Трактор Беларус 1523.5. Руководство — часть 9

4.4.5 Тягово-сцепное устройство ТСУ-1М-01 (тяговый брус)
Рисунок 4.4.4 - Схема вариантов установки ТСУ-1М-01 (тягового бруса)
Таблица 4.6 - Основные параметры и присоединительные размеры ТСУ-1М-01
(тяговый брус)
Типоразмер (исполнение)
ТСУ-1М-01 (тяговый брус)
1 Вариант
Первое
Второе
положение
положение
2 Место установки
В нижней части корпуса заднего мос-
та и устройства лифтового заднего
3 Назначение
Для подсоединения и агрегатиро-
вание сельскохозяйственных при-
цепных и полуприцепных машин с
ходовыми колесами, кроме трак-
торных прицепов и полуприцепов
4 Особенности конструкции
Брус тяговый с с возможностью
изменения горизонтального поло-
жения по отношению к торцу зад-
него ВОМ
5 Расстояние от торца ВОМ до оси присоеди-
400
500
нительного пальца, мм
6 Вертикальная нагрузка на ТСУ в точке сцеп-
15
12
ки, не более, кН
7 Угол поворота прицепного устройства ма-
шины в горизонтальной плоскости, градусов,
±60
не менее
8 Диаметр присоединительного пальца, мм
30
9 Тип предохранительного устройства
Цепь страховая (трос) 1)
10 Место присоединения предохранительного
Отверстия лифтового устройства
устройства на тракторе
___________________________________________________________________________________________________________
1) Принадлежность машины.
ВНИМАНИЕ: УСТАНОВКА НАКЛАДКИ НА ТЯГОВОМ БРУСЕ СНИЗУ (С ПЕРЕ-
ВОРОТОМ) ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ ВЫСОТЫ РАСПОЛОЖЕНИЯ ВИЛКИ ОТНОСИ-
ТЕЛЬНО ОПОРНОЙ ПОВЕРХНОСТИ НЕ ДОПУСКАЕТСЯ!
113
4.4.6 Тягово-сцепное устройство ТСУ-1 (поперечина)
Рисунок 4.4.5 - Схема установки ТСУ-1 (поперечины)
Таблица 4.7 - Основные параметры и присоединительные размеры ТСУ-1
(поперечины)
Типоразмер (исполнение)
ТСУ-1 (поперечина)
1 Место установки
На ось подвеса заднего навесного
устройства
2 Особенности конструкции
Поперечина тяговая на ось подве-
са заднего навесного устройства
3 Назначение
Для подсоединения и агрегатиро-
вание прицепных, полуприцепных
и полунавесных сельскохозяйст-
венных машин, имеющих сцепные
вилки
4 Расстояние от торца ВОМ до оси отвер-
668
стий, мм
5 Диаметр отверстий в поперечине под при-
32,5
соединительный палец, мм
6 Вертикальная нагрузка на ТСУ в точке
3,5
сцепки, не более, кН
7 Тип предохранительного устройства
Цепь страховая (трос) 1)
8 Место присоединения предохранительно-
Отверстия лифтового устройства
го устройства на тракторе
__________________________________________________________________________________________________________
1) Принадлежность машины.
114
4.5 Особенности использования гидравлической системы трактора для
привода рабочих органов и других элементов агрегатируемых гидрофициро-
ванных машин и агрегатов
Гидравлическая система управления навесными устройствами тракторов
«БЕЛАРУС-1523.5» обеспечивает возможность отбора масла для работы агрегати-
руемых машин. При этом возможны следующие варианты:
- отбор масла гидравлическими цилиндрами (далее, гидроцилиндрами) одно-
стороннего действия, а также двухстороннего действия;
- восполнение объема масла в баке, вызванного заполнением полостей гид-
роцилиндров и арматуры машины - обеспечивается после опробования функциони-
рования гидросистем трактора с машиной;
- отбор масла для привода гидравлических моторов (далее, гидромоторы), в
этом случае применяемость машины должна в обязательном порядке согласована с
заводом-изготовителем трактора.
При работе с гидрофицированными машинами, имеющими гидромоторы,
сливную магистраль гидромотора обязательно подсоединяйте к специальному вы-
воду трактора для свободного слива масла в бак мимо распределителя. При его от-
сутствии указанную магистраль подсоединяйте к маслобаку через заливную пробку.
ВНИМАНИЕ: ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕОБХОДИМОЙ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ
ГИДРОМОТОРА АГРЕГАТИРУЕМЫХ МАШИН НУЖНА ОПРЕДЕЛЕННАЯ ПОДАЧА
МАСЛА. ПОДАЧА РАБОЧЕЙ ЖИДКОСТИ НА ТРАКТОРАХ «БЕЛАРУС-1523.5» ЗА-
ВИСИТ ОТ ОБОРОТОВ ДВИГАТЕЛЯ, ПОЭТОМУ, ГИДРОПРИВОД МАШИНЫ ДОЛ-
ЖЕН ИМЕТЬ СОБСТВЕННЫЙ КЛАПАН-РЕГУЛЯТОР РАСХОДА!
В случае использования выводов гидросистемы трактора для обслуживания
агрегатируемой машины необходимо обеспечить требуемый объем масла в баке.
Отбор масла цилиндрами агрегатируемой машины не должен превышать 8 л.
Повышенный отбор масла при агрегатировании значительно увеличивает на-
грузку на гидросистему трактора. При длительном использовании гидропривода не-
обходимо следить за температурным режимом гидросистемы.
Проверку уровня в маслобаке трактора и его дозаправку необходимо прово-
дить при втянутых штоках (плунжерах) рабочих цилиндров, как трактора, так и сагре-
гатированной машины. Категорически запрещается заливать масло при выдвинутых
штоках (плунжерах) цилиндров, так как это может привести к переполнению бака и
разрыву элементов гидропривода избыточным маслом, вытесняемым из цилиндров
при последующем опускании (подъеме) рабочих органов.
Основные характеристики ГНС трактора «БЕЛАРУС-1523.5» для привода ра-
бочих органов и других элементов агрегатируемых гидрофицированных машин и аг-
регатов приведены в таблице 4.8.
115
Таблица.4.8 - Характеристика гидропривода тракторов «БЕЛАРУС-1523.5»
Наименование параметра
Значение (характеристика) параметра
Боковые
Задние
1 Парные гидровыводы
-
Три пары
2 Маслопровод безнапорного слива в
-
Один
бак (свободный слив)
3 Расход масла через гидровыводы,
до 53 1)
л/мин, не более
4 Условный минимальный диаметр мас-
лопровода, мм:
- нагнетательного
16,0
- сливного
25,0
- свободного слива
18,0
5 Номинальное давление рабочее в гид-
росистеме, МПа
16,0
6 Давление срабатывания предохрани-
тельного клапана, МПа
20-2
7 Отбор рабочей жидкости из бака, л, не
более
8,0
8 Гидростатический отбор мощности
(ГСОМ) кВт, не более
15,0
9 Присоединительная резьба быстро-
соединяемых муфт, мм:
- нагнетательного и сливного маслопроводов
М20×1,5
- свободного слива маслопровода
М24×1,5
________________________________________________________________________________________________________________________________
1) При номинальных оборотах двигателя
ВНИМАНИЕ: УСТАНОВКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ И ИЗМЕНЕНИЕ
ТРАССЫ ТРУБОПРОВОДОВ ГИДРОНАВЕСНОЙ СИСТЕМЫ ДОПУСКАЕТСЯ ТОЛЬ-
КО ПО СОГЛАСОВАНИЮ С ЗАВОДОМ ИЛИ ДИЛЕРОМ!
Примечание - Расположение гидровыводов ГНС и схема их подключения к
внешним потребителям представлена в разделе 2 «Органы управления и приборы».
116
4.6 Передний балласт
Передний балласт предназначен для сохранения нормальной управляемости
трактором в условиях значительной разгрузки передней оси, при работе с тяжелыми
навесными машинами и орудиями, установленными на ЗНУ и ТСУ трактора.
Возможны три варианта установки переднего балласта:
- балласт с одним рядом дополнительных грузов массой 450 кг (10 штук по 45
кг каждый), представлен на рисунке 4.6.1, базовая комплектация;
- балласт с одним рядом дополнительных грузов массой 360 кг (8штук по 45 кг
каждый), представлен на рисунке 4.6.1, комплектация по заказу;
- балласт с двумя рядами дополнительных грузов общей массой 990 кг, пред-
ставлен на рисунке 4.6.2, комплектация по заказу.
1 - дополнительные грузы; 2 - струна; 3 - буксирное устройство; 4 - болты
крепления дополнительных грузов и буксирного устройства; 5 - гайка; 6 - пластина;
7 - кронштейн.
Рисунок 4.6.1 - Балласт с одним рядом дополнительных грузов
1 - буксирное устройство; 2 - первый ряд дополнительных грузов; 3 - втулка;
4 - струна; 5 - правая пластина; 6 - кронштейн; 7 - левая пластина; 8 - второй ряд
дополнительных грузов; 9 - проставка; 10 - кронштейн.
Рисунок 4.6.2 - Балласт с двумя рядами дополнительных грузов
117
4.7 Привод тормозов прицепа
4.7.1 Общие сведения
На Вашем тракторе может быть установлен комбинированный пневмопривод
тормозов прицепа, либо гидравлический привод тормозов прицепа. Краткие сведе-
ния об устройстве комбинированного пневмопривода тормозов прицепа приведены в
подразделе 4.7.2. Краткие сведения об устройстве гидравлического привода тормо-
зов прицепа приведены в подразделе 4.7.3.
ВНИМАНИЕ: РЕГУЛИРОВОЧНЫЕ РАБОТЫ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ И ПРИ-
ВОДА ТОРМОЗОВ ПРИЦЕПА ТРАКТОРА, А ТАКЖЕ УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНО-
СТЕЙ В НИХ НЕОБХОДИМО ПРОИЗВОДИТЬ ПРИ НЕРАБОТАЮЩЕМ ДВИГАТЕЛЕ
И ПРИ ГОРИЗОНТАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ ТРАКТОРА, КОТОРЫЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ-
ЗАФИКСИРОВАН ПОДЛОЖЕННЫМИ ПОД КОЛЕСА ПРОТИВООТКАТНЫМИ УПО-
РАМИ, ИСКЛЮЧАЮЩИМИ САМОПРОИЗВОЛЬНОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТРАКТОРА!
4.7.2 Комбинированный пневмопривод тормозов прицепа
Комбинированный пневмопривод обеспечивает управление тормозами прице-
пов и сельскохозяйственных машин, оборудованных как однопроводным, так и двух-
проводным пневматическим приводом тормозов, а также накачку шин. Схема комби-
нированного пневмопривода приведена на рисунке 4.7.1.
1 - компрессор; 2 - магистраль от впускного коллектора дизеля; 3 - кран тор-
мозной (двухпроводный); 4 - кран тормозной (однопроводный); 5 - соединительная
магистраль; 6- питающая магистраль; 7, 8, 9 - головки соединительные; 10 - маги-
страль управления; 11 - клапан удаления конденсата; 12 - баллон; 13
- клапан от-
бора воздуха; 14 - регулятор давления; 15 - датчик давления воздуха;
16 - датчик
аварийного давления воздуха.
Рисунок 4.7.1 - Схема комбинированного пневмопривода тормозов прицепа
При подсоединении прицепа с однопроводным пневмоприводом головка при-
цепа подсоединяется к головке соединительной 8 (черного цвета) и воздух поступа-
ет в пневмопривод прицепа. При нажатии на педали тормозов или включении стоя-
ночного тормоза сжатый воздух через тормозной кран 4 выходит из соединительной
магистрали 5 в атмосферу.
118
На прицепе срабатывает воздухораспределитель, подавая сжатый воздух из
баллонов прицепа в тормозные камеры, и прицеп затормаживается. При аварийном
отсоединении прицепа головки соединительные рассоединяются, воздух из магист-
рали прицепа выходит в атмосферу и прицеп автоматически затормаживается.
Непосредственное управление тормозами осуществляется за счет падения
давления в соединительной магистрали от 5 до 0 МПа при торможении трактора.
При этом подача сжатого воздуха в пневмосистему прицепа прекращается.
Автоматическое управление тормозами (автоматическое торможение) осуще-
ствляется в случае разрыва сцепки и отсоединения прицепа за счет падения давле-
ния в соединительной магистрали прицепа.
При подсоединении прицепа с двухпроводным пневмоприводом головки со-
единительные прицепа подсоединяются к головкам соединительным 7 (с красной
крышкой) и 9 (с желтой крышкой), то есть к питающей магистрали 6 и к магистрали
управления 10. При этом сжатый воздух постоянно поступает на прицеп через пи-
тающую магистраль 6. При нажатии на педали тормозов или включении стояночного
тормоза сжатый воздух через тормозной кран 3 и магистраль управления 10 подает-
ся на прицеп. На прицепе срабатывает воздухораспределитель, подавая сжатый
воздух из баллона прицепа в тормозные камеры, и прицеп затормаживается.
Непосредственное управление тормозами осуществляется за счет установле-
ния давления в магистрали управления 10 в пределах от 0,65 до 0,8 МПа при тор-
можении трактора. Магистраль питания 6 при этом остается под давлением и подача
сжатого воздуха в пневмосистему прицепа сохраняется.
Автоматическое управление тормозами (автоматическое торможение) осуще-
ствляется в случае разрыва сцепки и отсоединения прицепа за счет падения давле-
ния в магистрали питания прицепа.
На конце соединительных магистралей установлены головки соединительные
клапанного типа 7, 8, 9. Клапана соединительных головок предотвращают выход
сжатого воздуха при использовании привода без прицепа (например, при накачке
шин). При соединении тормозных магистралей прицепа с тормозными магистралями
5, 6, 10 трактора, клапаны головок соединительных открываются, обеспечивая про-
ход сжатого воздуха из пневмопривода трактора к прицепу. При этом соединение
пневмомагистралей прицепа и трактора необходимо производить при отсутствии
давления в баллоне 12 трактора.
ВНИМАНИЕ: ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПРИСОЕДИНИТЬ ИЛИ РАЗЪЕДИНИТЬ ПНЕВМА-
ТИЧЕСКИЕ МАГИСТРАЛИ ТРАКТОРА И ПРИЦЕПА, ВКЛЮЧИТЕ СТОЯНОЧНЫЙ
ТОРМОЗ! СОЕДИНЕНИЕ ПНЕВМОМАГИСТРАЛЕЙ ТРАКТОРА И ПРИЦЕПА НЕОБ-
ХОДИМО ВЫПОЛНЯТЬ ПРИ ОТСУТСТВИИ ДАВЛЕНИЯ В ПНЕВМОСИСТЕМЕ
ТРАКТОРА!
4.7.3 Гидравлический привод тормозов прицепа
Трактора «БЕЛАРУС-1523.5» по заказу могут быть оборудованы гидравличе-
ским приводом тормозов прицепов
Гидравлический привод тормозов прицепа сблокирован с управлением рабо-
чих тормозов трактора и обеспечивает приведение в действие колёсных тормозов
прицепа или полуприцепа, оборудованных системой гидравлического привода тор-
мозов. Гидравлическая соединительная линия запитывается от насоса ГНС, обеспе-
чивающего давление от 10 до 15 МПа и выполняется как однопроводная тормозная
система. Подключение гидравлического привода соответствует стандарту ISO/5676
от 1983 г.
119
Гидравлический привод тормозов прицепа запитывается последовательно от
насоса гидронавесной системы трактора с помощью рукавов высокого давления 4 и
5 (рисунок 4.7.2). Масло в тормозную систему прицепа (полуприцепа) поступает по
магистрали 9 через муфту 1 при срабатывании тормозного клапана 2. Тормозной
клапан 2 срабатывает при поступлении тормозной жидкости из системы управления
рабочими тормозами в тормозной клапан 2 по магистралям 8 через распредели-
тельный клапан 7. Тормозная жидкость поступает в тормозной клапан 2 при одно-
временном нажатии на обе педали рабочих тормозов. Если нажимается только одна
педаль тормоза, распределительный клапан 7 не срабатывает и, соответственно,
тормозная жидкость не поступает в тормозной клапан 2.
Муфта 1 предотвращает выход масла при использовании гидропривода без
прицепа. При соединении тормозной магистрали прицепа с тормозной магистралью
трактора муфта обеспечивает проход масла к прицепу.
ВНИМАНИЕ: ТРАКТОР, ОБОРУДОВАННЫЙ ГИДРАВЛИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ
ТОРМОЗОВ ПРИЦЕПА, НЕ МОЖЕТ АГРЕГАТИРОВАТЬСЯ С ПРИЦЕПАМИ,
ИМЕЮЩИМИ ПНЕВМОПРИВОД ТОРМОЗОВ!
ВНИМАНИЕ: ПРИСОЕДИНИНИЕ ИЛИ РАЗЪЕДИНИЕ ТОРМОЗНОЙ ГИДРАВЛИ-
ЧЕСКОЙ МАГИСТРАЛИ ТРАКТОРА И ПРИЦЕПА НЕОБХОДИМО ПРОИЗВОДИТЬ ТОЛЬ-
КО ПРИ НЕРАБОТАЮЩЕМ ДВИГАТЕЛЕ И ВКЛЮЧЕННОМ СТОЯНОЧНОМ ТОРМОЗЕ!
1 - муфта; 2 - тормозной клапан; 3, 6 - штуцер для прокачки; 4 - магистраль
подачи масла от тормозного клапана к распределителю ГНС; 5 - магистраль подачи
масла от насоса ГНС к тормозному клапану; 7 - распределительный клапан; 8 - ма-
гистраль подачи тормозной жидкости; 9 - магистраль подачи масла от тормозного
клапана к соединительной муфте.
Рисунок 4.7.2 - Гидропривод тормозов прицепа
ВНИМАНИЕ: ПРИ ПРОКАЧКЕ ГИДРОСТАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РАБО-
ЧИМИ ТОРМОЗАМИ, ПРИ УСТАНОВЛЕННОМ ГИДРОПРИВОДЕ ТОРМОЗОВ ПРИ-
ЦЕПА, ДОПОЛНИТЕЛЬНО НЕОБХОДИМО УДАЛИТЬ ВОЗДУХ ИЗ ТОРМОЗНОГО
КЛАПАНА 2 И РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО КЛАПАНА 7 (РИСУНОК 4.7.2) ЧЕРЕЗ ШТУ-
ЦЕРА ПРОКАЧКИ 3 И 6 СООТВЕТСТВЕННО!
120
4.8 Определение возможности применения ВОМ и карданных валов
В целях исключения поломок ВОМ и ВПМ в ряде сельскохозяйственных ма-
шин с активными рабочими органами (почвообрабатывающие фрезы, кормоубороч-
ные комбайны, косилки, кормораздатчики, пресс-подборщики и другие) применяются
механические предохранительные муфты.
Функциональное назначение предохранительной муфты
- автоматическое
прекращение передачи или ограничение величины передаваемого крутящего мо-
мента от ВОМ к ВПМ при перегрузках, вызванных большими пусковыми моментами,
перегрузкой (блокировок) рабочих органов и пульсацией нагрузок на приводе ВПМ.
ВНИМАНИЕ: МОМЕНТ СРАБАТЫВАНИЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЙ МУФТЫ
АГРЕГАТИРУЕМОЙ МАШИНЫ ДОЛЖЕН БЫТЬ БОЛЬШЕ НОМИНАЛЬНОГО РАБО-
ЧЕГО МОМЕНТА, ДЛИТЕЛЬНО ДЕЙСТВУЮЩЕГО В ПРИВОДЕ МАШИНЫ, НО ВСЕ-
ГДА РАВЕН ИЛИ МЕНЬШЕ МАКСИМАЛЬНО ДОПУСТИМОГО МОМЕНТА НА ВОМ
ТРАКТОРА! ЕСЛИ МОМЕНТ СРАБАТЫВАНИЯ МУФТЫ МАШИНЫ БОЛЬШЕ ДОПУС-
ТИМОГО МОМЕНТА ДЛЯ ВОМ ТРАКТОРА, ТО ТАКУЮ МАШИНУ НЕЛЬЗЯ АГРЕГА-
ТИРОВАТЬ С ТРАКТОРОМ.
Предохранительные муфты бывают кулачковые, фрикционные, дисковые и
подразделяются на два основных типа - с разрушаемыми и неразрушаемыми рабо-
чими элементами. Муфты с разрушаемым элементом применяют для предохранения
от маловероятных перегрузок.
ВНИМАНИЕ: ПРИМЕНЯТЬ ДЛЯ АГРЕГАТИРОВАНИЯ МАШИН КАРДАННЫЕ
ВАЛЫ С ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫМИ МУФТАМИ С РАЗРУШАЕМЫМ ЭЛЕМЕНТОМ НА
ТРАКТОРАХ «БЕЛАРУС-1523.5» НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ!
В ряде сельскохозяйственных машин применяются обгонные муфты. Обгонные
муфты (свободного хода) автоматически замыкаются при одном направлении враще-
ния и размыкаются - при противоположном. Обгонные муфты обеспечивают работу
машин с повышенным моментом инерции вращающихся масс машины, чтобы избе-
жать поломок привода в момент выключения ВОМ.
Существуют также комбинированные предохранительные муфты. Комбиниро-
ванная предохранительная муфта - это такая предохранительная муфта, конструк-
тивно скомбинированная с муфтой другого вида, например с муфтой свободного хода.
ВНИМАНИЕ: ПРОИЗВОДИТЕЛЬ МАШИНЫ С КАРДАННЫМ ПРИВОДОМ ОТ ВОМ
ТРАКТОРА ДОЛЖЕН ЗАРАНЕЕ ВАС ИНФОРМИРОВАТЬ О НЕОБХОДИМОСТИ ПРИМЕ-
НЕНИЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЙ МУФТЫ; ОСОБЕННОСТЯХ КОНСТРУКЦИИ МУФТЫ И
ПОСЛЕДСТВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАШИН БЕЗ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЙ МУФТЫ!
При необходимости выбора (покупки) и эксплуатации карданного вала необ-
ходимо руководствоваться в первую очередь рекомендациями изготовителя машин
и карданных валов. Рекомендуем использовать с трактором машины с активными
рабочими органами, у которых длина полностью сдвинутого карданного вала между
центрами шарниров не превышает 1 м.
4.9 Особенности применения ВОМ и карданных валов
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ, КОГДА РАБОТАЕТ ВОМ И ВРА-
ЩАЕТСЯ КАРДАННЫЙ ВАЛ АГРЕГАТИРУЕМОЙ МАШИНЫ. ПРИ НАХОЖДЕНИИ ЛЮ-
ДЕЙ В ЗОНЕ РАБОТЫ ВОМ МОЖЕТ ПРОИЗОЙТИ ЗАТЯГИВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА, В ТОМ
ЧИСЛЕ ЗАХВАТ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ЕГО ОДЕЖДЫ, ВО ВРАЩАЮЩИЕСЯ ЧАСТИ
КАРДАННОГО ВАЛА И ДРУГИЕ ДВИЖУЩИЕСЯ МЕХАНИЗМЫ МАШИНЫ, КОТОРОЕ
МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ТЯЖЕЛЫМ ТРАВМАМ, В ТОМ ЧИСЛЕ СО СМЕРТЕЛЬНЫМ ИС-
ХОДОМ, ПОЭТОМУ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ВКЛЮЧЕНИЯ ВОМ УБЕДИТЕСЬ В ОТСУСТВИИ
ЛЮДЕЙ В ОПАСНОЙ ЗОНЕ МЕЖДУ ТРАКТОРОМ И МАШИНОЙ. ВСЕ РАБОТЫ, СВЯ-
ЗАННЫЕ С ОБСЛУЖИВАНИЕМ (РЕГУЛИРОВКОЙ, СМАЗКОЙ И Т.Д.), ПОДСОЕДИНЕ-
НИЕМ И ОТСОЕДИНЕНИЕМ КАРДАННОГО ВАЛА ПРОИЗВОДИТЬ ТОЛЬКО ПРИ ОТ-
КЛЮЧЕННОМ ВОМ И ДВИГАТЕЛЕ ТРАКТОРА. ПЕРЕД НАЧАЛОМ УСТАНОВКИ КАР-
ДАННОГО ВАЛА ЗАГЛУШИТЕ ДВИГАТЕЛЬ, ИЗВЛЕКИТЕ КЛЮЧ ЗАЖИГАНИЯ ИЗ ВЫ-
КЛЮЧАТЕЛЯ СТАРТЕРА И ПРИБОРОВ, ВКЛЮЧИТЕ СТОЯНОЧНЫЙ ТОРМОЗ!
121
ВНИМАНИЕ: ИЗГОТОВИТЕЛЬ ТРАКТОРА НЕ НЕСЕТ ОТВЕСТВЕННОСТИ ЗА
ПОЛОМКИ КАРДАННЫХ ВАЛОВ АГРЕГАТИРУЕМЫХ МАШИН. ХАРАКТЕРИСТИКИ И
КОНСТРУКЦИЯ КАРДАННЫХ ВАЛОВ ВХОДЯТ В СФЕРУ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ИЗ-
ГОТОВИТЕЛЕЙ МАШИН И КАРДАННЫХ ВАЛОВ!
ВНИМАНИЕ: КАРДАННЫЙ ВАЛ АГРЕГАТИРУЕМОЙ МАШИНЫ ДОЛЖЕН
ОБЕСПЕЧИВАТЬ ПЕРЕДАЧУ НОМИНАЛЬНОГО КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ПРИ ЧАС-
ТОТЕ ВРАЩЕНИЯ НЕ МЕНЕЕ 540 МИН -1 ИЛИ 1000 МИН -1, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ
УСТАНОВЛЕННОГО РЕЖИМА!
ВНИМАНИЕ: НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ КАРДАННЫЕ ВАЛЫ БЕЗ НАДЛЕЖАЩИХ
ЗАЩИТНЫХ УСТРОЙСТВ, А ТАКЖЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЗГОТОВЛЕННЫЕ ИЛИ
ПОВРЕЖДЕННЫЕ!
ВНИМАНИЕ: БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ ПРИ АГРЕГАТИРОВАНИИ МАШИН С
КАРДАННЫМ ПРИВОДОМ - УГЛЫ ПОВОРОТА КАРДАННОГО ВАЛА ОГРАНИЧИ-
ВАЮТСЯ ЭЛЕМЕНТАМИ КОНСТРУКЦИИ ТРАКТОРА, НАПРИМЕР НАПРАВЛЯЮ-
ЩИМИ ЛИФТОВОГО УСТРОЙСТВА ИЛИ КОЛЕСАМИ ТРАКТОРА. ИЗ-ЗА ВЗАИМНО-
ГО КАСАНИЯ КАРДАННОГО ВАЛА И ДРУГИХ КОНСТРУКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
МОГУТ ПРОИЗОЙТИ ПОЛОМКИ ПРИЦЕПНОГО УСТРОЙСТВА МАШИНЫ ИЛИ НА-
ПРИМЕР, ПОВРЕЖДЕНИЯ ШИН ТРАКТОРА ИЛИ САМОГО КАРДАННОГО ВАЛА!
ВНИМАНИЕ: ПРИ РАБОТЕ МАШИН С КАРДАННЫМ ПРИВОДОМ СУЩЕСТВУ-
ЕТ ОПАСНОСТЬ ВЫБРОСА ОБРАБАТЫВАЕМОГО МАТЕРИАЛА ИЛИ ДЕТАЛЕЙ
МАШИНЫ, ПОЭТОМУ НЕОБХОДИМО СОБЛЮДАТЬ БЕЗОПАСНУЮ ДИСТАНЦИЮ!
ВНИМАНИЕ: ШИРИНА ПРОЕМА ЗАЩИТНОГО УСТРОЙСТВА ЗАДНЕГО ВОМ
СОСТАВЛЯЕТ МЕНЕЕ 360 ММ. В ЭТОЙ СВЯЗИ, ПРИ ПОДСОЕДИНЕНИИ КАРДАН-
НОГО ВАЛА К ХВОСТОВИКУ ТИП 3 (ВОМ 3) ЗАДНЕГО ВАЛА ОТБОРА МОЩНОСТИ,
НЕОБХОДИМО ПРОЯВЛЯТЬ ОСТОРОЖНОСТЬ, ЧТОБЫ ИСКЛЮЧИТЬ ТРАВМЫ
РУК. СПЕЦИАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ И ПРИСПОСОБЛЕНИЙ ДЛЯ ПОДСОЕДИ-
НЕНИЯ КАРДАННОГО ВАЛА К ХВОСТОВИКУ ТИП 3 НЕ ТРЕБУЕТСЯ!
При подсоединении карданного вала машины к хвостовику ВОМ соблюдайте
следующие правила и требования:
1. Проверьте соответствие включенного скоростного режима ВОМ по типу ус-
тановленных хвостовиков ВОМ трактора и ВПМ машины, проверьте соответствие
включенного привода заднего ВОМ (независимый/синхронный);
2. Перед подключением рассоедините карданный вал на две части.
3. Произведите визуальный осмотр карданного вала, ВОМ и ВМП на предмет
отсутствия механических повреждений и комплектности. При необходимости очисти-
те хвостовики ВОМ и ВПМ от грязи, и смажьте в соответствии со схемой смазки,
представленной в руководстве по эксплуатации машины.
4. Часть карданного вала, на которой имеется пиктограмма «трактор» подсое-
дините к хвостовику ВОМ, а соответственно вторую половину - к ВПМ машины. Не за-
будьте правильно зафиксировать присоединительные шлицевые втулки на хвостови-
ках ВОМ и ВПМ: способ фиксации определяется изготовителем карданного вала.
5. Концевые вилки карданного вала машины со стороны ВОМ и ВМП должны
находиться в одной плоскости, как показано на рисунке 4.9.1.
Рисунок 4.9.1 - Схема установки карданного вала
122
6. Предохранительная муфта, как показано на рисунке 4.9.2, устанавливается
только со стороны ВПМ привода агрегатируемой машины - другая установка не
обеспечивает своевременную защиту ВОМ трактора от превышения максимально
допустимого крутящего момента. После длительных простоев в работе машины про-
верьте техническое состояние предохранительной муфты.
Рисунок 4.9.2 - Схема установки предохранительной муфты
7. Установка карданного вала с защитным кожухом совместно с защитными
устройствами ВОМ и ВПМ, с удерживающими цепочками, как со стороны ВОМ, так и
со стороны ВПМ, как показано на рисунке 4.9.3, обеспечивает безопасность кардан-
ного соединения.
Рисунок 4.9.3 - Схема безопасной установки карданного вала
8. При первом применении карданного вала необходимо обязательно прове-
рить длину карданного вала, а при необходимости адаптировать ее к условиям рабо-
ты с тракторами «БЕЛАРУС-1523.5». Наиболее подробные рекомендации по кардан-
ным валам смотрите в технической документации, прилагаемой к машине. При необ-
ходимости обратитесь к изготовителю карданного вала.
9. Длина максимально раздвинутого карданного вала, с которой допускается
его эксплуатация, должна быть такой, когда две части карданного вала будут вхо-
дить друг в друга не менее чем на L2=150 мм. При меньшем значении, чем L2=150
мм (рисунок 4.9.4, вид А) работать с карданным валом запрещено. Достаточность
перекрытия L2 проверяется путем поворота или подъема агрегатируемой машины.
Рисунок 4.9.4 - Выбор длины карданного вала
10. В прямолинейном положении трактора и агрегатируемой машины, когда
карданный вал полностью задвинут, проверьте наличие достаточного зазора L1 (ри-
сунок 4.9.4, вид В) между торцом трубы и торцом вилки карданного шарнира. Мини-
мально допускаемый зазор L1 должен быть не менее 50 мм.
11. После присоединения карданного вала все защитные устройства приведи-
те в надлежащее состояние, в том числе зафиксируйте защитный кожух вал от вра-
щения цепочками, как показано на схеме на рисунке 4.9.3.
123
12. При необходимости ограничивайте высоту подъема ЗНУ в крайнее верх-
нее положение при подъеме машин. Это необходимо для уменьшения угла наклона,
исключения возможности касания и повреждения карданного вала, а также и обес-
печения безопасного зазора между трактором и машиной.
13. Максимально допустимые углы наклона и поворота (рисунок 4.9.5) шарни-
ров карданного вала даны в таблице 4.9.
Рисунок 4.9.5 - Максимально допустимые углы наклона и поворота шарниров карданного вала
Таблица 4.9
Положения вала отбора
Максимально допустимый угол наклона (поворота) αmax1) ,
мощности трактора
в градусах
Тип шарниров карданного вала
Универсальные
Равных угловых скоростей
Положение «Включен»:
- под нагрузкой
20
25
- без нагрузки 2)
50
50
Положение «Выключен» 3)
50
50
_________________________________
1) Допускаются другие варианты (смотри документацию изготовителей кардан-
ных валов и машин).
2) Кратковременно, для работающего без нагрузки ВОМ.
3) Для транспортного положения машин с выключенным ВОМ.
14. При работе с навесными и полунавесными машинами с карданным приво-
дом блокируйте нижние тяги навесного устройства.
15. После демонтажа карданного вала необходимо надеть защитные колпаки
на хвостовики ВОМ и ВПМ!
16. После выключения ВОМ необходимо учитывать опасность движения кар-
данного вала и отдельных механизмов агрегатируемой машины по инерции. Поэто-
му входить в опасную зону между трактором и машиной можно только после полной
остановки вращения ВОМ!
17. Проверьте работу машины с присоединенным карданным валом к ВОМ и
ВПМ на минимальной и максимальной частоте вращения коленчатого вала двигате-
ля трактора.
18. Рекомендуем при транспортных переездах трактора с прицепными, полу-
прицепными или полунавесными машинами на значительные расстояния, в том чис-
ле с поля на поле, карданный вал отсоединить от трактора и машины.
19. Техническое обслуживание, чистку, ремонт присоединенной к трактору
машины с карданным приводом выполнять только при выключенном ВОМ и нерабо-
тающем двигателе трактора.
124
Выключайте ВОМ в следующих случаях:
- после остановки трактора, но только после того, как агрегатируемая машина
полностью завершит рабочий цикл;
- на поворотах, при подъемах машины в транспортное положение;
- при въезде на крутой склон.
Не включайте ВОМ в следующих случаях:
- при неработающем двигателе трактора;
- присоединенная к трактору машина находится в транспортном положении;
- заглубленных в землю рабочих органах машины;
- если на рабочих органах машины лежит технологический материал или про-
изошло их забивание или заклинивание;
- при наличии значительного угла наклона (преломления) в любой плоскости
шарниров карданного вала машины.
При работе почвообрабатывающими ротационными машинами с активными
рабочими органами дополнительно выполняйте следующие правила:
- не включайте ВОМ при опущенной прямо на землю машине. ВОМ включать
только тогда, когда подготовленная к работе машина для почвообработки, опущена
настолько, чтобы ее рабочие органы не касались поверхности земли и расстояние
до них, было не менее 35 мм;
- опускание машины с вращающимися рабочими органами производится
плавно при поступательном движении трактора вперед;
- не допускайте движение с заглубленными рабочими органами с включенным
и выключенным ВОМ в направлении не соответствующим рабочему ходу машины
при выполнении работы;
- при работе на твердых почвах производите обработку сначала поперечных
полос для въезда в загон, а затем обрабатывайте поле в продольном направлении;
- рекомендуем работать на минимальной глубине обработки почвы, требуемой
под определенную культуру. Это необходимо для снижения нагрузки на ВОМ трак-
тора и уменьшения затрат топлива в процессе работы трактора. Особенно это важно
учитывать при работе трактора с комбинированными почвообрабатывающими по-
севными агрегатами.
4.10 Способы изменения тягово-сцепных свойств и проходимости трактора
Имеются следующие способы изменения тягово-сцепных свойств трактора
«БЕЛАРУС-1523.5»:
- увеличение сцепной массы трактора;
- увеличение сцепления шин колес с почвой.
Увеличение сцепной массы трактора можно получить следующими действиями:
- использование навесного быстросъемного балласта;
- заливка воды (раствора) в шины колес;
Увеличение сцепления шин колес с почвой получить следующими действиями:
- выбор оптимального давления в шинах в зависимости от условий работы и
нагрузки на оси трактора;
- применение блокировки дифференциала заднего моста;
- сдваивание колес.
Примечание - Нормы давления воздуха в передних и задних шинах трактора
«БЕЛАРУС-1523.5» при действующей нагрузке и скорости приведены в подразделе
«Выбор оптимального внутреннего давления в шинах в зависимости от условий ра-
боты и нагрузки на оси трактора».
Для получения информации о правилах сдваивания задних колес и заливке
воды (раствора) в шины колес, эксплуатационных ограничениях тракторов со сдво-
енными колесами и шинами с водой (раствором) обратитесь к Вашему дилеру.
125

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
9 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности