Nissan Note. ДВИГАТЕЛЬ CR14DE и HR16DE

Nissan Note. ДВИГАТЕЛЬ CR14DE и HR16DE


ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Автомобили Nissan Note оснащают попе­речно расположенными четырехтактными че­тырехцилиндровыми бензиновыми инжекторными 16-клапанными двигателями рабочим объемом 1,4 и 1,6 л мод. CR14DE и HR16DE, соответственно

Все двигатели - с рядным вертикальным рас­положением цилиндров, жидкостного охлажде­ния. Распределительные валы двигателей при­водятся во вращение цепью В данном издании подробно рассмотрен двигатель HR16DE как наиболее распространенный в России.


Головка блока цилиндров 1 (рис. 5 1) двигателей изготовлена из алюминиевого сплава по поперечной схеме продувки цилин­дров (впускные и выпускные каналы располо­жены на противоположных сторонах головки). В головке запрессованы седла и направляю­щие втулки клапанов.

Рис. 5.1. Головка блока цилиндров двигателя HR16DE: 1 - головка блока цилиндров; 2 - толкатель; 3 - механизм ре­гулирования положения распределительного вала впускных клапанов; 4 - болт крепления звездочки распределитель­ного вала впускных клапанов; 5 - звездочка распределительного вала выпускных клапанов; 6 - болт крепления звездоч­ки распределительного вала выпускных клапанов; 7 - распределительный вал выпускных клапанов; 8 - передняя крыш­ка подшипников распределительных валов; 9 - болт крепления крышки распределительного вала; 10 - крышки подшипников распределительных валов; 11 - распределительный вал впускных клапанов; 12 - задающее кольцо датчи­ка положения распределительного вала; 13 - уплотнительное кольцо датчика положения распределительного вала; 14 - болт крепления датчика положения распределительного вала; 15 - датчик положения распределительного вала; 16 - уплотнительное кольцо электромагнитного клапана системы регулирования фаз газораспределения; 17 - электро­магнитный клапан системы регулирования фаз газораспределения; 18 - болт крепления электромагнитного клапана си­стемы регулирования фаз газораспределения; 19 - пробка фильтра системы изменения фаз газораспределения; 20 - уп­лотнительное кольцо пробки фильтра; 21 - фильтр системы изменения фаз газораспределения


Рис. 5.2. Блок цилиндров двигателя HR16DE: 1 - уплотнительное кольцо; 2 - трубка указателя уровня масла (мас­лоизмерительного щупа); 3 - указатель уровня масла (маслоизмерительный щуп); 4 - блок цилиндров; 5 - болты; 6 - датчик положения коленчатого вала; 7 - датчик детонации; 8 - датчик сигнальной лампы аварийного падения дав­ления в системе смазки; 9 - верхнее компрессионное кольцо; 10 - нижнее компрессионное кольцо; 11 - верхнее мас­лосъемное кольцо; 12 - расширитель масляных колец; 13 - нижнее маслосъемное кольцо; 14 - поршневой палец; 15 - поршень; 16 - шатун; 17 - прижимная пластина; 18 - ведущий диск гидротрансформатора (с автоматической ко­робкой передач); 19 - маховик двигателя (с механической коробкой передач); 20 - задний сальник коленчатого ва­ла; 21 - задающий диск датчика положения коленчатого вала; 22 - переходная втулка гидротрансформатора (с авто­матической коробкой передач); 23 - крышка коренного подшипника; 24 - крышка шатуна; 25 - шатунный вкладыш; 26 - вкладыш коренного подшипника; 27 - коленчатый вал; 28- шпонка; 29 - упорное полукольцо коленчатого вала



Распределительные валы литые, чугун­ные На распределительном валу впускных клапанов установлен механизм А изменения фаз газораспределения и задающее кольцо Б датчика положения распределительного вала.

Блок цилиндров (рис. 5.2) двигателя представляет собой единую отливу из специ­ального легкого алюминиевого сплава, обра­зующую цилиндры, рубашку охлаждения, верхнюю часть картера и пять опор коленча­того вала. В блоке цилиндров установлены тонкостенные чугунные гильзы. В нижней час­ти блока выполнено пять постелей коренных подшипников, крышки которых обработаны в сборе с блоком и невзаимозаменяемы На блоке цилиндров выполнены специальные приливы, фланцы и отверстия для крепления деталей, узлов и агрегатов, а также каналы главной масляной магистрали

Коленчатый вал 27 вращается в коренных подшипниках, имеющих тонкостенные сталь­ные вкладыши 26 с антифрикционным слоем Коленчатый вал двигателя зафиксирован от осевых перемещений двумя полукольца­ми 29. установленными в проточки постели среднего коренного подшипника.

Маховик 19 отлит из чугуна, установлен на заднем конце коленчатого вала 27 и закреп­лен шестью болтами через прижимную плас­тину 17. На маховик напрессован зубчатый обод для пуска двигателя стартером. На авто­мобили с автоматической коробкой передач вместо маховика устанавливают ведущий диск гидротрансформатора 18

Поршни 15 изготовлены из алюминиевого сплава На цилиндрической поверхности го­ловки поршня сделаны кольцевые канавки для маслосъемного 11, 12, 13 и двух компресси- онных9,10 колец. Поршни дополнительно ох­лаждаются маслом, подаваемым через от­верстие в верхней головке шатуна и разбрыз­гиваемым на днище поршня.

Поршневые пальцы ! 4 установлены в бо­бышках поршней с зазором и запрессованы с натягом в верхние головки шатунов, которые своими нижними головками соединены с ша­тунными шейками коленчатого вала через тонкостенные вкладыши 25, конструкция кото­рых аналогична коренным

Шатуны 16 стальные, кованые, со стерж­нем двутаврового сечения.

Система смазки комбинированная дробнее см «Система смазки», с 113).

Система вентиляции картера закрытого типа не сообщается непосредственно с атмо­сферой. поэтому одновременно с отсосом газов в картере образуется разрежение при всех режимах работы двигателя, что повыша­ет надежность различных уплотнений двига­теля и уменьшает выброс токсичных веществ в атмосферу

Система состоит из двух ветвей - большой и малой.

При работе двигателя на холостом ходу и в режимах малых нагрузок, когда разреже­ние во впускной трубе велико, картерные газы через клапан системы вентиляции картера двигателя, установленный на крышке головки блока цилиндров, по малой ветви системы всасываются впускной трубой. Клапан откры­вается в зависимости от разрежения во впу­скной трубе и таким образом регулирует по­ток картерных газов.

В режимах полных нагрузок, когда дроссель­ная заслонка открыта на большой угол, разре­жение во впускной трубе снижается, а в возду- хоподводяцем рукаве возрастает Картерные газы через шланг большой ветви, подсоеди­ненный к штуцеру на крышке головки блока, в основном поступают в воздухоподводящий рукав, а затем через дроссельный узел - во впускную трубу и в цилиндры двигателя.

Система охлаждения двигателя герме­тичная, с расширительным бачком. Состоит из рубашки охлаждения, выполненной в ли­тье и окружающей цилиндры в блоке, каме­ры сгорания и газовые каналы в головке блока цилиндров. Принудительную циркуля­цию охлаждающей жидкости обеспечивает поликлиновым ремнем центробежный водя­ной насос с приводом от коленчатого вала,

одновременно приводящим генератор в дей­ствие. Для поддержания нормальной рабочей температуры охлаждающей жидкости в систе­ме охлаждения установлен термостат, пере­крывающий большой круг системы при не- прогретом двигателе и низкой температуре охлаждающей жидкости

Система питания цвигателя состоит из эле­ктрического топливного насоса, установленно­го в топливном баке, дроссельного узла, филь­тра тонкой очистки топлива, расположенного в модуле топливного насоса, регулятора давле­ния топлива, форсунок и топливопроводов, а так же включает в себя воздушный фильтр.



Рис. 5.3. Элементы системы регулирования фаз газораспределения двигателя HR16DE: 1 - механизм изменения фаз газораспределения; 2 - цепь привода газораспределительного механизма; 3 - звездочка выпускного распреде­лительного вала; 4 - крышки подшипников распределительных валов; 5 - электромагнитный клапан системы регули­рования фаз газораспределения; 6 - передняя крышка подшипников распределительных валов



Система зажигания двигателя микро­процессорная. состоит из катушек и свечей зажигания. Катушками зажигания управляет электронный блок (контроллер) системы уп­равления двигателем. Система зажигания при эксплуатации не требует обслуживания и регулировки.

Силовой агрегат (двигатель с коробкой передач, сцеплением и главной передачей) установлен на трех опорах с эластичными резиновыми элементами: двух верхних боко­вых (правой и левой), воспринимающих ос­новную массу силового агрегата, и задней нижней, компенсирующей крутящий момент от трансмиссии и нагрузки, возникающие при трогании автомобиля с места, разгоне и торможении.


ПРИМЕЧАНИЕ

Расположение элементов системы регули­рования фаз газораспределения двигателя CR14DE несколько отличается. Электромаг­нитный клапан системы регулирования фаз газораспределения расположен в задней ча­сти головки блока цилиндров со стороны со­единения с впускной трубой, так как распре­делительный вал впускных клапанов распо­ложен с правой стороны двигателя.

Система изменения фаз газораспре­деления двигателей. Зга система позволя­ет установить оптимальные фазы газорас­пределения для каждого момента работы двигателя, чем, в свою очередь, достигается повышенная мощность, лучшая топливная

экономичность и меньшая токсичность отра­ботавших газов.

Рис. 5.4. Механизм изменения фаз газораспределе­ния: 1 - корпус механизма изменения фаз; 2 - ротор; 3 - масляный канал



Механизм изменения фаз газораспределе­ния (рис, 5.3), установленный на впускном распределительном валу, по сигналу элек­тронного блока управления двигателем пово­рачивает ва;- на необходимый угол в соответ­ствии с режимом работы двигателя

Механизм изменения фаз газораспределе­ния представляет собой гидравлический ме­ханизм, соединенный с системой смазки дви­гателя. Масло из системы смазки двигателя поступает через каналы в газораспредели­тельный механизм Ротор 2 (рис. 5.4) повора­чивает распределительный вал по команде блока управления двигателем.

Для определения мгновенного положения распределительного вала установлен дат­чик 15 (рис. 5.1) положения распределительно­го вала у задней части распределительного ва­ла. На шейке распределительного вала распо­ложено задающее кольцо датчика положения.


Рис. 5.5. Процесс изменения фазы газораспределения: А - установка впускного распределительного вала 8 положение раннего открытия клапанов газораспределения; Б - ус­тановка впускного распределительного вала в положение позднего открытия клапанов газораспределения; 1 - распределительный вал; 2 - механизм изменения фаз газораспре­деления; 3 - электромагнитный клапан системы регулирования фаз газораспределения


На головке блока цилиндров закреплен электромагнитный клапан, гидравлически уп­равляющий механизмом Электромагнитным клапаном, в свою очередь, управляет элек­тронный блок управления двигателем Применение механизма изменения фазы газораспределения обеспечивает плавное изменение угла установки впускного распре­делительного вала в положения раннего и по­зднего (рис. 5.5) открытия впускных клапанов Блок управления определяет положение впу­скного распределительного вала по сигналам датчика фазы и датчика положения коленчато­го вала и выдает команду на изменение поло­жения вала. В соответствии с этой командой перемещается золотник электромагнитного клапана, например, в направлении большего опережения открытия впускных клапанов


Рис. 5.6. Электромагнитный клапан системы изменения фаз газораспределения: 1 - пружина клапана; 2 - отвер­стие для слива масла; 3 - электромагнит; 4 - золотник клапана; 5 - кольцевая проточка, соединенная каналом в крышке головки блока цилиндров со второй рабочей камерой механизма изменения фаз газораспределения; 6 - кольцевая проточка для отвода масла; 7 - кольцевая проточка, соединенная каналом в крышке головки блока ци­линдров с первой рабочей камерой механизма изменения фаз газораспределения; 8- отверстие подвода масла из главной магистрали; А - полость, соединенная каналом в крышке головки блока цилиндров с первой рабочей каме­рой гидромуфты механизма изменения фаз газораспределения; В - полость, соединенная каналом в крышке головки блока цилиндров со второй рабочей камерой механизма изменения фаз газораспределения


При этом подаваемое под давлением масло поступает через канал в корпусе газораспре­делительного механизма в корпус механизма изменения фазы газораспределения и вызы­вает поворот распределительного вала в тре­буемом направлении. При перемещении зо­лотника в направлении, который соответству­ет более раннему открытию клапанов, канал для более позднего их открытия автоматичес­ки соединяется со сливным каналом. Если распределительный вал повернулся на требу­емый угол, золотник электромагнитного кла­пана (рис, 5.6) по команде блока управления устанавливается в положение, при котором масло поддерживается под давлением по обе стороны каждой из лопастей ротора муфты. Если требуется поворот распределительного вала в сторону более позднего открытия


2 Проверьте давление воздуха в шине. Для этого сбросьте показания манометра на ноль, нажав на специальную кнопку на корпусе ма­нометра..

Давление воздуха следует проверять только на холодных шинах. Шины можно считать хо­лодными, если после остановки автомобиля прошло не менее трех часов или если после длительной стоянки автомобиля вы проехали расстояние не более 1 км. После пробега авто­мобиля в несколько километров шины успеют нагреться и давление воздуха в них увеличит­ся на 30-40 кПа (0,3-0,4 кгс/см2) по сравне­нию с холодным состоянием. Это не является признаком неисправности. Не следует сни­жать давление воздуха в прогретых шинах для приведения его к номинальному значению, ко­торое установлено для холодных шин. В про­тивном случае шины будут эксплуатироваться при пониженном давлении воздуха.

Не забывайте проверять давление воздуха в запасном колесе одновременно с провер­кой остальных колес.

клапанов, процесс регулирования проводит­ся с подачей масла в обратном направлении Элементы системы изменения фаз газо­распределения (электромагнитные клапаны и механизмы динамического изменения по­ложения распределительных валов) пред­ставляют собой прецизионно изготовленные узлы. В связи с этим при выполнении техниче­ского обслуживания или ремонта системы из­менения фаз газораспределения допускает­ся лишь замена элементов системы в сборе.

В данном разделе описаны особенности ремонта и обслуживания двигателя, ремонт систем смазки, охлаждения, питания, замена уплотнений, цепи и привода газораспредели­тельного механизма, замена опор подвески силового агрегата, снятие и дефектовка махо­вика, коленчатого и распределительных валов В связи с тем, что для ремонта блока ци­линдров двигателя необходимо специальное оборудование, инструмент, высокая квалифи­кация исполнителя, обращайтесь на СТО.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

При известном навыке и внимательности мно­гие неисправности двигателя и его систем можно довольно точно определить по цвету дыма, выходящего из выхлопной трубы. Си­ний дым свидетельствует о попадании масла в камеры сгорания, причем постоянное дым­ление - признак сильного износа деталей ци­линдропоршневой группы. Появление дыма при перегазовках, после длительного прокру­чивания стартером, после долгой работы на холостом ходу или сразу после торможения двигателем указывает, как правило, на износ маслосъемных колпачков клапанов. Черный дым возникает из-за слишком богатой смеси вследствие неисправности системы управле­ния двигателем или форсунок. Сизый или гус­той белый дым с примесью влаги (особенно после перегрева двигателя) означает, что ох­лаждающая жидкость проникла в камеру сго­рания через поврежденную прокладку головки

блока цилиндров. При сильном повреждении этой прокладки жидкость иногда попадает и в масляный картер, уровень масла резко по­вышается, а само масло превращается в мут­ную белесую эмульсию. Белый дым (пар) при непрогретом двигателе во влажную или в хо­лодную погоду - нормальное явление. Довольно часто можно увидеть стоящий по­среди городской пробки автомобиль с откры­тым капотом, испускающий клубы пара. Пе­регрев. Лучше, конечно, этого не допускать, не пропустив момент загорания сигнальной лампы перегрева двигателя. Но никто не за­страхован от того, что может неожиданно от­казать термостат, электровентиляторы или просто потечь охлаждающая жидкость. Если вы упустили момент перегрева, не паникуйте и не усугубляйте ситуацию. Не так страшен перегрев, как его возможные последствия. Никогда сразу же не глушите двигатель - он получит тепловой удар и, возможно, остыв, вообще откажется заводиться. Остановив­шись, дайте ему поработать на холостых обо­ротах, тогда в системе сохранится циркуля­ция жидкости. Включите на максимальную мощность отопитель и откройте капот. Если есть возможность, поливайте радиатор хо­лодной водой. Только добившись снижения температуры, остановите двигатель. Но ни­когда сразу не открывайте пробку радиатора: на перегретом двигателе гейзер из-под от­крытой пробки обеспечен. Не спешите, дайте всему остыть, и вы сохраните не только здо­ровье машины, но и ваше собственное. Практически во всех инструкциях к автомо­билю содержится рекомендация - при пус­ке двигателя обязательно выжать сцепле­ние. Эта рекомендация оправдана только в случае пуска в сильный мороз, чтобы не тратить энергию аккумулятора на провора­чивание валов и шестерен коробки передач в загустевшем масле. В остальных случаях эта мера направлена лишь на то, чтобы ав­томобиль не тронулся, если по забывчивос­ти включена передача. Этот прием вреден для двигателя, так как при выжатом сцепле­нии через него на упорный подшипник ко­ленчатого вала передается значительное усилие, а при пуске (особенно холодном) смазка к нему долго не поступает. Подшип­ник быстро изнашивается, коленчатый вал получает осевой люфт, а трогание с места начинает сопровождаться сильной вибра­цией. Для того чтобы не портить двигатель, возьмите в привычку проверять перед пус­ком положение рычага переключения пере­дач и пускать двигатель при затянутом руч­ном тормозе, не выжимая сцепление без крайней необходимости.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
7 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности