Dadi Shuttle. Инструкция — часть 4

Раздел III. ТРАНСМИССИЯ

Сцепление

Особенности устройства
Устройство сцепления показано на рис. 3-1

Рис. 3-1. Устройство сцепления.

1 – маховик; 2 – ведомый диск; 3 – на-

жимной диск с кожухом в сборе; 4 –

болт крепления кожуха нажимного

диска к маховику; 5 – стопорная пру-
жина; 6 – вилка выключения сцепле-

ния; 7 – грязезащитный чехол; 8 – ша-

ровой палец; 9 – муфта выключения

сцепления.

Сцепление автомобиля однодисковое сухое с

центральной диафрагменной пружиной, с гидравли-
ческим приводом. Нажимной диск с кожухом в сборе
3 (см.рис.3-1) крепится к маховику 1 шестью болтами
9. Муфта выключения сцепления находится в посто-
янном контакте с лепестками диафрагменной пру-
жины. Свободный ход вилки выключения сцепления
не регулируется.

Нажимной диск 3 соединен с кожухом соеди-

нительными пластинами. Соединительные пластины
одной стороной приклепаны к кожуху, а другой — к
нажимному диску. Диафрагменная пружина тарель-
чатого типа с прорезями установлена между нажим-

ным диском и кожухом и зажимается двумя опорными кольцами.

Ведомый диск 2 состоит из ступицы с гасителем крутильных колебаний и диска с

фрикционными накладками. Фрикционные накладки приклепаны к пластинчатым пру-
жинам диска алюминиевыми заклепками.

Вилка 6 выключения сцепления штампованная. Она передает усилие от толка-

теля рабочего цилиндра к муфте выключения сцепления 9. Осью поворота вилки явля-
ется шаровой палец 8, который прикреплен к задней части картера сцепления. Для
защиты от пыли и грязи деталей сцепления применяется грязезащитный чехол 7, за-
крепленный к картеру сцепления.

Муфта выключения сцепления 9 закрытого типа и не требует смазки в процессе

эксплуатации.


Привод сцепления

Рис. 3-2. Привод сцепления.

1 – педаль сцепления; 2 – проушина
толкателя; 3 – ось толкателя; 4 –
контргайка; 5 – толкатель; 6 – главный
цилиндр сцепления; 7 – трубка; 8 –
бачок; 9 – упорный винт; 10 – рабочий
цилиндр сцепления; 11 – штуцер про-
качки.

Привод выключения сцепления гидравличе-

ский и состоит из главного 6 (см. рис. 3-2) и рабочего
10 цилиндров, педали 1 сцепления, трубки 7
гидропривода выключения сцепления и шланга.
Педаль сцепления соединена с главным цилиндром
при помощи толкателя 5, который имеет регулиро-
вочный узел.

Возможные неисправности, их причины и методы устранения

Причина неисправности

Метод устранения

Неполное выключение сцепления

Затрудненное перемещение ступицы ве-

Зачистить шлицы

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Причина неисправности

Метод устранения

домого диска на шлицах ведущего вала

Коробление ведомого диска

Заменить ведомый диск

Лепестки диафрагменной пружины не ле-
жат в одной плоскости

Заменить нажимной диск

Воздух в системе гидравлического приво-
да сцепления

Прокачать систему гидравлического при-
вода сцепления

Пробуксовка сцепления (снижение динамики разгона)

Снижение усилия диафрагменной пружи-
ны

Заменить нажимной диск в сборе

Износ фрикционных накладок до заклепок.
Образование глубоких кольцевых рисок на
рабочих поверхностях маховика и нажим-
ного диска

Заменить ведомый диск или фрикционные
накладки. Заменить маховик или нажим-
ной диск

Замасливание фрикционных накладок ве-
домого диска

Устранить причины попадания масла на
фрикционные накладки. Заменить ведо-
мый диск или фрикционные накладки

Засорение компенсационного отверстия
главного цилиндра или разбухание ман-
жеты

Очистить от загрязнения цилиндр или за-
менить манжету, заменить гидравличе-
скую жидкость

Ощутимые рывки при включении сцепления

Износ фрикционных накладок до заклепок Заменить ведомый диск или фрикционные

накладки

Замасливание фрикционных накладок ве-
домого диска

Устранить причины попадания масла на
фрикционные накладки. Заменить ведо-
мый диск или фрикционные накладки

Затрудненное перемещение ступицы ве-
домого диска на шлицах ведущего вала

Зачистить шлицы

Лепестки диафрагменной пружины не
лежат в одной плоскости

Заменить нажимной диск в сборе

Потеря упругости пластинчатых пружин
крепления фрикционных накладок

Заменить ведомый диск

Повышенный шум и вибрация при работе сцепления

Поломка или потеря упругости демпфер-
ных пружин ведомого диска

Заменить ведомый диск

Износ фрикционной шайбы ведомого дис-
ка

Заменить ведомый диск

Отсутствие смазки или дефекты на под-
шипнике

Заменить подшипник

При нажатии педаль сцепления без сопротивления доходит до упора. Сцепление при
этом не выключается. Выключить сцепление возможно только резким быстрым нажа-

тием на педаль

Загрязнение главного цилиндра или боль-
шой износ его зеркала

Промыть или заменить главный цилиндр

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Причина неисправности

Метод устранения

Износ или повреждение манжеты поршня
главного цилиндра

Заменить манжету

Понижение уровня жидкости в бачке главного цилиндра выключения сцепления

Подтекание жидкости через манжету ра-
бочего цилиндра привода выключения
сцепления

Заменить манжету или рабочий цилиндр

Повышенный шум при работе двигателя

Слабая затяжка соединений гидропривода
сцепления

Затянуть соединения

Скрип втулок педали сцепления

Отсутствие смазки в пластмассовых втул-
ках педали сцепления

Смазать втулки

Износ пластмассовых втулок педали сце-
пления

Заменить втулки

Педаль сцепления не возвращается в исходное положение

Поломка или потеря упругих свойств воз-
вратной пружины

Заменить пружину

Прокачка гидропривода сцепления
Примечание: Прокачка производится после каждой разборки системы гидро-

привода (снятие главного или рабочего цилиндров сцепления, отсоединения трубо-
проводов) или при подозрении, что в систему попал воздух.

Предупреждение: Не допускайте попадания тормозной жидкости на окрашен-

ные поверхности. В случае попадания немедленно удаляйте.

О воздухе в гидроприводе сцепления говорит неполное выключение сцепления,

а также «мягкость» и «провалы» педали сцепления.

Для удаления воздуха из гидропривода:
- очистите бачок гидропривода главного цилиндра 8 (рис. 3-2) и штуцер прокачки

11 рабочего цилиндра для прокачки от пыли и грязи;

- проверьте уровень жидкости в бачке гидропривода главного цилиндра и при

необходимости долейте жидкость;

- наденьте на головку штуцера прокачки рабочего цилиндра 10 шланг и погрузи-

те его нижний конец в сосуд с жидкостью для гидропривода (30-50 г.);

- отверните на 1/2 -3/4 оборота штуцера прокачки 11, резко нажимайте и плавно

отпускайте педаль до тех пор, пока не прекратится выделение пузырьков воздуха из
шланга (при этом проверяйте уровень жидкости в бачке и при необходимости доливай-
те);

- нажав на педаль, заверните до отказа штуцера прокачки 11. Снимите шланг и

наденьте колпачок на штуцера прокачки.

Если, несмотря на продолжительную прокачку, из шланга будут выходить пу-

зырьки воздуха, проверьте надежность крепления соединений, выясните, нет ли на
трубках трещин или подтекания в соединениях со штуцерами. Возможно проникнове-
ние воздуха через поврежденные уплотнительные элементы главного или рабочего
цилиндров.

При прокачке:
- конец шланга для прокачки должен быть постоянно погружен в жидкость;
- после прокачки доведите уровень жидкости в бачке до верхней отметки на его

корпусе.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Снятие и установка сцепления
Снятие.

Установить автомобиль на смотровую канаву или подъемник. Предва-

рительно снимите коробку передач (см. «Коробка передач»).

Рис. 3-3.

Рис. 3-4.

Рис. 3-5.

Рис. 3-6.

Рис. 3-7.

Рис. 3-8.

Нанесите метки (см. рис. 3-3) на кожух сцепления и

маховик. Зафиксировав маховик отверните равномерно
по диагонали шесть болтов 2 крепления нажимного диска
к маховику и снимите нажимной 3 и ведомый диски, при-
держивая при этом ведомый диск.

Сборка.
Проверить легкость перемещения в осевом направ-

лении ведомого диска сцепления по шлицам первичного
вала. При затрудненном перемещении удалить заусенцы
со шлицов.

С помощью оправки произведите установку ведомо-

го диска сцепления на маховик (см. рис. 3-4). При этом
сориентировать ведомый диск так, чтобы выступающая
часть ступицы ведомого диска была обращена в сторону
нажимного диска (рис. 3-5).

Установить нажимной диск и завернуть шесть бол-

тов его крепления, не затягивая.

При отсутствии центрирующей оправки можно ис-

пользовать резервный первичный вал. В этом случае на-
деть на первичный вал нажимной и ведомый диски в со-
ответствии с их ориентацией. Вставить первичный вал в
передний подшипник, находящийся в маховике, и завер-
нуть шесть болтов крепления нажимного диска, не затя-
гивая.

Провести окончательную затяжку шести болтов

крепления нажимного диска в последовательности ука-
занной на рис. 3-4.

Момент затяжки 18-20 Н·м (1,8–2,1 кгс·м).
Проверьте выравнивание концов диафрагменной

пружины при помощи специального инструмента (рис. 3-
6).

Максимальное отклонение от плоскости – 0,5 мм.
Если отклонение превышает допустимое значение,

то отрегулируйте его используя специальный инструмент.

Нанесите консистентную смазку на поверхности

следующих деталей (рис. 3-7.):

- вилки выключения сцепления и выжимной под-

шипник в точках их контакта;

- вилки выключения сцепления и штока рабочего

цилиндра сцепления в точке их контакта;

- в точке контакта шарового пальца и вилки выклю-

чения сцепления;

- на шлицы первичного вала коробки передач.
Установите пыльник, вилку и выжимной подшипник

в картер сцепления.

Произведите установку коробки передач (см. соот-

ветствующий раздел).

Проверка технического состояния и контроль сцепления

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 3-9.

Очистить от пыли и грязи нажимной и ведомый дис-

ки, а также рабочую поверхность маховика.

Осмотреть ведомый диск. Трещины на деталях ве-

домого диска не допускаются. Проверить износ фрикци-
онных накладок 1 (рис. 3-9.). Если головки заклепок 2
утоплены менее чем 0,3 мм, поверхность фрикционных
накладок замаслена или ослаблены заклепочные соеди-
нения, то ведомый диск (или фрикционные накладки)

необходимо заменить. Проверить надежность фиксации демпферных пружин 3 в гнез-
дах ступицы ведомого диска.

Если демпферные пружины сломаны или ослаблены, диск необходимо заме-

нить. На фрикционной шайбе, расположенной под нажимной пружиной гасителя кру-
тильных колебаний, не допускаются следы износа, перегрев или механические повре-
ждения. Проверить биение ведомого диска, если при визуальном осмотре обнаружено
его коробление. Если величина биения превышает 0,8 мм, диск заменить.

Осмотреть рабочие поверхности трения маховика и нажимного диска, обратив

внимание на отсутствие глубоких рисок, задиров, забоин, явных следов износа и пере-
грева. Ослабление заклепочных соединений деталей нажимного диска не допускается.
При наличии указанных дефектов узлы рекомендуется заменить.

Внешним осмотром оценить состояние опорных

колец и диафрагменной пружины нажимного диска. Тре-
щины на диафрагменной пружине не допускаются. Места
контакта (рис. 3-10) лепестков пружины с подшипником
выключения сцепления должны находиться в одной
плоскости и не иметь явных следов износа.

Рис. 3-10.

Предельный износ:
- по глубине 0,6

мм

- по ширине 5,0

мм

Рис. 3-11.

Рис. 3-12.

Осмотрите подшипник первичного вала коробки

передач (рис.3-11.). Поворачивая подшипник рукой, од-
новременно прикладывая усилие в осевом направлении,
если подшипник заедает или проворачивается с трудом
произведите его замену.
Примечание: Подшипник заполнен смазкой на весь срок
службы и не требует чистки и смазки.

Проверьте выжимной подшипник. Вращая подшип-

ник руками, прикладывайте к нему усилие в направлени-
ях указанных на рисунке. Если подшипник заедает или
проворачивается с трудом, то замените подшипник.

Примечание: Подшипник заполнен смазкой на весь

срок службы и не требует чистки и смазки.

Снятие и установка главного и рабочего цилиндра привода выключения сцепле-

ния.

Рис. 3-13.

В первую очередь слейте рабочую жидкость. Для

этого один конец шланга наденьте на штуцера прокачки 1
(см. рис. 3-13.) рабочего цилиндра, а другой опустите в
чистый сосуд; отверните штуцера прокачки

на 1/2-3/4

оборота и нажимайте на педаль до тех пор, пока жид-
кость не будет удалена из гидросистемы, затем отсоеди-
ните трубку 6 (рис. 3-14.), соединяющую главный и рабо-
чий цилиндры.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Для снятия главного цилиндра отверните две гайки 4, отсоедините трубопровод

6, выньте шплинт 14 из пальца 16 и выньте его из вилки 15 и педали сцепления (рис. 3-
14.).

Для снятия рабочего цилиндра сцепления отверните два болта крепления рабо-

чего цилиндра к картеру сцепления, трубку подвода рабочей жидкости и снимите рабо-
чий цилиндр.

Для установки главного и рабочего цилиндров сцепления вышеописанные опе-

рации выполните в обратном порядке.

Момент затяжки гаек крепления 12 - 13 Н·м (1,2–1,3 кгс·м).
После заправки рабочей жидкостью гидропривод прокачайте, проверьте наличие

утечек и отрегулируйте свободный ход педали сцепления.

Разборка, контроль, ремонт и сборка главного и рабочего цилиндра.

Рис. 3-14. Главный цилиндр сцепления

1 - бачок; 2 – штифт; 3 – уплотнительное коль-

цо; 4 – гайка; 5 – корпус главного цилиндра сце-

пления; 6 – трубка; 7 – пружина; 8 – поршень; 9

– шток; 10 – шайба; 11 - стопорное кольцо; 12 –

пыльник; 13 - контргайка; 14 – шплинт; 15 – вил-

ка; 16 – штифт.

Главный цилиндр. Снимите пыль-

ник 12 (рис. 3-14.) и стопорное кольцо 11.
Это позволит вынуть из корпуса цилиндра
5 шайбу 10, поршень 8, пружину 7.

Промойте детали главного цилиндра

чистой тормозной жидкостью и просушите.

Зеркало главного цилиндра не долж-

но иметь рисок, раковин и очагов коррозии.
При наличии данных дефектов цилиндр
заменить.

Манжеты главного цилиндра должны

быть упругими и эластичными. Рваные,
разбухшие и затвердевшие манжеты, а
также имеющие на рабочих поверхностях
риски, необходимо заменить.

Конец толкателя и сопрягаемая по-

верхность поршня не должны иметь явно
выраженных следов одностороннего изно-
са. Поверхности поршня, контактирующие
с зеркалом цилиндра, также не должны
иметь следов одностороннего износа. В
противном случае толкатель и поршень

рекомендуется заменить.

Пыльник главного цилиндра не должен иметь трещин и сквозных отверстий. Он

должен устанавливаться на толкатель и корпус главного цилиндра с небольшим натя-
гом. В противном случае пыльник заменить.

Сломанную или потерявшую упругие свойства пружину необходимо заменить.
Резьба наконечников трубки не должна иметь механических повреждений.
Внимание: Не допускайте попадания на детали минерального масла, бензина,

керосина или дизельного топлива, так как от этих веществ разбухают резиновые
уплотнители.

Рис. 3-15.

После проверки деталей соберите главный цилиндр

в порядке, обратном разборке, при этом:

- нанесите тонким слоем тормозную жидкость на по-

верхности указанные на рис. 3-15.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 3-16. Детали цилиндра

привода выключения сцепле-

ния (рабочего цилиндра).

1 – резиновый чехол; 2 – штуцер

прокачки; 3 – корпус; 4 – пружина; 5

– поршень; 6 – пыльник; 7 - толка-

тель; 8 – болт; 9 – трубопровод.

Рис. 3-17.

Рис. 3-18.

Рабочий цилиндр. Снимите защитный резино-

вый чехол 6 (рис. 3-16) вместе с толкателем 7, ис-
пользуя сжатый воздух как показано на рисунке 3-17
извлеките поршень, это позволит вынуть пружину 4 и
поршень 5.

После разборки аккуратно промойте и проверьте

все части, как это указано для главного цилиндра. Не
допускается установка деформированного толкателя.

После проверки, приступите к сборке (порядок

обратный разборке), при этом:

- нанесите тонким слоем тормозную жидкость на

поверхности указанные на рис. 3-18.

Регулируют ход педали сцепления, изменяя

длину толкателя главного цилиндра. Для этого необ-
ходимо ослабить контргайку 4 (рис. 3-2) регулировоч-
ного узла толкателя и, поворачивая толкатель 5 в
нужную сторону, добиться требуемого результата. По-
сле чего затянуть гайку и подсоединить толкатель к
педали.

Полный ход педали сцепления должен быть в

пределах 155–160 мм.

Свободный ход педали регулируется с помощью

упорного винта 9. Свободный ход педали должен со-
ставлять 5 – 15 мм




Карданная передача

Устройство валов карданной передачи показано на рис. 3-110, 3-111.

Рис. 3-110. Карданная передача в сборе: 1 – коробка передач с раздаточной короб-
кой в сборе; 2 – вал карданный передний; 3 – вал карданный задний; 4 – болт; 5 –
прокладка; 6 – фланец раздаточной коробки; 7 – замок; 8 – гайка; 9 – фланец-вилка
карданного шарнира.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Возможные неисправности, их причины и методы устранения

Причина неисправности

Метод устранения

Стук в карданной передаче при трогании с места, при резком разгоне или переклю-

чении передач

Ослабление болтов и гаек крепления
фланцев карданных шарниров

Затяните гайки моментами, указанными
далее

Увеличенный окружной зазор в шлице-
вом соединении переднего или заднего
карданных валов

Проверти величину зазора на среднем
диаметре шлицов; если он больше 0,3
мм – замените изношенные детали

Износ карданных шарниров

Отремонтируйте шарниры с заменой из-
ношенных деталей

Шум и вибрация карданной передачи

Деформация переднего или заднего кар-
данных валов

Выправьте на прессе или замените валы

Дисбаланс карданных валов

Проверьте и отбалансируйте валы (см.
«Балансировка валов»)

Износ карданных шарниров

Отремонтируйте шарниры с заменой из-
ношенных деталей

Утечка смазки

Ослабление обоймы сальника шлицево-
го соединения переднего или заднего
карданных валов

Подожмите сальник и обожмите обойму,
изношенный сальник замените. Смажьте
шлицевое соединение

Износ или повреждение сальников кре-
стовин

Замените карданный шарнир в сборе

Снятие и установка

Установите автомобиль над смотровой канавой (на подъемник), обеспечив сво-

бодное вращение задних колес с одной или обеих сторон автомобиля.

Надежно зафиксируйте автомобиль, отпустите стояночный тормоз и установите

рычаги коробки передач и раздаточной коробки в нейтральное положение.

Снятие. Отверните гайки 8 крепления фланец-вилка карданного шарнира к

фланцу раздаточной коробки или фланцу моста. Снимите фланец-вилку карданного
шарнира, следя за тем, чтобы не повредить уплотнительную прокладку 5.

Установка карданных валов проводится в порядке обратном снятию.

Момент за-

тяжки гаек крепления: 75 ÷ 77 Нм (7,7 ÷ 7,8 кГсм).

Проверка технического состояния без разборки

Очистив и вымыв карданные валы, проверьте карданные шарниры на легкость и

плавность проворачивания вилок и на отсутствие значительных осевых и радиальных
зазоров. Проверьте промежуточную опору заднего карданного вала на легкость и
плавность проворачивания, отсутствие разрывов, деформации и значительных осевых
перемещений эластичной муфты.

Проверьте балансировку карданных валов на балансировочном стенде, как ука-

зано ниже.

Если проворачивание вилок карданных валов отсутствуют заедания, дисбаланс

не превышает 1,72 Н·мм (175 г·мм) и через сальники подшипников крестовин не вы-
брасывается смазка, то разборка карданных валов не рекомендуется.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
1 посетитель считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности