Руководство | Kia Ceed (2009+). СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ, КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ САЛОНА

Kia Ceed (2009+). СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ, КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ САЛОНА

ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА

Система отопления, кондиционирования и вентиляции представляет собой единый комплекс, обеспечивающий максимально комфортные условия в салоне автомобиля независимо от погодных условий и режима движения. Система включает в себя ото­питель (повышает температуру воздуха при любых режимах работы системы), кон­диционер (снижает температуру и влаж­ность воздуха), воздухонагнетатель (вен­тилятор) и воздуховоды с фильтром (обеспечивают воздухообмен в салоне, очи­щают воздух от пыли), а также блок управ­ления (управляет всеми элементами систе­мы для получения заданных параметров комфорта).


ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ

На автомобиле установлен отопитель сало­на жидкостного типа.

Радиатор отопителя объединен с системой охлаждения двигателя двумя шлангами, про­ходящими в моторном отсеке. Радиатор по­мещен в пластмассовый кожух климатическо­го блока, установленный под центральной ча­стью панели приборов.


Основные узлы отопителя (рис. 12.1):

- теплообменник (радиатор) 6 отопителя, предназначенный для нагревания поступаю­щего в салон воздуха теплом охлаждающей двигатель жидкости;

- вентилятор (воздухонагнетатель) 11. Эле­ктродвигатель 12 вентилятора с возбуждени­ем от постоянных магнитов, обеспечивающий


Рис. 12.1. Принципиальная схема движения воздушных потоков в системе вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха: 1 - дефлекторы обдува ветрового стек­ла; 2 - заслонки распределения воздушных потоков к дефлекторам ветрового стекла и дефлекторам панели приборов; 3 - дефлекторы панели приборов; 4 - воздуховоды обо­грева зоны ног водителя и пассажиров; 5 - заслонка распределения воздушных потоков к дефлекторам панели приборов и воздуховодам обогрева зоны ног водителя и пасса­жиров; 6 - радиатор отопителя; 7 - салонный воздушный фильтр; 8 - заслонка системы рециркуляции воздуха; 9 - короб воздухопритока; 10 - воздухозаборник в салоне авто­мобиля; 11 - крыльчатка вентилятора; 12 - электродвигатель вентилятора; 13 - испаритель кондиционера; 14 - дренажное отверстие для слива конденсата; 15 - заслонка регулятора температуры; 16 - корпус блока системы отопления и кондиционирования



Рис. 12.2. Принципиальная схема движения хладагента в системе кондиционирования воздуха: 1 - комбиниро­ванный датчик давления; 2 - участок трубопровода высокого давления; 3 - ресивер-осушитель; 4 - сервисный кла­пан линии высокого давления; 5 - конденсор (радиатор кондиционера); б - вентилятор конденсора и радиатора си­стемы охлаждения; 7 - компрессор кондиционера; 8 - участок трубопровода низкого давления; 9 - сервисный кла­пан линии низкого давления; 10 - вентилятор отопителя; 11 - испаритель; 12 - терморегулирующий клапан


Рис. 12.3. Компрессор кондиционера: 1 - прижимной диск; 2 - шкив привода; 3 - передняя крышка корпуса; 4 - ко­лодка электрического разъема катушки электромагнита; 5 - фланец крепления трубопровода низкого давления; 6 - крышка блока клапанов; 7 - фланец крепления трубопровода высокого давления; 8 - проушина крепления; 9 - корпус насосной части; 10 - заглушка наливного отверстия; 11 - демпфер прижимного диска


регулируемую подачу наружного воздуха к за­слонкам отопителя и кондиционера;

-заслонка 15 регулятора температуры воз­духа, поступающего из отопителя в салон. От изменения ее положения зависит количе­ство воздуха, проходящего через теплооб­менник отопителя, и наружного воздуха, про­ходящего в обход теплообменника;

- заслонки 2 распределения воздуха, по­ступающего из отопителя по воздуховодам в салон или для обдува ветрового стекла.

Kia Ceed (2009+). ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ

На автомобилях Kia Cee'd установлена сис­тема кондиционирования компрессорного ти­па. Узлы отопителя и теплообменник испари­теля кондиционера скомпонованы в одном блоке. Органы управления системой кондици­онирования воздуха расположены на панели, общей с органами управления отопителем.

Принципиальная схема движения хладаген­та в системе кондиционирования воздуха приведена на рис. 12.2.


Компрессор поршневого типа установлен на блоке цилиндров двигателя и приводится во вращение поликлиновым ремнем.

Компрессор (рис. 12.3) обеспечивает цир­куляцию хладагента в системе. Вал компрес­сора установлен в алюминиевой передней крышке корпуса на подшипниках и уплотнен со стороны шкива привода сальником.

Шкив привода компрессора установлен на двухрядном шариковом подшипнике и при ра­ботающем двигателе постоянно вращается. При включении кондиционера крутящий мо­мент передается от шкива к валу компрессо­ра через фрикционную муфту с электромаг­нитным приводом.

ПРИМЕЧАНИЯ

Если система исправна, во время включе­ния кондиционера раздается щелчок - это прижимной диск муфты под действием эле­ктромагнита входит в зацепление со шки­вом привода, и начинает вращаться ротор компрессора.


Рис. 12.4. Конденсор кондиционера: 1 - ресивер; 2,4 - бачки конденсора; 3 - соты; 5 - фланцы крепления трубо­проводов; 6, 7 - кронштейны крепления


Но в процессе эксплуатации кондиционера могут возникнуть следующие неисправности компрессора.

1. Если при выключенном кондиционере муф­та во время вращения издает посторонние звуки, греется или появляется запах гари, то, вероятно, начал разрушаться ее подшипник. В этом случае необходимо заменить подшип­ник (см. «Замена подшипника шкива приво­да», с. 271). В некоторых запущенных случаях может потребоваться замена муфты компрес­сора в сборе или составляющих ее частей.

2. Если после включения кондиционера щелчка не слышно, то возможны следующие неполадки:

-произошла утечка хладагента, и система уп­равления блокирует включение компрессора;

- вышел из строя датчик давления в системе;

- неисправности в электрических цепях сис­темы управления;

- сгорела обмотка катушки электромагнита муфты;

- блок управления двигателем по какой-либо причине (высокая температура охлаждающей жидкости двигателя, высокие обороты двига­теля) заблокировал включение компрессора.

3. Если муфта вращается легко и свободно, но при включении кондиционера отчетливо слышны посторонние шумы или даже глох­нет двигатель, то, скорее всего, заклинило компрессор. Внутренняя насосная часть компрессора ремонту не подлежит. В этом случае компрессор придется заменить.

4. И последний, самый неприятный вариант. Щелчок раздается, муфта легко вращает вал компрессора, а охлаждение воздуха в салоне не происходит. В этом случае ком­прессор работает вхолостую, ничего не пе­рекачивая. Определить эту неисправность может только опытный специалист при на­личии специального контрольно-диагности- ческого оборудования.

Наиболее точно определить причину неис­правности можно после полной диагностики в специализированном сервисном центре по ремонту автомобильных кондиционеров.

Конденсор (радиатор кондиционера)

(рис. 12.4) многопоточного типа расположен перед радиатором системы охлаждения дви­гателя. Он крепится с помощью четырех крон­штейнов к рамке радиатора. Соты конденсора изготовлены из плоских тонкостенных алюми­ниевых трубок с внутренними продольными перегородками для жесткости и наружным оребрением для улучшения теплообмена. Бачки алюминиевые, с фланцами для подсое­динения трубопроводов. По высоте бачки разделены на секции, поэтому, проходя через конденсор, поток хладагента несколько раз меняет направление. В конденсоре происхо­дит конденсация паров сжатого компрессо­ром хладагента и отвод выделяющегося при этом тепла в окружающий воздух.

При включении кондиционера блок управ­ления двигателем включает цепь питания эле­ктрического вентилятора радиатора охлажде­ния двигателя, что улучшает теплообмен в конденсоре и снижает давление в системе кондиционера.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ



Не реже одного раза в год, лучше перед на­чалом летней эксплуатации, промывайте оребрение А сот конденсора от налипшей грязи, пыли и противогололедных реаген­тов Б. Это улучшит теплообмен, снизит дав­ление в системе и увеличит срок службы элементов системы.

Не применяйте для мойки конденсора мою­щие установки со струей воды под высоким давлением. Это может привести к поврежде­нию В тонкостенных пластин оребрения. Даже при регулярной мойке необходимость замены конденсора возникает гораздо чаще, чем хотелось бы. Дело в том, что он первым принимает на себя поток противогололедных реагентов, грязи и камешков с дороги. А стен­ки трубок у него тоненькие... В большинстве случаев конденсор повреждается коррозией на третий-четвертый год эксплуатации.

Если в результате коррозии нарушится гер­метичность конденсора, то ремонтировать его себе дороже. Даже если мастеру аргоно­вой сварки удастся залатать дыру, то вскоре возможно появление течи в другом месте. Кстати, давление в системе в жаркие дни мо­жет доходить до 25-28 бар.

Кроме того, следует учитывать сложную структуру трубки конденсора: вдоль она раз­делена перегородками на каналы, поэтому велика вероятность, что после сварки часть каналов будет перекрыта. Соответственно упадет рассеиваемая мощность и ухудшится работа кондиционера, особенно в пробках и в жаркую погоду.

После каждого эксперимента с латанием конденсора нужно будет оплатить снятие-ус- тановку, сварку конденсора и заправку сис­темы хладагентом. Так что лучше сразу уста­новить новый конденсор. Вместо дорогого оригинального вполне можно купить более дешевый конденсор от авторизованных про­изводителей запасных частей.

Испаритель расположен в блоке системы отопления и кондиционирования воздуха в са­лоне. Испаритель изготовлен из алюминиевых трубок с наружным оребрением для улучшения теплообмена. Проходя по трубкам испарителя, кипящий хладагент активно поглощает тепло из воздуха, обдувающего наружную оребренную поверхность трубок. Воздух охлаждается и вентилятором подается в салон автомобиля.

ПРИМЕЧАНИЕ

При охлаждении проходящего через испари­тель воздуха содержащиеся в нем водяные пары конденсируются.

Конденсат через дренажную трубку, распо­ложенную на нижней части правой стороны



моторного щита, сливается под днище ав­томобиля. При высокой влажности окружа­ющего воздуха под автомобилем может об­разоваться лужа воды, что является кос­венным признаком исправности системы кондиционирования.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ_______________________

В процессе эксплуатации автомобиля на влажной от конденсата наружной поверхнос­ти испарителя оседают частицы дорожной пыли и грязи.

Этот слой становится прекрасной средой для жизни и бурного размножения гнилостных бактерий и грибковых культур. Со временем в автомобиле появляется неприятный запах. Особенно сильно он ощущается в момент вы­ключения кондиционера и во влажную погоду. Для того чтобы максимально снизить риск возникновения этой проблемы, при покупке нового автомобиля необходимо провести профилактическую обработку испарителя специальными химическими препаратами, регулярно заменять салонный фильтр и про­чищать дренажную трубку. Если, несмотря на принятые меры, запах все же появился, обратитесь в специализированный сервис по ремонту автомобильных кондиционеров для дезинфекции или промывки испарителя. При очень сильном загрязнении испаритель придется заменить.

На боковой поверхности испарителя рас­положен фланец для крепления терморегули­рующего клапана.


Терморегулирующий клапан блочного ти­па расположен в корпусе испарителя. Клапан крепится к трубопроводам и испарителю с по­мощью фланцевых соединений. Пройдя через дросселирующее отверстие в корпусе клапа­на, жидкий хладагент резко снижает свое дав­ление и начинает кипеть. В корпусе клапана ус­тановлен регулирующий элемент, изменяющий проходное сечение дросселирующего отвер­стия в зависимости от давления и температуры хладагента. Регулирующий элемент настраива­ется на заводе-изготовителе и в процессе экс­плуатации регулировке не подлежит.

Ресивер-осушитель установлен на кон­денсоре с левой стороны и составляет с ним неразборный блок. Внутри корпуса находит­ся фильтрующий элемент (картридж), запол­ненный гранулами осушителя (силикагеля). Проходящий через ресивер сжиженный хла­дагент очищается от возможных примесей, грязи и влаги. В нижней части корпуса распо­ложено отверстие для замены фильтрующего элемента.

В случае ремонта или замены элементов сис­темы кондиционирования, если она находи­лась в открытом состоянии (были сняты ка- кие-либо узлы, разрушены трубопроводы и т.п.), картридж ресивера-осушителя подле­жит замене. Иначе после заправки системы хладагент не будет осушаться и внутри сис­темы могут образоваться кислоты, которые разрушат изнутри детали кондиционера.

Трубопроводы соединяют все элементы системы кондиционирования в единый гер­метичный контур. Трубопроводы и фланцы их крепления изготовлены из алюминиевых сплавов.


Рис. 12.5. Конструкция шланга гибкой вставки: 1 - на­ружная защитная оболочка; 2 - тканевый корд силового каркаса; 3 - пластиковый герметизирующий слой; 4 - внутренний маслостойкий слой

Оберегайте металлические участки трубо­проводов от вмятин и перегибов. Любое суже­ние проходного сечения трубопровода приво­дит к снижению производительности системы.

Для соединения взаимоподвижных элемен­тов системы трубопроводы на некоторых уча­стках снабжены гибкими вставками (рис. 12.5) из синтетических материалов.

В местах соединения отдельных элементов системы установлены уплотнительные кольца круглого сечения из неопрена. Во время ре­монта системы при разъединении участков трубопроводов уплотнительные кольца под­лежат обязательной замене. Резьбовые со­единения трубопроводов затягивайте реко­мендуемым моментом. Слабая или излишне сильная затяжка приводит к деформации уп­лотняемых поверхностей и утечке хладагента.

Сервисные клапаны для подсоединения диагностического и заправочного оборудова­ния расположены на трубопроводах.

ПРИМЕЧАНИЕ

Так расположены на трубопроводах сервис­ные клапаны линий низкого А и высокого Б давления.




Клапаны закрыты резьбовыми колпачками, для предохранения их от попадания грязи. На колпачки нанесены буквы «Н» и «L» линий высокого и низкого давления соответственно.

В клапанах установлены золотники, сход­ные по конструкции с золотниками шин колес, но отличающиеся от них размерами.

Для выворачивания и вворачивания золот­ников используется специальный ключ.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ


Проверять наличие хладагента в системе путем нажатия на золотники сервисных кла­панов запрещено, так как после такой про­верки золотник клапана может полностью не закрыться и произойдет утечка хладагента из системы!



Датчик давления установлен в моторном отсеке с правой стороны на участке трубо­провода линии высокого давления.

По сигналам датчика электронный блок уп­равления двигателем отключает компрессор кондиционера при разгерметизации системы или аварийном повышении давления в ней с целью защиты компрессора от перегрузок.


Панель блока управления системой отоп­ления, кондиционирования и вентиляции сало­на установлена на консоли панели приборов.

Подробно органы управления отопителем, кондиционером и вентиляцией описаны в подразделе «Отопление (кондиционирова­ние) и вентиляция», с. 26.

В зависимости от варианта исполнения па­нели блока управления система/ датчик тем­пературы воздуха в салоне расположен...


...в панели приборов справа от рулевой ко­лонки...

...или непосредственно в лицевой панели блока управления. Для исключения неверных показаний значений температуры из-за влия­ния нагретых элементов панели датчик снаб­жен системой принудительного обдува. Сис­тема обеспечивает равномерное протекание воздуха из передней части салона автомоби­ля через корпус датчика. Для нормального движения воздуха предохраняйте входное от­верстие корпуса датчика от попадания каких- либо твердых частиц или жидкости. Особенно это касается случаев химической чистки сало­на. Во время уборки салона пылесосом кате­горически запрещается подносить всасываю­щий наконечник трубы пылесоса к входному отверстию датчика. При затрудненном проте­кании воздуха через корпус датчика нормаль­ное функционирование системы автоматиче­ского управления климатом нарушается.


Датчик наружной температуры хотя и расположен в передней части автомобиля за облицовкой радиатора в защищенном от солнечного излучения и вентилируемом мес­те, подвержен воздействию таких факторов, как теплый воздух от двигателя и излучение от нагретого асфальта. Поэтому его показания иногда могут быть несколько завышенными, особенно после долгого простаивания в пробках. Показания наружной температуры можно считать правильными при движении не менее 10 мин со скоростью не менее 40 км/ч.




Для повышения эффективности работы си­стемы управления климатом и более ком­фортного распределения воздушных потоков в салоне на панели приборов возле стекла ветрового окна с правой стороны установлен датчик А солнечной освещенности В за­висимости от степени нагрева салона солнеч­ными лучами по сигналам датчика потоки воз­духа направляются в область лица или ног во­дителя и переднего пассажира.

Хладагент. Система заправлена хладаген­том HFC-134а (R134а). Полный объем за­правки составляет (500±25) г

В хладагент добавлено специальное масло FD 46XG (PAG) для смазки компрессора. Кате­горически запрещено использовать в систе­ме хладагенты и масла других типов.

ПРИМЕЧАНИЯ

В процессе эксплуатации автомобильного кондиционера периодически возникают си­туации, когда требуется обслуживание сис­темы кондиционирования или ее ремонт. Для этого используется современное диагно­стическое и ремонтное оборудование. Самая распространенная ситуация - это разгерме­тизация системы и выход из нее хладагента.

Для обнаружения мест утечки используются высокочувствительные галогеновые течеис- катели со звуковой индикацией.

В некоторых сложных случаях применяется метод так называемой «ультрафиолетовой» диагностики герметичности системы авто­кондиционера.

Метод состоит в том, что в систему в микро­дозах вводится специальный краситель.

В местах микротечей краситель вместе с хладагентом постепенно выходит на на­ружную поверхность элементов системы.

Во время осмотра системы краситель под действием ультрафиолетовых лучей специ­ального светильника начинает светиться (флюоресцировать)...


...и места утечки хладагента становятся видны.

Следует отметить, что краситель не оказы­вает какого-либо отрицательного воздейст­вия на систему. Он может находиться в хла­дагенте и циркулировать по системе сколь угодно долго и сослужить свою службу, толь­ко когда возникнет утечка.

После ремонта автокондиционера необходи­мо провести вакуумирование и заправку сис­темы соответствующим хладагентом (R134а). Объем заправки автокондиционера для каж­дой модели автомобиля индивидуален.

Для проведения высококачественной за­правки автомобильного кондиционера не­обходимы:

- прецизионные манометрические блоки со специальными соединительными наконеч­никами;

- двухступенчатый вакуумный насос для полного удаления воздуха и водяных паров из системы;

- высокоточные (цена деления не более 5 г) весы для дозирования заправляемого хла­дагента.

В связи со специфическими особенностя­ми ремонта системы кондиционирования в данном разделе описаны только работы по снятию и установке отдельных элементов и блока управления системой. Работы, свя­занные с заправкой системы хладагентом, следует проводить в специализированных сервисных центрах.

Система кондиционирования заправлена хладагентом под высоким давлением. Попа­дание жидкого хладагента на кожные покро­вы человека вызывает сильное обмороже­ние, поэтому все работы, связанные с обслу­живанием, ремонтом или демонтажем элементов системы кондиционирования, проводите по возможности в специализиро­ванных сервисных центрах, оборудованных профессиональным технологическим обору­дованием. При проведении работ своими си­лами принимайте меры предосторожности.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
3 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности