Mitsubishi Outlander XL. ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ

Mitsubishi Outlander XL. ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ

На автомобилях Mitsubishi Outlander XL ус­тановлена система кондиционирования ком­прессорного типа. Узлы отопителя и теплооб­менник испарителя кондиционера скомпоно­ваны в одном блоке. Органы управления системой кондиционирования воздуха распо­ложены на панели, общей с органами управ­ления отопителем.

Принципиальная схема движения хладаген­та в системе кондиционирования воздуха приведена на рис. 12.2.


Компрессор спирального типа установлен на блоке цилиндров двигателя и приводится во вращение поликлиновым ремнем.


Рис. 12.3. Компрессор кондиционера: 1 - шкив привода; 2 - проушина крепления компрессора; 3 - жгут проводов катушки электромагнита и термодатчика; 4 - термодатчик; 5 - фланец крепления трубопровода линии высокого дав­ления; 6 - корпус насосной части; 7 - фланец крепления трубопровода линии низкого давления; 8 - передняя крыш­ка корпуса; 9 - проушина крепления компрессора; 10 - прижимной диск; 11 - гайка крепления прижимного диска


Рис. 12.2. Принципиальная схема движения хладагента в системе кондиционирования воздуха: 1 - комбиниро­ванный датчик давления; 2 - участок трубопровода высокого давления; 3 - ресивер-осушитель; 4 - сервисный кла­пан линии высокого давления; 5 - конденсор (радиатор кондиционера); б - вентилятор конденсора и радиатора си­стемы охлаждения; 7 - компрессор кондиционера; 8 - участок трубопровода низкого давления; 9 - сервисный кла­пан линии низкого давления; 10 - венти/ятор отопителя; И - испаритель; 12 - терморегулирующий клапан



Компрессор (рис. 12.3) обеспечивает цир­куляцию хладагента в системе. Вал компрес­сора установлен в алюминиевой передней крышке 8 корпуса на подшипниках и уплотнен со стороны шкива привода сальником.

Шкив 1 привода компрессора установлен на двухрядном шариковом подшипнике и при работающем двигателе постоянно вращает­ся. При включении кондиционера крутящий момент передается от шкива к валу компрес­сора через фрикционную муфту с электромаг­нитным приводом.

ПРИМЕЧАНИЯ

Если система исправна, во время включения кондиционера раздается щелчок - это при­жимной диск 10 (см. рис. 12.3) муфты под действием электромагнита входит в зацеп­ление со шкивом 1 привода, и начинает вра­щаться ротор компрессора.

Но в процессе эксплуатации кондиционера могут возникнуть следующие неисправности компрессора.

1. Если при выключенном кондиционере муфта во время вращения издает посторон­ние звуки, греется или появляется запах га­ри, то, вероятно, начал разрушаться ее под­шипник. В этом случае необходимо заменить

подшипник. В некоторых запущенных слу­чаях может потребоваться замена муфты компрессора в сборе или составляющих ее частей.

2. Если после включения кондиционера щелчка не слышно, то возможны следующие неполадки:

- произошла утечка хладагента, и система уп­равления блокирует включение компрессора;

- вышел из строя датчик давления в системе;

- неисправности в электрических цепях сис­темы управления;

- сгорела обмотка катушки электромагнита муфты;

- блок управления двигателем по какой-ли- бо причине (высокая температура охлажда­ющей жидкости двигателя, высокие обороты двигателя) заблокировал включение ком­прессора.

3. Если муфта вращается легко и свободно, но при включении кондиционера отчетливо слышны посторонние шумы или даже глох­нет двигатель, то, скорее всего, заклинило компрессор. Внутренняя насосная часть компрессора ремонту не подлежит. В этом случае компрессор придется заменить.

4. И последний, самый коварный вариант. Щелчок раздается, муфта легко вращает вал компрессора, а прохлады в салоне нет. В этом случае только кажется, что компрес­сор работает, а в действительности он ниче­го не перекачивает. Установить истину мо­жет только опытный специалист при наличии специального контрольно-диагностического оборудования.

Наиболее точно определить причину неис­правности можно после полной диагностики в специализированном сервисном центре по ремонту автомобильных кондиционеров.

Конденсор (радиатор кондиционера)

(рис. 12.4) многопоточного типа расположен перед радиатором системы охлаждения дви­гателя. Он крепится с помощью четырех кронштейнов к рамке радиатора. Соты кон­денсора изготовлены из плоских тонкостей-


Рис. 12.4. Конденсор кондиционера: 1 - кронштейн крепления конденсора; 2 - бачок конденсора; 3 - соты; 4 - реси­вер; 5 - фланец крепления трубопроводов ресивера; 6 - фланец крепления трубопроводов линии высокого давления



ных алюминиевых трубок с внутренними про­дольными перегородками для жесткости и наружным оребрением для улучшения теп­лообмена. Бачки алюминиевые, с фланцами для подсоединения трубопроводов и ресиве­ра. По высоте бачки разделены на секции, поэтому, проходя через конденсор, поток хладагента несколько раз меняет направле­ние. В конденсоре происходит конденсация паров сжатого компрессором хладагента и отвод выделяющегося при этом тепла в ок­ружающий воздух.

При включении кондиционера блок управ­ления двигателем включает цепь питания эле­ктрического вентилятора радиатора охлажде­ния двигателя, что улучшает теплообмен в конденсоре и снижает давление в системе кондиционера.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ


Не реже одного раза в год, лучше перед на­чалом летней эксплуатации, промывайте оребрение А сот конденсора от налипшей грязи, пыли и противогололедных реаген­тов Б. Это улучшит теплообмен, снизит дав­ление в системе и увеличит срок службы элементов системы.

Не применяйте для мойки конденсора мою­щие установки со струей воды под высоким давлением. Это может привести к поврежде­нию В тонкостенных пластин оребрения. Даже при регулярной мойке необходимость замены конденсора возникает гораздо чаще, чем хотелось бы. Дело в том, что он первым

принимает на себя поток противогололедных реагентов, грязи и камешков с дороги. А стенки трубок у него тоненькие. В большин­стве случаев конденсор повреждается корро­зией на третий-четвертый год эксплуатации. Если в результате коррозии нарушится гер­метичность конденсора, то ремонтировать его себе дороже. Даже если мастеру аргоно­вой сварки удастся залатать дыру, то вскоре возможно появление течи в другом месте. Кстати, давление в системе в жаркие дни мо­жет доходить до 25-28 бар.

Кроме того, следует учитывать сложную структуру трубки конденсора: вдоль она раз­делена перегородками на каналы, поэтому велика вероятность, что после сварки часть каналов будет перекрыта. Соответственно упадет рассеиваемая мощность и ухудшится работа кондиционера, особенно в пробках и в жаркую погоду.

После каждого эксперимента с латанием конденсора нужно будет оплатить снятие-ус- тановку, сварку конденсора и заправку сис­темы хладагентом. Так что лучше сразу уста­новить новый конденсор. Вместо дорогого оригинального вполне можно купить более дешевый конденсор от авторизованных про­изводителей запасных частей.

Испаритель расположен в блоке системы отопления и кондиционирования салона. Ис­паритель изготовлен из алюминиевых трубок с наружным оребрением для улучшения теп­лообмена. Проходя по трубкам испарителя, кипящий хладагент активно поглощает тепло из воздуха, обдувающего наружную оребрен- ную поверхность трубок. Воздух охлаждается и вентилятором подается в салон автомобиля.

ПРИМЕЧАНИЕ

При охлаждении проходящего через испари­тель воздуха содержащиеся в нем водяные пары конденсируются.

Конденсат через дренажную трубку, распо­ложенную на нижней части левой стороны моторного щита, сливается под днище ав­томобиля. При высокой влажности окружа­ющего воздуха под автомобилем может образоваться лужа воды, что является кос­венным признаком исправности системы кондиционирования.


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

В процессе эксплуатации автомобиля на влажной от конденсата наружной поверхнос­ти испарителя оседают частицы дорожной пыли и грязи.

Этот слой становится прекрасной средой для жизни и бурного размножения гнилост­ных бактерий и грибковых культур. Со време­нем в автомобиле появляется неприятный запах. Особенно сильно он ощущается в мо­мент выключения кондиционера и во влаж­ную погоду.

Для того чтобы максимально снизить риск возникновения этой проблемы, при покупке нового автомобиля необходимо провести профилактическую обработку испарителя специальными химическими препаратами, регулярно заменять салонный фильтр и про­чищать дренажную трубку. Если, несмотря на принятые меры, запах все же появился, обратитесь в специализированный сервис по ремонту автомобильных кондиционеров для дезинфекции или промывки испарителя. При очень сильном загрязнении испаритель придется заменить.

На боковой поверхности испарителя рас­положен фланец для крепления терморегули­рующего клапана.

Терморегулирующий клапан блочного типа расположен в корпусе испарителя. Кла­пан крепится к трубопроводам и испарителю с помощью фланцевых соединений. Пройдя через дросселирующее отверстие в корпусе клапана, жидкий хладагент резко снижает свое давление и начинает кипеть. В корпусе клапана установлен регулирующий элемент, изменяющий проходное сечение дросселирующею отверстия в зависимости от давле­ния и температуры хладагента. Регулировоч­ный элемент настраивается на заводе-изготовителе и в процессе эксплуатации регулировке не подлежит.


Ресивер-осушитель А на кронштейне Б

установлен на левом бачке конденсора.

Неразборный корпус ресивера изготовлен из алюминиевого сплава.

Трубопроводы крепятся к корпусу ресивера фланцевым соединением. Внутри корпуса на­ходится фильтрующий элемент, заполненный гранулами осушителя (силикагеля). Проходя­щий через ресивер, сжиженный хладагент очищается от возможных примесей, грязи и влаги.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

В случае ремонта или замены элементов си­стемы кондиционирования, если она нахо­дилась в открытом состоянии (были сняты какие-либо узлы, разрушены трубопроводы и т.п.), ресивер-осушитель подлежит заме­не, иначе после заправки системы хладагент не будет осушаться и внутри системы могут образоваться кислоты, которые разрушат изнутри детали кондиционера.

Трубопроводы соединяют все элементы системы кондиционирования в единый гер-


метичный контур. Трубопроводы и фланцы их крепления изготовлены из алюминиевых сплавов.

Оберегайте ме1аллические учаспки ipyGo- проводов от вмятин и перегибов. Любое су­жение проходного сечения трубопровода приводит к снижению производительности системы.

Рис. 12.5. Конструкция шланга гибкой вставки:

1 - наружная защитная оболочка; 2 - тканевый корд си­лового каркаса; 3 - пластиковый герметизирующий слой; 4 - внутренний маслостойкий слой


Для соединения взаимоподвижных элемен­тов системы трубопроводы на некоторых уча­стках снабжены гибкими вставками (рис. 12.5) из синтетических материалов.

В местах соединений отдельных элементов системы установлены уплотнительные кольца круглого сечения из неопрена. Во время ре­монта системы при разъединении участков трубопроводов уплотнительные кольца под­лежат обязательной замене. Резьбовые со­единения трубопроводов затягивайте реко­мендуемым моментом. Слабая или излишне сильная затяжка приводит к деформации уп­лотняемых поверхностей и утечке хладагента.

Сервисные клапаны для подсоединения диагностического и заправочного оборудова­ния расположены на трубопроводах

.

Клапаны закрыты резьбовыми колпачками для предохранения их от попадания грязи. На колпачки нанесены буквы «Н» и «L» линий высокого и низкого давления соответственно.

В клапанах установлены золотники, сход­ные по конструкции с золотниками шин колес, но отличающиеся от них размерами.

Для выворачивания и вворачивания золот­ников используется специальный ключ.


Рис. 12.6. Панель управления вентиляцией, отоплением и кондиционированием с автоматическим регулирова­нием температуры в салоне (климат-контроль): 1 - регулятор температуры поступающего в салон воздуха; 2 - кнопка выключателя режима рециркуляции; 3 - регулятор скорости вращения вентилятора; 4 - кнопка включе­ния системы кондиционирования; 5 - регулятор распределения потоков воздуха; 6 - кнопка включения обогревате­ля стекла двери задка; 7 - сигнализатор включения обогревателя стекла двери задка; 8 - сигнализатор включения системы кондиционирования; 9 - сигнализатор включения режима рециркуляции



Проверять наличие хладагента в системе пу­тем нажатия на золотники сервисных клапа­нов запрещено, так как после такой провер­ки золотник клапана может полностью не за­крыться и произойдет утечка хладагента из системы!


Датчик давления установлен за облицов­кой радиатора с правой стороны на участке трубопровода линии высокого давления.

По сигналам датчика электронный блок уп­равления двигателем отключает компрессор кондиционера при разгерметизации системы или аварийном повышении давления в ней с целью защиты компрессора от перегрузок.

Панель автоматического управления

системой вентиляции, отопления и кондицио­нирования автомобиля установлена на консо­ли панели приборов.

Подробно органы управления отопителем, кондиционером и вентиляцией описаны в разд. 1 «Устройство автомобиля», см. «Отопление (кондиционирование) и вентиля­ция салона», с. 27.

Панель блока автоматического управления системой отопления, кондиционирования и вентиляции показана на рис. 12.6.

Для включения режима автоматического поддержания заданной температуры воздуха в салоне автомобиля (климат-контроль) регу­лятором 1 температуры поступающего в са­лон воздуха задайте температуру, переключа­тель 2 скорости вращения воздухонагнетателя и регулятор 3 распределения потоков воздуха установите в положение «AUTO». Этот режим можно использовать круглый год неза­висимо от сезонных колебаний температуры система самостоятельно регулирует интен­сивность, направление и температуру пото­ков воздуха с учетом заданных пользователем температурных параметров, температуры воздуха внутри салона и атмосферных усло­вий. Система автоматически компенсирует изменение температуры внутри салона при внешнем воздействии, например при нагреве кузова автомобиля лучами солнца.

Датчик температуры воздуха в салоне рас­положен в панели приборов справа от руле­вой колонки. Для исключения неверных пока­заний значений температуры из-за влияния нагретых элементов панели датчик снабжен системой принудительного обдува. Система обеспечивает равномерный проток воздуха из передней части салона автомобиля через корпус датчика. Для нормального движения воздуха предохраняйте входное отверстие корпуса датчика от попадания каких-либо твердых частиц или жидкости. Особенно это касается случаев химической чистки салона. Во время уборки салона пылесосом категори­чески запрещается подносить всасывающий наконечник трубы пылесоса к входному от­верстию датчика. При затрудненном протоке воздуха через корпус датчика нормальное функционирование системы автоматического управления климатом нарушается.

Хладагент Система заправлена хладаген­том HFC134a (R134а). Полный объем заправ­ки составляет (500±20) г В хладагент добавлено специальное масло SUN PAG 56 или S10X для смазки компрессо­ра. Категорически запрещено использовать в системе хладагенты и масла других типов.

ПРИМЕЧАНИЯ

В процессе эксплуатации автомобильного кондиционера периодически возникают си­туации, когда требуется обслуживание сис­темы кондиционирования или ее ремонт. Для этого используется современное диагности­ческое и ремонтное оборудование. Самая распространенная ситуация - это разгерме­тизация системы и выход из нее хладагента.

Для обнаружения мест утечки используются высокочувствительные галогеновые течеискатели со звуковой индикацией.

В некоторых сложных случаях применяется метод т. н. ультрафиолетовой диагностики герметичности системы автокондиционера. Метод состоит в том, что в систему в микро­дозах вводится специальный краситель.

В местах микротечей краситель вместе с хладагентом постепенно выходит на на­ружную поверхность элементов системы.

Во время осмотра системы краситель начи­нает светиться (флюоресцировать) под дей­ствием ультрафиолетовых лучей специаль­ного светильника...

...и места утечки хладагента становятся видны.

Следует отметить, что краситель не оказы­вает никакого отрицательного воздействия на систему. Он может находиться в хладаген­те и циркулировать по системе сколь угодно долго и сослужить свою службу только тогда, когда возникнет утечка.

После ремонта автокондиционера необходимо вакуумирооать и заправить систему соот­ветствующим хладагентом (R134a). Объем заправки автокондиционера для каждой мо­дели автомобиля индивидуален.

Для проведения высококачественной за­правки автомобильного кондиционера не­обходимы:

- прецизионные манометрические блоки со специальными соединительными наконеч­никами;

- двухступенчатый вакуумный насос для полного удаления воздуха и водяных паров из системы;

- высокоточные (цена деления не более 5 г) весы для дозирования заправляемого хладагента.

В связи со специфическими особенностя­ми ремонта системы кондиционирования в данном разделе описаны только работы по снятию и установке отдельных элементов и блока управления системой. Работы, свя­занные с заправкой системы хладагентом, следует проводить в специализированных сервисных центрах.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Система кондиционирования заправлена хла­дагентом под высоким давлением. Попада­ние жидкого хладагента на кожные покровы человека вызывает сильное обморожение, поэтому все работы, связанные с обслужива­нием, ремонтом или демонтажем элементов системы кондиционирования, проводите по возможности в специализированных сер­висных центрах, оборудованных профессио­нальным технологическим оборудованием.

При проведении работ своими силами прини­майте меры предосторожности


Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности