Руководство | Lifan Smily 320. КОЛЕСА И ШИНЫ

Lifan Smily 320. КОЛЕСА И ШИНЫ

Колеса автомобиля состоят из двух основных элементов - обода колеса (колесного диска) и шины.

КОЛЕСНЫЕ ДИСКИ

На автомобиль устанавливают колесные диски двух типов: стальные штампованные или легкосплавные литые. Стальные колесные диски изготовляют из двух частей. Обод колеса, на который устанавливается шина, и собственно диск (рис. 14.1) соединяют друг с другом сваркой. У литых колесных дисков обе части объединены в единую деталь.

Проверка радиального и бокового биения дисков. Закрепите диск без шины на оси балансировочного устройства. Установите измерительный наконечник стрелочного индикатора сначала на радиальную, а затем на боковую внутреннюю поверхность диска, на которые опирается борт шины (рис. 14.2).

Руками медленно проворачивайте диск балансировочного устройства, одновременно снимая показания индикатора. При этом не учитывайте отклонения стрелки индикатора от местных выступов или углублений на диске.

Если максимальное значение биения больше указанных значений, замените диск.

ПРИМЕЧАНИЕ

Максимальное биение стального диска: Н = = 0,8; S = 1,0 мм. Максимальное биение легкосплавного диска: Н = S = 1,5 мм.

Рис. 14.1. Параметры колесных дисков: А - ширина профиля обода (в дюймах); В - форма бортовой закра­ины; С - диаметр обода (в дюймах); D - отверстия под шпильки ступицы; Е - профиль борта покрышки; F - вы­лет ЕТ (в мм); G- точка, в которой измеряется макси­мальное биение диска; Н - центр диска

В зави­симости от модификации устанавливают колесные диски двух типов: стальные штампованные диаметром 15 дюймов или легкосплавные диаметром 16, 17 дюймов. Стальные колесные диски изготавливают из двух частей. Обод колеса, на который устанавливается шина, и собственно диск соединяют друг с другом сваркой. У легкос­плавных колесных дисков обе части объе­динены в единую деталь.

Маркировка колесных дисков. Пара­метры колесных дисков указаны на рис. 14.1, которые приведены в их маркировке.


Маркировка колесного диска, например, 16x61/2J расшифровывается следующим образом:

16 - диаметр обода в дюймах; х - глубокий обод;

61/2 _ ширина профиля обода в дюймах; J - форма бортовой закраины обода (J- образная);


Н2 - (в данном случае параметр не ука­зан) глубокий обод с кольцевыми поясками на посадочных полках (хампы на обеих по­садочных полках обода).

Проверка радиального и бокового биения дисков. Закрепите диск без шины на оси балансировочного устройства. Уста­новите измерительный наконечник стре­лочного индикатора сначала на радиаль­ную, а затем на боковую внутреннюю по­верхность диска, на которые опирается борт шины (рис. 14.2).

Руками медленно проворачивайте диск балансировочного устройства, одновре­менно снимая показания индикатора. При этом не учитывайте отклонения стрелки ин­дикатора от местных выступов или углубле­ний на диске.

Если максимальное значение биения больше указанных значений, замените диск.

ПРИМЕЧАНИЕ

Максимальное биение стального диска: Н =

0, 8; S = 1,0 мм. Максимальное биение лег­косплавного диска: Н = S = 1,5 мм.

ШИНЫ

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Шина - сложное высокотехнологичное изделие. От конструкции и качества устано­вленных на автомобиль шин во многом за­висит комфортность и безопасность езды.

Рис 14.2. Поверхности измерения биения диска: Н -

радиальное биение; S - боковое биение



Рис. 14.3. Элементы конструкции шины: 1 - бокови­ны; 2 - каркас; 3 - плечевая зона; 4 - брекер; 5 - про­тектор; б - камера; 7 - ободная лента; 8 - обод; 9 - борт


Шины - одни из немногих деталей авто­мобиля, при покупке которых автовладелец имеет большую свободу выбора и может проявить творческий подход.

В настоящее время в продаже предста­влены сотни моделей шин от десятков про­изводителей. Этот раздел призван помочь автовладельцам разобраться в основных особенностях конструкции шин и сделать правильный выбор при покупке.

Покрышка - упругая резинокордная часть пневматической шины, восприни­мающая тяговые и тормозные усилия и обеспечивающая сцепление резины с до­рогой. Основными элементами покрышки являются каркас 2 (рис. 14.3), брекер 4, протектор 5, боковины 1 и борта 9.

Камера (ездовая камера) - резиновая кольцевая труба со специальным вентилем.

Камерная шина - покрышка в комбина­ции с камерой.

Бескамерная шина - покрышка, не тре­бующая камеры. Герметичность полости достигается особым строением самой по­крышки и обода.

Каркас - важнейшая силовая часть ши­ны, обеспечивающая ее прочность, воспри­нимающая внутреннее давление воздуха и передающая на колесо нагрузки от внешних сил, действующих со стороны дороги.

Задачей каркаса является поддержива­ние амортизационных свойств шины, а так­же удерживание в шине необходимого для этого количества воздуха.

Каркас состоит из одного или несколь­ких, наложенных друг на друга слоев обре- зиненного корда. В зависимости от кон­струкции каркаса, размеров, допустимой нагрузки и давления воздуха в шине число слоев корда в каркасе может изменяться от 1 (в легковой) до 16 и более (в грузовых, сельскохозяйственных шинах и пр.).

Брекер - часть шины, состоящая из слоев корда и расположенная между каркасом и протектором шины. Он служит для улучше­ния связей каркаса с протектором, предот­вращает его отслоение под действием внешних и центробежных сил, амортизирует ударные нагрузки и повышает сопротивле­ние каркаса механическим повреждениям.

В брекере нити корда в смежных слоях пересекаются друг с другом и с нитями корда соприкасающегося слоя каркаса, т.е. расположены диагонально независимо от конструкции шины.

В зависимости от материала корда шины подразделяются на шины с текстильным брекером, шины с металлическим бреке- ром, а при использовании металлокорда и в каркасе - цельнометаллокордные.

Протектор - наружная часть покрышки, представляющая собой массивный слой резины. С наружной поверхности протектор имеет рельефный рисунок в виде выступов и канавок (ламелей), так называемую «бего­вую дорожку». Рисунок рельефной части


определяет приспособленность шины для работы в различных дорожных условиях. От качества протектора зависит износостой­кость шины и сцепление колеса с дорогой, а также уровень шума и вибраций.

Плечевая зона - часть протектора, рас­положенная между беговой дорожкой и бо­ковиной шины. Она увеличивает боковую жесткость шины, воспринимает часть боко­вых нагрузок, передаваемых беговой до­рожкой, и улучшает соединение протекто­ра с каркасом.

Боковина - часть шины, расположенная между плечевой зоной и бортом, предста­вляющая собой относительно тонкий слой эластичной резины, являющийся продол­жением протектора на боковых стенках каркаса и предохраняющий его от влаги и механических повреждений. На боковины нанесены обозначение и маркировка шин.

Борт - жесткая часть шины, служащая для ее крепления и герметизации (в случае бескамерной) на ободе колеса.

Основа борта - нерастяжимое кольцо, сплетенное из стальной обрезиненной про­волоки. Борт состоит из слоя корда, завер­нутого вокруг проволочного кольца, и кру­глого или профилированного резинового наполнительного шнура. Стальное кольцо придает борту необходимую жесткость и прочность, а наполнительный шнур - моно­литность и эластичный переход от жесткого кольца к резине боковины. С наружной сто­роны борта расположена бортовая лента из прорезиненной ткани, или корда, предох­раняющая борт от истирания об обод и повреждения при монтаже и демонтаже.

КЛАССИФИКАЦИЯ ШИН

Шины классифицируются следующим образом.

1. По типу рисунка протектора и усло­виям эксплуатации:

- дорожные шины (летние) - предназ­начены для эксплуатации на шоссейных до­рогах. Рисунок протектора состоит из ша­шек или ребер, разделенных канавками, как правило неширокими;

- универсальные шины - предназначе­ны для эксплуатации как на шоссейных, так и на грунтовых дорогах. Рисунок протекто­ра состоит из шашек или ребер и может иметь грунтозацепы (массивные выступы) по краям протектора;

- шины повышенной проходимости - служат для эксплуатации в условиях бездо­рожья и мягких грунтов. Отличаются разре­женным рисунком с развитыми грунтозаце- пами по краям и мощными недеформируе- мыми шашками по центру беговой дорожки;

- всесезонные шины R+W Ro- ad»+«Winter» - дорожная и зимняя) - пред­назначены для эксплуатации как в зимнее, так и в летнее время. Обеспечивают прие­млемую реализацию характеристик эк­сплуатации при круглогодичном использо­вании по шоссейным и грунтовым дорогам. Рисунок более разреженный, чем у дорож­ных, и может быть с микроканавками (ла­мелями), обеспечивающими сцепление с обледенелой и заснеженной дорогой;


- зимние шины M+S Mud»+«Snow» - грязь и снег) - предназначены для эксплуа­тации в зимнее время года. Существуют два типа зимних шин:

а) нешипуемые. изготовленные из мяг­ких сортов резины, чаще всего имеющие направленный рисунок с большим количе­ством ламелей и предназначенные в основ­ном для эксплуатации на очищаемых доро­гах, в крупных городах;

б) шипованные или с возможностью шипования. изготовленные из резины средней жесткости и имеющие шипы или размеченные места для монтажа шипов. Рисунок протектора разреженный, с разви­той сетью ламелей, в некоторых случаях приближаются к внедорожным моделям шин. Обеспечивают неплохую проходи­мость на глубоком снегу и хорошо удаляют снежную шугу. Шипованные шины отлича­ются лучшим сцеплением со льдом и ука­танным снегом, но на твердом дорожном покрытии сцепление ухудшается. Облада­ют повышенной шумностью.

2. По виду рисунка протектора.

В зависимости от расположения элемен­тов рисунок протектора может быть нена­правленным А (рис. 14.4), направленным Б или асимметричным В.

Ненаправленный рисунок - симме­тричный относительно радиальной плоско­сти колеса (проходящей через его ось вра­щения). Является наиболее универсаль­ным, поэтому большую часть шин выпускают именно с этим рисунком.

Направленный рисунок - симметрич­ный относительно центральной плоскости вращения колеса (проходящей через сере­дину протектора). Он отличается улучшен­ной способностью отвода воды из пятна контакта с дорогой и пониженной шумно­стью. Запасное колесо совпадает по на­правлению вращения только с колесами одной стороны автомобиля, но временная установка его на другую сторону допусти­ма при условии движения с небольшой скоростью.

Асимметричный рисунок - несимме­тричный относительно центральной пло-


скости вращения колеса. Его используют для реализации разных свойств в одной шине. Например, наружная сторона шины лучше работает на сухой дороге, а внутрен­няя - на мокрой.

3. По способу герметизации полости.

Шины бывают с камерой или без камеры.

Бескамерные шины в основном считают­ся более надежными, чем шины с камерой, потому что при проколе шины воздух поки­дает ее только через отверстие прокола, в то время как в шинах с камерой воздух вы­текает из полости шины по всей окружно­сти монтажного отверстия, поскольку гер­метичность этого соединения нарушена. Поэтому бескамерная шина оставляет больше времени для маневра до того мо­мента, когда езда на поврежденном колесе станет опасной. Кроме того, шины в беска- мерном исполнении легче своих аналогов с камерой.

На борту бескамерной шины можно встретить обозначение «Tubeless», «Т1_», на борту камерной - «Tubetype», «Tubed Tire».

4. По расположению нитей в каркасе и брекере:

- диагональные шины. Диагональные шины А (рис. 14.5) имеют каркас из одной или нескольких пар кордных слоев, распо­ложенных так, что нити соседних слоев пе­рекрещиваются.

Вам, скорее всего, не придется выби­рать шины по этому признаку, так как диа­гональные уже почти полностью вытесне­ны с рынка радиальными шинами. Кон­струкция диагональных шин устарела, но их продолжают выпускать в небольших ко­личествах, потому что они относительно дешевы в производстве. Единственное преимущество этих шин заключается в том, что у них прочнее боковина.

- радиальные шины. В радиальной шине Б корд каркаса натянут от одного борта к другому без перехлеста нитей. На­правление натяжения нитей следует из названия.

Тонкая мягкая оболочка каркаса по на­ружной поверхности обтянута мощным гиб­ким брекером - поясом из высокопрочного




Рис. 14.4. Виды рисунков протектора: А - симметричный; Б - направленный; В - асимметричный


Рис. 14.5. Виды каркаса шин: А - шина диагональной конструкции; Б - шина радиальной конструкции; 1 - посадоч­ные поверхности; 2 - обод; 3 - нити корда; 4 - брекер; 5 - боковина; б - протектор



нерастяжимого корда, как правило сталь­ного. Поэтому к надписи «radial» (радиаль­ная) на боковинах шин часто добавляют «belted» (опоясанная) или «steelbelted» (опоясанная сталью).

Такое расположение слоев корда снижа­ет напряжение в нитях, что позволяет уме­ньшить число слоев, придает каркасу эла­стичность, снижает теплообразование и сопротивление качению.

Радиальные шины имеют много преиму­ществ, они более комфортны, долговечны, устойчивы, имеют более низкое сопротив­ление качению. Диагональные шины пред­почтительней на бездорожье и при высоких ударных нагрузках на колесо.

ПРИМЕЧАНИЕ

Ни в коем случае не используйте одновре­менно шины с диагональным и радиальным кордом. Это может привести к изменению управляемости автомобиля на дороге и, как следствие, к возникновению аварийной си­туации

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
9 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности