Nissan Qashqai, Qashqai+2. ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ HR16DE, MR20DE
Nissan Qashqai, Qashqai+2. ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ HR16DE, MR20DE
После разборки тщательно очистите, промойте и просушите все детали шатунно-поршневой группы (рис. 5.12).
Вам потребуются: линейка, микрометр, шабер...
Рис. 5.12. Детали шатунно-поршневой группы: 1 - поршень; 2 - стопорные кольца поршневого пальца; 3 - поршневой палец; 4- шатун; 5 - вкладыши; 6 - болты крепления крышки шатуна; 7 - крышка шатуна; 8- нижнее маслосъемное кольцо; 9 - расширитель маслосъемных колец;10 - верхнее маслосъемное кольцо; 11 - нижнее компрессионное кольцо; 12 - верхнее компрессионное кольцо |
...набор плоских щупов, штангенциркуль...
...нутромер.
1. Очистите головку поршня от нагара. Если на поршне есть задиры, следы прогара, глубокие царапины, трещины, замените поршень. Прочистите канавки под поршневые кольца. Это удобно делать обломком старого кольца.
2. Подходящим кусочком проволоки прочистите в поршне отверстия для стока масла...
3. ...масляный канал в шатуне и отверстие для подачи масла к днищу поршня.
4. Проверьте на поршне зазоры между кольцами и канавками, предварительно очистив кольца от нагара (табл. 5.1).
Так расположены кольца на поршне: А - верхнее компрессионное кольцо; Б - нижнее компрессионное кольцо; В - маслосъемное кольцо. |
5. Наиболее точно зазоры можно определить замером колец и канавок на поршне. Для этого замерьте микрометром толщину колец в нескольких местах по окружности и с помощью набора щупов замерьте ширину канавок также в нескольких местах по окружности. Вычислите средние значения зазоров (разница между толщиной кольца и шириной канавки). Если хотя бы один из зазоров превышает предельно допустимое значение, замените поршень с кольцами.
6. Измерьте зазоры в замках колец, вставив кольцо в специальную оправку При отсутствии оправки вставьте кольцо в цилиндр, в котором оно работало (или будет работать, если кольцо новое), продвиньте поршнем как оправкой кольцо в цилиндр, чтобы оно установилось в цилиндре ровно, без перекосов и измерьте щупом зазор в замке кольца. Значения зазоров в замках колец приведены в табл. 5.2.
7. Если зазор для верхнего компрессионного кольца (например, двигателя MR20DE) меньше 0,20 мм, для нижнего - меньше 0,50, а для маслосъемного кольца меньше 0,15мм, аккуратно сточите надфилем торцы кольца.
8. Измерьте диаметры цилиндра в двух вза- моперпендикулярных плоскостях (X - вдоль,
Рис. 5.13. Схема измерения цилиндра
Таблица 5.1 БОКОВЫЕ ЗАЗОРЫ МЕЖДУ КОЛЬЦАМИ И ПОРШНЕМ, мм
Двигатель MR20DE | Двигатель HR16DE | |||
Тип кольца | номинальный | предельно допустимый | номинальный | предельно допустимый |
Верхнее компрессионное кольцо А | 0,040-0,080 | 0,11 | 0,04-0,080 | 0,11 |
Нижнее компрессионное кольцо Б | 0,030-0,070 | 0,10 | 0,030-0,070 | 0,100 |
Маслосъемное кольцо В | 0,015-0,185 | — | 0,045-0,125 | — |
ЗАЗОРЫ В ЗАМКАХ КОЛЕЦ, мм Таблица 5.2
Двигатель MR20DE | Двигатель HR16DE | |||
Тип кольца | номинальный | предельно допустимый | номинальный | предельно допустимый |
Верхнее компрессионное кольцо А | 0,20-0,30 | 0,51 | 0,20-0,30 | 0,50 |
Нижнее компрессионное кольцо Б | 0,50-0,65 | 0,83 | 0,35-0,50 | 0,66 |
Маслосъемное кольцо В | 0,15-0,45 | 0,78 | 0,20-0,60 | 0,92 |
Таблица 5.3 -НОМИНАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ ЦИЛИНДРОВ И ПОРШНЕЙ, мм | ||||
Класс | Двигатель MR16DE | Двигатель HR20DE | ||
цилиндр | поршень | цилиндр | поршень | |
1 | 78,000-78,015 | 77,965-77,980 | 84,000-84,010 | 83,970-83,980 |
2 | — | — | 84,010-84,020 | 83,980-83,990 |
ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ Таблица 5.4 ОТКЛОНЕНИЯ РАЗМЕРОВ ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЕЙ MR20DE И HR16DE, мм
Вид дефекта | Предельно допустимое отклонение |
Овальность | 0,015 |
Конусность | 0,01 |
Y - поперек блока цилиндров) и в трех поясах (А, Б и В), как показано на рис. 5.13. Для этого необходим специальный прибор - нутромер. Номинальные размеры цилиндров приведены в табл. 5.3. Овальность не должна превышать 0,015 мм, конусность - 0,01 мм (табл. 5.4). Если максимальное значение износа больше 0,2 мм или овальность и конусность превышают указанные значения, снимите двигатель с автомобиля, полностью разберите его и расточите цилиндры до ближайшего ремонтного размера поршней, оставив припуск 0,03 мм на диаметр подхонингование. Затем отхонингуй- те цилиндры, выдерживая такой диаметр, чтобы при установке поршня расчетный зазор между ним и цилиндром был 0,015-0,035 мм. Дефектовку расточку и хонингование блока проводите в мастерских, располагающих специальным оборудованием.
9.
Проверьте отклонение от плоскостности поверхности разъема блока с головкой блока цилиндров. Приложите штангенциркуль (или линейку) к поверхности:
- в продольном и поперечном направлениях; |
- по диагоналям поверхности. |
В каждом положении плоским щупом определите зазор между линейкой и поверхностью. Это и есть отклонение от плоскостности. Если отклонение больше 0,1 мм, замените блок.
10. Проверьте зазоры между поршнями и цилиндрами. Зазор, определяемый разностью измеренных диаметров цилиндра и поршня, составляет:
- для двигателя I-IR16DE - 0,02-0,05 мм (предельно допустимый - 0,09 мм);
- для двигателя MR20DE - 0,01-0,04 мм (предельно допустимый - 0,08 мм).
Если зазор не превышает предельно допустимый, можно подобрать поршни из последующих классов, чтобы зазор был как можно ближе к номинальному Если зазор превышает предельно допустимый, расточите цилиндры и установите поршни соответствующего ремонтного размера.
Диаметр поршня измеряйте на определенном расстоянии от верхнего края поршня в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу
Это расстояние составляет:
- для двигателя HR 16DE — 37,1 мм;
- для двигателя MR20DE - 39,9 мм.
11. При замене деталей шатунно-поршневой группы необходимо подобрать поршни к цилиндрам по классу и одной группы по массе, поршневые пальцы к поршням по классу
и шатуны по массе. Для подбора поршней к цилиндрам вычислите зазор между ними. Для удобства подбора поршней к цилиндрам их делят в зависимости от диаметров на два класса (через 0,01 мм): 1-й и 2-й (см. табл. 5.3).
В запасные части поставляют поршни номинального размера двух классов (1-го и 2-го) и двух ремонтных размеров (1-й ремонтный размер - увеличенный на 0,25 мм, 2-й - на 0,5 мм).
12. Поршневые пальцы с трещинами замените. Палецдолжен легко входить в поршень от усилия большого пальца руки. Вставьте палец в поршень. Если при покачивании пальца ощущается люфт, замените поршень. При замене поршня подберите к нему палец по классу.
13. Замените сломанные кольца и расширитель маслосъемного кольца.
14.
Замените сломанные или треснувшие стопорные кольца, удерживающие поршневой палец. Концы стопорных колец должны находиться в одной плоскости. Погнутые кольца замените.
15. Замените погнутые шатуны.
16. Замените шатун, если во втулке верхней головки появились задиры и глубокие царапины. Замените шатун, если при разборке двигателя шатунные вкладыши провернулись в шатуне.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Шатуны обрабатываются совместно с крышками, поэтому их нельзя разукомплектовывать.
17. Вставьте палец в верхнюю головку шатуна. Если при покачивании пальца ощущается люфт, замените шатун. При замене шатуна подберите к нему палец.
18. Осмотрите вкладыши. Если на их рабочей поверхности обнаружены риски, задиры и отслоения антифрикционного слоя, замените вкладыши новыми. Все шатунные вкладыши одинаковы и взаимозаменяемы.
19. Измерьте нутромером внутренний диаметр Db нижней головки шатуна в сборе с крышкой в трех направлениях: А В и С Определите эллипсность нижней головки шатуна, для чего надо определить разность измеренных значений. Если эллипсность более
0, 05 мм, замените шатун вместе с крышкой.
20. Измерьте микрометром толщину Т шатунных вкладышей (табл. 5.5).
21. Измерьте микрометром диаметр Dh шатунных шеек коленчатого вала.
ПАРАМЕТРЫ ВКЛАДЫШЕЙ Таблица 5.5 ШАТУННЫХ ПОДШИПНИКОВ
Модель двигателя | Толщина, мм | Цвет маркировки |
Класс 0 | ||
HR16DE | 1,498-1,501 | Черный |
MR20DE | 1,494-1,497 | Черный |
Класс 1 | ||
HR16DE | 1,501-1,504 | Коричневый |
MR20DE | 1,497-1,500 | Коричневый |
Класс 2 | ||
HR16DE | 1,504-1,507 | Зеленый |
MR20DE | 1,500-1,503 | Зеленый |
Класс 3 | ||
HR16DE | 1,507-1,510 | Желтый |
MR20DE | 1,503-1,506 | Желтый |
Класс 4 | ||
HR16DE | 1,510-1,513 | Синий |
MR20DE | 1,506-1,509 | Синий |
Класс 01 | ||
HR16DE | Верхний 1,498-1,501 Нижний 1,501-1,504 | Черный Коричневый |
MR20DE | Верхний 1,494-1,497 Нижний 1,497-1,500 | Черный Коричневый |
Класс 12 | ||
HR16DE | Верхний 1,501-1,504 Нижний 1,504-1,507 | Коричневый Зеленый |
MR20DE | Верхний 1,497-1,500 Нижний 1,500-1,503 | Коричневый Зеленый |
Класс 23 | ||
HR16DE | Верхний 1,504-1,507 Нижний 1,507-1,510 | Зеленый Желтый |
MR20DE | Верхний 1,500-1,503 Нижний 1,503-1,506 | Зеленый Желтый |
Класс 34 | ||
HR16DE | Верхний 1,507-1,510 Нижний 1,510-1,513 | Желтый Синий |
MR20DE | Верхний 1,503-1,506 Нижний 1,506-1,509 | Желтый Синий |
Номинальные диаметры шатунных шеек коленчатого вала двигателей MR20DE и HR16DE разбиты на 18 классов (табл. 5.6).
22. Измерьте нутромером внутренний диаметр Db нижней головки шатуна.
Шатунные шейки коленчатого вала двигателей MR20DE и HR16DE по номинальному диаметру разбиты на 13 классов (табл. 5.7).
23. Рассчитайте смазочный зазор z между шатунными вкладышами и шейками коленчатого вала по формуле z = Db - 2Т - Dh
Номинальный расчетный зазор составляет:
- для двигателя HR 16DE - 0,029-0,039 мм;
-для двигателя MR20DE-0,037-0,047 мм.
Предельно допустимый зазор для двигателя HR16DE - 0,1 мм, для двигателя MR20DE -
0,07 мм.
НОМИНАЛЬНЫЕ Таблица 5.6
ДИАМЕТРЫ ШАТУННЫХ ШЕЕК КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ДВИГАТЕЛЯ, мм
Класс | HR16DE | MR20DE |
А | 39,971-39,970 | 43,971-43,970 |
В | 39,970-39,969 | 43,970-43,969 |
С | 39,969-39,968 | 43,969-43,968 |
D | 39,968-39,967 | 43,968-43,967 |
Е | 39,967-39,966 | 43,967-43,966 |
F | 39,966-39,965 | 43,966-43,965 |
G | 39,965-39,964 | 43,965-43,964 |
Н | 39,964-39,963 | 43,964-43,963 |
J | 39,963-39,962 | 43,963-43,962 |
К | 39,962-39,961 | 43,962-43,961 |
L | 39,961-39,960 | 43,961-43,960 |
М | 39,960-39,959 | 43,960-43,959 |
N | 39,959-39,958 | 43,959-43,958 |
Р | 39,958-39,957 | 43,958-43,957 |
R | 39,957-39,956 | 43,957-43,956 |
S | 39,956-39,955 | 43,956-43,955 |
Т | 39,955-39,954 | 43,955-43,954 |
и | 39,954-39,953 | 43,954-43,953 |
НОМИНАЛЬНЫЕ Таблица 5.7
ВНУТРЕННИЕ ДИАМЕТРЫ НИЖНЕЙ ГОЛОВКИ ШАТУНА ДВИГАТЕЛЯ, мм
Класс | HR16DE | MR20DE |
А | 43,000-43,001 | 47,000-47,001 |
В | 43,001-43,002 | 47,001-47,002 |
С | 43,002-43,003 | 47,002-47,003 |
D | 43,003-43,004 | 47,003-47,004 |
Е | 43,004-43,005 | 47,004-47,005 |
F | 43,005-43,006 | 47,005-47,006 |
G | 43,006-43,007 | 47,006-47,007 |
Н | 43,007-43,008 | 47,007-47,008 |
J | 43,008-43,009 | 47,008-47,009 |
К | 43,009-43,010 | 47,009-47,010 |
L | 43,010-43,011 | 47,010-47,011 |
М | 43,011-43,012 | 47,011-47,012 |
N | 43,012-43,013 | 47,012-47,013 |
Если фактический расчетный зазор меньше предельно допустимого, можно снова использовать вкладыши, которые были установлены.
Если зазор больше предельно допустимого, можно заменить вкладыши на этих шейках новыми номинальной толщины подходящего класса.
Если шейки коленчатого вала изношены и перешлифованы до ремонтного размера, замените вкладыши ремонтными (увеличенной толщины).
Шейки шлифуют помимо наличия общего износа, если на них есть забоины и риски или овальность и конусность для двигателя HR16DE составляют более 0,003 и 0,004 мм соответственно, а для двигателя MR20DE - 0,0035 мм.
24. Измерьте микрометром диаметр Dh коренных шеек коленчатого вала. Фактический зазор между вкладышами коренных
НОМИНАЛЬНЫЕ Таблица 5.8
ДИАМЕТРЫ КОРЕННЫХ ШЕЕК КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ДВИГАТЕЛЯ, мм
Класс | HR16DE | MR20DE |
А | 47,979-47,978 | 51,979-51,978 |
В | 47,978-47,977 | 51,978-51,977 |
С | 47,977-47,976 | 51,977-51,976 |
D | 47,976-47,975 | 51,976-51,975 |
Е | 47,975-47,974 | 51,975-51,974 |
F | 47,974-47,973 | 51,974-51,973 |
G | 47,973-47,972 | 51,973-51,972 |
Н | 47,972-47,971 | 51,972-51,971 |
J | 47,971-47,970 | 51,971-51,970 |
К | 47,970-47,969 | 51,970-51,969 |
L | 47,969-47,968 | 51,969-51,968 |
М | 47,968-47,967 | 51,968-51,967 |
N | 47,967-47,966 | 51,967-51,966 |
Р | 47,966-47,965 | 51,966-51,965 |
R | 47,965-47,964 | 51,965-51,964 |
S | 47,964-47,963 | 51,964-51,963 |
Т | 47,963-47,962 | 51,963-51,962 |
и | 47,962-47,961 | 51,962-51,961 |
V | 47,961-47,960 | 51,961-51,960 |
W | 47,960-47,959 | 51,960-51,959 |
Таблица 5.9 НОМИНАЛЬНЫЕ | ||
ВНУТРЕННИЕ ДИАМЕТРЫ | ||
ПОСТЕЛЕЙ КОРЕННЫХ ПОДШИПНИКОВ | ||
КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ДВИГАТЕЛЯ, мм | ||
Класс | HR16DE | MR20DE |
А | 51,997-51,998 | 55,997-55,998 |
В | 51,998-51,999 | 55,998-55,999 |
С | 51,999-52,000 | 55,999-56,000 |
D | 52,000-52,001 | 56,000-56,001 |
Е | 52,001-52,002 | 56,001-56,002 |
F | 52,002-52,003 | 56,002-56,003 |
G | 52,003-52,004 | 56,003-56,004 |
Н | 52,004-52,005 | 56,004-56,005 |
J | 52,005-52,006 | 56,005-56,006 |
К | 52,006-52,007 | 56,006-56,007 |
L | 52,007-52,008 | 56,007-56,008 |
М | 52,008-52,009 | 56,008-56,009 |
N | 52,009-52,010 | 56,009-56,010 |
Р | 52,010-52,011 | 56,010-56,011 |
R | 52,011-52,012 | 56,011-56,012 |
S | 52,012-52,013 | 56,012-56,013 |
Т | 52,013-52,014 | 56,013-56,014 |
и | 52,014-52,015 | 56,014-56,015 |
V | 52,015-52,016 | 56,015-56,016 |
W | 52,016-52,017 | 56,016-56,017 |
подшипников и коренными шейками коленчатого вала определяется по методике, изложенной для шатунных вкладышей.
Шатунные шейки коленчатого вала двигателей MR20DE и HR16DE по номинальному диаметру разбиты на 20 классов (табл. 5.8).
25. Измерьте микрометром диаметр Db постели коренного подшипника коленчатого вала (измеряется при установленной крышке коренного подшипника на расстоянии 5 мм от поверхности постели в двух перпендикулярных направлениях).
Постели коренного подшипника коленчатого вала двигателей MR20DE и HR16DE по номинальному диаметру разбиты на 20 классов (табл. 5.9).
Номинальный расчетный масляный зазор: -для двигателя HR16DE - 0,024-0,034 мм; -для двигателя MR20DE: шейки 1, 4 и 5 - 0,024-0,034 мм; шейки 2 иЗ -0,012-0,022 мм.
Предельно допустимый зазор - 0,065 мм.
26. Если фактический расчетный зазор меньше предельно допустимого, можно снова использовать вкладыши, которые были установлены.
Если зазор больше предельно допустимого, можно заменить вкладыши на этих шейках новыми номинальной толщины подходящего класса.
Если шейки коленчатого вала изношены и перешлифованы до ремонтного размера, замените вкладыши ремонтными (увеличенной толщины).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При перешлифовке шатунных и коренных шеек коленчатого вала на ремонтный размер на первой щеке коленчатого вала необходимо поставить соответствующее клеймо, например «Ш 0,25» и «К 0,25» соответственно. |
27. Измерьте внутренний диаметр d втулки верхней головки шатуна.
28. Измерьте наружный диаметр поршневого пальца.
29. Рассчитайте зазор втулки шатуна как разность диаметров втулки и пальца. Номинальный зазор между поршневым пальцем и втулкой верхней головки шатуна составляет
0,005-0,023 мм.
Если зазор отличается от нормы, замените шатун в сборе.
Для измерения смазочного зазора в шатунных подшипниках удобно пользоваться пластиковым калибром Plastigage.
1. Выверните два болта крепления крышки шатуна...
2. ...извлеките болты из отверстий. |
3. ...и снимите крышку.
4. Удалите всю пыль и посторонние частицы с шатунной шейки коленчатого вала и рабочей поверхности подшипника.
5 Отрежьте калибр необходимого размера. |
6. Аккуратно уложите пластиковый калибр на шатунную шейку коленчатого вала.
7. Аккуратно установите крышку шатуна, чтобы не допустить смещения калибра.
8. Вверните болты крепления крышки шатуна и затяните их динамометрическим ключом в четыре этапа:
- затяните оба болта моментом 27,5 Н м;
- ослабьте затяжку обоих болтов; - затяните оба болта моментом 19,6 Н м; -доверните каждый болт крепления шатунной крышки на 60°.
9. Выверните болты крепления крышки шатуна.
10. Снимите крышку шатуна.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не поворачивайте коленчатый вал. |
11. Приложите шаблон и измерьте ширину оттиска на шейке коленчатого вала. Она должна составлять 0,029-0,039 мм для двигателя HR16DE, 0,037-0,047 мм для двигателя MR20DE.
12. Аналогично измерьте шаблоном и ширину оттиска на вкладыше крышки шатуна.
ПРИМЕЧАНИЕ
Измерить ширину достаточно только на одной из сопрягаемых деталей, по наиболее удобному и читаемому оттиску.
Для измерения смазочного зазора в коренных подшипниках также можно использовать пластиковый калибр Plastigage.
1. Выверните болты крепления крышки замеряемого коренного подшипника и снимите крышку
2. Отрежьте калибр необходимого размера.
3. Удалите всю пыль, посторонние частицы, масло с шеек коренных подшипников коленчатого вала и рабочей поверхности подшипника крышки.
4. Уложите калибр в направлении оси коленчатого вала, не заслоняя смазочное отверстие.
5. Аккуратно установите крышку коренного подшипника, чтобы не допустить смещения калибра.
6. Вверните болты крепления крышки коренного подшипника и затяните их динамометрическим ключом в два этапа:
- затяните оба болта моментом 34,3 Н м;
- доверните каждый болт крепления шатунной крышки на 60°.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не поворачивайте коленчатый вал.
7. Выверните болты крепления крышки коренного подшипника и снимите крышку.
ПРИМЕЧАНИЕ |
Так выглядит оттиск пластикового калибра на шейке коленчатого вала...
...и коренном подшипнике после обжатия и снятия крышки коренных подшипников. |
8. Приложите шаблон к коленчатому валу и измерьте ширину оттиска по шкале на ее упаковке.
Зазор должен составлять:
-для двигателя HR16DE - 0,024-0,034 мм; -для двигателя MR20DE: шейки 1, 4 и 5 - 0,024-0,034 мм; шейки 2 иЗ - 0,012-0,022 мм.
Предельно допустимый зазор - 0,065 мм.
9. Аналогично измерьте ширину оттиска на крышках остальных коренных подшипников.
Измерить ширину достаточно только на одной из сопрягаемых деталей, по наиболее удобному и читаемому оттиску.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст