Трактор Беларус 1525.4. Руководство — часть 22

Дизели Д-260.1S3A, Д-260.2 S3A, Д-260.4 S3A РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ 260 S3A - 0000100 РЭ

Производственное республиканское унитарное предприятие
"МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД"
Минск 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
1 ОПИСАНИЕ И РАБОТА
5
1.1 ОПИСАНИЕ И РАБОТА ДИЗЕЛЯ
5
1.1.1 Назначение дизеля
5
1.1.2 Технические характеристики
6
1.1.3 Состав дизеля
9
1.1.4 Устройство и работа
13
1.1.5 Маркировка дизеля
14
1.1.6 Упаковка
15
1.2 ОПИСАНИЕ И РАБОТА СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ ДИЗЕЛЯ, ЕГО МЕХАНИЗМОВ,
СИСТЕМ И УСТРОЙСТВ
16
1.2.1 Общие сведения
16
1.2.2 Описание и работа
17
1.2.3 Маркировка и пломбирование составных частей дизеля
43
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПО НАЗНАЧЕНИЮ
43
2.1 ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ
43
2.2 ПОДГОТОВКА ДИЗЕЛЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
44
2.2.1 Меры безопасности при подготовке дизеля
44
2.2.2 Расконсервация дизеля, сборочных единиц и деталей
45
2.2.3 Доукомплектация дизеля
46
2.2.4 Заправка системы охлаждения
46
2.2.5 Заправка топливом и маслом
46
2.2.6 Органы управления и приборы контроля работы дизеля
46
2.3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИЗЕЛЯ
47
2.3.1 Порядок действия обслуживающего персонала при выполнении задач
47
применения дизеля
47
2.3.2 Пуск дизеля
47
2.3.3 Остановка дизеля
48
2.3.4 Эксплуатационная обкатка
49
2.3.5 Особенности эксплуатации и обслуживания дизеля в зимних условиях
49
2.3.6 Возможные неисправности и методы их устранения
50
2.3.7 Меры безопасности при использовании дизеля по назначению
118
2.4 ДЕЙСТВИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
119
3 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
119
3.1 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДИЗЕЛЯ
119
3.1.1 Общие указания
119
3.1.2 Меры безопасности
122
3.1.3 Порядок технического обслуживания
122
3.1.4 Проверка работоспособности дизеля
124
3.1.5 Консервация (переконсервация) при постановке на хранение
125
3.2 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДИЗЕЛЯ И ЕГО СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ
128
3.2.1 Проверка уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения
128
3.2.2 Обслуживание и промывка системы охлаждения
129
3.2.3 Проверка уровня масла в картере дизеля
129
3.2.4 Замена масла в картере дизеля
129
3.2.5 Замена масляного фильтра
130
3.2.6 Очистка ротора центробежного масляного фильтра
131
3.2.7 Слив отстоя из фильтра предварительной очистки топлива
131
3.2.8 Замена фильтра предварительной очистки топлива
131
3.2.9 Замена фильтра тонкой очистки топлива
131
3.2.10 Заполнение топливной системы
132
3.2.11 Обслуживание воздухоочистителя
133
3.2.12 Проверка герметичности соединений воздухоочистителя
134
и впускного тракта
134
3.2.13 Промывка сапунов дизеля
134
3.2.14 Затяжки болтов крепления головок цилиндров
135
3.2.15 Проверка зазора между клапанами и коромыслами
135
3.2.16 Обслуживание топливной системы “COMMON RAIL”
136
3.2.17 Обслуживание генератора
137
3.2.18 Проверка натяжения ремней
137
3.2.19 Проверка состояния стартера дизеля
138
3.2.20 Обслуживание турбокомпрессора
138
2
3.2.21 Обслуживание компрессора
139
4 ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ
139
4.1ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ДИЗЕЛЯ
139
4.1.1 Общие указания
139
4.1.2 Меры безопасности
140
4.2 ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ
142
4.2.1 Основные указания по замене поршневых колец
143
4.2.2 Основные указания по притирке клапанов
144
4.2.3 Основные указания по разборке и сборке водяного насоса
145
5 ХРАНЕНИЕ
147
6 ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ
147
7 УТИЛИЗАЦИЯ
148
Приложение А(справочное)
149
Химмотологическая карта
149
Приложение Б (справочное)
152
Ведомость ЗИП (ЗИ)
152
Приложение В (справочное)
153
Размерные группы гильз цилиндров и поршней
153
Номинальные размеры коренных и шатунных шеек коленчатого вала
153
Приложение Г (справочное)
154
Регулировочные параметры дизеля
154
Приложение Д (справочное)
155
Синхронизация углового положения коленчатого вала и кулачкового вала ТНВД
155
Приложение Е (справочное)
Структурная электрическая схема ЭУД
159
Приложение Ж
162
Идентификация неисправностей дизеля и турбокомпрессора
162
Приложение И (справочное)
163
Схема строповки дизеля
163
3
Настоящее руководство по эксплуатации предназначено для операторов, водите-
лей и мотористов сельскохозяйственных тракторов, комбайнов и сельскохозяйствен-
ных машин, на которых устанавливаются дизели Д-260.1S3A, Д-260.2S3A,
Д-260.4 S3A, а также персонала технических центров и ремонтных мастерских, в ком-
петенцию которых входит техническое обслуживание и ремонт указанных дизелей.
Руководство по эксплуатации содержит краткое техническое описание, правила
эксплуатации и технического обслуживания дизелей.
К эксплуатации и обслуживанию дизелей допускаются лица, прошедшие специ-
альную подготовку и ознакомившиеся с настоящим руководством по эксплуатации.
Операции по текущему ремонту дизелей и их узлов могут выполнять слесари,
знающие устройство, принцип действия дизелей, имеющие общетехническую подго-
товку по программе обучения слесарей 3-4-го разрядов.
Операции по диагностике и техническому обслуживанию топливной системы
Common Rail должны выполняться специально подготовленными специалистами с ис-
пользованием специализированного диагностического оборудования.
Конструкция дизелей рассчитана на длительную работу без капитального ремонта
при условии соблюдения правил эксплуатации, хранения и своевременного техниче-
ского обслуживания, изложенных в настоящем руководстве.
Отработавшие газы дизеля содержат вредные для здоровья человека вещества
(оксиды азота, оксиды углерода, углеводороды, твердые частицы). В конструкции ди-
зелей использованы технические решения, позволяющие снизить влияние выбросов
вредных веществ на здоровье человека и окружающую среду, поэтому несанкциони-
рованное вмешательство в конструкцию дизелей, нарушение заводских регулировок и
периодичности технического обслуживания категорически запрещено.
Помещения, в которых производится пуск дизеля, должны иметь приточно-
вытяжную вентиляцию, а система выпуска дизеля должна быть оборудована автоном-
ным газоотводом, обеспечивающим принудительный отвод выпускных газов от глу-
шителя дизеля за пределы помещения.
В связи с постоянным совершенствованием дизелей в конструкции отдельных
сборочных единиц и деталей могут быть внесены изменения, не отраженные в на-
стоящем руководстве по эксплуатации.
4

1 ОПИСАНИЕ И РАБОТА
1.1 Описание и работа дизеля
1.1.1 Назначение дизеля
Назначение, область применения и условия эксплуатации дизелей представлены в
таблице 1.
Таблица 1
Дизель
Наименование
Д-260.1S3A
Д-260.2S3A
Д-260.4 S3A
Для установки на кормоубо-
Для установки на колесные
Назначение
рочные комбайны и колесные
тракторы тяговых классов 1,4; 2
тракторы тяговых классов 3; 4
Область
Места с неограниченным воздухообменом
применения
Макроклиматические районы с умеренным климатом. Значение
Климатиче-
температуры воздуха при эксплуатации от + 40º С до - 45º С.*
ские условия
Макроклиматические районы как с сухим, так и влажным тро-
эксплуатации
пическим климатом. Значение температуры воздуха при экс-
плуатации от + 50º С до - 10º С.
*- при эксплуатации дизеля в условиях температуры окружающей среды ниже -
25ºС корпус фильтра грубой очистки топлива должен быть укомплектован подогрева-
телем подводимого топлива.
5
1.1.2 Технические характеристики
1.1.2.1 Характеристики и эксплуатационные параметры дизелей
Таблица 2
Дизель
Единица
Наименование параметров
Д-260.1S3A
Д-260.2S3A
Д-260.4 S3A
измерения
Значение
Тип дизеля
Четырехтактный, с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха
Способ смесеобразования
Объемное смесеобразование
Число цилиндров
шт
6
Расположение цилиндров
Рядное, вертикальное
Рабочий объем цилиндров
л
7,12
Порядок работы цилиндров
1-5-3-6-2-4
Направление вращения коленчатого вала по
Правое (по часовой стрелке)
ГОСТ 22836-77 (со стороны вентилятора)
Диаметр цилиндра
мм
110
Ход поршня
мм
125
Степень сжатия (расчетная)
17
Допустимые углы наклона при работе дизеля:
20
-продольный
град.
20
-поперечный
Мощность эксплуатационная
кВт
111,0
96,9
148,6
Номинальная частота вращения
мин−1
2100
Удельный расход топлива при эксплуатацион-
г/кВт·ч
249,0
ной мощности
Максимальный крутящий момент
Н·м
660,0
570,0
923,0
Частота вращения при максимальном значении
мин−1
1600
крутящего момента, не менее
Масса дизеля, не заправленного горюче-
смазочными материалами и охлаждающей
кг
710
750
жидкостью (с вентилятором, генератором,
стартером, воздухоочистителем)
6
1.1.2.2 Контролируемые параметры дизелей
Таблица 3
Дизель
Единица
Наименование параметров
Д-260.1S3A
Д-260.2S3A
Д-260.4 S3A
измерения
Значение ± доверительный интервал (допуск)
Мощность номинальная
кВт
116,0±2,0
100,0±2,0
156,0±3,0
+
Номинальная частота вращения
210
мин−1
Удельный расход топлива при номинальной
г/кВт·ч
240,0
,2
мощности
Минимальная устойчивая частота вращения
мин−1
800±50
холостого хода
Максимальная частота вращения холостого
мин−1
2270
2270 (2250**)
хода, ограничиваемая регулятором, не более
Давление масла в главной магистрали систе-
мы смазки:
-при номинальной частоте вращения
МПа
0,28…0,45
-при минимальной частоте вращения
0,10
0,16
Примечание: * Параметры обеспечиваются после наработки дизелем, равной 60 −5 часам при обеспечении противодавления в выпу-
скном тракте на расстоянии 200 мм от фланца турбины при выключенном моторном тормозе не более 150 кПа, температуре топлива на
входе в систему топливоподачи от 38º С до 43º С и исходных атмосферных условиях по Правилам ЕЭК ООН №24(03)/ Пересмотр 2:
-атмосферное давление - 100 кПа;
-давление водяных паров - 1 кПа;
-температура воздуха - 25º С;
Параметры рассчитываются по формулам ГОСТ18509-88.
**Для дизелей, предназначенных для комплектации комбайнов.
7
1.1.2.3 Средства измерения для определения контролируемых параметров
Таблица 4
Предел основной абсолют-
Единица
Примечание
Измеряемый параметр
Средства измерения
ной погрешности средств
измерения
измерений
Тензометрические и динамометри-
Для расчета но-
Крутящий момент
Н·м
ческие силоизмерительные устрой-
±0,005Мк мах
минальной мощ-
ства - по ГОСТ 15077-78
ности
Электронные тахометры типа
±0,005n ном, но
Частота вращения
мин −1
ТЭСА по ТУ25-04.3663-78,
не более 10 мин −1
ГОСТ18303-72
Манометры, мановакууметры по
ГОСТ 2405-80, ГОСТ11161-84, из-
Давление масла в сис-
МПа
мерительные преобразователи дав-
±0,02
теме смазки
ления и разрежения по ГОСТ
22520-85
Для расчета
Часовой расход топлива
кг/ч
Нестандартные средства измерения
±0,01Gт
удельного расхо-
да топлива
8
1.1.3 Состав дизеля
Дизель состоит из деталей, сборочных единиц и комплектов.
1.1.3.1 Состав основных сборочных единиц дизелей Д-260S3A
Таблица 5
Наименование сборочных единиц и комплектов
Блок цилиндров
Труба водосборная
Установка головок цилиндров
Установка водяного насоса
Установка муфты сцепления
Установка вентилятора
Установка турбокомпрессора
Установка натяжителя
Установка картера масляного
Установка насоса шестеренного
Установка насоса
Установка компрессора
Установка теплообменника
Установка генератора
Установка фильтра
Установка стартера
Установка топливной аппаратуры
Установка привода и счетчика
Маслопроводы
Комплект запасных частей, инструмента и принад-
лежностей
9
1.1.3.2 Основные отличительные особенности в комплектации модификаций дизелей
Таблица 6
Дизель
Наименование узла, де-
Д-260.1S3А
Д-260.2S3А
Д-260.4S3А
тали
Обозначение узла, детали и (или) его характеристика
К27-61-08* фирмы «Турбо» (Чехия)
Турбокомпрессор
К27-542-01 фирмы «Турбо» (Чехия)
Одноцилиндровый воздушного охлаждения, отключаемый* или отсутствует
Компрессор
Насос шестеренный
НШ-10 или НШ 14-3Л, или НШ 16-3Л*
Топливный насос высо-
СРN2.2 (фирмы «BOSCH», Германия)
кого давления
Электронный блок
EDC7UC31 (фирмы «BOSCH», Германия)
управления
Форсунка
CRIN2 (фирмы «BOSCH», Германия)
Фильтр предваритель-
Типа Preline PL 420 ( фирмы «MANN-HUMMEL GMBH», Германия) ** (с водоотделителем и ручным подкачивающим насо-
ной очистки топлива
сом) или аналогичный фильтр других фирм - производителей
Фильтр тонкой очистки
Mann & Hummel WDK962/12 или WDK962/14 (Германия)
топлива
Воздушный фильтр
С бумажными фильтрующими элементами**
Фильтр очистки
Неразборный полнопоточный и центробежный, работающий на ответвлении
масла
Вентилятор и его привод
Осевого типа
Отсутствует**
10
Продолжение таблицы 6
Дизель
Наименование узла, де-
Д-260.1S3А
Д-260.2S3А
Д-260.4S3А
тали
Обозначение узла, детали и (или) его характеристика
Муфта сцепления
Фрикционная, сухая, постоянно-замкнутого типа, двухдисковая* или однодиско-
Фрикционная, сухая, постоянно-
вая, или отсутствует
замкнутого типа, двухдисковая
Генератор
Переменного тока, номинальным напряжением 14 В или 28 В
Стартер
Номинальным напряжением 24 В***
Средства облегчения
Дизели укомплектованы свечами накаливания штифтовыми, номинальным напряжением 23 В и имеют места для подвода и
пуска
отвода теплоносителей при подключения предпускового подогревателя
Примечание:
*- для дизелей, предназначенных для комплектации тракторов;
**- устанавливает потребитель;
***- на дизелях, предназначенных для МТЗ, устанавливает потребитель
Внешний вид дизеля Д-260.1S3A изображен на рисунке 1.
Ведомость ЗИП дизелей- в приложении Б настоящего руководства (Таблица Б.1)
11
Рисунок 1 - Дизель Д-260.1S3A
12
1.1.4 Устройство и работа
1.1.4.1 Общие сведения
Дизели Д-260.1S3A, Д-260.2S3A, Д-260.4 S3A представляют собой 4-х тактный
поршневой шестицилиндровый двигатель внутреннего сгорания с рядным вертикаль-
ным расположением цилиндров, с непосредственным впрыском дизельного топлива и
воспламенением от сжатия.
Основными сборочными единицами дизеля являются: блок цилиндров, головки
цилиндров, поршни, шатуны, коленчатый вал и маховик.
Для обеспечения высоких технико-экономических показателей дизеля в системе
впуска применен турбонаддув с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха.
Использование в устройстве наддува турбокомпрессора с регулируемым давлени-
ем наддува позволяет иметь на дизеле улучшенную приемистость, обеспеченную по-
вышенными значениями крутящего момента при низких значениях частоты вращения
коленчатого вала.
На дизелях, оснащенных аккумуляторной топливной системой «Common Rail» с
электронным управлением впрыска, повышается эксплуатационная топливная эконо-
мичность и обеспечиваются экологические показатели, соответствующие уровню Tier-
3A за счет оптимизации рабочего процесса и минимизации переходных процессов при
изменении скоростного и нагрузочного режимов. Достижению экологических показа-
телей способствует также применение в системе питания устройства рециркуляции от-
работавших газов, которое обеспечивает изменения состава массового заряда, посту-
пающего в цилиндры дизеля путем частичного ввода отработавших газов.
Для обеспечения уверенного пуска в условиях низких температур окружающей
среды в головках цилиндров дизеля установлены свечи накаливания, а устанавливае-
мый на дизелях жидкостно-масляный теплообменник обеспечивает скорейшее дости-
жение оптимальной температуры масла в системе смазки дизеля и поддержания ее на
необходимом уровне в процессе работы.
1.1.4.2 Принцип действия дизеля и взаимодействие составных частей
Принципом действия дизеля, как и любого двигателя внутреннего сгорания, явля-
ется преобразование тепловой энергии топлива, сгорающего в рабочем цилиндре, в ме-
ханическую энергию.
При ходе поршня вниз на такте всасывания через открытый впускной клапан в ци-
линдр поступает заряд воздуха. После закрытия впускного клапана и движении поршня
вверх происходит сжатие воздуха. При этом температура воздуха резко возрастает. В
конце такта сжатия в цилиндр через форсунку под большим давлением впрыскивается
топливо. При впрыскивании топливо мелко распыливается, перемешивается с горячим
воздухом в цилиндре и испаряется, образуя топливовоздушную смесь.
Воспламенение смеси при работе дизеля осуществляется в результате сжатия воз-
духа до температуры самовоспламенения смеси. Впрыск топлива осуществляется фор-
сунками с быстродействующими электромагнитными клапанами. Момент начала и
продолжительность впрыскивания определяются моментом и продолжительностью
подачи напряжения на электромагнит клапана электронным блоком системы Common
13
Rail. Сгорание топливовоздушной смеси происходит в тот момент, когда поршень на-
чинает движение вниз.
После сгорания топливовоздушной смеси следует процесс расширения и очистка
цилиндра от продуктов сгорания через выпускной клапан.
Согласованным открытием и закрытием впускных и выпускных клапанов управ-
ляет механизм газораспределения.
С началом работы на дизелях приводится в действие турбокомпрессор за счет ис-
пользования энергии выпускных газов.
Пуск дизеля производится путем придания вращения коленчатому валу электро-
стартером через маховик, установленный на фланце коленчатого вала.
Привод водяного насоса системы охлаждения дизеля осуществляется посредством
ременной передачи от шкива, установленного на носке коленчатого вала, к шкиву, ус-
тановленному на валике водяного насоса.
Привод компрессора А29.05.000 БЗА и насоса шестеренного осуществляется зуб-
чатой передачей распределительного механизма.
Съем вырабатываемой дизелем энергии (мощности) для привода трактора, с/х
машины, на которые он установлен, производится с маховика через сцепление.
1.1.4.3 Инструмент и принадлежности
Для обеспечения регламентных работ по проверке и регулировке зазора между
бойком коромысла и торцом клапана, выполняемых при техническом обслуживании и
ремонте, в ЗИП двигателя прикладывается инструмент согласно перечню таблицы Б.2
Приложения Б.
1.1.5 Маркировка дизеля
На фирменной табличке каждого дизеля, закрепленной на блоке цилиндров указа-
ны:
-наименование изготовителя и его товарный знак;
-модель (модификация) дизеля;
-порядковый производственный номер дизеля;
-надпись «Сделано в Беларуси» на английском языке.
Дизели, получившие официальное утверждение по Правилам ЕЭК ООН № 96(01),
Правилам ЕЭК ООН № 24(03), Пересмотр 2 и Директивам 2000/25/ЕС, 97/68/ЕС этап
IIIА, имеют знак официального утверждения типа.
Дизели, на которые выданы национальные сертификаты соответствия РБ или
стран СНГ, имеют знаки соответствия Национальной системы сертификации стран,
выдавших сертификат.
Знаки официального утверждения и соответствия расположены рядом с фирмен-
ной табличкой или изображены на ней.
Транспортная маркировка дизеля выполняется в соответствии с ГОСТ 14192.
Способ маркировки обеспечивает ее сохранность на период транспортирования,
хранения и эксплуатации дизелей.
14
1.1.6 Упаковка
При транспортировании дизелей в закрытых вагонах, контейнерах или автомаши-
нах дизели устанавливаются на подставки по чертежам завода- изготовителя дизелей.
При транспортировании дизелей в открытом транспорте (автомобильном, железнодо-
рожном) дизели упаковываются в мешки из полиэтиленовой пленки по ГОСТ10354 и
устанавливаются на подставки.
Дизели, поставляемые в районы с тропическим климатом в железнодорожных ва-
гонах, упаковываются в мешки из полиэтиленовой пленки и деревянные ящики по до-
кументации изготовителя; при транспортировании в контейнерах - в мешки из поли-
этиленовой пленки.
15
1.2 Описание и работа составных частей дизеля, его механизмов,
систем и устройств
1.2.1 Общие сведения
Дизель представляет собой сложный агрегат, состоящий из ряда отдельных меха-
низмов, систем и устройств, образованных деталями и узлами составных частей дизе-
ля. Структура дизеля отображена в таблице 7.
Таблица 7
Наименование узлов и деталей, составляющих
Структура дизеля
механизмы, системы и устройства
Корпус
Блок цилиндров и подвеска
Головка цилиндров. Клапаны и толкатели
Газораспределения
Крышки головок цилиндров, коллектор и сапуны
Распределительный механизм
Кривошипно- шатунный
Поршни и шатуны. Коленчатый вал и маховик
Масляный картер
Приемник масляного насоса и масляный насос
Теплообменник
Смазки
Масляный фильтр
Центробежный масляный фильтр
Маслопроводы турбокомпрессора
Топливные трубопроводы и топливная аппарату-
ра
Фильтр топливный грубой очистки
Питания
Фильтр топливный тонкой очистки
Воздухоочиститель и воздухоподводящий тракт
Электронного управления
Электронный блок, датчики и исполнительные
топливоподачей
механизмы
Водосборная труба и термостаты
Охлаждения
Водяной насос и натяжитель
Вентилятор
Наддува
Турбокомпрессор
Рециркуляции отрабо-
Охладитель РОГ
тавших газов
Стартер
Пуска
Свечи накаливания
Электрооборудования
Генератор
Компрессор
Агрегатов
Шестеренный насос
Муфта сцепления
16
Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
6 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности