Автомобиль Opel Corsa. СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ, ОТОПЛЕНИЯ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ

Opel Corsa. СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ, ОТОПЛЕНИЯ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ


ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА

Система вентиляции салона автомобиля Opel Corsa приточно-вытяжного типа.

Решетка воздухозаборника 3 (рис. 12.1) рас­положена в коробе перед ветровым стеклом. Приток воздуха через воздухозаборник осуще­ствляется как естественным путем, за счет на­пора встречного потока воздуха, так и принуди­тельно при включении электрического вентиля­тора 5 системы отопления и вентиляции.

Вытяжная вентиляция кузова осуществля­ется через дефлекторы с клапанами, которые установлены на задней стенке кузова, и имеет выход в полость заднего бампера.

ПРИМЕЧАНИЕ


Вид вытяжных дефлекторов со стороны зад­него бампера (бампер снят).

Управление системой отопления и вентиля­ции салона выполнено автономно от системы кондиционирования воздуха. В то же время основные элементы отопителя работают и при включении кондиционера. Узлы отопи­теля л испарителя кондиционера выполнены в одном блоке.

Основные узлы отопителя:

- теплообменник (радиатор) 6 (рис. 12.2) отопителя, предназначенный для нагревания поступающего в салон воздуха теплом охлаж­дающей двигатель жидкости Теплообменник соединен с системой охлаждения двигателя двумя шлангами;

- вентилятор (воздухонагнетатель) 11. Электродвигатель 12 вентилятора с возбуж­дением от постоянных магнитов, обеспечи­вающий регулируемую подачу наружного воздуха к заслонкам отопителя и кондицио­нера. Для получения изменяемых значений частоты вращения вентилятора в цепи пита­ния электродвигателя установлен электрон­ный регулятор;

- заслонка 15 регулятора температуры воз­духа. поступающего из отопителя в салон. От изменения ее положения зависит количе­ство воздуха, проходящего через теплооб-

менник отопителя, и наружного воздуха, про­ходящего в обход теплообменника;

- заслонки 2 распределения воздуха, по­ступающего из отопителя по воздуховодам в салон или для обдува ветрового стекла.

Панель блока управления системой венти­ляции, отопления и кондиционирования воз­духа в салоне автомобиля установлена на консоли панели приборов.

Регулятор 5 (рис. 12.3) распределения по­токов воздуха и регулятор 1 температуры уп­равляют заслонками отопителя посредством тросовых приводов.

Переключатель 4 интенсивности подачи воздуха в салон работает независимо от по­ложения регуляторов распределения воздуха и температуры и управляет скоростью венти­лятора, изменяя напряжение в цепи питания электродвигателя.

При нажатии кнопки 3 выключателя режи­ма рециркуляции воздуха приток наружного воздуха в салон прекращается, при этом




Рис. 12.1. Блок системы отопления, кондиционирования и вентиляции (вид со снятой панелью приборов):

1 - воздуховод подачи воздуха на сопла обдува ветрового стекла и сопла обдува стекол передних дверей; 2 - возду­ховод подачи воздуха на центральные и боковые сопла панели приборов; 3 - воздуховод забора наружного воздуха; 4 - воздухозаборник в салоне автомобиля; 5 - электродвигатель вентилятора; б, 8 - воздуховоды подачи воздуха в ноги водителя и переднего пассажира; 7 - воздуховоды подачи воздуха в ноги задних пассажиров


в блок системы отопления и кондициониро­вания воздух поступает из салона автомоби­ля. Этот режим предназначен для скорей­шего охлаждения воздуха в салоне в жаркую погоду, а также в некоторых случаях для пре­дотвращения проникновения в салон пыли и запахов. Включение и выключение режима рециркуляции допустимо в любой момент и не влияет на работу блока системы отоп­ления и кондиционирования.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ___________________

Следует помнить, что длительное использова­ние системы рециркуляции приводит к накоп­лению в салоне автомобиля продуктов дыхания и дискомфортному состоянию пассажиров.

Не следует применять режим рециркуляции в холодную погоду во избежание образова­ния влаги и льда на стеклах окон.

Системой кондиционирования воздуха уп­равляют расположенной на панели кнопкой 2 выключателя кондиционера.

ПРИМЕЧАНИЕ_________________________

Кондиционер не включается, если переклю­чатель режимов работы вентилятора уста­новлен в положение «О» (вентилятор выклю­чен). Это предусмотрено конструкцией и не является признаком неисправности.

Система кондиционирования, установлен­ная на автомобиле Opel Corsa, компрессор­ного типа.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ____________________

Система кондиционирования заправлена хла­дагентом под высоким давлением. Попада­ние жидкого хладагента на кожные покровы человека вызывает сильное обморожение. Поэтому все работы, связанные с обслужива­нием, ремонтом или демонтажем элементов системы кондиционирования, проводите по возможности в специализированных сер­висных центрах, оборудованных профессио­нальным технологическим оборудованием. При проведении работ своими силами прини­майте меры предосторожности. Работайте в защитных очках.

Принципиальная схема движения хладаген­та в системе кондиционирования воздуха приведена на рис. 12.4.



Рис. 12.3. Панель блока управления системой вентиляции, отопления и кондиционирования: 1 - регулятор тем­пературы воздуха; 2 - выключатель кондиционера; 3 - выключатель режима рециркуляции; 4 - переключатель режи­мов работы вентилятора; 5 - регулятор распределения потоков воздуха



Рис. 12.2. Схема движения воздушных потоков в системе вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха: 1 - дефлекторы обдува ветрового стекла; 2 - заслонки распределения воздушных потоков к дефлектораи ветрового стекла и к дефлекторам панели приборов; 3 - дефлекторы панели приборов; 4 - воздуховоды обогрева зоны ног во­дителя и пассажиров; 5 - заслонка распределения воздушных потоков к дефлекторам панели приборов и к воздуховодам обогрева зоны ног водителя и пассажиров; 6 - радиа­тор отопителя; 7 - салонный воздушный фильтр; 8 - заслонка системы рециркуляции; 9 - короб воздухопритока; 10 - воздухозаборник в салоне автомобиля; 11 -крыльчатка вентилятора; 12 - электродвигатель вентилятора; 13 - испаритель кондиционера; 14 - дренажное отверстие для слива конденсата; 15 - заслонка регулятора температуры; 16 - корпус блока системы отопления и кондиционирования


Компрессор 7 (см. рис. 12.4) установлен на двигателе и приводится во вращение поли- клинсвым ремнем привода вспомогательных агрегатов. Компрессор аксиально-поршнево- го типа. Вал компрессора установлен в алю­миниевом корпусе на двух игольчатых подшип­никах и уплотнен со стороны шкива привода сальником. В компрессоре пять поршней с те­флоновыми уплотнительными кольцами. Кла­паны лепесткового типа. Регулятор произво­дительности с электрическим управлением встроен в корпус компрессора.

Шкив привода установлен на двухрядном шариковом подшипнике и при работающем двигателе постоянно вращается. Крутящий момент от шкива к валу компрессора переда­ется через демпфер к ведомому диску, кото­рый, в свою очередь, жестко напрессован на вал компрессора. Включением компрессо­ра управляет электромагнитный клапан, уста­новленный в коргусе компрессора. Компрес­сор обеспечивает циркуляцию хладагента по системе и создает давление, необходимое для перетекания хладагента через отверстие терморегулирующего клапана.

Конденсор (радиатор кондиционера) 5 многопоточного типа. Установлен перед ра­диатором системы охлаждения двигателя по направлению движения автомобиля. Соты конденсора изготовлены из плоских тонко­стенных алюминиевых трубок с внутренними продольными перегородками для жесткости и наружным оребрением для улучшения теп­лообмена. Бачки алюминиевые, с фланцем


Рис. 12.4. Принципиальная схема движения хладагента в системе кондиционирования воздуха: 1 - комбиниро­ванный датчик давления; 2 - участок трубопровода высокого давления; 3 - ресивер-осушитель; 4 - сервисный кла­пан линии высокого давления; 5 - конденсор (радиатор кондиционера); 6 - вентилятор конденсора и радиатора си­стемы охлаждения; 7 - компрессор кондиционера; 8 - участок трубопровода низкого давления; 9 - сервисный кла­пан линии низкого давления; 10 - вентилятор отопителя; 11 - испаритель; 12 - терморегулирующий клапан


для подсоединения трубок. По высоте бачки разделены на секции, поэтому, проходя через конденсор, поток хладагента несколько раз меняет направление. В конденсоре происхо­дит конденсация паров сжатого компрессо­ром хладагента и отвод выделяющегося при этом тепла в окружающий воздух.

При включении кондиционера блок управ­ления двигателем включает цепь питания дополнительного вентилятора 6 радиатора охлаждения двигателя. Это улучшает тепло­обмен в конденсоре и снижает давление в системе кондиционера.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ________________

Не реже одного раза в год, лучше перед на­чалом летней эксплуатации, промывайте оребрение сот конденсора от налипшей гря­зи, пыли и противогололедных реагентов. Это улучшит теплообмен, снизит давление в системе и увеличит срок службы элемен­тов системы.

Не применяйте для мойки конденсора мою­щие установки со струей воды с высоким давлением. Это может привести к поврежде­нию тонкостенных пластин оребрения.

Даже при регулярной мойке необходимость замены конденсора возникает гораздо ча­ще, чем этого хотелось бы. Дело в том,


что он первым принимает на себя поток про­тивогололедных реагентов, грязи и камеш­ков с дороги. А трубки у него тоненькие... В большинстве случаев конденсор повреж­дается коррозией на третий-четвертый год эксплуатации.

Если в результате коррозии конденсор поте­ряет герметичность, то ремонтировать его себе дороже. Даже если мастеру аргоновой сварки удастся залатать дыру, то вскоре воз­можно появление течи в другом месте. Кста­ти, давление в системе в жаркие дни может доходить до 25-30 атм.

Кроме того, следует учитывать сложную структуру трубки конденсора: вдоль она раз­делена перегородками на каналы, поэтому велика вероятность, что после сварки часть каналов будет перекрыта. Соответственно упадет рассеиваемая мощность и ухудшится работа кондиционера, особенно в пробках и в жаркую погоду.

После каждого эксперимента с латанием конденсора нужно будет оплатить сварку, монтаж-демонтаж конденсора и заправку системы хладагентом. Так что лучше сразу установить новый. Вместо дорогого ориги­нального вполне можно купить более деше­вый конденсор от авторизованных произво­дителей запасных частей.


Ресивер-осушитель 3 установлен на кон­денсоре с левой стороны и составляет с ним неразборный блок. Корпус ресивера нераз­борный, изготовлен из алюминиевого сплава. Внутри корпуса находятся фильтрующий эле­мент и полость, заполненная гранулами осу­шителя (силикагеля). Проходящий через ре­сивер сжиженный хладагент очищается от возможных примесей, грязи и влаги.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ

В случае ремонта или замены элементов си­стемы кондиционирования, если система кондиционирования находилась в открытом состоянии (были сняты какие-либо узлы, разрушены трубопроводы и т.п.), фильтрую­щий элемент ресивера-осушителя (карт­ридж) подлежит замене. Без этого после за­правки системы хладагент не будет осушать­ся, и внутри системы могут образоваться кислоты, которые будут разрушать изнутри детали кондиционера. Приобретая новый фильтрующий элемент (картридж), убеди­тесь, что он в герметичной упаковке. Фильт­рующий элемент, хранившийся без упаков­ки, для использования не пригоден, даже ес­ли он совершенно новый и чистый.

Терморегулирующий клапан 12 блочного типа расположен в корпусе испарителя. Кла­пан крепится к трубопроводам с помощью фланцевых соединений. Пройдя через дроссе­лирующее отверстие в корпусе клапана, жид­кий хладагент резко снижает свое давление и начинает кипеть. В корпусе клапана установ­лен регулирующий элемент, изменяющий про­ходное сечение дросселирующего отверстия в зависимости от давления и температуры хла­дагента. Регулирующий элемент настраивает­ся на заводе-изготовителе и в процессе экс­плуатации не подлежит регулировке.

Испаритель 11 расположен под панелью приборов в общем с радиатором отопителя пластмассовом разборном корпусе. Он изго­товлен из алюминиевых трубок с наружным оребрением для улучшения теплообмена. Проходя по трубкам испарителя, кипящий хладагент активно поглощает тепло из возду­ха, обдувающего наружную оребренную по­верхность трубок. Воздух охлаждается и вен­тилятором подается в салон автомобиля.

Нагнетающий вентилятор 10 установлен в пластмассовом корпусе, расположенном под панелью гриборов


Датчик электронного термостата за­креплен на поверхности испарителя. Термо­стат контролирует температуру выходящего из испарителя воздуха и при снижении темпе­ратуры ниже точки обмерзания подает в блок управления двигателем сигнал для выключе­ния компрессора кондиционера - происходит оттаивание испарителя.

При охлаждении проходящего через испари­тель воздуха содержащиеся в нем водяные пары конденсируются. Конденсат через дре­нажную трубку, расположенную сбоку тоннеля пола над термоэкраном дополнительного глу­шителя, сливается под днище автомобиля. При высокой влажности окружающего воздуха под автомобилем может образоваться лужа воды, что является косвенным признаком ис­правности системы кондиционирования.

В процессе эксплуатации автомобиля на влажную от конденсата наружную поверх­ность испарителя оседают частицы дорож­ной грязи и пыли.

Этот слой становится прекрасной средой для жизни и бурного размножения гнилостных бактерий и грибковых культур. Со временем в автомобиле появляется неприятный запах. Особенно сильно он ощущается в момент вы­ключения кондиционера и во влажную погоду.

Для того чтобы максимально снизить риск возникновения этой проблемы, при покупке но­вого автомобиля необходимо провести профи­лактическую обработку испарителя специаль­ными химическими препаратами, регулярно прочищать дренажную трубку. Если запах все же появился, несмотря на принятые меры, обратитесь в специализированный сервис по ремонту автомобильных кондиционеров для промывки испарителя. При очень сильном за­грязнении испаритель придется заменить.

Трубопроводы соединяют все элементы системы кондиционирования в единый гер­метичный контур. Трубопроводы изготовлены из алюминиевых сплавов. Для соединения взаимоподвижных элементов системы в тру­бопроводы на некоторых участках включены гибкие вставки из синтетических материалов.

В местах соединений отдельных элементов системы установлены уплотнительные кольца круглого сечения из неопрена. Во время ре­монта системы при разьединении участков трубопроводов уплотнительные кольца под­лежат обязательной замене.

Уплотнительные кольца и поверхности разъ­емов должны быть в идеальном состоянии. Заусенец, частица грязи или следы корро­зии на уплотняющей поверхности могут при­вести к утечке хладагента.

Перед установкой смазывайте уплотнитель­ные кольца чистым маслом для компрессора.



На трубопроводах также расположены два сервисных клапана 4 и 9 (см. рис. 12.4) для подсоединения диагностического и запра­вочного оборудования. Клапаны закрыты резьбовыми колпачками для предохранения их от попадания грязи.

Проверять наличие хладагента в системе пу­тем нажатия на золотники сервисных клапа­нов запрещено!

Датчик давления 1 комбинированного ти­па установлен на корпусе ресивера-осушите- ля в моторном отсеке. Датчик принудительно отключает компрессор кондиционера при па­дении давления (разгерметизации системы) (давление не больше 1,7 кгс/см2) и при ава­рийном увеличении давления (не менее 27 кгс/см2) в системе с целью защиты ком­прессора от перегрузок.

ПРИМЕЧАНИЕ_________________________

Датчик ввернут в резьбовое отверстие шту­цера трубопровода высокого давления без запирающего клапана, поэтому при замене или снятии датчика для проверки необходи­мо удалить хладагент из системы.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ____________________

При выворачивании и вворачивании датчика используйте два ключа соответствующего размера для предупреждения проворачива­ния резьбового штуцера трубопровода и по­вреждения элементов системы.

Система заправлена хладагентом R 134а. Категорически запрещается использовать в системе хладагенты других типов. В хлада­гент добавлено специальное масло для смаз­ки компрессора.

ПРИМЕЧАНИЯ________________________

В процессе эксплуатации автомобильного кондиционера периодически возникают си­туации, когда требуется обслуживание сис­темы кондиционирования или ее ремонт. Для этого используется современное диагности­ческое и ремонтное оборудование. Самая распространенная ситуация - это разгерме­тизация системы и выход из нее хладагента.

Для обнаружения мест утечки используются высокочувствительные галогеновые течеис- катели со звуковой индикацией.

В некоторых сложных случаях применяется метод ультрафиолетовой диагностики гер­метичности автокондиционера. Он состоит в том, что в систему в микродозах вводится специальный краситель и места утечки хла­дагента становятся видны в свете ультрафи­олетовых лучей.

После ремонта автокондиционера необходи­мо провести вакуумирование и заправку сис­темы соответствующим хладагентом (R134a). Объем заправки автокондиционера для каждой модели автомобиля индивиду­ален. Для проведения высококачественной заправки автомобильного кондиционера необходимы:

- прецизионные манометрические блоки;


- - мощный вакуумный насос;

- высокоточные весы.

В связи со специфическими особенностями ремонта системы кондиционирования в дан­ном разделе описаны только работы по сня­тию и установке отдельных элементов и блока управления системой. Работы, связанные с заправкой системы хладагентом, проводите в специализированных сервисных центрах.


Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
1 посетитель считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности