Автомобиль Газель до 2009 года. Тормозная система
Описание конструкции
Тормозная система: 1 - тормозной диск; 2 - тормозной механизм переднего колеса; 3 - передний контур; 4 - главный тормозной цилиндр; 5 - бачок с датчиком аварийного падения уровня тормозной жидкости; 6 - вакуумный усилитель; 7 - толкатель; 8 - педаль тормоза; 9 - выключатель сигнала торможения; 10 - тормозные колодки задних колес; 11 - тормозной цилиндр задних колес; 12 - задний контур; 13 - кожух полуоси заднего моста; 14 - нагрузочная пружина; 15 - регулятор давления; 16 - задние тросы; 17 - уравнитель; 18 - передний трос; 19 - рычаг стояночного тормоза; 20 - сигнализатор аварийного падения уровня тормозной жидкости; 21 - выключатель сигнализатора стояночного тормоза; 22 - тормозная колодка переднего колеса
Рабочая тормозная система гидравлическая, двухконтурная (разделена на передний и задний контуры), с вакуумным усилителем, регулятором давления и датчиком аварийного падения уровня тормозной жидкости в бачке. При отказе одного из контуров тормозной системы
второй контур обеспечивает торможение автомобиля, хотя и с меньшей эффективностью. Стояночная система - механическая, с тросовым приводом от ручного рычага на тормозные колодки задних колес.
Тормозной механизм переднего колеса - дисковый, с плавающим
суппортом, включающим в себя однопоршневой колесный цилиндр.
Минимально допустимая толщина накладок передних тормозных колодок 3 мм.
Для более эффективного охлаждения тормозной диск выполнен вентилируемым. Минимально
допустимая толщина изношенного диска 19 мм.
Направляющая тормозных колодок прикреплена к поворотному кулаку, а суппорт крепится двумя болтами к направляющим пальцам, установленным в отверстиях направляющей колодок. На пальцах установлены защитные резиновые чехлы. В отверстия для пальцев направляющей колодок закладывается пластичная смазка. При торможении давление жидкости в гидроприводе тормозного механизма возрастает и поршень, выдвигаясь из колесного цилиндра, выполненного за одно целое с суппортом, прижимает внутреннюю тормозную колодку к диску. Затем суппорт (за счет перемещения направляющих пальцев в отверстиях направляющей колодок) сдвигается относительно диска, прижимая к нему наружную тормозную колодку. В корпусе цилиндра установлен поршень с уплотнительным резиновым кольцом. За счет упругости этого кольца между диском и колодками тормозного механизма поддерживается постоянный оптимальный зазор.
Тормозные механизмы задних колес барабанные, с двухпоршневыми колесными цилиндрами и автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном. В цилиндр с натягом вставлены упорные кольца, ограничивающие свободный ход поршней (после окончания торможения), за счет чего поддерживается постоянный зазор между колодками и барабаном. По мере износа колодок кольца сдвигаются на величину износа. В верхней части тормозных колодок расположены эксцентрики для регулировки положения колодок после их замены. Минимальная допустимая толщина накладок задних тормозных колодок — 1 мм. Максимально допустимый внутренний диаметр тормозного барабана - 283 мм.
Главный тормозной цилиндр с двухсекционным бачком и датчиком аварийного падения уровня тормозной жидкости крепится к вакуумному усилителю. Поршни в цилиндре расположены последовательно, ближайший к вакуумному усилителю приводит в действие тормозные механизмы задних колес, другой поршень - передних. При отсутствии утечек жидкости се уровень в бачке главного тормозного цилиндра должен находиться между метками МАХ и MIN. По мере изнашивания тормозных накладок уровень понижается. В случае нарушения герметичности тормозной системы срабатывает датчик и в комбинации приборов загорается контрольная лампа аварийного падения уровня тормозной жидкости. В этом случае доливать жидкость можно только после устранения неисправности. Вакуумный усилитель расположен между педальным узлом и главным тормозным цилиндром и крепится к кронштейну на четырех шпильках. Для увеличения тормозного усилия используется разрежение во впускном трубопроводе двигателя, с которым усилитель соединен шлангом. Усилитель неразборной конструкции, при выходе из строя он заменяется.
Регулятор давления крепится к левому лонжерону рамы. Он корректирует давление тормозной жидкости в контуре тормозов задних колес, в зависимости от загрузки автомобиля, что повышает курсовую устойчивость при торможении. Отслеживая через нагрузочную пружину загрузку задней оси, он ограничивает давление жидкости в заднем тормозном контуре. При выходе из строя регулятор заменяется. После замены регулятора или элементов задней подвески необходимо отрегулировать положение нагрузочной пружины относительно заднего моста (см. «Регулировка и замена регулятора давления», с. 254).
На часть автомобилей устанавливается антиблокировочная система тормозов, которая служит для уменьшения тормозного пути автомобиля до минимально возможного за счет исключения блокировки колес. Это позволяет также сохранить управляемость и курсовую устойчивость автомобиля при экстренном торможении. Антиблокировочная система — трехканальная, серии 5.3 фирмы Bosch. В систему входят гидроблок (гидроагрегат), четыре датчика скорости вращения колес, сигнализатор неисправности АБС и датчик положения педали тормоза. Гидроблок АБС установлен в моторном отсеке под расширительным бачком системы охлаждения двигателя. Он состоит из модулятора давления и электронного блока управления АБС.
Гидроблок АБС: 1 - электронный блок управления; 2 - модулятор давления; 3 - электродвигатель насоса модулятора |
Модулятор давления включает в себя трехпозиционные соленоидные клапаны и насос с электрическим приводом. К модулятору подсоединены две подводящие тормозные трубки и три отводящие. Подводящие трубки соединяют гидроблок с главным тормозным цилиндром, а отводящие трубки - с колесными цилиндрами (раздельно к левому и правому тормозным механизмам передних колес и общий к тормозным механизмам задних колес).
Для контроля положения педали тормоза блок управления АБС соединен проводом с выключателем сигнала торможения. Таким образом, выключатель одновременно
На всех четырех колесах установлены датчики скорости вращения колес.
Датчики скорости вращения колес — индуктивного типа — реагируют на прохождение зубьев венцов, напрессованных на ступицы колес. По частоте импульсов, выдаваемых датчиками, блок управления определяет скорость вращения колес. Датчики передних колес установлены в поворотных кулаках, а датчики задних колес — на балке заднего моста во фланцах крепления тормозных щитов. Датчики передних и задних колес не взаимозаменяемы. Антиблокировочная система работает следующим образом. При интенсивном торможении или при торможении на скользком участке дороги колесо (или
несколько колес) блокируется тормозной системой. Датчик заблокированного колеса не посылает сигналы электронному блоку управления АБС.
Электронный блок выдает модулятору сигнал о понижении давления жидкости в соответствующем канале (в гидроприводе тормозного механизма заблокированного колеса). Колесо начинает вращаться, и в блок управления АБС поступают сигналы с датчика скорости вращения колеса. Гидроблок снова повышает давление в соответствующем трубопроводе, и колесо блокируе тся, после чего цикл повторяется. Время срабатывания клапанов модулятора — около 20 мс, поэтому давление в трубопроводе за секунду изменяется много раз. Таким образом антиблокировочная система поддерживает оптимальный режим
торможения на грани блокирования колеса, не допуская потери сцепления шины с дорожным покрытием. Аналогично исключается блокирование других колес автомобиля.
Убедиться в том, что АБС работает, можно по слабому дрожанию педали тормоза.
При отказе антиблокировочной системы в комбинации приборов загорается контрольная лампа неисправности АБС (ABS). Тормозная система сохраняет работоспособность, но при этом возможна блокировка колес.
Ремонт тормозной системы с АБС рекомендуется выполнять на СТО. Цепи питания блока управления АБС защищены предохранителями 60 А и 10 А.
Газель до 2009 года. Прокачка тормозной системы, замена тормозной жидкости
Прокачиваем тормозную систему при попадании в нее воздуха или после замены жидкости.
Перед прокачкой тормозной системы проверяем герметичность ее соединений, трубопроводов, шлангов, главного и колесных цилиндров. Подтягиваем подтекающие соединения, заменяем неисправные детали. Прокачиваем тормозную систему при неработающем двигателе с помощником.
В процессе прокачки уровень тормозной жидкости в бачке не должен опускаться ниже метки MIN. Постоянно контролируем уровень и при необходимости доливаем жидкость в бачок.
Если жидкость в тормозной системе отсутствует (была слита при ремонте), сначала заполняем главный цилиндр. Для этого заливаем жидкость в бачок...
...ключом для тормозных трубок «на 12» отворачиваем на 1-2 оборота штуцеры трубок главного тормозного цилиндра.
Жидкость, заполнив камеры главного тормозного цилиндра...
...начинает вытекать через зазоры.
Ускорить процесс заполнения камер главного тормозного цилиндра жидкостью можно, несколько раз плавно нажав педаль тормоза.
Затягиваем штуцеры.
Для прокачки тормозной системы очищаем от грязи клапаны прокачки. Снимаем с клапана прокачки тормозного механизма заднего правого колеса защитный колпачок. Надеваем накидной ключ «на 10» на клапан прокачки.
На автомобиле без АБС...
...если работа выполняется с вывешенным задним мостом, то перед прокачкой заднего контура отверткой поджимаем шток регулятора давления.
Надеваем на клапан прозрачный шланг и погружаем его свободный конец в емкость, частично заполненную тормозной жидкостью. Помощник нажимает педаль тормоза 4-5 раз (делая паузы между нажатиями в 1-2 с) и удерживает педаль нажатой.
Отворачиваем на 1/3-1/2 оборота клапан прокачки.
В жидкости, вытекающей из рабочего цилиндра в шланг, будут видны пузырьки воздуха.
При этом педаль тормоза опускается. Когда педаль упрется в пол, заворачиваем клапан, и только после этого помощник может отпустить педаль. Повторяем операцию до тех пор, пока полностью не прекратится выход жидкости с пузырьками воздуха.
Окончательно затягиваем клапан, снимаем с него шланг и надеваем защитный колпачок.
Так же прокачиваем тормозные механизмы заднего левого, переднего правого и переднего левого колес (в указанной очередности).
Прокачка тормозных механизмов передних колес аналогична прокачке задних...
...только клапаны прокачки передних механизмов отворачиваем накидным ключом «на 12» (для наглядности колесо снято).
Если в системе остался воздух, то при нажатии педали тормоза будет ощущаться упругость. В этом случае повторяем прокачку, пока педаль не станет «жесткой».
Если даже при длительной прокачке пузырьки воздуха продолжают появляться, заменяем главный тормозной цилиндр или неисправные колесные цилиндры.
После прокачки проверяем уровень тормозной жидкости в бачке и при необходимости доводим ее до метки МАХ, после чего устанавливаем крышку бачка.
При смене тормозной жидкости прокачку следует производить до тех пор, пока новая тормозная жидкость (она более светлая) не начнет выходить из клапанов прокачки всех колесных цилиндров.
На автомобиле с АБС включаем зажигание и несколько раз нажимаем педаль тормоза. Контрольная лампа неисправности АБС должна погаснуть.
Если после повторной прокачки тормозов лампа неисправности АБС не погасла, необходимо проверить тормозную систему на СТО.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст