Автомобиль Газель до 2009 года. Тормозная система

Газель до 2009 года. Тормозная система

Описание конструкции



Тормозная система: 1 - тормозной диск; 2 - тормозной механизм переднего колеса; 3 - передний контур; 4 - главный тормозной цилиндр; 5 - бачок с датчиком аварийного падения уровня тормозной жидкости; 6 - вакуумный усилитель; 7 - толкатель; 8 - педаль тормоза; 9 - выключатель сигнала торможения; 10 - тормозные колодки задних колес; 11 - тормозной цилиндр задних колес; 12 - задний контур; 13 - кожух полуоси заднего моста; 14 - нагрузочная пружина; 15 - регулятор давления; 16 - задние тросы; 17 - урав­нитель; 18 - передний трос; 19 - рычаг стояночного тормоза; 20 - сигнализатор аварийного падения уровня тормозной жидкости; 21 - выключатель сигнализатора стояночного тормоза; 22 - тормозная колодка переднего колеса


Рабочая тормозная система гид­равлическая, двухконтурная (раз­делена на передний и задний контуры), с вакуумным усили­телем, регулятором давления и датчиком аварийного паде­ния уровня тормозной жидкос­ти в бачке. При отказе одного из контуров тормозной системы

второй контур обеспечивает тор­можение автомобиля, хо­тя и с меньшей эффективностью. Стояночная система - механи­ческая, с тросовым приводом от ручного рычага на тормозные колодки задних колес.

Тормозной механизм переднего колеса - дисковый, с плавающим


суппортом, включающим в се­бя однопоршневой колесный ци­линдр.

Минимально допустимая толщина накладок передних тормозных ко­лодок 3 мм.

Для более эффективного охлаж­дения тормозной диск выполнен вентилируемым. Минимально

допустимая толщина изношенно­го диска 19 мм.

Направляющая тормозных коло­док прикреплена к поворотному кулаку, а суппорт крепится двумя болтами к направляющим паль­цам, установленным в отверстиях направляющей колодок. На паль­цах установлены защитные ре­зиновые чехлы. В отверстия для пальцев направляющей колодок закладывается пластичная смазка. При торможении давление жид­кости в гидроприводе тормозного механизма возрастает и поршень, выдвигаясь из колесного цилиндра, выполненного за одно целое с суп­портом, прижимает внутреннюю тормозную колодку к диску. Затем суппорт (за счет перемещения на­правляющих пальцев в отверстиях направляющей колодок) сдвига­ется относительно диска, прижи­мая к нему наружную тормозную колодку. В корпусе цилиндра ус­тановлен поршень с уплотнитель­ным резиновым кольцом. За счет упругости этого кольца между дис­ком и колодками тормозного меха­низма поддерживается постоянный оптимальный зазор.

Тормозные механизмы задних колес барабанные, с двухпорш­невыми колесными цилиндрами и автоматической регулиров­кой зазора между колодками и барабаном. В цилиндр с на­тягом вставлены упорные коль­ца, ограничивающие свободный ход поршней (после оконча­ния торможения), за счет че­го поддерживается постоянный зазор между колодками и бара­баном. По мере износа колодок кольца сдвигаются на величи­ну износа. В верхней части тор­мозных колодок расположены эксцентрики для регулировки положения колодок после их за­мены. Минимальная допусти­мая толщина накладок задних тормозных колодок — 1 мм. Максимально допустимый внут­ренний диаметр тормозного ба­рабана - 283 мм.

Главный тормозной цилиндр с двухсекционным бачком и дат­чиком аварийного падения уров­ня тормозной жидкости крепится к вакуумному усилителю. Поршни в цилиндре расположены последо­вательно, ближайший к вакуумно­му усилителю приводит в действие тормозные механизмы задних ко­лес, другой поршень - передних. При отсутствии утечек жидкости се уровень в бачке главного тормоз­ного цилиндра должен находить­ся между метками МАХ и MIN. По мере изнашивания тормоз­ных накладок уровень понижается. В случае нарушения герметичнос­ти тормозной системы срабатывает датчик и в комбинации приборов загорается контрольная лампа аварийного падения уровня тор­мозной жидкости. В этом случае доливать жидкость можно только после устранения неисправности. Вакуумный усилитель расположен между педальным узлом и главным тормозным цилиндром и крепится к кронштейну на четырех шпиль­ках. Для увеличения тормозного усилия используется разрежение во впускном трубопроводе двигате­ля, с которым усилитель соединен шлангом. Усилитель неразборной конструкции, при выходе из строя он заменяется.

Регулятор давления крепится к левому лонжерону рамы. Он корректирует давление тормоз­ной жидкости в контуре тормо­зов задних колес, в зависимости от загрузки автомобиля, что по­вышает курсовую устойчивость при торможении. Отслеживая через нагрузочную пружину за­грузку задней оси, он ограничи­вает давление жидкости в заднем тормозном контуре. При выхо­де из строя регулятор заменяет­ся. После замены регулятора или элементов задней подвески не­обходимо отрегулировать по­ложение нагрузочной пружины относительно заднего моста (см. «Регулировка и замена регу­лятора давления», с. 254).

На часть автомобилей устанавли­вается антиблокировочная система тормозов, которая служит для умень­шения тормозного пути автомобиля до минимально возможного за счет исключения блокировки колес. Это позволяет также сохранить управляе­мость и курсовую устойчивость авто­мобиля при экстренном торможении. Антиблокировочная система — трехканальная, серии 5.3 фирмы Bosch. В систему входят гидроблок (гидроагрегат), четыре датчика скорости вращения колес, сигна­лизатор неисправности АБС и дат­чик положения педали тормоза. Гидроблок АБС установлен в мо­торном отсеке под расширитель­ным бачком системы охлаждения двигателя. Он состоит из модуля­тора давления и электронного бло­ка управления АБС.


Гидроблок АБС: 1 - электронный блок управления; 2 - модулятор давления; 3 - электродвигатель насоса модулятора


Модулятор давления включает в се­бя трехпозиционные соленоидные клапаны и насос с электрическим приводом. К модулятору подсо­единены две подводящие тормоз­ные трубки и три отводящие. Подводящие трубки соединяют гидроблок с главным тормозным цилиндром, а отводящие труб­ки - с колесными цилиндрами (раздельно к левому и правому тормозным механизмам передних колес и общий к тормозным меха­низмам задних колес).

Для контроля положения педали тормоза блок управления АБС со­единен проводом с выключателем сигнала торможения. Таким обра­зом, выключатель одновременно

выполняет функцию датчика поло­жения педали тормоза.

Датчики скорости вращения колес: 1 - колодки проводов; 2 - резиновые держатели; 3 - датчик скорости вращения переднего колеса; 4 - датчик скорости вращения задне­го колеса

На всех четырех колесах установ­лены датчики скорости вращения колес.

Датчики скорости вращения ко­лес — индуктивного типа — ре­агируют на прохождение зубьев венцов, напрессованных на ступи­цы колес. По частоте импульсов, выдаваемых датчиками, блок уп­равления определяет скорость вра­щения колес. Датчики передних колес установлены в поворотных кулаках, а датчики задних колес — на балке заднего моста во флан­цах крепления тормозных щитов. Датчики передних и задних колес не взаимозаменяемы. Антиблокировочная система ра­ботает следующим образом. При интенсивном торможении или при торможении на сколь­зком участке дороги колесо (или


несколько колес) блокируется тормозной системой. Датчик за­блокированного колеса не посы­лает сигналы электронному блоку управления АБС.

Электронный блок выдает моду­лятору сигнал о понижении давле­ния жидкости в соответствующем канале (в гидроприводе тормоз­ного механизма заблокирован­ного колеса). Колесо начинает вращаться, и в блок управления АБС поступают сигналы с дат­чика скорости вращения колеса. Гидроблок снова повышает давле­ние в соответствующем трубопро­воде, и колесо блокируе тся, после чего цикл повторяется. Время сра­батывания клапанов модулятора — около 20 мс, поэтому давление в трубопроводе за секунду изме­няется много раз. Таким образом антиблокировочная система под­держивает оптимальный режим

торможения на грани блокиро­вания колеса, не допуская поте­ри сцепления шины с дорожным покрытием. Аналогично исклю­чается блокирование других колес автомобиля.

Убедиться в том, что АБС работает, можно по слабому дрожанию педа­ли тормоза.

При отказе антиблокировочной системы в комбинации прибо­ров загорается контрольная лам­па неисправности АБС (ABS). Тормозная система сохраняет ра­ботоспособность, но при этом воз­можна блокировка колес.

Ремонт тормозной системы с АБС рекомендуется выполнять на СТО. Цепи питания блока управления АБС защищены предохранителями 60 А и 10 А.

Газель до 2009 года. Прокачка тормозной системы, замена тормозной жидкости

Прокачиваем тормозную систему при попадании в нее воздуха или после замены жидкости.

Перед прокачкой тормозной систе­мы проверяем герметичность ее со­единений, трубопроводов, шлангов, главного и колесных цилиндров. Подтягиваем подтекающие соедине­ния, заменяем неисправные детали. Прокачиваем тормозную систему при неработающем двигателе с по­мощником.

В процессе прокачки уровень тормозной жидкости в бачке не должен опускаться ниже метки MIN. Постоянно контро­лируем уровень и при необхо­димости доливаем жидкость в бачок.

Если жидкость в тормозной системе отсутствует (была слита при ремон­те), сначала заполняем главный ци­линдр. Для этого заливаем жидкость в бачок...


...ключом для тормозных трубок «на 12» отворачиваем на 1-2 оборо­та штуцеры трубок главного тормоз­ного цилиндра.

Жидкость, заполнив камеры главно­го тормозного цилиндра...


...начинает вытекать через зазоры.

Ускорить процесс заполнения камер главного тормозного цилиндра жид­костью можно, несколько раз плавно нажав педаль тормоза.

Затягиваем штуцеры.

Для прокачки тормозной системы очищаем от грязи клапаны прокачки. Снимаем с клапана прокачки тор­мозного механизма заднего правого колеса защитный колпачок. Надеваем накидной ключ «на 10» на клапан прокачки.

На автомобиле без АБС...


...если работа выполняется с выве­шенным задним мостом, то перед прокачкой заднего контура отвер­ткой поджимаем шток регулятора давления.

Надеваем на клапан прозрачный шланг и погружаем его свободный конец в емкость, частично заполнен­ную тормозной жидкостью. Помощник нажимает педаль тормоза 4-5 раз (делая паузы между нажати­ями в 1-2 с) и удерживает педаль на­жатой.


Отворачиваем на 1/3-1/2 оборота клапан прокачки.

В жидкости, вытекающей из рабоче­го цилиндра в шланг, будут видны пузырьки воздуха.

При этом педаль тормоза опускает­ся. Когда педаль упрется в пол, за­ворачиваем клапан, и только после этого помощник может отпустить пе­даль. Повторяем операцию до тех пор, пока полностью не прекратится выход жидкости с пузырьками воз­духа.

Окончательно затягиваем клапан, снимаем с него шланг и надеваем защитный колпачок.

Так же прокачиваем тормозные ме­ханизмы заднего левого, передне­го правого и переднего левого колес (в указанной очередности).

Прокачка тормозных механизмов пе­редних колес аналогична прокачке задних...


...только клапаны прокачки пере­дних механизмов отворачиваем накидным ключом «на 12» (для на­глядности колесо снято).

Если в системе остался воздух, то при нажатии педали тормоза бу­дет ощущаться упругость. В этом случае повторяем прокачку, пока пе­даль не станет «жесткой».

Если даже при длительной прокач­ке пузырьки воздуха продолжают появляться, заменяем главный тор­мозной цилиндр или неисправные колесные цилиндры.

После прокачки проверяем уровень тормозной жидкости в бачке и при необходимости доводим ее до мет­ки МАХ, после чего устанавливаем крышку бачка.

При смене тормозной жидкости про­качку следует производить до тех пор, пока новая тормозная жидкость (она более светлая) не начнет выхо­дить из клапанов прокачки всех ко­лесных цилиндров.

На автомобиле с АБС включаем за­жигание и несколько раз нажимаем педаль тормоза. Контрольная лампа неисправности АБС должна погас­нуть.

Если после повторной прокачки тормозов лампа неисправнос­ти АБС не погасла, необходимо проверить тормозную систему на СТО.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
9 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности