Двигатель 4С20. Инструкция по ремонту — часть 6
Инструкция по ремонту бензинового двигателя 4C20
76
机油
〛䇮
㯠
〛䇮
㯠
Ремонт гидрокомпенсатора клапанного зазора
Примечание:
■
Не допускайте загрязнения гидрокомпенсатора клапанного
зазора пылью и прочими загрязняющими веществами.
■
Не разбирайте гидрокомпенсатор клапанного зазора.
■
Используйте для очистки гидрокомпенсатора клапанного
зазора только чистое моторное масло.
1. Подготовьте три емкости и налейте примерно 5 л мо-
торного масла в каждую. Установите гидрокомпенса-
тор клапанного зазора вертикально и налейте доста-
точно масла, чтобы покрыть гидрокомпенсатор. Затем
выполните следующие действия.
2. Погрузите гидрокомпенсатор клапанного зазора в ем-
кость А и выполните очистку внешней поверхности.
■
В случае сильного загрязнения используйте нейлоновую
щетку.
Моторное
масло
Моторное
масло
Моторное масло
Стальная проволока
Стальная
проволока
3. При помощи стальной проволоки диаметром 0,5 мм и
медленно надавите стальной шарик 5-10 раз, чтобы
привести в движение плунжер. Продолжайте указан-
ные выше действия до тех пор, пока плунжер не нач-
нет двигаться плавно. Это поможет удалить вязкое и
грязное масло из плунжера.
■
Гидрокомпенсатор клапанного зазора подлежит замене,
если плунжер по-прежнему двигается с трудом.
4. Извлеките гидрокомпенсатор из емкости, медленно
нажмите на стальной шарик и плунжер, чтобы удалить
моторное масло из камеры высокого давления.
Примечание:
■
Пружина, удерживающая стальной шарик, создает незначи-
тельное усилие, поэтому сильное нажатие стальной прово-
локой может привести к неисправности гидрокомпенсатора
клапанного зазора.
77
Глава X. Головка блока цилиндров
〛䇮
㯠
〛䇮
㯠
Моторное
масло
Моторное
масло
Моторное
масло
Моторное масло
Стальная проволока
Стальная
проволока
Стальная
проволока
Стальная
проволока
5. Поместите гидрокомпенсатор клапанного зазора в ем-
кость В и при помощи стальной проволоки диаметром
0,5 мм и медленно надавите стальной шарик 5-10 раз,
чтобы привести в движение плунжер. Продолжайте
указанные выше действия до тех пор, пока плунжер
не начнет двигаться плавно. Это поможет очистить ка-
меру высокого давления гидрокомпенсатора.
6. Извлеките гидрокомпенсатор из емкости, медленно
нажмите на стальной шарик и плунжер, чтобы удалить
моторное масло из камеры высокого давления.
7. Поместите гидрокомпенсатор клапанного зазора в ем-
кость С и при помощи стальной проволоки диаметром
0,5 мм медленно надавите стальной шарик.
8. Поднимите плунжер и установите гидрокомпенсатор
вертикально, нажмите плунжер в крайнее положение
и медленно верните его в исходное положение. Затем
слегка нажмите стальной шарик, чтобы заполнить ка-
меру высокого давления моторным маслом.
9. Извлеките гидрокомпенсатор из емкости, установите
плунжер в верхнее положение, и проверьте, двигается
ли он. Если гидрокомпенсатор (плунжер) оседает или
двигается, повторите шаги 7-9 и заполните гидроком-
пенсатор клапанного зазора моторным маслом. Если
после выполнения указанных действий плунжер про-
должает оседать и двигаться, гидрокомпенсатор под-
лежит замене.
Инструкция по ремонту бензинового двигателя 4C20
78
10. Удерживайте гидрокомпенсатор клапанного зазора
в верикальном положении во избежание вытекания
масла. Не допускайте попадания внутрь гидрокомпен-
сатора пыли и других загрязняющих веществ. Уста-
навливайте гидрокомпенсатор на двигатель как можно
скорее.
79
Глава X. Головка блока цилиндров
Раздел IV. Цепь привода ГРМ
1 — Фазовращатель впускных клапанов системы VVT
2 — Болт крепления фазовращателя впускных клапа-
нов системы VVT
3 — Фазовращатель выпускных клапанов системы VVT
4 — Гидравлический привод натяжителя цепи привода
ГРМ
5 — Болт крепления натяжителя цепи привода ГРМ
6 — Натяжитель цепи привода ГРМ
7 — Цепь привода ГРМ
8 — Верхний успокоитель цепи привода ГРМ
9 — Успокоитель цепи привода ГРМ
10 — Болт крепления успокоителя цепи привода ГРМ
Инструкция по ремонту бензинового двигателя 4C20
80
1. Совмещение установочных меток
(a) Проверьте и установите метки фазовращателей системы
VVT в положение, показанное на рисунке. Это предотвра-
тит столкновение поршней с клапанами при вращении ко-
ленчатого вала после замены цепи.
2. Снятие верхнего успокоителя цепи привода ГРМ
(a) Вставьте отвертку в канавку направляющего выступа и сни-
мите верхний успокоитель.
3. Снятие гидравлического привода натяжителя цепи
привода ГРМ
(a) Нажмите на натяжитель в направлении, показанном стрел-
кой (большой рисунок).
(б) Зафиксируйте плунжер гидравлического привода натяжите-
ля (маленький рисунок) при помощи фиксатора (A).
(в) Выверните 2 винта и снимите гидропривод натяжителя.
4. Снятие натяжителя и успокоителя цепи привода ГРМ
(a) Выверните 1 болт (В) и снимите натяжитель цепи привода
ГРМ.
(б) Выверните 2 болта (А) и снимите успокоитель цепи приво-
да ГРМ.
Установочная метка
81
Глава X. Головка блока цилиндров
5. Снимите цепь привода ГРМ
(a) Зафиксируйте шестигранную часть распределительного
вала при помощи гаечного ключа и вращайте распредели-
тельный вал против часовой стрелки, чтобы ослабить натя-
жение цепи между фазовращателями системы VVT.
(б) Снимите цепь привода ГРМ.
Примечание:
■
Во избежание столкновения поршней с клапанами не по-
ворачивайте коленчатый вал и распределительный вал на
значительный угол.
6. Снятие фазовращателей впускных/выпускных клапа-
нов
(a) Зафиксируйте шестигранную часть распределительного
вала при помощи гаечного ключа.
(б) Выверните болты крепления фазовращателей системы VVT
и снимите фазовращатели.
Примечание:
■
Фиксация распределительного вала в любом месте, кроме
шестигранной части, или натягивание цепи привода ГРМ
строго запрещено!
Установка
7. Установка фазовращателей системы VVT
(a) Установите фазовращатель системы VVT на распредели-
тельный вал, как показано на рисунке.
(б) Зафиксируйте шестигранную часть распределительного
вала при помощи гаечного ключа.
(в) Закрепите фазовращатель системы VVT на распредели-
тельном вале при помощи болта.
▲ Этап 1. Момент затяжки: 40±3 Н•м.
▲ Этап 2. Поверните на 90°.
Подсказка:
■
Фазовращатели впускных и выпускных клапанов поме-
чены обозначениями “IN” и “EX” соответственно.
Инструкция по ремонту бензинового двигателя 4C20
82
8. Установка цепи привода ГРМ
(a) Установите цепь привода цепи ГРМ на фазовращатель вы-
пускных клапанов системы VVT и звездочку коленчатого
вала соответственно.
9. Установка натяжителя и успокоителя цепи привода
ГРМ
(а) Заверните 2 болта (А) крепления успокоителя цепи привода
ГРМ.
(б) Заверните 1 болт (В) крепления натяжителя цепи привода
ГРМ.
▲ Момент затяжки: 22±2 Н·м.
10. Установка верхнего успокоителя цепи привода ГРМ
(a) Легко нажмите верхний успокоитель цепи привода ГРМ ру-
кой, чтобы установить его на установочный выступ.
Подсказка:
■
Прилагать значительные усилия (например, удары
молотком) при установке верхнего успокоителя цепи
привода ГРМ запрещено!
11. Установка гидравлического привода натяжителя цепи
привода ГРМ
(a) Нажмите плунжер и зафиксируйте его при помощи фикса-
тора (1).
(б) Повторно убедитесь в том, что установочные метки на фа-
зовращателях и цепи совмещены.
(в) Заверните 2 болта.
▲ Момент затяжки: 10±1 Н·м.
(г) Извлеките фиксатор (1) после установки.
12. Дважды проверьте каждую установочную метку.
Установочная метка на
цепи привода ГРМ
83
Глава X. Головка блока цилиндров
Раздел V. Цепь привода масляного насоса и цепь привода балансирных валов
1 — Успокоитель цепи привода балансирных валов
2 — Болт крепления успокоителя цепи привода ГРМ
3 — Цепь привода балансирных валов
4 — Натяжитель цепи привода масляного насоса
5 — Болт крепления натяжителя цепи привода масля-
ного насоса
6 — Цепь привода масляного насоса
7 — Болт крепления натяжителя цепи привода ГРМ
8 — Натяжитель цепи привода балансирных валов
9 — Верхний успокоитель цепи привода балансирных
валов
10 — Привод натяжителя цепи привода балансирных
валов
Инструкция по ремонту бензинового двигателя 4C20
84
Разборка
1. Снятие цепи привода масляного насоса
(a) Нажмите на плунжер натяжителя цепи привода масляного
насоса и зафиксируйте при помощи штифта (B).
(б) Выверните болт (A) и снимите натяжитель.
(в) Снимите цепь привода масляного насоса
2. Снятие привода натяжителя цепи привода балансир-
ных валов
3. Снятие цепи привода балансирных валов
(a) Выверните 5 болтов, снимите натяжитель, а также верхний
и нижний успокоители цепи привода балансирных валов.
(б) Снимите цепь привода балансирных валов.
Проверка
4. Проверка цепи привода масляного насоса и цепи при-
вода балансирных валов
(a) Осмотрите цепь и проверьте работу межзвеньевых соеди-
нений. При наличии трещин или признаков чрезмерного
износа цепь подлежит замене.
Износ
Трещина
85
Глава X. Головка блока цилиндров
5. Проверка привода натяжителя цепи привода балан-
сирных валов
(a) Проверьте, поднимается ли плунжер автоматически, а так-
же плавность движения и отсутствие заедания плунжера
при нажатии пальцем.
Подсказка:
■
Неисправность привода натяжителя может привести
к ослаблению натяжки и проскальзыванию цепи, что,
в свою очередь, может стать причиной повреждения
двигателя.
Установка
6. Установка цепи привода балансирных валов
(a) Убедитесь в том, что установочная метка на цепи направле-
на в сторону передней части двигателя.
(б) Совместите два звена темно-синего цвета (A и B) с устано-
вочными метками на шестернях балансирных валов, а зве-
но золотистого цвета (C) — с установочной меткой на ше-
стерне привода балансирных валов.
7. Установка натяжителя и успокоителей цепи привода
балансирных валов
(a) Установите натяжитель и успокоители и закрепите при по-
мощи 5 болтов.
▲ Момент затяжки: 22±2 Н·м.
8. Установка привода натяжителя цепи привода балан-
сирных валов
▲ Момент затяжки: 65±3 Н·м.
Инструкция по ремонту бензинового двигателя 4C20
86
9. Установка цепи привода масляного насоса
(a) Наденьте цепь привода масляного насоса на шестерни ко-
ленчатого вала и масляного насоса.
10. Установка натяжителя цепи привода масляного насо-
са
(a) Установите натяжитель цепи привода масляного насоса
и закрепите при помощи болта (C), извлеките штифт (B)
и вставьте один конец пружины (A) в паз на верхней части
поддона картера.
▲ Момент затяжки: 15±1,5 Н·м.
Проверка
11. Проверка момента поворота коленчатого вала
(a) После установки цепей проверьте усилие поворота колен-
чатого вала. Номинальное значение: до 12 Н•м.
12. Проверка утечки масла/охлаждающей жидкости и от-
работавших газов
(a) Перед запуском двигателя проверьте уровень моторного
масла и охлаждающей жидкости, и долейте до предписан-
ного уровня при необходимости.
(б) Запустите двигатель и проверьте наличие ненормального
шума и вибраций.
(в) После прогрева проверьте наличие протекания моторного
масла/охлаждающей жидкости или утечки отработавших
газов.
(г) Повторно проверьте уровень моторного масла/охлажда-
ющей жидкости после остывания двигателя и долейте до
предписанного уровня при необходимости.
87
Глава XI. Блок цилиндров
Глава XI. Блок цилиндров
Раздел I. Шатун поршня
1 — Шатун поршня в сборе
2 — Болт крепления шатуна поршня
3 — Шатун
4 — Стопорное кольцо поршневого пальца
5 — Поршневой палец
6 — Первое компрессионное кольцо
7 — Второе компрессионное кольцо
8 — Маслосъемное кольцо
9 — Поршень
10 — Вкладыш шатунного подшипника
Инструкция по ремонту бензинового двигателя 4C20
88
Разборка
1. Снятие болтов крепления шатунов и крышек шатун-
ных подшипников.
(a) Выверните 4 болта и снимите крышки шатунных подшип-
ников поршня 1 и 4 цилиндров.
(б) Поверните коленчатый вал на 180° и снимите крышки ша-
тунных подшипников поршня 2 и 3 цилиндров.
(в) Выдавите поршень с шатуном из блока цилиндров при по-
мощи резинового молотка.
Подсказка:
■
Соблюдайте осторожность, чтобы не допустить по-
вреждения стенки цилиндра и картера нижней голов-
кой шатуна.
2. Снятие вкладышей шатунных подшипников и распо-
ложение их по группам для облегчения установки.
Подсказка:
■
Соблюдайте осторожность. чтобы не повредить вкла-
дыши шатунного подшипника во время снятия. После
снятия располагайте снятые шатуны с подшипниками
по группам согласно номерам цилиндров.
3. Снятие стопорного кольца поршневого пальца и порш-
невого пальца.
(a) Снимите стопорное кольцо при помощи съемника.
4. Снятие поршневого пальца
(a) Если снятие затруднено, нагрейте поршень до 60°.
5. Снятие первого компрессионного кольца, второго компрес-
сионного кольца и маслосъемного кольца
(a) Снимите первое компрессионное кольцо, второе компрес-
сионное кольцо и маслосъемное кольцо при помощи съем-
ника для поршневых колец. Во время снятия следите за тем,
чтобы кольцо равномерно соприкасалось с поверхностью
канавки съемника.
Примечание:
■
Чрезмерное растягивание или скручивание поршневого
кольца может стать причиной его повреждения.
■
При снятии поршневого кольца соблюдайте осторожность,
чтобы не повредить поршень.
89
Глава XI. Блок цилиндров
6. Снимите поршни, пронумеруйте их согласно номеру
цилиндра и положите отдельно.
Проверка
7. Проверка поршневого пальца
(a) Вставьте поршневой палец в установочное отверстие верх-
ней головки шатуна. При этом должно ощущаться незначи-
тельное сопротивление. При наличии большого зазора или
при свободном вхождении в отверстие поршневой палец
подлежит замене.
(б) Поршневой палец (A) должен легко вращаться относитель-
но поршня (C).
8. Проверка поршня
(a) При наличии трещин, царапин или углублений на поверх-
ности (особенно контактной) поршень подлежит замене.
(б) Измерьте диаметр поршня на высоте 12 мм от нижнего края
юбки.
▲ Инструмент: микрометр
▲ Базовое значение: 82,441-82,459 мм
9. Проверка зазора между поршнем и стенкой цилиндра
(1) Определите 3 плоскости (глубина плоскости C — 10 мм от
верхней кромки блока цилиндров, плоскости D — 50 мм,
плоскости E — 90 мм) по всей высоте цилиндра. Определи-
те 2 перпендикулярных оси (A и B) для измерения внутрен-
него диаметра цилиндра в каждой плоскости.
(2) Рассчитайте зазор между поршнем и стенкой цилиндра на
основании внешнего диаметра поршня и минимального
внутреннего диаметра цилиндра:
▲ Номинальное значение: 0,041-0,069 мм
12 мм
Инструкция по ремонту бензинового двигателя 4C20
90
10. Проверка поршневых колец и канавок
(a) Измерьте зазор между поршневым кольцом и канавкой
поршневого кольца при помощи измерительного щупа.
Поршневое кольцо
Номинальное значение (мм):
Первое компрессионное
кольцо
0,040-0,080 мм
Второе компрессионное
кольцо
0,035-0,080 мм
Маслосъемное кольцо
0,020-0,060 мм
(б) Проверьте зазоры в замке поршневого кольца
(1) Установите поршневое кольцо на глубину 110 мм
от верхней кромки блока цилиндров и измерьте зазор
в замке поршневого кольца при помощи измерительно-
го щупа.
Поршневое кольцо
Номинальное значение (мм):
Первое компрессионное
кольцо
0,250-0,400 мм
Второе компрессионное
кольцо
0,400-0,600 мм
Маслосъемное кольцо
0,200-0,400 мм
(2) Если фактический зазор выходит за пределы допусти-
мых значений, поршневое кольцо подлежит замене.
При необходимости также замените шатун поршня.
11. Проверка нижней головки шатуна
(а) Затяните болты крепления крышки шатуна.
(1) Затягивайте болты моментом 20±1,6 Н•м.
(2) Нанесите отметку краской на головку болта.
(3) Поверните болт на 120°±5°.
(б) Измерьте диаметр отверстия нижней головки шатуна (R)
(1) Инструмент: внутренний микрометр
▲ Номинальное значение: 50,600-50,615 мм
(2) Если фактический диаметр выходит за пределы допу-
стимых значений, шатун поршня подлежит замене де-
талью аналогичного качества и группы.
91
Глава XI. Блок цилиндров
Отметка краской
в зависимости от
группы
(в) Группировка шатунных подшипников:
Цвет/группа
Эталонное значение (мм)
Желтый/3
1,393–1,399 мм
Синий/2
1,388–1,394 мм
Красный/1
1,383–1,389 мм
(г) Выберите вкладыш шатунного подшипника согласно ди-
аметру отверстия нижней головки шатуна и шатунной
шейки. Номинальное значение радиального зазора: 0,022-
0,044 мм.
Подсказка:
■
Если подобрать вкладыш шатунного подшипника не-
возможно, коленчатый вал или шатун подлежит за-
мене.
Сборка
12. Подбор шатуна поршня
(a) Все четыре поршня и шатуна в одном двигателе должны
принадлежать к одной группе качества.
13. Установка компрессионных и маслосъемных колец
(a) Нанесите небольшое количество моторного масла на канав-
ку поршня.
(б) Установите 2 компрессионных и маслосъемное кольца и на-
несите контрольные метки на верхнюю часть колец.
▲ A: Первое компрессионное кольцо
▲ B: Второе компрессионное кольцо
▲ C: Маслосъемное кольцо
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст