Автомобиль Хендай Солярис. Система охлаждения двигателя G4FA, G4FC
Описание конструкции
Система охлаждения: 1 - отводящий шланг радиатора; 2 - шкив насоса охлаждающей жидкости; 3 - крышка термостата; 4 - шланг, соединяющий расширительный бачок с заливной горловиной; 5 - крышка заливной горловины; б - подводящий шланг радиатора; 7 - радиатор; 8 - расширительный банок
Система охлаждения - жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Состоит из расширительного бачка, насоса охлаждающей жидкости, рубашки охлаждения двигателя, термостата, соединительных шлангов и радиатора с электрическим вентилятором. К системе охлаждения подсоединен радиатор отопителя. Заправляется система охлаждающей жидкостью через отдельную заливную горловину, прикрепленную к впускному
трубопроводу и соединенную шлангами с выпускным патрубком головки блока цилиндров и радиатором. Расширительный бачок, закрепленный на кожухе вентилятора системы охлаждения, изготовлен из полупрозрачной пластмассы, что позволяет визуально контролировать уровень охлаждающей жидкости в бачке. Бачок служит для поддержания постоянного уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения. При нагревании жидкость в системе
Элементы системы охлаждения (вид с левой стороны двигателя): 1 - крыльчатка вентилятора; 2 - кожух вентилятора; 3 - дополнительный резистор; 4 - радиатор; 5 - подводящий шланг радиатора; 6 - заливная горловина; 7 - наливной шланг; 8 - выпускной патрубок; 9 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 10 - подводящий шланг радиатора отопителя; 11 - отводящий шланг радиатора отопителя; 12 - трубка подвода жидкости к насосу; 13 - шланг подвода жидкости к блоку подогрева дроссельного узла; 14 - шланг отвода жидкости от блока подогрева дроссельного узла
Шланги 1 и 2, присоединенные к штуцерам крышки расширительного бачка, связывают бачок с заливной горловиной системы охлаждения
По мере остывания двигателя
жидкость из бачка перетекает в систему охлаждения.
Герметичность системы охлаждения обеспечивается впускным и выпускным клапанами в крышке заливной горловины. Выпускной клапан
поддерживает повышенное (1,1 бар), по сравнению с атмосферным, давление в системе на горячем двигателе. За счет этого повышается температура кипения жидкости и уменьшаются паровые потери. Впускной клапан открывается при понижении давления в системе на остывающем двигателе. При утере крышки заливной горловины нельзя заменять ее герметичной крышкой без клапанов. Циркуляцию жидкости в системе охлаждения обеспечивает лопастной насос центробежного типа, крыльчатка которого приводится во вращение иоликлиновым ремнем от шкива привода вспомогательных агрегатов. Насос крепится к блоку цилиндров справа.
Насос охлаждающей жидкости: 1 - крыльчатка; 2 - корпус насоса; 3 - ступица
В корпусе насоса установлен валик, который вращается в закрытом подшипнике, не нуждающемся в пополнении смазки. На концы валика напрессованы ступица и крыльчатка. Уплотнение валика обеспечивается сальником насоса. В нижней части корпуса насоса выполнена полость, выходное отверстие которой закрыто заглушкой. При значительном износе уплотнения, когда жидкость просачивается через сальник уплотняющий валик, в полости постепенно накапливается жидкость. Когда
жидкость целиком заполнит полость, она начнет вытекать через контрольное отверстие в полости.
Элементы насоса охлаждающей жидкости: 1 - валик; 2 - ступица; 3 - контрольное отверстие; 4 - заглушка полости для накапливания жидкости; 5 - корпус |
Расположение термостата на блоке цилиндров (для наглядности показано на снятом двигателе): 1 - насос охлаждающей жидкости; 2 - блок цилиндров; 3 - трубка подвода жидкости к насосу из радиатора отопителя и блока подогрева дроссельного узла; 4 - крышка термостата
Это свидетельствует о необходимости замены насоса, т. к. ремонту он не подлежит. Насос прокачивает охлаждающую жидкость через рубашки охлаждения блока и головки блока цилиндров двигателя. Через выпускной патрубок, расположенный на левом торце головки блока цилиндров, жидкость поступает в радиатор системы охлаждения, в радиатор отопителя и блок подогрева дроссельного узла. Из радиатора системы охлаждения жидкость возвращается к насосу через термостат, а из радиатора отопителя и блока подогрева дроссельного узла - через трубку, расположенную на передней стенке блока цилиндров под впускным трубопроводом. Термостат способствуег ускорению прогрева двигателя, автоматическому поддержанию его теплового режима в заданных пределах и регулирует количество жидкости, проходящей через радиатор. Внутри термостата установлен металлический баллон
с термочувствительным наполнителем. Баллон герметично закрыт резиновой вставкой. При нагревании наполнитель расплавляется и увеличивает свой объем, сдавливая вставку. Резиновая вставка деформируется и выталкивает шток, открывая клапан термостата. На непрогретом двигателе клапан термостата закрыт и перекрывает поток охлаждающей жидкости через радиатор системы охлаждения.
Термостат: 1 - клапан термостата; 2 - уплотнительная прокладка; 3 - дренажный клапан
Радиатор: 1 - пробка сливного отверстия; 2 - левый бачок радиатора; 3 - подводящий патрубок радиатора; 4 - правый бачок радиатора; 5 - отводящий патрубок радиатора
При этом вся жидкость циркулирует по малому кругу, вклю
чающему в себя рубашку охлаждения двигателя, выпускной патрубок, радиатор отопителя и блок подогрева дроссельного узла, а затем по трубке возвращается к насосу. По мере прогрева двигателя, когда температура охлаждающей жидкости достигнет 82±1,5 °С клапан термостата начинает открываться, пропуская поток жидкости в радиатор системы охлаждения. При температуре 95 °С клапан термостата полностью открывается (полный ход штока клапана 8 мм) и жидкость поступает в радиатор системы охлаждения, где отдает тепло окружающему воздуху. Движение жидкости через рубашку охлаждения двигателя и радиатор системы охлаждения образует большой круг циркуляции. Закрывается клапан термостата при температуре жидкости 80 °С. Через блок подогрева дроссельного узла и радиатор отопителя жидкость циркулирует постоянно и нс зависит от положения клапана термостата. Радиатор системы охлаждения состоит из двух вертикально расположенных пластмассовых бачков, соединенных алюминиевыми трубками с охлаждающими пласти-
нами, расположенными в один ряд. Жидкость поступает в радиатор через патрубок левого бачка, а отводится через патрубок правого бачка. Для слива охлаждающей жидкости из системы внизу левого бачка имеется сливное отверстие, закрытое пробкой.
Электрический вентилятор установлен в кожухе за радиатором. Работой вентилятора управляет электронный блок управления (ЭБУ) двигателем, который через реле КЗ или К8 обеспечивает вращение крыльчатки вентилятора с одной из двух скоростей
Вентилятор с кожухом в сборе: 1 - кожух вентилятора; 2 - крыльчатка вентилятора; 3 - дополнительный резистор |
(низкой и высокой) в зависимости от условий работы двигателя. Работу вентилятора на низкой скорости обеспечивает дополнительный резистор, установленный на кожухе радиатора.
Датчик температуры охлаждающей жидкости ввернут в отверстие выпускного патрубка системы охлаждения.
Датчик выдает информацию на указатель температуры в комбинации приборов, сигнализатор перегрева двигателя и электронный блок системы управления двигателем.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст