РАСЧЕТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОРМОЗОВ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130
РАСЧЕТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОРМОЗОВ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130
Основными показателями, характеризующими эффективность и совершенство тормозной системы, являются замедление и тормозной путь, измеренные при резком так называемом аварийном торможении автомобиля.
В транспортном законодательстве разных стран приняты различные нормы, регламентирующие замедление и тормозной путь для автомобилей разных типов. Кроме того, существуют нормы на эффективность тормозных систем, рекомендуемые автомобильным подкомитетом ЕЭК ООН.
В табл. 65 приведены нормы разных стран для грузовых автомобилей и автопоездов (для класса автомобилей, к которому относятся семейство автомобилей ЗИЛ-130). Эти нормы предписывают допускаемый минимум эффективности тормозной системы. Практически все автомобили и автопоезда, выпускаемые в этих странах, снабжены тормозными системами, эффективность которых превышает приведенные нормы на 20—50%. Это обстоятельство, а также возможное в дальнейшем ужесточение норм следует учитывать при проектировании тормозной системы нового автомобиля.
Определить тормозной путь будущего автомобиля расчетным путем весьма затруднительно. Зависимость же между тормозным моментом и замедлением известна. Таким образом, задаваясь необходимой величиной замедления, можно рассчитать тормозной момент, обеспечивающий такое замедление.
Из табл. 65 следует, что среднее замедление для рабочего тормоза колеблется в пределах 4,0—4,5 м/с2. Ужесточив эту норму на 50%, получим замедление 6,0—6,75 м/с2. Автомобиль с тормозами, обусловливающими такое замедление, будет соответствовать любой из приведенных в табл. 65 норм и сможет успешно конкурировать по эффективности тормозной системы с зарубежными автомобилями.
Параметры автомобилей и автопоездов, необходимые для расчета эффективности тормозной системы, приведены в табл. 66 и 67.
Принимая замедление, которое должны обеспечивать рабочие тормоза = 6 м/с2, можно определить требуемый для этого суммарный тормозной момент всех колесных тормозов автомобиля или автопоезда (в кгс-м)
Наличие сжимающих сил в сцепке может нарушить продольную устойчивость автопоезда и привести к его складыванию, вследствие чего возможна авария. Силы растяжения в сцепке не вызывают складывания автопоезда.
Ниже приведены определенные по формуле (14) тормозные моменты, обусловливающие замедление 6 м/с2 для разных модификаций автомобиля ЗИЛ-130, прицепов и автопоездов (в кгс-м):
Автомобиль ЗИЛ-130 . . . . . . 3210
Прицеп к автомобилю ЗИЛ-130 . . . ..2450
Автопоезд с тягачом ЗИЛ-130 . . . . 5660
Автопоезд с седельным тягачом ЗИЛ-130В1 5690
Автомобиль ЗИЛ-130Г. . ...3310
Прицеп к автомобилю ЗИЛ-130Г. . . 2450
Автопоезд с тягачом ЗИЛ-130Г. . . ..5760
Автомобиль-самосвал ЗИЛ-ММЗ-555 . . ..2850
Прицеп к автомобилю-самосвалу ЗИЛ-ММЗ-555 2300 Самосвальный автопоезд. . ...5100
Рис. 98. Схема сил, действующих на автомобиль при торможении:
Далее необходимо распределить суммарный тормозной момент по осям автомобиля в зависимости от возможностей реализации его.
На рис. 98 показаны силы, действующие на автомобиль при торможении (без учета сил сопротивления воздуха и сопротивления качению).
Расчетные параметры эффективности тормозной системы семейства грузовых автомобилей ЗИЛ-130 приведены в табл. 72.
Как следует из табл. 72, замедления у автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-130Г и ЗИЛ-ММЗ-555 близки к заданному, а у тягачей ЗИЛ-130В1 несколько меньше, однако в допустимой степени и не приведут к значительному увеличению тормозного пути. Применение одинаковых тормозных механизмов и одинаковых тормозных камер на автомобилях одного семейства очень важно для унификации деталей как в производстве, так и в эксплуатации.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст