктор очистителя установлен под обивкой двери багажного отделе­ния.

Омыватель ветрового стекла состоит из бачка с электрическим насосом, форсунок на облицовке ветрово­го окна и соединительных шлангов. Бачок омывателя установлен под правым передним крылом. На хэтч­беке в бачке омывателя установлен реверсивный насос, при вращении вала электродвигателя насоса в одну сторону жидкость из бачка подается на ветровое стекло, а при вращении вала в другую сторону жидкость по­дается на стекло двери багажного от­деления.

Автомобиль оборудован противо­угонной системой блокировки пуска двигателя - иммобилайзером. В со­став иммобилайзера входят: блок управления, катушка связи (уста­новленная на выключателе зажига­ния), микросхема в ключе зажигания


(транспондер) и сигнализатор в ком­бинации приборов.

Когда ключ вставляют в выключатель зажигания, катушка считывает код с микросхемы ключа и передает его в блок управления. Блок управления сравнивает код ключа с кодом, хра­нящимся в памяти блока. Если ко­ды совпадают, блок посылает сигнал блоку управления двигателем (ЭБУ), разрешающий пуск двигателя. Если коды не совпадут, ЭБУ по сигна­лу блока управления иммобилайзера блокирует пуск двигателя. Иммобилайзер включается автома­тически при повороте ключа зажига­ния в положение «OFF». Большинство электрических це­пей защищено плавкими предох­ранителями. Мощные потребители (элемент обогрева заднего стекла, вентилятор системы охлаждения, муфта компрессора кондиционера и другие) подключаются через реле.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
4 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности