Chevrolet Cruze. Аккумуляторная батарея
Chevrolet Cruze. Аккумуляторная батарея
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Современный автомобиль насыщен различными потребителями электроэнергии, электронными устройствами, начиная с CD-проигрывателя и заканчивая блоками электронных систем управления двигателем, коробкой передач, антиблокировочной системой тормозов. подушками безопасности и т.д. В сырое межсезонье, а особенно зимой, вся автомобильная электрика и электроника, и в первую очередь автомобильная аккумуляторная батарея, держат экзамен на выносливость.
Как показывает практика, если начались проблемы с пуском двигателя в холодное время года и для их решения постоянно приходится подзаряжать аккумуляторную батарею при условии, что генератор исправен и натяжение ремня генератора соответствует норме, а срок эксплуатации аккумуляторной батареи превышает 3 года, вполне разумно встает вопрос о покупке новой аккумуляторной батареи.
Современные аккумуляторные батареи бывают, как правило, двух видов:
необслуживаемые в течение всего срока службы;
- малообслуживаемые, требующие доливки дистилированмой воды один-два раза в год.
Выбирать для своего автомобиля, учитывая рекомендации завода-изготовителя, целесообразно необслуживаемую аккумуляторную батарею из широкого спектра автомобильных аккумуляторов различных производителей, представленных на рынке автомобильных запчастей.
Рис. 10.3. Устройство аккумуляторной батареи: 1 - моноблок (корпус); 2 - перегородка элементов; 3 - поплавок индикатора плотности; 4 - клемма «минус»; 5 - общая крышка; 6 - индикатор плотности электролита; 7 - клемма «плюс»; 8 - элемент аккумуляторной батареи |
ЗАВИСИМОСТЬ ЕМКОСТИ Таблица 10.3 АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ ОТ ТЕМПЕРАТУРЫ ЭЛЕКТРОЛИТА
Необходимо помнить, что при низкой температуре из-за увеличения вязкости моторного масла и ухудшения условий воспламенения топлива мощность, потребляемая стартером при пуске двигателя, возрастает в два-три раза. Время пуска холодного двигателя в сравнении с прогретым в некоторых случаях увеличивается в 10 20 раз. Таким образом, зимой при низкой температуре воздуха предъявляются повышенные требования к стартерным характеристикам аккумуляторной батареи, т.е. к ее способности в течение короткого времени (10 с по ГОСТу) выдать требуемый ток, необходимый для работы стартера с номинальными оборотами его якоря в холодное время года (-18 "С по ГОСТу).
В табл. 10.3 представлена зависимость емкости аккумуляторной батареи от температуры электролита. Емкость аккумуляторной батареи показана в процентах от той емкости, которую аккумуляторная батарея способна выдать при 25 °С.
Элементы батареи расположены в полипропиленовом моноблоке (корпусе) 1 (рис. 10.3) и закрыты общей крышкой 5, неразделимо соединенной с моноблоком. Два вентиляционных отверстия по бокам батареи в верхней части обеспечивают выход наружу небольшого количества газа, образующегося в ней.
В крышку батареи может быть вмонтирован индикатор 6 плотности электролита, показания которого учитывают температуру батареи. Возможны три варианта показаний индикатора:
- зеленая точка - батарея заряжена; темный индикатор без зеленой точки - батарея частично разряжена, пуск двигателя затруднен или невозможен;
- прозрачный или светло-желтый индикатор - чрезмерное понижение уровня электролита вследствие длительного перезаряда аккумуляторной батареи или ее естественного износа.
На автомобиль устанавливают свинцовую стартерную необслуживаемую аккумуляторную батарею емкостью 55 Ач. Аккумуляторные батареи указанной емкости выпускаются многими производителями, характеристики этих батарей сходны.
ПРИМЕЧАНИЕ_______________________
Принцип работы свинцово-кислотных аккумуляторов основан на электрохимических реакциях свинца и диоксида свинца в сернокислотной среде. Во время разряда происходит восстановление диоксида свинца на катоде и окисление свинца на аноде. При заряде протекают обратные реакции, к которым в конце заряда добавляется реакция электролиза воды, сопровождающаяся выделением кислорода на положительном электроде и водорода - на отрицательном.
Элемент свинцово-кислотного аккумулятора состоит из положительных и отрицательных электродов, сепараторов (разделительных решеток) и электролита. Положительные электроды представляют собой свинцовую решетку в которой активным веществом является перекись свинца . Отрицательные электроды также представляют собой свинцовую решетку с губчатым свинцом в качестве активного вещества. На практике в свинец решеток добавляют 1 2% сурьмы для повышения механической прочности. В настоящее время в качестве легирующего компонента используются соли кальция в обеих пластинах или только в положительных (гибридная технология). Электроды погружены в электролит, состоящий из водного раствора серной кислоты . Наибольшая проводимость этого раствора при комнатной температуре (что означает наименьшее внутреннее сопротивление и наименьшие внутренние потери) достигается при его плотности 1,26 г/см3. Однако на практике в районах с холодным климатом применяются и более высокие концентрации серной кислоты - до
1, 29 -1,31 г/см3
Это делается потому что при разряде свинцово-кислотною аккумулятора плотность электролита падает и температура его замерзания становится выше, разряженный аккумулятор может не выдержать холода.
ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ, ИХ ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ
Причина неисправности | Способ устранения |
Разряд батареи при эксплуатации автомобиля | |
Проскальзывание ремня привода генератора | Отрегулируйте натяжение ремня |
Неисправен генератор | Проверьте генератор |
Повреждение изоляции в системе электрооборудования | Найдите место утечки тока и устраните повреждение |
Подключение владельцем автомобиля новых потребителей сверх допустимых пределов | Отключите новые потребители электроэнергии |
Чрезмерное загрязнение поверхности батареи | Очистите поверхность батареи |
Уровень электролита ниже верхней кромки пластин | Восстановите нормальный уровень электролита |
Короткое замыкание между пластинами | Замените батарею |
Батарея не прогрета вследствие низкой температуры окружающей среды (при –20 °С и ниже) | Прогрейте батарею в теплом помещении до температуры 10–30 °С и зарядите |
Электролит на поверхности батареи | |
Повышенный уровень электролита, приводящий к выплескиванию | Установите нормальный уровень электролита |
Просачивание электролита через трещины в корпусе | Замените батарею |
Кипение электролита вследствие очень высокого напряжения генератора | Замените регулятор напряжения генератора |
Кипение электролита и перегрев батареи из-за сульфатации пластин | Замените батарею |
В новых конструкциях аккумуляторных батарей свинцовые пластины (решетки) заменяют
вспененным карбоном, покрытым тонкой свинцовой пленкой, а жидкий электролит же- лируют силикагелем до пастообразного состояния. Используя меньшее количество свинца и распределив его по большой площади, батарею делают не только более компактной и легкой, но и значительно более эффективной; помимо большего КПД, заряжается она значительно быстрее аккумуляторов предыдущих поколений.
В крышку батареи может быть вмонтирован индикатор плотности электролита, показания которого учитывают температуру батареи. Возможны три варианта показаний индикатора:
- зеленая точка - батарея заряжена;
- темный индикатор без зеленой точки - батарея частично разряжена, пуск двигателя затруднен или невозможен;
- прозрачный или светло-желтый индикатор - чрезмерное понижение уровня электролита вследствие длительного перезаряда аккумуляторной батареи или ее естественного износа.
Вместо штатной необслуживаемой батареи можно установить любую аналогичную по емкости и монтажным размерам батарею других производителей. В этом случае используйте и обслуживайте батарею в соответствии с приложенной к ней инструкцией.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ________________
Аккумуляторные батареи одной модели могут быть изготовлены в двух вариантах с разной полярностью подключения (выводы «плюс» и «минус» у батарей разных вариантов расположены противоположно). Приобретайте батарею той же полярности, что и у установленной на автомобиле, так как батарею другой полярности не удастся подключить к бортовой сети из-за недостаточной длины проводов и несоответствия размеров их наконечников. Помимо этого некоторые производители выпускают батареи с уменьшенными размерами выводов (другого стандарта), которые также не удастся подключить к бортовой сети вашего автомобиля.
При работе с металлическими инструментами не допускайте коротких замыканий аккумуляторной батареи.
При заряде батареи выделяется взрывоопасная газовая смесь, поэтому во время заряда и обслуживания батареи запрещается курить и пользоваться открытым огнем. Заряжайте батарею в хорошо вентилируемом помещении.
При случайном попадании брызг электролита на кожу или в глаза немедленно, до оказания медицинской помощи, обильно промойте пораженные места водой и затем 2%-ным раствором питьевой соды (0,5 чайной ложки на стакан воды).
После любой работы с аккумуляторной батареей обязательно вымойте руки с мылом.
ПРИМЕЧАНИЕ____________________________
Вместо штатной необслуживаемой батареи можно установить любую аналогичную
ПАРАМЕТРЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ СТЕПЕНИ Таблица 10.4
ЗАРЯЖЕННОСТИ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
Напряжение на выводах, В | 12,65 | 12,45 | 12,24 | 12,06 | 11,80 |
Плотность электролита, г/см3 | 1,27 | 1,23 | 1,20 | 1,17 | 1,12 |
Степень заряженности, % | 100 | 75 | 50 | 25 | 0 |
по напряжению, емкости, монтажным размерам и полярности подключения батарею. В этом случае используйте и обслуживайте батарею в соответствии с приложенной к ней инструкцией.
Chevrolet Cruze. УХОД ЗА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕЕЙ
Не реже одного раза в две недели удаляйте сухой ветошью пыль и грязь с поверхности моноблока и крышки батареи. Если на крышке случайно оказался электролит, удалите его чистой ветошью, смоченной 10%-ным раствором нашатырного спирта или соды. Затем насухо протрите поверхность крышки.
Для предотвращения окисления клемм батареи и наконечников проводов регулярно очищайте их и смазывайте техническим вазелином. Следите за плотностью соединения наконечников проводов и выводов батареи.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Вместо технического вазелина для защиты от окисления клемм и наконечников можно применять имеющиеся в продаже медесодержащие смазки.
Периодически проверяйте надежность крепления батареи на автомобиле и при необходимости подтягивайте его во избежание появления трещин на моноблоке и утери батареи.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Для уменьшения вибраций, передающихся на моноблок батареи, установите батарею на коврик из кислотостойкой резины.
Провода, подсоединенные к батарее, не должны быть чрезмерно натянуты, что приведет к расшатыванию выводов в крышке и течи электролита.
Периодически, не реже одного раза в 2 недели проверяйте уровень электролита в элементах батареи (если на автомобиле установлена обслуживаемая аккумуляторная батаоея).
ПРИМЕЧАНИЕ
У батарей с общей для всех элементов крышкой, оснащенной конденсаторной полостью, допускается проверять уровень электролита один раз в 2 месяца.
Уровень электролита во всех элементах должен быть на 5-10 мм выше верхней кромки
ПЛОТНОСТЬ ЭЛЕКТРОЛИТА ПРИ 25‘С, г/см3 Таблица 10.5
Климатический район (средняя месячная температура воздуха в январе,° С) | Время года | Полностью заряженная батарея | Батарея разряжена | |
на 25% | на 50% | |||
Очень холодный (от -50 до -30) | Зима | 1,30 | 1,26 | 1,22 |
Лето | 1,28 | 1,24 | 1,20 | |
Холодный (от -30 до -15) | Круглый год | 1,28 | 1,24 | 1,20 |
Умеренный (от -15 до -8) | Круглый год | 1,28 | 1,24 | 1,20 |
Теплый влажный (от 0 до +4) | Круглый год | 1,23 | 1,19 | 1,15 |
Жаркий сухой (от -15 до +4) | Круглый год | 1,23 | 1,19 | 1,15 |
сепараторов, что соответствует нахождению уровня между метками «MIN» и «МАХ» на стенке полупрозрачного корпуса батареи.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Проверять уровень электролита над верхней кромкой сепараторов удобно стеклянной трубочкой: опустите ее в элемент до упора в сепаратор и, закрыв свободный конец трубочки пальцем, выньте из элемента.
Для восстановления уровня электролита доливайте только дистиллированную воду. Если точно установлено, что причиной низкого уровня является выплескивание, то доливайте электролит той же плотности, что и оставшийся в элементе батареи. Если уровень выше нормы, откачайте электролит резиновой грушей с эбонитовым наконечником.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ_______________
Доливать в аккумуляторную батарею концентрированную кислоту категорически запрещается!
Chevrolet Cruze. ПРОВЕРКА СТЕПЕНИ ЗАРЯЖЕННОСТИ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
Если в процессе эксплуатации появились затруднения с пуском двигателя, проверьте степень заряженности аккумуляторной батареи по плотности электролита или напряжению на ее выводах в ненагруженном состоянии (табл. 10.4). Для проверки плотности электролита пользуйтесь ареометром или имеющимся в продаже поплавковым индикатором плотности электролита. Напряжение на клеммах батареи можно измерить любым вольтметром постоянного тока с пределом измерения 20 В.
Если степень заряженности батареи 75% или ниже, необходимо снять батарею с автомобиля и зарядить с помощью зарядного устройства.
Chevrolet Cruze. ЗАРЯДКА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
Снятую с автомобиля аккумуляторную батарею аккуратно очистите, особенно ее верхнюю часть ккумупятор! юй;
, проверьте уровень электролита и при необходимости доведите его до нормы (если на автомобиле установлена обслуживаемая аккумуляторная батарея).
Обслуживаемую батарею заряжают током, составляющим 10% номинального значения емкости батареи. Например, батарею емкостью 55 А-ч надо заряжать током 5,5 А. Если батарея обслуживаемая, зарядку проводят при вывернутых крышках. Зарядку проводят до начала обильного газовыделения и достижения постоянства напряжения и плотности электролита в течение 3 ч. Плотность электролита заряженной батареи при 25 °С должна соответствовать данным табл. 10.5 для каждого климатического района.
При зарядке батареи периодически проверяйте температуру электролита и не допускайте ее повышения более +40 °С. Если температура достигнет +40 “С, следует наполовину уменьшить зарядный ток или прервать зарядку и охладить батарею до +25 °С.
Зарядку прекращают, когда начнется обильное выделение газа во всех элементах батареи, а напряжение и плотность электролита в течение последних трех замеров (проводят через 1 ч после отключения батареи) будут оставаться постоянными.
Если в конце зарядки плотность электролита (определенная с учетом температурной поправки) отличается от указанной в табл. 10.5, откорректируйте ее. При повышенной плотности отберите часть электролита и долейте дистиллированную воду Если плотность электролита ниже нормы, то, отобрав часть его из элемента, долейте электролит повышенной плотности (1,4 г/см3).
После корректировки плотности электролита продолжайте зарядку батареи еще в течение 30 мин для перемешивания электролита. Затем отключите батарею и через 30 мин замерьте уровень электролита во всех элементах. Если уровень электролита окажется ниже нормы, долейте электролит; плотность которою соответствует данному климатическому району (см. табл. 10.5). Если уровень электролита выше нормы, отберите излишний электролит резиновой грушей.
Необслуживаемую батарею заряжают специальным зарядным устройством, автоматически уменьшающим силу тока по мере зарядки батареи (при постоянном напряжении). При достижении полного заряда батареи такое устройство автоматически отключается. Допускается зарядка необслуживаемой батареи током, составляющим 5% номинального значения емкости аккумуляторной батареи (батарею емкостью 55 А-ч - током 2,75 А).
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст