Dadi Shuttle. Инструкция — часть 4
Раздел III. ТРАНСМИССИЯ
Сцепление
Особенности устройства
Устройство сцепления показано на рис. 3-1
Рис. 3-1. Устройство сцепления.
1 – маховик; 2 – ведомый диск; 3 – на-
жимной диск с кожухом в сборе; 4 –
болт крепления кожуха нажимного
диска к маховику; 5 – стопорная пру-
жина; 6 – вилка выключения сцепле-
ния; 7 – грязезащитный чехол; 8 – ша-
ровой палец; 9 – муфта выключения
сцепления.
Сцепление автомобиля однодисковое сухое с
центральной диафрагменной пружиной, с гидравли-
ческим приводом. Нажимной диск с кожухом в сборе
3 (см.рис.3-1) крепится к маховику 1 шестью болтами
9. Муфта выключения сцепления находится в посто-
янном контакте с лепестками диафрагменной пру-
жины. Свободный ход вилки выключения сцепления
не регулируется.
Нажимной диск 3 соединен с кожухом соеди-
нительными пластинами. Соединительные пластины
одной стороной приклепаны к кожуху, а другой — к
нажимному диску. Диафрагменная пружина тарель-
чатого типа с прорезями установлена между нажим-
ным диском и кожухом и зажимается двумя опорными кольцами.
Ведомый диск 2 состоит из ступицы с гасителем крутильных колебаний и диска с
фрикционными накладками. Фрикционные накладки приклепаны к пластинчатым пру-
жинам диска алюминиевыми заклепками.
Вилка 6 выключения сцепления штампованная. Она передает усилие от толка-
теля рабочего цилиндра к муфте выключения сцепления 9. Осью поворота вилки явля-
ется шаровой палец 8, который прикреплен к задней части картера сцепления. Для
защиты от пыли и грязи деталей сцепления применяется грязезащитный чехол 7, за-
крепленный к картеру сцепления.
Муфта выключения сцепления 9 закрытого типа и не требует смазки в процессе
эксплуатации.
Привод сцепления
Рис. 3-2. Привод сцепления.
1 – педаль сцепления; 2 – проушина
толкателя; 3 – ось толкателя; 4 –
контргайка; 5 – толкатель; 6 – главный
цилиндр сцепления; 7 – трубка; 8 –
бачок; 9 – упорный винт; 10 – рабочий
цилиндр сцепления; 11 – штуцер про-
качки.
Привод выключения сцепления гидравличе-
ский и состоит из главного 6 (см. рис. 3-2) и рабочего
10 цилиндров, педали 1 сцепления, трубки 7
гидропривода выключения сцепления и шланга.
Педаль сцепления соединена с главным цилиндром
при помощи толкателя 5, который имеет регулиро-
вочный узел.
Возможные неисправности, их причины и методы устранения
Причина неисправности
Метод устранения
Неполное выключение сцепления
Затрудненное перемещение ступицы ве-
Зачистить шлицы
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Причина неисправности
Метод устранения
домого диска на шлицах ведущего вала
Коробление ведомого диска
Заменить ведомый диск
Лепестки диафрагменной пружины не ле-
жат в одной плоскости
Заменить нажимной диск
Воздух в системе гидравлического приво-
да сцепления
Прокачать систему гидравлического при-
вода сцепления
Пробуксовка сцепления (снижение динамики разгона)
Снижение усилия диафрагменной пружи-
ны
Заменить нажимной диск в сборе
Износ фрикционных накладок до заклепок.
Образование глубоких кольцевых рисок на
рабочих поверхностях маховика и нажим-
ного диска
Заменить ведомый диск или фрикционные
накладки. Заменить маховик или нажим-
ной диск
Замасливание фрикционных накладок ве-
домого диска
Устранить причины попадания масла на
фрикционные накладки. Заменить ведо-
мый диск или фрикционные накладки
Засорение компенсационного отверстия
главного цилиндра или разбухание ман-
жеты
Очистить от загрязнения цилиндр или за-
менить манжету, заменить гидравличе-
скую жидкость
Ощутимые рывки при включении сцепления
Износ фрикционных накладок до заклепок Заменить ведомый диск или фрикционные
накладки
Замасливание фрикционных накладок ве-
домого диска
Устранить причины попадания масла на
фрикционные накладки. Заменить ведо-
мый диск или фрикционные накладки
Затрудненное перемещение ступицы ве-
домого диска на шлицах ведущего вала
Зачистить шлицы
Лепестки диафрагменной пружины не
лежат в одной плоскости
Заменить нажимной диск в сборе
Потеря упругости пластинчатых пружин
крепления фрикционных накладок
Заменить ведомый диск
Повышенный шум и вибрация при работе сцепления
Поломка или потеря упругости демпфер-
ных пружин ведомого диска
Заменить ведомый диск
Износ фрикционной шайбы ведомого дис-
ка
Заменить ведомый диск
Отсутствие смазки или дефекты на под-
шипнике
Заменить подшипник
При нажатии педаль сцепления без сопротивления доходит до упора. Сцепление при
этом не выключается. Выключить сцепление возможно только резким быстрым нажа-
тием на педаль
Загрязнение главного цилиндра или боль-
шой износ его зеркала
Промыть или заменить главный цилиндр
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Причина неисправности
Метод устранения
Износ или повреждение манжеты поршня
главного цилиндра
Заменить манжету
Понижение уровня жидкости в бачке главного цилиндра выключения сцепления
Подтекание жидкости через манжету ра-
бочего цилиндра привода выключения
сцепления
Заменить манжету или рабочий цилиндр
Повышенный шум при работе двигателя
Слабая затяжка соединений гидропривода
сцепления
Затянуть соединения
Скрип втулок педали сцепления
Отсутствие смазки в пластмассовых втул-
ках педали сцепления
Смазать втулки
Износ пластмассовых втулок педали сце-
пления
Заменить втулки
Педаль сцепления не возвращается в исходное положение
Поломка или потеря упругих свойств воз-
вратной пружины
Заменить пружину
Прокачка гидропривода сцепления
Примечание: Прокачка производится после каждой разборки системы гидро-
привода (снятие главного или рабочего цилиндров сцепления, отсоединения трубо-
проводов) или при подозрении, что в систему попал воздух.
Предупреждение: Не допускайте попадания тормозной жидкости на окрашен-
ные поверхности. В случае попадания немедленно удаляйте.
О воздухе в гидроприводе сцепления говорит неполное выключение сцепления,
а также «мягкость» и «провалы» педали сцепления.
Для удаления воздуха из гидропривода:
- очистите бачок гидропривода главного цилиндра 8 (рис. 3-2) и штуцер прокачки
11 рабочего цилиндра для прокачки от пыли и грязи;
- проверьте уровень жидкости в бачке гидропривода главного цилиндра и при
необходимости долейте жидкость;
- наденьте на головку штуцера прокачки рабочего цилиндра 10 шланг и погрузи-
те его нижний конец в сосуд с жидкостью для гидропривода (30-50 г.);
- отверните на 1/2 -3/4 оборота штуцера прокачки 11, резко нажимайте и плавно
отпускайте педаль до тех пор, пока не прекратится выделение пузырьков воздуха из
шланга (при этом проверяйте уровень жидкости в бачке и при необходимости доливай-
те);
- нажав на педаль, заверните до отказа штуцера прокачки 11. Снимите шланг и
наденьте колпачок на штуцера прокачки.
Если, несмотря на продолжительную прокачку, из шланга будут выходить пу-
зырьки воздуха, проверьте надежность крепления соединений, выясните, нет ли на
трубках трещин или подтекания в соединениях со штуцерами. Возможно проникнове-
ние воздуха через поврежденные уплотнительные элементы главного или рабочего
цилиндров.
При прокачке:
- конец шланга для прокачки должен быть постоянно погружен в жидкость;
- после прокачки доведите уровень жидкости в бачке до верхней отметки на его
корпусе.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Снятие и установка сцепления
Снятие.
Установить автомобиль на смотровую канаву или подъемник. Предва-
рительно снимите коробку передач (см. «Коробка передач»).
Рис. 3-3.
Рис. 3-4.
Рис. 3-5.
Рис. 3-6.
Рис. 3-7.
Рис. 3-8.
Нанесите метки (см. рис. 3-3) на кожух сцепления и
маховик. Зафиксировав маховик отверните равномерно
по диагонали шесть болтов 2 крепления нажимного диска
к маховику и снимите нажимной 3 и ведомый диски, при-
держивая при этом ведомый диск.
Сборка.
Проверить легкость перемещения в осевом направ-
лении ведомого диска сцепления по шлицам первичного
вала. При затрудненном перемещении удалить заусенцы
со шлицов.
С помощью оправки произведите установку ведомо-
го диска сцепления на маховик (см. рис. 3-4). При этом
сориентировать ведомый диск так, чтобы выступающая
часть ступицы ведомого диска была обращена в сторону
нажимного диска (рис. 3-5).
Установить нажимной диск и завернуть шесть бол-
тов его крепления, не затягивая.
При отсутствии центрирующей оправки можно ис-
пользовать резервный первичный вал. В этом случае на-
деть на первичный вал нажимной и ведомый диски в со-
ответствии с их ориентацией. Вставить первичный вал в
передний подшипник, находящийся в маховике, и завер-
нуть шесть болтов крепления нажимного диска, не затя-
гивая.
Провести окончательную затяжку шести болтов
крепления нажимного диска в последовательности ука-
занной на рис. 3-4.
Момент затяжки 18-20 Н·м (1,8–2,1 кгс·м).
Проверьте выравнивание концов диафрагменной
пружины при помощи специального инструмента (рис. 3-
6).
Максимальное отклонение от плоскости – 0,5 мм.
Если отклонение превышает допустимое значение,
то отрегулируйте его используя специальный инструмент.
Нанесите консистентную смазку на поверхности
следующих деталей (рис. 3-7.):
- вилки выключения сцепления и выжимной под-
шипник в точках их контакта;
- вилки выключения сцепления и штока рабочего
цилиндра сцепления в точке их контакта;
- в точке контакта шарового пальца и вилки выклю-
чения сцепления;
- на шлицы первичного вала коробки передач.
Установите пыльник, вилку и выжимной подшипник
в картер сцепления.
Произведите установку коробки передач (см. соот-
ветствующий раздел).
Проверка технического состояния и контроль сцепления
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Рис. 3-9.
Очистить от пыли и грязи нажимной и ведомый дис-
ки, а также рабочую поверхность маховика.
Осмотреть ведомый диск. Трещины на деталях ве-
домого диска не допускаются. Проверить износ фрикци-
онных накладок 1 (рис. 3-9.). Если головки заклепок 2
утоплены менее чем 0,3 мм, поверхность фрикционных
накладок замаслена или ослаблены заклепочные соеди-
нения, то ведомый диск (или фрикционные накладки)
необходимо заменить. Проверить надежность фиксации демпферных пружин 3 в гнез-
дах ступицы ведомого диска.
Если демпферные пружины сломаны или ослаблены, диск необходимо заме-
нить. На фрикционной шайбе, расположенной под нажимной пружиной гасителя кру-
тильных колебаний, не допускаются следы износа, перегрев или механические повре-
ждения. Проверить биение ведомого диска, если при визуальном осмотре обнаружено
его коробление. Если величина биения превышает 0,8 мм, диск заменить.
Осмотреть рабочие поверхности трения маховика и нажимного диска, обратив
внимание на отсутствие глубоких рисок, задиров, забоин, явных следов износа и пере-
грева. Ослабление заклепочных соединений деталей нажимного диска не допускается.
При наличии указанных дефектов узлы рекомендуется заменить.
Внешним осмотром оценить состояние опорных
колец и диафрагменной пружины нажимного диска. Тре-
щины на диафрагменной пружине не допускаются. Места
контакта (рис. 3-10) лепестков пружины с подшипником
выключения сцепления должны находиться в одной
плоскости и не иметь явных следов износа.
Рис. 3-10.
Предельный износ:
- по глубине 0,6
мм
- по ширине 5,0
мм
Рис. 3-11.
Рис. 3-12.
Осмотрите подшипник первичного вала коробки
передач (рис.3-11.). Поворачивая подшипник рукой, од-
новременно прикладывая усилие в осевом направлении,
если подшипник заедает или проворачивается с трудом
произведите его замену.
Примечание: Подшипник заполнен смазкой на весь срок
службы и не требует чистки и смазки.
Проверьте выжимной подшипник. Вращая подшип-
ник руками, прикладывайте к нему усилие в направлени-
ях указанных на рисунке. Если подшипник заедает или
проворачивается с трудом, то замените подшипник.
Примечание: Подшипник заполнен смазкой на весь
срок службы и не требует чистки и смазки.
Снятие и установка главного и рабочего цилиндра привода выключения сцепле-
ния.
Рис. 3-13.
В первую очередь слейте рабочую жидкость. Для
этого один конец шланга наденьте на штуцера прокачки 1
(см. рис. 3-13.) рабочего цилиндра, а другой опустите в
чистый сосуд; отверните штуцера прокачки
на 1/2-3/4
оборота и нажимайте на педаль до тех пор, пока жид-
кость не будет удалена из гидросистемы, затем отсоеди-
ните трубку 6 (рис. 3-14.), соединяющую главный и рабо-
чий цилиндры.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Для снятия главного цилиндра отверните две гайки 4, отсоедините трубопровод
6, выньте шплинт 14 из пальца 16 и выньте его из вилки 15 и педали сцепления (рис. 3-
14.).
Для снятия рабочего цилиндра сцепления отверните два болта крепления рабо-
чего цилиндра к картеру сцепления, трубку подвода рабочей жидкости и снимите рабо-
чий цилиндр.
Для установки главного и рабочего цилиндров сцепления вышеописанные опе-
рации выполните в обратном порядке.
Момент затяжки гаек крепления 12 - 13 Н·м (1,2–1,3 кгс·м).
После заправки рабочей жидкостью гидропривод прокачайте, проверьте наличие
утечек и отрегулируйте свободный ход педали сцепления.
Разборка, контроль, ремонт и сборка главного и рабочего цилиндра.
Рис. 3-14. Главный цилиндр сцепления
1 - бачок; 2 – штифт; 3 – уплотнительное коль-
цо; 4 – гайка; 5 – корпус главного цилиндра сце-
пления; 6 – трубка; 7 – пружина; 8 – поршень; 9
– шток; 10 – шайба; 11 - стопорное кольцо; 12 –
пыльник; 13 - контргайка; 14 – шплинт; 15 – вил-
ка; 16 – штифт.
Главный цилиндр. Снимите пыль-
ник 12 (рис. 3-14.) и стопорное кольцо 11.
Это позволит вынуть из корпуса цилиндра
5 шайбу 10, поршень 8, пружину 7.
Промойте детали главного цилиндра
чистой тормозной жидкостью и просушите.
Зеркало главного цилиндра не долж-
но иметь рисок, раковин и очагов коррозии.
При наличии данных дефектов цилиндр
заменить.
Манжеты главного цилиндра должны
быть упругими и эластичными. Рваные,
разбухшие и затвердевшие манжеты, а
также имеющие на рабочих поверхностях
риски, необходимо заменить.
Конец толкателя и сопрягаемая по-
верхность поршня не должны иметь явно
выраженных следов одностороннего изно-
са. Поверхности поршня, контактирующие
с зеркалом цилиндра, также не должны
иметь следов одностороннего износа. В
противном случае толкатель и поршень
рекомендуется заменить.
Пыльник главного цилиндра не должен иметь трещин и сквозных отверстий. Он
должен устанавливаться на толкатель и корпус главного цилиндра с небольшим натя-
гом. В противном случае пыльник заменить.
Сломанную или потерявшую упругие свойства пружину необходимо заменить.
Резьба наконечников трубки не должна иметь механических повреждений.
Внимание: Не допускайте попадания на детали минерального масла, бензина,
керосина или дизельного топлива, так как от этих веществ разбухают резиновые
уплотнители.
Рис. 3-15.
После проверки деталей соберите главный цилиндр
в порядке, обратном разборке, при этом:
- нанесите тонким слоем тормозную жидкость на по-
верхности указанные на рис. 3-15.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Рис. 3-16. Детали цилиндра
привода выключения сцепле-
ния (рабочего цилиндра).
1 – резиновый чехол; 2 – штуцер
прокачки; 3 – корпус; 4 – пружина; 5
– поршень; 6 – пыльник; 7 - толка-
тель; 8 – болт; 9 – трубопровод.
Рис. 3-17.
Рис. 3-18.
Рабочий цилиндр. Снимите защитный резино-
вый чехол 6 (рис. 3-16) вместе с толкателем 7, ис-
пользуя сжатый воздух как показано на рисунке 3-17
извлеките поршень, это позволит вынуть пружину 4 и
поршень 5.
После разборки аккуратно промойте и проверьте
все части, как это указано для главного цилиндра. Не
допускается установка деформированного толкателя.
После проверки, приступите к сборке (порядок
обратный разборке), при этом:
- нанесите тонким слоем тормозную жидкость на
поверхности указанные на рис. 3-18.
Регулируют ход педали сцепления, изменяя
длину толкателя главного цилиндра. Для этого необ-
ходимо ослабить контргайку 4 (рис. 3-2) регулировоч-
ного узла толкателя и, поворачивая толкатель 5 в
нужную сторону, добиться требуемого результата. По-
сле чего затянуть гайку и подсоединить толкатель к
педали.
Полный ход педали сцепления должен быть в
пределах 155–160 мм.
Свободный ход педали регулируется с помощью
упорного винта 9. Свободный ход педали должен со-
ставлять 5 – 15 мм
Карданная передача
Устройство валов карданной передачи показано на рис. 3-110, 3-111.
Рис. 3-110. Карданная передача в сборе: 1 – коробка передач с раздаточной короб-
кой в сборе; 2 – вал карданный передний; 3 – вал карданный задний; 4 – болт; 5 –
прокладка; 6 – фланец раздаточной коробки; 7 – замок; 8 – гайка; 9 – фланец-вилка
карданного шарнира.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Возможные неисправности, их причины и методы устранения
Причина неисправности
Метод устранения
Стук в карданной передаче при трогании с места, при резком разгоне или переклю-
чении передач
Ослабление болтов и гаек крепления
фланцев карданных шарниров
Затяните гайки моментами, указанными
далее
Увеличенный окружной зазор в шлице-
вом соединении переднего или заднего
карданных валов
Проверти величину зазора на среднем
диаметре шлицов; если он больше 0,3
мм – замените изношенные детали
Износ карданных шарниров
Отремонтируйте шарниры с заменой из-
ношенных деталей
Шум и вибрация карданной передачи
Деформация переднего или заднего кар-
данных валов
Выправьте на прессе или замените валы
Дисбаланс карданных валов
Проверьте и отбалансируйте валы (см.
«Балансировка валов»)
Износ карданных шарниров
Отремонтируйте шарниры с заменой из-
ношенных деталей
Утечка смазки
Ослабление обоймы сальника шлицево-
го соединения переднего или заднего
карданных валов
Подожмите сальник и обожмите обойму,
изношенный сальник замените. Смажьте
шлицевое соединение
Износ или повреждение сальников кре-
стовин
Замените карданный шарнир в сборе
Снятие и установка
Установите автомобиль над смотровой канавой (на подъемник), обеспечив сво-
бодное вращение задних колес с одной или обеих сторон автомобиля.
Надежно зафиксируйте автомобиль, отпустите стояночный тормоз и установите
рычаги коробки передач и раздаточной коробки в нейтральное положение.
Снятие. Отверните гайки 8 крепления фланец-вилка карданного шарнира к
фланцу раздаточной коробки или фланцу моста. Снимите фланец-вилку карданного
шарнира, следя за тем, чтобы не повредить уплотнительную прокладку 5.
Установка карданных валов проводится в порядке обратном снятию.
Момент за-
тяжки гаек крепления: 75 ÷ 77 Нм (7,7 ÷ 7,8 кГсм).
Проверка технического состояния без разборки
Очистив и вымыв карданные валы, проверьте карданные шарниры на легкость и
плавность проворачивания вилок и на отсутствие значительных осевых и радиальных
зазоров. Проверьте промежуточную опору заднего карданного вала на легкость и
плавность проворачивания, отсутствие разрывов, деформации и значительных осевых
перемещений эластичной муфты.
Проверьте балансировку карданных валов на балансировочном стенде, как ука-
зано ниже.
Если проворачивание вилок карданных валов отсутствуют заедания, дисбаланс
не превышает 1,72 Н·мм (175 г·мм) и через сальники подшипников крестовин не вы-
брасывается смазка, то разборка карданных валов не рекомендуется.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст