Руководство | Nissan Note. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ

Nissan Note. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Двигатели, устанавливаемые на автомоби­ли Nissan Note, оборудованы электронной си­стемой управления двигателем с системой распределенного впрыска топлива. Эта сис­тема обеспечивает выполнение современных норм по токсичности выбросов и испарениям при сохранении высоких ходовых качеств и низкого расхода топлива.

Управляющем устройством в системе явля­ется электронный блок управления (ЭБУ) На основе информации, полученной отдатчи­ков, ЭБУ рассчитывает параметры регулиро­вания впрыска топлива и управления углом опережения зажигания. Кроме того, в соот­ветствии с заложенным алгоритмом ЭБУ уп­равляет работой электродвигателя вентиля­тора системы охлаждения двигателя и элект­ромагнитной муфтой включения компрессора кондиционера, выполняет функцию самодиаг­ностики элементов системы и оповещает во­дителя о возникших неисправностях.


При выходе из строя отдельных датчиков и исполнительных механизмов ЭБУ включает аварийные режимы, обеспечивающие рабо­тоспособность двигателя.

Количество топлива, подаваемого форсун­ками, определяется продолжительностью эле­ктрического сигнала от ЭБУ Электронный блок отслеживает данные о состоянии двигателя, рассчитывает потребность в топливе и опре­деляет необходимую длительность подачи топ­лива форсунками (длительность сигнала). Для увеличения количества подаваемого топлива длительность сигнала увеличивается, а для уменьшения подачи топлива - уменьшается.

Система управления двигателем, наряду с электронным блоком управления, включает в себя датчики, исполнительные устройства, разъемы и предохранители.

Электронный блок управления (ЭБУ, контроллер) связан электрическими прово­дами со всеми датчиками системы. Получая от них информацию, блок выполняет расчеты в соответствии с параметрами и алгоритмом управления, хранящимися в памяти програм­мируемого постоянного запоминающего уст­ройства (ППЗУ), и управляет исполнительными устройствами системы Вариант программы, записанный в память ППЗУ обозначен номе­ром, присвоенным данной модификации ЭБУ Блок управления обнаруживает неисправ­ность, идентифицирует и запоминает ее код, даже если отказ неустойчив и исчезает (на­пример, из-за плохого контакта). Сигнализа­тор неисправности системы управления дви­гателем в комбинации приборов гаснет через 10 с после восстановления работоспособно­сти отказавшего узла.

После ремонта хранящийся в памяти блока управления код неисправности необходимо стереть. Для этого отключите питание блока на 10 с (выньте предохранитель цепи питания электронного блока управления или отсоеди­ните провод от клеммы «минус» аккумулятор­ной батареи).

Блок питает постоянным током напряжени­ем 5 и 12В различные датчики и выключатели системы управления. Поскольку электричес­кое сопротивление цепей питания высокое, контрольная лампа, подключенная к выводам системы, не загорается. Для определения на­пряжения питания на выводах ЭБУ следует применять вольтметр с внутренним сопротив­лением не менее 10 МОм ЭБУ не пригоден для ремонта, поэтому в случае отказа его необходимо заменить.

Датчик положения коленчатого вала предназначен для синхронизации работы эле­ктронного блока управления двигателем с уг­ловым положением коленчатого вала. Дейст­вие датчика основано на эффекте Холла.

Датчик установлен в передней части двигате­ля напротив маховика (для двигателя CR14DE).

На двигателе HR16DE датчик положения колен­чатого вала расположен в задней части двига­теля, напротив задающего венца на карданном валу двигателя. Задающий венец представляет собой зубчатое колесо с впадинами. Два зуба срезаны для создания импульса синхрониза­ции («опорного» импульса), который необхо­дим для согласования работы блока управле­ния с ВМТ поршней в 1-ми 4-м цилиндрах При вращении коленчатого вала зубья из­меняют магнитное поле датчика, наводя им­пульсы напряжения переменного тока. Блок управления по сигналам датчика определяет частоту вращения коленчатого вала и выдает импульсы на форсунки При отказе датчика пуск двигателя невоз­можен.

Датчик положения распределительного вала индуктивного типа установлен в передней части головки блока цилиндров. При вращении впускного распределительного вала выступы на его передней шейке изменяют магнитное поле датчика, наводя импульсы напряжения пере­менного тока Сигналы датчика используются ЭБУ для организации фазированного впрыска топлива в соответствии с порядком работы ци­линдров, а также для управления изменением фаз газораспределения в зависимости от ре­жима работы двигателя. При возникновении неисправности в цепи датчика положения рас­пределительного вала электронный блок зано­сит в память ее код и включает сигнализатор.

Датчик температуры охлаждающей жид­кости установлен в системе охлаждения двига­теля. Чувствительным элементом датчика явля­ется термистор, электрическое сопротивление которого изменяется обратно пропорциональ­но температуре. При низкой температуре ох­лаждающей жидкости (-20 °С) сопротивление термистора составляет около 15 кОм, при по­вышении температуры до +80 °С сопротивле­ние уменьшается до 320 Ом.

Электронный блок питает цепь датчика тем­пературы постоянным «опорным» напряжени­ем. Напряжение сигнала датчика достигает максимального значения на холодном двигате­ле и снижается по мере его прогрева. По зна­чению напряжения электронный блок опреде­ляет температуру двигателя и учитывает ее при расчете регулировочных параметров впрыска и зажигания. При отказе датчика или наруше­ниях в цепи его подключения ЭБУ устанавлива­ет код неисправности и запоминает его.

В корпусе датчика установлен также допол­нительный термистор для управления указа­телем температуры охлаждающей жидкости в комбинации приборов.

Датчик положения дроссельной за­слонки выполнен как одно целое с крышкой дроссельного узла.

Датчик представляет собой потенциометр, на один конец которого подается «плюс» на­пряжения питания (5 В), а другой его конец соединен с «массой».

С третьего вывода потенциометра (от пол­зунка) идет выходной сигнал к электронному блоку управления.

Когда дроссельная заслонка поворачива­ется (от воздействия на педаль управления), изменяется напряжение на выходе датчика. При закрытой дроссельной заслонке оно со­ставляет около 0,5 В Когда заслонка откры­вается, напряжение на выходе датчика растет, при полностью открытой заслонке оно должно быть около 4,5 В.

Отслеживая выходное напряжение датчика. ЭБУ корректирует подачу топлива в зависи­мости от угла открытия дроссельной заслонки (те. по желанию водителя)

Датчик положения дроссельной заслонки не требует регулировки, так как блок управле­ния воспринимает холостой ход (т.е. полное закрытие дроссельной заслонки) как нулевую отметку.


Датчики концентрации кислорода (лямбда-зонды) ввернуты в резьбовые от­верстия выпускного коллектора и приемной трубы системы выпуска отработавших газов.

Датчик на входе в каталитический нейтрали­затор служит для управления составом топли­вовоздушной смеси.





...а датчик на приемной трубе - для оценки эффективности работы нейтрализатора. В металлических колбах датчиков расположен гальванический элемент, омываемый потоком отработавших газов. В зависимости от содер­жания кислорода в отработавших газах в ре­зультате сгорания топливовоздушной смеси изменяется напряжение сигналов датчиков.

Информация от каждого датчика поступает в блок управления в виде сигналов низкого (от 0.1 В) и высокого (до 0.9 В) уровней. При сигнале низкого уровня блок управления получает информацию о высоком содержании кислорода. Сигнал высокого уровня свиде­тельствует о низком содержании кислорода в отработавших газах Постоянно отслеживая напряжение сигна­ла датчиков, блок управления корректирует количество впрыскиваемого форсунками топ­лива. При низком уровне сигнала датчика на входе Б нейтрализатор (бедная топливовоз­душная смесь) количество подаваемого топ­лива увеличивается, при высоком уровне сиг­нала (богатая смесь) - уменьшается. Если разница между уровнями сигналов датчиков на входе и выходе нейтрализатора меньше значений, допустимых при данном режиме работы, блок управления идентифицирует не­исправность нейтрализатора.


Датчик детонации прикреплен к верхней части блока цилиндров в зоне между 2-м и 3-м цилиндрами и улавливает аномальные вибра­ции (детонационные удары) в двигателе. Чув­ствительным элементом датчика детонации является пьезокристаллическая пластинка. При детонации на выходе датчика генерируют­ся импульсы напряжения, которые увеличива­ются с возрастанием интенсивности детона­ционных ударов Электронный блок по сигналу датчика регулирует опережение зажигания для устранения детонационных вспышек топлива В процессе работы ЭБУ использует также данные о скорости автомобиля, получаемые от блока управления ABS. На версиях автомо­биля, не оборудованных ABS, для этой цели используется датчик скорости, установлен­ный в коробке передач, или отдельный датчик частоты вращения правого переднего колеса.



Датчик массового расхода воздуха ус­тановлен в патрубке корпуса воздушного

фильтра. Принцип работы датчика массового расхода воздуха основан на поддержании постоянной температуры резисторов (чем выше скорость потока воздуха, тем больший ток необходим для поддержания температу­ры резистора). В зависимости от информа­ции, полученной от датчика, ЭБУ регулирует количество впрыскиваемого топлива и угол опережения зажигания

ПРИМЕЧАНИЕ

На двигателе CR14DE установлен датчик аб­солютного давления во впускной трубе. Дат­чик преобразует степень разрежения в этой трубе в изменение электрического напряже­ния, по значению которого ЭБУ устанавлива­ет параметры работы двигателя. Выходное напряжение датчика изменяется в соответст­вии с давлением во впускной трубе - от 4,0 В (при полностью открытой дроссельной за­слонке) до 0,79 В (при закрытой заслонке). При неработающем двигателе блок управ­ления по напряжению датчика определяет атмосферное давление и адаптирует пара­метры регулирования впрыска к конкретной высоте над уровнем моря. Значения атмо­сферного давления, хранящиеся в памяти, периодически обновляются при равномер­ном движении автомобиля и во время полно­го открытия дроссельной заслонки.

Электромагнитный клапан системы из­менения фаз газораспределения установ­лен в головке блока цилиндров двигателя. На двигателе HR16DE электромагнитный кла­пан установлен в передней части головки блока цилиндров, на двигателе CR14DE уста­новлен в задней части. Клапан регулирует давление масла, подаваемого в исполнитель­ный механизм изменения фаз, установленный на переднем (или заднем) конце распредели­тельного вала впускных клапанов.

Система осуществляет оптимальную наст­ройку Фаз газораспределения, изменяя их во всем диапазоне значений частоты и нагрузки двигателя, что увеличивает мощность и крутя­щий момент при любом скоростном режиме

При остановке двигателя давление масла заставляет переместить золотник управляю­щего клапана в положение, соответствующее наиболее поздней фазе газораспределения

Управляющий клапан срабатывает по сигналу блока управления двигателем и подает масло либо к камере запаздывания, либо к камере опережения при непрерывном изменении фаз газораспределения соответственно либо в сторону их опережения, либо в сторону за­паздывания Для вывода из памяти ЭБУ кодов неисправ­ностей, выявленных при работе системы уп­равления двигателем, служит диагностичес­кий разъем


Диагностический разъем расположен в са­лоне автомобиля под панелью приборов с ле­вой стороны. К диагностическому разьему можно подключить сканирующее устройство, которое считывает информацию с последо­вательной шины данных.


Прежде чем снимать любые узлы системы управления впрыском топлива, отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

Не пускайте двигатель, если наконечники проводов на аккумуляторной батарее плохо затянуты.

Никогда не отсоединяйте аккумуляторную батарею от бортовой сети автомобиля при работающем двигателе.

При зарядке аккумуляторной батареи отсое­диняйте ее от бортовой сети автомобиля.

Не подвергайте ЭБУ воздействию температуры выше 65 'С в рабочем состоянии и выше 80 'С - в нерабочем (например, в сушильной камере). Не отсоединяйте от ЭБУ и не присоединяйте к нему провода при включенном зажигании. Перед проведением электросварочных ра­бот на автомобиле отсоединяйте провода от аккумуляторной батареи и колодки жгута проводов от ЭБУ.

Все измерения напряжения выполняйте ци­фровым вольтметром, внутреннее сопротив­ление которого не менее 10 МОм. Электронные узлы, применяемые в системе впрыска топлива, рассчитаны на очень ма­лое напряжение, поэтому легко могут быть повреждены электростатическим разрядом.


Для того чтобы не допустить повреждения ЭБУ, не прикасайтесь руками к его выводам. Для диагностики системы управления двига­телем во всех случаях требуется специаль­ное сканирующее устройство, поэтому при возникновении неисправностей системы об­ращайтесь на специализированный сервис.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
5 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности