Инструкция | Skoda Octavia A5. КОЛЕСНЫЕ ДИСКИ

Skoda Octavia A5. КОЛЕСНЫЕ ДИСКИ

На автомобили Skoda Octavia устанавли­вают колесные диски двух типов: стальные штампованные или легкосплавные литые. Стальные колесные диски изготовляют из двух частей. Обод колеса, на который уста­навливается шина, и собственно диск со­единяют друг с другом сваркой. У литых ко­лесных дисков обе части объединены в еди­ную деталь.

Параметры колесных дисков, показанные на рис 14.1, отражены в маркировке дисков. Маркировка колесного диска, например, 6,0Jx15 94W расшифровывается следующим образом:

6,0 - ширина профиля обода в дюймах;

J - форма бортовой закраины обода (J-об- разная);

х - глубокий обод;

15 - диаметр обода в дюймах;

94 - индекс нагрузки;

W - индекс скорости.

Skoda Octavia A5. ШИНЫ

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Шина - сложное высокотехнологичное из­делие. От конструкции и качества установлен­ных на автомобиль шин во многом зависит комфортность и безопасность езды.

Рис. 14.1. Параметры колесных дисков: А - ширина профиля обода (в дюймах); В - форма бортовой закра­ины; С - диаметр обода (в дюймах); D - количество от­верстий под болты; Е - профиль борта покрышки; F- вы­лет ЕТ (в мм); G - точка, в которой измеряется макси­мальное биение диска; Н - центр диска



Шины - одни из немногих деталей автомо­биля, при покупке которых автовладелец име­ет большую свободу выбора и может про­явить творческий подход.

В настоящее время в продаже представле­ны сотни моделей шин от десятков производи­телей. Этот раздел призван помочь автовла­дельцам разобраться в основных особеннос­тях конструкции шин и сделать правильный выбор при покупке.

Покрышка - упругая резинокордная часть пневматической шины, воспринимающая тя­говые и тормозные усилия и обеспечивающая сцепление резины с дорогой. Основными элементами покрышки являются каркас 2 (рис. 14.2), брекер4, протектор 5, боковины 1 и борта 9.

Камера (ездовая камера) - резиновая кольцевая труба со специальным вентилем.

Камерная шина - покрышка в комбинации с камерой.

Бескамерная шина - покрышка, не требую­щая камеры. Герметичность полости достигает­ся особым строением самой покрышки и обода.

Каркас - важнейшая силовая часть шины, обеспечивающая ее прочность, воспринима­ющая внутреннее давление воздуха и переда­ющая на колесо нагрузки от внешних сил, действующих со стороны дороги.

Задачей каркаса является поддержание амортизационных свойств шины, а также удерживание в шине необходимого для этого количества воздуха.

Каркас состоит из одного или нескольких, на­ложенных друг на друга слоев обрезиненного корда. В зависимости от конструкции карка­са, размеров, допустимой нагрузки и давле­ния воздуха в шине число слоев корда в кар­касе может изменяться от 1 (в легковой) до 16 и более (в грузовых, сельскохозяйственных шинах и пр.).

Брекер - часть шины, состоящая из слоев корда и расположенная между каркасом и протектором шины. Он служит для улучше­ния связей каркаса с протектором, предот­вращает его отслоение под действием внеш­них и центробежных сил, амортизирует удар­ные нагрузки и повышает сопротивление каркаса механическим повреждениям.

В брекере нити корда в смежных слоях пере­секаются друг с другом и с нитями корда сопри­касающегося слоя каркаса, те. расположены диагонально независимо от конструкции шины.

В зависимости от материала корда шины подразделяются на шины с текстильным бре- кером, шины с металлическим брекером, а при использовании металлокорда и в карка­се - цельнометаллокордные.

Протектор - наружная часть покрышки, представляющая собой массивный слой рези­ны. С наружной поверхности протектор имеет рельефный рисунок в виде выступов и канавок (ламелей), так называемую «беговую дорожку». Рисунок рельефной части определяет приспо­собленность шины для работы в различных до­рожных условиях. От качества протектора зави­сит износостойкость шины и сцепление колеса с дорогой, а также уровень шума и вибраций.

Плечевая зона - часть протектора, располо­женная между беговой дорожкой и боковиной




Рис. 14.2. Элементы конструкции шины: 1 - боковина; 2 - каркас; 3 - плечевая зона; 4 - брекер; 5 - протектор; 6 - камера; 7 - ободная лента; 8 - обод; 9 - борт



шины. Она увеличивает боковую жесткость шины, воспринимает часть боковых нагрузок, передаваемых беговой дорожкой, и улучшает соединение протектора с каркасом.

Боковина - часть шины, расположенная между плечевой зоной и бортом, представля­ющая собой относительно тонкий слой элас­тичной резины, являющийся продолжением протектора на боковых стенках каркаса и пре­дохраняющий его от влаги и механических по­вреждений. На боковины нанесены обозначе­ние и маркировка шин.

Борт - жесткая часть шины, служащая для ее крепления и герметизации (в случае бес- камерной) на ободе колеса.

Основа борта - нерастяжимое кольцо, спле­тенное из стальной обрезиненной проволоки. Борт состоит из слоя корда, завернутого вокруг проволочного кольца, и круглого или профили­рованного резинового наполнительного шнура. Стальное кольцо придает борту необходимую жесткость и прочность, а наполнительный шнур - монолитность и эластичный переход от жесткого кольца к резине боковины. С наруж­ной стороны борта расположена бортовая лен­та из прорезиненной ткани, или корда, предо­храняющая борт от истирания об обод и по­вреждения при монтаже и демонтаже.

Skoda Octavia A5. КЛАССИФИКАЦИЯ ШИН

Шины классифицируются следующим об­разом.

1. По типу рисунка протектора и условиям эксплуатации:

-дорожные шины (летние) - предназна­чены для эксплуатации на шоссейных доро­гах. Рисунок протектора состоит из шашек или ребер, разделенных канавками, как пра­вило неширокими;

- универсальные шины - предназначены для эксплуатации как на шоссейных, так и на грунтовых дорогах. Рисунок протектора состоит из шашек или ребер и может иметь грунтозацепы (массивные выступы) по краям протектора;

- шины повышенной проходимости служат для эксплуатации в условиях бездоро­жья и мягких грунтов. Отличаются разрежен­ным рисунком с развитыми грунтозацепами по краям и мощными недеформируемыми шашками по центру беговой дорожки;

- всесезонные шины R+WRoad»+ «Winter» - дорожная и зимняя) - предназна­чены для эксплуатации как в зимнее, так и в летнее время. Обеспечивают приемлемую реализацию характеристик эксплуатации при круглогодичном использовании по шоссей­ным и грунтовым дорогам. Рисунок более разреженный, чем у дорожных, и может быть с микроканавками (ламелями), обеспечиваю­щими сцепление с обледенелой и заснежен­ной дорогой;

- зимние шины M+SMud»+«Snow» грязь и снег) - предназначены для эксплуата­ции в зимнее время года. Существуют два ти­па зимних шин:

а) нешипуемые, изготовленные из мягких сортов резины, чаще всего имеющие направ­ленный рисунок с большим количеством ла­мелей и предназначенные в основном для эксплуатации на очищаемых дорогах, в круп­ных городах;

б) шипованные или с возможностью шипования, изготовленные из резины сред­ней жесткости и имеющие шипы или разме­ченные места для монтажа шипов. Рисунок протектора разреженный, с развитой сетью ламелей, в некоторых случаях приближаются к внедорожным моделям шин. Обеспечивают неплохую проходимость на глубоком снегу и хорошо удаляют снежную шугу. Шипованные шины отличаются лучшим сцеплением со льдом и укатанным снегом, но на твердом до­рожном покрытии сцепление ухудшается. Обладают повышенной шумностью.

2. По виду рисунка протектора.

В зависимости от расположения элементов рисунок протектора может быть ненаправлен­ным А (рис. 14.3), направленным Б или асим­метричным В

Ненаправленный рисунок - симметрич­ный относительно радиальной плоскости ко­леса (проходящей через его ось вращения). Является наиболее универсальным, поэтому большую часть шин выпускают именно с этим рисунком.

Направленный рисунок - симметричный относительно центральной плоскости враще­ния колеса (проходящей через середину про­тектора). Он отличается улучшенной способ­ностью отвода воды из пятна контакта с доро­гой и пониженной шумностью. Запасное колесо совпадает по направлению вращения только с колесами одной стороны автомоби­ля, но временная установка его на другую сто­рону допустима при условии движения с не­большой скоростью.

Асимметричный рисунок несиммет­ричный относительно центральной плоскости вращения колеса. Его используют для реали­зации разных свойств в одной шине (напри­мер, наружная сторона шины лучше работает на сухой дороге, а внутренняя - на мокрой).

3. По способу герметизации полости.

Шины бывают с камерой или без камеры.

Бескамерные шины в основном считаются

более надежными, чем шины с камерой, пото­му что при проколе шины воздух покидает ее только через отверстие прокола, в то время как в шинах с камерой воздух вытекает из по­лости шины по всей окружности монтажного


отверстия, поскольку герметичность этого со­единения нарушена. Поэтому бескамерная шина оставляет больше времени для маневра до того момента, когда езда на поврежден­ном колесе станет опасной. Кроме того, шины в бескамерном исполнении легче своих ана­логов с камерой.

На борту бескамерной шины можно встре­тить обозначение «Tubeless», «TL», на борту камерной - «Tubetype», «Tubed Tire».

4. По расположению нитей в каркасе и бре- кере:

- диагональные шины. Диагональные шины А (рис. 14.4) имеют каркас из одной или нескольких пар кордных слоев, располо­женных так, что нити соседних слоев пере­крещиваются.

Вам, скорее всего, не придется выбирать шины по этому признаку, так как диагональные уже почти полностью вытеснены с рынка ра­диальными шинами. Конструкция диагональ­ных шин устарела, но их продолжают выпус­кать в небольших количествах, потому что они относительно дешевы в производстве. Един­ственное преимущество этих шин заключает­ся в том, что у них прочнее боковина;

- радиальные шины. В радиальной ши­не Б корд каркаса натянут от одного борта кдругому без перехлеста нитей. Направление натяжения нитей следует из названия.

Тонкая мягкая оболочка каркаса по наруж­ной поверхности обтянута мощным гибким брекером - поясом из высокопрочного не­растяжимого корда, как правило стального. Поэтому к надписи «radial» (радиальная) на боковинах шин часто добавляют «belted» (опоясанная) или «steel belted» (опоясанная сталью).

Такое расположение слоев корда снижает напряжение в нитях, что позволяет уменьшить число слоев, придает каркасу эластичность, снижает теплообразование и сопротивление качению.

Радиальные шины имеют много преиму­ществ, они более комфортны, долговечны, устойчивы, отличаются более низким сопротив­лением качению. Диагональные шины предпо­чтительней эксплуатировать на бездорожье и при высоких ударных нагрузках на колесо.


Рис. 14.3. Виды рисунков протектора: А - симметричный; Б - направленный; В - асимметричный


ИНДЕКСЫ

Подпись: Таблица 14.1ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ шин

Индекс

Нагруз­ка, кгс

41

145

42

150

43

155

44

160

45

165

46

170

47

175

48

180

49

185

50

190

51

195

52

200

53

206

54

212

55

218

56

224

57

230

58

236

59

243

60

250

61

257

62

265

63

272

64

280

65

290

66

300

67

307

68

315

69

325

70

335

Индекс

Нагруз­ка, кгс

71

345

72

355

73

365

74

375

75

387

76

400

77

412

78

426

79

437

80

455

81

462

82

475

83

487

84

500

85

515

86

530

87

545

88

560

89

580

90

600

91

615

92

630

93

650

94

670

95

690

96

710

97

730

98

750

99

775

100

800


ИНДЕКСЫ СКОРОСТИ ШИН Таблица 14.2


Индекс

Максимальная

скорости

скорость, км/ч

J

100

К

110

L

120

М

130

N

140

Q

150

R

160

S

170

Индекс

Максимальная

скорости

скорость, км/ч

Т

180

и

190

Н

200

V

210

VR

Более 210

W

270

Y

300

ZR

Более 240


Skoda Octavia A5. МАРКИРОВКА ШИН

На боковины шин наносят маркировку в ко­торой указаны основные их параметры. На­пример, маркировка 185/65 R15 91W рас­шифровывается следующим образом:

185 - ширина шины, мм;

65 - отношение высоты к ширине профи­ля, %;

R - радиальная шина;

15 - диаметр диска в дюймах;

91 - допустимая нагрузка на шину (допусти­мая нагрузка 615 кгс на одну шину) (табл. 14.1);

W - максимально допустимая скорость дви­жения (возможны варианты: Т - 190 км/ч; Н - 210 км/ч; V - 240 км/ч; W - 270 км/ч) (табл. 14.2).

На боковую поверхность шины в зависимо­сти от типа и страны производителя могут быть дополнительно нанесены следующие специальные обозначения, дающие более подробную информацию о данной модели.

REINFORCED (усиленная) - для шин с по­вышенной грузоподъемностью.

REGROOVABLE - для шин, на которых воз­можно углубление рисунка нарезкой.

STEEL (steel belted) - шина имеет опоясы­вающий металлический корд.


Рис. 14.4. Виды каркаса шин: А - шина диагональной конструкции; Б - шина радиальной конструкции; 1 - посадоч­ные поверхности; 2 - обод; 3 - нити корда; 4 - брекер; 5 - боковина; 6 - протектор



TWI (tread wear index) или символ треуголь­ной формы - указывает место расположения индикаторов износа...



...выполненных в виде выступов внутри ка­навок протектора. После стирания протекто­ра до уровня этих индикаторов шина считает­ся не пригодной для эксплуатации.

SAFETY WARNING - для шин рынка США и Канады, текст на английском языке, поясня­ющий некоторые тонкости безопасного ис­пользования шины.

Дата изготовления шины состоит из трех цифр, первые две из которых указывают неде­лю, а последняя - год изготовления (с 2000 го­да - из четырех цифр, две последние из кото­рых обозначают год изготовления).

TRACTION А коэффициент сцепления шины с дорожным полотном (обычно только на шинах, поставляемых в США). Обозначает­ся буквами «А», «В» или «С». Шины с коэффи­циентом «А» отличаются наибольшим в своем классе сцеплением с дорогой.

TEMPERATURE А -температурный режим. Характеризует способность шины противосто­ять чрезмерному нагреванию во время движе­ния транспортного средства. Показатель тем­пературы наносится на боковину (обычно толь­ко на шинах, поставляемых в США) с буквой «А», «В» или «С». Маркировка с буквой «А» оз­начает лучшую температурную устойчивость, «В» - хорошую, «С» - удовлетворительную.

DOT - символ соответствия действующим стандартам безопасности, установленным транспортным департаментом США. Дальше
идет идентификационный или серийный но­мер шины (до 11 цифр и букв).

А - знак с цифрой - номером страны, вы­давшей сертификат соответствия по прави­лам ЕЭК ООН.

ETRTO (The European Tyre and Rirn Technical Organization) - Объединение европейских производителей шин и дисков, Брюссель.

ЕСЕ (Economic Commission for Europe) - ведомство ООН в Женеве.

FMVSS (Federal Motor Vehicle Safety Standards) - нормативы безопасности США.

TUBELESS бескамерная конструкция шины.

TUBED TIRE - камерная конструкция шины.

PLIES TREAD - состав слоя протектора.

SIDEWALL - состав слоя боковины.

ROTATION > - направление вращения.

LEFT - шина устанавливается на левую сто­рону автомобиля (для шин с направленным рисунком протектора).

RIGHT - шина устанавливается на правую сторону автомобиля (для шин с направлен­ным рисунком протектора).

OUTSIDE (Side facing outwards) - внешняя сторона установки (для шин с асимметричным рисунком протектора).

INSIDE (Side facing inwards) - внутренняя сторона установки (для шин с асимметричным рисунком протектора).

DA (штамп) - незначительные производст­венные дефекты, не препятствующие нор­мальной эксплуатации.

Часто буквами могут быть указаны условия эксплуатации, например:

M+S Mud»+«Snow» - грязь и снег);

R+W Road»+«Winter» - дорожная и зимняя);

WINTER - зима;

RAIN - дождь;

WATER или AQUA - вода;

AW (Any weather) - всепогодная;

ALL SEASON (всесезонная) и т.п. - шины, предназначенные для эксплуатации в кон­кретных условиях.

Некоторые производители вместо буквен­ных обозначений используют пиктограммы (солнышко, снежинка, тучка и т.д.).

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
1 посетитель считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности