Трактор Беларус 3522.5. Руководство — часть 8

3.1.2 Система охлаждения наддувочного воздуха
Промежуточное охлаждение наддувочного воздуха является средством, уве-
личивающим плотность воздушного заряда, поступающего в цилиндры двигателя,
что способствует более эффективному сгоранию большего количества топлива в
цилиндрах и, как следствие, обеспечивает повышение мощности при уменьшении
удельного расхода топлива. На двигателе применяется воздухо-воздушная система
охлаждения наддувочного воздуха с пластинчаторебристым воздухоохладителем
(радиатором) 1 (рисунок 3.1.3), устанавливаемым перед водяным радиатором на ме-
ханизме подъема ОНВ 6. Механизм подъема ОНВ 6 предназначен для упрощения
процедуры очистки радиатора ОНВ 1 и водяного радиатора от загрязнений.
Нагнетаемый турбокомпрессором воздух по воздуховоду 2, элементы которого
соединены силиконовыми патрубками 3, подается в радиатор ОНВ 1, в котором ох-
лаждается потоком воздуха, создаваемым вентилятором. Охлажденный воздух по
воздуховоду 9 поступает во впускной коллектор двигателя.
1 - воздухоохладитель (радиатор); 2, 9 - воздуховод; 3 - силиконовые патруб-
ки; 4 - хомуты; 5 - пробка; 6 - механизм подъема ОНВ; 7 - поддерживающий крон-
штейн; 8 - уплотнитель; 10 - гайка барашек.
Рисунок 3.1.3 - Система охлаждения наддувочного воздуха
88
3.1.4 Система охлаждения
Система охлаждения двигателя - жидкостная, закрытого типа, с принудитель-
ной циркуляцией охлаждающей жидкости и деаэрационно-компенсационным конту-
ром. Включает рубашку охлаждения, водяной насос, радиатор со встроенной де-
аэрационной системой, вентилятор с автоматически управляемой вязкостной муф-
той, расширительный бачок, соединительные шланги, хомуты, сливные пробки,
пробку расширительного бачка с паровым и воздушным клапанами. Регулирование
теплового режима двигателя осуществляется с помощью термостата и вязкостной
муфты вентилятора 9. Радиатор системы охлаждения - трубчато-пластинчатый.
Температура охлаждающей жидкости контролируется по указателю темпера-
туры охлаждающей жидкости и сигнальной лампой аварийной температуры охлаж-
дающей жидкости двигателя в комбинации приборов. Нормальный температурный
режим двигателя соответствует температуре охлаждающей жидкости от 85 до 99° С.
Сигнальная лампа аварийной температуры охлаждающей жидкости двигателя сра-
батывает при температуре 109° С и выше. Информация об указанных параметрах
передается на контрольно измерительные приборы по CAN кабелю с электронного
блока управления двигателем, который обрабатывает сигналы с датчиков.
Элементы системы охлаждения двигателя представлены на рисунке 3.1.4.
1 - расширительный бачок; 2 - деаэрационные рукава; 3 - питающий рукав;
4 - патрубок от водяного насоса к водяному радиатору; 5 - растяжки; 6 - кожух во-
дяного радиатора; 7 - уплотнители; 8 - радиатор водяной; 9 - вентилятор с вязкост-
ной муфтой; 10 - патрубок от водяного радиатора к двигателю; 11 - амортизатор ре-
зиновый; 12 - сливная пробка; 13 - пробка расширительного бачка; 14 - датчик
уровня охлаждающей жидкости.
Рисунок 3.1.4 - Система охлаждения двигателя
89
3.1.5 Система выпуска отработанных газов
1 - бак с реагентом AdBlue (мочевиной); 2 - кронштейн крепления катализатора; 3 - ка-
тализатор; 4 - ограждение катализатора; 5 - выпускная труба; 6 - патрубок-смеситель; 7 -
приемный патрубок; 8 - датчик NOx (окислов азота); 9, 10 - магистрали охлаждения дозирую-
щего модуля; 11 - магистраль подачи мочевины от подающего модуля к дозирующему моду-
лю; 12 - дозирующий модуль (форсунка впрыска мочевины); 13 - датчик температуры отра-
ботанных газов до катализатора; 14, 17 - магистрали подогрева мочевины в баке; 15 - маги-
страль обратного отвода мочевины от подающего модуля в бак; 16 - магистраль подачи мо-
чевины от бака к подающему модулю; 18 - магистраль подвода ОЖ в систему SCR от систе-
мы охлаждения двигателя; 19 - подающий модуль (насос); 20 - клапан подогрева мочевины.
Рисунок 3.1.5 - Система выпуска отработанных газов:
Система выпуска отработанных газов трактора «БЕЛАРУС-3522.5» состоит из приемного пат-
рубка 7 (рисунок 3.1.5), системы избирательной каталитической нейтрализации и выпускной трубы 5.
Система избирательной каталитической нейтрализации (SCR) предназначена для
обеспечения требуемого химического состава выхлопных газов по Tier-IIIB ступени в систе-
ме выпуска отработанных газов.
Система SCR состоит из катализатора 3, патрубка-смесителя 6, дозирующего модуля (фор-
сунки) 12, подающего модуля (насоса) 19, бака для размещения реагента AdBlue 1, кронштейна
крепления катализатора 2, магистралей охлаждения дозирующего модуля 9 и 10, магистралей для
подогрева реагента AdBlue 14 и 17 (14 - магистраль отвода ОЖ в систему охлаждения двигателя,
17 - магистраль подвода ОЖ от системы отопления кабины), магистрали забора реагента AdBlue
16, магистрали подачи реагента AdBlue 11, магистрали обратного отвода реагента AdBlue 15, кла-
пана управления подогревом бака для реагента AdBlue 20, ограждения 4 катализатора 3.
90
Принцип работы системы SCR построен на снижении уровня содержания различных
окислов азота (NOx) в выхлопных газах до необходимого минимального уровня. Для этого по-
средством дозирующего модуля 12 впрыскивается реагент AdBlue в патрубок-смеситель 6 пе-
ред катализатором 3 SCR. Расположение дозирующего модуля, размеры и форма патрубка-
смесителя обеспечивают максимально равномерное распределение реагента AdBlue на вхо-
де в катализатор SCR. В катализаторе SCR, в присутствии встроенного катализатора, проис-
ходит химическая реакция восстановления NOx в азот (N2) и водяные пары (Н2О), безвредные
для окружающей среды. Для поддержания оптимального температурного режима протекания
химической реакции восстановления и снижения температуры поверхности патрубка-
смесителя предусмотрена термоизоляция патрубка-смесителя. Для контроля температуры
отработанных газов на патрубке-смесителе установлен датчик температуры 13. Подачу реа-
гента AdBlue осуществляет подающий модуль 19. Необходимое количество впрыскиваемого
реагента AdBlue контролирует датчик химического состава отработанных газов, расположен-
ный за катализатором SCR. Реагент AdBlue заправляется в специальный бак 1. К баку 1 под-
ходит магистраль подогрева реагента AdBlue, на баке 1 расположены датчики уровня и тем-
пературы реагента AdBlue. Расход реагента AdBlue составляет приблизительно от 5 до 10%
от расхода дизельного топлива. Для обеспечения оптимального температурного режима ра-
боты SCR, а так же работоспособности системы SCR при низких температурах окружающей
среды предусмотрен обогрев (охлаждение) некоторых деталей и узлов системы SCR.
Обогрев бака для реагента (AdBlue) и охлаждение дозирующего модуля осуществля-
ется от системы охлаждения двигателя трактора. Дозирующий модуль подключён к системе
охлаждения трактора постоянно, а бак для реагента AdBlue подключается по необходимости
посредством электромагнитного клапана. Подогрев магистралей транспортировки мочевины
и подающего модуля осуществляется посредством электронной системы управления двига-
телем трактора по необходимости. Работа системы SCR функционально связана с системой
электронного управления двигателем трактора.
Общая структурная схема, поясняющая взаимосвязи элементов системы SCR пред-
ставлена на рисунке 3.1.6. На представленной схеме отражены все линии связи и направле-
ния потоков реагента AdBlue и охлаждающей жидкости двигателя.
Рисунок 3.1.6 - Структурная схема системы SCR
91
3.2 Электронная система управления двигателем
Электронная система управления двигателем
(ЭСУД) запитана
непосредственно от аккумуляторной батареи через два предохранителя номиналом
30А, которые расположены в блоке коммутации и защиты.
Схема электрическая соединений электронной системы управления
двигателем представлена на рисунке Б1 приложения Б
(основные элементы
электрической части системы нейтрализации отработанных газов (SCR) приведены
на листе 2 рисунка Б1 приложения Б).
В состав электронной системы управления двигателем входят установленные
в кабине трактора электронный блок управления двигателем 10 (рисунок 3.2.1),
информационный монитор
6, панель электронная комбинированная
7, блок
коммутации и защиты
8; рукоятка ручного управления подачей топлива
5,
электронные ножные педали подачи топлива 4 и 11 на прямом и на реверсивном
ходу, соответственно, а также установленные с левой стороны на расширительном
бачке датчик уровня охлаждающей жидкости 1 и датчик наличия воды в фильтре
грубой очистки топлива 14. Перечисленные элементы соединены между собой
жгутами 13. Электронный блок управления двигателем 10 соединен с двигателем
удлинителем жгута двигателя 2. В состав ЭСУД входит также электрическая часть
системы избирательной каталитической нейтрализации SCR
(Selective Catalytic
Reduction), которая подсоединена через жгут
3
(рисунок
3.2.1) и запитана от
аккумуляторной батареи через блок коммутации и защиты 8.
Система избирательной каталитической нейтрализации (SCR) включает в се-
бя бак с мочевиной (реагентом AdBlue) 7 (рисунок 3.2.2), катализатор 2, дозирующий
модуль 8, представляющий собой форсунку для впрыска мочевины, датчик темпера-
туры отработанных газов до катализатора 4, датчик NOx (окислов азота) до катали-
затора 5, датчик NOx после катализатора 3, подающий модуль 1, клапан подогрева
мочевины в баке 3 (рисунок 3.2.5),. В системе SCR задействован также датчик тем-
пературы окружающего воздуха 12 (рисунок 3.2.1), установленный сзади под каби-
ной. Бак с мочевиной, подающий модуль и дозирующий модуль соединены между
собой шлангами подачи мочевины со встроенными электрическими подогревателя-
ми (рисунки 3.2.3 и 3.2.4). На баке с мочевиной установлен комбинированный датчик
уровня и температуры 6 (рисунок 3.2.2). Датчик NOx (окислов азота) до катализатора
2 (рисунок 3.2.4) установлен перед дозирующим модулем на патрубке-смесителе.
Датчик NOx (окислов азота) после катализатора 3 (рисунок 3.2.2) установлен на вы-
ходном патрубке катализатора. Модули датчиков NOx установлены на кронштейне,
закрепленном на рамке капота справа. Подключение клапана подогрева мочевины в
баке показано на рисунке 3.2.5.
Информация о температуре отработанных газов до катализатора, уровне и
температуре мочевины (реагента AdBlue), наличии воды в фильтре предваритель-
ной очистки топлива выводится на информационный монитор.
Описание реакции ЭСУД на снижение уровня мочевины в баке приведено в
таблице 3.1.
Электрическое подключение системы SCR показано на рисунке 3.2.6.
Общая структурная схема, поясняющая взаимосвязи элементов системы SCR
представлена на рисунке 3.1.6.
Описание работы элементов системы избирательной каталитической нейтрали-
зации (SCR) и входящих в состав двигателя элементов штатной части ЭСУД, приведе-
но в прилагаемом к Вашему трактору руководстве по эксплуатации двигателя.
Электронные ножные педали подачи топлива и рукоятка ручного управления пода-
чей топлива являются органами управления режимами работы двигателя по оборотам.
При управлении одновременно от двух органов (нажатии на педаль и перемещении руко-
ятки) предпочтение отдается органу, имеющему большую степень перемещения.
Специальный диагностический разъем 9 (рисунок 3.2.1) предназначен для под-
ключения системы диагностики SERDIA2010 с адаптером DECOM различных уровней
допуска для проведения расширенной сервисной диагностики двигателя в эксплуата-
ции. Указанная система диагностики рекомендована для дилерских центров.
92
1 - датчик уровня охлаждающей жидкости; 2 - удлинитель жгута двигателя; 3 - жгут соединительный системы SCR; 4
- электронная ножная педаль управления режимом работы двигателя на прямом ходу; 5 - рукоятка ручного управления ре-
жимом работы двигателя; 6 - информационный монитор; 7 - панель электронная комбинированная (ПЭК); 8 - блок комму-
тации и защиты; 9 - диагностический разъем; 10 - электронный блок управления двигателем; 11 - электронная ножная пе-
даль управления режимом работы двигателя на реверсивном ходу; 12 - датчик температуры окружающего воздуха; 13 -
жгуты соединительные; 14 - датчик наличия воды в топливном фильтре.
Рисунок 3.2.1 -Электронная система управления двигателем
Таблица 3.1 - Описание реакции сиcтемы управления двигателем на сниже-
ние уровня мочевины
Отображение на информационном мониторе
Уровень
Реакция систе-
Символ
Предупреждающий
мочевины
Наличие кода
мы управления
уровня
символ о низком
в баке
неисправности
двигателем
мочевины
уровне мочевины
> 15%
Нет
Нет
Нет
< 15%
Нет
Нет
Уровень < 15%
< 10%
Нет
Нет
Уровень < 10%
Снижение мощ-
Да / текст
< 5%
ности двигателя,
ошибки
уровень 1
Ограничение
Да / текст
< 5%
ошибки
Ограничение
Снижение мощ-
ности двигателя,
уровень 2
Да / текст
пустой
ошибки
Ограничение
94
1 - подающий модуль;
2 -катализатор; 3 - датчик NOx после катализатора;
4 - датчик температуры ОГ до катализатора; 5 - датчик NOx до катализатора;
6 -
датчик температуры и уровня мочевины в баке; 7 - бак с мочевиной; 8 - дозирующий
модуль (форсунка впрыска мочевины).
Рисунок 3.2.2 - Система нейтрализации отработанных газов SCR
1 - шланги подачи мочевины;
2 - подающий модуль; 3 - жгут системы SCR.
Рисунок 3.2.3 - Подключение к подающему модулю, подогревателям шлангов
и баку с мочевиной
95
1 - шланг нагнетания; 2 - датчик NOx до катализатора; 3 - датчик температуры
ОГ до катализатора; 4 - дозирующий модуль; 5 - жгут системы SCR; 6 - модуль датчика
NOx до катализатора; 7 - катализатор.
Рисунок 3.2.4 - Подключение к дозирующему модулю
1 - клапан подогрева мочевины в баке; 2 - жгут системы SCR.
Рисунок 3.2.5 - Подключение к клапану подогрева мочевины в баке
1 - ответвление жгута SCR к дозирующему модулю; 2 - шланг нагнетания моче-
вины; 3 - основной 42-контактный разъем системы SCR; 4 - жгут системы SCR.
Рисунок 3.2.6 - Электрическое подключение системы SCR
96
3.3 Сцепление
3.3.1 Муфта сцепления
На маховике двигателя через проставку установлена сухая двухдисковая
муфта сцепления постоянно-замкнутого типа.
Ведущей частью муфты сцепления являются маховик 1 (рисунок 3.3.1), на-
жимной диск 4 и промежуточный диск 3, имеющие на наружных поверхностях по че-
тыре шипа, которые входят в специальные пазы проставки 23.
Между опорным и нажимным дисками в специальных гнездах установлены две-
надцать нажимных пружин 20 с термоизоляционными шайбами 21. Опорный диск 6 ус-
танавливается на проставку маховика на двух штифтах и крепится к ней болтами 5.
На выступах нажимного диска на осях 8 и роликах 9 установлены четыре отжим-
ных рычага 7. Опорами отжимных рычагов являются вилки 14, закрепленные на опорном
диске при помощи регулировочных гаек 13, фиксируемых пластинами 10, 11. Пластины
крепятся к опорному диску болтами 12. Между маховиком, промежуточным и нажимным
дисками установлены два ведомых диска 2, передающих крутящий момент от двигателя
через силовой вал 24 на трансмиссию трактора. Передней опорой силового вала 24 яв-
ляется подшипник 25, с постоянной смазкой, установленный в маховике.
Ведомый диск имеет ступицу со шлицами для соединения с силовым валом,
демпферное устройство, состоящее из восьми резиновых элементов и фрикционные
накладки в виде металлокерамических сегментов.
Включение и выключение муфты производится при помощи отводки 17 с вы-
жимным подшипником 18 соединенной с вилкой 16, расположенной на валу 15, уста-
новленном на игольчатых подшипниках в корпусе сцепления. На конце вала 15 уста-
новлен рычаг, соединенный с приводом сцепления.
1 - маховик; 2 - ведомый диск; 3 - промежуточный диск; 4 - нажимной диск;
5 - болт; 6 - опорный диск; 7 - отжимной рычаг; 8 - ось отжимного рычага; 9 - роли-
ки;
10,11 - стопорные пластины; 12 - болт; 13 - регулировочная гайка; 14 - вилка;
15 - вал, 16 - вилка отводки; 17 - отводка; 18 - выжимной подшипник; 19 - опора
отжимных рычагов; 20 - нажимные пружины; 21 - термоизоляционные шайбы; 22 -
болт, 23 - проставка; 24 - силовой вал; 25 - подшипник.
Рисунок 3.3.1 - Муфта сцепления
3.3.2 Особенности демонтажа, установки и регулировки муфты сцепления
3.3.2.1 Устройство муфты сцепления
1 - ведомый диск; 2 - средний диск; 3 - болт; 4 - ведомый диск; 5 - нажимной
диск; 6 - болт; 7 - опорный диск; 8 - отжимной рычаг; 9 - ось отжимного рычага; 10 -
ролики; 11 - стопорная пластина; 12 - стопорная пластина; 13 - болт; 14 - регулиро-
вочная гайка; 15 - вилка; 16 - пружина опорная; 17 - петля; 18 - опора отжимных ры-
чагов; 19 - нажимная пружина; 20 - термоизоляционные шайбы; 21 - болт; 22 - про-
ставка; 23 - маховик.
Рисунок 3.3.2 - Монтаж, демонтаж и регулировка отжимных рычагов муфты сцепления
Рисунок 3.3.3 - Технологическая оправка
98

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
7 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности