Карданная передача автомобиля ЗИЛ-131Н
Карданная передача автомобиля ЗИЛ-131Н
Карданная передача автомобиля состоит из четырех карданных валов (рис. 43). Конструкция всех карданных валов одинакова (рис. 44); карданный вал привода промежуточного моста имеет большие размеры, чем все остальные. Каждый карданный вал представляет собой тонкостенную трубу, к одному концу которой приварена неподвижная вилка шарнира, а к другому — шлицевая втулка, соединенная со скользящей вилкой шарнира. Все восемь
шарниров карданной передачи одинаковы по устройству и состоят каждый из неподвижной или скользящей вилки, фланца-вилки 16 и крестовины 2, установленной в ушках вилок на игольчатых подшипниках 14. Шарниры не требуют пополнения смазочного материала в процессе эксплуатации.
Для удержания смазочного материала и предохранения от загрязнения подшипники снабжены уплотнением, состоящим из сальника радиального уплотнения, вмонтированного в обойму подшипника, и из торцового уплотнения, на прессованного на шипы крестовин.
Карданные валы имеют герметичное шлицевое соединение; смазочный материал во внутренней полости втулки удерживается от вытекания заглушкой 6, установленной в шлицевой втулке 7, а также резиновым 9 и войлочным 11 кольцами. Оба кольца предотвращают загрязнение шлицевого соединения.
Карданные валы динамически сбалансированы, балансировка осуществлена приваркой балансировочных пластин 5 на обоих концах трубы.
При эксплуатации автомобиля необходимо выполнять следующее. .
1. Проверять- крепления фланцев карданных валов. Все болты крепления должны быть затянуты моментом
80...90 Н-м (8...9 кгс-м).
2. При ослаблении крепления болтов опорных пластин подшипников крестовины подтянуть их; момент затяжки должен быть равен 14...18 Н*м (1,4...1,8 кгс*м).
Рис. 43. Схема расположения карданных валов:
1 передний мост; 2 — коробка передач; 3 — карданный вал переднего моста; 4 — основной карданный вал; 5 — раздаточная коробка; 6 — карданный вал промежуточного моста; 7 — промежуточный мост; 8 карданный вал заднего моста; 9 — задний мост
Рис. 44. Карданный вал привода заднего моста:
I — торцовое уплотнение; 2 — крестовина; 3 — скользящая вилка; 4 — карданный вал; 5.— балансировочные пластины; 6 — заглушка; 7 — шлицевая втулка; 8 — разрезная шайба; 9 -* резиновое кольцо; 10 — гайка сальника; 11 — войлочное кольцо;
12 — разрезная шайба войлочного кольца; 13 опорная пластина; 14 подшипник; 15 замочная пластина; 16 фланец-вилка
3. Проверять зазор шлицевого соединения. При большом зазоре вследствие изнашивания шлицев надо заменить вал.
При сборке карданного вала необходимо, чтобы стрелки, выбитые на трубчатом валу и скользящей вилке, были расположены одна против другой. Болты крепления опорных пластин игольчатых подшипников должны быть затянуты и застопорены загибанием одного ушка замочной пластины к грани головки каждого болта.
4. Строго соблюдать сроки смазывания шлицев карданной передачи, указанные в карте смазывания. Для смазывания шлицевых соединений надо их разобрать, промыть шлицы скользящей вилки и внутреннюю полость шлицевой втулки, заложить в эту полость свежий смазочный материал и снова собрать вал.
При смазывании шлицевого соединения следует использовать определенное количество смазочного материала, указанное в карте смазывания.
При сборке шлицевого соединения необходимо следить за тем, чтобы разрезные шайбы 12 войлочного кольца 11 были установлены так, что разрезы в них были направлены в противоположные стороны.
В случае возникновения затруднений при перемещении карданных валов в шлицевом соединении нужно выполнить следующее:
отвернуть гайку 10 сальника;
удалить лишний воздух из шлицевого соединения, для чего 3...4 раза переместить скользящую вилку в шлицевой втулке и затем затянуть гайку 10.
При снятии карданного вала с автомобиля или при установке его на автомобиль нельзя вставлять в шарнир монтажную лопатку или другие предметы для провертывания карданного вала, так как при этом повреждаются уплотнения, что может привести к преждевременному выходу из строя карданных шарниров.
В эксплуатационный период разбирать шарнир следует только в случае выхода из строя деталей шарнира. Для разборки шарнира следует пользоваться специальным съемником. При использовании для разборки молотка нарушается соосность отверстий в вилках шарниров, что резко снижает долговечность шарниров.
Во время разборки надо следить за тем, чтобы не были повреждены торцовые уплотнения. Установка поврежденных торцовых уплотнений в шарнир недопустима, так как
при этом нельзя обеспечивать требуемый натяг торцового уплотнения на посадочном пояске шипа. Сборку шарнира с радиальными торцовыми резиновыми уплотнениями подшипников можно выполнить одним из следующих способов.
1. Торцовое уплотнение предварительно запрессовать на два смежных шипа крестовины, после чего крестовину вставить в вилку (фланец). Остальные торцовые уплотнения установить на шипы через отверстия под подшипники в вилках (фланцах) и напрессовать на посадочные пояски шипа.
2. Крестовину без торцовых уплотнений вставить в вилку (фланец), затем на шипы крестовины через отверстия под подшипники в вилках (фланцах) напрессовать торцовые уплотнения.
Для напрессовки торцового уплотнения на посадочный поясок шипа необходимо пользоваться специальным приспособлением-оправкой (рис. 45). Если в комплекте запасных частей торцовых уплотнений не имеется, допускается устанавливать подшипники без торцового уплотнения,
однако при этом долговечность шарнира значительно снижается.
Перед на прессовкой на шипы крестовин торцовых ,уплотнений закладывается смазка № 158. В шарнирах переднего, заднего и основного карданных валов смазочный материал закладывают в глухие отверстия шипов (1,1...1,3 г) и в игольчатые подшипники (3,7...4,2 г), а в шарнирах привода промежуточного моста — в глухие отверстия Шипов (3,6...4 г), в игольчатые подшипники (4...4,5 г), в полость между рабочими кромками торцового уплотнения (1,7...2 г).
Рис. 45. Оправки для напрессовки торцового уплотнения на шипы крестовин мостов
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст