Автомобиль Opel Corsa. СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ, ОТОПЛЕНИЯ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ
Opel Corsa. СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ, ОТОПЛЕНИЯ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ
Система вентиляции салона автомобиля Opel Corsa приточно-вытяжного типа.
Решетка воздухозаборника 3 (рис. 12.1) расположена в коробе перед ветровым стеклом. Приток воздуха через воздухозаборник осуществляется как естественным путем, за счет напора встречного потока воздуха, так и принудительно при включении электрического вентилятора 5 системы отопления и вентиляции.
Вытяжная вентиляция кузова осуществляется через дефлекторы с клапанами, которые установлены на задней стенке кузова, и имеет выход в полость заднего бампера.
ПРИМЕЧАНИЕ |
Вид вытяжных дефлекторов со стороны заднего бампера (бампер снят).
Управление системой отопления и вентиляции салона выполнено автономно от системы кондиционирования воздуха. В то же время основные элементы отопителя работают и при включении кондиционера. Узлы отопителя л испарителя кондиционера выполнены в одном блоке.
Основные узлы отопителя:
- теплообменник (радиатор) 6 (рис. 12.2) отопителя, предназначенный для нагревания поступающего в салон воздуха теплом охлаждающей двигатель жидкости Теплообменник соединен с системой охлаждения двигателя двумя шлангами;
- вентилятор (воздухонагнетатель) 11. Электродвигатель 12 вентилятора с возбуждением от постоянных магнитов, обеспечивающий регулируемую подачу наружного воздуха к заслонкам отопителя и кондиционера. Для получения изменяемых значений частоты вращения вентилятора в цепи питания электродвигателя установлен электронный регулятор;
- заслонка 15 регулятора температуры воздуха. поступающего из отопителя в салон. От изменения ее положения зависит количество воздуха, проходящего через теплооб-
менник отопителя, и наружного воздуха, проходящего в обход теплообменника;
- заслонки 2 распределения воздуха, поступающего из отопителя по воздуховодам в салон или для обдува ветрового стекла.
Панель блока управления системой вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха в салоне автомобиля установлена на консоли панели приборов.
Регулятор 5 (рис. 12.3) распределения потоков воздуха и регулятор 1 температуры управляют заслонками отопителя посредством тросовых приводов.
Переключатель 4 интенсивности подачи воздуха в салон работает независимо от положения регуляторов распределения воздуха и температуры и управляет скоростью вентилятора, изменяя напряжение в цепи питания электродвигателя.
При нажатии кнопки 3 выключателя режима рециркуляции воздуха приток наружного воздуха в салон прекращается, при этом
Рис. 12.1. Блок системы отопления, кондиционирования и вентиляции (вид со снятой панелью приборов):
1 - воздуховод подачи воздуха на сопла обдува ветрового стекла и сопла обдува стекол передних дверей; 2 - воздуховод подачи воздуха на центральные и боковые сопла панели приборов; 3 - воздуховод забора наружного воздуха; 4 - воздухозаборник в салоне автомобиля; 5 - электродвигатель вентилятора; б, 8 - воздуховоды подачи воздуха в ноги водителя и переднего пассажира; 7 - воздуховоды подачи воздуха в ноги задних пассажиров
в блок системы отопления и кондиционирования воздух поступает из салона автомобиля. Этот режим предназначен для скорейшего охлаждения воздуха в салоне в жаркую погоду, а также в некоторых случаях для предотвращения проникновения в салон пыли и запахов. Включение и выключение режима рециркуляции допустимо в любой момент и не влияет на работу блока системы отопления и кондиционирования.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ___________________
Следует помнить, что длительное использование системы рециркуляции приводит к накоплению в салоне автомобиля продуктов дыхания и дискомфортному состоянию пассажиров.
Не следует применять режим рециркуляции в холодную погоду во избежание образования влаги и льда на стеклах окон.
Системой кондиционирования воздуха управляют расположенной на панели кнопкой 2 выключателя кондиционера.
ПРИМЕЧАНИЕ_________________________
Кондиционер не включается, если переключатель режимов работы вентилятора установлен в положение «О» (вентилятор выключен). Это предусмотрено конструкцией и не является признаком неисправности.
Система кондиционирования, установленная на автомобиле Opel Corsa, компрессорного типа.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ____________________
Система кондиционирования заправлена хладагентом под высоким давлением. Попадание жидкого хладагента на кожные покровы человека вызывает сильное обморожение. Поэтому все работы, связанные с обслуживанием, ремонтом или демонтажем элементов системы кондиционирования, проводите по возможности в специализированных сервисных центрах, оборудованных профессиональным технологическим оборудованием. При проведении работ своими силами принимайте меры предосторожности. Работайте в защитных очках.
Принципиальная схема движения хладагента в системе кондиционирования воздуха приведена на рис. 12.4.
Рис. 12.3. Панель блока управления системой вентиляции, отопления и кондиционирования: 1 - регулятор температуры воздуха; 2 - выключатель кондиционера; 3 - выключатель режима рециркуляции; 4 - переключатель режимов работы вентилятора; 5 - регулятор распределения потоков воздуха
Рис. 12.2. Схема движения воздушных потоков в системе вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха: 1 - дефлекторы обдува ветрового стекла; 2 - заслонки распределения воздушных потоков к дефлектораи ветрового стекла и к дефлекторам панели приборов; 3 - дефлекторы панели приборов; 4 - воздуховоды обогрева зоны ног водителя и пассажиров; 5 - заслонка распределения воздушных потоков к дефлекторам панели приборов и к воздуховодам обогрева зоны ног водителя и пассажиров; 6 - радиатор отопителя; 7 - салонный воздушный фильтр; 8 - заслонка системы рециркуляции; 9 - короб воздухопритока; 10 - воздухозаборник в салоне автомобиля; 11 -крыльчатка вентилятора; 12 - электродвигатель вентилятора; 13 - испаритель кондиционера; 14 - дренажное отверстие для слива конденсата; 15 - заслонка регулятора температуры; 16 - корпус блока системы отопления и кондиционирования
Компрессор 7 (см. рис. 12.4) установлен на двигателе и приводится во вращение поли- клинсвым ремнем привода вспомогательных агрегатов. Компрессор аксиально-поршнево- го типа. Вал компрессора установлен в алюминиевом корпусе на двух игольчатых подшипниках и уплотнен со стороны шкива привода сальником. В компрессоре пять поршней с тефлоновыми уплотнительными кольцами. Клапаны лепесткового типа. Регулятор производительности с электрическим управлением встроен в корпус компрессора.
Шкив привода установлен на двухрядном шариковом подшипнике и при работающем двигателе постоянно вращается. Крутящий момент от шкива к валу компрессора передается через демпфер к ведомому диску, который, в свою очередь, жестко напрессован на вал компрессора. Включением компрессора управляет электромагнитный клапан, установленный в коргусе компрессора. Компрессор обеспечивает циркуляцию хладагента по системе и создает давление, необходимое для перетекания хладагента через отверстие терморегулирующего клапана.
Конденсор (радиатор кондиционера) 5 многопоточного типа. Установлен перед радиатором системы охлаждения двигателя по направлению движения автомобиля. Соты конденсора изготовлены из плоских тонкостенных алюминиевых трубок с внутренними продольными перегородками для жесткости и наружным оребрением для улучшения теплообмена. Бачки алюминиевые, с фланцем
Рис. 12.4. Принципиальная схема движения хладагента в системе кондиционирования воздуха: 1 - комбинированный датчик давления; 2 - участок трубопровода высокого давления; 3 - ресивер-осушитель; 4 - сервисный клапан линии высокого давления; 5 - конденсор (радиатор кондиционера); 6 - вентилятор конденсора и радиатора системы охлаждения; 7 - компрессор кондиционера; 8 - участок трубопровода низкого давления; 9 - сервисный клапан линии низкого давления; 10 - вентилятор отопителя; 11 - испаритель; 12 - терморегулирующий клапан
для подсоединения трубок. По высоте бачки разделены на секции, поэтому, проходя через конденсор, поток хладагента несколько раз меняет направление. В конденсоре происходит конденсация паров сжатого компрессором хладагента и отвод выделяющегося при этом тепла в окружающий воздух.
При включении кондиционера блок управления двигателем включает цепь питания дополнительного вентилятора 6 радиатора охлаждения двигателя. Это улучшает теплообмен в конденсоре и снижает давление в системе кондиционера.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ________________
Не реже одного раза в год, лучше перед началом летней эксплуатации, промывайте оребрение сот конденсора от налипшей грязи, пыли и противогололедных реагентов. Это улучшит теплообмен, снизит давление в системе и увеличит срок службы элементов системы.
Не применяйте для мойки конденсора моющие установки со струей воды с высоким давлением. Это может привести к повреждению тонкостенных пластин оребрения.
Даже при регулярной мойке необходимость замены конденсора возникает гораздо чаще, чем этого хотелось бы. Дело в том,
что он первым принимает на себя поток противогололедных реагентов, грязи и камешков с дороги. А трубки у него тоненькие... В большинстве случаев конденсор повреждается коррозией на третий-четвертый год эксплуатации.
Если в результате коррозии конденсор потеряет герметичность, то ремонтировать его себе дороже. Даже если мастеру аргоновой сварки удастся залатать дыру, то вскоре возможно появление течи в другом месте. Кстати, давление в системе в жаркие дни может доходить до 25-30 атм.
Кроме того, следует учитывать сложную структуру трубки конденсора: вдоль она разделена перегородками на каналы, поэтому велика вероятность, что после сварки часть каналов будет перекрыта. Соответственно упадет рассеиваемая мощность и ухудшится работа кондиционера, особенно в пробках и в жаркую погоду.
После каждого эксперимента с латанием конденсора нужно будет оплатить сварку, монтаж-демонтаж конденсора и заправку системы хладагентом. Так что лучше сразу установить новый. Вместо дорогого оригинального вполне можно купить более дешевый конденсор от авторизованных производителей запасных частей.
Ресивер-осушитель 3 установлен на конденсоре с левой стороны и составляет с ним неразборный блок. Корпус ресивера неразборный, изготовлен из алюминиевого сплава. Внутри корпуса находятся фильтрующий элемент и полость, заполненная гранулами осушителя (силикагеля). Проходящий через ресивер сжиженный хладагент очищается от возможных примесей, грязи и влаги.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
В случае ремонта или замены элементов системы кондиционирования, если система кондиционирования находилась в открытом состоянии (были сняты какие-либо узлы, разрушены трубопроводы и т.п.), фильтрующий элемент ресивера-осушителя (картридж) подлежит замене. Без этого после заправки системы хладагент не будет осушаться, и внутри системы могут образоваться кислоты, которые будут разрушать изнутри детали кондиционера. Приобретая новый фильтрующий элемент (картридж), убедитесь, что он в герметичной упаковке. Фильтрующий элемент, хранившийся без упаковки, для использования не пригоден, даже если он совершенно новый и чистый.
Терморегулирующий клапан 12 блочного типа расположен в корпусе испарителя. Клапан крепится к трубопроводам с помощью фланцевых соединений. Пройдя через дросселирующее отверстие в корпусе клапана, жидкий хладагент резко снижает свое давление и начинает кипеть. В корпусе клапана установлен регулирующий элемент, изменяющий проходное сечение дросселирующего отверстия в зависимости от давления и температуры хладагента. Регулирующий элемент настраивается на заводе-изготовителе и в процессе эксплуатации не подлежит регулировке.
Испаритель 11 расположен под панелью приборов в общем с радиатором отопителя пластмассовом разборном корпусе. Он изготовлен из алюминиевых трубок с наружным оребрением для улучшения теплообмена. Проходя по трубкам испарителя, кипящий хладагент активно поглощает тепло из воздуха, обдувающего наружную оребренную поверхность трубок. Воздух охлаждается и вентилятором подается в салон автомобиля.
Нагнетающий вентилятор 10 установлен в пластмассовом корпусе, расположенном под панелью гриборов
Датчик электронного термостата закреплен на поверхности испарителя. Термостат контролирует температуру выходящего из испарителя воздуха и при снижении температуры ниже точки обмерзания подает в блок управления двигателем сигнал для выключения компрессора кондиционера - происходит оттаивание испарителя.
При охлаждении проходящего через испаритель воздуха содержащиеся в нем водяные пары конденсируются. Конденсат через дренажную трубку, расположенную сбоку тоннеля пола над термоэкраном дополнительного глушителя, сливается под днище автомобиля. При высокой влажности окружающего воздуха под автомобилем может образоваться лужа воды, что является косвенным признаком исправности системы кондиционирования.
В процессе эксплуатации автомобиля на влажную от конденсата наружную поверхность испарителя оседают частицы дорожной грязи и пыли.
Этот слой становится прекрасной средой для жизни и бурного размножения гнилостных бактерий и грибковых культур. Со временем в автомобиле появляется неприятный запах. Особенно сильно он ощущается в момент выключения кондиционера и во влажную погоду.
Для того чтобы максимально снизить риск возникновения этой проблемы, при покупке нового автомобиля необходимо провести профилактическую обработку испарителя специальными химическими препаратами, регулярно прочищать дренажную трубку. Если запах все же появился, несмотря на принятые меры, обратитесь в специализированный сервис по ремонту автомобильных кондиционеров для промывки испарителя. При очень сильном загрязнении испаритель придется заменить.
Трубопроводы соединяют все элементы системы кондиционирования в единый герметичный контур. Трубопроводы изготовлены из алюминиевых сплавов. Для соединения взаимоподвижных элементов системы в трубопроводы на некоторых участках включены гибкие вставки из синтетических материалов.
В местах соединений отдельных элементов системы установлены уплотнительные кольца круглого сечения из неопрена. Во время ремонта системы при разьединении участков трубопроводов уплотнительные кольца подлежат обязательной замене.
Уплотнительные кольца и поверхности разъемов должны быть в идеальном состоянии. Заусенец, частица грязи или следы коррозии на уплотняющей поверхности могут привести к утечке хладагента.
Перед установкой смазывайте уплотнительные кольца чистым маслом для компрессора.
На трубопроводах также расположены два сервисных клапана 4 и 9 (см. рис. 12.4) для подсоединения диагностического и заправочного оборудования. Клапаны закрыты резьбовыми колпачками для предохранения их от попадания грязи.
Проверять наличие хладагента в системе путем нажатия на золотники сервисных клапанов запрещено!
Датчик давления 1 комбинированного типа установлен на корпусе ресивера-осушите- ля в моторном отсеке. Датчик принудительно отключает компрессор кондиционера при падении давления (разгерметизации системы) (давление не больше 1,7 кгс/см2) и при аварийном увеличении давления (не менее 27 кгс/см2) в системе с целью защиты компрессора от перегрузок.
ПРИМЕЧАНИЕ_________________________
Датчик ввернут в резьбовое отверстие штуцера трубопровода высокого давления без запирающего клапана, поэтому при замене или снятии датчика для проверки необходимо удалить хладагент из системы.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ____________________
При выворачивании и вворачивании датчика используйте два ключа соответствующего размера для предупреждения проворачивания резьбового штуцера трубопровода и повреждения элементов системы.
Система заправлена хладагентом R 134а. Категорически запрещается использовать в системе хладагенты других типов. В хладагент добавлено специальное масло для смазки компрессора.
ПРИМЕЧАНИЯ________________________
В процессе эксплуатации автомобильного кондиционера периодически возникают ситуации, когда требуется обслуживание системы кондиционирования или ее ремонт. Для этого используется современное диагностическое и ремонтное оборудование. Самая распространенная ситуация - это разгерметизация системы и выход из нее хладагента.
Для обнаружения мест утечки используются высокочувствительные галогеновые течеис- катели со звуковой индикацией.
В некоторых сложных случаях применяется метод ультрафиолетовой диагностики герметичности автокондиционера. Он состоит в том, что в систему в микродозах вводится специальный краситель и места утечки хладагента становятся видны в свете ультрафиолетовых лучей.
После ремонта автокондиционера необходимо провести вакуумирование и заправку системы соответствующим хладагентом (R134a). Объем заправки автокондиционера для каждой модели автомобиля индивидуален. Для проведения высококачественной заправки автомобильного кондиционера необходимы:
- прецизионные манометрические блоки;
- - мощный вакуумный насос;
- высокоточные весы.
В связи со специфическими особенностями ремонта системы кондиционирования в данном разделе описаны только работы по снятию и установке отдельных элементов и блока управления системой. Работы, связанные с заправкой системы хладагентом, проводите в специализированных сервисных центрах.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст