Hyundai Santa Fe. ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ

Hyundai Santa Fe. ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ

На автомобили Hyundai Santa Fe устана­вливают систему кондиционирования ком­прессорного типа.


Кнопка включения кондиционера распо­ложена на панели, общей с органами упра­вления отопителем.


Рис. 12.4. Конденсор (радиатор кондиционера): 1,1 - болты верхнего крепления конденсора; 2,11 - бачки кон­денсора; 3 - трубопровод; 4 - теплообменник системы гидроусилителя рулевого управления; 5,14 - подушки опор нижнего крепления; 6 - датчик состава воздуха; 8 - теплообменник коробки передач; 9 - соты; 10 - ресивер; 12 - датчик наружной температуры; 13 - пробка отверстия ресивера


Принципиальная схема движения хлада­гента в системе кондиционирования возду­ха приведена на рис. 12.2.

Компрессор установлен на блоке ци­линдров двигателя и приводится во враще­ние поликлиновым ремнем.

Компрессор (рис. 12.3) обеспечивает циркуляцию хладагента в системе. Вал компрессора установлен в передней крыш­ке корпуса на подшипниках и уплотнен со стороны шкива привода сальником.

Шкив 2 привода компрессора установлен на двухрядном шариковом подшипнике и при работающем двигателе постоянно вращает­ся. Крутящий момент передается от шкива к валу компрессора через ведущий диск.

ПРИМЕЧАНИЯ

Если система исправна, во время включения кондиционера раздается щелчок - это при­жимной диск 1 (см. рис. 12.3) муфты под действием электромагнита входит в заце­пление со шкивом 2 привода, и начинает вращаться ротор компрессора.

Но в процессе эксплуатации кондиционера могут возникнуть следующие неисправности компрессора.

1. Если при выключенном кондиционере муфта во время вращения издает посторон­ние звуки, греется или появляется запах га­ри, то, вероятно, начал разрушаться ее под­шипник. В этом случае необходимо заме­нить подшипник (см. «Замена подшипника шкива привода», с. 286). В некоторых запу­щенных случаях может потребоваться заме­на муфты компрессора в сборе или соста­вляющих ее частей.

2. Если после включения кондиционера щелчка не слышно, то возможны следующие неполадки:

- произошла утечка хладагента, и система управления блокирует включение компрес­сора;

- вышел из строя датчик давления в систе­ме;

- неисправности в электрических цепях си­стемы управления;

- сгорела обмотка катушки электромагнита муфты;

- блок управления двигателем по какой-ли- бо причине (высокая температура охлажда­ющей жидкости двигателя, высокие обороты двигателя) заблокировал включение ком­прессора.

3. Если муфта вращается легко и свободно, но при включении кондиционера отчетливо слышны посторонние шумы или даже глох­нет двигатель, то, скорее всего, заклинило компрессор. Внутренняя насосная часть компрессора ремонту не подлежит. В этом случае компрессор придется заменить.

4. И последний, самый неприятный вариант. Щелчок раздается, муфта легко вращает вал компрессора, а охлаждение воздуха в салоне не происходит. В этом случае ком­прессор работает вхолостую, ничего не пе­рекачивая. Определить эту неисправность может только опытный специалист при на­личии специального контрольно-диагности­ческого оборудования.

Наиболее точно определить причину неис­правности можно после полной диагностики в специализированном сервисном центре по ремонту автомобильных кондиционеров.

Конденсор (радиатор кондиционера)

(рис. 12.4) многопоточного типа располо­жен перед радиатором системы охлажде­ния двигателя. Он прикреплен болтами к рамке радиатора. Соты конденсора изгото­влены из плоских тонкостенных алюминие­вых трубок с внутренними продольными перегородками для жесткости и наружным оребрением для улучшения теплообмена. Бачки алюминиевые, по высоте они разде­лены на секции, поэтому, проходя через конденсор, поток хладагента несколько раз меняет направление. В конденсоре проис­ходит конденсация паров сжатого компрес­сором хладагента и отвод выделяющегося при этом тепла в окружающий воздух.

При включении кондиционера блок упра­вления двигателем включает цепь питания электрического вентилятора радиатора ох­лаждения двигателя, что улучшает тепло­обмен в конденсоре и снижает давление в системе кондиционера.

Не реже одного раза в год, лучше перед на­чалом летней эксплуатации, промывайте оребрение А сот конденсора от налипшей грязи, пыли и противогололедных реагентов Б. Это улучшит теплообмен, снизит давле­ние в системе и увеличит срок службы эл­ементов системы.

Не применяйте для мойки конденсора мою­щие установки со струей воды под высоким давлением. Это может привести к поврежде­нию В тонкостенных пластин оребрения. Даже при регулярной мойке необходимость замены конденсора возникает гораздо ча­ще, чем хотелось бы. Дело в том, что он пер­вым принимает на себя поток противоголо­ледных реагентов, грязи и камешков с доро­ги. А стенки трубок у него тоненькие... В большинстве случаев конденсор поврежда­ется коррозией на третий-четвертый год эк­сплуатации.

Если в результате коррозии нарушится гер­метичность конденсора, то ремонтировать его себе дороже. Даже если мастеру аргоно­вой сварки удастся залатать дыру, то вскоре возможно появление течи в другом месте. Кстати, давление в системе в жаркие дни мо­жет доходить до 25-28 атм.

Кроме того, следует учитывать сложную внутреннюю структуру трубки конденсора: вдоль она разделена перегородками на каналы, поэтому велика вероятность, что


после сварки часть каналов будет перекры­та. Соответственно упадет рассеиваемая мощность и ухудшится работа кондиционе­ра, особенно в пробках и в жаркую погоду. После каждого эксперимента с латанием конденсора нужно будет оплатить сварку, монтаж-демонтаж конденсора и заправку системы хладагентом. Так что лучше сразу установить новый конденсор.

Испаритель расположен в блоке конди­ционера в салоне. Он изготовлен из алюми­ниевых трубок с наружным оребрением для улучшения теплообмена. Проходя по труб­кам испарителя, кипящий хладагент актив­но поглощает тепло из воздуха, обдуваю­щего наружную оребренную поверхность трубок. Воздух охлаждается и вентилято­ром подается в салон автомобиля.

ПРИМЕЧАНИЕ

При охлаждении проходящего через испари­тель воздуха содержащиеся в нем водяные пары конденсируются.

Конденсат через дренажную трубку, распо­ложенную в правой нижней части моторного щита, сливается под днище автомобиля. При высокой влажности окружающего воздуха под автомобилем может образоваться лужа воды, что является косвенным признаком исправности системы кондиционирования.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ_____________________

В процессе эксплуатации автомобиля на влажной от конденсата наружной поверхно­сти испарителя оседают частицы дорожной пыли и грязи.

Этот слой становится прекрасной средой для жизни и бурного размножения гнилост­ных бактерий и грибковых культур. Со време­нем в автомобиле появляется неприятный запах. Особенно сильно он ощущается в мо­мент выключения кондиционера и во влаж­ную погоду.

Для того чтобы максимально снизить риск возникновения этой проблемы, необходи­мо периодически (перед летним сезоном) проводить профилактическую обработку испарителя специальными химическими препаратами, регулярно заменять салон­ный фильтр и прочищать дренажную труб­ку. Если, несмотря на принятые меры, запах все же появился, обратитесь в спе­циализированный сервис по ремонту авто­мобильных кондиционеров для дезинфек­ции или промывки испарителя. При очень сильном загрязнении испаритель придется заменить.


Терморегулирующий клапан блочного типа расположен на щите моторного отсе­ка. Пройдя через дросселирующее отвер­стие в корпусе клапана, жидкий хладагент резко снижает свое давление и начинает кипеть. В корпусе клапана установлен регу­лирующий элемент, изменяющий проход­ное сечение дросселирующего отверстия в зависимости от давления и температуры хладагента. Регулирующий элемент на­страивается на заводе-изготовителе и в процессе эксплуатации регулировке не подлежит.


Ресивер-осушитель установлен на конденсоре с левой стороны и составляет с ним неразборный блок. Корпус ресивера разборный, внутри корпуса находится фильтрующий элемент (картридж), запол­ненный гранулами осушителя (силикаге­ля). Проходящий через ресивер сжижен­ный хладагент очищается от возможных примесей, грязи и влаги. В нижней части корпуса ресивера расположено закрытое пробкой отверстие для замены фильтрую­щего элемента.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

В случае ремонта или замены элементов си­стемы кондиционирования, если она нахо­дилась в открытом состоянии (были сняты какие-либо узлы, разрушены трубопроводы и т.п.), картридж ресивера-осушителя под­лежит замене. В противном случае после за­правки системы хладагент не будет осушать­ся и внутри системы могут образоваться ки­слоты, которые разрушат изнутри детали кондиционера.

Трубопроводы соединяют все элементы системы кондиционирования в единый гер­метичный контур. Трубопроводы и фланцы их крепления изготовлены из алюминиевых сплавов и закреплены на кузове обрези- ненными держателями.


Оберегайте металлические участки тру­бопроводов от вмятин и перегибов. Любое сужение проходного сечения трубопровода приводит к снижению производительности системы.

Для соединения взаимоподвижных эл­ементов системы на отдельных участках тру­бопроводов служат гибкие вставки из синте­тических материалов. Конструкция шланга гибкой вставки показана на рис. 12.5.



Рис. 12.5. Конструкция шланга гибкой вставки: 1 -

наружная защитная оболочка; 2 - тканевый корд сило­вого каркаса; 3 - пластиковый герметизирующий слой; 4 - внутренний маслостойкий слой

В местах соединения отдельных элемен­тов системы установлены уплотнительные кольца круглого сечения из неопрена. Во время ремонта системы при разьединении участков трубопроводов уплотнительные кольца подлежат обязательной замене. Ре­зьбовые соединения трубопроводов затя­гивайте рекомендуемым моментом. Сла­бая или излишне сильная затяжка приводит к деформации уплотняемых поверхностей и утечке хладагента.

Сервисные клапаны для подсоедине­ния диагностического и заправочного обо­рудования расположены на трубопроводах.

ПРИМЕЧАНИЕ


Так расположены на трубопроводах сервис­ные клапаны линий высокого А и низкого Б давления.

В клапанах установлены золотники, по конструкции сходные с золотниками шин колес, но отличающиеся от них размерами.


Клапаны закрыты резьбовыми колпачками для предохранения их от попадания грязи.


Для выворачивания и вворачивания зо­лотников используют специальный ключ.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Проверять наличие хладагента в системе пу­тем нажатия на золотники сервисных клапа­нов запрещено, так как после такой провер­ки золотник клапана может полностью не закрыться, и произойдет утечка хладагента из системы!


Датчик давления установлен в мотор­ном отсеке на участке трубопровода линии высокого давления.

По сигналам датчика электронный блок управления двигателем отключает ком­прессор кондиционера при разгерметиза­ции системы или аварийном повышении давления в ней с целью защиты компрессо­ра от перегрузок.

Хладагент. Система заправлена хлада­гентом HFC-134a (R-134a). Полный объем заправки системы кондиционирования на автомобиле с дизельным двигателем со­ставляет 600 г, на автомобиле с бензино­вым двигателем - 850 г.

В хладагент добавлено специальное ма­сло для смазки компрессора. Объем за­правки масла в систему кондиционирова­ния на автомобиле с дизельным двигате­лем составляет 150 мл, на автомобиле с бензиновым двигателем - 210 мл. Катего­рически запрещено использовать в систе­ме хладагенты и масла других типов.

ПРИМЕЧАНИЯ

В процессе эксплуатации автомобильного кондиционера периодически возникают си-

туации, когда требуется обслуживание си­стемы кондиционирования или ее ремонт. Для этого используется современное диаг­ностическое и ремонтное оборудование. Са­мая распространенная ситуация - это раз­герметизация системы и выход из нее хла­дагента.

Для обнаружения мест утечки используются высокочувствительные галогеновые течеис- катели со звуковой индикацией.

В некоторых сложных случаях применяется метод т.н. ультрафиолетовой диагностики герметичности системы автокондиционера.

Метод состоит в том, что в систему в микро­дозах вводится специальный краситель.

В местах микротечей краситель вместе с хладагентом постепенно выходит на наруж­ную поверхность элементов системы.

Во время осмотра системы краситель под действием ультрафиолетовых лучей спе­циального светильника начинает светиться (флюоресцировать)...

...и места утечки хладагента становятся видны.

Следует отметить, что краситель не оказы­вает никакого отрицательного воздействия на систему. Он может находиться в хладаген­те и циркулировать по системе сколь угодно долго и сослужит свою службу только в том случае, когда возникнет утечка.

После ремонта автокондиционера необходи­мо вакуумировать и заправить систему соот­ветствующим хладагентом (R-134a). Объем заправки автокондиционера для каждой мо­дели автомобиля индивидуален.

Для проведения высококачественной за­правки автомобильного кондиционера необходимы:

- прецизионные манометрические блоки со специальными соединительными наконеч­никами;

- двухступенчатый вакуумный насос для полного удаления воздуха и водяных паров из системы;

- высокоточные (цена деления не более 5 г) весы для дозирования заправляемого хла­дагента.

В связи со специфическими особенно­стями ремонта системы кондиционирова­ния в данном разделе описаны только ра­боты по снятию и установке отдельных эл­ементов и блока управления системой. Работы, связанные с заправкой системы хладагентом, следует проводить в специа­лизированных сервисных центрах.


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Система кондиционирования заправлена хладагентом под высоким давлением. Попа­дание жидкого хладагента на кожные покро­вы человека вызывает сильное обмороже­ние, поэтому все работы, связанные с обслу­живанием, ремонтом или демонтажем элементов системы кондиционирования, проводите по возможности в специализиро­ванных сервисных центрах, оборудованных профессиональным технологическим обору­дованием. При проведении работ своими си­лами принимайте меры предосторожности.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
1 посетитель считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности