Руководство | Lifan Solano / 620. СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ, КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ САЛОНА

Lifan Solano / 620. СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ, КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ САЛОНА

ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА
Система отопления, кондиционирования и вентиляции представляет собой единый комплекс, обеспечивающий максимально комфортные условия в салоне автомобиля независимо от погодных условий и режима движения. Система включает в себя отопитель (повышает температуру воздуха при любых режимах работы системы), кондиционер (снижает температуру и влажность воздуха), воздухонагнетатель, воздуховоды с фильтром (обеспечивают воздухообмен в салоне, очищают воздух от пыли) и блок управления (управляет всеми элементами системы для получения заданных параметров комфорта).

ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ

На автомобиле установлен отопитель салона жидкостного типа.


Рис. 12.1. Принципиальная схема движения воздушных потоков в системе отопления, кондиционирования и вентиляции салона: 1
- дефлекторы обдува ветрового сте­кла; 2 - заслонки распределения воздушных потоков к дефлекторам ветрового стекла и дефлекторам панели приборов; 3 - дефлекторы панели приборов; 4 - воздуховоды обо­грева зоны ног водителя и пассажиров; 5 - заслонка распределения воздушных потоков к дефлекторам панели приборов и воздуховодам обогрева зоны ног водителя и пасса­жиров; 6 - радиатор отопителя; 7 - салонный воздушный фильтр; 8 - заслонка системы рециркуляция воздуха; 9 - короб воздухопритока; 10 - воздухозаборник в салоне авто­мобиля; 11 - крыльчатка вентилятора; 12 - электродвигатель вентилятора; 13 - испаритель кондиционера; 14 -дренажное отверстие для слива конденсата; 15 - заслонка регулятора температуры; 16 - корпус блока системы отопления и кондиционирования


Радиатор отопителя объединен с системой охлаждения двигателя двумя шлангами, проходящими в моторном отсеке. Радиатор помещен в пластмассовый кожух климатического блока, установленный под центральной частью панели приборов.

Основные узлы отопителя

- радиатор 6 отопителя, предназначенный дл« нагревания поступающего б салон воздуха теплом охлаждающей двигатель жидкости;

- воздухонагнетатель 11. Электродвигатель 12 воздухонагнетателя с возбуждением от постоянных магнитов обеспечивает регулируемую подачу наружного воздуха к заслонкам отопителя и кондиционера. Для получения различных значений частоты вращения воздухонагнетателя в цепи питания электродвигателя установлен блок дополнительных резисторов;

- заслонка 15 регулятора температуры воздуха, поступающего из отопителя в са-

лон. От изменения ее положения зависит ко­личество воздуха, проходящего через те­плообменник отопителя, и наружного возду­ха, проходящего в обход теплообменника;

- заслонки 2 распределения воздуха, по­ступающего из отопителя по воздуховодам в салон или для обдува ветрового стекла.

ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ

На автомобилях устано­влена система кондиционирования ком­прессорного типа. Узлы отопителя и тепло­обменник испарителя кондиционера ском­понованы в одном блоке. Органы управления системой кондиционирования воздуха рас­положены на панели, общей с органами управления отопителем.

Принципиальная схема движения хлада­гента в системе кондиционирования возду­ха приведена на рис.12.2.


Компрессор поршневого типа устано­влен на блоке цилиндров двигателя и приво­дится во вращение поликлиновым ремнем.

Компрессор (рис. 12.3) обеспечивает цир­куляцию хладагента в системе. Вал компрес­сора установлен в алюминиевой передней крышке корпуса на подшипниках и уплотнен со стороны шкива привода сальником.

Шкив привода компрессора установлен на двухрядном шариковом подшипнике и при работающем двигателе постоянно вра­щается. При включении кондиционера кру­тящий момент передается от шкива к валу компрессора через фрикционную муфту с электромагнитным приводом.

Если система исправна, во время включения кондиционера раздается щелчок - это при­жимной диск муфты под действием электро­магнита входит в зацепление со шкивом 1 (см. рис. 12.3) привода, и начинает вращать­ся ротор компрессора.

Но в процессе эксплуатации кондиционера могут возникнуть следующие неисправности компрессора.

1. Если при выключенном кондиционере муфта во время вращения издает посторон­ние звуки, греется или появляется запах га­ри, то, вероятно, начал разрушаться ее под­шипник. В этом случае необходимо заме­нить подшипник (см. «Замена подшипника шкива привода», с. 261). В некоторых запу­щенных случаях может потребоваться заме­на муфты компрессора в сборе или соста­вляющих ее частей.

2. Если после включения кондиционера щелчка не слышно, то возможны следующие неполадки:

- произошла утечка хладагента, и система управления блокирует включение ком­прессора;

- вышел из строя датчик давления в системе;

- неисправности в электрических цепях си­стемы управления;

- сгорела обмотка катушки электромагнита муфты;

- блок управления двигателем по какой-либо причине (высокая температура охлажда­ющей жидкости двигателя, высокие обороты двигателя) заблокировал включение ком­прессора.

3. Если муфта вращается легко и свободно, но при включении кондиционера отчетливо слышны посторонние шумы или даже глох­нет двигатель, то, скорее всего, заклинил компрессор. Внутренняя насосная часть компрессора ремонту не подлежит. В этом случае компрессор придется заменить.

4. И последний, самый коварный вариант. Щелчок раздается, муфта легко вращает вал компрессора, а прохлады в салоне нет. В этом случае только кажется, что компрессор работает, а в действительности он ничего не перекачивает. Установить истину может только опытный специалист при наличии специального контрольно-диагностического оборудования.

Наиболее точно определить причину неис­правности можно после полной диагностики в специализированном сервисном центре по ремонту автомобильных кондиционеров.




Рис. 12.2. Принципиальная схема движения хладагента в системе кондиционирования воздуха: 1 - комбиниро­ванный датчик давления; 2 - участок трубопровода высокого давления; 3 - ресивер-осушитель; 4 - сервисный кла­пан линии высокого давления; 5 - конденсор (радиатор кондиционера); 6 - вентилятор конденсора и радиатора си­стемы охлаждения; 7 - компрессор кондиционера; 8 - участок трубопровода низкого давления; 9 - сервисный кла­пан линии низкого давления; 10 - вентилятор отопителя; 11 - испаритель; 12 - терм о регулирующий клапан


Конденсор (радиатор кондиционера)

(рис. 12.4) многопоточного типа располо­жен перед радиатором системы охлажде­ния двигателя. Он крепится с помощью че­тырех кронштейнов к рамке радиатора. Со­ты конденсора изготовлены из плоских тонкостенных алюминиевых трубок с вну­тренними продольными перегородками для жесткости и наружным оребрением для улучшения теплообмена. Бачки алюминие­вые, с фланцами для подсоединения трубо­проводов и ресивера. По высоте бачки раз­делены на секции, поэтому, проходя через конденсор, поток хладагента несколько раз меняет направление. В конденсоре проис­ходит конденсация паров сжатого компрес­сором хладагента и отвод выделяющегося при этом тепла в окружающий воздух.

При включении кондиционера блок упра­вления двигателем включает цепь питания электрического вентилятора радиатора ох­лаждения двигателя. Это улучшает теплообмен в конденсоре и снижает давление в системе кондиционера.


Рис. 12.3. Компрессор кондиционера: 1 - шкив привода; 2 - разъем жгута проводов катушки электромагнита; 3, 5, 9 - проушины крепления компрессора; 4 - корпус насосной части; 6 - фланец крепления трубопровода линии низ­кого давления; 7 - фланец крепления трубопровода линии высокого давления; 8 - регулятор давления



Рис. 12.4. Конденсор кондиционера: 1,7 - фланцы крепления трубопроводов линии высокого давления; 2,4,5, б — кронштейны крепления конденсора; 3 - соты; 8 - датчик давления хладагента в системе



ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Не реже одного раза в год, лучше перед на­чалом летней эксплуатации, промывайте



оребрение А сот конденсора от налипшей грязи, пыли и противогололедных реагентов Б. Это улучшит теплообмен, снизит давле­ние в системе и увеличит срок службы эл­ементов системы.

Не применяйте для мойки конденсора мою­щие установки со струей воды под высоким давлением. Это может привести к поврежде­нию В тонкостенных пластин оребрения. Даже при регулярной мойке необходимость замены конденсора возникает гораздо ча­ще, чем хотелось бы. Дело в том, что он пер­вым принимает на себя поток противоголо­ледных реагентов, грязи и камешков с доро­ги. А стенки трубок у него тоненькие... В большинстве случаев конденсор поврежда-


ется коррозией на третий-четвертый год эк­сплуатации.

Если в результате коррозии нарушится гер­метичность конденсора, то ремонтировать его себе дороже. Даже если мастеру аргоно­вой сварки удастся залатать дыру, то вскоре возможно появление течи в другом месте. Кстати, давление в системе в жаркие дни мо­жет доходить до 25-28 бар.

Кроме того, следует учитывать сложную структуру трубки конденсора: вдоль она раз­делена перегородками на каналы, поэтому велика вероятность, что после сварки часть каналов будет перекрыта. Соответственно упадет рассеиваемая мощность и ухудшится работа кондиционера, особенно в пробках и в жаркую погоду.

После каждого эксперимента с латанием конденсора нужно будет оплатить снятие- установку, сварку конденсора и заправку си­стемы хладагентом. Так что лучше сразу установить новый конденсор. Вместо доро­гого оригинального вполне можно купить бо­лее дешевый конденсор от авторизованных производителей запасных частей.

Испаритель расположен в блоке систе­мы отопления и кондиционирования сало­на. Испаритель изготовлен из алюминие­вых трубок с наружным оребрением для улучшения теплообмена. Проходя по труб­кам испарителя, кипящий хладагент актив­но поглощает тепло из воздуха, обдуваю­щего наружную оребренную поверхность трубок. Воздух охлаждается и вентилято­ром подается в салон автомобиля.

ПРИМЕЧАНИЕ

При охлаждении проходящего через испари­тель воздуха содержащиеся в нем водяные пары конденсируются.


Конденсат через дренажную трубку, распо­ложенную на нижней части левой стороны моторного щита, сливается под днище авто­мобиля. При высокой влажности окружаю­щего воздуха под автомобилем может обра­зоваться лужа воды, что является косвенным признаком исправности системы кондицио­нирования.


В процессе эксплуатации автомобиля на влажной от конденсата наружной поверхно­сти испарителя оседают частицы дорожной пыли и грязи.

Этот слой становится прекрасной средой для жизни и бурного размножения гнилост­ных бактерий и грибковых культур. Со време­нем в автомобиле появляется неприятный запах. Особенно сильно он ощущается в мо­мент выключения кондиционера и во влаж­ную погоду.

Для того чтобы максимально снизить риск возникновения этой проблемы, при покупке нового автомобиля необходимо провести профилактическую обработку испарителя специальными химическими препаратами, регулярно заменять салонный фильтр и про­чищать дренажную трубку. Если, несмотря на принятые меры, запах все же появился, обратитесь в специализированный сервис по ремонту автомобильных кондиционеров для дезинфекции или промывки испарителя. При очень сильном загрязнении испаритель придется заменить.

На боковой поверхности испарителя рас­положен фланец для крепления терморегу­лирующего клапана.

Терморегулирующий клапан блочного типа расположен в корпусе испарителя. Клапан крепится к трубопроводам и испа­рителю с помощью фланцевых соедине­ний. Пройдя через дросселирующее отвер­стие в корпусе клапана, жидкий хладагент резко снижает свое давление и начинает кипеть. В корпусе клапана установлен регу­лирующий элемент, изменяющий проход­ное сечение дросселирующего отверстия в зависимости от давления и температуры хладагента. Регулирующий элемент на­страивается на заводе-изготовителе и в процессе эксплуатации регулировке не подлежит.


Ресивер-осушитель установлен на кронштейне с правой стороны в полости переднего бампера.

Неразборный корпус ресивера изгото­влен из алюминиевого сплава.


Трубопроводы крепятся к корпусу реси­вера с помощью фланцевых соединений. Внутри корпуса находится фильтрующий элемент заполненный гранулами осушите­ля (силикагеля). Проходящий через реси­вер сжиженный хладагент очищается от возможных примесей, грязи и влаги.

В случае ремонта или замены элементов си­стемы кондиционирования, если она нахо­дилась в открытом состоянии (были сняты какие-либо узлы, разрушены трубопроводы и т.п.), ресивер-осушитель подлежит заме­не. Иначе после заправки системы хладагент не будет осушаться и внутри системы могут образоваться кислоты, которые разрушат детали кондиционера изнутри.

Трубопроводы соединяют все элементы системы кондиционирования в единый гер­метичный контур. Трубопроводы и фланцы их крепления изготовлены из алюминиевых сплавов.

Оберегайте металлические участки тру­бопроводов от вмятин и перегибов. Любое

сужение проходного сечения трубопровода приводит к снижению производительности системы.

Для соединения взаимоподвижных эл­ементов системы трубопроводы на неко­торых участках снабжены гибкими встав­ками (рис. 12.5) из синтетических мате­риалов.

Рис 12.5. Конструкция шланга гибкой вставки: 1 -

наружная защитная оболочка; 2 - тканевый корд сило­вого каркаса; 3 - пластиковый герметизирующий слой; 4 - внутренний маслостойкий слой

В местах соединений отдельных элемен­тов системы установлены уплотнительные кольца круглого сечения из неопрена. Во время ремонта системы при разъединении участков трубопроводов уплотнительные кольца подлежат обязательной замене. Ре­зьбовые соединения трубопроводов затя­гивайте рекомендуемым моментом. Сла­бая или излишне сильная затяжка приводит к деформации уплотняемых поверхностей и утечке хладагента.

Сервисный клапан для подсоединения диагностического и заправочного оборудо­вания расположен на трубопроводе линии низкого давления.

ПРИМЕЧАНИЕ



Так расположен сервисный клапан на тру­бопроводе линии низкого давления.


Клапан закрыт резьбовым колпачком для предохранения его от попадания грязи.


В клапане установлен золотник, сходный по конструкции с золотниками шин колес, но отличающийся от них размерами.


Для выворачивания и вворачивания зо­лотника используется специальный ключ.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ


Проверять наличие хладагента в системе путем нажатия на золотник сервисного клапана за­прещено, так как после такой проверки золот­ник клапана может полностью не закрыться, и произойдет утечка хладагента из системы!


Датчик давления установлен за обли­цовкой радиатора с правой стороны на


участке трубопровода линии высокого да­вления.

По сигналам датчика электронный блок управления двигателем отключает ком­прессор кондиционера при разгерметиза­ции системы или аварийном повышении давления в ней с целью защиты компрессо­ра от перегрузок.

Блок управления системой отопления, кондиционирования и вентиляции салона автомобиля, установлен в центральной ча­сти панели приборов.

Подробно органы управления отопите­лем, кондиционером и вентиляцией описа­ны в разд. 1 «Устройство автомобиля», см. «Отопление (кондиционирование) и венти­ляция салона», с. 20.

Панель блока ручного управления систе­мой отопления, кондиционирования и вен­тиляции показана на рис. 12.6.

Переключатель 2 режимов работы элек­тровентилятора работает независимо от положения регуляторов распределения воздуха 3 и температуры 4 и управляет ско­ростью вентилятора, изменяя напряжение в цепи питания электродвигателя.

При нажатии на кнопку выключателя 1 ре­жима рециркуляции приток наружного воз­духа в салон прекращается и через блок си­стемы отопления и кондиционирования проходит воздух из салона. Этот режим предназначен для скорейшего охлаждения воздуха в салоне в жаркую погоду, а также в некоторых случаях для предотвращения проникновения в салон пыли и запахов. Включение и выключение режима рецирку­ляции допустимо в любой момент и не влияет на работу блока системы отопления и кондиционирования.


Рис. 12.6. Панель блока ручного управления системой отопления, кондиционирования и вентиляции: 1 - вы­ключатель режима рециркуляции; 2 - переключатель режимов работы электровентилятора; 3 - регулятор температу­ры подаваемого в салон воздуха; 4 - регулятор выбора режима распределения воздушных потоков; 5 - выключатель обогрева заднего окна; б - выключатель системы кондиционирования


Датчик температуры наружного воз­духа установлен в зеркале заднего вида с правой стороны. Датчик определяет темпе­ратуру окружающего воздуха по измене­нию сопротивления встроенного термисто­ра и передает соответствующий сигнал в блок управления системой кондициониро­вания.

Хладагент. Система заправлена хлада­гентом HFC134a(R134a). Полный объем за­правки составляет (550±20) г.

В хладагент добавлено специальное ма­сло Planetelf PAG 488 для смазки компрес­сора. Категорически запрещается исполь­зовать в системе хладагенты и масла дру­гих типов.

В процессе эксплуатации автомобильного кондиционера периодически возникают си­туации, когда требуется обслуживание си­стемы кондиционирования или ее ремонт. Для этого используется современное диагно­стическое и ремонтное оборудование. Самая распространенная ситуация - это разгерме­тизация системы и выход из нее хладагента.

Для обнаружения мест утечки используются высокочувствительные галогеновые течеис- катели со звуковой индикацией.

В некоторых сложных случаях применяется метод так называемой ультрафиолетовой диагностики герметичности системы авто­кондиционера.

Метод состоит в том, что в систему в микро­дозах вводится специальный краситель.

В местах микротечей краситель вместе с хладагентом постепенно выходит на наруж­ную поверхность элементов системы.

Во время осмотра системы краситель под действием ультрафиолетовых лучей спе­циального светильника начинает светиться (флюоресцировать)...


...и места утечки хладагента становятся вид­ны.

Следует отметить, что краситель не оказы­вает никакого отрицательного воздействия на систему. Он может находиться в хладаген­те и циркулировать по системе сколь угодно долго и сослужить свою службу только когда возникнет утечка.

После ремонта автокондиционера необходимо провести вакуумирование и заправку систе­мы соответствующим хладагентом (R134a).

Объем заправки автокондиционера для каж­дой модели автомобиля индивидуален.

Для проведения высококачественной заправки автомобильного кондиционера необходимы:

- прецизионные манометрические блоки со специальными соединительными наконеч­никами;

- двухступенчатый вакуумный насос для полного удаления воздуха и водяных паров из системы;

- высокоточные (цена деления не более 5 г) весы для дозирования количества запра­вляемого хладагента.

В связи со специфическими особенно­стями ремонта системы кондиционирова­ния в данном разделе описаны только ра­боты по снятию и установке отдельных эл­ементов и блока управления системой. Работы, связанные с заправкой системы хладагентом, следует проводить в специа­лизированных сервисных центрах.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Система кондиционирования заправлена хладагентом под высоким давлением. По­падание жидкого хладагента на кожные по­кровы человека вызывает сильное обморо­жение, поэтому все работы, связанные с обслуживанием, ремонтом или демонта­жем элементов системы кондиционирова­ния, проводите по возможности в специа­лизированных сервисных центрах, обору­дованных профессиональным технологиче­ским оборудованием. При проведении ра­бот своими силами принимайте меры пре­досторожности.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
1 посетитель считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности