Руководство | Chevrolet Cobalt. Система охлаждения двигателя B15D2

Chevrolet Cobalt. Система охлаждения двигателя B15D2

Описание конструкции

Система охлаждения двигателя: 1 - расширительный бачок; 2 - радиатор системы охлаждения; 3 - наливной шланг; 4 - отводящий шланг радиатора системы охлаждения; 5 - радиатор отопителя; 6 - отводящий шланг радиатора отопителя: 7 - подводящий шланг радиатора отопителя; 8 - выпускной патрубок системы охлаждения; 9 - пароотводящий шланг; 10 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 11 -подводящий шланг радиатора системы охлаждения; 12 - крыльчатка вентилятора; 13 - кожух вентилятора; 14 - дополнительный резистор вентилятора

Система охлаждения - жидкостная,
закрытого типа, с принудительной
циркуляцией. В систему охлаждения входят: расширительный бачок, насос охлаждающей жидкости, каналы в передней крышке блока цилиндров, рубашки охлаждения блока цилиндров
двигателя и головки блока цилиндров, выпускной патрубок, термостат,
датчик температуры охлаждающей жидкости (см. «Система управления
двигателем», с. 72), трубка подвода жидкости к насосу, соединительные шланги и радиатор с электрическим
вентилятором. К двум шлангам системы охлаждения подсоединен радиатор
отопителя, расположенный в салоне
автомобиля. Заправляют систему охлаждающей жидкостью через заливную
горловину расширительного бачка.
Расширительный бачок, закрепленный в моторном отсеке на левой чашке амортизаторной стойки, изготовлен из полупрозрачной пластмассы, что позволяет визуально контролировать уровень охлаждающей жидкости
в бачке. Бачок служит для поддержания постоянного уровня жидкости
в системе охлаждения. При нагревании жидкость в системе охлаждения
расширяется и вытесняется в расширительный бачок. По мере остывания двигателя жидкость из бачка возвращается обратно. Герметичность
системы охлаждения обеспечивается впускным и выпускным клапанами в крышке расширительного бачка.
Выпускной клапан поддерживает повышенное, по сравнению с атмосферным. давление (1,2 бар) в системе на
горячем двигателе. За счет этого повышается температура кипения жидкости, и уменьшаются паровые потери. Впускной клапан открывается при понижении давления в системе охлаждения на остывающем двигателе. При
утере крышки расширительного бачка нельзя заменять ее герметичной крышкой без клапанов.
К верхнему штуцеру бачка подсоединен пароотводящий шланг, соединяющий бачок с радиатором системы
охлаждения, а к среднему штуцеру —
шланг, соединяющий бачок с выпускным патрубком системы охлаждения.
Нижний штуцер бачка соединен наливным шлангом через тройник

со шлангом отвода жидкости из радиатора отопителя.

Циркуляцию жидкости в системе охлаждения обеспечивает лопастной
насос центробежного типа, шкив
которого приводится во вращение
поликлиновым ремнем от шкива привода вспомогательных агрегатов.
Корпус насоса крепится к передней
крышке блока цилиндров. В корпусе
насоса установлен валик, который
врашается в закрытом подшипнике,
не нуждающемся в пополнении смазки. На концы валика напрессованы ступица и крыльчатка. К ступице тремя винтами крепится десятиручьевой шкив насоса. На внутреннюю часть шкива надевается поликлиновой ремень (мод. 6РК1814) привода
вспомогательных агрегатов, который
передает вращение крыльчатке насоса от шкива привода вспомогательных
агрегатов, а на внешнюю часть - по-ликлиновой ремень (мод.4РК643) привода насоса гидроусилителя руля. Уплотнение валика в корпусе насоса обеспечивается сальником. В нижней
части корпуса насоса выполнена полость, выходное отверстие, которой закрыто заглушкой. При значительном износе уплотнения, когда охлаждающая жидкость просачивается через сальник, уплотняющий валик насоса, в полости постепенно накапливается жидкость. Когда жидкость
целиком заполнит полость, она начнет вытекать через контрольное отверстие насоса. Это свидетельствует
о необходимости замены насоса, так как ремонту он не подлежит.
Насос прокачивает охлаждающую жидкость через каналы в передней

крышке блока цилиндров и рубашки охлаждения блока и головки блока цилиндров двигателя.

Из головки блока цилиндров охлаждающая жидкость поступает в выпускной патрубок системы, расположенный на левом торце головки блока цилиндров.

В резьбовое отверстие выпускного патрубка ввернут датчик температуры охлаждающей жидкости, стержень

которого омывается жидкостью, поступающей из рубашки охлаждения головки блока цилиндров. Через выпускной патрубок охлаждающая жидкость поступает к радиатору системы охлаждения и радиатору отопителя. Из радиатора системы охлаждения

жидкость возвращается к насосу через термостат, а из радиатора отопителя — через трубку подвода жидкости

к насосу, расположенную на передней стенке блока цилиндров под выпускным коллектором.
Термостат способствует ускорению

прогрева двигателя, автоматическому поддержанию его теплового режима в заданных пределах и регулирует количество жидкости, проходящей через радиатор системы

охлаждения. В корпусе термостата

установлен герметически закрытый

металлический баллон с термочув-твительным наполнителем. В закрытом положении термостата его

пружина прижимает тарелку клапана термостата к седлу отверстия

в корпусе термостата и перекрывает поток охлаждающей жидкости через радиатор системы охлаждения. При этом вся жидкость циркулирует по

малому кругу, включающему в себя расширительный бачок, рубашку

охлаждения двигателя, выпускной патрубок системы охлаждения и радиатор отопителя, а затем по трубке возвращается к насосу. По достижении температуры охлаждающей

жидкости 82±2 °С наполнитель

баллона термостата расплавляется и увеличивает свой объем, сдавливая вставку. Резиновая вставка деформируется и выталкивает шток термостата, открывая его клапан

и пропуская поток жидкости через

радиатор системы охлаждения. При

этом жидкость начинает циркулировать по большому кругу, включающему В себя расширительный бачок,

рубашку охлаждения двигателя, выпускной патрубок, радиатор системы охлаждения, радиатор отопителя и трубку подвода жидкости к насосу. Проходя через радиатор системы охлаждения температура жидкости снижается за счет теплообмена с потоком воздуха, проходящего через

трубки радиатора при движении автомобиля, и за счет работы элект-

ровентилятора, расположенного в кожухе за радиатором. Радиатор

системы охлаждения закреплен на

рамке радиатора.

Радиатор состоит из двух горизонтально расположенных пластмассовых

бачков, соединенных алюминиевыми трубками (с охлаждающими пластинами), расположенными в один ряд. Жидкость поступает в радиатор через патрубок верхнего бачка, а отводится через патрубок нижнего бачка.

Для слива охлаждающей жидкости из

радиатора в его нижнем бачке справа выполнено сливное отверстие, закрытое пробкой.

Электрический вентилятор установлен в кожухе за радиатором системы

охлаждения.

Работой вентилятора управляет электронный блок управления

двигателем (ЭБУ), который через реле обеспечивает вращение крыльчатки вентилятора с двумя скоростями (высокой и низкой) — в зависимости от условий работы двигателя. Работу вентилятора

на низкой скорости обеспечивает

дополнительный резистор, закрепленный на рамке радиатора слева

внизу.

Элементы системы охлаждения (вид спереди, для наглядности показано на демонтированном силовом агрегате): 1 - насос охлаждающей жидкости; 2 - передняя крышка блока цилиндров, 3 - корпус термостата; 4 - трубка подвода жидкости к насосу; 5 - выпускной патрубок системы охлаждения: 6 - датчик температуры охлаждающей жидкости

Элементы системы охлаждения (вид слева, для наглядности показано на демонтированном двигателе): 1 подводящий шланг радиатора системы Охлаждения; 2 - подводящий шланг; 3 - трубка подвода жидкости к насосу: 4 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 5 - выпускной патрубок системы охлаждения; 6 - шланг, соединяющий расширительный бачок с выпускным патрубком системы охлаждения: 7 - подводящий шланг
радиатора отопителя: 8 - тройник: 9 - наливной шланг; 10 - расширительный бачок 11 - отводящий шланг радиатора отопителя


Выпускной патрубок системы охлаждения: 1 - патрубок для подвода жидкости
к радиатору системы охлаждения; 2 - фланец для установки клапана рециркуляции
отработавших газов; 3 - фланец для присоединения трубки рециркуляции отработавших газов: 4 - штуцер для подвода жидкости к радиатору отопителя; 5 - штуцер
для подвода жидкости к расширительному
бачку; б - датчик температуры охлаждаю щей жидкости

Насос охлаждающей жидкости: 1 - ступица; 2 - корпус насоса; 3 - резиновая
уплотнительная прокладка; 4 - крыльчатка; 5 - валик; 6 - уплотнение

Элементы насоса охлаждающей жидкости: 1 - корпус; 2 - контрольное отверстие;
3 - ступица; 4 - валик; 5 - заглушка полости для накопления жидкости


Радиатор: 1 - места верхнего крепления к радиатору конденсатора кондиционера; 2 -штифт верхней опоры радиаюра. 3 - верхний бачок радиатора; 4 - трубки с охлаждающими пластинами: 5 - места нижнего крепления к радиатору конденсатора кондиционера; 6 -штифт нижней опоры радиатора; 7 - нижний бачок радиатора

Радиатор с вентилятором в сборе: 1 - нижний бачок радиатора; 2 - отводящий патрубок радиатора; 3 - кожух вентилятора; 4 - электродвигатель вентилятора: 5 - пароотводящий патрубок радиатора; 6 - крыльчатка вентилятора; 7 - подводящий патрубок радиатора; 8 - верхний бачок радиатора; 9 - пробка сливного отверстия

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
1 посетитель считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности