Nissan Qashqai, Qashqai+2. ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ HR16DE, MR20DE

Nissan Qashqai, Qashqai+2. ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ HR16DE, MR20DE

После разборки тщательно очистите, промойте и просушите все детали шатунно-поршневой группы (рис. 5.12).

Вам потребуются: линейка, микро­метр, шабер...


Рис. 5.12. Детали шатунно-поршневой группы: 1 - поршень; 2 - стопорные кольца поршневого пальца; 3 - порш­невой палец; 4- шатун; 5 - вкладыши; 6 - болты крепления крышки шатуна; 7 - крышка шатуна; 8- нижнее масло­съемное кольцо; 9 - расширитель маслосъемных колец;10 - верхнее маслосъемное кольцо; 11 - нижнее компресси­онное кольцо; 12 - верхнее компрессионное кольцо


...набор плоских щупов, штангенцир­куль...


...нутромер.

1. Очистите головку поршня от нагара. Если на поршне есть задиры, следы прогара, глубо­кие царапины, трещины, замените поршень. Прочистите канавки под поршневые кольца. Это удобно делать обломком старого кольца.


2. Подходящим кусочком проволоки про­чистите в поршне отверстия для стока масла...


3. ...масляный канал в шатуне и отверстие для подачи масла к днищу поршня.


4. Проверьте на поршне зазоры между кольцами и канавками, предварительно очис­тив кольца от нагара (табл. 5.1).


Так расположены кольца на поршне: А - верхнее компрессионное кольцо; Б - нижнее компрессионное кольцо; В - маслосъемное кольцо.


5. Наиболее точно зазоры можно опреде­лить замером колец и канавок на поршне. Для этого замерьте микрометром толщину ко­лец в нескольких местах по окружности и с по­мощью набора щупов замерьте ширину кана­вок также в нескольких местах по окружности. Вычислите средние значения зазоров (разни­ца между толщиной кольца и шириной канав­ки). Если хотя бы один из зазоров превышает предельно допустимое значение, замените поршень с кольцами.


6. Измерьте зазоры в замках колец, вставив кольцо в специальную оправку При отсутствии оправки вставьте кольцо в цилиндр, в котором оно работало (или будет работать, если коль­цо новое), продвиньте поршнем как оправкой кольцо в цилиндр, чтобы оно установилось в цилиндре ровно, без перекосов и измерьте щупом зазор в замке кольца. Значения зазо­ров в замках колец приведены в табл. 5.2.

7. Если зазор для верхнего компрессион­ного кольца (например, двигателя MR20DE) меньше 0,20 мм, для нижнего - меньше 0,50, а для маслосъемного кольца меньше 0,15мм, аккуратно сточите надфилем торцы кольца.

8. Измерьте диаметры цилиндра в двух вза- моперпендикулярных плоскостях (X - вдоль,


Рис. 5.13. Схема измерения цилиндра

Таблица 5.1 БОКОВЫЕ ЗАЗОРЫ МЕЖДУ КОЛЬЦАМИ И ПОРШНЕМ, мм


Двигатель MR20DE

Двигатель HR16DE

Тип кольца

номинальный

предельно

допустимый

номинальный

предельно

допустимый

Верхнее компрессионное кольцо А

0,040-0,080

0,11

0,04-0,080

0,11

Нижнее компрессионное кольцо Б

0,030-0,070

0,10

0,030-0,070

0,100

Маслосъемное кольцо В

0,015-0,185

0,045-0,125

ЗАЗОРЫ В ЗАМКАХ КОЛЕЦ, мм Таблица 5.2

Двигатель MR20DE

Двигатель HR16DE

Тип кольца

номинальный

предельно

допустимый

номинальный

предельно

допустимый

Верхнее компрессионное кольцо А

0,20-0,30

0,51

0,20-0,30

0,50

Нижнее компрессионное кольцо Б

0,50-0,65

0,83

0,35-0,50

0,66

Маслосъемное кольцо В

0,15-0,45

0,78

0,20-0,60

0,92

Таблица 5.3

-НОМИНАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ ЦИЛИНДРОВ И ПОРШНЕЙ, мм

Класс

Двигатель MR16DE

Двигатель HR20DE

цилиндр

поршень

цилиндр

поршень

1

78,000-78,015

77,965-77,980

84,000-84,010

83,970-83,980

2

84,010-84,020

83,980-83,990

ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ Таблица 5.4 ОТКЛОНЕНИЯ РАЗМЕРОВ ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЕЙ MR20DE И HR16DE, мм

Вид дефекта

Предельно допустимое отклонение

Овальность

0,015

Конусность

0,01


Y - поперек блока цилиндров) и в трех поясах (А, Б и В), как показано на рис. 5.13. Для этого необходим специальный прибор - нутромер. Номинальные размеры цилиндров приведены в табл. 5.3. Овальность не должна превышать 0,015 мм, конусность - 0,01 мм (табл. 5.4). Если максимальное значение износа больше 0,2 мм или овальность и конусность превыша­ют указанные значения, снимите двигатель с автомобиля, полностью разберите его и рас­точите цилиндры до ближайшего ремонтного размера поршней, оставив припуск 0,03 мм на диаметр подхонингование. Затем отхонингуй- те цилиндры, выдерживая такой диаметр, что­бы при установке поршня расчетный зазор между ним и цилиндром был 0,015-0,035 мм. Дефектовку расточку и хонингование блока проводите в мастерских, располагающих спе­циальным оборудованием.

9.


Проверьте отклонение от плоскостности поверхности разъема блока с головкой блока цилиндров. Приложите штангенциркуль (или линейку) к поверхности:

- в продольном и поперечном направлениях;


- по диагоналям поверхности.



В каждом положении плоским щупом опре­делите зазор между линейкой и поверхностью. Это и есть отклонение от плоскостности. Если отклонение больше 0,1 мм, замените блок.

10. Проверьте зазоры между поршнями и цилиндрами. Зазор, определяемый разно­стью измеренных диаметров цилиндра и пор­шня, составляет:

- для двигателя I-IR16DE - 0,02-0,05 мм (предельно допустимый - 0,09 мм);

- для двигателя MR20DE - 0,01-0,04 мм (предельно допустимый - 0,08 мм).

Если зазор не превышает предельно допу­стимый, можно подобрать поршни из после­дующих классов, чтобы зазор был как можно ближе к номинальному Если зазор превыша­ет предельно допустимый, расточите цилинд­ры и установите поршни соответствующего ремонтного размера.


Диаметр поршня измеряйте на определен­ном расстоянии от верхнего края поршня в пло­скости, перпендикулярной поршневому пальцу

Это расстояние составляет:

- для двигателя HR 16DE — 37,1 мм;

- для двигателя MR20DE - 39,9 мм.

11. При замене деталей шатунно-поршневой группы необходимо подобрать поршни к цилиндрам по классу и одной группы по мас­се, поршневые пальцы к поршням по классу


и шатуны по массе. Для подбора поршней к ци­линдрам вычислите зазор между ними. Для удобства подбора поршней к цилиндрам их делят в зависимости от диаметров на два класса (через 0,01 мм): 1-й и 2-й (см. табл. 5.3).

В запасные части поставляют поршни но­минального размера двух классов (1-го и 2-го) и двух ремонтных размеров (1-й ре­монтный размер - увеличенный на 0,25 мм, 2-й - на 0,5 мм).

12. Поршневые пальцы с трещинами заме­ните. Палецдолжен легко входить в поршень от усилия большого пальца руки. Вставьте палец в поршень. Если при покачивании пальца ощу­щается люфт, замените поршень. При замене поршня подберите к нему палец по классу.

13. Замените сломанные кольца и расши­ритель маслосъемного кольца.


14.


Замените сломанные или треснувшие стопорные кольца, удерживающие поршне­вой палец. Концы стопорных колец должны находиться в одной плоскости. Погнутые кольца замените.

15. Замените погнутые шатуны.

16. Замените шатун, если во втулке верхней головки появились задиры и глубокие царапи­ны. Замените шатун, если при разборке дви­гателя шатунные вкладыши провернулись в шатуне.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Шатуны обрабатываются совместно с крыш­ками, поэтому их нельзя разукомплекто­вывать.


17. Вставьте палец в верхнюю головку шату­на. Если при покачивании пальца ощущается люфт, замените шатун. При замене шатуна подберите к нему палец.


18. Осмотрите вкладыши. Если на их рабо­чей поверхности обнаружены риски, задиры и отслоения антифрикционного слоя, замени­те вкладыши новыми. Все шатунные вкладыши одинаковы и взаимозаменяемы.



19. Измерьте нутромером внутренний диа­метр Db нижней головки шатуна в сборе с крышкой в трех направлениях: А В и С Оп­ределите эллипсность нижней головки шату­на, для чего надо определить разность изме­ренных значений. Если эллипсность более

0, 05 мм, замените шатун вместе с крышкой.


20. Измерьте микрометром толщину Т ша­тунных вкладышей (табл. 5.5).


21. Измерьте микрометром диаметр Dh шатунных шеек коленчатого вала.


ПАРАМЕТРЫ ВКЛАДЫШЕЙ Таблица 5.5 ШАТУННЫХ ПОДШИПНИКОВ

Модель

двигателя

Толщина, мм

Цвет

маркировки

Класс 0

HR16DE

1,498-1,501

Черный

MR20DE

1,494-1,497

Черный

Класс 1

HR16DE

1,501-1,504

Коричневый

MR20DE

1,497-1,500

Коричневый

Класс 2

HR16DE

1,504-1,507

Зеленый

MR20DE

1,500-1,503

Зеленый

Класс 3

HR16DE

1,507-1,510

Желтый

MR20DE

1,503-1,506

Желтый

Класс 4

HR16DE

1,510-1,513

Синий

MR20DE

1,506-1,509

Синий

Класс 01

HR16DE

Верхний 1,498-1,501 Нижний 1,501-1,504

Черный

Коричневый

MR20DE

Верхний 1,494-1,497 Нижний 1,497-1,500

Черный

Коричневый

Класс 12

HR16DE

Верхний 1,501-1,504 Нижний 1,504-1,507

Коричневый

Зеленый

MR20DE

Верхний 1,497-1,500 Нижний 1,500-1,503

Коричневый

Зеленый

Класс 23

HR16DE

Верхний 1,504-1,507 Нижний 1,507-1,510

Зеленый

Желтый

MR20DE

Верхний 1,500-1,503 Нижний 1,503-1,506

Зеленый

Желтый

Класс 34

HR16DE

Верхний 1,507-1,510 Нижний 1,510-1,513

Желтый

Синий

MR20DE

Верхний 1,503-1,506 Нижний 1,506-1,509

Желтый

Синий


Номинальные диаметры шатунных шеек ко­ленчатого вала двигателей MR20DE и HR16DE разбиты на 18 классов (табл. 5.6).


22. Измерьте нутромером внутренний диа­метр Db нижней головки шатуна.

Шатунные шейки коленчатого вала двигате­лей MR20DE и HR16DE по номинальному ди­аметру разбиты на 13 классов (табл. 5.7).

23. Рассчитайте смазочный зазор z между шатунными вкладышами и шейками коленча­того вала по формуле z = Db - 2Т - Dh

Номинальный расчетный зазор составляет:

- для двигателя HR 16DE - 0,029-0,039 мм;

-для двигателя MR20DE-0,037-0,047 мм.

Предельно допустимый зазор для двигате­ля HR16DE - 0,1 мм, для двигателя MR20DE -

0,07 мм.


НОМИНАЛЬНЫЕ Таблица 5.6

ДИАМЕТРЫ ШАТУННЫХ ШЕЕК КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ДВИГАТЕЛЯ, мм

Класс

HR16DE

MR20DE

А

39,971-39,970

43,971-43,970

В

39,970-39,969

43,970-43,969

С

39,969-39,968

43,969-43,968

D

39,968-39,967

43,968-43,967

Е

39,967-39,966

43,967-43,966

F

39,966-39,965

43,966-43,965

G

39,965-39,964

43,965-43,964

Н

39,964-39,963

43,964-43,963

J

39,963-39,962

43,963-43,962

К

39,962-39,961

43,962-43,961

L

39,961-39,960

43,961-43,960

М

39,960-39,959

43,960-43,959

N

39,959-39,958

43,959-43,958

Р

39,958-39,957

43,958-43,957

R

39,957-39,956

43,957-43,956

S

39,956-39,955

43,956-43,955

Т

39,955-39,954

43,955-43,954

и

39,954-39,953

43,954-43,953

НОМИНАЛЬНЫЕ Таблица 5.7

ВНУТРЕННИЕ ДИАМЕТРЫ НИЖНЕЙ ГОЛОВКИ ШАТУНА ДВИГАТЕЛЯ, мм

Класс

HR16DE

MR20DE

А

43,000-43,001

47,000-47,001

В

43,001-43,002

47,001-47,002

С

43,002-43,003

47,002-47,003

D

43,003-43,004

47,003-47,004

Е

43,004-43,005

47,004-47,005

F

43,005-43,006

47,005-47,006

G

43,006-43,007

47,006-47,007

Н

43,007-43,008

47,007-47,008

J

43,008-43,009

47,008-47,009

К

43,009-43,010

47,009-47,010

L

43,010-43,011

47,010-47,011

М

43,011-43,012

47,011-47,012

N

43,012-43,013

47,012-47,013


Если фактический расчетный зазор меньше предельно допустимого, можно снова исполь­зовать вкладыши, которые были установлены.

Если зазор больше предельно допустимого, можно заменить вкладыши на этих шейках новы­ми номинальной толщины подходящего класса.

Если шейки коленчатого вала изношены и перешлифованы до ремонтного размера, замените вкладыши ремонтными (увеличен­ной толщины).

Шейки шлифуют помимо наличия общего износа, если на них есть забоины и риски или овальность и конусность для двигателя HR16DE составляют более 0,003 и 0,004 мм соответст­венно, а для двигателя MR20DE - 0,0035 мм.

24. Измерьте микрометром диаметр Dh коренных шеек коленчатого вала. Фактичес­кий зазор между вкладышами коренных


НОМИНАЛЬНЫЕ Таблица 5.8

ДИАМЕТРЫ КОРЕННЫХ ШЕЕК КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ДВИГАТЕЛЯ, мм

Класс

HR16DE

MR20DE

А

47,979-47,978

51,979-51,978

В

47,978-47,977

51,978-51,977

С

47,977-47,976

51,977-51,976

D

47,976-47,975

51,976-51,975

Е

47,975-47,974

51,975-51,974

F

47,974-47,973

51,974-51,973

G

47,973-47,972

51,973-51,972

Н

47,972-47,971

51,972-51,971

J

47,971-47,970

51,971-51,970

К

47,970-47,969

51,970-51,969

L

47,969-47,968

51,969-51,968

М

47,968-47,967

51,968-51,967

N

47,967-47,966

51,967-51,966

Р

47,966-47,965

51,966-51,965

R

47,965-47,964

51,965-51,964

S

47,964-47,963

51,964-51,963

Т

47,963-47,962

51,963-51,962

и

47,962-47,961

51,962-51,961

V

47,961-47,960

51,961-51,960

W

47,960-47,959

51,960-51,959

Таблица 5.9

НОМИНАЛЬНЫЕ

ВНУТРЕННИЕ ДИАМЕТРЫ

ПОСТЕЛЕЙ КОРЕННЫХ ПОДШИПНИКОВ

КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ДВИГАТЕЛЯ, мм

Класс

HR16DE

MR20DE

А

51,997-51,998

55,997-55,998

В

51,998-51,999

55,998-55,999

С

51,999-52,000

55,999-56,000

D

52,000-52,001

56,000-56,001

Е

52,001-52,002

56,001-56,002

F

52,002-52,003

56,002-56,003

G

52,003-52,004

56,003-56,004

Н

52,004-52,005

56,004-56,005

J

52,005-52,006

56,005-56,006

К

52,006-52,007

56,006-56,007

L

52,007-52,008

56,007-56,008

М

52,008-52,009

56,008-56,009

N

52,009-52,010

56,009-56,010

Р

52,010-52,011

56,010-56,011

R

52,011-52,012

56,011-56,012

S

52,012-52,013

56,012-56,013

Т

52,013-52,014

56,013-56,014

и

52,014-52,015

56,014-56,015

V

52,015-52,016

56,015-56,016

W

52,016-52,017

56,016-56,017


подшипников и коренными шейками колен­чатого вала определяется по методике, из­ложенной для шатунных вкладышей.

Шатунные шейки коленчатого вала двигате­лей MR20DE и HR16DE по номинальному ди­аметру разбиты на 20 классов (табл. 5.8).

25. Измерьте микрометром диаметр Db по­стели коренного подшипника коленчатого ва­ла (измеряется при установленной крышке коренного подшипника на расстоянии 5 мм от поверхности постели в двух перпендикуляр­ных направлениях).

Постели коренного подшипника коленчато­го вала двигателей MR20DE и HR16DE по но­минальному диаметру разбиты на 20 классов (табл. 5.9).

Номинальный расчетный масляный зазор: -для двигателя HR16DE - 0,024-0,034 мм; -для двигателя MR20DE: шейки 1, 4 и 5 - 0,024-0,034 мм; шейки 2 иЗ -0,012-0,022 мм.


Предельно допустимый зазор - 0,065 мм.

26. Если фактический расчетный зазор меньше предельно допустимого, можно сно­ва использовать вкладыши, которые были ус­тановлены.

Если зазор больше предельно допустимо­го, можно заменить вкладыши на этих шейках новыми номинальной толщины подходящего класса.

Если шейки коленчатого вала изношены и перешлифованы до ремонтного размера, замените вкладыши ремонтными (увеличен­ной толщины).

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

При перешлифовке шатунных и коренных шеек коленчатого вала на ремонтный размер на первой щеке коленчатого вала необходи­мо поставить соответствующее клеймо, на­пример «Ш 0,25» и «К 0,25» соответственно.


27. Измерьте внутренний диаметр d втулки верхней головки шатуна.

28. Измерьте наружный диаметр поршне­вого пальца.

29. Рассчитайте зазор втулки шатуна как разность диаметров втулки и пальца. Номи­нальный зазор между поршневым пальцем и втулкой верхней головки шатуна составляет

0,005-0,023 мм.

Если зазор отличается от нормы, замените шатун в сборе.

Для измерения смазочного зазора в ша­тунных подшипниках удобно пользоваться пластиковым калибром Plastigage.


1. Выверните два болта крепления крышки шатуна...

2. ...извлеките болты из отверстий.




3. ...и снимите крышку.

4. Удалите всю пыль и посторонние частицы с шатунной шейки коленчатого вала и рабочей поверхности подшипника.

5 Отрежьте калибр необходимого размера.


6. Аккуратно уложите пластиковый калибр на шатунную шейку коленчатого вала.

7. Аккуратно установите крышку шатуна, чтобы не допустить смещения калибра.

8. Вверните болты крепления крышки шату­на и затяните их динамометрическим ключом в четыре этапа:

- затяните оба болта моментом 27,5 Н м;

- ослабьте затяжку обоих болтов; - затяните оба болта моментом 19,6 Н м; -доверните каждый болт крепления шатун­ной крышки на 60°.

9. Выверните болты крепления крышки шатуна.

10. Снимите крышку шатуна.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Не поворачивайте коленчатый вал.


11. Приложите шаблон и измерьте ширину оттиска на шейке коленчатого вала. Она должна составлять 0,029-0,039 мм для двига­теля HR16DE, 0,037-0,047 мм для двигателя MR20DE.



12. Аналогично измерьте шаблоном и ши­рину оттиска на вкладыше крышки шатуна.

ПРИМЕЧАНИЕ

Измерить ширину достаточно только на од­ной из сопрягаемых деталей, по наиболее удобному и читаемому оттиску.

Для измерения смазочного зазора в коренных подшипниках также можно использо­вать пластиковый калибр Plastigage.

1. Выверните болты крепления крышки за­меряемого коренного подшипника и снимите крышку


2. Отрежьте калибр необходимого размера.

3. Удалите всю пыль, посторонние частицы, масло с шеек коренных подшипников колен­чатого вала и рабочей поверхности подшип­ника крышки.


4. Уложите калибр в направлении оси колен­чатого вала, не заслоняя смазочное отверстие.

5. Аккуратно установите крышку коренного подшипника, чтобы не допустить смещения калибра.

6. Вверните болты крепления крышки ко­ренного подшипника и затяните их динамоме­трическим ключом в два этапа:

- затяните оба болта моментом 34,3 Н м;

- доверните каждый болт крепления шатун­ной крышки на 60°.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Не поворачивайте коленчатый вал.

7. Выверните болты крепления крышки ко­ренного подшипника и снимите крышку.

ПРИМЕЧАНИЕ



Так выглядит оттиск пластикового калибра на шейке коленчатого вала...

...и коренном подшипнике после обжатия и снятия крышки коренных подшипников.



8. Приложите шаблон к коленчатому валу и измерьте ширину оттиска по шкале на ее упаковке.

Зазор должен составлять:

-для двигателя HR16DE - 0,024-0,034 мм; -для двигателя MR20DE: шейки 1, 4 и 5 - 0,024-0,034 мм; шейки 2 иЗ - 0,012-0,022 мм.

Предельно допустимый зазор - 0,065 мм.


9. Аналогично измерьте ширину оттиска на крышках остальных коренных подшипников.

Измерить ширину достаточно только на од­ной из сопрягаемых деталей, по наиболее удобному и читаемому оттиску.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
8 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности