Мазда 6 (2008+). СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ
Мазда 6 (2008+). СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Система охлаждения двигателя жидкостная (с принудительной ее циркуляцией), герметичная, с расширительным бачком.
Систему заполняют жидкостью на основе этиленгликоля (антифризом), не замерзающей при температуре окружающей среды до -40 °С.
Рис. 5.29. Элементы системы охлаждения: 1 - водяной насос; 2 - термостат; 3 - шланги малого круга циркуляции; 4 - отводящий шланг радиатора; 5 - пробка радиатора; 6 - расширительный бачок; 7 - радиатор; 8 - подводящий шланг радиатора; 9 - кожух электровентиляторов; 10 - крыльчатка основного электровентилятора; 11 - электродвигатель вентилятора; 12 - крыльчатка дополнительного электровентилятора
ПРИМЕЧАНИЕ
Порядок замены охлаждающей жидкости описан в подразделе «Замена охлаждающей жидкости», с. 111.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ_
Не рекомендуется заполнять систему охлаждения водой, так как в состав антифриза входят антикоррозионные и антивспенивающие присадки, а также присадки, препятствующие отложению накипи.
Охлаждающая жидкость токсична! Избегайте вдыхания ее паров и попадания на кожу. Своевременно устраняйте нарушения герметичности системы охлаждения, чтобы избежать попадания паров охлаждающей жидкости в салон автомобиля при его эксплуатации. Ваше здоровье дороже, чем новый патрубок системы охлаждения или тюбик герметика!
Система охлаждения двигателя показана на рис. 5.29. Кроме изображенных на рисунке элементов, в систему входят выполненная в отливке рубашка охлаждения двигателя, окружающая стенки цилиндров в блоке, камеры сгорания и газовые каналы в головке блока, и радиатор отопителя салона.
Циркуляцию жидкости в системе создает водяной насос. Из насоса жидкость подается в рубашку охлаждения двигателя, омывает цилиндры камеры сгорания и затем поступает к термостату. В зависимости от положения клапана термостата жидкость поступает или в водяной насос (при низкой температуре), или в радиатор (при высокой температуре).
Нормальный тепловой режим двигателя определяется температурой охлаждающей жидкости, которая поддерживается автоматически с помощью термостата в диапазоне 90-100°С.
Радиатор с горизонтальным расположением трубок, с трубчато-ленточной алюминиевой сердцевиной и пластмассовыми бачками. В центральной части бачка 8 (рис. 5.30) находится сливной кран 10. В бачках выполнены подводящий 11 и отводящий 1 патрубки шлангов к водяной рубашке двигателя, патрубок 4 пароотводящего шланга, патрубок 2 возвратного шланга и штуцера 9 шлангов охлаждения рабочей жидкости автоматической коробки передач.
В пробке радиатора системы охлаждения двигателя установлены два клапана: впускной и выпускной. Выпускной клапан играет большую роль в обеспечении оптимального
температурного режима двигателя. Он поддерживает в системе избыточное давление не менее 0,127 МПа (1,27 кгс/см2), обеспечивая повышение температуры начала закипания охлаждающей жидкости и предупреждая интенсивное парообразование. К сожалению, если клапан заклинило в закрытом положении, при перегреве возникает значительное превышение избыточного давления - более 0,15 МПа (1,5 кгс/см2), что может привести к разрыву радиатора или срыву одного из шлангов. В свою очередь, заклинивание клапана в открытом положении приводит к преждевременному закипанию охлаждающей жидкости.
ПРИМЕЧАНИЕ_
Раз в год промывайте пробку радиатора проточной водой. Если появились сомнения, замените пробку. Если на перегретом двигателе снять пробку и по времени это действие совпадет с тепловым ударом, то вскипание жидкости и образование воздушных пробок в системе охлаждения будет вам гарантировано.
Раз в год продувайте ячейки радиатора струей сжатого воздуха (например, от компрессора), направляя струю сначала навстречу набегающему воздушному потоку, а затем по его направлению для удаления с поверхности радиатора грязи, налипших насекомых и дорожного мусора. Так можно частично восстановить эффективность радиатора.
Расширительный бачок служит для компенсации изменяющегося объема охлаждающей жидкости в зависимости от ее температуры. Бачок изготовлен из полупрозрачной пластмассы. Для контроля уровня охлаждающей жидкости на его стенки нанесены метки «FULL» (максимальное количество охлаждающей жидкости) и «LOW» (минимальное количество охлаждающей жидкости). Сверху расширительный бачок закрыт пластмассовой пробкой.
Рис. 5.30. Радиатор системы охлаждения: 1 - патрубок верхнего бачка радиатора; 2 - патрубок возвратного шланга; 3 - пробка радиатора; 4 - пароотводящий патрубок; 5 - верхний бачок радиатора; 6 - радиатор; 7 - трубопроводы конденсора (радиатора кондиционера); 8 - нижний бачок радиатора; 9 - штуцера шлангов охлаждения рабочей жидкости автоматической коробки передач; 10 - сливной кран; 11 - патрубок нижнего бачка
Водяной насос центробежного типа обеспечивает принудительную циркуляцию жидкости в системе охлаждения. Он расположен на передней поверхности блока цилиндров и приводится во вращение поликлиновым ремнем от шкива коленчатого вала. В насосе установлены закрытые подшипники, не нуждающиеся в пополнении смазки. Насос ремонту не подлежит, поэтому при отказе (течь жидкости или повреждение подшипника) его заменяют в сборе.
Термостат поддерживает нормальную рабочую температуру охлаждающей жидкости и сокращает время прогрева двигателя. Термостат установлен в корпусе, закрепленном на головке блока цилиндров. При температуре охлаждающей жидкости ниже 75 °С термостат полностью закрыт и жидкость циркулирует по малому контуру, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя. При температуре около 80-84 °С термостат начинает открываться, а при 97 °С открывается полностью, обеспечивая циркуляцию жидкости через радиатор.
На автомобиль Mazda 6 в базовой комплектации устанавливают два электровентилятора (основной и дополнительный) с пластмассовыми крыльчатками (пяти- и семилопастной соответственно) обеспечивающие продувку радиатора воздухом при небольших скоростях движения автомобиля, в основном в городских условиях или на горных дорогах, когда встречный поток воздуха недостаточен для охлаждения радиатора.
Для повышения эффективности работы вентиляторы установлены в пластмассовом кожухе и прикреплены к нему в трех точках каждый. Кожух, в свою очередь, прикреплен в четырех точках к радиатору (сверху двумя болтами, а снизу упорами, вставленными в пазы кронштейнов на подводящем бачке радиатора).
Управляет электровентиляторами блок управления двигателем. В зависимости от напряженности теплового режима и алгоритма работы кондиционера электровентиляторы могут вращаться с малой и большой скоростью. Для изменения скоростного режима электровентиляторов блок управления двигателем изменяет схемы их подключения с последовательной на параллельную.
ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ, ИХ ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ
Причина неисправности | Способ устранения |
Двигатель перегревается | |
Пониженный уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке | Долейте охлаждающую жидкость |
Неисправен термостат (клапан завис в закрытом положении) | Замените термостат |
Неисправен водяной насос | Проверьте насос, в случае неисправности замените его |
Сердцевина радиатора засорена грязью и насекомыми | Промойте снаружи сердцевину радиатора |
Трубки радиатора, шланги и рубашка охлаждения двигателя засорены накипью и илистыми отложениями | Промойте систему охлаждения и заполните свежей охлаждающей жидкостью |
Один или оба электровентилятора не включаются из-за обрыва электрических цепей датчиков, выхода из строя датчиков, реле или электродвигателей вентиляторов | Проверьте и восстановите электрические цепи. При необходимости замените датчики, реле или электровентилятор в сборе |
Повреждение клапана в пробке радиатора (постоянно открыт, из-за чего система находится под атмосферным давлением) | Замените пробку радиатора |
Двигатель долго не прогревается до рабочей температуры, тепловой режим во время движения нестабилен | |
Неисправен термостат (клапан завис в открытом положении) | Замените термостат |
Причина неисправности | Способ устранения |
Двигатель перегревается, из отопителя поступает холодный воздух | |
Чрезмерное снижение уровня охлаждающей жидкости из-за утечки или повреждения прокладки головки блока цилиндров, что вызывает образование паровых пробок в водяной рубашке двигателя | Устраните утечку охлаждающей жидкости. Замените поврежденную прокладку головки блока цилиндров |
Постоянное снижение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке] | |
Негерметичен радиатор | Замените радиатор |
Негерметичен расширительный бачок | Замените расширительный бачок |
Утечки охлаждающей жидкости через негерметичные соединения патрубков и шлангов | Подтяните хомуты крепления шлангов |
Повреждено уплотнение водяного насоса | Замените водяной насос |
Повреждено уплотнительное кольцо корпуса водяного насоса | Замените уплотнительное кольцо |
Недостаточно затянуты болты крепления головки блока цилиндров (во время длительной стоянки на холодном двигателе появляется течь охлаждающей жидкости через стык между головкой блока и блоком цилиндров; кроме того, возможно появление следов охлаждающей жидкости в моторном масле) | Затяните болты крепления головки блока цилиндров необходимым моментом (см. «Замена прокладки головки блока цилиндров двигателя», с. 86) |
Негерметичен радиатор отопителя | Замените радиатор отопителя |
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст