Дэу Ланос. Руководство по ремонту — часть 295
5А - 292 АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
ДАТЧИК УГЛОВОЙ СКОРОСТИ
ВЫХОДНОГО ВАЛА
АВТОМАТИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИИ
(ДСВыхВ А/Т)
Датчик угловой скорости выходного вала
автоматической трансмиссии (ДСВыхВ А/Т)
представляет собой магнитный индукцион
ный чувствительный элемент, который пе
редает информацию относительно скорос
ти автомобиля блоку управления трансмис
сией (БУТ). Эта информация используется
БУТ для определения моментов переклю
чения передач, регулирования давления в
гидравлической системе и для управления
включением блокировки и разблокировки
гидротрансформатора.
ДСВыхВ А/Т установлен в картере транс
миссии в плоскости вращения зубчатого
диска датчика, напрессованного на корпус
дифференциала. Между торцом датчика и
зубцами диска имеется зазор величиной
0.27 -1.57 мм. Датчик состоит из постоянно
го магнита с обмоткой вокруг него. При вра
щении дифференциала в обмотке ДСВыхВ
АЯ индуцируется сигнал переменного тока.
Чем выше скорость автомобиля, тем выше
частота и напряжение наводимого в обмот
ке датчика сигнала.
Электрическое сопротивление датчика
должно находиться в пределах 1500 - 1700
Ом при 20°С. С изменением скорости авто
мобиля выходное напряжение датчика из
меняется от 0.5 В при частоте вращения 25
об/мин, до 200 В при частоте вращения
1728 об/мин.
ДАТЧИК УГЛОВОЙ СКОРОСТИ
ВХОДНОГО ВАЛА
АВТОМАТИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИИ
(ДСВхВ А/Т)
Датчик угловой скорости входного вала
автоматической трансмиссии (ДСВхВ А/Т)
представляет собой магнитный индукцион
ный чувствительный элемент, который пе
редает информацию относительно частоты
вращения входного вала коробки передач
блоку управления трансмиссией (БУТ). Эта
информация используется БУТ для опреде
ления моментов переключения передач,
регулирования давления в гидравлической
системе и для управления включением бло
кировки и разблокировки гидротрансформа
тора. Кроме того, сигнал ДСВхВ А/Т исполь
зуется для вычисления передаточного от
ношения включенной передачи и величины
скольжения гидротрансформатора.
ДСВхВ А/Т установлен на картере коробки
передач Под распределительной панелью
рядом с ведущей звездочкой. Между тор
цом датчика и зубцами ведущей звездочки
имеется зазор величиной 0.26 - 2.90 мм.
Датчик состоит из постоянного магнита с
обмоткой вокруг него. При вращении веду
щей звездочки турбинным валом в обмотке
ДСВхВ А/Т индуцируется сигнал перемен
ного тока. Чем выше скорость автомобиля,
тем выше частота и напряжение наводимо
го в обмотке датчика сигнала.
Электрическое сопротивление датчика
должно находиться в пределах 625 - 725 Ом
при 20°С. С изменением скорости автомо
биля выходное напряжение датчика изме
няется от 0.5 В при частоте вращения 550
об/мин, до 200 В при частоте вращения
7000 об/мин.
АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 5А - 293
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КЛАПАНЫ
ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ:
1-2 И 2-3
Электромагнитные клапаны (ЭМК) являют
ся абсолютно одинаковыми нормально-от-
крытими электронными выпускными клапа
нами, которые управляют переключениями
коробки передач вверх и вниз на всех
четырех передачах переднего хода. Эти
ЭМК переключения работают совместно и
обеспечивают при различных сочетаниях
дискретных состояний "Включено" / "Вык
лючено" переключение передач 1-2, 2-3 и
3-4, а также обратные переключения. БУТ
обрабатывает сигналы различных датчиков
и определяет нужную комбинацию состоя
ний ЭМК 1-2 и ЭМК 2-3 и требуемую пере
дачу для конкретных условий управления
автомобилем.
Диапазон
или
передача
ЭМК
переключения
1-2
ЭМК
переключения
2-3
Диапазон
или
передача
ЭМК
переключения
1-2
ЭМК
переключения
2-3
Диапазон
или
передача
ЭМК
переключения
1-2
ЭМК
переключения
2-3
Р, R, N*
ВКЛ
ВЫКЛ
Первая
ВКЛ
ВЫКЛ
Вторая
ВЫКЛ
ВЫКЛ
Третья
ВЫКЛ
ВКЛ
Четвертая
вкл
ВКЛ
* На диапазонах Р, R, N обычно ЭМК 1-2 на
ходится во включенном состоянии, а ЭМК
2-3 в выключенном состоянии. Однако, эти
состояния могут изменяться в зависимости
от скорости автомобиля и величины угла
открытия ДЗ.
* На диапазонах Р, R, N обычно ЭМК 1-2 на
ходится во включенном состоянии, а ЭМК
2-3 в выключенном состоянии. Однако, эти
состояния могут изменяться в зависимости
от скорости автомобиля и величины угла
открытия ДЗ.
* На диапазонах Р, R, N обычно ЭМК 1-2 на
ходится во включенном состоянии, а ЭМК
2-3 в выключенном состоянии. Однако, эти
состояния могут изменяться в зависимости
от скорости автомобиля и величины угла
открытия ДЗ.
* На диапазонах Р, R, N обычно ЭМК 1-2 на
ходится во включенном состоянии, а ЭМК
2-3 в выключенном состоянии. Однако, эти
состояния могут изменяться в зависимости
от скорости автомобиля и величины угла
открытия ДЗ.
* На диапазонах Р, R, N обычно ЭМК 1-2 на
ходится во включенном состоянии, а ЭМК
2-3 в выключенном состоянии. Однако, эти
состояния могут изменяться в зависимости
от скорости автомобиля и величины угла
открытия ДЗ.
* На диапазонах Р, R, N обычно ЭМК 1-2 на
ходится во включенном состоянии, а ЭМК
2-3 в выключенном состоянии. Однако, эти
состояния могут изменяться в зависимости
от скорости автомобиля и величины угла
открытия ДЗ.
БУТ включает ЭМК 1-2 и ЭМК 2-3, соединяя
с "массой" их цепи управления. При этом по
катушке ЭМК начинает проходить электри
ческий ток, вызывающий возникновение
электромагнитной силы. Эта электромаг
нитная сила выталкивает плунжер, находя
щийся внутри ЭМК. Плунжер, в свою оче
редь, воздействует на дозирующий шарик и
устанавливает его на впускное отверстие.
Это действие препятствует выходу жидкос
ти через ЭМК и приводит к повышению
давления рабочей жидкости на конце кла
панов переключения, которое обеспечивает
начальную стадию переключения коробки
передач вверх, перемещая клапана пере
ключения (для более полной информации о
гидравлическом управлении клапанами пе
реключения для каждого диапазона короб
ки передач, обратитесь к таблицам движе
ния рабочей жидкости).
Электрическое сопротивление ЭМК пе
реключения должно находиться в пределах
19 - 24 Ом при 20°С и в пределах 24 - 31 Ом
при 88°С.
Включение ЭМК переключения передач
должно происходить при напряжении в це
пи управления более 5 В, а выключение -
при напряжении менее 1 В.
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ КЛАПАН
РЕГУЛЯТОРА ДАВЛЕНИЯ
Электромагнитный клапан регулятора дав
ления (ЭМК РД) представляет собой точный
электронный регулятор давления, который
контролирует давление в главной магистра
ли коробки передач, в зависимости от вели
чины электрического тока, протекающего по
обмотке ЭМК РД. Чем больше величина
электрического тока, тем сильнее электро
магнит воздействует на плунжер и тем
больше открывается сливное отверстие.
При открытии сливного отверстия уменьша
ется регулируемое ЭМК РД давление рабо
чей жидкости, которое в итоге приводит к
5А - 294 АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
уменьшению давления в главной магистра
ли трансмиссии. БУТ устанавливает вели
чину давления в гидравлической системе
по сигналам различных датчиков, включая
датчик положения ДЗ, датчик температуры
трансмиссии, датчик абсолютного давления
коллектора и с учетом включенной переда
чи.
Для управления ЭМК РД используется сиг
нал положительной скважности с фиксиро
ванной частотой 614 Гц (периодов в секун
ду). Под скважностью понимается проме
жуток времени, выраженный в процентах,
прохождения тока через катушку ЭМК в те
чение каждого соответствующего (в данном
случае положительного) полупериода пере
менного тока. Чем больше скважность сиг
нала, тем больший поток электрического
тока протекает через ЭМК. Изменением
скважности сигнала БУТ осуществляет уп
равление функционированием ЭМК. БУТ
замыкает электрическую цепь на "массу",
контролирует среднюю величину тока в об
мотке, и постоянно изменяет скважность
сигнала управления ЭМК РД для того, что
бы поддерживать эту среднюю величину то
ка, проходящего по обмотке ЭМК, в соот
ветствующих пределах.
Скважность
сигнала
Величина тока
(А)
Давление в
гидросистеме
+5%
0.02
МАХ
+40%
36161
МАХ
Электрическое сопротивление ЭМК РД
должно находиться в пределах 3.5 - 4.6 Ом
при 20°С.
Адаптивные возможности системы
управления коробкой передач
Регулирование давления в гидросистеме
управления коробкой передач 4T40-E осу
ществляется в адаптивном режиме, кото
рый обеспечивает постоянную компенса
цию (при необходимости давление рабочей
жидкости поддерживается на более высо
ком уровне) нормального эксплуатацион
ного износа фрикционных дисков, уплотне
ний, пружин и т.д. Такая особенность "обу
чения" имеет много общего с адаптивным
управлением системой контроля за впрыс
ком топлива (интегральное/модульное обу
чение) и системой холостого хода двигате
ля. БУТ контролирует несколько адаптив
ных параметров коробки передач:
• Переключение коробки передач на выс
шую передачу. БУТ контролирует сигналы
датчика положения ДЗ и датчика скорости
автомобиля в процессе переключения ко
робки передач, определяя, происходит ли
включение передачи слишком быстро (рез
кое переключение) или слишком медленно
(вялое переключение). В последствие БУТ
соответствующим образом изменяет сиг
нал ЭМК РД коробки передач, обеспечивая
заданное качество процесса переключе
ния.
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ КЛАПАН
УПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОНОМ
БЛОКИРОВКИ
ГИДРОТРАНСФОРМАТОРА
(ЭМК ФБГ)
Э л е к т р о м а г н и т н ы й клапан управления
фрикционом блокировки гидротрансформа
тора (ЭМК ФБГ) является нормально-закры
тым клапаном, с широтно-импульсной моду
ляцией сигнала управления, который управ
ляет блокировкой и разблокировкой фрик
циона гидротрансформатора. БУТ управля-
АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 5А - 295
ет ЭМК с помощью сигнала отрицательной
скважности частотой 42 Гц, контролируя
скорость включения/выключения ФБГ. Бла
годаря способности ЭМК постепенно уве
личивать или уменьшать давление рабочей
жидкости, блокировка и разблокировка
фрикциона получается плавной.
Когда условия управления автомобилем
соответствуют включению ФБГ, БУТ немед
ленно увеличивает скважность приблизи
тельно до 68% (смотрите точку А на диаг
рамме). Затем БУТ плавно увеличивает
скважность сигнала управления приблизи
тельно до 93%, получая давление рабочей
жидкости, необходимое для полного вклю
чения ФБГ. Скорость нарастания скважнос
ти сигнала определяет степень плавности
включения фрикциона. Аналогичным обра
зом БУТ уменьшает скважность сигнала уп
равления ЭМК ФБГ, управляя выключением
ФБГ.
Алгоритм управления блокировкой гидро-
т р а н с ф о р м а т о р а предусматривает раз
личные условия, при которых гидротранс
форматор должен блокироваться или раз
блокироваться (смотрите описание датчика
температуры рабочей жидкости трансмис
сии). Также, при получении БУТ сигнала вы
сокого напряжения от выключателя тор
моза, указывающего на нажатое состояние
педали тормоза, БУТ немедленно выклю
чает ФБГ.
Внимание: Приведенные значения скваж
ности сигнала управления ЭМК ФБГ яв
ляются лишь условными. Действительные
значения скважности сигнала изменяются в
зависимости от режима работы и условий
управления автомобилем.
Электрическое сопротивление ЭМК ФБГ
должно находиться в пределах 10.4 - 10.8
Ом при 20°С и быть равным 16 Ом при
150°С.
БЛОК РЕЛЕ ДАВЛЕНИЯ
ТРАНСМИССИОННОЙ ЖИДКОСТИ
Выключатель контроля диапазонов автома
тической коробки передач (блок реле дав
ления) закреплен на гидравлической па
нели управления и состоит из 6 реле дав
ления и датчика температуры рабочей жид
кости трансмиссии (обратитесь к отдель
ному описанию ДТТ). Пять из шести реле
(имеющие обозначения PRND4, DRIVE, LO,
D21, REV) являются нормально-разомкну
тыми и служат для индикации положения
клапана переключателя диапазонов короб
ки передач. БУТ использует сигналы, полу
чаемые от этих реле, для регулирования
давления в гидравлической системе, уп
равления включением и выключением ЭМК
ФБГ и ЭМК переключения передач.
Шестое реле является нормально-замкну
тым. Сигнал этого реле используется в ди
агностических целях для подтверждения
того, что ФБГ действительно находится в
выключенном состоянии, после подачи БУТ
команды на его выключение.
В зависимости от наличия или отсутствия
давления рабочей жидкости, реле замы
кают или р а з м ы к а ю т контакты выклю
чателей и соединяют или прерывают связь
соответствующих цепей БУТ с "массой".
Последовательность размыкания и замыка
ния контактов выключателей образует ком
бинацию напряжений, которая контроли
руется БУТ (смотрите электрическую схему
и таблицу срабатываний реле давления).
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст