Лада ВАЗ-2110 (2111, 2112). СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯМИ ВАЗ-21114 И ВАЗ-21124

Лада ВАЗ-2110 (2111, 2112). СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯМИ ВАЗ-21114 И ВАЗ-21124

Описание конструкции

На восьмиклапанном двигателе ВАЗ-21114 в отличие от двигателя ВАЗ-2111 применен фазированный впрыск топлива, поэтому здесь установлен распределительный вал со штифтом для датчика фаз (см. «Двигатели ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124»).
Датчик фаз, применяемый на двигателе ВАЗ-21114, не взаимозаменяем с датчиком фаз двигателей ВАЗ-2112 и ВАЗ-21124.

Также на двигателе ВАЗ-21114 модуль зажигания, применявшийся на двигателе ВАЗ-2111, заменен на четырехвыводную катушку зажигания.
Катушка зажигания двигателя ВАЗ-21114.

На шестнадцатиклапанном двигателе ВАЗ-21124 в отличие от двигателя ВАЗ-2112 вместо модуля зажигания применяются индивидуальные катушки зажигания для каждой свечи. При этом отпала необходимость в высоковольтных проводах.
Катушки зажигания для четырех, цилиндров двигателя ВАЗ-21124.

С целью снижения токсичности отработавших газов двигатели ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124 оснащаются каталитическими нейтрализаторами и датчиками кислорода. Датчики кислорода, при-меняемые на двигателях ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124, не взаимозаменяемы с датчиками кислорода, устанавливаемыми на двигателях ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112.

Датчик кислорода двигателей ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124 внешне отличается от предыдущей модели гофрированным уплотнителем () и формой наконечника () с отверстиями.

Датчики кислорода нового поколения имеют меньшие размеры и теплоемкость, поэтому они интенсивнее прогреваются и быстрее вступают в работу.

Специально для двигателей ВАЗ объемом 1,6 л был разработан так называемый катколлектор: выпускной коллектор, выполненный заодно с нейтрализатором и устанавливаемый на место приемной трубы (см. «Системы выпуска отработавших газов двигателей ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124»). Каткол-лектор необходим для ускорения прогрева нейтрализатора, который начинает работать лишь после нагрева до 300 °С, а наиболее эффективен при 400-600 °С. Чтобы снизить потери тепла, выпускные трубы и корпус каткол-лектора выполнены из стали и имеют меньшую массу и длину, чем детали выпускного тракта прежней конструкции. Расположение нейтрализатора (катколлектора) в моторном отсеке позволило также снизить пожароопасность за счет переноса горячего нейтрализатора из-под днища автомобиля.

Для обеспечения соответствия концентрации вредных веществ в отработавших газах нормам Евро-2 двигатели ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124 оснащаются нейтрализатором и одним датчиком кислорода, устанавливаемым в системе выпуска отработавших газов до нейтрализатора (в верхней части катколлектора).

В системе управления двигателя, соответствующего нормам Евро-3 (автомобили с такими двигателями предна-

значены в основном для экспорта), применяются два датчика кислорода: второй - диагностический - устанавливается после нейтрализатора в нижней части катколлектора. Сопоставляя показания двух датчиков, система управления оценивает эффективность работы нейтрализатора и его состояние. Обнаружив отклонения, она корректирует состав топливовоздушной смеси, чтобы снизить токсичность на выходе из двигателя (на панели приборов может загореться лампа «Check engine»).

Система управления двигателем диагностирует элементы снижения токсичности, отслеживает появление отклонений или пропусков в воспламенении топливовоздушной смеси в цилиндрах двигателя (именно тогда токсичность отработавших газов резко растет) и предупреждает об этом водителя, по возможности нейтрализуя последствия. Причинами неравномерной работы двигателя могут быть перебои в искрообразовании, нарушение состава топливовоздушной смеси, износ двигателя или выход из строя его деталей. Пропуски воспламенения отслеживает датчик положения коленчатого вала, реагирующий на возникновение неравномерности вращения коленчатого вала.

При появлении отклонений в работе двигателя, не приводящих к резкому увеличению токсичности отработавших газов, на панели приборов загорается лампа «Check engine». Если появляется угроза выхода из строя нейтрализатора, лампа «Check engine» начинает мигать, дополнительно привлекая внимание водителя. При этом система управления прекращает подачу топлива в один или два «проблемных» цилиндра, отключая форсунки, что возможно лишь на двигателях с фазированным впрыском топлива.

Также в систему управления двигателем на автомобилях, соответствующих нормам Евро-3, включен датчик неровной дороги, закрепленный в подкапотном пространстве на левом брызговике кузова. Этот датчик временно отключает систему диагностики, если неравномерность работы двигателя не связана с пропусками воспламенения, а возникает в результате переменных нагрузок на трансмиссию при движении по неровной дороге.

Двигатель, оснащенный в соответствии с нормами токсичности Евро-3, сразу после пуска быстрее стабилизирует обороты и работает очень ровно. При движении водитель может обратить внимание на замедленную реакцию автомобиля в начальных фазах торможения двигателем и несколько запаздывающий отклик на сброс газа, особенно на высших передачах, поэтому для снижения скорости приходится чаще включать низшие передачи или больше нагружать тормоза. Также в отличие от «острой» карбюраторной версии автомобиль с системой впрыска топлива и двигателем, соответствующим нормам Евро-3, мягче откликается на нажатие педали газа.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
6 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности