ЗИЛ-131 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1980 год) — часть 39

Перед входом в воду надо д а т ь двигателю 3 — 5 мин порабо-

т а т ь со средней частотой вращения вала, при этом автомобиль не
должен двигаться; за это время при закрытом кране вентиляции

в

картере двигателя создается некоторое избыточное давление.

При преодолении глубокого брода водитель д о л ж е н открыть

Дверь кабины, для того чтобы вода быстро затопила кабину, не
позволяя ей всплывать и р а з г р у ж а т ь передний мост. При выходе

из брода двери кабины должны быть открыты, чтобы вода быстрее

из нее вылилась. Входить в брод следует осторожно, не создавая
большой волны перед автомобилем; двигаться при преодолении
брода следует на первой или второй передачах коробки передач

'и на первой передаче раздаточной коробки, избегая маневри-

рования.

При преодолении брода нельзя останавливаться, так как вода

сейчас же начнет вымывать грунт из-под колес и они будут по-
г р у ж а т ь с я г л у б ж е . Двигаться нужно по возможности по прямой,
избегая крутых поворотов.

Протяженность брода, в случае если дно его тщательно раз-

ведано и не представляет опасности д л я застревания, может быть

достаточно большой. Ширина брода ограничивается только вре-

менем движения автомобиля в воде, которое должно быть в пре-
д е л а х 10—15 мин.

После к а ж д о г о преодоления брода необходимо проверить со-

стояние масла во всех агрегатах, приоткрывая на них спускные
пробки.

Если в каком-либо агрегате в масле будет обнаружена вода,

надо при первой возможности, но не позднее чем в этот же день,
сменить масло в этом агрегате. Наличие воды в масле можно оп-
ределить по изменению его цвета. Надо т а к ж е слить воду из кар-
тера тормоза лебедки.

К а ж д ы й раз после выхода из воды следует произвести два-три

торможения для удаления воды из тормозных камер.

После преодоления брода при первой возможности, но не позд-

нее чем в этот же день, смазать до выдавливания смазки через
все пресс-масленки шасси и ходовой части.

Если при преодолении брода произошло случайное погруже-

ние на глубину, превышающую 1,4 м (до 1,5 м), необходимо
непосредственно после выхода из воды спустить отстой из картера
двигателя и очистить фильтр маслоналивной горловины двига-
теля.

Если вода в результате крена или случайного погружения по-

падет в воздухозаборные отверстия на капоте, необходимо после

преодоления брода сменить масло в воздушном фильтре дви-

гателя.

При остановке двигателя во время преодоления брода допуска-

ется сделать две-три попытки пустить двигатель стартёром. Если
двигатель не заводится, автомобиль должен быть немедленно
эвакуирован из воды с помощью лебедки другого автомобиля или
другими средствами.

-

307

Если в р е з у л ь т а т е застревания автомобиля в воде она проник-

нет в большинство агрегатов и в двигатель, то д в и г а т ь с я соб-
ственным ходом после извлечения автомобиля из воды не сле-

дует. Н а д о о т б у к с и р о в а т ь автомобиль до б л и ж а й ш е г о пункта, где

может быть проведено техническое о б с л у ж и в а н и е , слить всю

с м а з к у из агрегатов, промыть их, осмотреть, устранить неисправ-
ности и з а л и т ь с в е ж у ю смазку.

О Б О Р У Д О В А Н И Е И П Р И Н А Д Л Е Ж Н О С Т И

А В Т О М О Б И Л Я

К а ж д ы й выпускаемый с з а в о д а автомобиль снабжен комплек-

том инструмента водителя и небольшим комплектом запасных
частей, перечень которых приводится в д о к у м е н т а х , п е р е д а в а е м ы х

потребителю с к а ж д ы м автомобилем.

Р а з м е щ е н и е и крепление обязательного и дополнительного обо-

рудования на автомобиле показано на рис. 123.

Г И Д Р А В Л И Ч Е С К И Й Т Е Л Е С К О П И Ч Е С К И Й Д О М К Р А Т

К набору инструмента водителя и принадлежностей приклады-

вается гидравлический телескопический д о м к р а т (рис. 124) грузо-
подъемностью 5 т.

Технические д а н н ы е д о м к р а т а

Тип домкрата Гидравлический с

двумя рабочими
плунжерами (те-
лескопический)

Грузоподъемность, т ; 5
Высота домкрата при опущенных плунжерах и ввернутом

винте, мм . •: 280

Высота подъема груза (рабочий ход внутреннего и наруж-

ного плунжеров), мм 280

Высота ввертывания винта, мм ) 77
Опорная площадь основания домкрата, с м

2 3

247

Масса домкрата, кг . 14

В качестве воротка д л я подъема д о м к р а т а применяют монтаж-

ную л о п а т к у для шин.

При пользовании д о м к р а т о м необходимо с о б л ю д а т ь т а к у ю по-

следовательность.

Д л я поднятия груза необходимо:
— установить д о м к р а т в нужном положении, причем винт

8

вывернуть на т р е б у е м у ю величину;

— произвести несколько качаний р ы ч а г а

14

нагнетательного

п л у н ж е р а при отвернутой запорной игле

17;

— з а в е р н у т ь запорную иглу при помощи монтажной лопатки

в направлении вращения часовой стрелки до отказа;

— поднять рабочие плунжеры, качая монтажной лопаткой,

вставленной в рычаг

14

нагнетательного п л у н ж е р а .

-

308

Опускание груза. Д л я плавного и равномерного опускания ра-

бочих плунжеров необходимо медленно отвернуть запорную
иглу

17

на оборота против хода часовой стрелки и отвернуть

пробку

13

выпуска воздуха.

Рис. 124.

Гидравлический телескопический домкрат:

/ — основание корпуса;

2

— корпус; 3 — цилиндр н а р у ж н о г о рабо-

чего п л у н ж е р а ;

4

— т р у б к а цилиндра; 5 — рабочий н а р у ж н ы й плун-

ж е р ;

6 —

рабочий внутренний плунжер; 7 ~~ пробка наливного от-

верстия;

8

— винт внутреннего рабочего п л у н ж е р а ;

9

— головка

корпуса;

10 —

н а р у ж н а я гайка сальника;

11 —

головка;

12 —

голов-

ка винта рабочего п л у н ж е р а ;

13

— пробка выпуска в о з д у х а ;

14 —

рычаг;

15

— нагнетательный п л у н ж е р ;

16

— цилиндр нагнетатель-

ного п л у н ж е р а ;

17 —

запорная игла;

18 —

всасывающий клапан;

19 —

перепускной клапан

При работе с домкратом под автомобилем надо соблюдать

осторожность. Не следует подлезать под автомобиль в т о ' в р е м я ,

когда он поднят на домкрат. В этом случае нужно предварительно
подставить под ось автомобиля подставку. При поднятии домкра-

-310

том автомобиля д л я уменьшения давления на почву рекомен-
дуется под домкрат подкладывать доску.

После пользования домкратом необходимо винт

8.

завернуть,

плунжеры рабочие' (внутренний

6

и наружный

5)

и нагнетатель-

ный

15

опустить, а запорную иглу

17

отвернуть. Если исправный,

не имеющий течи домкрат не обеспечивает подъема до указанной
высоты, то следует проверить уровень масла в нем.

Масло необходимо д о б а в л я т ь до уровня наливного отверстия,

закрываемого пробкой 7, когда плунжеры домкрата полностью
опущены и домкрат находится в вертикальном положении.

При наличии воздуха в рабочей полости д о м к р а т а последний

не поднимает груз или поднимает его медленно. Д л я удаления
воздуха из полости домкрата необходимо подтянуть сальник на-
гнетательного плунжера, отвернуть запорную иглу на 172 —

2 оборота, рукой поднять (за головку

12)

рабочий плунжер на пол-

ную высоту и опустить его до отказа. Операцию поднятия и опу-
скания рабочего плунжера повторить два-три раза.

Отказ в работе домкрата может быть вызван т а к ж е попада-

нием грязи внутрь него. Д.дя очистки домкрата от грязи надо

слить масло, предварительно отвернув головку

9

корпуса, залить

чистый керосин и прокачать домкрат при отвернутой запорной
игле /7, затем у д а л и т ь керосин и залить свежее профильтрован-
ное масло.

Д л я домкрата нужно применять приборное масло М В П

ГОСТ 1805—76 или АМГ-10 ГОСТ 6794—75.

Не следует употреблять другие жидкости во избежание порчи

кожаных и резиновых уплотнителей, а т а к ж е возможности отказа

домкрата в работе при низкой температуре.

При температуре ниже —40°С рекомендуется слить масло из

домкрата и залить его смесью масла МВП с бензином (10% об-

щего количества м а с л а ) . При повышении температуры смесь за-
менить чистым маслом, указанным выше.

Р Ы Ч А Ж Н О П Л У Н Ж Е Р Н Ы Й Ш П Р И Ц

Рычажно-плунжерный шприц (рис. 125) предназначен д л я

ручной смазки узлов автомобиля, снабженных пресс-маслен-
ками.

Д л я работы шприцем следует ввести штифт в прорезь пор-

шня

8

и повернуть рукоятку против хода часовой стрелки. Затем

надо надеть наконечник 1 шприца на масленку и н а ж а т ь рукой на
рукоятку штока поршня; при этом подается смазка из полости

6

цилиндра шприца через клапан

14

по трубке к наконечнику

При качании рычага 7 плунжер

5

получает поступательно-возврат-

ное движение.

При движении плунжера вверх смазка заполняет полость 3

цилиндра плунжера. При движении плунжера вниз под давле-
нием, создаваемым плунжером, открывается шариковый клапан 11
Н смазка цо трубке поступает в наконечник 1. В шприце пп ы

-

311

ется давление 350 кгс/см

2

, при котором смазка проходит во все

смазываемые узлы. В шприце помещается 340 с м

3

смазки.

З а п р а в к у шприца производят следующим образом.
Цилиндр

9

шприца вывинчивают из корпуса

4.

За рукоятку

штока поршня вытягивают поршень

8

на

Уз

хода внутрь ци-

линдра

9.

Рис. 125.

Рычажно-плунжерный шприц:

/ — н а к о н е ч н и к шприца;

2 —

т р у б к а ;

3

— полость цилиндра п л у н ж е р а ;

4

— корпус;

5 —

плунжер;

6

— полость цилиндра 'шприца; 7 — рычаг;

8 •—

поршень;

9

— цилиндр шприца;

10 —

крышка; // — шток поршня;

12 —

п р о к л а д к а ; /3 — п р о б к а ;

14

— шариковый клапан

С помощью деревянной лопатки наполняют цилиндр шприца

смазкой, затем подтягивают поршень еще на У

3

хода и снова за-

полняют цилиндр смазкой. В третий раз перемещают поршень до

крышки

10

и заполняют смазкой. При заполнении шприца смаз-

кой необходимо следить, чтобы в цилиндре не оставался воздух,
препятствующий подаче смазки; для этого при заправке надо по-
стукивать крышкой

10

по какому-нибудь деревянному предмету

(при этом надо предохранять шприц от повреждения). При попа-

дании воздуха в полость

6

цилиндра шприца нарушается его ра-

бота.

НАСОС Д Л Я РУЧНОЙ П Е Р Е К А Ч К И Т О П Л И В А

В комплект инструментов, прилагаемых к автомобилю, входит

насос для ручной перекачки топлива (рис. 126).

Пользоваться насосом надо следующим образом:

1. Опустить конец длинного шланга 5 в перекачиваемое топ-

ливо; при этом стрелка, нанесенная на корпусе насоса д л я указа-

ния направления истечения топлива, должна быть направлена

острием вверх. Конец короткого шланга / (рис. 126, б) направить

в тару, расположенную ниже, в которую переливается топливо.

2. Привёсти в действие нажатием руки (четыре-пять раз) на

резиновую грушу (корпус).

3. После того как из шланга 1 начнет вытекать топливо, сле-

дует прекратить н а ж и м а т ь на корпус насоса и перевернуть его
стрелкой вниз, что обеспечивает перетекание топлива самотеком.

-312

4. После пользования насосом необходимо слить топливо из

шлангов.

В случае застревания шариков

2

и

4

в нагнетательном или вса-

сывающем клапане нужно устранить неисправность легким по-
стукиванием хомутиками

6

насоса о твердый предмет.

Рис. 126.

Насос для ручной перекачки топлива:

а

— разрез насоса;

б

— первоначальное положение насоса; / — корот-

кий шланг;

2

— шарик нагнетательного к л а п а н а ; 3 — корпус ручного

насоса;

4

— шарик в с а с ы в а ю щ е г о к л а п а н а ;

5

= длинный шланг;

6 —

хомутики

При засорении насоса необходимо ослабить хомутики, вынуть

шланги и продуть с ж а т ы м воздухом их и грушу.

Д Е Р Ж А Т Е Л Ь З А П А С Н О Г О К О Л Е С А »

Д е р ж а т е л ь запасного колеса состоит из основания

12

(рис. 127), откидного рычага 7, на котором установлено колесо,

и ручной лебедки д л я облегчения подъема и опускания рычага с
колесом. Ручная лебедка снабжена храповым механизмом для
подъема и тормозом д л я опускания откидного рычага. '

Операции откидывания рычага с колесом на землю и подъ-

ема с земли на основание

12

состоят из трех этапов:

1. Подъема с помощью лебедки рычага с колесом до поло-

жения, близкого к вертикальному.

2. Переталкивания вручную рычага с колесом через мертвую

точку.

3. Опускания рычага с колесом с помощью лебедки.

1

Автомобиль З И Л - Ш В

имеет держатель^ на д в а колеса и

соответственно

д в а откидных рычага и две лебедки.

-

313

Рис. 127.

Установка держателя запасного колеса;

а—

прием подъема -запасного колеса; б— подъемник запасного колеса;

в —

л е б е д к а ; / — трос лебедки;

2

— гайка лебедки; 3 — б а р а б а н лебедки;

4 —

храповое колесо; 5 — с т я ж к а ;

6

— запасное колесо; 7 — откидной

р ы ч а г ;

8~

пластина крепления запасного колеса;

9

— болт с гайкой крепле-

ния запасного колеса;

10

— стяжной болт с гайкой; // — ролик; /2 основа-*

ние д е р ж а т е л я ;

13

— шпонка;

14 —

фрикционная ш а й б а : / 5 — втулка ле-

бедки; /6 — кронштейн;

17

— п р у ж и н а собачки;

18

— собачка храповика;

19

— стопорное кольцо собачки

-

314

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
5 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности