Chery Fora / Vortex Estina. Колёса и шины

Chery Fora / Vortex Estina. Колёса и шины

Колеса автомобиля состоят из двух основных элементов - обода колеса (колесного диска) и шины.

Chery Fora / Vortex Estina. КОЛЕСНЫЕ ДИСКИ

На автомобили устанавливают колесные диски двух типов: стальные штампованные или легкосплавные литые. Стальные колесные диски изготавливают из двух частей. Обод колеса, на который устанавливают шину, и собственно диск соединяют друг с другом сваркой. У литых колесных дисков обе части объединены в единую деталь.



Маркировка колесных дисков. Параметры колесных дисков указаны на рис. 14.1, которые приведены в их маркировке.

Маркировка колесного диска, например, 16x61/2J расшифровывается следующим образом:

16 - диаметр обода в дюймах;

х- глубокий обод;

61/2 - ширина профиля обода в дюймах;

J - форма бортовой закраины обода (J-об-разная);

Н2 - (в данном случае параметр не указан) глубокий обод с кольцевыми поясками на посадочных полках (хампы на обеих посадочных полках обода),

Проверка радиального и бокового биения дисков. Закрепите диск без шины на оси балансировочного устройства. Установите измерительный наконечник стрелочного индикатора сначала на радиальную, а затем на боковую внутреннюю поверхность диска, на которые опирается борт шины (рис, 14,2).

Руками медленно проворачивайте диск балансировочного устройства, одновременно снимая показания индикатора, При этом не учитывайте отклонения стрелки индикатора от местных выступов или углублений на диске,

Если максимальное значение биения больше указанных значений, замените диск,

ПРИМЕЧАНИЕ

Максимальное биение стального диска: Н = = 0,8; S = 1,0 мм. Максимальное биение легкосплавного диска: Н = S = 1,5 мм.

Рис, 14,1. Параметры колесных дисков: А - ширина профиля обода (в дюймах); В - форма бортовой закраины; С - диаметр обода (в дюймах); D - отверстия под шпильки ступицы; Е - профиль борта покрышки; F - вылет ЕТ (в мм); G - точка, в которой измеряется максимальное биение диска; Н - центр диска

Chery Fora / Vortex Estina. Шины


ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Шина - сложное высокотехнологичное изделие, От конструкции и качества установленных на автомобиль шин во многом зависит комфортность и безопасность езды.

Рис 14.2* Поверхности измерения биения диска
Н - радиальное биение; S - боковое биение

Шины - одни из немногих деталей автомобиля, при покупке которых автовладелец имеет большую свободу выбора и может проявить творческий подход.

В настоящее время в продаже представлены сотни моделей шин от десятков производителей, Этот раздел призван помочь автовладельцам разобраться в основных особенностях конструкции шин и сделать правильный выбор при покупке,

Покрышка - упругая резинокордная часть пневматической шины, воспринимающая тяговые и тормозные усилия и обеспечивающая сцепление резины с дорогой. Основными элементами покрышки являются каркас 2 (рис. 14.3), брекер 4, протектор 5, боковины 1 и борта 9.

Камера (ездовая камера) - резиновая кольцевая труба со специальным вентилем.

Камерная шина - покрышка в комбинации с камерой.

Рис. 14.3. Элементы конструкции шины: 1 - боковины; 2 - каркас; 3 - плечевая зона; 4 - брекер; 5 - протектор; 6 - камера; 7 - ободная лента; 8 - обод; 9 - борт

Бескамерная шина - покрышка, не требующая камеры. Герметичность полости достигается особым строением самой покрышки и обода.

Каркас - важнейшая силовая часть шины, обеспечивающая ее прочность, воспринимающая внутреннее давление воздуха и передающая на колесо нагрузки от внешних сил, действующих со стороны дороги.

Задачей каркаса является поддерживание амортизационных свойств шины, а также удерживание в шине необходимого для этого количества воздуха.

Каркас состоит из одного или нескольких, наложенных друг на друга слоев обрезинен-ного корда. В зависимости от конструкции каркаса, размеров, допустимой нагрузки и давления воздуха в шине число слоев корда в каркасе может изменяться от 1 (в легковой) до 16 и более (в грузовых, сельскохозяйственных шинах и пр.).

Брекер - часть шины, состоящая из слоев корда и расположенная между каркасом и протектором шины. Он служит для улучшения связей каркаса с протектором, предотвращает его отслоение под действием внешних и центробежных сил, амортизирует ударные нагрузки и повышает сопротивление каркаса механическим повреждениям.

В брекере нити корда в смежных слоях пересекаются друг с другом и с нитями корда соприкасающегося слоя каркаса, те. расположены диагонально независимо от конструкции шины.

В зависимости от материала корда шины подразделяются на шины с текстильным бре-кером, шины с металлическим брекером, а при использовании металлокорда и в каркасе - цельнометаллокордные.

Протектор - наружная часть покрышки, представляющая собой массивный слой резины. С наружной поверхности протектор имеет рельефный рисунок в виде выс^/пов и канавок (ламелей), так называемую «беговую дорожку». Рисунок рельефной части определяет приспособленность шины для работы в различных до-рожныхусловиях. От качества протеетора зависит износостойкость шины и сцепление колеса с дорогой, а также уровень шума и вибраций.

Плечевая зона - часть протектора, расположенная между беговой дорожкой и боковиной шины. Она увеличивает боковую жесткость шины, воспринимает часть боковых нагрузок, передаваемых беговой дорожкой, и улучшает соединение протектора с каркасом.

Боковина - часть шины, расположенная между плечевой зоной и бортом, представляющая собой относительно тонкий слой эластичной резины, являющийся продолжением протектора на боковых стенках каркаса и предохраняющий его от влаги и механических повреждений. На боковины нанесены обозначение и маркировка шин.

Борт - жесткая часть шины, служащая для ее крепления и герметизации (в случае бес-камерной) на ободе колеса.

Основа борта - нерастяжимое кольцо, сплетенное из стальной обрезиненной проволоки. Борт состоит из слоя корда, завернутого вокруг проволочного кольца, и круглого или профилированного резинового наполнительного шнура. Стальное кольцо придает более необходимую жесткость и прочность, а наполнительный

шнур - монолитность и эластичныи переход от жесткого кольца к резине боковины. С наружной стороны борта расположена бортовая лента из прорезиненной ткани, или корда, предохраняющая борт от истирания об обод и повреждения при монтаже и демонтаже.

Chery Fora / Vortex Estina. КЛАССИФИКАЦИЯ ШИН

Шины классифицируются следующим образом.

1. По типу рисунка протектора и условиям эксплуатации:

- дорожные шины (летние) - предназначены для эксплуатации на шоссейных дорогах. Рисунок протектора состоит из шашек или ребер, разделенных канавками, как правило неширокими;

- универсальные шины - предназначены для эксплуатации как на шоссейных, так и на грунтовых дорогах. Рисунок протектора состоит из шашек или ребер и может иметь грунтозацепы (массивные выступы) по краям протектора;;

- шины повышенной проходимости -служат для эксплуатации в условиях бездорожья и мягких грунтов. Отличаются разреженным рисунком с развитыми грунтозацепами по краям и мощными недеформируемыми шашками по центру беговой дорожки;

- всесезонные шины R+W («Road»+ «Winter» - дорожная и зимняя) - предназначены для эксплуатации как в зимнее, так и в летнее время. Обеспечивают приемлемую реализацию хараетеристик эксплуатации при круглогодичном использовании по шоссейным и грунтовым дорогам, Рисунок более разреженный, чем у дорожных, и может быть с микроканавками (ламелями), обеспечивающими сцепление с обледенелой и заснеженной дорогой;

- зимние шины M+S («Mud»+«Snow» -грязь и снег) - предназначены для эксплуатации в зимнее время года, Существуют два типа зимних шин:

а) нешипуемые, изготовленные из мягких сортов резины, чаще всего имеющие направленный рисунок с большим количеством ламелей и предназначенные в основном для эксплуатации на очищаемых дорогах, в крупных городах;

б) шипованные или с возможностью шипования, изготовленные из резины средней жесткости и имеющие шипы или размеченные места для монтажа шипов. Рисунок протектора разреженный, с развитой сетью ламелей, в некоторых случаях приближаются к внедорожным моделям шин. Обеспечивают неплохую проходимость на глубоком сне^ и хорошо удаляют снежную шугу Шипованные шины отличаются лучшим сцеплением со льдом и укатанным снегом, но на твердом дорожном покрытии сцепление ухудшается. Обладают повышенной шумностью.

2. По виду рисунка протектора.

В зависимости от расположения элементов рисунок протектора может быть ненаправленным А (рис. 14.4), направленным Б или асимметричным В.

Ненаправленный рисунок - симметричный относительно радиальной плоскости колеса (проходящей через его ось вращения). Является наиболее универсальным, поэтому большую часть шин выпускают именно с этим рисунком.

Направленный рисунок - симметричный относительно центральной плоскости вращения колеса (проходящей через середину протектора). Он отличается улучшенной способностью отвода воды из пятна контакта с дорогой и пониженной шумностью. Запасное колесо совпадает по направлению вращения только с колесами одной стороны автомобиля, но временная установка его на дру^ю сторону допустима при условии движения с небольшой скоростью.

Асимметричный рисунок - несимметричный относительно центральной плоскости вращения колеса. Его используют для реализации разных свойств в одной шине. Например, наружная сторона шины лучше работает на сухой дороге, а внутренняя - на мокрой.

3. По способу герметизации полости.

Шины бывают с камерой или без камеры.

Бескамерные шины в основном считаются

более надежными, чем шины с камерой, потому что при проколе шины воздух покидает ее только через отверстие прокола, в то время как в шинах с камерой воздух вытекает из полости шины по всей окружности монтажного

отверстия, поскольку герметичность этого соединения нарушена. Поэтому бескамерная шина оставляет больше времени для маневра до того момента, когда езда на поврежденном колесе станет опасной. Кроме того, шины в бескамерном исполнении легче своих аналогов с камерой.

На борту бескамерной шины можно встретить обозначение «Tubeless», «ТL», на борту камерной - «Tubetype», «Tubed Tire».

4. По расположению нитей в каркасе и бре-кере:

- диагональные шины. Диагональные шины А (рис. 14.5) имеют каркас из одной или нескольких пар кордных слоев, расположенных так, что нити соседних слоев перекрещиваются.

Вам, скорее всего, не придется выбирать шины по этому признаку так как диагональные уже почти полностью вытеснены с рынка радиальными шинами. Конструкция диагональных шин устарела, но их продолжают выпускать в небольших количествах, потому что они относительно дешевы в производстве. Единственное преимущество этих шин заключается в том, что у них прочнее боковина.

- радиальные шины. В радиальной шине Б корд каркаса натянут от одного борта к другому без перехлеста нитей. Направление натяжения нитей следует из названия.

Тонкая мягкая оболочка каркаса по наружной поверхности обтянута мощным гибким брекером - поясом из высокопрочного нерастяжимого корда, как правило стального. Поэтому к надписи «radial» (радиальная) на боковинах шин часто добавляют «belted» (опоясанная) или «steel belted» (опоясанная сталью).

Такое расположение слоев корда снижает напряжение в нитях, что позволяет уменьшить число слоев, придает каркасу эластичность, снижает теплообразование и сопротивление качению.

Радиальные шины имеют много преимуществ, они более комфортны, долговечны, устойчивы, имеют более низкое сопротивление качению. Диагональные шины предпочтительней на бездорожье и при высоких ударных нагрузках на колесо.

Ни в коем случае не используйте одновременно шины с диагональным и радиальным кордом. Это может привести к изменению управляемости автомобиля на дороге и, как следствие, к возникновению аварийной ситуации.

Рис. 14.4. Виды рисунков протектора: А - симметричный; Б- направленный; В - асимметричный

Рис. 14.5. Виды каркаса шин: А - шина диагональной конструкции; Б - шина радиальной конструкции; 1 - посадочные поверхности; 2 - обод; 3 - нити корда; 4 - брекер; 5 - боковина; б - протектор

Таблица 14.1 ИНДЕКСЫ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ ШИН

Индекс грузо­подъемности

Нагруз­ка, кг

50

190

51

195

52

200

53

206

54

212

55

218

56

224

57

230

58

236

59

243

60

250

61

257

62

265

63

272

64

280

65

290

66

300

67

307

68

315

69

325

70

335

71

345

72

355

73

365

74

375

75

387

Индекс грузо­подъемности

Нагруз­ка, кг

76

400

77

412

78

426

79

437

80

450

81

462

82

475

83

487

84

500

85

515

86

530

87

545

88

560

89

580

90

600

91

615

92

630

93

650

94

670

95

690

96

710

97

730

98

750

99

775

100

800

101

825

Таблица 14.2

ИНДЕКСЫ СКОРОСТИ ШИН

Индекс

Максимальная

скорости

скорость, км/ч

А

40

В

50

С

60

D

65

Е

70

F

80

G

90

J

100

К

110

L

120

М

130

N

140

Индекс

скорости

Максимальная скорость, км/ч

Р

150

Q

160

R

170

S

180

Т

190

и

200

н

210

V

240

W

270

Y

300

ZR

Более 240

Маркировка шин

Обозначение шины нанесено на ее боковину.

Обозначение 195/65 R15 95H расшифровывается следующим образом:

195 - ширина шины, мм;

65 - отношение высоты к ширине профиля, %;

R - радиальная шина;

15 - диаметр диска в дюймах;

95 - индекс грузоподъемности (табл. 14.1);

_Примечание

Иногда вместо индекса грузоподъемности на шине бывает указана допустимая нагрузка - MAX LOAD 690 KG.

H - индекс скорости (табл. 14.2).

На боковую поверхность шины в зависимости от типа и страны производителя могут быть нанесены дополнительные обозначения, дающие более подробную информацию о данной модели. Ниже приведены наиболее распространенные обозначения:

Reinforced (усиленная) - шина повышенной грузоподъемности;

Regroovable - шина с возможностью углубления рисунка нарезкой;

Stell (Steel belted) - шина с опоясывающим металлическим кордом;

TWI (tread wear index) или символ треугольной формы - указывает место расположения индикаторов износа. После стирания протектора до уровня этих индикаторов шина считается не пригодной для эксплуатации;

Safety warning (для шин рынка США и Канады) - текст на английском языке, поясняющий некоторые особенности безопасного использования шины;

Дата изготовления шины - состоит из трех цифр, где первые две указывают неделю, а последняя - год изготовления (с 2000 года - из четырех цифр, где год изготовления - две последние цифры);

Таблица 14.1 ИНДЕКСЫ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ ШИН

Индекс грузо­подъемности

Нагруз­ка, кг

50

190

51

195

52

200

53

206

54

212

55

218

56

224

57

230

58

236

59

243

60

250

61

257

62

265

63

272

64

280

65

290

66

300

67

307

68

315

69

325

70

335

71

345

72

355

73

365

74

375

75

387

Индекс грузо­подъемности

Нагруз­ка, кг

76

400

77

412

78

426

79

437

80

450

81

462

82

475

83

487

84

500

85

515

86

530

87

545

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
8 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности