Opel Meriva. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
Opel Meriva. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Электрооборудование автомобиля Opel Meriva выполнено по однопроводной схеме: отрицательные выводы источников и потребителей электроэнергии соединены с «массой». Функцию «массового» провода выполняет кузов автомобиля. Электрические цепи электронных систем, управляющих двигателем, коробкой передач, подушкой безопасности, ан- тиблокировочной системой тормозов и т.п., выполнены по многопроводной схеме и соединены с «массой» автомобиля только через электронный блок управления. Также в автомобиле применяется мультиплексная система управления CAN-bus, представляющая собой цифровой канал (шину) для передачи данных (команд) от устройства управления (например, панели управления) к любому исполнительному механизму, используя несколько проводов малого сечения. Такой канал способен заменить несколько десятков проводов с различным сечением в зависимости от мощности потребителя на более компактный жгут цифровой шины. В мультиплексной системе все потребители и исполнительные механизмы с одной стороны подсоединены к жгуту электропитания, которая начинается от аккумуляторной батареи, а с другой стороны - к цифровой шине (информационной линии), соединяющей их с управляющим устройством.
Питание потребителей при неработающем двигателе осуществляется от аккумуляторной батареи (АКБ), при работающем двигателе - от генератора.
Для коммутации основных цепей автомобиля служит центральный блок управления электрооборудованием и комбинированный выключатель (замок) зажигания, состоящий из контактной части и механического противоугонного устройства с замком.
Основные схемы электрооборудования автомобиля приведены в конце книги.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Любые работы с электрооборудованием автомобиля проводите только при отключенной аккумуляторной батарее.
Отсоединять или подсоединять аккумуляторную батарею можно только при выключенном зажигании.
При проверке цепей электрооборудования запрещается замыкать на «массу» провода (проверять исправность цепей «на искру»), так как это может привести к выходу из строя элементов электрооборудования. Запрещается применять предохранители, не предусмотренные конструкцией автомобиля или рассчитанные на больший ток, а также использовать вместо предохранителей проволоку.
Запрещается отсоединять аккумуляторную батарею при работающем двигателе во избежание выхода из строя регулятора
напряжения и элементов электронного оборудования автомобиля.
Никогда не снимайте и не вытаскивайте колодки жгутов проводов электронных блоков управления или других электронных компонентов при включенном зажигании, чтобы избежать повреждений блоков управления. Отсоединение провода от клеммы «минус» аккумуляторной батареи неизбежно приводит к потере содержимого памяти блоков электронных систем (например, показатели времени и даты). После подсоединения провода к клемме аккумуляторной батареи необходимо вновь запрограммировать энергозависимую память электронных блоков управления. В автомобилях с системой ESP после отсоединения аккумуляторной батареи необходимо вновь откалибровать датчик угла поворота рулевого вала. Для этого надо включить зажигание и повернуть рулевое колесо справа налево до упора.
При проведении электросварочных работ на автомобиле необходимо отсоединять провода от клемм аккумуляторной батареи, генератора и электронного блока управления. Регулярно очищайте клеммы аккумуляторной батареи и наконечники проводов от окислов и грязи.
При подзарядке аккумуляторной батареи с помощью зарядного устройства отсоединяйте провода электрооборудования автомобиля от клемм батареи.
Opel Meriva. ДИАГНОСТИКА НЕИСПРАВНОСТЕЙ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ
В состав типичной электрической цепи могут входить основной электрический элемент (потребитель), различные выключатели, переключатели, силовые реле, предохранители (плавкие вставки) или прерыватели цепи, относящиеся к данному элементу, проводка и контактные разъемы, служащие для соединения основного элемента с аккумуляторной батареей и «массой» кузова.
Перед тем как приступить к работе по устранению неисправностей в какой-либо электрической цепи, внимательно изучите соответствующую схему, чтобы как можно более четко представить себе ее функциональное назначение. Круг поиска неисправности обычно сужается за счет постепенного (последовательного) определения и исключения нормально функционирующих элементов того же контура. При одновременном выходе из строя нескольких элементов или контуров наиболее вероятной причиной отказа является перегорание соответствующего предохранителя либо нарушение контакта с «массой» (разные цепи во многих случаях могут замыкаться на один предохранитель или вывод заземления).
Отказы электрооборудования зачастую объясняются простейшими причинами, такими как коррозия контактов разъемов, выход из строя предохранителя (перегорание плавкой вставки) или повреждение реле. Визуально проверьте состояние всех предохранителей, проводки и контактных разъемов цепи перед тем, как приступать к более детальной проверке исправности ее компонентов.
В случае применения для поиска неисправности диагностических приборов тщательно спланируйте (в соответствии с прилагаемыми электрическими схемами), в какие точки контура и в какой последовательности следует подключать прибор для наиболее эффективного выявления неисправности.
В число основных диагностических приборов входят тестер электрических цепей или вольтметр (можно использовать и 12-вольтовую контрольную лампу с комплектом соединительных проводов), индикатор обрыва цепи (пробник), включающий лампу, собственный источник питания и комплект соединительных проводов. Кроме того, всегда следует иметь в автомобиле комплект проводов для пуска двигателя от постороннего источника (аккумуляторной батареи другого автомобиля), оборудованных зажимами типа «крокодил» и желательно прерывателем электрической цепи. Их можно применять для шунтирования и подключения различных элементов электрооборудования при диагностике цепи. Как уже было упомянуто, перед тем как приступить к проверке цепи с помощью диагностического оборудования, определите по схемам места его подключения.
Проверки наличия напряжения питания проводятся в случае нарушения электрической цепи. Подключите один из проводов тестера электрических цепей к отрицательной клемме аккумуляторной батареи либо обеспечьте хороший контакт с кузовом автомобиля. Другой провод тестера подсоедините к контакту разъема проверяемой цепи, предпочтительно ближайшему к аккумуляторной батарее или предохранителю. Если контрольная лампа тестера загорается, напряжение питания на данном отрезке цепи есть, что подтверждает исправность цепи между данной точкой цепи и аккумуляторной батареей. Действуя таким же образом, исследуйте остальную часть цепи. Обнаружение нарушения напряжения питания свидетельствует о наличии неисправности между данной точкой цепи и последней из проверенных ранее (где было напряжение питания). В большинстве случаев причина отказа заключается в ослаблении контактных разъемов и повреждении самих контактов (окисление).
Поиски места короткого замыкания. Одним из методов поиска короткого замыкания является извлечение предохранителя интересующей нас цепи и подключение вместо него лампы-пробника (в зависимости от потребляемой мощности нагрузки в цепи мощность лампы-пробника должна составлять от 20 до 50 Вт, номинальное напряжение лампы - 12 В). Напряжение в цепи должно отсутствовать.
Рис. 11.2. Обозначения предохранителей, установленных в монтажном блоке салона под крышкой панели приборов |
Рис. 11.1. Схема и порядок проверки надежного контакта с «массой» на автомобиле |
Подергайте проводку наблюдая за лампой- пробником. Если лампа начнет мигать, где-то в данном жгуте проводов есть замыкание на «массу», возможно, вызванное перетиранием изоляции проводов. Аналогичная проверка может быть проведена для каждого из компонентов электрической цепи путем включения соответствующих выключателей.
Проверка надежности контакта с «массой». Такая проверка может быть разделена на три этапа:
- 1-й этап. Подключите лампу-пробник В (номинальное напряжение лампы - 12 В, мощность лампы - от 20 до 30 Вт) (рис. 11.1) одним проводом к клемме «плюс» аккумуляторной батареи Б, а вторым - к клемме «минус». Это необходимо сделать для того, чтобы проверить исправность лампы-пробника и убедиться в работоспособности АКБ. Если лампа будет гореть ярко, можно приступить к дальнейшей диагностике, имея исправные компоненты цепи;
- 2-й этап. Оставьте один провод контрольной лампы подключенным к клемме «плюс» АКБ, а второй - подсоедините к любой точке с заведомо хорошим контактом с «массой» А, те. с кузовом. Данная проверка позволяет определить надежность контактов в цепи от клеммы «минус» АКБ до металлической части кузова. Если цепь исправна, т.е. контрольная лампа загорается так же ярко, как при проверке на первом этапе, описанном выше, то следует переходить к 3-му, окончательному этапу проверки надежности контакта с «массой»;
- 3-й этап. Оставьте один провод контрольной лампы подключенным к клемме «плюс» АКБ, а второй провод подсоедините к интересующему контакту в колодке Г жгута проводов. Если цепь исправна, то контрольная лампа загорится так же ярко, как при проверке на 1-м и 2-м этапах. Если контрольная лампа не загорается или горит вполнакала, необходимо проверить соответствующие цепи на предмет ослабления затяжки контактных болтов, окисления кольцевых наконечников силовых проводов, соединяющих клемму «минус» аккумуляторной батареи и кузов автомобиля, а также слабого соединения контактных разъемов или повреждения самих контактов (окисление).
Такой же принцип поэтапной проверки можно использовать и при определении наличия номинального напряжения питания диагностируемой цепи.
Проверка на отсутствие обрыва проводится для обнаружения обрывов электрической цепи. После отключения питания контура проверьте его с помощью лампы-пробника с автономным источником питания. Подключите провода пробника к обоим концам цепи. Если контрольная лампа загорается, обрыва в цепи нет. Если лампа не загорается, значит, в цепи обрыв. Аналогичным образом можно проверить и исправность выключателя, подсоединив пробник к его контактам. При переводе выключателя в положение «ВКЛ» лампа- пробник должна загореться.
Локализация места обрыва. При диагностике подозреваемого в наличии обрыва участка электрической цепи визуально обнаружить причину неисправности оказывается довольно сложно, так как бывает тяжело визуально проверить клеммы на появление коррозии или нарушение качества их контактов из-за ограниченного доступа к ним (обычно клеммы закрыты корпусом контактного разъема). .Резкое подергивание корпуса колодки жгута проводов на датчике или самого жгута проводов во многих случаях приводит к восстановлению контакта. Не забывайте об этом при попытках локализации причины отказа цепи, подозреваемой в наличии обрыва. Нестабильно возникающие отказы могут быть следствием окисления клемм или нарушения качества контактов.
Диагностика неисправностей электрических цепей не представляет собой трудную задачу при условии четкого представления того, что электрический ток поступает ко всем потребителям (лампа, электромотор и т.д.) от аккумуляторной батареи по проводам через выключатели, реле, предохранители, плавкие вставки, а затем возвращается в батарею через «массу» (кузов) автомобиля. Любые проблемы, связанные с отказом электрооборудования, могут быть вызваны прекращением подачи на них электрического тока от батареи или возврата тока в батарею.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст