Колеса и шины автомобиля УАЗ-469
Колеса и шины автомобиля УАЗ-469
Колеса на УАЗ-469 - дисковые, штампованные, с глубоким неразъемным ободом.
Шины на УАЗ-469 - пневматические, шестислойные, низкого давления, камерные; выпускаются промышленностью двух моделей, отличающихся одна от другой рисунком протектора.
Рекомендуется применять шины с «универсальным» рисунком протектора. Эксплуатируя автомобиль на грунтовых дорогах, применяйте шины на УАЗ-469 с рисунком протектора повышенной проходимости.
Колесо УАЗ-469 с камерой и шиной в сборе показано на рис. 82.
Запасное колесо устанавливается сзади автомобиля на специальном откидном кронштейне 2 (рис. 83).
При креплении запасного колеса прижимной шайбой к откидному кронштейну следите за тем, чтобы оно лежало на опоре 9, установленной на бампере.
При открывании заднего борта откидной кронштейн вместе с запасным колесом отведите вправо на 90°. При необходимости откидной кронштейн можно снять, для чего отсоедините пружинное стопорное кольцо и выньте ось 6.
При техническом обслуживании проводите осмотр колес УАЗ-469 и проверяйте их крепление. Момент затяжки гаек колес должен быть 10...12 кгс-м.
Рис 82. Колесо с шиной УАЗ-469 в сборе:
1 — колесо; 2 — колпачок вентиля; 3 — вентиль; 4 — покрышка; 5 — камера.
Для более равномерной затяжки завертывайте гайки, соблюдая последовательность, через одну гайку. Для предупреждения заедания гаек смазывайте их каждый раз, когда колесо снимается.
Рис. 83. Крепление запасного колеса на УАЗ-469:
1 — запор откидного кронштейна; 2 — откидной кронштейн; 3 — болт; 4 — прижимная шайба; 5 — неподвижная петля; 6 — ось откидного кронштейна; 7 и 8 — буферы; 9 — опора.
Отверстия крепления дисков на УАЗ-469 не должны быть разработаны.
Перед каждым выездом проверяйте состояние шин и устраняйте выявленные недостатки. Систематически проверяйте давление в шинах и при необходимости доводите его до нормы.
Проверку давления производите на холодных шинах.
При эксплуатации шин руководствуйтесь «Правилами эксплуатации автомобильных шин».
Если обнаружили интенсивный неравномерный износ передних шин, проверьте и отрегулируйте схождение передних колес и дисков на УАЗ-469.
В процессе эксплуатации для равномерного износа шин производите перестановку колес в последовательности, показанной на рис. 84.
Рис. 84. Схема перестановки колес на УАЗ-469
к.с. шины на УАЗ 469, диски на УАЗ-469, колеса на УАЗ 469, резина на УАЗ-469
При появлении неравномерного износа шин или повышенной отдачи на рулевое колесо проверьте дисбаланс колес с шинами в сборе и произведите их статическую или динамическую балансировку. При отсутствии специального приспособления статическую балансировку можно произвести на ступице переднего колеса, предварительно обеспечив наибольшую легкость ее вращения на цапфе. Перед балансировкой колесо необходимо очистить от грязи.
Балансировку на ступице производите в такой последовательности:
1. Снимите ведущий фланец и муфту отключения колеса.
2. Снимите ступицу с тормозным барабаном.
3. Снимите тормозной барабан со ступицы.
4. Удалите смазку с подшипников ступицы.
5. Установите на цапфу до упора в торец втулки сальника специальную втулку (наружный диаметр 56 мм, внутренний диаметр 45 мм, высота 7 мм) для исключения трения сальника или выньте сальник из ступицы.
6. Установите ступицу и отрегулируйте подшипники с некоторым зазором.
7. Установите вместо тормозного барабана специальный фланец (наружный диаметр 185 мм, внутренний диаметр ПО мм, пять отверстий диаметром 16,5 мм, равномерно расположенных на окружности диаметром 139,7 мм, толщина 5 мм).
8. Установите колесо, закрепив его гайками.
9. Проверьте, проворачивая колесо в различные положения, сохраняет ли оно безразличное равновесие. Если колесо самопроизвольно поворачивается одной и той же стороной вниз, то произведите балансировку.
10. Приведите колесо во вращение. После остановки колеса нанесите мелом метку на его верхней части.
11. Повторите операцию, вращая колесо в обратном направлении, и нанесите вторую метку на верхней части.
12. Разделите пополам расстояние между метками и поставьте третью метку, которая будет определять легкое место колеса.
13. Установите один или несколько грузиков против третьей метки и проверьте отсутствие дисбаланса вращением колеса.
При безразличном равновесии колесо считается отбалансированным.
14. Повторите балансировку, если вес грузиков точно подобрать не удается. Вместо первоначально установленных грузиков по обе стороны от метки поставьте четное число попарно одинаковых грузиков, суммарный вес которых несколько превышает необходимый, и, раздвигая грузики на равные расстояния» добейтесь безразличного равновесия.
15. Разделите по возможности для исключения динамической разбалансировки подобранные грузики поровну по весу и установите на обе стороны колеса (снаружи и внутри), напротив друг друга, в ранее найденных точках.
16. Проведите аналогичным образом балансировку остальных колес.
17. Снимите специальные втулки и фланец, установите ступицу с тормозным барабаном на цапфу, тщательно смазав подшипники и отрегулировав их в соответствии с разделом «Ступицы». Установите ведущий фланец и муфту отключения колес.
Запасное колесо должно быть всегда отбалансированным. Снятие колеса с автомобиля производите в такой последовательности:
1. Ослабьте гайки крепления колеса, которое подлежит замене.
2. Поднимите домкратом автомобиль со стороны колеса, которое заменяется.
3. Отверните гайки крепления колеса и снимите колесо со ступицы.
Установку колеса на ступицу производите в обратной последовательности.
При снятии отбалансированного колеса примите меры предосторожности против задевания балансировочными грузиками за ребра обода тормозного барабана. Чтобы не нарушить установку грузиков и не повредить их пружины, снимаемое колесо рекомендуется повернуть так, чтобы балансировочные грузики с его внутренней стороны оказались внизу.
Рис. 85. Снятие наружного борта шины с обода колеса.
Рис. 86. Снятие внутреннего борта шины с обода колеса.
Разборку колеса с шиной УАЗ-469 производите в такой последовательности:
1. Выпустите полностью воздух из камеры, вывернув золотник вентиля.
2. Заправьте часть борта шины со стороны, противоположной вентилю, в среднюю глубокую часть обода, а затем монтажными лопатками перекиньте борт шины через обод, начав операцию у вентиля (рис. 85).
При прилипании шины к ободу можете отделить ее борта с помощью домкрата.
3. Выньте камеру.
4. Сдвиньте второй борт шины в глубокую часть обода и с противоположной стороны снимайте шину, закладывая лопатки снизу (рис. 86).
Если требуется сменить только камеру, то снимите с обода только один борт шины со стороны вентиля.
Сборку колеса с шиной производите в такой последовательности:
1. Положите диск колеса отверстием для вентиля камеры вверх.
2. Положите шину на диск так, чтобы серийный номер был сверху; с помощью монтажных лопаток наденьте нижний борт шины на обод колеса и введите ее в глубокую часть обода (рис. 87,а).
РИС 87
Рис 87. Установка шины на колесо:
а — установка внутреннего борта покрышки; б — заправка камеры в крышку; в — установка наружного борта
3. Введите вентиль камеры в отверстие обода и аккуратно заправьте камеру в шину (рис. 87,6).
4. Подкачайте камеру настолько, чтобы она расправилась и заняла правильное положение на ободе, а затем выпустите воздух.
Б. Наденьте с помощью монтажных лопаток верхний борт шины на обод (рис. 87,в). Начинайте заправку наружного борта шины со стороны, противоположной вентилю, и продолжайте в обе стороны, приближаясь к нему. При этом следите за правильностью положения вентиля в отверстии обода, не допуская его перекосов.
По мере надевания борта заправленную часть шины сдвигайте в глубокую часть обода.
6. Накачайте камеру до нормального давления, затем полностью выпустите из нее воздух и вторично накачайте. Это обеспечит правильное (без складок) положение камеры в шине.
Перед сборкой шину (внутри) и камеру припудрите тонким слоем талька по всей поверхности, а излишек талька удалите.
При сборочно-разборочных операциях соблюдайте следующее:
— сборке подлежат только исправные, соответствующие по размерам и типам шины, камеры и ободы;
— ободы и диски колес должны быть правильной формы, без деформаций и повреждений;
— шины и камеры, поступающие для сборки, должны быть чистыми и сухими;
— разборку и сборку шин в пути производите с применением специальных монтажных лопаток, имеющихся в комплекте шоферского инструмента;
— разборку и сборку шин осуществляйте в условиях, исключающих попадание песка и грязи на камеры и шины.
Ступицы автомобиля УАЗ-469
Устройство ступиц УАЗ-469 передних колес автомобиля УАЗ-469 показано на рис. 71, а задних колес — на рис. 65.Ступицы автомобиля УАЗ-469Б аналогичны и по ряду деталей унифицированы со ступицами автомобиля УАЗ-469. Устройство ступицы переднего колеса показано на рис. 72.
Ступица установлена на двух одинаковых роликовых конических подшипниках.
Наружные кольца подшипников запрессованы в ступицу и от осевых перемещений удерживаются упорными кольцами.
Внутренние обоймы подшипников установлены на цапфу свободно.
Для предотвращения вытекания смазки из ступицы УАЗ-469 и попадания в нее пыли, грязи и воды со стороны внутреннего торца устанавливается сальник.
Между сальником и внутренним подшипником установлена упорная шайба для предотвращения повреждения рабочей кромки сальника о подшипник при снятии ступицы.
Ступица для крепления колеса имеет пять болтов, которые запрессованы в отверстия фланца. Болтами одновременно крепятся к ступице маслоотражатель с прокладкой, который предназначен для предотвращения попадания проникающей через сальник смазки на тормозные колодки и отвода ее наружу через отверстия во фланце ступицы и тормозном барабане.
Маслоотражатель, кроме того, ограничивает попадание к сальнику грязи, проникающей внутрь тормозного барабана.
Крепление ведущих фланцев или полуосей к ступицам УАЗ-469 осуществляется шестью болтами, изготовленными из хромистой стали.
Техническое обслуживание заключается в периодической проверке затяжки болтов крепления ведущих фланцев или полуосей к ступицам и подтягивании их при необходимости крутящим моментом 6...7 кгс-м, а также регулировке подшипников.
Проверяйте наличие зазора в подшипниках покачиванием колес.
Обращайте внимание на правильность регулировки подшипников ступиц УАЗ-469 колес нового автомобиля.
В соответствии с таблицей смазки автомобиля меняйте смазку в ступице. Для этого снимите ступицу с цапфы, удалите отработавшую смазку, тщательно промойте подшипники и смажьте их свежей смазкой.
Слой смазки в ступице между подшипниками должен быть толщиной 10... 15 мм. Не закладывайте в ступицу смазки больше нормы во избежание ее попадания в колесные тормоза.
Регулировку подшипников ступиц колес выполняйте в такой последовательности:
1. Поднимите домкратом автомобиль со стороны колеса, подшипники которого должны быть отрегулированы.
2. Снимите ведущий фланец ступицы (УАЗ-469) или выньте полуось (УАЗ-469Б) у заднего моста, или снимите ведущий фланец ступицы и муфту отключения колес у переднего моста.
3. Отогните ус замочной шайбы, отверните контргайку, снимите стопорную шайбу.
4. Ослабьте гайку регулировки подшипников на 1/6—1/8 оборота (1...2 грани).
5. Проворачивая рукой колесо, проверьте легкость его вращения. (Колесо должно вращаться свободно без задевания тормозных колодок за барабан).
6. Затяните гайку регулировки подшипников ступицы УАЗ-469 с помощью ключа и лопатки-воротка усилием одной руки (рис. 88).
При затягивании гайки проворачивайте колесо для правильного размещения роликов на беговых дорожках колец подшипников и нажимайте на вороток ключа плавно без рывков.
7. Отпустите гайку при необходимости на 1/4—1/3 оборота (1,5...2 грани), установите замочную шайбу, наверните и затяните контргайку.
Если на усах замочной шайбы есть хотя бы незначительные трещины, шайбу замените. В противном случае возможна поломка усов шайбы и самоотвинчивание или самозатяжка гаек, что в обоих случаях выведет из строя подшипники.
8. Проверьте регулировку подшипников после затяжки контргайки. При правильной регулировке колесо должно вращаться свободно, без заеданий, заметного осевого люфта и качки.
9. Загните два уса замочной шайбы на грани гайки и контргайки (рис. 89).
10. Поставьте ведущий фланец или вставьте полуось заднего моста или поставьте ведущий фланец и муфту отключения колес переднего моста, установите пружинные шайбы и затяните болты.
Окончательно правильность регулировки подшипников проверяйте наблюдением за нагревом ступиц колес после движения автомобиля. Если ступица нагревается сильно (рука нагрев не терпит), отпустите гайку на 1/6 оборота (1 грань), соблюдая последовательность и правила, изложенные выше.
Проверяя регулировку подшипников на нагрев, не пользуйтесь рабочими тормозами, так как в этом случае ступицы могут нагреваться и от тормозных барабанов.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст