ЗИЛ-131 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1980 год) — часть 39
Перед входом в воду надо д а т ь двигателю 3 — 5 мин порабо-
т а т ь со средней частотой вращения вала, при этом автомобиль не
должен двигаться; за это время при закрытом кране вентиляции
в
картере двигателя создается некоторое избыточное давление.
При преодолении глубокого брода водитель д о л ж е н открыть
Дверь кабины, для того чтобы вода быстро затопила кабину, не
позволяя ей всплывать и р а з г р у ж а т ь передний мост. При выходе
из брода двери кабины должны быть открыты, чтобы вода быстрее
из нее вылилась. Входить в брод следует осторожно, не создавая
большой волны перед автомобилем; двигаться при преодолении
брода следует на первой или второй передачах коробки передач
'и на первой передаче раздаточной коробки, избегая маневри-
рования.
При преодолении брода нельзя останавливаться, так как вода
сейчас же начнет вымывать грунт из-под колес и они будут по-
г р у ж а т ь с я г л у б ж е . Двигаться нужно по возможности по прямой,
избегая крутых поворотов.
Протяженность брода, в случае если дно его тщательно раз-
ведано и не представляет опасности д л я застревания, может быть
достаточно большой. Ширина брода ограничивается только вре-
менем движения автомобиля в воде, которое должно быть в пре-
д е л а х 10—15 мин.
После к а ж д о г о преодоления брода необходимо проверить со-
стояние масла во всех агрегатах, приоткрывая на них спускные
пробки.
Если в каком-либо агрегате в масле будет обнаружена вода,
надо при первой возможности, но не позднее чем в этот же день,
сменить масло в этом агрегате. Наличие воды в масле можно оп-
ределить по изменению его цвета. Надо т а к ж е слить воду из кар-
тера тормоза лебедки.
К а ж д ы й раз после выхода из воды следует произвести два-три
торможения для удаления воды из тормозных камер.
После преодоления брода при первой возможности, но не позд-
нее чем в этот же день, смазать до выдавливания смазки через
все пресс-масленки шасси и ходовой части.
Если при преодолении брода произошло случайное погруже-
ние на глубину, превышающую 1,4 м (до 1,5 м), необходимо
непосредственно после выхода из воды спустить отстой из картера
двигателя и очистить фильтр маслоналивной горловины двига-
теля.
Если вода в результате крена или случайного погружения по-
падет в воздухозаборные отверстия на капоте, необходимо после
преодоления брода сменить масло в воздушном фильтре дви-
гателя.
При остановке двигателя во время преодоления брода допуска-
ется сделать две-три попытки пустить двигатель стартёром. Если
двигатель не заводится, автомобиль должен быть немедленно
эвакуирован из воды с помощью лебедки другого автомобиля или
другими средствами.
-
307
Если в р е з у л ь т а т е застревания автомобиля в воде она проник-
нет в большинство агрегатов и в двигатель, то д в и г а т ь с я соб-
ственным ходом после извлечения автомобиля из воды не сле-
дует. Н а д о о т б у к с и р о в а т ь автомобиль до б л и ж а й ш е г о пункта, где
может быть проведено техническое о б с л у ж и в а н и е , слить всю
с м а з к у из агрегатов, промыть их, осмотреть, устранить неисправ-
ности и з а л и т ь с в е ж у ю смазку.
О Б О Р У Д О В А Н И Е И П Р И Н А Д Л Е Ж Н О С Т И
А В Т О М О Б И Л Я
К а ж д ы й выпускаемый с з а в о д а автомобиль снабжен комплек-
том инструмента водителя и небольшим комплектом запасных
частей, перечень которых приводится в д о к у м е н т а х , п е р е д а в а е м ы х
потребителю с к а ж д ы м автомобилем.
Р а з м е щ е н и е и крепление обязательного и дополнительного обо-
рудования на автомобиле показано на рис. 123.
Г И Д Р А В Л И Ч Е С К И Й Т Е Л Е С К О П И Ч Е С К И Й Д О М К Р А Т
К набору инструмента водителя и принадлежностей приклады-
вается гидравлический телескопический д о м к р а т (рис. 124) грузо-
подъемностью 5 т.
Технические д а н н ы е д о м к р а т а
Тип домкрата Гидравлический с
двумя рабочими
плунжерами (те-
лескопический)
Грузоподъемность, т ; 5
Высота домкрата при опущенных плунжерах и ввернутом
винте, мм . •: 280
Высота подъема груза (рабочий ход внутреннего и наруж-
ного плунжеров), мм 280
Высота ввертывания винта, мм ) 77
Опорная площадь основания домкрата, с м
2 3
247
Масса домкрата, кг . 14
В качестве воротка д л я подъема д о м к р а т а применяют монтаж-
ную л о п а т к у для шин.
При пользовании д о м к р а т о м необходимо с о б л ю д а т ь т а к у ю по-
следовательность.
Д л я поднятия груза необходимо:
— установить д о м к р а т в нужном положении, причем винт
8
вывернуть на т р е б у е м у ю величину;
— произвести несколько качаний р ы ч а г а
14
нагнетательного
п л у н ж е р а при отвернутой запорной игле
17;
— з а в е р н у т ь запорную иглу при помощи монтажной лопатки
в направлении вращения часовой стрелки до отказа;
— поднять рабочие плунжеры, качая монтажной лопаткой,
вставленной в рычаг
14
нагнетательного п л у н ж е р а .
-
308
Опускание груза. Д л я плавного и равномерного опускания ра-
бочих плунжеров необходимо медленно отвернуть запорную
иглу
17
на оборота против хода часовой стрелки и отвернуть
пробку
13
выпуска воздуха.
Рис. 124.
Гидравлический телескопический домкрат:
/ — основание корпуса;
2
— корпус; 3 — цилиндр н а р у ж н о г о рабо-
чего п л у н ж е р а ;
4
— т р у б к а цилиндра; 5 — рабочий н а р у ж н ы й плун-
ж е р ;
6 —
рабочий внутренний плунжер; 7 ~~ пробка наливного от-
верстия;
8
— винт внутреннего рабочего п л у н ж е р а ;
9
— головка
корпуса;
10 —
н а р у ж н а я гайка сальника;
11 —
головка;
12 —
голов-
ка винта рабочего п л у н ж е р а ;
13
— пробка выпуска в о з д у х а ;
14 —
рычаг;
15
— нагнетательный п л у н ж е р ;
16
— цилиндр нагнетатель-
ного п л у н ж е р а ;
17 —
запорная игла;
18 —
всасывающий клапан;
19 —
перепускной клапан
При работе с домкратом под автомобилем надо соблюдать
осторожность. Не следует подлезать под автомобиль в т о ' в р е м я ,
когда он поднят на домкрат. В этом случае нужно предварительно
подставить под ось автомобиля подставку. При поднятии домкра-
-310
том автомобиля д л я уменьшения давления на почву рекомен-
дуется под домкрат подкладывать доску.
После пользования домкратом необходимо винт
8.
завернуть,
плунжеры рабочие' (внутренний
6
и наружный
5)
и нагнетатель-
ный
15
опустить, а запорную иглу
17
отвернуть. Если исправный,
не имеющий течи домкрат не обеспечивает подъема до указанной
высоты, то следует проверить уровень масла в нем.
Масло необходимо д о б а в л я т ь до уровня наливного отверстия,
закрываемого пробкой 7, когда плунжеры домкрата полностью
опущены и домкрат находится в вертикальном положении.
При наличии воздуха в рабочей полости д о м к р а т а последний
не поднимает груз или поднимает его медленно. Д л я удаления
воздуха из полости домкрата необходимо подтянуть сальник на-
гнетательного плунжера, отвернуть запорную иглу на 172 —
2 оборота, рукой поднять (за головку
12)
рабочий плунжер на пол-
ную высоту и опустить его до отказа. Операцию поднятия и опу-
скания рабочего плунжера повторить два-три раза.
Отказ в работе домкрата может быть вызван т а к ж е попада-
нием грязи внутрь него. Д.дя очистки домкрата от грязи надо
слить масло, предварительно отвернув головку
9
корпуса, залить
чистый керосин и прокачать домкрат при отвернутой запорной
игле /7, затем у д а л и т ь керосин и залить свежее профильтрован-
ное масло.
Д л я домкрата нужно применять приборное масло М В П
ГОСТ 1805—76 или АМГ-10 ГОСТ 6794—75.
Не следует употреблять другие жидкости во избежание порчи
кожаных и резиновых уплотнителей, а т а к ж е возможности отказа
домкрата в работе при низкой температуре.
При температуре ниже —40°С рекомендуется слить масло из
домкрата и залить его смесью масла МВП с бензином (10% об-
щего количества м а с л а ) . При повышении температуры смесь за-
менить чистым маслом, указанным выше.
Р Ы Ч А Ж Н О П Л У Н Ж Е Р Н Ы Й Ш П Р И Ц
Рычажно-плунжерный шприц (рис. 125) предназначен д л я
ручной смазки узлов автомобиля, снабженных пресс-маслен-
ками.
Д л я работы шприцем следует ввести штифт в прорезь пор-
шня
8
и повернуть рукоятку против хода часовой стрелки. Затем
надо надеть наконечник 1 шприца на масленку и н а ж а т ь рукой на
рукоятку штока поршня; при этом подается смазка из полости
6
цилиндра шприца через клапан
14
по трубке к наконечнику
При качании рычага 7 плунжер
5
получает поступательно-возврат-
ное движение.
При движении плунжера вверх смазка заполняет полость 3
цилиндра плунжера. При движении плунжера вниз под давле-
нием, создаваемым плунжером, открывается шариковый клапан 11
Н смазка цо трубке поступает в наконечник 1. В шприце пп ы
-
311
ется давление 350 кгс/см
2
, при котором смазка проходит во все
смазываемые узлы. В шприце помещается 340 с м
3
смазки.
З а п р а в к у шприца производят следующим образом.
Цилиндр
9
шприца вывинчивают из корпуса
4.
За рукоятку
штока поршня вытягивают поршень
8
на
Уз
хода внутрь ци-
линдра
9.
Рис. 125.
Рычажно-плунжерный шприц:
/ — н а к о н е ч н и к шприца;
2 —
т р у б к а ;
3
— полость цилиндра п л у н ж е р а ;
4
— корпус;
5 —
плунжер;
6
— полость цилиндра 'шприца; 7 — рычаг;
8 •—
поршень;
9
— цилиндр шприца;
10 —
крышка; // — шток поршня;
12 —
п р о к л а д к а ; /3 — п р о б к а ;
14
— шариковый клапан
С помощью деревянной лопатки наполняют цилиндр шприца
смазкой, затем подтягивают поршень еще на У
3
хода и снова за-
полняют цилиндр смазкой. В третий раз перемещают поршень до
крышки
10
и заполняют смазкой. При заполнении шприца смаз-
кой необходимо следить, чтобы в цилиндре не оставался воздух,
препятствующий подаче смазки; для этого при заправке надо по-
стукивать крышкой
10
по какому-нибудь деревянному предмету
(при этом надо предохранять шприц от повреждения). При попа-
дании воздуха в полость
6
цилиндра шприца нарушается его ра-
бота.
НАСОС Д Л Я РУЧНОЙ П Е Р Е К А Ч К И Т О П Л И В А
В комплект инструментов, прилагаемых к автомобилю, входит
насос для ручной перекачки топлива (рис. 126).
Пользоваться насосом надо следующим образом:
1. Опустить конец длинного шланга 5 в перекачиваемое топ-
ливо; при этом стрелка, нанесенная на корпусе насоса д л я указа-
ния направления истечения топлива, должна быть направлена
острием вверх. Конец короткого шланга / (рис. 126, б) направить
в тару, расположенную ниже, в которую переливается топливо.
2. Привёсти в действие нажатием руки (четыре-пять раз) на
резиновую грушу (корпус).
3. После того как из шланга 1 начнет вытекать топливо, сле-
дует прекратить н а ж и м а т ь на корпус насоса и перевернуть его
стрелкой вниз, что обеспечивает перетекание топлива самотеком.
-312
4. После пользования насосом необходимо слить топливо из
шлангов.
В случае застревания шариков
2
и
4
в нагнетательном или вса-
сывающем клапане нужно устранить неисправность легким по-
стукиванием хомутиками
6
насоса о твердый предмет.
Рис. 126.
Насос для ручной перекачки топлива:
а
— разрез насоса;
б
— первоначальное положение насоса; / — корот-
кий шланг;
2
— шарик нагнетательного к л а п а н а ; 3 — корпус ручного
насоса;
4
— шарик в с а с ы в а ю щ е г о к л а п а н а ;
5
= длинный шланг;
6 —
хомутики
При засорении насоса необходимо ослабить хомутики, вынуть
шланги и продуть с ж а т ы м воздухом их и грушу.
Д Е Р Ж А Т Е Л Ь З А П А С Н О Г О К О Л Е С А »
Д е р ж а т е л ь запасного колеса состоит из основания
12
(рис. 127), откидного рычага 7, на котором установлено колесо,
и ручной лебедки д л я облегчения подъема и опускания рычага с
колесом. Ручная лебедка снабжена храповым механизмом для
подъема и тормозом д л я опускания откидного рычага. '
Операции откидывания рычага с колесом на землю и подъ-
ема с земли на основание
12
состоят из трех этапов:
1. Подъема с помощью лебедки рычага с колесом до поло-
жения, близкого к вертикальному.
2. Переталкивания вручную рычага с колесом через мертвую
точку.
3. Опускания рычага с колесом с помощью лебедки.
1
Автомобиль З И Л - Ш В
имеет держатель^ на д в а колеса и
соответственно
д в а откидных рычага и две лебедки.
-
313
Рис. 127.
Установка держателя запасного колеса;
а—
прием подъема -запасного колеса; б— подъемник запасного колеса;
в —
л е б е д к а ; / — трос лебедки;
2
— гайка лебедки; 3 — б а р а б а н лебедки;
4 —
храповое колесо; 5 — с т я ж к а ;
6
— запасное колесо; 7 — откидной
р ы ч а г ;
8~
пластина крепления запасного колеса;
9
— болт с гайкой крепле-
ния запасного колеса;
10
— стяжной болт с гайкой; // — ролик; /2 основа-*
ние д е р ж а т е л я ;
13
— шпонка;
14 —
фрикционная ш а й б а : / 5 — втулка ле-
бедки; /6 — кронштейн;
17
— п р у ж и н а собачки;
18
— собачка храповика;
19
— стопорное кольцо собачки
-
314
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст