Руководство | Geely МК / Cross. КОЛЕСА И ШИНЫ

Geely МК / Cross. КОЛЕСА И ШИНЫ

Колеса автомобиля состоят из двух основ­ных элементов - колесного диска и шины.

Geely МК / Cross. КОЛЕСНЫЕ ДИСКИ

На автомобили Nissan Note в зависимости от комплектации устанавливают стальные штампованные диски размерностью 5,5Jx15, закрытые декоративными колпаками (для ав­томобиля комплектации Comfort), или легкосплавные диски той же размерности (для ком­плектации Luxury). Для автомобилей комплек­таций Silver Edition и Текла предусмотрены легкосплавные диски размерностью 6,0Jx16.

МАРКИРОВКА КОЛЕСНЫХ ДИСКОВ

На рис. 14.1 показаны параметры колес­ных дисков, которые даны в их маркировке. Например, маркировка колесного диска 5,5Jx15 ЕТ 45 расшифровывается следую­щим образом:

5,5 - ширина профиля обода в дюймах;

J - форма бортовой закраины обода (J-об- разная), х глубокий обод;

15 - диаметр обода в дюймах;

ЕТ 45 - вылет диска, равный 45 мм.

ПРИМЕЧАНИЕ


Величина вылета диска нанесена на внешнюю сторону диска.



На автомобили в зависимости от модифи­кации устанавливают колесные диски двух ти­пов: стальные штампованные или легкосплав­ные диаметром 15 дюймов. Стальные колес­ные диски изготовляют из двух частей. Обод колеса, на который устанавливается шина, и собственно диск соединяют друг с другом сваркой. У легкосплавных колесных дисков обе части объединены в единую деталь.

Маркировка колесных дисков. Параме­тры колесных дисков указаны на рис. 14.1, которые приведены в их маркировке.


Маркировка колесного диска, например 15Х51/2j расшифровывается следующим образом:

15 - диаметр обода в дюймах; х - глубокий обод;

51/2 - ширина профиля обода в дюймах; J - форма бортовой закраины обода (J-образная);


Рис. 14.1. Параметры колесных дисков: А - ширина профиля обода (в дюймах); В - форма бортовой закраи­ны; С - диаметр обода (в дюймах); D - отверстия под шпильки ступицы; Е - профиль борта покрышки; F - вы­лет ЕТ (в мм); G- точка, в которой измеряется макси­мальное биение диска; Н - центр диска


Рис. 14.2. Поверхности измерения биения диска: Н -

радиальное биение;S - боковое биение

Н2 - (в данном случае параметр не ука­зан) глубокий обод с кольцевыми поясками на посадочных полках (хампы на обеих по­садочных полках обода).


Проверка радиального и бокового биения дисков. Закрепите диск без ши­ны на оси балансировочного устройства. Установите измерительный наконечник стрелочного индикатора сначала на ради­альную, а затем на боковую внутреннюю поверхность диска, на которые опирается борт шины (рис. 14.2).

Руками медленно проворачивайте диск балансировочного устройства, одновре­менно снимая показания индикатора. При этом не учитывайте отклонения стрелки ин­дикатора от местных выступов или углубле­ний на диске.

Если максимальное значение биения больше указанных значений, замените диск.


Рис. 14.3. Элементы конструкции шины: 1 - боковины; 2 - каркас; 3 - плечевая зона; 4 - брекер; 5 - протектор; б - камера; 7 - ободная лента; 8 - обод; 9 - борт



Максимальное биение стального диска: Н = 0,8;

S = 1,0 мм. Максимальное биение легкосплав­ного диска: Н = S = 1,5 мм.

ШИНЫ

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Шина - сложное высокотехнологичное из­делие. От конструкции и качества установ­ленных на автомобиль шин во многом зави­сит комфортность и безопасность езды.

Шины - одни из немногих деталей авто­мобиля, при покупке которых автовладелец имеет большую свободу выбора и может проявить творческий подход.

В настоящее время в продаже представ­лены сотни моделей шин от десятков про­изводителей. Этот раздел призван помочь автовладельцам разобраться в основных особенностях конструкции шин и сделать правильный выбор при покупке.

Покрышка - упругая резинокордная часть пневматической шины, воспринима­ющая тяговые и тормозные усилия и обес­печивающая сцепление резины с дорогой. Основными элементами покрышки явля­ются каркас 2 (рис. 14.3), брекер4, протек­тор 5, боковины 1 и борта 9.

Камера (ездовая камера) - резиновая кольцевая труба со специальным вентилем.

Камерная шина - покрышка в комбина­ции с камерой.

Бескамерная шина - покрышка, не тре­бующая камеры. Герметичность полости достигается особым строением самой по­крышки и обода.

Каркас - важнейшая силовая часть ши­ны, обеспечивающая ее прочность, воспри­нимающая внутреннее давление воздуха и передающая на колесо нагрузки от внеш­них сил, действующих со стороны дороги.

Задачей каркаса является поддержива­ние амортизационных свойств шины, а так­же удерживание в шине необходимого для этого количества воздуха.

Каркас состоит из одного или несколь­ких, наложенных друг на друга слоев обре- зиненного корда. В зависимости от конст­рукции каркаса, размеров, допустимой на­грузки и давления воздуха в шине число слоев корда в каркасе может изменяться от 1 (в легковой) до 16 и более (в грузовых, сельскохозяйственных шинах и пр.).

Брекер - часть шины, состоящая из слоев корда и расположенная между каркасом и протектором шины. Он служит для улучше­ния связей каркаса с протектором, предот­вращает его отслоение под действием внешних и центробежных сил, амортизирует ударные нагрузки и повышает сопротивле­ние каркаса механическим повреждениям.

В брекере нити корда в смежных слоях пересекаются друг с другом и с нитями корда соприкасающегося слоя каркаса, т.е. расположены диагонально независимо от конструкции шины.

В зависимости от материала корда шины подразделяются на шины с текстильным брекером, шины с металлическим бреке- ром, а при использовании металлокорда и в каркасе - цельнометаллокордные.

Протектор - наружная часть покрышки, представляющая собой массивный слой ре­зины. С наружной поверхности протектор имеет рельефный рисунок в виде выступов и канавок (ламелей), так называемую «бего­вую дорожку». Рисунок рельефной части определяет приспособленность шины для работы в различных дорожных условиях. От качества протектора зависит износо­стойкость шины и сцепление колеса с доро­гой, а также уровень шума и вибраций.

Плечевая зона - часть протектора, рас­положенная между беговой дорожкой и бо­ковиной шины. Она увеличивает боковую жесткость шины, воспринимает часть боко­вых нагрузок, передаваемых беговой до­рожкой, и улучшает соединение протекто­ра с каркасом.

Боковина - часть шины, расположенная между плечевой зоной и бортом, представ­ляющая собой относительно тонкий слой эластичной резины, являющийся продол­жением протектора на боковых стенках каркаса и предохраняющий его от влаги и механических повреждений. На боковины нанесены обозначение и маркировка шин.

Борт - жесткая часть шины, служащая для ее крепления и герметизации (в случае бескамерной) на ободе колеса.

Основа борта - нерастяжимое кольцо, сплетенное из стальной обрезиненной проволоки. Борт состоит из слоя корда, завернутого вокруг проволочного кольца, и круглого или профилированного резино­вого наполнительного шнура. Стальное кольцо придает борту необходимую жест­кость и прочность, а наполнительный шнур - монолитность и эластичный пере­ход от жесткого кольца к резине боковины. С наружной стороны борта расположена бортовая лента из прорезиненной ткани, или корда, предохраняющая борт от исти­рания об обод и повреждения при монта­же и демонтаже.

Geely МК / Cross. КЛАССИФИКАЦИЯ ШИН

Шины классифицируются следующим образом.

1. По типу рисунка протектора и услови­ям эксплуатации:

- дорожные шины (летние) - предназ­начены для эксплуатации на шоссейных до­рогах. Рисунок протектора состоит из ша­шек или ребер, разделенных канавками, как правило неширокими;

- универсальные шины - предназначе­ны для эксплуатации как на шоссейных, так и на грунтовых дорогах. Рисунок протекто­ра состоит из шашек или ребер и может иметь грунтозацепы (массивные выступы) по краям протектора;

- шины повышенной проходимости - служат для эксплуатации в условиях бездо­рожья и мягких грунтов. Отличаются разре­женным рисунком с развитыми грунтозаце-пами по краям и мощными недеформируе- мыми шашками по центру беговой дорожки;

- всесезонные шины R+W Road»+ «Winter» - дорожная и зимняя) - предназ­начены для эксплуатации как в зимнее, так и в летнее время. Обеспечивают приемле­мую реализацию характеристик эксплуата­ции при круглогодичном использовании по шоссейным и грунтовым дорогам. Рису­нок более разреженный, чем у дорожных, и может быть с микроканавками (ламеля­ми), обеспечивающими сцепление с обле­денелой и заснеженной дорогой;


Рис. 14.4. Виды рисунков протектора: А - симметричный; Б - направленный; В -


- зимние шины M+S Mud»+«Snow» - грязь и снег) - предназначены для эксплуа­тации в зимнее время года. Существуют два типа зимних шин:

а) нешипуемые, изготовленные из мяг­ких сортов резины, чаще всего имеющие направленный рисунок с большим количе­ством ламелей и предназначенные в основ­ном для эксплуатации на очищаемых доро­гах, в крупных городах;

б) шипованные или с возможностью ши- пования, изготовленные из резины средней жесткости и имеющие шипы или размечен­ные места для монтажа шипов. Рисунок про­тектора разреженный, с развитой сетью ла­мелей, в некоторых случаях приближаются к внедорожным моделям шин. Обеспечивают неплохую проходимость на глубоком снегу и хорошо удаляют снежную шугу. Шипован­ные шины отличаются лучшим сцеплением со льдом и укатанным снегом, но на твердом дорожном покрытии сцепление ухудшается. Обладают повышенной шумностью.

2. По виду рисунка протектора.

В зависимости от расположения элемен­тов рисунок протектора может быть нена­правленным А (рис. 14.4), направленным Б или асимметричным В.

Ненаправленный рисунок - симмет­ричный относительно радиальной плоско­сти колеса (проходящей через его ось вращения). Является наиболее универ­сальным, поэтому большую часть шин вы­пускают именно с этим рисунком.

Направленный рисунок - симметрич­ный относительно центральной плоскости вращения колеса (проходящей через сере­дину протектора). Он отличается улучшен­ной способностью отвода воды из пятна контакта с дорогой и пониженной шумнос­тью. Запасное колесо совпадает по направ­лению вращения только с колесами одной стороны автомобиля, но временная уста­новка его на другую сторону допустима при условии движения с небольшой скоростью.

Асимметричный рисунок - несиммет­ричный относительно центральной плоско­сти вращения колеса. Его используют для реализации разных свойств в одной шине.

Например, наружная сторона шины лучше работает на сухой дороге, а внутренняя - на мокрой.

3. По способу герметизации полости.

Шины бывают с камерой или без камеры.

Бескамерные шины в основном считаются

более надежными, чем шины с камерой, по­тому что при проколе шины воздух покидает ее только через отверстие прокола, в то вре­мя как в шинах с камерой воздух вытекает из полости шины по всей окружности мон­тажного отверстия, поскольку герметич­ность этого соединения нарушена. Поэтому бескамерная шина оставляет больше вре­мени для маневра до того момента, когда езда на поврежденном колесе станет опас­ной. Кроме того, шины в бескамерном ис­полнении легче своих аналогов с камерой.

На борту бескамерной шины можно встре­тить обозначение «Tubeless», «TL», на борту камерной - «Tubetype», «Tubed Tire».

4. По расположению нитей в каркасе и брекере:

- диагональные шины. Диагональные шины А (рис. 14.5) имеют каркас из одной или нескольких пар кордных слоев, распо­ложенных так, что нити соседних слоев пе­рекрещиваются.

Вам, скорее всего, не придется выбирать шины по этому признаку, так как диагональ­ные уже почти полностью вытеснены с рын­ка радиальными шинами. Конструкция диа­гональных шин устарела, но их продолжают выпускать в небольших количествах, пото­му что они относительно дешевы в произ­водстве. Единственное преимущество этих шин заключается в том, что у них прочнее боковина.

- радиальные шины. В радиальной ши­не Б корд каркаса натянут от одного борта к другому без перехлеста нитей. Направле­ние натяжения нитей следует из названия.

Тонкая мягкая оболочка каркаса по на­ружной поверхности обтянута мощным гиб­ким брекером - поясом из высокопрочного нерастяжимого корда, как правило сталь-


Рис. 14.5. Виды каркаса шин: А - шина диагональной конструкции; Б - шина радиальной конструкции; 1 - посадоч­ные поверхности; 2 - обод; 3 - нити корда; 4 - брекер; 5 - боковина; б - протектор



ного. Поэтому к надписи «radial» (радиаль­ная) на боковинах шин часто добавляют «belted» (опоясанная) или «steel belted» (опоясанная сталью).

Такое расположение слоев корда снижа­ет напряжение в нитях, что позволяет уменьшить число слоев, придает каркасу эластичность, снижает теплообразование и сопротивление качению.

Радиальные шины имеют много преиму­ществ, они более комфортны, долговечны, устойчивы, имеют более низкое сопротив­ление качению. Диагональные шины пред­почтительней на бездорожье и при высоких ударных нагрузках на колесо.

ПРИМЕЧАНИЕ

Ни в коем случае не используйте одновремен­но шины с диагональным и радиальным кор­дом. Это может привести к изменению управ­ляемости автомобиля на дороге и, как след­ствие, к возникновению аварийной ситуации

МАРКИРОВКА ШИН

На боковины шин наносят маркировку, в которой указаны основные их параметры. Например, маркировка 195/ 65 R15 91 Н расшифровывается следующим образом: 195 - ширина шины, мм;

65 - отношение высоты к ширине профи­ля, %;

R - радиальная шина;


15 - диаметр диска в дюймах;

91 - индекс грузоподъемности (табл. 14.1);

Н - индекс скорости (табл. 14.2).


Информация о грузоподъемности шины мо­жет быть продублирована указанием абсо­лютного значения в различных единицах из­мерения.

На боковую поверхность шины в зависи­мости от типа и страны производителя могут


ИНДЕКСЫ Таблица 14.1

ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ ШИН


Индекс грузо­подъемности

Нагруз­ка, кг

50

190

51

195

52

200

53

206

54

212

55

218

56

224

57

230

58

236

59

243

60

250

61

257

62

265

63

272

64

280

65

290

66

300

67

307

68

315

69

325

70

335

71

345

72

355

73

365

74

375

75

387


Индекс грузо­подъемности

Нагруз­ка, кг

76

400

77

412

78

426

79

437

80

450

81

462

82

475

83

487

84

500

85

515

86

530

87

545

88

560

89

580

90

600

91

615

92

630

93

650

94

670

95

690

96

710

97

730

98

750

99

775

100

800

101

825


Таблица 14.2

ИНДЕКСЫ

СКОРОСТИ ШИН

Индекс

скорости

Максимальная скорость, км/ч

А

40

В

50

С

60

D

65

Е

70

F

80

G

90

J

100

К

110

L

120

М

130

N

140

Индекс

скорости

Максимальная скорость, км/ч

Р

150

Q

160

R

170

S

180

Т

190

и

200

н

210

V

240

W

270

Y

300

ZR

Более 240


быть дополнительно нанесены следующие специальные обозначения, дающие более подробную информацию о данной модели.

Reinforced (усиленная) - для шин с по­вышенной грузоподъемностью.

Regroovable - для шин, на которых воз­можно углубление рисунка нарезкой.


Steel (steel belted) - шина имеет опоясы­вающий металлический корд.



...выполненных в виде выступов внутри канавок протектора. После стирания про­тектора до уровня этих индикаторов шина считается не пригодной для эксплуа­тации.

Safety warning - для шин рынка США и Канады, текст на английском языке, пояс­няющий некоторые тонкости безопасного использования шины.

Дата изготовления шины состоит из трех цифр, первые две из которых ука­зывают неделю, а последняя - год изготов­ления (с 2000 года - из четырех цифр, две последние из которых обозначают год из­готовления).


DOT - символ соответствия действую­щим стандартам безопасности, установ­ленным транспортным департаментом США. Дальше идет идентификационный или серийный номер шины (до 11 цифр и букв).


Е4 - знак с цифрой - номером страны, вы­давшей сертификат соответствия по прави­лам ЕЭК ООН.

ETRTO (The European Tyre and Rim Technical Organization) - Объединение ев­ропейских производителей шин и дисков, Брюссель.

ЕСЕ (Economic Commission for Europe) - ведомство ООН в Женеве.

FMVSS (Federal Motor Vehicle Safety Standards) - нормативы безопасности США.


RADIAL TUBELESS - радиальная беска- мерная конструкция шины.

Tubed Tire - камерная конструкция шины.


Plies TRead - состав слоя протектора. Sidewall - состав слоя боковины.

Rotation > - направление вращения.

Left - шина устанавливается на левую сторону автомобиля (для шин с направлен­ным рисунком протектора).

Right - шина устанавливается на правую сторону автомобиля (для шин с направлен­ным рисунком протектора).


Outside (Side facing outwards) - внешняя сторона установки (для шин с асимметрич­ным рисунком протектора).

Inside (Side facing inwards) - внутренняя сторона установки (для шин с асимметрич­ным рисунком протектора).

DA (штамп) - незначительные производ­ственные дефекты, не препятствующие нормальной эксплуатации.

Часто буквами могут быть указаны усло­вия эксплуатации, например:

M+S Mud»+«Snow» - грязь и снег);

R+W Road»+«Winter* - дорожная и зим­няя);

Winter - зима;

Rain - дождь;

Water или Aqua - вода;

AW (Any weather) - всепогодная;

All Season (всесезонная) и т.п. - шины, предназначенные для эксплуатации в кон­кретных условиях.

Некоторые производители вместо бук­венных обозначений используют значки (солнышко, снежинка, тучка и т.д.).

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности