Peugeot 308. ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ

Peugeot 308. ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ

На автомобилях установлена система кондиционирования компрессорного типа. Узлы отопителя и теплообменник испарителя кондиционера скомпонованы в одном блоке. Органы управления системой кон­диционирования воздуха расположены на панели, общей с органами управления отопителем.


Рис. 12.2. Принципиальная схема движения хладагента в системе кондиционирования воздуха: 1 - комбиниро­ванный датчик давления; 2 - участок трубопровода высокого давления; 3 - ресивер-осушитель; 4 - сервисный кла­пан линии высокого давления; 5 - конденсор (радиатор кондиционера); 6 - вентилятор конденсора и радиатора си­стемы охлаждения; 7 - компрессор кондиционера; 8 - участок трубопровода низкого давления; 9 - сервисный кла­пан линии низкого давления; 10 - вентилятор отопителя; И - испаритель; 12 - терморегулирующий клапан


Принципиальная схема движения хлада­гента в системе кондиционирования возду­ха приведена на рис. 12.2.


Компрессор установлен на блоке ци­линдров двигателя и приводится во враще­ние поликлиновым ремнем.

Компрессор обеспечивает циркуляцию хладагента в системе. Вал компрессора ус­тановлен в алюминиевой передней крышке корпуса на подшипниках и уплотнен со сто­роны шкива привода сальником.

Шкив привода компрессора установлен на двухрядном шариковом подшипнике и при работающем двигателе постоянно вращается. Крутящий момент передается от шкива к валу компрессора через ведо­мый диск.

ПРИМЕЧАНИЯ

Если система исправна, во время включения кондиционера раздается щелчок - это при­жимной диск муфты под действием электро­магнита входит в зацепление со шкивом при­вода, и начинает вращаться ротор компрес­сора.

Но в процессе эксплуатации кондиционера могут возникнуть следующие неисправности компрессора.

1. Если при выключенном кондиционере муфта во время вращения издает посторон­ние звуки, греется или появляется запах га­ри, то, вероятно, начал разрушаться ее под­шипник. В этом случае необходимо заме­нить подшипник (см. «Замена подшипника шкива привода», с. ООО). В некоторых запу­щенных случаях может потребоваться заме­на муфты компрессора в сборе или состав­ляющих ее частей.

2. Если после включения кондиционера щелчка не слышно, то возможны следующие неполадки:

- произошла утечка хладагента, и система управления блокирует включение компрес­сора;

- вышел из строя датчик давления в системе;

- неисправности в электрических цепях сис­темы управления;

- сгорела обмотка катушки электромагнита муфты;

- блок управления двигателем по какой-либо причине (высокая температура охлаждающей жидкости двигателя, высокие обороты двига­теля) заблокировал включение компрессора.

3. Если муфта вращается легко и свободно, но при включении кондиционера отчетливо слышны посторонние шумы или даже глох­нет двигатель, то, скорее всего, заклинил компрессор. Внутренняя насосная часть компрессора ремонту не подлежит. В этом случае компрессор придется заменить.

4. И последний, самый неприятный вариант. Щелчок раздается, муфта легко вращает вал компрессора, а охлаждение воздуха в сало­не не происходит. В этом случае компрессор работает вхолостую, ничего не перекачивая. Определить эту неисправность может только опытный специалист при наличии специаль­ного контрольно-диагностического оборудо­вания.

Наиболее точно определить причину неис­правности можно после полной диагностики в специализированном сервисном центре по ремонту автомобильных кондиционеров.


В нижней части задней крышки компрес­сора установлен клапан сброса аварийного давления. В случае повышения давления в системе при отказе датчика давления или иных нештатных ситуациях, при превыше­нии установленного максимума давления мембрана клапана разрушается и часть хладагента выбрасывается на улицу. Как правило, после этого аварийный клапан становится недостаточно герметичным. Поэтому после устранения причин, вызвав­ших рост давления и сброс хладагента, кла­пан подлежит обязательной замене.

Конденсор (радиатор кондиционера) многопоточного типа расположен перед радиатором системы охлаждения двигате­ля. Он прикреплен с помощью кронштей­нов к радиатору системы охлаждения. Соты конденсора изготовлены из плоских тонко­стенных алюминиевых трубок с внутренни­ми продольными перегородками для жест­кости и наружным оребрением для улучше­ния теплообмена. Бачки алюминиевые, с фланцами для подсоединения трубопро­водов и ресивера. По высоте бачки разде­лены на секции, поэтому, проходя через конденсор, поток хладагента несколько раз меняет направление. В конденсоре проис­ходит конденсация паров сжатого компрес­сором хладагента и отвод выделяющегося при этом тепла в окружающий воздух.

При включении кондиционера блок уп­равления двигателем включает цепь пита­ния электрического вентилятора радиатора охлаждения двигателя, что улучшает тепло­обмен в конденсоре и снижает давление в системе кондиционера.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ


He реже одного раза в год, лучше перед на­чалом летней эксплуатации, промывайте оребрение А сот конденсора от налипшей грязи, пыли и противогололедных реаген­тов Б. Это улучшит теплообмен, снизит давление в системе и увеличит срок служ­бы элементов системы.


Не применяйте для мойки конденсора мою­щие установки со струей воды под высоким давлением. Это может привести к поврежде­нию В тонкостенных пластин оребрения. Даже при регулярной мойке необходимость замены конденсора возникает гораздо чаще, чем хотелось бы. Дело в том, что он первым принимает на себя поток противогололедных реагентов, грязи и камешков с дороги. А стенки трубок у него тонкие. В большинстве случаев конденсор повреждается коррозией на третий-четвертый год эксплуатации.

Если в результате коррозии нарушится гер­метичность конденсора, то ремонтировать его себе дороже. Даже, если мастеру арго­новой сварки удастся залатать дыру, то вско­ре возможно появление течи в другом месте. Кстати, давление в системе в жаркие дни мо­жет доходить до 25-28 бар.

Кроме того, следует учитывать сложную структуру трубки конденсора: вдоль она раз­делена перегородками на каналы, поэтому велика вероятность, что после сварки часть каналов будет перекрыта. Соответственно упадет рассеиваемая мощность и ухудшится работа кондиционера, особенно в пробках и в жаркую погоду.

После каждого эксперимента с латанием конденсора нужно будет оплатить снятие-ус- тановку, сварку конденсора и заправку сис­темы хладагентом. Так что лучше сразу уста­новить новый конденсор. Вместо дорогого оригинального вполне можно купить более дешевый конденсор от авторизованных про­изводителей запасных частей.

I

Испаритель расположен в блоке систе­мы отопления и кондиционирования сало­на. Испаритель изготовлен из алюминие­вых трубок с наружным оребрением для улучшения теплообмена. Проходя по труб­кам испарителя, кипящий хладагент актив­но поглощает тепло из воздуха, обдуваю­щего наружную оребренную поверхность трубок. Воздух охлаждается и вентилято­ром подается в салон автомобиля.

ПРИМЕЧАНИЕ

При охлаждении проходящего через испари­тель воздуха содержащиеся в нем водяные пары конденсируются

Конденсат через дренажную трубку, подсоеди­ненную к корпусу блока системы отопления...

...и выведенную наружу в нижней части ку­зова с правой стороны под термоэкраном,




сливается под днище автомобиля. При высо­кой влажности окружающего воздуха под ав­томобилем может образоваться лужа воды, что является косвенным признаком исправ­ности системы кондиционирования.

В процессе эксплуатации автомобиля на влажной от конденсата наружной поверх­ности испарителя оседают частицы дорож­ной пыли и грязи.

Этот слой становится прекрасной средой для жизни и бурного размножения гнилостных бактерий и грибковых культур. Со временем в автомобиле появляется неприятный запах. Особенно сильно он ощущается в момент вы­ключения кондиционера и во влажную погоду. Для того чтобы максимально снизить риск возникновения этой проблемы, при покупке нового автомобиля необходимо провести профилактическую обработку испарителя специальными химическими препаратами, регулярно заменять салонный фильтр и про­чищать дренажную трубку. Если, несмотря на принятые меры, запах все же появился, обратитесь в специализированный сервис по ремонту автомобильных кондиционеров для дезинфекции или промывки испарителя. При очень сильном загрязнении испаритель придется заменить.

На боковой поверхности испарителя рас­положен фланец для крепления терморегу­лирующего клапана.


Терморегулирующий клапан блочного типа расположен в корпусе испарителя. Клапан прикреплен к трубопроводам и испа­рителю с помощью фланцевых соединений. Пройдя через дросселирующее отверстие в корпусе клапана, жидкий хладагент резко снижает свое давление и начинает кипеть. В корпусе клапана установлен регулирую­щий элемент, изменяющий проходное сече­ние дросселирующего отверстия в зависи­мости от давления и температуры хладаген­та. Регулировочный элемент настраивается на заводе-изготовителе и в процессе экс­плуатации регулировке не подлежит.

Ресивер-осушитель установлен на кон­денсоре с левой стороны и представляет собой неразборный блок. Внутри корпуса находится фильтрующий элемент (карт­ридж), заполненный гранулами осушителя (силикагеля). Проходящий через ресивер сжиженный хладагент очищается от воз­можных примесей, грязи и влаги.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Если элементы системы кондиционирования находились в открытом состоянии (были сняты какие-либо узлы, разрушены трубо­проводы и т.п.), то в случае ремонта или за­мены картридж ресивера-осушителя подле­жит замене. Иначе после заправки системы хладагент не будет осушаться и внутри сис­темы могут образоваться кислоты, которые

Разрушат изнутри детали.

Трубопроводы соединяют все элементы системы кондиционирования в единый гер­метичный контур. Трубопроводы и фланцы их крепления изготовлены из алюминиевых сплавов.


Оберегайте металлические участки тру­бопроводов от вмятин и перегибов. Любое сужение проходного сечения трубопровода приводит к снижению производительности системы.

Для соединения взаимоподвижных эле­ментов системы трубопровода некоторые участки снабжены гибкими вставками (рис. 12.3) из синтетических материалов.

В местах соединений отдельных элементов системы установлены уплотнительные коль­ца круглого сечения из неопрена. Во время ремонта системы при разъединении участков трубопроводов уплотнительные кольца подлежат обязательной замене. Резьбовые соединения трубопроводов затягивайте рекомендуемым моментом. Слабая или из-

Рис. 12.3. Конструкция шланга гибкой вставки:

1 - наружная защитная оболочка; 2 - тканевый корд си­лового каркаса; 3 - пластиковый герметизирующий слой; 4 - внутренний маслостойкий слой



лишне сильная затяжка приводит к деформа­ции уплотняемых поверхностей и утечке хла­дагента.

Сервисные клапаны для подсоедине­ния диагностического и заправочного обо­рудования расположены на трубопроводах.

Так расположены на трубопроводах сервис­ные клапаны линий низкого А и высокого Б давления.

Клапаны закрыты резьбовыми колпачками для предохранения их от попадания грязи.


В клапанах установлены золотники, сход­ные по конструкции с золотниками шин колес, но отличающиеся от них размерами.


Для выворачивания и вворачивания зо­лотников используется специальный ключ.

Датчик давления установлен в мотор­ном отсеке с правой стороны на трубопро­воде линии высокого давления.

По сигналам датчика электронный блок управления двигателем отключает ком­прессор кондиционера при разгерметиза­ции системы или аварийном повышении давления в ней с целью защиты компрессо­ра от перегрузок.


Блок управления системой отопления, кондиционирования и вентиляции автомоби­ля установлен на консоли панели приборов.

Подробно органы управления отопите­лем, кондиционером и вентиляцией описа­ны в разд. 1 «Устройство автомобиля», см. «Отопление (кондиционирование) и венти­ляция салона», с. 21.

Для повышения эффективности работы системы управления климатом и более комфортного распределения воздушных потоков в салоне установлен датчик сол­нечной освещенности. В зависимости от степени нагрева салона лучами солнца по сигналам датчика потоки воздуха на­правляются в область лиц или ног водителя и переднего пассажира. Датчик располо­жен на панели приборов возле стекла вет­рового окна.

Хладагент. Система заправлена хлада­гентом HFC134a (R134а). В хладагент до­бавлено специальное масло для смазки компрессора. Категорически запрещено использовать в системе хладагенты и мас­ла других типов.

ПРИМЕЧАНИЯ

В процессе эксплуатации автомобильного кондиционера периодически возникают си­туации, когда требуется обслуживание сис­темы кондиционирования или ее ремонт. Для этого используется современное диа­гностическое и ремонтное оборудование. Самая распространенная ситуация - это раз­герметизация системы и выход из нее хла­дагента.

Для обнаружения мест утечки используются высокочувствительные галогеновые течеис- катели со звуковой индикацией.

В некоторых сложных случаях применяется метод т. н. ультрафиолетовой диагностики герметичности системы автокондиционера.

Метод состоит в том, что в систему в микро­дозах вводится специальный краситель.

В местах микротечей краситель вместе с хладагентом постепенно выходит на на­ружную поверхность элементов системы.

Во время осмотра системы краситель начи­нает светиться (флюоресцировать) под дей­ствием ультрафиолетовых лучей специаль­ного светильника...


...и места утечки хладагента становятся видны.

Следует отметить, что краситель не оказы­вает никакого отрицательного воздействия на систему. Он может находиться в хладаген­те и циркулировать по системе сколь угодно долго, и сослужить свою службу только тог­да, когда возникнет утечка.

После ремонта автокондиционера необходи­мо вакуумировать и заправить систему соот­ветствующим хладагентом (R134a). Объем заправки автокондиционера для каждой мо­дели автомобиля индивидуален.

Для проведения высококачественной за­правки автомобильного кондиционера необ­ходимы:

- прецизионные манометрические блоки со специальными соединительными нако­нечниками;

- двухступенчатый вакуумный насос для полного удаления воздуха и водяных паров из системы;

- высокоточные (цена деления не более 5 г) весы для дозирования заправляемого хла­дагента.

В связи со специфическими особеннос­тями ремонта системы кондиционирования в данном разделе описаны только работы по снятию и установке отдельных элемен­тов и блока управления системой. Работы, связанные с заправкой системы хладаген­том, следует проводить в специализиро­ванных сервисных центрах.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Система кондиционирования заправлена хладагентом под высоким давлением. Попа­дание жидкого хладагента на кожные покро­вы человека вызывает сильное обмороже­ние, поэтому все работы, связанные с обслу­живанием, ремонтом или демонтажем элементов системы кондиционирования, проводите по возможности в специализиро­ванных сервисных центрах, оборудованных профессиональным технологическим обору­дованием. При проведении работ своими си­лами принимайте меры предосторожности.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
8 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности