Kia Ceed (2009+). КОЛЕСА И ШИНЫ
Kia Ceed (2009+). КОЛЕСА И ШИНЫ
КОЛЕСНЫЕ ДИСКИ
На автомобили Kia Spectra устанавливают стальные штампованные колесные диски Стальные колесные диски изготовляют из двух частей. Обод колеса, на который устанавливается шина, и собственно диск соединяют друг с другом сваркой.
На рис. 12.1 указаны параметры колесных дисков, которые указаны в их маркировке.
Маркировка колесного диска 5Jx13 (5 1/2 Jx14) Н1 11-1 ЕТ 49 , отанавливаемого на автомобиль Kia Spectra, расшифровывается следующим образом:
5 (5 1/2) - ширина профиля обода в дюймах;
J - форма бортовой закраины обода (J-об- разная);
13(14) - диаметр обода в дюймах;
Н111-1 - глубокий ободе кольцевым пояском на посадочных полках (хамп на наружной посадочной полке обода);
ЕТ 49 вылет диска 49 мм.
Шины
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Шина - сложное высокотехнологичное изделие. От конструкции и качества установленных на автомобиль шин во многом зависит комфорт и безопасность езды.
Шины - одни из немногих деталей автомобиля, при покупке которых автовладелец имеет большую свободу выбора и может проявить творческий подход.
В настоящее время в продаже представлены сотни моделей шин от десятков производителей Этот раздел призван помочь автовладельцам разобраться в основных особенностях конструкции шин и сделать правильный выбор при покупке.
Покрышка - упругая резинокордная часть пневматической шины, воспринимающая тяговые и тормозные усилия и обеспечивающая сцепление резины с дорогой. Основными элементами покрышки являются каркас 2 (рис. 12.2), брекер4, протектор 5, боковины 1 и борта 9.
Камера (ездовая камера) резиновая кольцевая труба со специальным вентилем.
Камерная шина - покрышка в комбинации с камерой.
Бескамерная шина покрышка, не требующая камеры. Герметичность полости дости-
гается особым строением самой покрышки и обода.
Каркас - важнейшая силовая часть шины, обеспечивающая ее прочность, воспринимающая внутреннее давление воздуха и передающая нагрузки от внешних сил, действующих со стороны дороги, на колесо.
Задачей каркаса является поддержание амортизационных свойств шины, а также удерживание в шине необходимого для этого количества воздуха.
Каркас состоит из одного или нескольких, наложенных друг на друга слоев обрезинен- ного корда. В зависимости от конструкции каркаса, размеров, допустимой нагрузки и давления воздуха в шине число слоев корда в каркасе может изменяться от 1 (в легковой) до 16 и более (в грузовых, сельскохозяйственных шинах и пр.).
Брекер - часть шины, состоящая из слоев корда и расположенная между каркасом и протектором шины. Он служит для улучшения связей каркаса с протектором, предотвращает его отслоение под действием внешних и центробежных сил, амортизирует ударные нагрузки и повышает сопротивление каркаса механическим повреждениям.
В брекере нити корда в смежных слоях пересекаются друг с другом и с нитями корда соприкасающегося слоя каркаса, т.е. расположены диагонально независимо от конструкции шины.
В соответствии с материалом корда шины подразделяются на шины с текстильным бре- кером, шины с металлическим брекером,
Рис. 12.1. Параметры колесных дисков: А - ширина профиля обода (дюймы); В - форма бортовой закраины обода; С - диаметр обода (дюймы); 0 - количество отверстий под болты крепления колеса; Е - профиль борта покрышки; F - вылет ЕТ (мм); G - точка, в которой измеряется максимальное биение диска; Н - центр диска |
Рис. 12.2. Элементы конструкции шины: 1 - боковина; 2 - каркас; 3 - плечевая зона; 4 - брекер; 5 - протектор; 6 - камера; 7 - ободная лента; 8 - обод; 9 - борт |
а при использовании металлокорда и в каркасе - цельнометаллокордные.
Протектор наружная часть покрышки, представляющая собой массивный слой резины. С наружной поверхности у протектора рельефный рисунок в виде выступов и канавок (ламелей), так называемая «беговая дорожка». Рисунок рельефной части определяет приспособленность шины для работы в различных дорожных условиях. От качества протектора зависит износостойкость шины и сцепление колеса с дорогой, а также уровень шума и вибраций.
Плечевая зона часть протектора, расположенная между беговой дорожкой и боковиной шины Она увеличивает боковую жесткость шины, воспринимает часть боковых нагрузок, передаваемых беговой дорожкой, и улучшает соединение протектора с каркасом
Боковина часть шины, расположенная между плечевой зоной и бортом, представляющая собой относительно тонкий слой эластичной резины, являющийся продолжением протектора на боковых стенках каркаса и предохраняющий его от влаги и механических повреждений. На боковины нанесены обозначения и маркировки шин.
Борт - жесткая часть шины, служащая для ее крепления и герметизации (в случае бес- камерной) на ободе колеса.
Основа борта - нерастяжимое кольцо, сплетенное из стальной обрезиненной проволоки. Борт состоит из слоя корда, завернутого вокруг проволочного кольца, и круглого или профилированного резинового наполнительного шнура Стальное кольцо придает борту необходимую жесткость и прочность, а наполнительный шнур - монолитность и эластичный переход от жесткого кольца к резине боковины. С наружной стороны борта расположена бортовая лента из прорезиненной ткани или корда, предохраняющая борт от истирания об обод и повреждений при монтаже и демонтаже.
КЛАССИФИКАЦИЯ ШИН
Шины классифицируются следующим образом.
1. По типу рисунка протектора и условиям эксплуатации:
дорожные шины (летние) предназначены для эксплуатации на шоссейных дорогах. Рисунок протектора состоит из шашек или ребер, разделенных канавками, как правило, неширокими;
универсальные шины предназначены для эксплуатации как на шоссейных, так и на грунтовых дорогах Рисунок протектора состоит из шашек или ребер и может иметь грунтозацепы (массивные выступы) по краям протектора,
шины повышенной проходимости служат для эксплуатации в условиях бездорожья и мягких грунтов. Отличаются разреженным рисунком с развитыми грунтозацепами по краям и мощными недеформируемыми шашками по центру беговой дорожки;
всесезонные шины R+W («Road»+ +«Winter» - дорожная и зимняя) - предназначены для эксплуатации как в зимнее, так и в летнее время. Обеспечивают приемлемую реализацию характеристик эксплуатации при круглогодичном использовании по шоссейным и грунтовым дорогам. Рисунок более разреженный, чем у дорожных, и может быть с микроканавками (ламелями), обеспечивающими сцепление с обледенелой и заснеженной дорогой;
- зимние шины M+S («Mud»+»Snow» грязь и снег) - предназначены для эксплуатации в зимнее время года Существуют два типа зимних шин:
а) нешипуемые. изготовленные из мягких сортов резины, чаще всего имеющие направленный рисунок с большим количеством ламелей и предназначенные в основном для эксплуатации на очищаемых дорогах, в крупных городах;
б) шипованные или с возможностью шипования, изготовленные из резины средней жесткости и имеющие шипы или размеченные места для монтажа шипов. Рисунок протектора разреженный, с развитой сетью ламелей, в некоторых случаях приближаются к внедорожным моделям шин. Обеспечивают неплохую проходимость на глубоком снегу и хорошо удаляют снежную шугу. Шипованные шины отличаются лучшим сцеплением со льдом и укатанным снегом, но на твердом дорожном покрытии сцепление ухудшается. Обладают повышенной шумностью.
1 По виду рисунка протектора
В зависимости от расположения элементов рисунок протектора может быть ненаправленным А (рис 12.3), направленным Б или асимметричным В
Ненаправленный рисунок симметричный относительно радиальной плоскости колеса (проходящей через его ось вращения). Является наиболее универсальным, поэтому большую часть шин выпускают именно с этим рисунком.
Направленный рисунок - симметричный относительно центральной плоскости вращения колеса (проходящей через середину протектора). Он отличается улучшенной способностью отвода воды из пятна контакта с дорогой и пониженной шумностью Запасное колесо совпадает по направлению вращения только с колесами одной стороны ав-
томобиля, но временная установка его на другую сторону допустима при условии движения с небольшой скоростью.
Асимметричный рисунок несимметричный относительно центральной плоскости вращения колеса. Его используют для реализации разных свойств в одной шине. Например, наружная сторона шины лучше работает на сухой дороге, а внутренняя - на мокрой.
3. По способу герметизации полости.
Шины бывают с камерой или без камеры
Бескамерные шины в основном считаются
более надежными, чем шины с камерой, потому что при проколе шины воздух покидает ее только через отверстие прокола, в то время как в шинах с камерой воздух вытекает из полости шины по всей окружности монтажного отверстия, поскольку герметичность этого соединения нарушена Поэтому беска- мерная шина оставляет больше времени для маневра до того момента, когда езда на поврежденном колесе станет опасной. Кроме того, шины в бескамерном исполнении легче своих аналогов с камерой.
На борту бескамерной шины можно встретить обозначение «Tubeless», «TL», на борту камерной - «Tubetype», «Tubed Tire».
4. По расположению нитей в каркасе и брекере:
диагональные шины Диагональные шины А (рис. 12.4) имеют каркас из одной или нескольких пар кордных слоев, расположенных так, что нити соседних слоев перекрещиваются.
Вам, скорее всего, не придется выбирать шины по этому признаку, так как диагональные уже почти полностью вытеснены с рынка радиальными шинами. Конструкция диагональных шин устарела, но их продолжают выпускать в небольших количествах, потому что они относительно дешевы в производстве Единственное преимущество этих шин заключается в том, что у них прочнее боковина;
радиальные шины В радиальной шине Б корд каркаса натянут от одного борта к другому без перехлеста нитей. Направление натяжения нитей следует из названия
Тонкая мягкая оболочка каркаса по наружной поверхности обтянута мощным гибким бреке-
Рис. 12.4. Виды каркаса шин: А - шина диагональной конструкции; Б - шина радиальной конструкции; 1 - посадоч ные поверхности; 2 - обод; 3 - нити корда; 4 - брекер; 5 - боковина; 6 – протектор
Рис. 12.3. Виды рисунков протектора: А – симметричный; Б – направленный; В – асимметричный |
ИНДЕКСЫ СКОРОСТИ ШИН Таблица 12.2
Индекс скорости | Максимальная скорость, км/ч |
А | 40 |
В | 50 |
С | 60 |
D | 65 |
Е | 70 |
F | 80 |
G | 90 |
J | 100 |
К | 110 |
L | 120 |
М | 130 |
N | 140 |
Р | 150 |
Q | 160 |
R | 170 |
S | 180 |
Т | 190 |
и | 200 |
н | 210 |
V | 240 |
W | 270 |
Y | 300 |
ZR | Более 240 |
Таблица 12.1
ИНДЕКСЫ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ ШИН
Индекс | Нагрузка, кг |
грузоподъемности | |
50 | 190 |
51 | 195 |
52 | 200 |
53 | 206 |
54 | 212 |
55 | 218 |
56 | 224 |
57 | 230 |
58 | 236 |
59 | 243 |
60 | 250 |
61 | 257 |
62 | 265 |
63 | 272 |
64 | 280 |
65 | 290 |
66 | 300 |
67 | 307 |
68 | 315 |
69 | 325 |
70 | 335 |
71 | 345 |
72 | 355 |
73 | 365 |
74 | 375 |
75 | 387 |
Индекс | Нагрузка, кг |
грузоподъемности | |
76 | 400 |
77 | 412 |
78 | 426 |
79 | 437 |
80 | 450 |
81 | 462 |
82 | 475 |
83 | 487 |
84 | 500 |
85 | 515 |
86 | 530 |
87 | 545 |
88 | 560 |
89 | 580 |
90 | 600 |
91 | 615 |
92 | 630 |
93 | 650 |
94 | 670 |
95 | 690 |
96 | 710 |
97 | 730 |
98 | 750 |
99 | 775 |
100 | 800 |
101 | 825 |
ром - поясом из высокопрочного нерастяжимого корда, как правило стального. Поэтому к надписи «radial» (радиальная) на боковинах шин часто добавляют «belted» (опоясанная) или «steel belted» (опоясанная сталью).
Такое расположение слоев корда снижает напряжение в нитях, что позволяет уменьшить число слоев, придает каркасу эластичность, снижает теплообразование и сопротивление качению.
Радиальные шины имеют много преимуществ, они более комфортны, долговечны, устойчивы, имеют более низкое сопротивление
качению.
Диагональные шины предпочтительней на бездорожье и при высоких ударных нагрузках на колесо.
МАРКИРОВКА ШИН
На боковины шин наносят маркировку, в которой указаны основные их параметры. Например, маркировка 185/ 60 R14 82 Н расшифровывается следующим образом:
185 - ширина шины, мм;
60 - отношение высоты к ширине профиля, %;
R - радиальная шина;
14 - диаметр диска в дюймах;
82 - индекс грузоподъемности (табл. 12.1);
Н - индекс скорости (табл. 12.2).
Часто буквами могут быть указаны условия эксплуатации, например:
M+S («Mud»+»Snow» - грязь и снег);
R+W («Road»+»Winter» - дорожная и зимняя);
Winter зима,
Rain - дождь;
Water или Aqua вода;
AW (Any weather) всепогодная.
All Season North America (все сезоны Северной Америки) и т.п. - шины, предназначенные для эксплуатации в конкретных условиях.
Некоторые производители вместо буквенных обозначений используют значки (солнышко, снежинка, тучка и т.д).
На боковую поверхность шины в зависимости от типа и страны производителя могут быть дополнительно нанесены следующие
специальные обозначения, дающие более подробную информацию о данной модели.
Reinforced (усиленная) - для шин с повышенной грузоподъемностью.
Regroovable - для шин, на которых возможно углубление рисунка нарезкой.
Steel (steel belted) - шина имеет опоясывающий металлический корд.
TWI (tread wear index) или символ треугольной формы указывает место расположения индикаторов износа...
...выполненных в виде выступов внутри канавок протектора После стирания протектора до уровня этих индикаторов шина считается не пригодной для эксплуатации.
Safety warning - для шин рынка США и Канады, текст на английском языке, поясняющий некоторые тонкости безопасного использования шины.
Дата изготовления шины состоит из трех цифр, первые две из которых указывают неделю, а последняя - год изготовления (с 2000 года - из четырех цифр, две последние из которых обозначают год изготовления).
DOT - символ соответствия действующим стандартам безопасности, установленным транспортным департаментом США Дальше одет идентификационный или серийный номер шины (до 11 цифр и букв).
Е - знак с цифрой - номером страны, выдавшей сертификат соответствия по правилам ЕЭК ООН.
ETRTO (The European Tyre and Rim Technical Organization) - Объединение европейских производителей шин и дисков, Брюссель.
ЕСЕ (Economic Commission for Europe) - ведомство ООН в Женеве
FMVSS (Federal Motor Vehicle Safety Standards) - нормативы безопасности США
Tubeless - бескамерная конструкция шины.
Tubed Tire камерная конструкция шины
Plies tread - состав слоя протектора.
Sidewall - состав слоя боковины.
Rotation > - направление вращения.
Left - шина устанавливается на левую сторону автомобиля (для шин с направленным рисунком протектора).
Right шина устанавливается на правую сторону автомобиля (для шин с направленным рисунком протектора).
Outside (Side facing outwards) - внешняя сторона установки (для шин с асимметричным рисунком протектора).
Inside (Side facing inwards) внутренняя сторона установки (для шин с асимметричным рисунком протектора)
DA (штамп) - незначительные производственные дефекты, не препятствующие нормальной эксплуатации.
Kia Spectra. СОВЕТЫ ПО ВЫБОРУ ШИН
Первый параметр, по которому нужно определиться, - это типоразмер шины В инструкции к вашему автомобилю должен быть указан типоразмер, который оптимально подходит к вашему автомобилю
Учитывая, что многие производители рекомендуют эксплуатировать летом шины с более широким профилем, а зимой - с более узким, в инструкции может быть указано несколько типоразмеров. Мы не рекомендуем устанавливать шины с другим типоразмером, поскольку автопроизводители испытывали автомобиль в различных условиях и подобрали оптимальный типоразмер шин, обеспечивающий наиболее безопасный режим эксплуатации автомобиля. Шины рекомендованных типоразмеров имеют определенную длину окружности по внешнему диаметру, и если вы поставите шины другого типоразмера, то это приведет к искажениям показаний счетчика пробега и спидометра. В зависимости от условий, в которых будут эксплуатироваться шины, выбирают их сезонность и рисунок протектора По сезонности шины делятся на летние, зимние и всесезонные.
Не стоит эксплуатировать зимние шины летом, так как при повышенной температуре они становятся очень мягкими. Такие шины в летнее время подвержены быстрому износу и не обеспечивают безопасный режим эксплуатации автомобиля. Летние шины зимой, наоборот, становятся очень жесткими и не обеспечивают хорошего сцепления с дорогой.
Летом во время дождя при движении на большой скорости автомобиль может стать неуправляемым, поскольку шина начинает как бы скользить (плыть) по поверхности воды. Этот эффект называется аквапланированием. Для того чтобы избежать этого, на шины наносят ламели (канавки) специальной формы, которые позволяют эффективно отводить воду из пятна контакта колеса и дороги. Очень часто на такие шины нанесена соответствующая маркировка: «Rain» (дождь) или «Aqua» (вода). Следует отметить, что если такой маркировки нет, то это вовсе не означает, что эти шины нельзя эксплуатировать в дождь.
Зимой проблему для водителей создают заснеженные и обледенелые участки дороги. Машина на подобных участках становится плохо управляемой, что может привести к аварийной ситуации. Решают эту проблему следующим образом зимние шины делают с более грубым рисунком протектора и часто снабжают шипами. На такие шины нанесена соответствующая маркировка: «М+S» (грязь и снег) и/или «Winter» (зима).
Некоторые производители выпускают всесезонные шины, которые пригодны для использования как в зимних, так и в летних условиях. Но, как правило, они уступают по эксплуатационным качествам специализированным шинам и являются компромиссом для регионов с мягкими зимами. Такие шины сложнее в изготовлении и, следовательно, стоят значительнодороже, чем сезонные.
Иногда на шинах встречается надпись «АН season» (всесезонные) или «АН weather» (всепогодные). При покупке нужно учитывать, что, возможно, эти шины выпущены для жарких стран, в которых зимние холода держатся на отметке около О "С, поэтому естественно, для нашей зимы такие шины не подходят.
Убедитесь в том, что приобретаемые вами шины соответствуют международным и российским стандартам. Шины, прошедшие сертификацию, промаркированы буквой «Е» (что свидетельствует о соответствии европейским стандартам) или надписью «DOT» (что свидетельствует о соответствии американским стандартам), а иногда могут присутствовать обе эти маркировки.
Вне зависимости от международной сертификации все шины, продаваемые в России, должны иметь сертификат соответствия, выданный Госстандартом России, который проводит собственные испытания. Продавец должен предъявлять сертификат по первому требованию покупателя.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст